В этом году в Москве, в выставочном центре Крокус проходила очередная выставка HI-FI & HIGH END SHOW 2016. Присутствуя на фуршете, посвящённом награждению лауреатов выставки, я оказался за одним столиком с Михаилом Кучеренко. Мы с ним разговорились, и он задал интересный вопрос. А кто является авторитетом в нашем бизнесе и творческом процессе, кто может достойно оценить то, чем мы занимаемся, на кого ориентироваться и есть ли вообще такие ориентиры? Я ему ответил, что в этом, как в футболе, разбираются все.
Хотя в нашем футболе все же были такие авторитеты, как, например, Бесков и Яшин. Подумав на эту тему, я вспомнил двоих: Лихницкого и Таранова. К сожалению, Анатолий Лихницкий покинул нас, а Сергея Таранова я видел на этой выставке только со спины. Кстати, в свое время именно Таранов посоветовал нам обратить внимание на усилители EAR/Yoshino Тима де Паравичини. Кроме того, в журнале Аудиомагазин великолепные статьи писал Вениамин Зуев. Мы очень любили давать ему аппаратуру для исследования. Независимо от того, положительный был его отзыв или не очень, мы всегда прислушивались к его мнению. Если аппарат ему не нравился, он нам просто его отдавал назад.
На церемонии вручения премий Юрий Цеберс сообщил, что средствам массовой информации сейчас очень трудно и компании, продающие аппаратуру, должны им помогать. Меня это удивило. Во-первых, сейчас всем несладко и все испытывают трудности. Мне казалось, что мы в одной связке — они про нас изобретательно пишут, создают шоу, а мы стоим в очередь и платим за рекламу. Но этого ничего нет. Есть примитивные отчеты о выставках «в этой комнате было то-то и то-то» и фотография. Бывая на выставках в Англии и Германии, мы много общаемся с зарубежными производителями и дистрибьюторами. Увлечение хай-эндом оценивается очень высоко, например покупка виниловых прозрачных вертушек является стилем жизни, как покупка хрустальных ваз нашими родителями. Это про Германию. В Англии другие чудеса.
А почему у нас все банально, почему никому ничего не нравится и «ничего не играет»? Может, мы просто очень умные?
На выставку мы привезли новые акустические системы dc10audio. Получили их за месяц до выставки. До этого я не слышал их ни разу, заказывали мы их вслепую. Нам просто было очень интересно поэкспериментировать с чувствительными рупорными АС. Мы их попробовали со всеми усилителями, которые у нас есть. Лучший результат показал Wavac, это сочетание мы и привезли на выставку. Так как акустика чувствительная, то ошибки тракта будут очень слышны. Пришлось тщательно подбирать тракт: усилитель и пред Wavac, а вот фонокорректор был EAR/Yoshino. Его пришлось загрубить, так как он не очень стыкуется с Wavac. Но мы это преодолели, с винилом проблем не было, все отработано годами. Проблемы возникли с музыкальном материалом. Эта аппаратура сравнима с мощным микроскопом — если мы будем смотреть друг на друга в микроскоп, сразу же найдём массу изъянов. У меня есть друг, он врач. Как-то раз мы были вместе на вечеринке и мне понравилась девушка. Я решил с ней познакомиться и имел глупость спросить его мнение. Он, глядя на неё, сразу назвал мне примерно десять ее болезней. Я расстроился и больше не спрашиваю его мнения.
Читая отзывы и обсуждения в soundex.ru последние два года (раньше не читал) у меня возникает вопрос — а были ли эти люди на выставке?
Там было много потрясающих дорогих красивых вещей, я заходил в комнаты и мне все нравилось, что-то больше, что-то меньше, но в повседневной жизни такого не увидишь. Читаю отзывы — один пессимизм, разговор про динамики, омы и килогерцы. Вы можете представить себе подобный отзыв, предположим, о женевском автосалоне: «был на выставке, смотреть не на что, колеса не красивые, моторы дешевые»? А ведь был фантастический дизайн, супер изобретения и вообще, очень дорогие комплекты, собранные со всего мира. Я жил в СССР и только мечтал об этом. Вертушка Thorens за 200 марок мне тогда казалась величайшим чудом.
На выставке наша компания располагались на четвертом этаже, а рядом наши коллеги проводили премьеру очень дорогой швейцарской акустики. Мне очень понравились и дизайн, и звук, и технические находки. Мы также привезли очень дорогой комплект, не просто стараясь его поскорее продать, а с большим желанием показать людям что-то новое и удивительное и послушать их оценку (это самое интересное). Все заходят на минуту, либо пять минут и уже имеют своё представление. Конечно, некоторые задерживаются дольше, некоторые приходят несколько раз. Но есть и такие, кто заходит, говорит «ерунда» и уходит. Все же большинство адекватных посетителей либо говорят «спасибо», либо одобрительно показывают большой палец. Нам приходится немного хитрить и заводить более приемлемый материал, такие как джаз или хорошо записанную классику. Чем тракт чувствительней, тем больше ошибки записи будут слышны на чувствительных АС. Объяснить на выставке это сложно.
По пути от дома на выставку на светофоре меня обогнал красный Феррари. У него очень низкая подвеска, и я подумал: а смог бы он проехать ко мне на дачу (она у меня не на Рублевке и после зимы там обычно колея полметра)?
Наверное, это абсурд. Люди, приходящие на выставку, более дотошны и хотят послушать рок, а он далеко не весь был качественно записан. К примеру, Пинк Флойд и Маккартни записаны неплохо, но эту музыку лучше слушать на другой аппаратуре, а на этой – Рахманинова, Синатру, балет «Гаянэ», Джо Пасса. Кстати, джаз очень хорошо записан в 60-х — они тогда были богатые, пока не появился рок, и группы не стали собирать стадионы и богатеть.
В воскресенье нашу экспозицию посетил Евгений Хавтан, чему мы были очень рады. Он послушал джазовые композиции в исполнении Джо Пасса и ремастированную пластинку «Midnight Sugar» лейбла “Three Blind Mice” (кто слушал, тот знает) и попросил завести рок. Из нескольких предложенных вариантов Евгений выбрал Маккартни. Послушал и сказал, что история известная: эта пластинка записана некачественно. После я поставил Pink Floyd “Animals”, его это тоже не удивило. Когда я поставил Синатру и увидел улыбку на его лице, я подумал, что мы не зря привезли эту аппаратуру.
Выставка прошла, мы запаковались и уехали.
Но мне хочется обратиться к средствам массовой информации и людям обсуждающим звук на форумах: почему мало восторга, фантазии и мечты? Ведь как должно быть, не знает никто и в тоже время каждый. Изобретая и находя различные сочетания аппаратуры, мы продолжаем мечтать и слушать музыку.
P.S. В 90-х годах Ростропович выступал в консерватории. Я с трудом достал билет на балкон. Народу было столько, что мне пришлось сесть на пол, и я ничего не видел. При этом я слышал потрясающую музыку в исполнении маэстро. У меня было ощущение, что стены консерватории тоже воспроизводят музыку, это было феерично. На следующий день критики написали, что Ростропович уже старый и не попадает в ноты.