Прослушивание аудиосистемы высокого уровня – всегда событие и интрига. Сложатся ли компоненты в единый ансамбль? Заранее никогда не известно – зависит от множества факторов, даже если речь идет об именитых брендах. Собрать систему, которая зазвучит, лишь по параметрам невозможно – всегда требуется вдумчивая слуховая экспертиза.
Что мы знаем о японской хай-тек продукции? Она неизменно вызывает бурю положительных эмоций. Аудиофилы со стажем, даже если они приверженцы иных концепций, всегда с уважением относятся к изделиям, приехавшим к нам из страны восходящего солнца. Почему?
Во-первых, с первого взгляда сразу понимаешь – вещь! Чувствуется, что разработчики вкладывают в продукцию свою душу. Все продумано до мелочей: от подбора качественных материалов до синтеза эргономики и минималистского дизайна. Во-вторых, конечно же, звук! Особый, честный. Поэтому армия поклонников японской аппаратуры, как новой, так и винтажной постоянно пополняется.
Сегодня пойдет речь о связке проигрывателя и усилителя одного из флагманов японской аудио-индустрии – Esoteric. Cетап составили: SACD/CD-плеер Esoteric K-05XS, интегральный усилитель Esoteric F-05, акустические системы B&W 802 D3 и Dynaudio Confidence 30, кабельная обвязка – Transparent линейки Ultra.
Сначала об источнике. Проигрыватель Esoteric K-05XS – это третья реинкарнация модели K-05. С чего начинается любой проигрыватель дисков? Прежде всего, с качественной механики. Казалось бы, что нового можно придумать и куда совершенствоваться, ведь CD-проигрыватели выпускаются уже не один десяток лет. Но Esoteric шаг за шагом совершенствует все элементы конструкции. K-05XS оснащен дисковым приводом VRDS-NEO версии VMK-5 с системой механической коррекции. Контроль изношенности поверхности диска позволяет дополнительно улучшить считывание с него информации.
Поскольку любой привод предусматривает движущиеся части — одним из ключевых моментов является продуманность конструкции и подбор материалов. Это необходимо для эффективного гашения вибраций и, следовательно, более точного считывания записанной информации, не говоря уже о минимизации износа дисков. Производитель нашел оптимум в сочетании алюминия и поликарбоната.
Цифро-аналоговый преобразователь унаследован от флагманского Grandioso K1. Использована топология «двойного моно», по 4 параллельно включенных чипа AK4493 на канал. Это позволяет добиться самых низких в классе уровней шумов. Сразу после чипов установлены мощные буферы, что, конечно же, не может не сказаться самым положительным образом на воспроизведении низкоуровневых сигналов и качестве баса. Для снижения уровня помех также доработана схема питания, использован тороидальный трансформатор и конденсаторы EDLC емкостью 330 000 мкФ.
Что касается цифровой начинки. Проигрыватель оперирует 34-битным алгоритмом преобразования сигнала, оснащен функцией апсемплинга PCM-сигналов до 768 кГц. Важно то, что помимо штатного VCXO тактового генератора имеется возможность подключить и внешние «часы» (разъем BNC). В линейке Esoteric имеются как OCXO, так и рубидиевые варианты в старших моделях. Таким образом, при желании звук всегда можно вывести в более высокий класс, дополнив систему одной из них.
Коммутационные возможности. Традиционные выходы XLR и RCA, аналоговый интерфейс ES-Link. Имеются коаксиальный и оптический входы, USB. Последний поддерживает DSD до 22,5 МГц и PCM до 32 бит/768 кГц и протокол Bulk Pet. Цифровые выходы RCA и оптический.
Интегральный усилитель Esoteric F-05 вобрал в себя лучшие наработки старших серий. Как и топовый Grandioso, F-05 сконструирован по принципу двойного моно. Это означает, что схема и узлы продублированы, левый и правый каналы представляют собой самостоятельные усилители.
Кроме того, в Esoteric F-05 использована полностью балансная схемотехника начиная от предусилительной части (унаследована от предусилителей серии «С»), заканчивая усилителем мощности. Это позволяет добиться чистого звучания и мощного усиления сигнала при сверхнизком импедансе.
