Никто не знает, почему в такой миниатюрной стране, как Дания, столько всемирно известных производителей акустики. Большинство из них на слуху – Audiovector, Raidho, Gryphon, Steinway Lyngdorf… Однако картина этого акустического великолепия будет не только неполной, но и неточной без еще одного бренда — Peak Consult. Постараемся объяснить, почему эта фирма заслуживает особого внимания.
Над облаками
Как полагают авторитетные эксперты, именно Peak показывает истинный качественный уровень, достигнутый датской акустической индустрией. Системы этой марки – реальный топ, причем не только и не столько по цене (есть колонки и подороже), сколько по сути. Даже титул Ultra High-End не передает её реальный класс. Пожалуй, больше подошло бы True High-End – техника, которая реально приблизилась к пределу совершенства. Естественно, на данный момент времени, ведь технологии развиваются, и границы возможного отодвигаются.
Признание европейского бренда в США – явление чрезвычайно редкое, но и в этом отношении акустику Peak можно считать исключением. Она получила популярность стараниями первого американского дистрибьютора и фаната датской марки Криса Соммовиго (Chris Sommovigo), который не только продвигал её в Штатах, но и разрабатывал провода для внутренней разводки в колонках – у него была своя компания Stereolab, LLC, которой принадлежал кабельный бренд Black Cat Cable. С подачи Криса Peak постоянно участвовал в CES и других значимых американских выставках, его колонки тестировали эксперты ведущих изданий, включая Stereophile, бренд стал известен аудиофилам и профессионалам. Не случайно легендарный разработчик Владимир Ламм (Шушурин) выбрал колонки Peak для демонстрации усилителей LAMM на одной из выставок в США.
Рождение Пика
Главное отличие техники High-End от всей остальной в том, что она не бывает анонимной, она создается личностями и всегда собирает вокруг себя одаренных людей. В её разработке могут участвовать целые коллективы разработчиков, но у них обязательно должен быть лидер, душа, генератор идей – как художественный руководитель в театре. И Peak в этом смысле не исключение.
Официальным годом рождения компании считается 1996-й, хотя сам её создатель, Пер Кристофферсен (Per Kristoffersen), указал в своем профиле в LinkedIn 1995-й. Это нормально – даты создания и официальной регистрации бизнеса часто не совпадают.
Легендарный разработчик Владимир Ламм (Шушурин) выбрал колонки Peak для демонстрации усилителей LAMM на одной из выставок в США
Начинала фирма с оказания аудиофилам помощи в подборе аппаратуры, отсюда и её первоначальное название – Peak Consult. Однако очень быстро Пер обнаружил, что не может сделать своих клиентов счастливыми с акустикой, которая была представлена тогда на мировом рынке. Возникла идея разрабатывать и производить колонки своими силами. Последовал известному принципу: хочешь, чтобы было хорошо – сделай сам. Заядлый аудиофил и любитель классической музыки, он чётко знал, какой должна быть правильная акустика и как ее сделать. Тем более, что Пер – дипломированный специалист, окончивший в 1987-м году Технический институт в датском городе Скиве (Skive tekniske skole). С 1988-го по 1995-й — служба в армии в качестве офицера военной разведки. Видимо, за это время успел тщательно продумать свою жизнь на гражданке, поэтому создал бизнес практически сразу после увольнения в запас. Заметим, что разведчиков учат искусству общения и налаживания контактов, к тому же у Пера есть к этому и природные способности, поэтому собрать команду единомышленников для него не составило особого труда. Да и в дальнейшем его бренд всегда чудесным образом притягивал к себе незаурядных людей, что в итоге и позволило ему вырасти за облака. Сохранилось это свойство и по сей день.
Интерес к созиданию
В 2021 году у фирмы наступил новый этап — она перешла к новым владельцам. При этом Кристофферсен остался в ней на должности главного технолога.
Новые собственники: Леннарт Асбьорн (Lennart Asbjørn), который занял позицию CEO, и Уилфред Эренхольц (Wilfried Ehrenholz) – легендарная личность, сооснователь компании Dynaudio и долгое время её единоличный владелец. Человек, которому этот бренд во многом обязан своим успехом.
