Обзор. Penaudio Talvi. Северная звезда

Музыка всегда являлась мощнейшим коммуникатором, поэтому во всем мире музыкальные события вызывают страсти под стать современному футболу, — неудивительно что для многих меломанов выбор акустических систем является ключевым и принципиальным моментом, который все-таки хочется доверить надежным и проверенным временем мастерам и компаниям.  За 20 лет существования компании приходится признать, что Penaudio стал уникальным брендом, и Сами Пенттила — единственный автор и разработчик громкоговорителей, очередной раз показал, что вместо поиска легких путей намерен сохранять традиции и поддерживать в звуке стремление к натуральности.

Как скоро потребители ждут от мастера трансляции традиционного стиля, который он демонстрировал во всех своих работах, Маэстро остается убедителен в своей стратегии, и относительно новая «холодная» линейка Snow Line, выпущенная к 20-летнему юбилею компании Penaudio, тому доказательство. Пока фирменная серия состоит из трех моделей, и призвана заменить акустические системы предыдущего поколения: Sara S, Cenya и Cenya Centre.  Это такой кластер акустических систем средней ценовой категории, умеющий сотворить неповторимую физиологичность музыкального происходящего, которая управляет атмосферой, чувствами и звуком, с неизменной склонностью к натуральности и правдоподобию.

Моё внимание сегодня обратилось на старшие громкоговорители Penaudio Talvi, что в переводе с финского означает «зима». Эти узкие компактные «напольники» фазоинверторного типа имеют три динамика и 2,5 полосы. Норвежского производства 2,5 см твитер SEAS из линейки Excel с низкой резонансной частотой, мягким куполом и специальным покрытием с выдержанной постоянной толщиной из материала SONOMEX, имеет мощную магнитную систему и охлаждается ферромагнитной жидкостью. Два 146 мм СЧ\НЧ динамика, сделанные на заказ инженерами SEAS из легкого и прочного тканого полиролпилена специального плетения конической формы (CURV woven cone), имеют приводную систему, идентичную серии Excel, а для демпфирования массы диффузора — жесткий армированный резиновый подвес, мощную магнитную систему, и фазовыравнивающие пули, и делят между собой полторы полосы. Один динамик воспроизводит только НЧ диапазон до 200 Гц, а второй — сразу два: СЧ и НЧ, и охватывает более широкий спектр частот до 5500 Гц. Такое решение свободно от некоторых недостатков 2-х полос — компенсирует провал на МИД басе, и улучшает отдачу на низких частотах. Средство эффектное, но не всемогущее, и басовый диапазон местами получился густой и напористый, что на глубоком психологическом уровне дает некое удовлетворение, даже если на некоторых жанрах общее звучание отклонялось от привычной нейтральности.

Корпуса акустических систем изготовлены из MDF и фирменного поперечного спила массива фанеры, которые на этих колонках полностью скрыты шпоном, а антирезонансные свойства материала и дополнительное демпфирование битумными листами позволяют достичь требуемой жесткости. Труба фазоинвертора сделана из алюминия и расположена на тыльной части колонок. Узкая лицевая панель традиционно компенсируется глубиной кабинетов, водруженных на двойной массивный подиум, и в комплект входят шипы для развязки с полом. Доступны на выбор варианты отделки натуральным шпоном — «береза», «дуб» или «черный ясень». Кроссоверы сделаны вручную из тщательно подобранных элементов премиум класса, куда входят катушки индуктивности с воздушным сердечником и полипропиленовые конденсаторы. Для крепления декоративных грилей к корпусу используются магниты. Входные разъемы представлены парой акустических клемм WBT-0708 Cu Nextgen. Весят колонки скромно — 22,1 кг каждая, при габаритах корпуса — 165x1080x317 мм, и подиума — 300х345 мм. Заявленный диапазон частот 34–25000 Гц, чувствительность — 88 дБ, сопротивление 4 Ом. Паспортная мощность рекомендуемого усиления — более 30 Вт, но мне посчастливилось услышать Penaudio Talvi с разными усилителями и источниками: в мощной связке Plinius RA-300, Plinius RM-10 с источником MERGING+NADAC, и на технике попроще – с усилителем Luxman L550AXII (2 х 60 Вт на 4 Ом) и источником Cambridge Audio Edge NQ.

Акустические системы заиграли сразу, без прописанного любым громкоговорителям начального разбега, с ходу наделяя речитативы рэпа настоящим драйвом. И с усилителем Plinius RA-300 на тяжелых жанрах  получилось создать такую монолитную звуковую основу, которая позволила, например, в полной мере прочувствовать ползучее пещерное мракобесие Megadeth, с треком «She-Wolf»,  в чьей музыке выражалась вся суть стиля раннего треш-металла, мощностью и классом усилителя заретушировав мелкие ожидаемые недостатки небольших динамиков. Колонкам каким-то образом удавалось спрессовывать внушительную стену синтезированного баса и, слушая израильскую группу Infected Mushroom, которая олицетворяет собой передний край электронного психоделического транса, это особенно было заметно. Penaudio Talvi так вколачивали и качали, что выглядело неожиданностью, когда такой звук выдают небольшие напольники. А музыкальный материал с альбома «Vicious Delicious», знаменательный попыткой смешения более тяжелых стилей, добывали, вероятно, где-то на другой планете.