Здесь стоит отдельно упомянуть про особую систему регулирования громкости QVCS (Quad Volume Control System), разработанную Esoteric. Поскольку балансный сигнал состоит из двух противоположных по фазе волн, в данном случае использован, по сути, четырехканальный регулятор громкости – на сверхточных резисторах. Причем электронное управление позволяет независимо управлять уровнем правого и левого канала. Более того, элементы регулятора расположены на плате с расчетом на самый короткий путь сигнала. Меньше наводок, больше четкости сигнала, полное разделение каналов.
Но это еще не все. Для того, чтобы проиллюстрировать красоту и скрупулезность японского подхода, можно привести в пример следующее. За управление переключением резисторов регулятора громкости и темброблока отвечают автономные контрольные цепи. И чтобы гипотетически возможные шумы от них не попадали в сигнал – вся передняя панель гальванически отделена от основного корпуса предусилительной части. То есть все сделано по самым лучшим аудиофильским канонам!
Вообще, в среде самых заядлых аудиофилов считается, что темброблок – зло. Однако в данном аппарате сделано все, чтобы он был максимально эффективен без потери качества звучания при его использовании. Он традиционно трехполосный – регулирует уровень низких/средних/высоких частот, причем отдельно для левого и правого каналов. Полностью электронное управление позволяет сделать также тонкую настройку ±12 дБ с шагом 0,5 дБ.
Снова к деталям. Выше я уже описывал точную механику привода дисков проигрывателя. Разве есть какие-то движущиеся части в усилителе? Конечно есть! А ручки регуляторов? Даже здесь применен перфекционистский подход, для плавного хода использованы высокоточные подшипниковые механизмы, как в серии Grandioso. Ручки выточены из цельного алюминия, какой-либо люфт отсутствует как класс. Сделано все, чтобы владельцу было даже тактильно приятно пользоваться аппаратом.
Также имеется встроенный корректор (MM/MC). Здесь тоже применены независимые схемы и разделение питания правого и левого каналов.
Усилитель для наушников также присутствует. Запас мощности позволяет ему «прокачать» даже сложные высокоимпедансные модели.
Ну и об основе любого усилителя – питании. В Esoteric F-05 используются изготовленные по специальному заказу трансформаторы на железе большого сечения мощностью практически в киловатт! И конденсаторы по 40 тыс. микрофарад на каждый канал. Это хорошая основа для того, чтобы аппарат качественно отыграл заявленные 120 Вт при нагрузке 8 Ом и 240 Вт при нагрузке 4 Ом.
Кстати, секции предусилителя и усилителя мощности можно использовать автономно и даже отключать, если они не используются. Кроме того, благодаря наличию специального слота доступен апгрейд аппарата – его можно дополнить платой ЦАПа или дополнительного фирменного аналогового входа ES-Link.
Все вышеописанное «железо» помещено в пространственно оптимизированном 3D-шасси. Причем каждый блок цепи свой имеет собственный специальный отсек. То, что при этом использован минимально короткий путь проводки между узлами – даже можно не упоминать. Шасси изготовлено бескомпромиссно – состоит из толстых алюминиевых панелей. Воздействие вибрации сводят к минимуму стальные изоляторы. Общий вес усилителя – два пуда, т.е. 32 кг.
Прослушивание.
Для того, чтобы точнее понять характер связки проигрывателя с усилителем, использовались две пары акустических систем. Как показало дальнейшее прослушивание – совершенно разные по характеру. Но как раз их различие и позволило услышать особенности Esoteric.
Трехполосные Bowers & Wilkins 802 D3 представляют собой полностью обновленные АС серии Diamond. Серьезный размер, серьезный вес (почти 100 кг каждая колонка). Звук? Большая акустика – большой звук! Подача музыкального материала очень узнаваема, характерна для Bowers & Wilkins – сочная, раскованная. Чувствуются теплые четные гармоники.
Сначала классика. «Треуголка» М. де Фальи (Decca, 1961, XRCD24). Сразу после включения обращаешь внимание, как хорошо играет система на малых уровнях, прозрачно, без намека на грязь. Тут уместно вспомнить, что именно этому аспекту – минимизации резонансов, сохранению тонких нюансов записи – разработчиками Esoteric уделено особое внимание.