Начинала фирма с оказания аудиофилам помощи в подборе аппаратуры, отсюда и её первоначальное название – Peak Consult
В одном из недавних интервью Эренхольц рассказал, что давно обещал своей жене оставить бизнес и уйти на покой. Ведь ему приходилось постоянно мотаться между штаб-квартирой принадлежащей ему дистрибьюторской компании Dynaudio Vertriebs в Гамбурге и датской фабрикой в Скандерборге. Особенно трудными были времена, когда он занимался поставками автомобильной акустики для VW и Volvo. В 2014 году он, наконец, уступил жене, продал свою долю в Dynaudio и стал пенсионером. Продержался он на пенсии целых 5 лет, но в итоге поддался уговорам Кристофферсена. И его можно понять: Peak – компания с творческим подходом, которая без оглядки на себестоимость проектирует акустику, соответствующую её философии и представлениям о правильном звуке. Тем более, что Леннарт Асбьорн взял на себя решение финансовых вопросов и повседневный менеджмент, оставив Уилфреду самое интересное – создание новых продуктов, стратегию, продвижение и дистрибьюцию. При этом Леннарт находит время, чтобы также заниматься разработкой новых колонок: модель Sonora – его творение.
Как заставить колонки исчезнуть
Практически все эксперты, как зарубежные, так и наши, отмечали главную особенность акустики Peak: при первых же нотах она как бы исчезает – слушатель воспринимает только музыку и не слышит сами колонки – у них нет «своего саунда», они ничего не вносят в звук, возникает полная иллюзия, что вы находитесь в студии, на концерте и оказываетесь полностью захваченным музыкальным событием. При условии, конечно, что и все остальные элементы тракта соответствуют по классу. Как написал один эксперт, «это не громкоговоритель – это окно в реальный звуковой мир, где все инструменты звучат, как настоящие». Другой выразился более фривольно, но не менее точно: «Это не та красотка, которую вы приведете к себе домой, чтобы развлечься один вечер, а та самая, с кем хочется остаться навсегда – пока смерть не разлучит вас».
Peak – компания с творческим подходом, которая без оглядки на себестоимость проектирует акустику, соответствующую её философии и представлениям о правильном звуке.
Не секрет, что опытные авторы часто во время тестирования техники обходятся короткими фрагментами из хорошо знакомых произведений – этого достаточно, чтобы понять возможности аппаратуры и ее характер. С акустикой Peak этот номер не проходит: музыка захватывает и не отпускает, незаметно для себя прослушиваешь запись до конца. А это говорит не только о точности, высоком разрешении громкоговорителей, их «прозрачности», но также о незаурядной музыкальности, способности передать эмоциональный заряд произведения.Оказывается, точность и экспрессия могут быть достигнуты одновременно. Хотя нас долгие годы уверяли, что возможно либо одно, либо другое.
Каким образом достигается этот ошеломительный эффект, известно – компания не делает секрета из своих принципов и технологий. Но главный фактор успеха – в сочетании множества факторов и приемов, а также в уникальном коллективе специалистов и мастеров, которые делают эти колонки. По отдельности все можно скопировать и повторить, всё вместе – едва ли.
Абсолютно все технические решения, особенно новые, проверяются длительными слуховыми тестами, на которые обычно приглашают знакомых аудиофилов. При выборе комплектующих, технологий и конструкции вопросы себестоимости вынесены из зоны внимания. Выбирают то, что наилучшим образом сказывается на звуке, и далеко не всегда это самые дорогие варианты. К примеру, неоднократно прослушивали модные сейчас материалы для корпусов – алюминий, карбон, разные виды полимерных композитов – и в итоге остались на своем излюбленном и десятилетиями проверенном материале – HDF (древесноволокнистые плиты высокой плотности). Правда, «готовят» их по-особому: скрепляют особым составом в «бутерброды» до трех листов общей толщиной от 30 до 80 мм (в зависимости от части корпуса и модели), причем и рецептуру клея подбирали на слух. Оказывается, даже такая мелочь влияет на звучание.
