Об акустических системах Focal Utopia уже написано немало. Технические особенности и характеристики описаны специалистами во многих тестах и обзорах. Поэтому, приступая к своему тесту, я сразу решил не повторять то, что уже сделано и оценить их музыкальные способности со своей точки зрения.
Любые двухполосные акустические системы – это компромисс между возможностями звуковых излучателей в месте их эстафетной передачи звукового излучения. Поэтому так важны возможности примененных динамических головок на краях своих рабочих диапазонов. Мне бы хотелось, хоть и кратко, но обязательно остановится на двух, на мой взгляд, важных технических особенностях полочных акустических систем Focal Diablo Utopia, которые определяют их звуковые характеристики. Первое, это конечно, ВЧ-излучатель из бериллия. Пропущу особенности его конструкции, по выше названной причине, однако отмечу его низкую резонансную частоту. Именно она позволяет жесткому металлическому куполу звучать линейно, без характерных для других металлов акцентов в нижней области своего рабочего диапазона. И второе – жесткий сэндвич-диффузор НЧ-СЧ головки с наполнителем из рохаселл пены, который сохраняет поршневой режим в большом частотном диапазоне и не имеет окраса, характерного для диффузоров с тонкими материалами.
Прослушивание происходило в системе с усилителем McIntosh MA7900, источник сигнала СD проигрыватель Denon DCD-2020AE, кабели — Inakustik Referenz.
В прекрасно подготовленной демонстрационной комнате при мне установили полочники Focal Diablo Utopia на места, где стояли напольные громкоговорители. Первые несколько треков показали, что колонки стоят широко и для более точной звуковой сцены их нужно поставить поуже. Сделано. Звуковая сцена стала идеально-показательной! При большой глубине прекрасно проработаны инструменты последнего эшелона. При хорошей широте нет эффекта закругления краёв. Так же, приятно было обнаружить способность этих систем продемонстрировать четкую разницу в высоте расположения инструментов. В общем, по звуковой сцене нет никаких замечаний, кроме восторга.
Запас по звуковому давлению не таков, как у больших напольников, но для полочников в большом помещении также не мал, и вряд ли кто станет слушать серьезные музыкальные произведения на громкости, превышающей их барьер без искажений.
Колонки прекрасно показывают разницу в записях, не навязывают свою трактовку, не изменяет музыкальную суть исполнения. Это самое ценное свойство любого аудио компонента, наличие которого возводит его в очень высокий класс. Первое, и главное, что я оцениваю в звучании при тестировании – это баланс музыкальность/детальность. Тут все очень просто – если звучание излишне детально, то музыкальный поток подается отдельными звуками, дискретно, отвлекая от главного в прослушивании – музыки, как таковой. Если же, наоборот, звучание излишне комфортно, то отсутствие микродинамики и как следствие бедное тембральное наполнение делают звук скучным, безжизненным. При росте одного из составляющих значений этого баланса, должен и другой параметр расти, тем самым демонстрируя высокий уровень при сохранении баланса. У Focal Diablo с балансом музыкальность/детальность все верно, и его уровень достаточно высок.
Теперь более формально о некоторых критериях звучания. Тонально все сбалансировано, открытая ясная середина не выделяется, но инструменты и вокал демонстрируются во всей красе. Высокие частоты наполнены, прекрасно воспроизводятся металлические перкуссийные инструменты, при ударе палочкой по тарелке слышно тело звука тарелки, переливы и долгое затухание. Тонально очень верно! Медные духовые мне понравилось больше всего, – они звучали вкусно, мощно, раскатисто. С удовольствием порекомендую АС для любителей классических произведений с частым присутствием духовых партий, впрочем и в других жанрах эти полочники великолепны. В джазовых композициях саксофон звучал вовлекательно, явно показывая свою принадлежность к тростным инструментам.
В большой комнате прослушивания можно было даже отследить небольшой уровень суббаса, прослушивая известный трек с диска Аудиодоктор с синусами частот начиная с 20 Гц, что, в общем-то, удивительно для полочных АС. Причём тон был чистым, а не невнятное трепыхание динамика, как это обычно бывает. Басовые партии в различных музыкальных произведениях очень ровно и гармонично вписывались в тональный ряд, нигде не выделяясь и не проваливаясь. Бас был хорошо структурирован, разборчив и детален. Щипок струны бас-гитары или контрабаса характеризуется хорошей «прорисовкой», а при воспроизведении соло присутствуют четкая вибрация и затухание. Вокал – открытый, ясный, с неотъемлемым тембральным присутствием. В проблемных записях будут вскрыты все недостатки, зато качественные записи покажут все богатство и красоту голоса.
Ну и напоследок, сделав небольшой перерыв для адаптации, я оценил способность акустики играть на тихих уровнях громкости. Совсем немного потеряв в низкочастотном диапазоне, Focal Diablo полностью сохранила детальность и разборчивость в СЧ-ВЧ, что сохранило способность эмоционально доносить Музыку даже при вынужденном ограничении громкости.
В общем, такие колонки – мечта любого аудиофила!
Музыкальный материал: LET’S TEST! Various Artists. Жанр: Сlassic Heart of Rhythm’n’Blues. Various Artists. Жанр: Jazz, Rock, Blues, Pop The Music Inside You. Fall Sampler. Жанр: Сlassic Аудиодоктор FSQ. Various Artists. Жанр: Audiophile Sampler Рекомендованная розничная стоимость АС Focal Diablo Utopia вместе со стойками – 1 050 000 рубАвтор теста: Феликс Скакун (Felix)