Я давно и хорошо знаком с ЦАПами фирмы Mytek, поэтому с интересом взялся за тестирование их нового флагмана – Manhattan DAC II. Более того, в свое время успел познакомиться с его предшественником – Mytek Manhattan первого поколения. Но новое изделие похоже разве что корпусом и системой питания, а основная плата была полностью переработана. Новый ЦАП построен на хорошо известном чипе ESS Sabre 9038.
Можно сказать, что ЦАПам на различных версиях Sabre немного не повезло, и хорошие образцы незаслуженно страдают от некоей обобщающей репутации, которую снискал этот чипсет. Простота реализации и высокие характеристики чипа подтолкнули многих производителей к выпуску множества недорогих изделий, которые, при близком рассмотрении, оказались обладателями целого букета недостатков, среди которых я прежде всего выделил бы неестественно пышный, «нарядный» звук, излишне серебристые, бестелесные ВЧ и пустоватый диапазон от верхней середины и выше. Последнее вообще является бичом современных цифровых изделий, очевидно, такая подача в наш век погони за высоким разрешением позволяет маскировать творческую импотенцию при попытке усвоить современные Hi—Res форматы. Чипсет оказался с подвохом: получилось так, что для извлечения действительно классного звука приходится немало потрудиться на всех фронтах: в части питания, схемотехники, а часто и в написании собственных фильтров.
На этом фоне серьезные изделия на чипах Sabre демонстрируют прекрасный звук, конечно, только у тех производителей, которые умеют их приготовить, вкладывают время и деньги в собственные разработки и производство. Не буду перечислять все достойные модели, отмечу лишь, что первое поколение ЦАПа Mytek Manhattan было одним из тех самых «правильных» ЦАПов на Sabre, и это объясняет мой интерес к Manhattan II.
Аппарат производит приятное впечатление – его вес как у хорошего интегрального усилителя (еще бы – толстые металлические панели корпуса, два больших трансформатора внутри), интересный дизайн (конечно, он немного вычурный, но вживую смотрится очень неплохо, и сразу видно, что аппарат далеко не бюджетный), экран с элементами в виде ярких белых точек.
Оснащение аппарата, не побоюсь этого слова, богатое. Помимо того, что это ЦАП, он может быть и предусилителем, причем как цифровым, так и аналоговым! Доступны опциональные модули фонокорректора и сетевого проигрывателя, всевозможные входы и выходы. Кроме того, на передней панели красуется два выхода на наушники 6,3 мм, но используются они для подключения по балансной схеме. При этом ничего не мешает использовать одно из гнезд для обычных наушников (что я и делал при тестировании). Аппарат понимает буквально все форматы, до DSD256 (полный список форматов можно посмотреть на сайте производителя). Как любой современный аппарат, ЦАП работает с потоковыми сервисами Tidal и Qobuz, поддерживает Roon и при этом может аппаратно декодировать MQA.
Аппарат снабжен рядом фильтров, которые можно быстро менять с помощью программируемых кнопок, но практика показывает, что пользователь скорее всего выберет какой-то один из них для каждого типа контента (во всяком случае я делаю именно так). Я намеренно не указываю, какой фильтр понравился именно мне, так как дело это системное, зависит от других компонентов в системе и личных пристрастий, так что предлагаю будущим владельцам экспериментировать самостоятельно.
Для теста я использовал как свой источник на базе Tinycore MPD и выходом SPDIF, так и сервер/транспорт Aurender с выходом USB, подключение устройств производилось кабелями Tchernov Cable в обоих случаях. Забегая вперед скажу, что качество USB-входа оказалось на высоте, что позволило мне протестировать так же и сервер Aurender, но здесь речь идет о ЦАПе, поэтому я буду тут рассуждать о его звуковых свойствах в целом, насколько их возможно оценить в моей системе.
Во время тестирования я, как и всегда, использовал большое количество треков из своей библиотеки, всевозможных жанров и различного качества, от норвежских джазовых и кабаре барышень до музыки вроде ”Toccata” ELP или Ayreon.
Итак, это флагманская модель от американского (с польскими корнями) производителя, а значит, стоит дорого, и первое, что волнует потенциального владельца, оправданы ли такие вложения в ЦАП. Поэтому начну, пожалуй, с конца: звук аппарата действительно «дорогой», это слышно сразу, а выбор между ним и его одноклассниками (в том числе я имею в виду в аналогичном ценовом диапазоне) вопрос лишь личного вкуса. Что значит в данном случае «дорогой» звук, я попытаюсь расшифровать ниже.
Как и его предшественник, данный ЦАП полностью лишен характерных недостатков дешевых реализаций Sabre, тем более, что версия 9038 ушла по качеству звука вперед относительно моделей семейства 901*/902*. Здесь нет никакого звукового «частокола» на верхней середине, ВЧ имеют адекватный «вес» и отменную плотность, да и о чрезмерной лакированности звука – первого признака цифровых искажений – говорить не приходится.
