Обзор. Tchernov Audio Apollo. Взгляд покупателя

Меня искренне занимает вопрос – в каком направлении должен развиваться так называемый Hi-End для того, чтобы выжить в мире современных, быстро развивающихся, технологий? Любители аудио со стажем, еще с «советским» бэкграундом, пережили несколько нашествий совершенно разной по своим потребительским качествам аудиотехники, в свое время заставлявшей нас извлекать из карманов чуть ли не последний грош.

Вспомним, как оно было? Очередь возле магазина «Березка» (комиссионка на Шаболовке, работник сцены Большого Балета, штурман парохода дальнего плавания) – источники приобретения той самой техники, которую сегодня пренебрежительно кличут «винтажем». А ведь когда-то Sansui 919 или Pioneer серии Exclusive были почти недостижимой мечтой и, соответственно, идеалом звука. Аппаратура ценилась по количеству индикаторов, ручек и регулировок, чем больше, тем круче.

Потом наступил минимализм. Из ниоткуда возник в качестве правильного стандарта ламповый однотакт, вместо Nakamichi или Akai стали (с почтительным придыханием) произносить совсем другие названия: Kondo, Jeff Rowland, Krell. Марка Sony стала чуть ли не ругательством, Technics вообще забыли. Вдруг выяснилось, что провода (акустические, межблочные, затем питания и, наконец, цифровые) серьезно влияют на звук. Эквалайзеры же, как и тономпенсация – это зло, только ухудшающее исходный сигнал. Поэтому вся прежняя техника – на свалку, надо покупать новую.

Продали. Купили. И — опять. И снова. Почитали «Аудио Магазин». Поняли, что не то, и… Не удивительно, что параллельно возникли  живущие по собственным эмпирическим законам секты, в которых (свято место пусто не бывает) расправили плечи разного рода гуру, вещающие с апломбом что им одним известен «путь», который приведет страждущих, к «истинному аудио».

К чему я рассказываю про всю эту ностальгию? А к тому, что на старте очередных «нулевых» (а мы все еще живем, слушаем и стремимся к идеальному звуку) с «этим делом» стало только хуже. Цифра ситуацию лишь усугубила. Появление каждого нового чипа или формата записи – это (всегда!) очередная «революция», поэтому, чтобы не отстать от стремительного прогресса надо чуть ли не каждые три-пять лет обновлять свой парк цифровых устройств. Которые, вопреки закону Мура, вовсе не падают в цене, а (примерно в той же пропорции) только увеличивают свою стоимость.

И все это время мы, обитатели «российской стороны» планеты, ждали появления отечественного продукта, по своим параметрам соответствующего топовой «High End» категории. Ждали долго, так долго, что уже и устали, и перестали надеяться. Обещаний и прототипов, которые «вот-вот всех порвут» было много. А что по факту? По факту в реальные системы «с бюджетом» покупалась исключительно «фирма». В первую очередь это касалось цифроаналоговых преобразователей. Бренды, который «умеют делать звук», хорошо известны: DCS, NAGRA, BURMEISTER, CH, ESOTERIC, ACCUPHASE, MSB… Играть то они умеют, но за такую «неприличную», превышающую даже шестизначную сумму стоимость за «полную комплектацию», что даже меломаны, для которых «unlimited» не прихоть, а норма жизни, поневоле задумываются.

Ибо, кроме количества нулей состоятельных любителей музыки (а они, вопреки расхожему мнению, приобретая аудиокомпоненты вовсе не сорят денежными знаками, а наоборот, тщательно их считают) настораживает весьма шаткое положение очередного «царя горы» в иерархии мирового аудио. Уж слишком быстро и чересчур непредсказуемо меняются приоритеты в мире цифры. Давно ли обозреватели аудио журналов млели от «объема» РСМ, утверждая, что битрейт 24/96 избыточен даже для самой сложной оркестровой музыки? Но вот те же эксперты (вдруг!) обнаружили недоступную раньше «прозрачность» у записей, выполненных в «новом» формате DSD.  О том, какое открытие нас ждет завтра (в его неизбежности никто не сомневается) остается только гадать.

Замечу, что каждая такая «революция» требует изрядных финансовых вложений. Которые в будущем цифровом «завтра» могут оказаться лишними. Апсемплеры, внешние клоки, подавители джиттера, аудиофилские роутеры – сколько этого добра продается (и покупается!) в надежде получить «от цифры» тот самый, знакомый по звучанию виниловой пластинки или (о, недостижимая мечта!) настоящего оркестра звук.