«Трансцендентные этюды» Ф.Листа в исполнении Д.Трифонова (Deutsche Grammophon, 2016) – богатое, наполненное звучание рояля.
«Лебединая песня» Ф.Шуберта в исполнении Д.Фишер-Дискау (Deutsche Grammophon, 1969/1970) – мужской вокал Bowers & Wilkins 802 D3 – звучит характерно, напевно, пластично.
Замечательно прозвучал концерт трех теноров (Decca, The Best of The 3 Tenors, 1990/1994/1998) – живо, эмоционально, аккомпанирующий оркестр не потерялся.
Рок, тяжелые динамичные стили – это стихия Esoteric, особенно с такими АС, как Bowers & Wilkins!
Rammstein «Links 2 3 4». О, да! Это оно! Жарко, динамично. Плотная стена звука. О басе и мидбасе нужно сказать отдельно. Мидбас у Bowers & Wilkins шикарнейший, во многом именно он создает то ощущение причастности к живому исполнению.
Духовой оркестр Пограничной службы России (Избранное, 2003). Макродинамика захватывает дух! Даже громкости добавил, чтобы еще больше погрузиться в эту стихию.
Dynaudio Confidence 30 – стройные, как кипарисы. Вместе с этой парой АС Esoteric дает иное прочтение аудиоматериала. Низкий и четкий бас. Мидбас – подобран, без излишеств. В целом академичная подача весьма нейтральная.
Здесь я начал с рока. Led Zeppelin «Stairway to heaven». Прекрасно «отрисована» сцена. Аппараты столь высокого уровня уже передают ощущение конкретного помещения, студии звукозаписи.
Creedence Clearwater revival «Put a spell on you». Хорошо проработана партия бас-гитары, «рычащие» звуки струн передаются очень достоверно. Явно слышен металл тарелок.
Перехожу к более «тяжелым» жанрам. Diablo swing orchestra «Balrog boogie». Этот диск является достаточно сложным тестом для системы, характерен тем, что здесь записана смесь жанров, звуков, тембров. Присутствуют, как электронные, так и аналоговые инструменты, женский и мужской вокал, динамичные партии металла с плотной звуковой картиной. Сетап показал себя прекрасно – в динамичные моменты не потерял инструментальные партии и тембры вокалистов. Женский вокал очень хорошо подчеркнут, солируя на фоне аккомпанемент
Rammstein. Предыдущие впечатления подтвердились. Здесь все четко очерчено, прозрачно и собрано.
Классика. Вот тут связка Esoteric с Dynaudio проявили себя во всей красе.
«Треуголка». Сцена! Просто потрясающе. Не хочется говорить о глубине и ширине. Она просто адекватна. Создается образ помещения, слышны его границы. Барабаны, глубоки, осязаемы, медные натуральны.
Инструментальный концерт соль минор (RV 331) А.Вивальди в исполнении Дж.Карминьолы (Deutsche Grammophon, 2006). Звучание ровное, струнные звучат собранно, но хочется чуть большей легкости.
П.И.Чайковский «Лебединое озеро», дирижер Е.Светланов. Очень хорошо передается масштаб.
Женский вокал ожил! Слышны «женские» ноты и тембры. Записи Виктории Де лос Анхелес (EMI Classics, 2003) – передают безграничное богатство обертонов великой певицы.
Д.Трифонов – рояль хорош! Система делится с нами массой послезвучий.
Какой же подвести итог?
Прежде всего, важно отметить, что комплект Esoteric позволил проявить себя совершенно разным по подаче музыкального материала акустическим системам. С каждой их них было по своему интересно слушать одни и те же композиции. В данном случае Esoteric проявили себя как сторонний, но неравнодушный участник. Важной общей чертой было то, что связка японской техники в обоих случаях старалась вытянуть из записей максимум информации. Часто такие попытки показать сверхдетальность заканчиваются излишней резкостью, но не в этом случае. Комплексный подход Esoteric к сохранению исходного сигнала работает очень эффективно. И как результат мы получаем потрясающую прозрачность звучания, прекрасную игру на малых уровнях.
Можно сказать уверенно: инженеры Esoteric задали высокую планку, уровень, доступный немногим производителям аудио.