Обзор. АС Penaudio Sonata Signature. Ее величество Достоверность

Если у вас за окном холодное небо, так похожее на финское, лето яркое и быстротечное, то наверняка будет понятна и неспешная красота скандинавского стиля, основанного на национальной романтике и внимательном отношении к натуральным материалам

Penaudio Sonata Signature – топовая модель линейки Signature далась основателю и разработчику акустических систем Penaudio Сами Пенттила (Sami Penttila) непросто, так высока оказалась поставленная планка. На прослушивания и доводку ушло около года,- это хорошо выдержанный продукт, а полученный результат выглядит свидетельством творческой состоятельности и соответствует самым высоким требованиям топового сегмента. Акустические системы Penaudio продаются в 12 странах, им не нужно  заново завоевывать публику, и в России этот бренд давно пользуется заслуженным  успехом.

Как и положено флагману, акустические системы выглядят солидно. Строение корпуса и отделка узнаваемы, узкая лицевая панель самых массивных в этой линейке кабинетов компенсируется достаточной для требуемого объема глубиной. Конструкция башни базируется на тяжелой платформе, посаженной на регулируемые ножки–шипы. Надежное демпфирование с помощью внутренних распорок, битумной мастики и минерального поглотителя позволяет избавиться от нежелательных резонансов. Трехуровневая структура корпуса представляет собой вставки из MDF, расположенные между слоями фанеры, со шпонированием не только с внешней боковой, но и с внутренних сторон. Часть кабинета имеет пеструю структуру — это своеобразная «визитная карточка» бренда, и представляет собой поперечный срез LVL-массива фанеры (от английского Laminated Veneer Lumber, в переводе «пиломатериал из слоёного шпона»). Кроме оригинальности и узнаваемости имеет ряд преимуществ перед обычной древесиной:  не впитывает влагу, не трескается и в течение многих лет не теряет форму. Для АС доступны семь видов отделки: береза, черный ясень, зебрано, карельская береза, черный и белый рояль, дуб. В нашем случае сочетание шпона карельской березы со спилом массива выглядело вполне гармонично. Думаю, с отделкой «зебрано» колонки будут смотреться совершенно однородно.

Все динамики Penaudio Sonata сделаны по индивидуальной спецификации норвежской компанией SEAS и относятся к одной из верхних линеек серии Excel. Купольный 29-мм ВЧ динамик SEAS Crescendo Excel с тканевой мембраной и запатентованной магнитной системой HEXADYM, состоящей из шести радиально расположенных неодимовых магнитов,  и обеспечивающей эффективное подавление призвуков в пространстве за куполом, превосходную вентиляцию укороченной звуковой катушки, позволяющей достичь исключительно низких искажений во всем диапазоне воспроизводимых частот, и с охлаждением ферромагнитной жидкостью.

Два 146-миллиметровых драйвера из той же серии SEAS Excel, сделанные по спецзаказу, установлены в корпусе по принципу д’Апполито, т.е. твитер находится между симметрично расположенными среднечастотниками, что позволяет удвоить эффективную площадь излучения на СЧ, расширяя оптимальную зону прослушивания, и улучшить пространственные характеристики.

За низкочастотный диапазон отвечает пара 221-миллиметровых заказных вуферов SEAS Excel, которые как и среднечастотники имеют легкие и прочные диффузоры из алюминиево-магниевого сплава, с мощной фазовыравнивающей «пулей» в центре, наличие которой позволяет снизить искажения и улучшить диаграмму направленности.

Sonata Signature имеет 3-полосную конструкцию, акустическое оформление — фазоинвертор с портом в виде традиционного для Penaudio отрезка алюминиевой трубы на задней панели в районе условного объема низкочастотных динамиков. Алюминий вместо пластика был выбран  как материал c  наилучшими акустическими характеристиками.

В кроссовере используются аудиофильского класса полипропиленовые конденсаторы, катушки индуктивности с воздушным сердечником, частота разделения полос: 180Гц, 4кГц. Внутренняя разводка выполнена плоским медным кабелем шведской компании Jorma Design. Акустические терминалы — WBT Signature Platinum. Bi-Amping и Bi-Wiring не предусмотрены, и это взвешенная позиция разработчика.

Сборка акустических систем Penaudio теперь осуществляется на том же заводе в Латвии, что и продукция Arslab, что позволяет автору уделять больше времени своим музыкальным увлечениям и экспериментам со звуком для разработки новых громкоговорителей. Синтез между практикующим инженером и музыкантом не уникален, но Сами Пенттила, кроме увлечения музыкой и инженерной практики, закончил институт по специальности «психоакустика». Эта дисциплина не является по определению точной наукой, как например акустика, и основывается скорей на субъективных человеческих ощущениях, изучает особенности восприятия звуковых волн человеком и позволяет понять, как человеческая система слухового восприятия расшифровывает звуковые образы и выявляет значимые параметры звука для передачи смысловой и эмоциональной информации. Сразу становятся более понятны основы и глубина наработок автора. Сами Пентила однажды так прокомментировал свой труд: «Создавать громкоговорители с натуральным звучанием легко. Вам просто нужно знать, что натуральный звук из себя представляет».