Но, куда деваться, ищем. И вот, лично для себя я, наконец, нашел. ЦАП, который «играет все», и не имеет при этом тех раздражающих (меня, в данном случае буду говорить только от первого, своего собственного лица, никаких «общих выводов»), недостатков с которыми приходиться мириться, рассматривая в качестве  компонента в своей аудиосистеме прочие устройства того же назначения и той же ценовой группы.

Итак – встречаем! Что сразу радует и делает покупку особенно приятной – Made in Russia. Детальки, понятно, внутри самые разные, но идея, конструкция и воплощение – исключительно наши, отечественные. Чего только у меня в нынешнем моем аудио углу не собрано – Канада, США, Германия, Швейцария, Англия и, уж конечно (воспоминания детства) Япония. Отечественный продукт в этом «калашном ряду» — впервые. Поэтому интересно вдвойне, как он проявит себя в такой компании?

Сначала – про звук. Что привлекло и, скажем сразу, очаровало? Отвечу расплывчато – музыкальность. Та самая, которую ждешь, как божественное откровение, распечатывая очередную коробку и доставая на свет очередной, купленный за свои кровные девайс.

Напомнить, как обычно бывает. Достали, включили. И как оно? Играет? Да отлично! За такие-то деньги! А если «в деталях»? Ну… Середина как бы «сушит». Наверное провода. Серебро, надо медь. Что там про нашу гравицапу в мурзилках пишут? Ага – беспощадно показывает слабые места остальных компонентов. Вот!

И – поехало. Что еще поменять? Пробуем: лампа, транзистор. Питание. Про провода – понятно. Прочие «улучшайзеры» — тоже.  В итоге выясняется, что комната тоже «не играет». Надо зал (а лучше замок). Все эти недостатки новый цап «обнажил», а теперь надо решить, что делать? Деньги (пять, шесть, сколько там нулей?!..) потрачены, система «мечты» как бы собрана, но – бас вял (или наоборот гулок) верхи звенят (тусклы, отсутствуют послезвучия, нет бубенчиков). Середина суха…

Знакомая картина? Угу. Читал хвалебные обзоры в серьезных журналах и облизывался. И что теперь?

А тут вдруг все заиграло «с нуля». То есть – из коробки. Без прогрева, сразу. Включил и вот он – ЗВУК! Настоящий. Живой. Тот самый, который заставляет вибрировать (уже вроде засохшие) «струны души». Позволяет вспомнить как млел в 9 классе от “Machine Head», погрузиться вновь в пассажи всплывающей из пространства трубы Майлса Дэвиса, почувствовать могучее дыхание «организма оркестра» у Мравинского.

Без каких-то особенных «плясок с бубном» я вдруг получил звук, который вернул мне ту музыку, ради полноценного восприятия которой мы и тратим столь огромные, несоразмерные с точки зрения большинства окружающих нас людей, суммы. Такое бывает? Да, оказывается…

Предмет моих восторгов – хорошо известный «в узких кругах» цифроаналоговый преобразователь компании Чернов Аудио «Аполло». Анонсированный пару лет назад, он, наконец, обрел финальное воплощение. Его звучание я и буду, так сказать, анализировать.

Про музыкальность уже сказал. В моей системе координат это был шок. Устройство «из коробки» так играть не может. Точнее не должно. Практика показывает, а тут – вот оно, сразу!

Аппарат прибыл прямо с конвейера. Из прошлого опыта известно – при первом включении любая аппаратура демонстрирует свой «настоящий звук» первые 15-30 минут, потом он «уходит» и начинается процесс прогрева, в итоге которого (часто) первые (восторженные) впечатления не восстанавливаются (или подтверждаются, увы, лишь частично). В данном случае все именно так и произошло: Аполло порадовал меня своим пением с полчаса, потом звучание стало жестче, обрело некий (плохо улавливаемый технически, но ясно ощущаемый на подсознательном уровне) «фон». Верх стал тусклее, середина «формальнее», бас – расплывчат.

Радоваться дальше я настроился часов так через 200. Неделя прогрева – тот минимум, после которого любая аппаратура начинает играть «по-настоящему». Каково же было мое удивление, когда, пару суток спустя, решив послушать как идут дела я обнаружил что первоначальный звук полностью восстановился и теперь просто отшлифовывается. Проецируются в 3Д объеме послезвучия, обретает плоть «вчерашнего обеда» и «икания диафрагмы» бас, вибрирует декой рояль, радуют ухо трубы. Процесс, как любили говорить на заре нашего русского капитализма, пошел. И движется он в абсолютно верном направлении.

