Обзор. Rockport Technologies ATRIA II. Сокрушительное обаяние

Американская компания Rockport Technologies давно и заслуженно занимает высокие места в рейтинге лучших мировых производителей громкоговорителей и воплощает собой тщательно исполненную аудиофильскую мечту. Ощущение элитарности и комплексный подход, ориентированный на самостоятельную разработку принципиально новых решений в соответствие с жесткими требованиями к звучанию, стали теми незыблемыми ценностями, которые компания предлагает потребителю.

История бренда берет начало в далеком 1984 году, когда компактная пара Сателлит/сабвуфер увидела свет под флагами Payor Acoustics Inc., по имени основателя и главного конструктора Энди Пэйора(Andy Payor). Первый компонент, носящий название Rockport Technologies, был представлен позже, в 1991 году. И за более чем 30-летние существования компания собрала множество наград и приобрела нешуточную репутацию в очень узком секторе рынка эксклюзивной аудио-аппаратуры и громкоговорителей высокого класса.

Идеи и разработки Энди Пэйора претворяются в жизнь на специализированных производственных мощностях и ресурсах, сосредоточенных на основном предприятии, которое базируется в городке Южный Томастон штата Мэн, но некоторыми из компонентов компанию снабжают высококвалифицированные поставщики, способные менять параметры в соответствии с потребностями бренда, основываясь на внутренних технологиях и результатах экспериментов. Приоткрыть доступ жизни в мертвую форму  – безусловно творческий процесс, но технические реалии быстро спускают с небес в режиме жесткой посадки. Совокупность проектирования, сборки, комплексную оценку действия на модельных системах с помощью 3D CAD-моделирования, структурный, вибрационный, акустический анализы, линейный анализ схем, с последующим тестированием для обеспечения качества, – все это достаточно четко отражает удельный вес инженерного подхода при создании систем.

В начале прошлого года Rockport Technologies сообщили о покупке компании Джошем Кларком (Joch Clark), с которым Энди Пэйора связывали двадцатилетние дружеские и рабочие отношения, берущие начало с 1997 года, когда Кларк начинал работать в Transparent Audio операционным менеджером и директором по развитию. Этот творческий альянс позволил гораздо продуктивнее поддерживать самые амбициозные и технически совершенные проекты, уделяя внимание исследованием и разработкам, маркетингу и дальнейшему развитию дилерской сети. А благодаря официальному дистрибьютору, компании Prime Solutions стало возможно появление в России акустических систем такого калибра.

Rockport Technologies ATRIA II стоит на нижней ступеньке модельного ряда, состоящего из четырех громкоговорителей, но при их производстве используются те же передовые технологии и дорогая отделка, что и в моделях постарше. Идеально жесткий, тяжелый обтекаемый корпус выполнен в черном глянцевом рояльном лаке и представляет из себя трехслойную конструкцию выполненную из MDF, с прослойкой из углеродного волокна в сочетании эпоксидным материалом, и, по сути, работает в формате инерциального эталона. Самая массивная передняя панель имеет толщину сечения 4 дюйма, наклонную поверхность с сужением кверху и обклеена мягким войлоком для оптимизации акустической среды.  Корпус водружен на тяжелую массивную основу, с регулируемыми конусами для развязки с полом, имеет большие широкие фаски и общий наклон назад в угоду когерентному звуку, а плавно изогнутые боковые стенки и перегородки с участками различной толщины практически исключают дифракционные аномалии. Получается прочнейшая структура, не подверженная резонансам.

Задняя стенка представляет из себя ступенчатую конструкцию. Там же размещен изготовленный из алюминиевого сплава авиационного класса фазоинверторный порт с глубоко закругленными краями для предотвращения турбулентности. А также пара позолоченных акустических терминалов Cardas, выведенных поверх круглой массивной коммутационной панели.  В корпусе имеется герметичное отделение предназначенное для кроссовера, в котором используются детали премиального класса, изготовленные исключительно для Rockport Technologies, – конденсаторы пленка/фольга, специальные катушки индуктивности и силовые резисторы Caddock. Все компоненты строго согласованы между собой и настроены для конкретных драйверов, с которыми они используются. У покупателей Rockport Technologies нет проблем с выбором цвета, и за дополнительную плату можно заказать практически любой по международной шкале RAL. Процесс покраски состоит из нескольких этапов, в которые входит наложение нескольких отдельных слоев инновационного лакокрасочного покрытия, – это позволяет обеспечить качество, сопоставимое с отделкой роскошных автомобилей.