Penaudio Sonata Signature удалось послушать в системе с флагманским усилителем мощности Plinius RA-300, предусилителем Plinius RM-10, и аудиофильского качества сетевым проигрывателем Merging+NADAC PL8. Такой топовый состав компонентов уже выглядел как очевидное знамение, обещающее незаурядность звука, оставалось только убедиться в этом лично.

Однако никаких реверансов и стремлений любой ценой подтвердить свой статус колонки не выказывали, что поначалу показалось даже немного скучным. Но постепенно, как раскрывается букет дорогого вина, находя все новые неуловимые оттенки,  акустические системы помогли воссоздать  ощущение естественного течения музыки, такое откровенно реальное, которое нечасто встретишь даже в самом дорогом сегменте.

Если и можно обозначить понятие звука этих колонок, чтобы остались позади сомнения, что продукт не переоценен и соответствует самым высоким требованиям, то как банально не звучит – это натуральность. Громкоговорители ничем не выдают своего присутствия, музыка живет собственной  жизнью, а точное построении сцены, реальные размеры «кажущихся источников звука», глубина их расположения, соответствующее полнозвучие, свежесть тембра при убедительной интонационной точности еще больше подчеркивают достоверность звука. Практически все вокальные партии прозвучали так, что буквально угадывался поворот головы солиста, так пространственно выверен и натурален был голос, тембры искрились нюансами, и не покидало ощущение реальности живого голоса, и даже некой этнографической подлинности. Аплодисменты прозвучали как аплодисменты, а не как заунывный осенний дождь. Казалось, тысячи микроскопических ежесекундных решений позволяли детально воссоздать оркестровый аккомпанемент, и, конечно, дружелюбное отношение с  незаурядным усилением помогали в полную силу развернуть это вокальное великолепие.  Задушевно-романсовый стиль порадовал аккуратностью интонаций и акварельной трепетностью  женского соло. Быстрые пассажи на фортепиано не оставляли  сомнений в технической свободе громкоговорителей. Склонность к хорошему темпу пошла на пользу и при прослушивании насыщенных произведений БСО. А неуязвимый и могущественный соперник голоса  — оркестр, безжалостный и полнозвучный, на сложных динамичный многосоставных фрагментах полностью захватывал внимание, мертвой хваткой удерживая оркестровую логику и ее  тембровое воплощение. Медные духовые  яркие, но не «бликуют», плотно сыгранные струнные  в этом коктейле тембров  не смешивали ингредиенты, и безошибочно чувствовался бездонный потенциал на других, более спокойных жанрах.

Баллада с насыщенного аранжировками альбома Бориса Гребенщикова «Соль» — «Не было такой» прозвучала  с неизменной долей меланхолии, которой пропитан весь альбом. Тем не менее, никакой однообразности в звуке не было, хорошо прослеживались  живая энергетика гитары с сольными фрагментами скрипки, создающие для вокала особенное пространство. Ощущалась усталая зрелость голоса, и  тщательно выделанный колоритный тембр певца с мельчайшими деталями в виде узнаваемого легкого дрожания и обертональной окраски.   Roger Waters с мелодикой  мрачной концептуальной психоделики с применением технологии QSound  с вкраплением технологических звуков только подчеркнул правильно истолкованные акустическими системами пространственные характеристики произведения.

Автору  акустических систем удалось совместить волшебство классической музыки с наиболее интеллектуальными жанрами радикальных стилей, хотя часть прослушанного материала лежала за пределами его музыкального вкуса.

За стеной несущего звука в самых тяжелых композициях трэш-метал  вполне угадывалась живая энергетика, но чуть больше агрессивности пошли бы  звучанию только  на пользу. В любом случае все это не сваливалось в однородную массу, хоть инструментальная  часть и прозвучала  более насыщенно, оставляя голосу минимум пространства. В более гуманных из техничных тяжелых разновидностей  Progressive Rock со сложным ритмическим рисунком гитарных риффов, «кривыми» тактовыми размерами  и сложными вокальными пассажами таких проблем уже не возникало. Высшей точкой  этого экскурса по жанру стал тевтонский индастриал с суровым звуком «мартеновского цеха». Колонки легко поддерживали высокий градус, четко и быстро  отрабатывали атаки и достоверно передавали тоталитарную природу этой музыки.

