Ежегодно в начале мая в Мюнхене проходит HIGH END SHOW. Мы каждый год его посещаем, это лучшая европейская выставка аппаратуры хай-энд. На неё съезжаются производители и изобретатели со всего мира, чтобы продемонстрировать свои новые изобретения широкому кругу посетителей. К сожалению, в этом году нам впервые не удалось поехать в Мюнхен. Выставка прошла, я посмотрел фото, прочитал несколько отчетов и частных мнений. Создается ощущение, что все было очень мощно, и немного жаль, что я не был на этом празднике.
В одной статье о выставке, профессионально написанной очень уважаемым автором, я наткнулся на такое выражение: «проигрыватель вырезает музыкальные образы самым тонким резцом». Я подумал, как точно подмечено! «Вырезает». Не создаёт мелодичные музыкальные, трогающие слушателя до глубины души образы, а «вырезает». Автор очень точно подметил тенденцию новых изобретений — крутых, очень технически навороченных вертушек, усилителей в мощных алюминиевых корпусах, огромных колонок, усыпанных динамиками и рупорами и покрытых небывалыми слоями лака. Помните, колонки оценивались не по звуку, а по количеству слоёв лака? Все это именно «вырезает» звук.
Как известно, изобретателей много, а вот гениальных – единицы. Они появляются, пропадают, опять появляются; это как в футболе: много команд, много тренеров, но есть Хосеп Гвардиола и еще недавно появился Юрген Клопп. Среди новых «хайэндовских» изобретений все сложнее найти гениальное. Если раньше я смотрел хоккей, и было заметно, что Харламов был на голову сильнее всех, то сейчас разница между игроками подравнялась, она не такая большая. И хоккей стал менее интересен. В хай-энде такая же ситуация: стало сложнее распознать, где хорошие компоненты, а где средние.
В 1996 году я в первый раз попал на выставку в Лондоне. Это было настоящее раздолье. Можно было выбирать, сравнивать, там была атмосфера творчества и экспериментаторства, в воздухе пахло хай-эндом. В Лондоне давно нет выставки, и я очень жалею об этом, вспоминая ту атмосферу поиска и находок. Все переместилось в Мюнхен – теперь все более технологично, чётко, красиво, но дух творчества немного испарился, уступив место маркетингу. Ничего не поделаешь, время бежит вперед и вместо мелодичности и музыкальности превалирует термин «вырезает».
Недавно к нам в «Техно-М» зашёл мужчина послушать рупорные колонки. К нам приходят разные люди — бывают дилетанты, бывают очень грамотные, подкованные во всех хайэндовских вопросах. Этот был именно из «подкованных». Немного послушав, он начал нас немного обучать и рассказывать что-то своё, о том, как он слушает музыку. Через некоторое время стало понятно, что он не разбирается в музыке, назвав Diana Krall «Диана Крил», и просто не знает некоторых очень известных музыкантов, но очень уверенно обо всём судит. Он сказал, что ему нравятся 500-ватные усилители. Он слушает их минут 15, а потом хлопает рюмочку и все. И так бывает. Вот уж «вырезает» так «вырезает»!
В детстве (а это было в начале 60-х) я жил на Семёновской, и у нас дома в коридоре висело радио. Там транслировались песни и симфонические произведения. Иногда заводили Шостаковича и говорили, что он гений. Я никак не мог понять — музыка была сумбурная, очень режущая слух. Прошло время, я приобрел хорошую аппаратуру, и мне открылась гениальность Шостаковича. Теперь у меня есть почти все произведения в исполнении разных дирижеров и оркестров.
У Вознесенского есть такое стихотворение: «По утрам надев трусы, не забудьте про часы». Так вот: весь этот хай-энд нужен для того, чтобы слушать музыку и наслаждаться ее красотой, не забывайте об этом!
Автор текста: Александр Экономов