Качество любого изделия, претендующего на аудиофильность, в заметной степени определяется «чистотой» его звучания. Но что такое «чистота», что она представляет собой на самом деле? Одним из важных ее элементов является обособленность от окружающего мира. Например, горный воздух всегда чище и приятнее, чем городской, потому что он изолирован от смога городов и цивилизации. Городской воздух не наполняет наши сердца радостью так, как горный.
Высоко в горах, в одном из самых красивых мест мира – Швейцарских Альпах, где воздух совершенно прозрачен, почти в идеальной изоляции появляется на свет удивительно красивый и уникальный цветок, особо выделяющийся из большинства растений в мире. Тот цветок, который издавна считают символом красоты, чистоты, силы и совершенства. Именно эдельвейс – национальный символ Швейцарии – стал вдохновением для Playback Designs.
Буквальный перевод слова эдельвейс – «благородный белый». И именно в этом символизме история благородного цветка соединяется с философией дизайна продуктов 6-й серии компании.
Идея изоляции каждого ключевого элемента в конструкции ЦАП не нова для Playback Designs. В серии Dream инженеры уже использовали такой подход: физически отделили аналоговые схемы от цифровых, левый канал от правого, источник питания для цифровых цепей от источника питания для аналоговых и т.д. Более подробно об этом можно прочесть в описании серии Dream на сайте бренда.
Одного лишь взгляда на эдельвейс хватает для того, чтобы осознать, что принцип изолирования является ключом к чистому и безупречному звучанию и поэтому стал основным приоритетом в проектировании новых разработок Playback Designs.
Однако в меньшем бюджете, чем у серии Dream, перед компанией стояла непростая задача найти технологии и архитектуру, которые помогли бы достичь аналогичных результатов при значительно меньших затратах. Потребовалось много экспериментов и испытаний прототипов в течение трех лет, пока не был достигнут результат.
Серия Edelweiss (6 серия) многое унаследовала из серии Dream, но использует совершенно новые конструкции и технологии там, где физическое разделение и изоляция были невозможны. Эти новые технологии по-прежнему стремятся передать чистоту и первозданное совершенство эдельвейса.
Архитектура серии Edelweiss является результатом работы над несколькими поколениями прототипов за последние три года. За это время был проанализирован накопленный Андреасом Кохом и Бертом Фогтом в течение многих десятилетий опыт работы с цифровыми и аналоговыми алгоритмами и схемами – для создания действительно бескомпромиссной, гибкой и программируемой платформы, которая может обеспечить максимальную производительность и обновляться в течение многих лет по мере развития технологий.
Расширяемость
Продукты Playback Designs известны своей расширяемой архитектурой. Например, SACD-проигрыватель MPS-5 за десять лет своего существования получил 20 бесплатных обновлений программного обеспечения и одно обновление оборудования. Серия Edelweiss была разработана по той же философии: пользователь может совершенно бесплатно обновлять программное обеспечение и использовать новые функции.
Однако все более быстрые темпы развития аудио высокого разрешения и потоковой передачи музыки через Интернет неизбежно вызовут необходимость в обновлении оборудования в будущем. Для этого все изделия серии Edelweiss оснащены высокоскоростным волоконно-оптическим интерфейсом (PLINK). Он использует разработанный и запатентованный Playback Designs протокол, который изначально поддерживает все форматы PCM и DSD.
Кроме того, для расширения возможностей существующих устройств к ним можно подключать внешние блоки с новыми функциями. Например, каждый год создаются новые потоковые протоколы (Tidal, Quobuz и т.д.) и форматы кодирования (MQA и др.). Некоторые имеют успех, некоторые исчезают. Но благодаря модульному подходу существующие линейки аппаратов Playback Designs не устареют еще в течение длительного времени – к ним с помощью внешних блоков могут быть оперативно подключены самые современные функции.
Это одна из тех существенных причин, по которым продукты Playback Designs сохраняют высокую стоимость при вторичной продаже.
