Акустические системы от легендарной марки KLH, заслуженно занимают важное место в истории аудиоиндустрии. Созданная в 1957 году в Америке блестящим звукоинженером и предпринимателем Генри Клоссом в сотрудничестве с Малкольмом С. Лоу и Йозефом Антоном Хофманном, компания на определенном этапе своего развития становилась самым большим производителем акустических систем в мире, обслуживая розничные точки продаж и дистрибьюторов на всех шести континентах с объемом более 30 000 колонок в год!
Что уж говорить, история компании впечатляет: в ее багаже первое в мире настольное FM-радио с высокой избирательностью, первая полнодиапазонная электростатическая АС, первый портативный виниловый проигрыватель в кейсе, первый катушечный магнитофон с системой шумопонижения Dolby, первый портативный твердотельный проигрыватель и многое другое.
А что же сейчас? Передо мной KLH Model Three – двухполосная полочная акустика в закрытом оформлении. Классического вида, с подставкой.
Что значит в закрытом оформлении? Такое оформление известно также как «закрытый ящик», в котором применен принцип воздушного подвеса. Казалось бы, все просто, герметичный ящик с динамиками, но на самом деле, здесь имеется серьезное физическое и техническое обоснование.
Впервые принцип воздушного подвеса представлен в 1954 году и долгое время считался наиболее точным из всех конструкций АС. Закрытое оформление доминировало на рынке акустических систем вплоть до 1970-х годов.
В такой конструкции объем воздуха внутри корпуса служит воздушной подушкой или пневматической пружиной, обеспечивающей возвращение диффузора низкочастотного динамика в исходную позицию. Поскольку объем воздуха внутри корпуса более линейный, чем механические части подвеса динамика, диффузор может перемещаться более линейно. Такой линейный ход позволяет динамику работать с меньшими искажениями, чем в ставших ныне традиционными системах с фазоинвертором, получить исключительное разрешение и текстуру басов.
В каждой коробке KLH Model Three – одна АС, магнитный гриль, а также подставка. Что особо порадовало – так это подробнейшая инструкция с объяснением основ акустики и применения АС.
Внешний вид – для любителей классики, дизайн культовых акустических систем середины прошлого века. Отделка из великолепного натурального шпона, металлическая подставка в стиле АС. Грили из льняной ткани с хорошим магнитным креплением. Предлагается несколько видов шпона и тканей грилей.
Model Three имеет по два динамика в каждой АС: 1-дюймовый алюминиевый твитер и 8-дюймовый мидбасовик. Сзади – пара клемм, а также нечасто ныне встречающийся в АС этого ценового диапазона трехпозиционный переключатель уровня частот. С его помощью можно в пределах до 3 дБ подстроить работу акустики выше 400 Гц в конкретном помещении.
Как и все АС в закрытом оформлении Model Three можно разместить достаточно близко к стене, таким образом также регулируя уровень отдачи на НЧ. То есть они отлично подходят для прослушивания музыки в небольших помещениях.
Но в этот раз у них была непростая задача, ведь прослушивание состоялось в большом зале. Сетап составили KLH Model Three, ЦАП-стример NAD C658, усилители AMC XIA150SE и Cayin CS-55R, кабели Nordost.
Сначала включил с ламповым усилителем Cayin CS-55R.
Первая же запись обескуражила. Как так? «Голубая рапсодия» Дж.Гершвина воспроизведена практически идеально. Просто сидел и слушал, не зная, к чему придраться. Все инструменты на месте, имеют натуральные тембры, дают хорошую сцену, разрешение. Фортепиано ровно, прозрачно глубоко, остальной оркестр не превалирует, все сольные выступления очень гармонично рисуют общую картину. Слышна симфоничность. Барабаны рассыпаются точно и акцентированно. Полная гармония в оркестре…
Конечно, KLH Model Three – далеко не самая дорогая акустика, но для своей цены прямо уж слишком хорошо и ровно звучит. Стало понятно, что с классическим репертуаром в этом сетапе все, как минимум не дурно.
На первый взгляд, все идеально. Включил — и просто слушаешь. Даже задался вопросом — а нужно ли дальше слушать что-то еще для оценки сетапа?
А.Вивальди в исполнении Дж.Карминьолы — все первые ощущения подтвердились. Действительно ровно тонально и тембрально. Скрипка очень натуральна, богата послезвучиями, в быстрых клавесинных пассажах хорошо прослеживается каждая нота. А есть ли вообще недостатки у этих АС?
