Знакомство с новыми для себя акустическими системами можно начать заранее – еще в сети изучив характеристики, мнения и отзывы. Так мы обычно и поступаем, когда выбираем себе технику. В этот раз такой задачи у меня не стояло, поэтому вдвойне интереснее открыть для себя что-то новое и, возможно, неожиданное (что нечасто, к сожалению, бывает) на самом прослушивании. Поэтому я лишь заглянул в список используемых в сетапе компонентов и, вооружившись фото и аудиозаписывающей техникой, выдвинулся на прослушивание, которое проходило в новом для меня месте. Старый московский район, в одном из исторических зданий которого и обосновался новый салон Аудиомании. Два уютных и приятно оформленных зала с высокими потолками нестандартной скатной конфигурации, что, конечно, благоприятно сказывается на распространении звука.
На первом плане – акустика, внушительные Penaudio Karelia. Penaudio – финская фирма, которая уже давно себя зарекомендовала на рынке аудио. Ее глава Сами Пенттила – инженер с большим стажем и, что важно, человек с музыкальным слухом и из музыкальной семьи. Почему это в данном случае особенно важно напишу чуть позже.
Karelia – флагманская модель фирмы, итог 22-летних инженерных изысканий. Первым делом обращает на себя симметричный дизайн, равное количество и тип динамиков в относительно находящегося в центре твитера. Такая схема расположения известна и популярна в высоком сегменте. Вроде бы ничего неожиданного, высокие колонны 180 см. Подойдя поближе, обнаружил, что в районе среднечастотного звена – корпус не сплошной, а закрыт акустическими грилями. Заглянув за АС убедился, что и басовое звено имеет открытое оформление. Неожиданно!
Когда видишь перед собой большие АС с классической компоновкой – обычно заранее «дорисовываешь» определенные качества. И в 99 % случаев не ошибешься, представляя себе фазоинверторное или закрытое оформление и более или менее типовые характеристики — вопрос только в том, на какой компонентной базе и насколько хорошо это реализовано.
Но оказалось, что для Karelia был избран особый путь. Корпус представляет собой открытый ящик с дополнительным демпфированием – наполнением объема внутренних камер специально отобранными материалами.
Почему профессиональные производители редко используют подобные варианты низкочастотного оформления? Прежде всего потому, что фазоинвертором гораздо проще добиться нужного уровня баса. С закрытым ящиком тоже, но посложнее. А вот с открытым оформлением нужно прямо-таки много повозиться. Причем обычными расчетами в специализированных программах здесь делу не поможешь. Тут нужно проводить именно массу экспериментов «в поле», подбирать и опробовать самые разные материалы. Задача стоит прежде всего в том, чтобы получить преимущества от открытого ящика. Причем тип и способ наполнения играет очень важную роль, так как серьезнейшим образом влияет на финальный результат.
Откуда мне это известно? Просто потому что я сам не первый год провожу подобные эксперименты у себя дома. И был очень удивлен и одновременно рад тому, что удалось встретить изделия высшего уровня изготовленные по подобному принципу. И, конечно же, было вдвойне интересно это узнать и услышать, на что способны эти АС.
При правильном подходе по сравнению с закрытым оформлением, где басовики стоят в герметичном коробе, а тем более и с фазоинверторым – звучания динамика в открытых оформлениях всегда более живое, с лучшими импульсными характеристиками.
Но для этого в открытом ящике требуется решить ряд серьезных задач, прежде всего аккуратно демпфировать резонансный горб, использовав его для сшивки со среднечастотным звеном. Причем сделать это так, чтобы звучание осталось быстрым и прозрачным.
Конечно же, получить нужный результат может не просто хороший инженер, но хороший «слухач» — тот, кто обладает утонченным слухом и большим опытом прикладной слуховой экспертизы, такой как Сами Пенттила.
Для чего эти все сложности? Как известно, самым проблемным в помещениях является как раз низкочастотный диапазон 20 — 200 Гц, где звук всенаправлен. Тут вступают в игру стоячие волны, отражения вызванные особенностями комнаты. Средние частоты распространяются примерно на 180 градусов, высокие более узконаправлены. Так вот в отличие от обычного фазоинверторного или закрытого корпуса Карелия сконструирована так, что диаграмма направленности звука лучше контролируется, приобретая кардиоидную и дипольную форму, акустическая энергия максимально направлена на слушателя, а не в комнату.
В низкочастотной секции используется демпфированное оформление U-frame, которое является дипольным, но действует как кардиоида (нет обратной волны = нет нежелательных отражений) почти до самых низких нот. Благодаря этому создается разность фаз между передней и задней волной и получается полоса частот вплоть до 25 Гц. Что является отличнейшим результатом!
Таким образом мы меньше задействуем помещение, меньше от него зависим, получая лучшее качество звука. Это тот секретный ингредиент, который нужен для создания нетривиального уровня сопричастности музыке.
В Карелии используются лучшие динамики SEAS серии Excel.
ВЧ — с 26-миллиметровым алмазным куполом и неодимовым магнитом для чистого, неокрашенного и натурального звука.