Теперь – технические детали. Дифирамбы вещь, конечно, хорошая. Но неизбежен вопрос – как? На основе чего получены столь однозначно-положительные впечатления?!

Первый, самый важный для меня, тест выглядит так. Уж сколько написано, что правильно компакт диск может воспроизвести только мультибит. ЦАП, построенный на основе «древних» (но при этом вечно юных 1541, 63, 1702-1704 и прочих) микросхем. И тут мне есть, что предъявить для сравнения. До сегодняшнего дня в моей основной системе основным источником цифры был (и пока частично присутствует) комплект из СД-транспорта и ЦАПа фирмы BURMEISTER. Вещь, по конструкции и подходу к комплектующим абсолютно бескомпромиссная, где, говоря «суровым языком плаката» присутствует все. Отдельный блок питания для цифро-аналогового преобразователя? Пожалуйста! Платформы из литого алюминия (авиационного, другого же не бывает) под каждый компонент с карбоновыми прокладками? Вот они (9 кг между прочим. Каждая). Пассиковый привод для равномерного вращения диска? Конечно! Цифровой выход? Какой нужен – балансный, трансформаторный или «стекло», то есть оптика. Все что можно придумать есть.  В качестве основного ядра для цифро-аналогового преобразования естественно те самые, пользующихся заслуженной славой «самых аналоговых» 1704 К.

Никому этот Burmeister 970 в «родном формате» не проигрывал. Никогда. И я был уверен, что и на этот раз… Тут и случился первый «солнечный удар». Когда – из коробки, только что достали, включили – дело обычное. 969 «висит» на 970 в самом топовом для их взаимной конструкции подключении – по AES/EBU, с тактированием по BNC. APOLLO, как говорится, «на сдачу» — по RCA. И? Гол в одни ворота! Конечно, не 7:1, но – за подавляющим преимуществом. Только «сборная Германии» на этот раз – в глухой обороне, не атакует, а скорее «вынимает мячи»!

Не может быть? Должен быть как минимум паритет – не способен наш «крестьянин» играть как «Иоганн Себастьян»!? Такое вообще возможно? Как??? Тем не менее – факт! Играет! Убираю «психологический фактор», сравниваю вслепую. Впечатления подтверждаются. Может дело в проводах? Переключаю наоборот: АПОЛЛО теперь по балансу и тактирует транспорт от собственного генератора, 970 – через отдельный трансформаторный разъем на RCA. Никаких чудес, разрыв только увеличивается. «Крестьянин» звучит четче, прозрачнее. И, что совсем неожиданно, непредсказуемый бонус – щедрой весенней рекой поперла из динамиков «вовлекаловка». Та самая, что всегда должна присутствовать при прослушивании музыки, но, как выяснилось, если и имела место быть ранее, то в гомеопатических дозах…

Дальше пошел прогрев и звук «поплыл», эксперименты пришлось временно прекратить. Заодно появилось время чтобы пережить шок и привыкнуть к новой реальности. Она, как выяснилось, наступила! Изначально целью приобретения Apollo (для меня) было воспроизведение DSD контента. Никаких экспериментов с СД я не планировал, и включил оба устройства от одного источника исключительно с целью произвести очередной «контрольный выстрел». Не тут то было!

Не хочу вдаваться в  детали. Что с чем сравнивали, как включали- выключали, что и куда втыкали. Везде об этом пишут, потому что «так надо». Но вряд ли стоит тратить свое (и ваше) время, перечисляя компоненты и различные КДП, в которых мой Apollo успел побывать. Достаточно того, что абсолютно у всех, кто его имел удовольствие послушать, одно и то же мнение. От «очень хорошо» до «превосходно». Поэтому попробую отобразить то, что я считаю главным в его звучании.

Одним из выдающихся свойств Apollo является его способность «раздвигать» пространство, делать сцену не только объемной, но и (в истинном, первоначальном значении этого слова) голографической, трехмерной. Этот эффект хорошо знаком всем, кто бывает на «живых» концертах. Спорят о лучшем месте в зале, количестве скрипок слева или справа, но само существование всех инструментов, и солирующих и сопровождающих, в «основном звуковом поле» подразумевается изначально.

