Обзор. Усилитель Stax 353X и наушники SR-L300 Limited. Доступные и универсальные

В этом году японская фирма Stax отмечает свое 80-летие. Самый известный производитель электростатических наушников решил порадовать любителей персонального аудио специальным комплектом, ограниченной серией усилителя SRM 353X и наушников SR-L300 Limited. И что самое интересное, как видно уже по маркировке, этот лимитированный выпуск рассчитан не на самых обеспеченных меломанов, как можно было бы предположить, исходя из такой значительной даты, а, наоборот, адресован массовой аудитории (массовой, понятное дело, условно – в рамках ценовой политики бренда). Впрочем, тот факт, что Stax выпускает дорогие, очень дорогие и запредельно дорогие наушники, известен практически всем поклонникам такого способа прослушивания.

Усилитель и наушники выполнены в едином стиле, в черном цвете, эмблема Stax представляет из себя позолоченную табличку, на каждом устройстве серийный номер нанесен через дробь, указывая на количество экземпляров в лимитированной серии, 300 для усилителя и 800 для наушников. Логика понятна – вполне возможно, что обладатели более дорогих комплектов прикупят себе дополнительные наушники для коллекции, так как они являются в своем роде уникальной моделью. Дело в том, что, не смотря на маркировку наушников как младших в серии, в их конструкции применены решения, характерные для L700 – старших «прямоугольных» Стаксов (прежде всего это аналогичные звукоизлучающие капсулы с усиленными электролдами), так что по звуку они хоть и не догоняют старшую модель, но существенно к ней приближаются.

Усилитель тоже не остался без усовершенствований, и судя по всему он работает в классе А, так как довольно значительно нагревается.

Мне очень понравилась идея выпустить в ограниченной серии именно младший комплект. Хотя я и не имею в собственности наушников Stax, тем не менее, я давний поклонник этого «прямоугольного» дизайна, и мне было особенно интересно познакомиться с новинкой. Да, конечно, недавняя встреча с топовым оборудованием Stax оставила неизгладимое впечатление, но будем реалистами – мало кому под силу выложить сумму почти миллион рублей за обладание флагманом. Этот же комплект имеет более «земной» ценник, кроме того, у моего сына имеется примерно соответствующий по уровню, но заметно более старый дуэт из усилителя SRM-313 и наушников SR-303, и было любопытно понять, куда продвинулась фирма за достаточно приличный срок.

Самое главное – мой любимый прямоугольный дизайн – почти совсем не изменился, всего одно отличие: более толстая часть прямоугольника теперь находится сзади, а не спереди. Кроме того, ушли в прошлое различные оттенки коричневого в оформлении, наушники теперь только черные. Жаль, в песочном цвете 303-х есть какой-то оттенок олдскула. Оголовье осталось точно таким же – зачем чинить то, что не сломалось? В итоге – очень удобные наушники, комфортные, легкие. Ваши уши легко помещаются внутри за счет огромных чашек и толстых амбушюров. Интересно, что, хотя корпуса чашек (я бы даже сказал, решетки, куда помещаются электростатические мембраны) сделаны из пластика, наушники совершенно не выглядят «дешево». Здесь все следует единой идее и нет случайных решений, может, поэтому наушниками так приятно пользоваться?

Усилитель традиционного дизайна, где выделяется одна характерная деталь – сдвоенный регулятор громкости, причем обе половинки регулятора вращаются друг относительно друга с большим усилием, чем вся конструкция целиком – очень остроумное решение: вы случайно не сдвинете регулятор из положения оптимального баланса. Оба разъема для наушников (специальных, понятное дело) равноценны. То же можно сказать и о входных разъемах RCA сзади, хотя один из них in, а другой out. На самом деле внутри они соединены между собой. Есть еще пара разъемов XLR.

Наушники имеют несъемный кабель, да и вообще кабель подходит сюда отнюдь не любой – конструкция требует, чтобы индуктивность и емкость кабеля имели строго заданную величину. Кабель длинный и очень-очень мягкий, кажется, что металла внутри нет, настолько он не оказывает сопротивления изгибу, но это, конечно, не так.

Выше я писал, что мне нравится дизайн Stax, кроме того, нравится их характер звучания. Конечно, тяжело сравнивать флагманские наушники SR-009 с недорогими SR-303, разница в классе огромная. Тем не менее, SR-009 дают понять, чего не хватает в звуке 303-м. Прежде всего я бы отметил тот факт, что, хотя SR-303 имеют высокую детальность, им несколько не хватает напора, энергичности, плотности тела инструментов. Кроме того, полагаясь на свою высокую точность воспроизведения малейших изменений сигнала, они несколько теряют в живости, непосредственности, а их подача представляется излишне тонкой и рафинированной. Иными словами, малосоставная музыка ренессанса звучит так, как мало какие наушники могут сыграть, лютня перестает «просто бренчать» в современных записях и начинает, наконец, показывать, за что этот инструмент был так ценим в течение столетий. А если вы раньше не любили клавесин, который, что и говорить, может играть довольно уныло, то вполне возможно, что при наличии даже младших Stax, на полке у вас появится как минимум десяток дисков с этой музыкой. Однако вряд ли вы насладитесь задушевностью блюза или энергетикой краут-рока – скорее, наушники прилежно покажут вам грязь в старых записях.

Разумеется, SR-009 полностью лишены этих недостатков, и это еще мягко сказано, но, однако, где SR-009 и где большинство любителей музыки. Поэтому мне было особенно любопытно, насколько «доступные» SR-L300 Limited с усилителем SRM 353X смогут выступить в качестве универсального исполнителя.

 

И надо сказать, мои надежды оправдались. Не могу точно сказать, чья эта заслуга, наушников или усилителя, но вокал заметно потеплел и налился обертонами. Есть ощущение, что расширился частотный диапазон, особенно это заметно на басу, который наконец-то приобрел необходимый вес. Наушники играют полнокровно, сочно, плотно. Увеличилось пространство, звук рождается легко, свободно, кажется, что наушников нет (благо они легкие и сидят на голове незаметно), а просто голову окружает облако музыки.

Осталась запредельная, характерная для электростатов, точность воспроизведения малейших оттенков сигнала, все обертона лютни всё так же доходят до вас без потерь.

Наушники не стремятся поразить своей скоростью, но быстро понимаешь, что это просто одно из проявлений точности, вариантов этой «скорости» в реальной музыке целая масса, и комплект прекрасно это разнообразие демонстрирует. Все звучит более контрастно, более подробно, но при этом ничего не напрягает, музыка за этими подробностями не теряет своего смысла, а это самое главное.

Еще раз отмечу, что наушники стали более напористые, разумеется, когда это нужно. Искажений, можно сказать, практически нет, можно больше наращивать громкость, добавляя концертных впечатлений от энергичной музыки, и в то же время ваш теперь уже любимый негромкий клавесин все равно остается с вами.

Главный итог этого теста для меня – младший Stax стал практически универсальным решением, такие наушники можно иметь уже только одни, даже если вы слушаете широкий спектр музыки, а не сидите на классической диете. Раньше не слишком богатым любителям Stax требовалось собирать для этого две, а то и три системы из разных наушников. Теперь это уже ни к чему. Да и ограниченная серия наводит на мысль, что у Вашего знакомого, тоже по случайности любителя и владельца оборудования Stax, именно таких наушников нет и скорее всего не будет.

Автор фото и текста: Юрий Волобуев

Обсудить на форуме

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.