Среднечастотники — с использованием диффузора CURV (тканый синтетический диффузор с короткими кольцами под и над полюсным наконечником, жесткой крестовиной и титановым каркасом звуковой катушки), для создания невероятно реалистичного звука.
Низкочастотники специально созданы компанией Seas под этот проект. Это модифицированные динамики Excel с магниево-алюминиевым конусом.
Ну и внешне строго и изысканно – традиционная финская отделка: красивейшая светлая фактура карельской березы.
Конечно же, таким интересным АС в сетапе требуется соответствующие партнеры:
— источник — сетевой проигрыватель Metronome Technologie DSC,
— усиление – фирмы Octave умопомрачительные ламповые моноусилители мощности Jubilee Mono SE, которые достойны отдельного рассказа (ссылка) и предусилитель Octave Jubilee Preamp,
— конечно же, такой немаловажный компонент, как сетевой фильтр PS Audio DirectStream Power Plant,
— и кабельная обвязка от фирмы Nordost Red Dawn, Frey, Heimdall.
Классика – она на все времена. С нее и начал прослушивание.
Органный концерт «Кукушка и соловей» Генделя в исполнении Л.Гиельми. Барочная музыка великого композитора наводит на размеренный лад, приводит мысли в порядок, заставляет думать о вечном, уводит от насущных проблем в чувственный мир музыки. Струнные и духовые создают полнейшую гармонию.
«Голубая рапсодия» Дж.Гершвина (симфонический оркестр Cincinnati). Невероятная прозрачность и натуральность — слышен каждый инструмент. Ах, как роскошно солирует рояль! АС раскрывает богатый тембральный характер инструмента. Слушать Гершвина – одно удовольствие. Особенно в таком отличном исполнении.
Баркарола Шопена в исполнении А.Рубинштейна. Зал и рояль, исполнитель и публика, в этой записи – они единое целое. Гениальное исполнение и дыхание публики слились вместе. Великий музыкант и слушатели переживают эмоции вместе. Аудиосистема тут просто пропадает, о ней не думаешь и не замечаешь ее. Ты – в зале вместе со всеми. А это именно то, для чего собирают аудиосистему высокого уровня.
Но вернемся из меломанских координат в аудиофильские. Что с аудиофильской точки зрения по первым впечатлениям? Чистейший звук во всем диапазоне. Сетап такого уровня позволяет услышать на хорошей записи буквально каждый инструмент с его уникальным тембром. Напомню, что на прослушивание я намеренно шел, не заглядывая в рекламные буклеты и технические характеристики Карелии. Тут уже не удержался и стал внимательно рассматривать динамики, параллельно изучая в сети их параметры.
Однако продолжим. На чем же проверить Большую систему, как не на Большом произведении? Конечно же, «наше всё» И.С.Бах, и, конечно же, знаменитая ре-минорная фуга (Kei Koito). Масштаб и мощь! Вот что демонстрирует система на этой записи. Открытое оформление Карелии по-другому взаимодействует с помещением. Звук открытый и быстрый – до самых нижних органных нот.
Но не только ведь классику слушать. Разбавим попсой. «The beat goes on» Шер — очень заводная мелодия не оставит равнодушным никого. Карелия подчеркивает богатый обертонами вокал Шэр, не теряя при этом энергетики записи. Вообще забавный альбом с роковым акцентом.
Screaming Jay Hawkins «I Put a Spell On You». Офигенно! Прямо живой вокал, несмотря на то, что запись старенькая. Аналоговое натуральное звучание.
Еще одна старая запись. Советская электронная музыка — «Поход» Артемьева. Мелодия, получившая второе дыхание в бесчисленных ремиксах уже в наше время. Конечно же, захотелось послушать оригинальную версию из фильма «Сибириада». Несмотря на среднее качество записи «аналоговость» этой электронной музыки потрясющая.
И из аудиофильского репертуара. Артемов Invocations. Невообразимое разнообразие различных звуков, вокала и перкуссии. Эдакая мешанина сложных в воспроизведении инструментов – именно то, что любят использовать в качестве тестовой записи фанаты сравнения аудиосистем. Вокал, трещетки, шепот, каракасы, треугольники – чего только нет на этой записи, всего не перечислить. Все прекрасно демонстрирует прозрачность системы, микродинамику.
Что еще можно отнести к хорошим тестовым трекам? Конечно же, и что-то потяжелее. Металл – очень непростой жанр для любой акустики, если мы ведем речь о действительно качественном воспроизведении. На хороших записях тяжелого металла – система должна продемонстрировать микро- и макродинамику, тембральное разрешение, хорошую перегрузочную способность, «стену звука», в которой хорошо различим каждый инструмент и его партия. Это и продемонстрировала Карелия на альбоме группы Septicflesh – разделение инструментов замечательнейшее. Очень нейтральный и ровный звук.
Даже не знаю, можно ли в живом концертном зале услышать столько же нюансов, сколько на отлично сделанной записи. Думаю, многие владельцы топовых систем согласятся, что далеко не всегда. Для того чтобы услышать все особенности сложного произведения, которые чаще всего недоступны при живом исполнении, нужны нетривиальные аудиосистемы уровня Penaudio Karelia.
Автор текста и фото: Вячеслва ака Staudio