Мой предыдущий overview был посвящен полочным АС ELAC VELA BS404. Тогда удалось подобрать весьма недурно звучащий сетап, который играл весьма универсально — как классику, так и современные популярные жанры, а также более тяжелую музыку. Чего еще хотеть? Получать удовольствие, слушать музыку… Но все же полочники есть полочники – их размеры и возможности мидбасового динамика ограничены – самые низкие частоты им недоступны: с законами физики не поспоришь.
Есть ли выход, если эти замечательные полочники приглянулись и так гармонично встали в сетап?
Есть. Это саб. Сабвуфер, который может подпереть звук с самого низа диапазона до частот, которые полочники воспроизводят уже уверенно.
Бас – это основа, фундамент музыкального здания, от которого зависит, насколько уверенно оно будет стоять. Казалось бы, что тут может быть нового? Сабвуферы используются в аудио уже давно. Но хороший сабвуфер – это комбинация передовых технологий. Именно в низкочастотной области собрана та энергия, которая больше всего наполняет энергетикой помещение, а усилитель нагружает по максимуму. Большие амплитуды и объем сдвигаемого воздуха для создания низкочастотной волны означают особые требования к жесткости диффузоров и мощности электрической системы динамика. Только так можно добиться чистых, быстрых и точных низких частот. А это уже очень серьезный вызов для любого производителя.
Всеми этими качествами обладает топовая модель новой линейки Varro фирмы ELAC – Dual Reference DS1200, которой я дополнил сетап с полочниками ELAC VELA BS404, усилителем Octave V80SE, источником T+A R1000E и кабелями Nordost.
Dual Reference DS1200 – представляет собой достаточно стильный трапецевидный сабвуфер с двумя 12-дюймовыми динамиками по бокам. Внешний вид – прямо люксовый. Сам корпус изготовлен из МДФ-панелей толщиной 3,6 см и, конечно же, усилен внутренними ребрами. Отделка на высоте – в черном рояльном лаке отражается все вокруг, даже сфотографировать непросто, чтобы не поймать блики.
Что касается начинки, то здесь тоже все продумано. Конечно же, основа любого сабвуфера – это соответствующие динамики. Фирменная технология HEX-подвеса обеспечивает большую амплитуду колебаний с меньшими искажениями. Для увеличения хода потребовались также удлиненные звуковые катушки и мощная магнитная система. Литая корзина динамика обеспечивает прочность под высокой нагрузкой.
AS-диффузор, который тут применен, имеет давнюю историю – был впервые представлен 30 лет назад, в 1993 году. Что он из себя представляет – это сэндвич из бумаги и алюминия, который склеивают во время специальной процедуры из алюминиевой фольги толщиной 0,2 мм и бумажного конуса. Такая технология объединяет плюсы бумажного конуса и жесткость алюминия – все это позволяет получить длинный ход динамика для обеспечения глубокого баса и высоких уровней громкости.
Кстати, то, что динамики встроены в боковины, означает, что таким образом инженеры решили и еще одну важную задачу, противоходное направление компенсирует гармоники, существенно снижая вибрации и искажения.
Не менее интересна электрическая часть DS1200. В сабвуфере установлен усилитель BASH мощностью 1200 Вт, в котором инженеры ELAC использовали преимущества качества усиления в классе AB и энергоэффективности решений схемотехники класса D. Система отслеживания напряжения входного сигнала способна выдерживать максимальный его размах, обеспечивая всю необходимую и даже дополнительную мощность на всем рабочем диапазоне басовиков.
Сабвуфер оснащен линейными (балансными и небалансными) и акустическими входами, а также встроенным беспроводным приемником для работы с совместимым фирменным трансмиттером (приобретается отдельно).
Но и это не все. Для управления режимами сабвуфера используется система DSP и приложение ELAC Sub Control 3.0 работающее с устройствами на базе iOS и Android. А это гремучая смесь, так как тут открываются широчайшие возможности – и ELAC их во всю использует!
