Могу признаться, что ожидал возможности послушать ELAC Concentro S 503 с некоторым нетерпением. Все потому, что ранее уже мне доводилось слушать полочные и напольные модели этой фирмы — и они неизменно производили приятное впечатление. Как и любая фирма с давними аудиотрадициями ELAC формирует свой особый породистый звук, и поскольку он был мне уже знаком, изрядную долю моего любопытства занимал общий уровень звучания и сочетаемость с различными компонентами.
Изначально в партнеры были выбраны сетевой проигрыватель Waversa WDAC3C, усилитель – Octave V70 Class A и кабели Nordost. Забегая вперед, могу сказать, что в ходе прослушивания список партнеров заметно расширился.
Общие технические данные
ELAC Concentro S 503 – флагманская модель полочных АС, при создании которой использваны опыт и знания, полученные в ходе разработки напольных моделей Concentro и Vela. Поскольку встречают всегда по одежке, начать стоит с внешнего вида 503-их. И он совсем не подвел: АС сразу обращают на себя внимание. Передо мной оказались красивые белые лакированные АС – любо и дорого посмотреть. Производитель предлагает также два других варианта: в черном лаке или в шикарном натуральном ореховом шпоне. Глянцевая отделка придает дополнительную торжественность внешнему виду.
Важно другое – внешний вид обусловлен в том числе инженерными решениями. Выпуклая и наклонная передняя панель создает необходимую диаграмму направленности звука, скошенный верх способствует снижению дифракционных эффектов. Неудивительно, что разработчики ELAC находят нужный баланс между дизайном и акустическими требованиями – ведь компания обладает громадным опытом и производит акустику уже почти 100 лет.
Компоновка динамиков – достаточно интересная. На первый взгляд может показаться, что АС представляет собой обычную полочную двухполоску: твитер плюс басовик. Но нет, тут три полосы, так как верхний динамик коаксиальный, т.е. в одном корпусе совмещает СЧ и ВЧ динамики. Высокочастотная часть коаксиального динамика работает от 50 кГц до 2,6 кГц, среднечастотная от 2,6 кГц до 400 Гц, а басовый динамик закрывает полосу ниже 400 Гц.
При этом на тыльной стороне АС расположено 2 пары позолоченных клемм. Это означает возможность двухусилительного (bi‑wiring) подключения и, соответственно, большого простора для экспериментов. Например, можно на СЧ-ВЧ полосу поставить ламповый усилитель, а на НЧ использовать мощный транзисторник – то есть выбрать близкий вашему уху тембральный баланс. В обычном подключении с одним усилителем между клеммами используются входящие в комплект позолоченные перемычки.
Динамики
Твитер JET 5c объединен с имеющим алюминиевый диффузор СЧ-динамиком. Здесь применен патентованный метод регулировки рассеяния СЧ. Кроме того, эти АС обладают уникальной возможностью управления направленностью: для этого в комплект входят три пары алюминиевых колец с магнитным креплением. Они легко снимаются и надеваются на СЧ-ВЧ динамик и надежно держатся. Что это дает? Это дает возможность подобрать нужный баланс отражения звуковых волн в конкретном помещении – экспериментальным путем выбрать в точке прослушивания наиболее благозвучное соотношение прямого звукового излучения и отраженного от стен.
Оформление низкочастотного динамика – фазоинверторное. Типичное решение для АС подобного размера. Только таким образом можно сохранить элегантность корпуса приемлемых размеров и одновременно получить низкий бас.
В типовых двухполосных полочниках мидбасовому динамику приходится работать вверх вплоть до стыковки с ВЧ-динамиком в районе около 2-4 кГц. А это значит, что ему нужно выполнять две совершенно разные задачи – воспроизводить амплитудные басовые частоты, а также успешно стыковаться с твитером. Поэтому обычно применяются динамики мидбасового типа. Благодаря тому, что в S 503 среднечастотник работает вниз до 400 Гц, НЧ полоса отдана полноценному басовому динамику. Поэтому он имеет возможность заниматься именно тем, чем и должен: работать сугубо в своем диапазоне, что, конечно же, не может не сказаться лучшим образом на качестве звучания.
Более того, здесь, как и в старших 507/509 моделях применен длинноходный НЧ-динамик диаметром 180 мм с ферритовым кольцом. Его высокопроизводительная конструкция обеспечивает точное воспроизведение басов вплоть до паспортных 34 Гц.