Разделение
Хорошо известно, что основная схема ЦАП и связанный с ней аналоговый выходной каскад являются одними из наиболее чувствительных звеньев в цепочке цифрового воспроизведения. Они подвержены различным воздействиям со стороны синхронизированных цепей (таких как процессоры, дисплеи и т.д.), источников питания и внешних источников, которые гальванически подключается к нему с помощью кабелей.
Даже малейшая модуляция цифрового тактового сигнала увеличивает джиттер и может привести к тому, что аудиофилы часто описывают как «цифровой звук». Часто эти малозаметные помехи, особенно связанные с джиттером тактового генератора, очень трудно или даже невозможно измерить. Только опыт и утомительные тесты на прослушивание с прототипами плат могут помочь разработчику в оптимизации общей архитектуры и детальном проектировании схем. Именно этим и занималась команда Playback Designs последние несколько лет – обобщала тот ценный опыт, который был накоплен за последние три десятилетия.
Как и любой другой важный узел устройства, он должен быть хорошо защищен от любых вредных воздействий и встроен в среду, позволяющую ему работать наилучшим образом. Для того, чтобы снизить помехи и взаимную модуляцию между выходными стереоканалами, в серии Edelweiss основная схема цифро-аналогового преобразования и связанная с ней схема аналогового вывода были тщательно изолированы от цифровой части с помощью новых современных технологий.
ЦАП не может обойтись без цифрового интерфейса, цифровых входов и дисплея на передней панели. Все это цифровые цепи, которые могут оказать значительное негативное влияние на качество звучания ЦАПа в целом, если они не будут тщательно продуманы и интегрированы в аппарат.
Опыт работы над предыдущими моделями показал, что лучше всего физически изолировать все цифровые схемы и питать их от отдельного источника. Playback Designs использовали такой подход в серии Edelweiss и развили его еще дальше, снабдив дисплей собственным отдельным питанием. Дисплеи на передней панели являются значительным источником энергопотребления и поэтому требуют еще большей изоляции.
Кроме того, компанией широко используется механическое экранирование между источниками питания, аналоговыми и цифровыми цепями. Недавно разработанный источник питания размещен в прочном металлическом корпусе, который защищает чувствительные аналоговые схемы от любого электрического поля.
В то время как Edelweiss DAC MPD-6 и Player MPS-6 имеют собственные цифровые входы и встроенную цифровую обработку сигналов, их также можно комбинировать со стримером MPS-X, который предлагает те же цифровые входы плюс интерфейс сетевого моста. Связь между MPD-6 / MPS-6 и MPS-X осуществляется через волоконно-оптический кабель (PLINK), который изначально поддерживает все цифровые форматы и частоты дискретизации.
Это запатентованная технология Playback Designs, которая является жизненно важным элементом разделения цифровых источников и ЦАП. Подключив все цифровые источники к MPS-X, а затем подключив MPS-X с помощью одного оптоволоконного кабеля к MPD-6 / MPS-6, достигается наиболее значительное разделения между аналоговыми и цифровыми сигналами.
Для повышения гибкости и упрощения настройки ЦАП и проигрыватель Edelweiss также могут иметь внутреннюю опцию потокового интерфейса (Stream-X2), которая обладает теми же возможностями, что и внешняя версия MPS-X.
Тактовый генератор аудиосигнала и дисплей
С практической точки зрения может показаться странным объединять два этих узла в один раздел, но, к сожалению, они очень сильно связаны, причем в негативном аспекте.
Большинство доступных дисплеев управляются внутренними процессорами или схемами с простыми встроенными тактовыми генераторами, которые повсеместно работают на частотах, которые не соотносятся с какой-либо частотой дискретизации звука.
Также хорошо известно, что два независимых генератора тактовой частоты в одном и том же изделии, которые никоим образом не связаны или не синхронизированы, будут создавать интермодуляционные искажения. Это неважно для тактового генератора дисплея, но для тактового генератора аудиосигнала – имеет очень большое значение.