Увы, гораздо сложнее уловить это присутствие в записи. Начнем с того, что при создании фонограммы о «хоре» скрипок обычно не думают. По мнению производителей фонограмм полифония для «стандартного слушателя» вовсе не требуется. Поэтому – раз, ползунком на пульте отправили на передний план скрипку, урезов чересчур активно звучащий гобой, два – убрали куда-то в тыл виолончель, а вслед за ней и все остальные струнные, ибо (по мнению звукорежиссера) в этом месте атаку на уши слушателя должны вести исключительно духовые!..

Данный произвол давно привычен и даже переносим (в конце концов, слушая запись мы соглашаемся с правом того, кто ее сделал именно так эту музыку интерпретировать…) если «в остатке» прочие инструменты в пространстве записи все-таки присутствуют. То есть для опытного меломана (или аудиофила) где-то в подсознании прописано, что они обязательно должны быть – пусть и не явно, хотя бы на заднем плане. Это «присутствие» хорошо слышно на виниловых записях, это одна из причин, почему «древний» формат возродился в нашу цифровую эру. И  часто куда-то девается у очень многих, даже самых «брендовых» представителей современной цифровой аппаратуры. Причем виноват в отсутствии трепещущих где-то на заднем плане послезвучий и висящих в пространстве виол и труб именно источник, ведь на той же акустике и усилении все это (вот, послушайте) есть, а при переключении на другой (тоже очень дорогой и широко распиаренный) аппарат куда-то пропадает.

Есть все, о чем так много пишут в «аудиомурзилках»: детализация, панч, брильянс, обозначена в качестве места для инструментов сцена. А вот того, что воссоздает на подсознательном уровне натуральное звучание настоящего оркестра или джазового трио – увы. И виноват в этом только и исключительно ЦАП. Если он не способен спроецировать «живую картинку», дальше она точно не появится. Сколько споров уже случилось на эту «скользкую» тему, сколько виртуальных копий сломано в пустых дебатах. А воз и ныне там. Потому что сложно. Не просто «сложно», а «очень сложно».  И, как выяснилось при многократном прослушивании самых разных представителей цифрового аудио – дорого. Иногда – неприлично дорого.

А вот Apollo с этой неразрешимой задачей – воссоздание в полном объеме атмосферы записи – справляется отлично. Даже превосходно. И делает это так естественно, что (после первого изумления) возникает стойкое убеждение что так должно играть всегда. Не может музыка звучать по-другому, ведь это ее «естественное состояние». Однако стоит без предупреждения перепрыгнуть на другой источник, и вся магия мгновенно разрушается, огни рампы тухнут, Офелия умирает, не успев проснуться. Вместо «просто слушаю и наслаждаюсь» начинают терзать вопросы. Кто «задушил» трубу? Куда делись инструменты второго плана? Что это за странный барабан, который бухает откуда-то из-за угла и потом сразу пропадает в никуда? Знакомо? Вот-вот.

Все – не прислушиваюсь, не напрягаюсь. Вместо анализа (пусть и подсознательного, но – постоянно чувствуешь где-то там, около мозжечка, скрип этих туго вращающихся «шестеренок»…) поле чудес новых открытий, свежее прочтение вроде бы знакомой музыки. Уже поделился тем, как запал на изученный с детства «до дыр» Deep Purple. Вроде и знаешь наизусть любую сыгранную мелодию, а – зацепило «как тогда» и – не отрываясь, до последнего финального аккорда. Еще больше открытий – на джазе, где (для меня впервые) ощущаешь, что такое «настроение исполнителя». И теперь ясно, что такие открытия будут продолжаться!

Хочется спросить – а что дальше? Ладно, 2019 удался! Появился, наконец, в домашней аудиосистеме аппарат, который закрыл вопросы надолго, как минимум на несколько лет вперед. А как же «зуд аудиофила» и (тщательно искореняемое, но, увы, неистребимое) желание попробовать новые железки? Есть ощущение, что следующим моим приобретением будет новый проигрыватель файлов от «Лаборатории Чернова». Где-то в виртуальном пространстве «видел – слышал — показали» он уже присутствует, и, когда появится, я уже вижу его рядом с Apollo.

Поэтому надо не расслабляться, а «ковать бабло». Похоже, что очень скоро, уже в нынешнем, 2020 году, оно очень даже понадобится!

Автор текста и фото: Юрий Шарапов

Обсудить на форуме

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.