Как сообщает производитель, добиться этого позволили особые технологии изготовления. Басовик представляет собой сэндвич из алюминия и бумаги, склеенный специальным образом. Конечно, при взгляде на этот динамик прежде всего обращаешь внимание на его необычный «кристаллический» внешний вид. Это сделано не просто так – штамповка в такой форме существенно повышает жесткость диффузора, что, в свою очередь, позволяет заметно подавить резонансы, уменьшить окраску звучания даже при высокой мощности входного сигнала и получить расширенный диапазон частот.
В завершение технической части отмечу, что специально для Concentro S 503 созданы новые лакированные стойки LS-100. Шипы и шайбы входят в комплект.
Прослушивание
Наличие в системе весьма недурного пуш-пульного лампового усилителя сразу подстегнуло желание включить старый добрый рок. Записи Pink Floyd и Led Zeppelin продемонстрировали отличную, очень четкую сцену. Гитары звучат просто потрясающе – мягко и детально. Не теряющая актуальность тема «Another brick in the wall» показала отличный ритм, затягивающие гитарные соло. Недурно прозвучала и роковая аранжировка «Bang Bang» в исполнении Шер. Бас? Достаточно низок для полочной акустики, присутствует драйв. Кстати, что касается драйва, то далее я опишу и немного другие впечатления, вызванные сменой сетапа.
Шикарнейше передается вокал Нины Симон в блюзе «I put a spell on you», прямо завораживает. Эта запись утвердила во мнении, что ламповый усилитель с ELAC создают достаточно меломанскую связку.
Слушая полочные Concentro S 503 вспомнил эпизод из истории собственной системы. Первые мои АС были наполными FOCAL-JMLab младшей серии. Затем сменил их на полочники Sonus Faber средней линейки, получив немного меньше баса по объему, но лучше по качеству, не говоря уже об остальном диапазоне. Потом были и другие АС. Но вот ELAC как раз напомнили мне об этом этапе роста системы после напольников. Для многих меломанов S 503 — станет новым уровнем.
Но, что касается баса, нужно иметь в виду, что ELAC пришлось непросто, так как прослушивание велось в 100-метровом помещении. В более стандартной комнате полочникам будет более комфортно. Тут важно другое – то, что бас, несмотря ни на что, достаточно четкий и собранный.
Транскрипции Баха шесть концертов для виолончели пикколо. Обращает на себя внимание густой звук, богатый тембр виолончели. Вот здесь можно сказать, что АС передают звучание деревянной деки солирующего инструмента. Немалая роль в этом, конечно же усилителя Octave. Все весьма детально, ламповая мощность легко отдается АС, звучание непринужденное. Никакой усталости от прослушивания, как это иногда бывает в неудачно составленных системах.
Послушал и фортепианную музыку, живые записи Артур Рубинштейна, сделанные в Москве. Хорошо слышен зрительный зал, люди покашливают, шуршат, это забавно, добавляет записи аудиофильности и непринужденности, но не отвлекает от великолепного исполнения.
В моих закладках присутствует замечательная запись Рихарда Штрауса «Так сказал Заратустра», дирижер Эдвард Гарднер. Ей интересно тестировать большие напольники, так как это тот редкий случай, когда в записи присутствуют глубочайшие НЧ — 16 Гц, воспроизводимые орга́ном. Конечно, настолько низко Concentro S 503 не играют, но важно то, что, не смотря на такую нагрузку на басовый динамик, искажения отсутствуют, детально слышны партии всех инструментов, верно воспроизводятся их тембры.
Время вперед – это было громко! Сложная насыщенная музыка с большими динамическими перепадами. Конечно, тут АС несколько упрощают общую картину по сравнению со старшими моделями. Но эти полочники сохраняют общую форму произведения, дух и ощущение, в данном случае бегущего вперед времени.
Думал, что металл для этих АС будет слишком… но я ошибался. Diablo Swing Orchestra «Porcelain Judas» отличная макродинамика, ламповый усь нетипично хорошо «прокачивает» АС. При этом важно, что голос вокалистки не теряется.
Поставил знаменитую старую запись Дину Липатти первого концерта Грига. И понял, как можно охарактеризовать звучание ELAC. Они играют душевно, захватывают внимание слушателя. Эти полочники уже достаточно высокого уровня, чтобы меломанить. Не обязательно с лампой. Каждый может подобрать нужную связку с усилителем и источником, поаналитичнее звук или помягче, чуть подкорректировать выбором подходящей кабельной обвязки.
Поясню про меломанию. На последок поставил очень чувственную запись Бартоли – Casta Diva с альбома Maria. Эмоции всецело передаются слушателю, трепетность и чувство сопричастности переполняет. Тот случай, когда к такому исполнению нужно быть готовым.