Оказывается, точность и экспрессия могут быть достигнуты одновременно
Внешняя сторона корпуса отделывается не шпоном, а панелями из массива твердых пород дерева толщиной до 2,5 см, которые также отбираются на слух методом простукивания. Иногда — листами акрила. Фронтальная панель обтягивается натуральной тисненой кожей – она устраняет переотражения звуковых волн и просто хорошо смотрится.
Форма корпусов– без параллельных поверхностей и с определенным наклоном части фронтальной панели, где размещены твитеры и СЧ-динамики, — для согласования частотных полос по фазе. Конструкция абсолютно нейтральная и жесткая, практически полностью избавленная от резонансов и собственного «голоса» — даже при значительных уровнях звукового давления. Платой за это является значительное увеличение массы спикеров. К примеру, пара колонок Dragon Legend Ultimate Edition весит 764 кг, и это без солидных упаковочных ящиков с колёсиками, в которых эти колонки поставляются. Тогда как многие производители даже не самых дешевых систем стараются уменьшить их массу, применяя не самые лучшие материалы (к примеру, MDF вместе HDF), уменьшая толщину стенок и т.д. – чтобы снизить и себестоимость самих колонок, и расходы на транспортировку, где даже пара лишних кило может сильно изменить итоговый прайс.
Пара колонок Dragon Legend Ultimate Edition весит 764 кг, и это без солидных упаковочных ящиков с колёсиками, в которых эти колонки поставляются
Сама технология производства выстроена не с приоритетом снижения издержек, а в расчете на максимально возможное качество. Детали сложной формы изготавливаются на современных обрабатывающих центрах, но сборка колонок и их отделка осуществляется исключительно вручную опытнейшими мастерами, как у нас говорят, с «золотыми» руками. На изготовление одной пары колонок может уходить 2 — 4 месяца в зависимости от модели.
Красивая внешность, богатый внутренний мир
Феномен Peak был бы невозможен, если бы фирма израсходовала весь свой творческий «пар» исключительно на корпуса. Столь же тщательный, продуманный и рациональный подход она проявляет во внутреннем устройстве систем – в драйверах, в кроссоверах и даже в разъемах. Из зоны пристального внимания не упускается ничего, что может влиять на звук.
Peak – не такая крупная компания, как, скажем, Davis Acoustics, чтобы самостоятельно изготавливать драйверы, но нашла разумный компромисс, который позволяет держать эти важнейшие компоненты под полным контролем. Фирма разрабатывает спецификации динамиков, которые ей необходимы, а их изготовление заказывает у знаменитой датской компании AudioTechnology, которая вручную производит небольшие партии под заказ. К слову сказать, это семейное предприятие было создано в 1995 году (почти одновременно с Peak Consult) легендарным датским инженером Эйвиндом Скаанингом (Ejvind Skaaning) и его сыном Пером. Эйвинд – создатель бренда Scan-Speak, в 1977-м году он основал компанию Dynaudio вместе с Герхардом Рихтером (Gerhard Richter) и уже знакомым нам Уилфредом Эренхольцем.
На изготовление одной пары колонок может уходить 2-4 месяца в зависимости от модели
Несмотря на столь тесные связи с AudioTechnology, финишную сборку динамиков осуществляют специалисты компания Peak, получая от поставщика лишь комплект деталей. Естественно, вручную, со 100-процентным контролем качества. Доверить машинам столь ответственные операции нельзя: даже самые совершенные технологические линии допускают определенный процент брака. При массовом выпуске он допустим, а в штучном элитном производстве, которым занимается Peak, – абсолютно исключен. При финальной сборке динамиков инженеры Peak добавляют несколько фирменных решений, суть которых держится в секрете. Маленькая, но очень существенная деталь: перед установкой в колонки твитеры подбираются в пары с допуском 0,1 дБ. А для эксклюзивных линеек (например, Serinity) – с допуском 0,05 дБ.