Как я уже много раз говорил в обзорах подобных дорогих аппаратов, здесь уже нет смысла писать о том, что у аппарата хороший бас или широкая сцена или высокая динамика или обилие деталей – все это должно быть априори, если вы готовы расстаться с суммой в несколько сотен тысяч рублей, поэтому дорогой аппарат должен иметь нечто большее в своем активе, и Manhattan II тут не подводит. Даже на, в общем-то, не слишком качественных, но очень душевных композициях Gogol Bordello было сразу заметно, сколько нюансов и существенных деталей пения «достает» аппарат из записи – речь даже не о тембральной составляющей, с которой тут полный порядок, а скорее об общем контрасте между различными тонкими моментами – выше контраст между громкими и тихими звуками, за счет чего голос приобретает внутреннюю силу, а характерная техника вокалиста, бережно переданная аппаратом, добавляет реализма, эмоциональности и, да что там говорить, просто человечности. Аппарат не скупится на высокую интонационную насыщенность, и это, конечно, одно из главных достоинств данного ЦАПа.
Manhattan II прекрасен в верной расстановке акцентов в музыкальных фразах, от этого звучание композиций приобретает большую осмысленность, отлично передается настроение, музыкальная атмосфера. Помогает в этом способность ЦАПа беспроблемно играть несколько партий, умело фокусируясь на особенностях этих самых партий в произведении.
Как характерную особенность аппарата я отметил особую смысловую оформленность, законченность нот и музыкальных фраз – все это следствие высоких характеристик ЦАПа, в частности, точности высоты тона, отличной микродинамики, низкого уровня шума. Конечно, непросто передать это ощущение текстом, и тут я понимаю скептиков, но думаю, в реальном прослушивании я бы смог указать на эти моменты.
И вот тут я снова возвращаюсь к выразительности. Как было сказано выше, на протяжении всего теста я отмечал этот момент. ЦАП передает много градаций «выразительности», делает различные аспекты ее более контрастными, как будто исполнитель тщательнее старается передать все предписания партитуры. Создается впечатление исполнения высокого класса, отсюда ощущение большей вовлеченности, причем, не вследствие нестандартных ухищрений, вроде форсировки ударных долей и других средств усиления экспрессии, а просто более полной передачи музыкальной информации и минимума вмешательства в музыку.
Для оценки динамики и аудиофильских свойств я использовал свои стандартные композиции – ELP “Tocata” его вообще не смутила, да и с джазовыми импровизациями Trio Aurora ЦАП справился без труда: широкая картина, правдоподобные размеры инструментов, множество нюансов волшебной перкуссии, «как настоящий» контрабас, и фортепиано, за которым чувствовался живой человек.
Забавно, что кроме общего ощущения того, что играет недешевый компонент, Manhattan II не поражает каким-то броским вау-фактором, но спустя буквально несколько композиций тебя «накрывает», и вот ты уже слушаешь трек за треком, стараясь вникнуть в то богатство, которое аппарат потихоньку вытаскивает из хорошо знакомых записей.
Мне понравился и встроенный усилитель для наушников. Звук через наушники сохраняет все основные особенности аппарата, и если у вас в хозяйстве нет каких-нибудь страшных монстров, требующих почти колоночного усиления, ничего другого нет смысла искать, все уже есть в Manhattan II.
В итоге, как самое главное достоинство, которое, впрочем, вытекает из всего сказанного выше, я бы отметил высокую степень отключения аналитического аппарата при прослушивании. Ты слушаешь музыку, сопереживаешь и отключаешься от анализа информации. «Сейчас он сравнит его с винилом» — я уже слышу это, да. Но нет, конечно, с винилом вы его не спутаете, но в данном случае это не недостаток. Но вот правда, по некоторым психологическим аспектам восприятия музыки он стоит с винилом наверно даже на одной стороне. На нашей с вами. Моя рекомендация к самому придирчивому знакомству.
Технические характеристики
Форматы: PCM до 384к, 32бит, MQA ®, нативный DSD до DSD256, DXD, динамический диапазон 130дБ.
Цифровые входы: USB2 Class2 (OSX, Linux бездрайверные, все форматы), AES/EBU (PCM до 384к, до DSD128 DOP), 3x S/PDIF (PCM до 192к, до DSD128 DoP), Toslink, SDIF3 DSD до DSD256
Аналоговые входы: RCA Line In переключаемый на Phono при наличии опциональной карты фонокорректора, RCA Line In, балансный XLR Line In.
Аналоговые выходы: RCA, балансный XLR
Наушниковый тракты: Референсный высокотоковый усилитель для наушников 500mA, 6 Вт, c импедансом 0 ОМ. Двойной выход типа «джек» для самых требовательных наушников
Встроенный аттенюатор: аналоговый, с шагом 1дБ, регулятор громкости для основных и наушникового выхода. Доступен аудофильский байпасс.
Тактовый генератор: фирменный “Mytek Femtoclock Generator ™” 0.82пс внутренний джиттер
Запись аудио: любой цифровой сигнал может быть передан для записи на ПК с помощью USB2.
Прошивка: апгрейд по USB (Win и Mac)
Опциональный фонокорректор: High End M/M, M/C фонокорректор с никелевым трансформатором. Продается отдельно, может быть установлен пользователем.
Опциональная сетевая карта «ROON READY»: Превращает Manhattan II в цифровой с максимальным потоком 24/192кГц и DSD64. Совместима с Roon, DLNA/UpnP
Источник питания: переключаемый 115/230В
Размеры: ШxДxВ=432x267x50мм
Вес: 8кг
Автор текста и фото: Юрий Волобуев
Информация: hmytekdigital.ru