Выплескивая чувства с песней «Бесконечность», акустические системы подстроились под голос Земфиры, как вода под упавшее в жидкость тело, натурально передавая тембры, нюансы и подробности голоса, и это прекрасная иллюстрация к тому, что называют «раствориться в музыке». Басы несколько утяжеляли общее звучание, но не перетягивали звук на «темную сторону», просто добавляли к привычной реалистичности пару мазков надежной основательности.

Переходя на более уместный по ценовому диапазону усилительный тракт Luxman L550AXII, оставалось небольшое сомнение, что акустические системы не будут столь убедительны и хороши. И хотя разница в мощности была достаточно ощутима, потеря ее и некоторого дорогого лоска в звуке почти не сказалось на генеральной линии, и по большей части слушать было хорошо и комфортно.

Баритональный саксофон John Surman прозвучал завораживающе красиво, подчеркивая струящиеся густые тембры эффектными паузами, все это было тщательно выстроено на пустой темной сцене, и эффектные передышки казались кульминацией композиции. С помощью квартета саксофонов The Tiptons Sax Quartet, состоящего исключительно из женщин, акустические системы хорошо обозначили трехмерность образов, и было легко понять и представить расположение каждого инструмента.

Непрерывная последовательность левой руки в одном из фортепианных ноктюрнов Шопена подчеркивает легкие комбинации правой, воздушные и невесомые, словно сдуваемые в одно мгновение, и оставляющие после себя легкую и светлую грусть.

Душещипательные блюзовые соло, неоклассика, легкие оркестровые произведения и романсы — громкоговорители оперируют широчайшей музыкальной палитрой, сохраняя уважение к неприкосновенному исполнительскому тексту. И если в тяжелой музыке есть жесткость, АС достаточно подробно ее передают, правда уже без тоталитарного контроля НЧ, как на более мощном усилении, но и без откровенных недомолвок.

А вот тест с роскошным многоярусным звуком Большого симфонического оркестра не предоставил возможности проявить себя всем прослойкам действия, и столкнувшись с плотным спектром практически во всем частотном диапазоне, громкоговорители немного упростили звучание, пытаясь воспроизвести с максимальной дотошностью ,но все равно теряя в разборчивости и разрешении.  Зловещей атмосфере Вагнера вполне ожидаемо не хватило ярости, и такая сдержанность сказалась на интонациях, отдавая бессмысленную дань формальностям в виде излишне подчеркнутых ритмических аспектов.  И главное здесь вовсе не объем выдаваемой низкочастотной информации, а то, насколько тактично интегрирован бас в общую картину, и как справляется с ним усиление, — все-таки мощность довольно ощутимо сказывается на контроле этого диапазона. СЧ и ВЧ имеют между собой чуть похожий характер, тембрально   достоверны, ощущается больше динамических нюансов, а более плотный бас очерчивает их многогранность, слегка корректируя пропорции.  Для записи оркестра построение сцены мне показалось правильным, лишь немного оказались упрощены некоторые пространственные локации, но при любом расположении слушателя, умения исчезать из тракта акустическим системам не занимать. Удалось услышать и гипнотическую неотразимость на оперных жанрах, где акустические системы выкладывались в полную силу, демонстрируя сильный вокал, мастерство и блестящее попадание в самую нижнюю, несущую часть голоса, так называемой низкую певческую форманту, для передачи нюансов находя множество пластичных оттенков.

При подборе усиления для этих громкоговорителей стоит учитывать чувствительность 88 дБ и импеданс 4 Ом, — для хорошего контроля над ними обязательно понадобится мощный усилитель. Этот небольшой каприз дает возможность существенно расширить жанровые рамки и воспроизводить очень разный по музыкальной стилистике материал, претендуя на внимание широкой аудитории, в том числе молодой. Размещать Talvi, как и любые АС фазоинверторной конструкции, не рекомендуется близко у стены, а компактные размеры, спокойный дизайн и множество вариантов отделки позволяют легче найти для них подходящее место.

У Penaudio давно сформировался собственный характер звука и лаконичный стиль, который не меняется в угоду модным веяниям и предпочтениям. Видимо, в ритуальной неизменности и заложен успех финского автора. В этом смысле финны стоят в одном ряду с некоторыми известными именами, для которых на первом месте стоит авторская мысль, а уже на втором коммерческий продакшн. И хоть звук Penaudio Talvi остался по-прежнему узнаваемым, есть в них и своя изюминка, которая, однако не помешала привычной «настройке на прежние частоты».

Автор фото и текста:  Анна Гурьянова

Обсудить на форуме

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.