Поэтому строгим правилом проектирования Playback Designs является использование только одного тактового генератора – в самом важном элементе — ЦАП. Но это резко ограничивает выбор самих дисплеев. Если большинство конкурирующих фирм применяют красивые графические цветные дисплеи, то все продукты Playback Designs используют несколько более простые модели, которыми можно управлять с помощью внешних тактовых генераторов, которые затем можно синхронизировать с частотой дискретизации звука. Это устраняет значительную проблему с качеством звука прямо ее в источнике.
Продукты Edelweiss используют единый источник синхронизации для каждой электрической цепи – от управляющего до сигнального процессора, цифрового ввода и дисплея.
MPS-X предназначен для использования нескольких тактовых генераторов: стример, сетевой мост и т.п., но затем перед отправкой сигнала на ЦАП через волоконно-оптический интерфейс (PLINK) повторно синхронизирует все цифровые сигналы с помощью запатентованного высокоточного тактового генератора Playback Designs.
Это позволяет избежать попадания в ЦАП любых интермодуляционных эффектов и обеспечивает наилучшее разделение между аналоговыми и цифровыми цепями. Однако MPS-6 и MPD-6 также допускают возможность внутренней потоковой передачи сигнала (Stream-X2), но чтобы свести к минимуму любые негативные эффекты интермодуляции, разработчики позаботились об отделении этого источника от аналоговой схемы.
Для устранения джиттера, который может оказать влияние на качество звука, Playback Designs использует запатентованный тактовый генератор. Это одна из наиболее важных технологий, и Playback Designs постоянно внедряет новые алгоритмы на основе той же базовой концепции, которая была принята компанией еще 20 лет назад.
Особое внимание было уделено аналоговой схеме тактового генератора, она была усовершенствована благодаря применению линейных регуляторов с самым низким уровнем шума из доступных сегодня на рынке. В результате получился самый безупречный тактовый генератор из тех, которые когда-либо проектировали, и его уровня вряд ли может достичь какой-либо из конкурентов.
Обработка цифрового сигнала и цифровое преобразование
ЦАП серии Edelweiss используют те же базовые алгоритмы цифровой обработки сигналов, которые уже сделали предыдущие аппараты Playback Designs известными и любимыми во всем мире. Новые частотные и временные фильтры настроены, чтобы оптимизировать работу во время переходных процессов в музыкальном сигнале, а музыкальный сигнал, как правило, полон таких переходных сигналов.
Это помогает в полной мере оценить качество, заложенное в аудиостандарте CD, которое обычно не раскрывается при использовании обычных микросхем и алгоритмов ЦАП. Кроме того, используется аподизирующий фильтр, который помогает устранить некоторые побочные эффекты, вызванные аналого-цифровым преобразованием, используемым в студии во время создания записи. Один из недавно запущенных музыкальных форматов претендует на аналогичную функцию, но Playback Designs внедрил этот фильтр еще в 2010 году и с тех пор постоянно совершенствует его.
Все входные PCM сигналы апсемплируются с помощью этой серии алгоритмов до очень высокой частоты дискретизации, где они преобразуются в DSD с еще более высокой частотой дискретизации. Все DSD сигналы также подвергаются апсемплингу до этой промежуточной частоты дискретизации.
Далее следует запатентованный цифровой процесс, который дополнительно увеличивает битрейт сигнала примерно до 50 МГц. В этот момент частота дискретизации настолько высока, что преобразование в аналоговый сигнал становится довольно тривиальным. Существенным преимуществом такого подхода является не только существенное упрощение аналоговой части ЦАП, но также и предотвращение любых нелинейных искажений, которые являются привычными для большинства других типов ЦАП.
В то время как базовый ЦАП, как и все предыдущие продукты Playback Designs, построен на дискретных компонентах (т.е. без готовых микросхем), ЦАП серии Edelweiss изготовлен с гораздо более сложной архитектурой и компоновкой, более прецезионными и мощными компонентами и со строгой изоляцией чувствительных схем от всего того, что может негативно повлиять на качество звука.