Про низкочастотную составляющую хочется сказать отдельно. Бас у громкоговорителей  очень динамичный, подвижный, глубокий и  хорошо оформленный, иногда немного не хватает полнокровности, но эта предосторожность, возможно, даст фору в неподготовленном помещении и позволит избежать излишнего  подгуживания. Ощущения низкочастотного фундамента, как опоры для построения музыки не возникает, скорей  басовый диапазон равноправен, гармонично интегрирован, и его внятная, с достаточной глубиной регистра сущность позволяет  артикулировано  воспроизводить  свои партии в наиболее брутальных стилях, где часто именно отсутствие четкости и  «хвосты» низкочастотного гула сваливают все в кучу.

Пользуясь возможностью аппаратного переключения на усилителе мощности между классами А и АВ, удалось отметить, что в классе А синергия усилителя и акустических систем больше  ощущалась на спокойных жанрах, романсах, оперном и эстрадном вокале, оркестровых произведениях, роковых балладах, джазе, и некоторых разновидностях электроники. Громкоговорители честно наделяли музыку подлинной легкостью, энергетикой и удивительной естественностью. Для более сложных жанров с нарастанием динамики на усилении уместно было использовать класс АВ.

Эти АС, как и многие большие громкоговорители фазоинверторного типа, требуют при расстановке в помещении отступить пару метров  от задней стены, а крупный размер и конструкция д’Апполито не предполагают прослушивание в ближнем поле.  Эксперименты показали, что в большом зале  эти акустические системы оптимально звучали с 4 метров, звук отрывался от колонок, построение сцены уходило далеко вглубь, кажущиеся  источники звука принимали реальный размер, поэтому размер помещения  и расположение в нем не должны стеснять эти громкоговорители.

Удивительная согласованность излучателей позволяла получить телесный, практически бесшовный саунд, и  становилось  понятно опасение разработчика нарушить это  хрупкое равновесие случайными шрамами при реализации Bi-Amping или  Bi-Wiring.

Попытка соизмерить возможности отечественных потребителей и довольно высокую  цену за эти громкоговорители показалась мне не лишенной смысла. Многие меломаны предпочитают уже сложившиеся бренды, занимающие  стабильные позиции. Часто эта элементарная ставка на будущее или интеллектуальная прозорливость опирается на уже приобретенный статус изделия, на авторский взгляд со своей аурой уникальности, техническую оснащенность и безукоризненное  качество звука. Музыкальный уровень  этих громкоговорителей  выглядит свидетельством неукоснительного придерживаемых традиций и тщательного, перфекционистского подхода  к созданию своих моделей. Эти акустические системы практически всегда  чувствуют себя хозяевами поля, при любых темпах четко удерживает композицию, и делают это совершенно свободно и естественно. У колонок есть и особое ценное  качество — почти  абсолютная музыкальная универсальность, что, несомненно, расширит ряды их поклонников. Но при этом чувствительность 89 дБ  и высокий класс акустических систем позволяет предполагать о некоторой избирательности при выборе усиления.

Penaudio Sonata Signature со своим сдержанным дизайном скандинавской эстетики, находящимся  на пике моды наряду с классикой, хорошо сочетается со многими современными стилями, а благодаря большому выбору отделки корпуса, впишется практически в любой интерьер просторной гостиной загородного дома или городской квартиры.  И холодными вечерами или в непогоду, когда не хочется лишний раз покидать теплый уютный дом, непременно найдет формулу идеальной атмосферы для прослушивания любимой музыки, и даже если вы и пропустите концерт в филармонии, вряд ли будете жалеть о том, что остались дома.

Для теста использовались

Сетевой проигрыватель Merging+NADAC PL8 + PWR

Предусилитель Plinius RM-10

Стереоусилитель мощности Plinius RA-300

 

Технические характеристики

Число полос  — 3

Количество динамиков — 5

Тип корпуса — фазоинверторный

Твитер — 29 мм SEAS Crescendo с тканевым куполом, неодимовая магнитная система Hexadim, охлаждение с помощью ферромагнитной жидкости

СЧ-излучатели — 2 х 146 мм СЧ-драйвера SEAS Excel (OEM) с магниево-алюминиевыми диффузорами

НЧ-излучатели  — 2 х 221 мм НЧ-драйвера SEAS Excel (OEM) с магниево-алюминиевыми диффузорами

Диапазон частот — 25–30000 Гц

Чувствительность — 89 дБ

Номинальный импеданс — 4 Ом

Частоты разделения полос — 180/4000 Гц

Рекомендуемая мощность усилителя — более 30 Вт на канал

Входные разъемы — одна пара высококачественных винтовых клемм WBT

Габариты (ШхВхГ) -240x1170x567 мм (без подиума), 300х1238х610 (с подиумом)

 

Автор обзора:  Анна Гурьянова

Информация: www.audiomania.ru

Обсудить на форуме

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.