«Libertango» Marcin Wyrostek. Много воздуха, деталей, масштаба. Здесь более крупные АС обычно играют ниже, конечно. Но важно то, что инженеры не стали насильно «тянуть» эти АС вниз, как это часто бывает, выпячивая мидбас. Напротив, тут все гармонично по тональному балансу. Немаловажно в этом плане оформление — закрытый ящик, о котором писал выше.
Продолжим с классическим репертуаром – «Лебединое озеро» П.И.Чайковского в исполнении Е.Светланова. Как же приятно слушать классику! Эта запись имеет среднее разрешение, но люблю ее прежде всего за непревзойденное исполнение. Но даже при всей неидеальности записи – АС с ламповым усилителем продемонстрировали очень приятные натуральные тембры и достаточно недурную макродинамику. Инструменты вторых и третьих планов слышны хорошо, насколько это возможно. Металлический треугольник, отбивающий ритм – прямо как живой.
Большой симфонический оркестр утвердил в той мысли, что если не требуется «копать» глубоко вниз, эти АС закроют потребности подавляющего большинства меломанов.
Тут есть важный момент. Когда хочется получить более основательный бас, требуется решить ряд непростых задач в плане изготовления АС — добавление полос(ы) внизу, более сложная сшивка с дополнительными динамиками, бо́льшая нагрузка на усилитель. Но и когда решены эти задачи — предстоит самая сложная — подружить акустику, которая может играть весьма низко с помещением, в котором она находится. И вот тут возникают основные проблемы, которые могут перечеркнуть удовольствие от прослушивания — все потраченные усилия разбиваются о гудение, тональные перекосы, искажения и пр. Это требует особых мер по подготовке помещения…
В этом смысле АС типа KLH Model Three — двухполосные в закрытом оформлении имеют преимущество. Они не играют суббас, но при этом и не создают проблему в помещении. Легко и непринужденно воспроизводят музыку, не создавая ощущения, что чего-то не хватает.
Еще один интересный момент, касающиейся этих АС. Эти полочники имеют достаточно низкие подставки и «смотрят» на слушателя как бы снизу. Слушатель, таким образом находится немного выше исполнителей. Интуитивно хочется поставить их повыше, так как виртуальная сцена также находится ниже привычного. Но это приведет к некоторому сокращению полосы внизу — так как отражение от пола немного повышают уровень баса. Именно поэтому не ощущается его недостатка. Т.е. инженеры KLH все продумали в деталях.
ABBA. Сцена строится средняя по глубине и ширине. Вокалисты располагаются ожидаемо чуть ниже привычного. Сам вокал – завораживающе красив.
«Монтеки и Капулетти» С.Прокофьева в исполнении К.Аббадо. Понравилось, что эта связка позволяет услышать разные линии повествования, не отвлекаешься на аудиофильские моменты. Как уже отмечал в других записях — никаких тональных и тембральных перекосов нет, как и других бросающихся в глаза, а точнее уши, замечаний.
Кстати, регулятор, который расположен рядом клеммами на обратной стороне АС, находился в среднем положении – в моем случае был как раз в необходимый баланс комнате прослушивания.
Ре-минорная токката И.-С.Баха. Тут, конечно, хотелось более всепоглощающего масштаба. А что если попробовать транзисторный усилитель?
AMC XIA150SE на той же записи сходу дал бо́льшую основательность, сцену и пространство, которое значительно расширилось. В прошлом обзоре я отмечал, что это его сильные стороны.
Что же получается? Что эти АС весьма отзывчиво откликаются на смену усилителя и имеют большой потенциал, который можно реализовать подбором партнеров по сетапу.
Послушал предыдущие записи теперь с АМС — стало потверже в целом, заметно убедительнее на низких частотах. За это пришлось расплатиться некоторой гармонией в верхней середине по сравнению с ламповым усилителем.
Сложно сказать, какой из этих двух усилителей предпочтительнее в качестве компаньона к KLH Model Three. Тут каждый отдает свои предпочтения. Сам больше склоняюсь к Cayin CS-55R.
Переключил обратно на лампу и послушал еще – вокал звучит приятно как мужской, так и женский.
Что отличает эти АС от старших по ценовой категории? Прежде всего, диапазон вниз.
Что роднит эти АС с заметно более дорогими? Удивительно выверенный, а может быть и отчасти удачный баланс звучания. Ровная сшивка, хорошо подходящие друг другу по тону и тембру мидбасовик и твитер.
Да, могу однозначно порекомендовать эту конкретную связку, не так часто возникает такая гармония. С ламповым усилителем звучит прямо великолепно. АС — очень удачные. Взял бы себе? Взял бы.
Автор фото и обзора: Вячеслав ака Staudio