Rockport Technologies выделяются нестандартным подходом не только к архитектуре корпуса. В соответствии с жесткими требованиями к звуку компания переориентировалась на самостоятельную разработку принципиально новых решений. 3-х полосные громкоговорители получили новый 9-дюймовый басовик, созданный с чистого листа, компанию не устроили готовые предложения даже самого высокого уровня. Вместе с 6-дюймовым среднечастотником они относятся к новому поколению композитных конусных драйверов, имеющих структуру с сэндвич-основой, с изменяемой толщиной среза из связанного при нагреве под давлением сердечником из материала Rohacell и плетения из углеродного волокна толщиной всего 0,004 дюйма, предварительно пропитанного изготовленным на заказ эпоксидным компаундом. Усиленное соотношение жесткости и веса конусов обеспечивает четкость работы динамика в поршневом режиме в рабочем диапазоне.

К особенностям оснащения можно добавить радиальную вентиляцию звуковой катушки с каркасом из титана и чрезвычайно жесткую литую алюминиевую раму, а также современные 2-дюймовые ультралинейные мощные моторные системы со сверхнизким искажением, способные к огромным отклонениям, позволяющие добиться несравненного разрешения с большим динамическим диапазоном. Сделанный по нестандартной спецификации инженерами Scan-Speak 1-дюймовый купольный бериллиевый твитер, установленный на неглубоком  волноводе позволяет, используя преимущества  формы передней панели корпуса, улучшить согласование акустического импеданса на нижнем пределе диапазона, снизить искажения и  улучшить энергетический потенциал, а также сбалансировать характеристики дисперсии в точке пересечения твитера  со среднечастотником, обеспечивая  необычайной прозрачности высокие частоты, дополняя спокойную выразительность  средней полосы. Для защиты динамиков от случайного повреждения в комплект входят  грили с креплениями в виде штырьков.

Правильное размещение громкоговорителей остается непростым вопросом, тем не менее Rockport могут звучать потрясающе, если они грамотно установлены и находятся в подходящей комнате, хотя принято считать, что ATRIA II хорошо уживаются со средними и небольшими размерами помещений. Но даже если комната ориентирована только на прослушивание, на звук влияют и множество других факторов. Например, громкоговорителям до отчаяния требуется солидный и чувственный партнер, при том, что сами АС являются непростой нагрузкой. В разных помещениях, с разными усилителями эти колонки поворачивается совсем другими гранями, но достаточно немного снизить класс усиления, и некоторые голоса и инструменты могут тускнеть и упрощаться.  Хорошие манеры Рокпорт, эксперименты с комнатами, расстановкой в них и подбором усилителей показали, что колонки достаточно терпимы, но при определенных предложениях преображаются с большим отрывом. И не было процесса более трудного и более интересного, чем складывать этот пасьянс.

Расположение в огромной комнате салона чуть шире, чем стояли другие модели колонок, максимизировало ширину звуковой сцены, и для правильного позиционирования точка прослушивания сдвигалась дальше, но при этом «музыкальным» становились само помещение. На финальной позиции колонки были перемещены ближе, выдвинуты немного вперед, с небольшим разворотом внутрь. Это обеспечило глубокую звуковую сцену с хорошей фокусировкой и плотным наполнением. Сочетание Рокпортов с предусилителем и моноблоками Ayre KX R Twenty, Ayre MX R Twenty – идеальное, и к любым поворотам их отношений не возникает вопросов.  Впечатляюще органично выглядела пара Gryphon Audio Zena и  Gryphon Mephisto. Массивный мощник и новый предусилитель, хорошо удерживали контроль, а контрасты между тихими и громким звуками в оркестровых записях Hi-Rez были значительными и впечатляющими.

Требуемая степень чистоты подачи этого материала столь высока, что трепетный, невероятный голос Сондры Радвановски ( Sondra Radvanovsky) в пронзительном романсе Медоры из оперы Джузеппе Верди “Корсар” часто использую как  трафарет, который прикладываю к звуку той или иной системы. Изящно оркестрованный, с легким акцентированием инструментов в обрамлении духовых и арфы, мелодически этот контрапункт создает ошеломительную вовлеченность на фоне разнообразия  летящего голосового регистра и с теми нюансами звуковоспроизведения,  которые  осторожно обнажают пронзительное движение голоса, и его тембральную чистоту. Разрешающая способность громкоговорителей с легкостью вытаскивала  интонации,  от которых голос приобретал благородный оттенок, надолго вытесняя из памяти условный шаблон, приобретенный предыдущими прослушиваниями.