Еще одно прослушивание
Мысль о том, что ELAC может совсем иначе проявить себя с другими компонентами еще долго не оставляла меня в покое. И было решено организовать новое прослушивание.
Неделю спустя был подобран новый весьма солидный комплект. В напарники к ELAC были поставлены усилитель Plinius Reference A-150 с предусилителем Plinius RM-10, стример и CD‑проигрыватель T+A MP 2000R MKII, а также виниловый проигрыватель ELAC Miracord 80, кабельная обвязка как и прежде Nordost. И еще один важный момент, добавляющий существенную долю интриги – в наличии имелись одни и те же записи на разных носителях – виниле, CD и стриминговых сервисах.
Начал с винила. Даже легкое потрескивание некоторых пластинок нисколько не отвлекло от истинного аналогового живого звука. Что уж говорить, винил – это особая статья, особая философия. Лампа и винил – созданы друг для друга. Винил, конечно, – дорогое удовольствие. В эпоху, когда цифра все лучше с каждым дрем младшему винилу сложно сравниться с цифрой. Но старший винил все еще недостижим и вне конкуренции. Элаковская связка винилового проигрывателя с АС как раз открывают двери в мир аналога, тот уровень, ради которого уже можно собирать коллекцию пластинок.
Послушал ряд различных записей. Отдых, а не прослушивание! Соло на саксофоне — как будто сидишь в клубе вечером, потягиваешь винцо и наблюдаешь за музыкантом. Ни на что не отвлекаешься, просто слушаешь – все живее и естественнее стриминга. Можно ли в цифре – так же? Наверное, нет. Можно по-другому – в чем-то лучше, в чем-то хуже.
А теперь транзисторный мощник Plinius и T+A в качестве источника. Звук стал более привычным, «ровным» и нейтральным во всем диапазоне, в том числе по сравнению с WDAC3C.
По сравнению с пластинкой — Pink Floyd с сервиса Tidal сыграл заметно четче, бас стал тверже и запись прозвучала более драйвово. Это, конечно, в значительной степени связано с переходом на транзисторный Plinius. Там где лампа давала красивый бас, незаметно смягчая сложные басовые пассажи, транзисторы проявили нужную настойчивость в передаче требуемых подробностей. Как ни странно, цифровая запись ощущается как более «чистая» по сравнению с винилом, но менее живая, несколько отстраненная. Здесь как нельзя очевидно проявляется разница между аудиофильством и меломанией. Что выбрать? Дилемма непростая, каждый может решить для себя сам.
А что насчет CD? Это еще один вопрос, на который ответить одним предложением нельзя. Т+А в качестве полного CD-проигрывателя самую малость уступает себе же в качестве стримера – по крайней мере, в этом сетапе. Играет немного по-другому, делая иные акценты. Но, опять же, многое зависит от системы в целом и, возможно, с другими партнерами он и выйдет на первое место.
Вновь освежил впечатления теми записями, которые играли неделю назад, а также рядом еще не звучавших. Во многом благодаря T+A слышен существенный прирост. Вокал стал более естественным, как и тональный баланс в целом. Повысилась общая прозрачность и читаемость системы. Внесение «каменного» Plinius, как отмечал выше, добавило твердости низкочастотному диапазону.
Что же получилось в итоге? Жонглировал звучанием системы в достаточно широком диапазоне. Если заменить Plinius на Octave получим более мягкий, живой звук. Если к этому еще заменим T+A на проигрыватель винила – добавим еще больше трепетности и аналоговости.
Еще из любопытного – сложилось впечатление, что Plinius усилитель слегка «теплый» по звучанию, который неплохо уравновешивается более строгим проигрывателем T+A.
Конечно, попробовал менять съемные кольца-волноводы, идущие в комплекте с АС, но разница между ними в этом помещении оказалась не так велика – все же 100 кв. метров и боковые стены весьма далеко. Тем не менее, она, эта разница, была, и я в данном случае предпочел вариант колец с наименьшей фокусировкой.
Подводя итог этого познавательного аудио-марафона нужно сказать, что ELAC Concentro S 503 весьма восприимчивы, хорошо откликаются на смену компонентов, играют весьма живо, насыщенно, прозрачно, с нужной конкретному слушателю сигнатурой, зависящей от подбора сетапа. Это говорит о том, что немецким инженерам удалось изготовить достаточно нейтральную, очень гибкую в использовании акустическую систему, которая не разочарует покупателя.
Автор обзора и фото: Вячеслав aka Staudio