Осторожное отношение к новейшим технологиям (по принципу доверяй, но проверяй), приоритет не новизны, а качества работы и соответствия поставленным задачам, обусловливает и выбор динамиков. Именно поэтому во всех моделях Peak применяются твитеры, серьезно доработанные инженерами фирмы, – с шелковым куполом 26 мм, уникальным «мотором» из шести неодимовых магнитов и особой тыловой камерой, устраняющей резонансы. Они обеспечивают превосходную линейность вплоть до 30 кГц, наилучшие переходные характеристики и практически идеальную дисперсию. По совокупности качеств они превосходят все другие ВЧ-излучатели, пусть и модные. Соображения популярности, стремление быть в тренде, столь дорогие сердцу любого маркетолога, в Peak в расчет не принимаются. Служение музыке не терпит суеты.
Соображения популярности, стремление быть в тренде, столь дорогие сердцу любого маркетолога, в Peak в расчет не принимаются
Спецификации СЧ и НЧ-динамиков определяются под конкретную модель колонок. Как и твитеры, они собираются из комплектов деталей мастерами Peak. Выбраны те технологии, что обеспечивают наилучшие переходные характеристики, отсутствие искажений и максимальный динамический диапазон: прессованные многослойные диффузоры, ведущие себя как единое целое и сочетающие малую массу, высокую жесткость и требуемые демпфирующие свойства, литые корзины, которые обеспечивают поток воздуха без завихрений, звуковые катушки с намоткой Hexacoil на каркасах из каптона — легкие и способные «переваривать» высокую подводимую мощность … Вроде бы известные, традиционные решения, но выполненные с максимально возможной тщательностью и потому дающие превосходный результат.
Кроссоверы Peak могли бы стать темой для отдельной статьи. Ключевое ноу-хау фирмы – схема PLIC (Peak Linear Impedance Control), которая удерживает импеданс акустики во всем диапазоне частот в пределах 4 — 6 Ом, благодаря чему колонки бренда являются легкой нагрузкой для любого усилителя. Тем более, что компания не выпускает акустику с чувствительностью ниже 89 дБ. Очевидно, её разработчики понимают: хочешь, чтобы твои колонки звучали, создай благоприятные условия для их партнера, усилителя. Такой технологический «альтруизм» проявляют, к сожалению, далеко не все производители, даже очень известные.
Известные, традиционные решения, но выполненные с максимально возможной тщательностью и потому дающие превосходный результат
Ещё реже акустические бренды обращают внимание на такой важный аспект, как защита кроссоверов от вибраций – это при том, что они располагаются внутри колонок и подвергаются воздействию колебаний со значительной амплитудой. Вынесение разделительных фильтров за пределы корпусов решает эту проблему, но создает другую: увеличивается длина соединительных проводов со всеми неизбежными последствиями. Специалисты Peak пошли своим путём: кроссовер разделен на отдельные секции (у каждого драйвера своя), которые помещены в коробки из HDF и смонтированы на отдельной панели из того же материала, а компоненты фильтров фиксируются специальным демпфирующим клеем. Как легко догадаться, габариты конструкции получаются отнюдь не маленькими. К примеру, в топовой модели Dragon длина кроссовера достигает без малого 2 м.
Даже полочники у PEAK получаются грандиозными, причём их кроссоверы прячутся в стойках. Примером могут служить уникальные системы Jeanna D’Arc MK II, аналогов которых нет ни у одного производителя в мире. В аудиофильских кругах они считаются лучшими полочными АС из всех существующих.
Говорить о том, что в кроссоверах применяются самые лучшие компоненты совершенно излишне – это и так понятно. Большинство из них (в частности, катушки) производятся самой фирмой. Отбор – как всегда, по результатам многочисленных и длительных прослушиваний. Как полагают в Peak, человеческий слух – чрезвычайно тонкий, чувствительный и точный инструмент, способный зафиксировать то, что не улавливают измерительные приборы.
Столь же строгую селекцию прошли и кабели внутренней разводки, терминалы – их производство доверено компании Argento Audio, также датской. Их качество оказалось лучшим, чем у американских, с которых фирма начинала. Разъемы изготавливаются исключительно из меди и покрываются серебром, имеют тонкостенную конструкцию и потому соответствуют концепции «низкой массы», но надежнее, чем другие коннекторы этого типа, поскольку непроводящие детали изготавливаются из высокопрочного полимера, армированного стекловолокном. Они легко затягиваются рукой, обеспечивая оптимальное давление в зоне контакта.