Регулятор громкости и аналоговый выходной каскад
Аналоговый выходной каскад ЦАП сконструирован с использованием точнейших компонентов: металлопленочных резисторов (0,1%) и пленочных конденсаторов в сочетании с прецизионными преобразователями импеданса с низким уровнем шума. Эта новая разработка имеет истинно дифференциальную структуру, что означает, что один канал звука фактически состоит из двух полностью дифференциальных цифровых сигналов, которые управляются программируемой платой (ПЛИС), предназначенной только для аналоговой секции! Передача данных на эту ПЛИС с цифровой платы также осуществляется дифференциально без каких-либо гальванических соединений с землей.
Опять же, концепция максимального разделения и изоляции применяется к аналоговой секции ЦАП для достижения максимального качества звучания.
Серия Edelweiss включает в себя очень высококачественный аналоговый регулятор громкости, который разрабатывался и совершенствовался на протяжении многих лет. Таким образом, выходная мощность ЦАП серии Edelweiss может быть настроена на любой уровень от нуля до потрясающего уровня почти в 25 вольт с высокой точностью без роста шумов и искажений. В этом Серия Edelweiss очень похожа на серию Dream.
Важнейшей частью любой аналоговой схемы является ее источник питания. Этому разработчики также уделили особое внимание и снова применили те же принципы разделения, использовав линейные регуляторы с наименьшим уровнем шума. Никаких компромиссов и в питании цепей аналогового выходного каскада.
Источник питания
Все источники питания, используемые в продуктах серии Edelweiss, являются линейными и разработаны с нуля. Источник питания представляет собой «восемь в одном», поскольку имеет 4×2 параллельных цепей для последующего разделения питания. Сердцем БП является изготовленный на заказ для Playback Designs трансформатор со встроенным экраном из мю-металла.
Два устройства
Серия Edelweiss состоит из проигрывателя CD/SACD со встроенным ЦАП MPS-6 и автономного ЦАП MPD-6. Оба аппарата могут иметь встроенную опцию потоковой передачи звукового сигнала Stream-X2, которая почти идентична Stream-X в серии Dream, за исключением того, что Stream-X2 теперь поддерживает частоту дискретизации PCM до 384 кГц и частоту дискретизации DSD до 4х.
Кроме того, на шасси Edelweiss изготовлен внешний стример MPS-X, который также совместим с любыми другими продуктами Playback Designs.
MPS-6
· CD/SACD проигрыватель
· полностью дифференциальный дискретный ЦАП
· PCM до 384кГц и DSD 11.2МГц
· аналоговый регулятор громкости с цифровым управлением
· цифровые входы: USB, PLINK, AES, Coax, Toslink, сеть (с опцией Stream-X2)
· цифровые выходы: PLINK
· аналоговые выходы: XLR (балансный), RCA (небалансный)
· инфракрасный пульт управления
· встроенный опциональный стример Stream-X2
MPD-6
· полностью дифференциальный дискретный ЦАП
· PCM до 384кГц и DSD 11.2МГц
· аналоговый регулятор громкости с цифровым управлением
· цифровые входы: USB, PLINK, AES, Coax, Toslink, сеть (с опцией Stream-X2)
· цифровые выходы: PLINK
· аналоговые выходы: XLR (балансный), RCA (небалансный)
· инфракрасный пульт управления
· встроенный опциональный стример Stream-X2
MPS-X
· стример (без встроенного ЦАП)
· цифровые входы: USB, PLINK, AES, Coax, Toslink, сеть
· цифровые выходы: PLINK, AES, Coax
· поддерживает стриминговые сервисы Tidal, Qobuz, Deezer, vTuner и проигрывание с локальных хранилищ NAS / USB
· возможно управление с помощью приложения mconnect, но также поддерживаются другие приложения на базе DLNA
· инфракрасный пульт управления