Некоторая музыка требовала ностальгической оправы, и громкоговорители   прекрасно с этим справлялись, не травмируя привычные треки с тем самым «ламповым» восприятием старых записей, по которому тоскуют меломаны старшего поколения. Предельная современность звучания Рокпорт моментально оборачивается обращением к прошлому звуковыми образами и метафорами культурной памяти, и слагаемые звука кажутся уместными, гармоничными и точно подобранными.  Взгляд на русский романс с точки зрения американского звука, неожиданно проникшегося славянским шармом, казалось, знающего всю его подноготную, дополняет общепринятые вековые правила сильным мелодическим началом. И поток исконного народного сочувствия к тяжкой женской доле оставлял ощущение здорового и полного сил жанра.

Чуткость громкоговорителей темброво-динамическим изменениям позволила распробовать и состоятельность макродинамики в Третьей симфонии Брамса, которая буквально сияла вкусным живым переполненный событиями звуком, слитно изложенной  пластичным языком, перемежаясь со взрывных по воплощению моментов на сплошную нежность, отличаясь даже на сложных поворотах  правильным темпоритмом. И при нарастании динамической напряженности реалистично обозначая оркестровый контраст между статикой и действием.

Многослойные супертяжелые композиции были искусно сфокусированы, и мрачная мощь этой музыки полна тяжелого гитарного звука, на который просто, и идеально ясно укладывался голос. Насыщенность событиями, масштаб, и тлеющий дух агрессии  подчеркивало ощущение сильной ритмической опоры, когда барабанщик явно хочет быть на переднем плане, но Rockport  берет  это под  контроль, придерживаясь  хоть и не явных, но все равно жестких параметров нейтральности, при этом иногда умудряясь сочетать бесстрастность  poker face  с практически тактильным эффектом присутствия. Подвижность баса превосходная, с интонационным разделением и артикуляцией, с тембровыми оттенками при понижении регистра, но на самых глубинах  слышна и некая воздержанность, возможно, не хватало небольшого нажима, который к тому же проглатывался огромной, акустически необработанной комнатой. При этом энергичный и увесистый мидбас выдавал динамичное и мощное звучание, слаженное и уверенное.

Низкие струнные рельефны, а исполнительские нюансы на лирических фрагментах с невероятными по красоте тембрами позволяют оценить великолепную насыщенную середину, без всякого формального шва плавно соотнесенную как с низкочастотником, так и с твитером, и на большой громкости не выказывающую признаков стресса или искажений и без акцентов на каком-либо отрезке. Детальность и чистота верхнего регистра заметна, но перкуссионное разнообразие тарелочек и колокольчиков  с определяемым тональное затуханием и легкими послезвучиями  не оставляет металлического привкуса. Они гораздо легче и детальней чем нюансировка инструментов в другом частотном диапазоне и выглядят как россыпи звезд разной яркости и дальности на ночном или предрассветном небе бездонно-глубокого текстурированный оттенка.

Чувство гармонии на всех уровнях позволяют соединить традиции роскоши с индустриальным стилем и невозможное сочетание трезвой рациональности с волшебством звука, который можно считать искусством. В результате в сухом остатке меломаны получили ошеломительные колонки, которые предложено принять лишь за отправную точку бренда, несмотря на то, что с начальной позиции они сразу уходят в высокий ценовой сегмент, безучастно взирая на эпидемии и кризисы.

И хотя предпочтения и вкусы со временем могут поменяться, правило «Лучшие и остальные» остается незыблемым, поскольку люди, обладающие значительной покупательной способностью даже в плохие экономические времена слушать музыку не перестанут. Невероятное пространство России к этому готово. И громкоговорителям Рокпорт здесь самое место.

Автор обзора: Анна Гурьянова

Информация: prime-soluttions.ru

Rockport Technologies ATRIA II

3-х полосные напольные АС, 9″НЧ, 6″СЧ, 1″ берилиевый ВЧ, диапазон 28-30000, 4 Ом, 87,5 Дб, усилитель мин. 50 Вт, вес:70кг

Цена 2 544 000,00

Состав тестовой системы:

Lumin  X1, Ayre Acoustics V-5xe, SPL Performer M1000, Gryphon Audio Zena, Gryphon Mephisto, Ayre KX R Twenty, Ayre MX R Twenty

Обсудить на форуме

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.