Четверо детей, и все любимые
В каталоге Peak на данный момент – четыре модели. Последние актуальные версии El Diablo и Dragon Legend, а также Sonora и Sinfonia, были разработаны при участии Уилфрида и Леннарта. Все они относятся к высочайшему классу, среди них нет младших и старших. Делать что-то очень хорошее, а потом портить, чтобы снизить цену, или соорудить что-то бюджетное, а потом менять латунные винтики на медные, чтобы поднять прайс – все это не в правилах Peak. Принципиальное различие четырех моделей – в том, что они предназначены для работы в разных по размеру помещениях, поэтому у них отличаются габариты, конструкция и, разумеется, цена.
Самая компактная – 2-полосная Sonora, рядом с другими моделями кажется миниатюрной, но на самом деле габариты спикеров не так уж малы — 113 х 28 х 38,5 см, а масса одной колонки 48 кг. Акустическое оформление — фазоинвертор с пассивным радиатором на тыловой панели. Диапазон частот 28 – 30000 Гц, чувствительность 90 дБ, номинальный импеданс 4 Ома.
Трехполосная Sinfonia немного крупнее — 114 x 30 x 46 см, но значительно тяжелее — одна колонка весит 78 кг. Диапазон частот (-3 дБ) 25 – 30000 Гц, чувствительность 89 дБ. Номинальный импеданс 5 Ом (+/- 1 Ом). Традиционный фазоинвертор с тыловым портом.
El Diablo – одна из самый успешных моделей Peak. Её первая версия в 2007 году ошеломила своим звучанием эксперта журнала Stereophile, но компания продолжила ее дорабатывать – улучшала драйверы, компоненты кроссовера, совершенствовала корпуса… Так что актуальная версия, выпущенная в 2021 году, имеет не так уж много общего с первой.
Чтобы осознать, насколько хороши эти колонки, их надо слышать, а не изучать технические характеристики, тем не менее приведем основные.
Габариты – 115 х 30 х 54 см – на 1 см выше и на 8 см глубже, чем Sinfonia. Но нижняя граница диапазона опущена до 20 Гц. Портов фазоинвертора два, и оба выведены назад. Чувствительность возросла до 90 дБ. Импеданс такой же – 5 Ом +/-1 Ом. Масса одной колонки — 90 кг.
Если первые три модели выпускаются серийно, пусть и небольшими партиями, их возят по выставкам и дают на тест в журналы, четвертая, Dragon Legend Ultimate Edition – эксклюзив. Она изготавливается исключительно на заказ. И это естественно для колонок с габаритами 188 x 41 x 75 см, массой одного спикера 382 кг и соответствующей себестоимостью. Твитер здесь один, как и у других моделей, а вот СЧ-динамиков 6” и НЧ-драйверов 13” – по два на колонку. Расположены они в конфигурации MTM (Bass – Mid – Tweeter – Mid – Bass), причём все драйверы точно выверены по фазе. Фазоинверторов четыре, все – сзади. Диапазон частот начинается от 15 Гц, что подразумевает наличие очень большого помещения.
Делать что-то очень хорошее, а потом портить, чтобы снизить цену, или соорудить что-то бюджетное, а потом менять латунные винтики на медные, чтобы поднять прайс – все это не в правилах Peak
При этом очень мощный усилитель не нужен – чувствительность 94 дБ делает возможным использование даже триодных ламповых аппаратов. Хотя любителям симфонической музыки есть смысл выбрать что-то помощнее – эффект присутствия на концерте в первом ряду будет обеспечен…
Музыка превыше всего
Если бы мы рассказывали о бренде Peak года три назад или раньше, не пришлось бы отмечать одну особенность фирмы, которая стала особенно важна именно сейчас. В ней работают люди, настолько увлеченные своей профессией, что им нет дела до политической конъюнктуры. Как и прежде, они с большой теплотой и уважением относятся к российским любителям музыки и качественной акустики. И продолжают тесное и плодотворное сотрудничество со своим российским партнером, компанией TechnoLogica. Будем надеяться, ничто не помещает ему и в будущем.
Автор: Фёдор ИЗМАЙЛОВ (Салон AudioVideo)
Опубликовано с разрешения salonav.com