И вот тут начинается самое интересное. Найти место для сабвуфера бывает непросто. Нередко их устанавливают в углах или рядом с диванами, что приводит к отражениям, пикам и впадинам в АЧХ. Система автокалибровки ELAC способствует уменьшению влияния помещения на звук за счет измерения сигнала в ближнем поле и сравнения его с данными с места прослушивания. Это позволяет владельцу размещать сабвуфер именно там, где это удобно.
А теперь самое интересное – подключение и настройка саба. Очень гибкие и удобные настройки. При этом есть удобный автоматической режим настройки. При его включении приложение просит поднести телефон к сабу, записывает сигнал, а затем просит вернуться на место прослушивания и в этой точке также происходит настройка по микрофону. Система анализирует полученную информацию и сравнивает с записанным у самого саба. И автоматически настраивает звучание. Очень удобно! Да что там удобно, идеально!
Вот скриншоты самых различных настроек саба. Тут и задержки, и уровень, и фаза… Можно долго играться и экспериментировать при желании.
Стоит отметить, что Dual Reference DS1200 совсем не единственный представитель новой линейки Varro – это целое семейство сабов. И, что важно, они все столь же высокотехнологичны и так же управляются с помощью приложения ELAC Sub Control 3.0. Отличия, прежде всего, в количестве, калибре динамиков и, соответственно, мощности встроенного усилителя. Так что каждый может выбрать современный сабвуфер на любой бюджет и в любое помещение.
Настроили – и вперед к прослушиванию. После того, как по полной программе послушал полочные ELAC VELA BS404, конечно же, захотелось повторить тот же репертуар, но теперь с наличием сабвуфера.
Снова по свежим впечатлениям поставил Diablo Swing Orchestra и «Keith Don’t Go». И ведь как интересно: можно мгновенно оценить вклад саба в звучание. Причем, к этому мгновенно привыкаешь – достаточно лишь убрать его громкость в приложении, и тут сразу понимаешь, что без сабвуфера тиграм не докладывают мяса. Звук мгновенно беднеет, лишаясь основы.
Послушал и нарочито басовитые треки Hancock и Bradlee Younger – совсем другое дело. И воспринимается теперь по-другому, сабвуфер здесь «копает» прямо очень низко. Если полочники только обозначали наличие таких глубоких нот, то с сабвуфером они уже ощущаются даже телом.
Pink Floyd и другая музыка рокового направления? Тут тоже никаких вопросов. Это как в хоре добавить хорошего октависта. С ним все становится гармонично.
А слышно ли наличие саба на классике? Безусловно. Например, А.Вивальди в исполнении Ицхака Перлмана. Без DS1200 теряется «тело» записи. Кстати, очень удобно подстраивать уровень баса под разные жанры. В классике добавляешь меньше, чем в роке и джазе.
ELAC дает то, что так требуется аудиолюбителю в обычной комнате прослушивания. Полнодиапазонные пассивные АС можно настроить только с трудом подыскивая расположение в комнате, балансируя между звучанием низких, высоких частот и построением сцены. В случае же с активным басом Dual Reference DS1200 все сильно упрощается. АС стоят там, где удобно, где хорошо стоится виртуальная сцена, а бас подстраивается под это место. И ничего не гудит, как это бывает с неудачным расположением пассивных АС. И не то, что не гудит, а прекрасно звучит! Сложно ли этого добиться? Тоже нет: достаточно за пару минут выполнить вышеописанную настройку с помощью приложения. Кстати, само приложение работает четко, подхватывается по Bluetooth мгновенно и цепко. Вот так будущее пришло и в консервативный мир акустических систем высокого уровня.
Завершил прослушивание мощным барочным исполнением Ч.Бартоли записи «Sol qual nave» с альбома Sacrificion. Снова попробовал отключить саб – ну никак. Сложно понижать профиль, после того как привык к хорошему. Когда услышал вклад Dual Reference DS1200, представить аудиосистему без него уже нельзя.
Автор фото и обзора: Вячеслав aka Staudio