onto_log - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Jump to content

onto_log

Members
  • Posts

    169
  • Joined

  • Last visited

Reputation

46 Neutral

Информация

  • Город
    Москва
  • Interests
    DIY, Hi-end, Studio
  • Audio system
    Большой комплект: Pioneer DV-989 (tweak)->QED (Firewire, Jitterless)->Sony DA-7100ES (tweak)->Canton Vento 802 (tweak)
    Настольный комплект: РС (Asus Rampage IV Formula)-> USB 3.0 (на базе St-lab U710 + линейный БП)->коаксиальный usb кабель->Edel (линейный БП)->Audiolab M-DAC->(балансный выход)->Genelec G3 (tweak) или AKG K812
    Мобильный комплект: Questyle QP1R->Philips NC1(Hybrid X1 Cable), Sennheiser HD 650 (tweak), AKG K812, портативная акустика iLoud либо оптика на M-DAC
    Велосипедный комплект: Motorola MotoACTV (16 Gb)->Motorola S11 Flex HD
  • Hi-Fi Industry relationship
    Автор-разработчик (для себя)
    Просто люблю музыку и хороший звук

Recent Profile Visitors

The recent visitors block is disabled and is not being shown to other users.

  1. Настроил-таки все окончательно, сложная задача оказалась. Суммарно весь проект занял 2,5 года от возникновении идеи и проектировании КдП, частичная перестройка дома + куча сопутствующих работ, много затрат денег, времени, и собственных сил. Более 2000 микрофонных замеров, настройка режимов работы 6 усилителей, 4 DSP, 8 излучателей. Сложность в том, что можно собрать бесконечное количество разных вариантов фильтров, которые будут линейны и по АЧХ, и по фазе, но звучать будут по-разному. В процессе поиска оптимального варианта пришел к тому, что надо контролировать 7 разных параметров по степени их значимости: 1. АЧХ. Допустимое отклонение не более +- 1 дБ от целевой кривой. 2. Фаза. Допустимое отклонение не более +- 10 градусов от 0 при окне 1/4 октавы. 3. КНИ. Чем ниже, тем лучше, уровень зависит от громкости замеров. Желательно чтобы в среднем не превышало 0,5% при дистанции в 3,7 м. и 82 дБ. 4. RT60. Чем ниже, тем лучше, но нежелательно снижать ниже 200 мс и кривая должна быть примерно ровная. 5. Импульс. Итоговый импульс при сшивке всех 3 полос должен быть явно выражен, не иметь сильного пред и пост-звона. 6. Степ. Должна быть явно выраженная ступенька, совпадающая с импульсом и с дальнейшим постепенным спадом. 7. Равномерность звукового поля. Не должно быть сильных тональных перекосов при значительных движении головы в месте прослушивания. Что получилось в итоге: 1. Сверхдиапазонная АС: эффективный рабочий диапазон от 10 до 48000 Гц. Есть ограничения по микрофону: он откалиброван и нормально работает только от 10 и до 20 кГц. Сабвуферы работают и ниже 10Гц, а твитер (хейл) по паспорту должен работать до 60 кГц. Есть ограничение в ресивере на многоканал по HDMI - он может принять только 24/96, поэтому гармоники выше 48 кГц я из своего тракта не получу при всем желании. С АЧХ все хитро получилось. Вот два графика - один для моно (нижний), второй для стерео с усреднением по положению микрофона: Неравномерность АЧХ для моно не превышает 1 дБ в диапазоне 110-20 кГц, для баса в стерео режиме есть заданный подъем с параметрами 200-10 Гц, 1,5дБ/октаву. Подъем по басу пришлось выводить на слух, вручную отдельно для правого и левого каналов. 2. С фазой все проще всего: она линейна на всем диапазоне от 10...20 кГц с неравномерностью не более 10 градусов: Линейная фаза ниже 100 Гц позволяет локализовать басовые инструменты в объеме комнаты (если в миксе звукорежиссер не сделал принудительное моно). 3. КНИ. В среднем ниже 0,5%, но на частотах сильных отражений есть заметный рост. По басу не превышает 5%: 4. RT60. В среднем 500 мс: 5,6. Импульс и степ: Для сложной системы из 4 пространственно разнесенных излучателей, один из которых - тяжеленный 12" басовик, импульсный отклик исключительно хороший. 7. Равномерность звукового поля. Изначально я полосы резал Линквиц-Релеем 8 порядка (48дб), и все прекрасно сшивалось. Но при прослушивании стал замечать, что в звуке не хватает мелких деталей, он слишком стерильно-выхолощенным получается. И свит-спот очень узкий был - головой в кресле прослушивания особо не покрутишь, тональный баланс заметно уплывает. Стал разбираться и пришел к выводу, что звукорежиссеры используют мониторы для сведения, у которых фильтры обычно не превышают 4 порядок (не важно, пассивные или активные). На границу раздела СЧ-ВЧ это дает дает довольно широкую полосу перекрытия, когда оба излучателя работают совместно. А у меня при 8 порядке такая полоса очень узкая оказывается, хейл опять же имеет узкую диаграмму направленности. После снижения крутизны фильтра до 4 порядка детальность становится заметно лучше, свит-спот широкий появляется. Поначалу опасался, что КНИ вырастут, но этого не произошло - примерно такие же. На вокале опять же очень заметна разница между 8 и 4 порядком. А вот при попытке уменьшить крутизну фильтра с 8 до 4 при раздел сабвуфер-СЧ у меня вылез весьма сильный провал по АЧХ в диапазоне 100-200Гц, который так просто не вытягивался. Разница в звуке при этом не очень заметна, так что по басу оставил 8 порядок. Итого у меня оптимально получилось порезать полосы: НЧ-СЧ - 170 Гц, 8 порядок СЧ-ВЧ - 3000 Гц, 4 порядок. По звуку тоже все просто - я наконец-то получил то, к чему не могу придраться ни с какой стороны. Критерий у меня такой: не менее 80% из своей фонотеки должны звучать хорошо или отлично. Оставшиеся 20% допустимо, чтобы звучало без резкого отторжения. Поскольку записи у меня охватывают период с 1969 года и по 2022, то они очень сильно отличаются по качеству и тому же тональному балансу. Можно конечно сделать несколько разных фильтров с разной окраской, но подбирать их под музыку муторно, хочется что-то более-менее универсальное. Не так давно натолкнулся на видеообзор активной акустики Grimm Audio LS1: Принцип очень похожий на мой аудиотракт: 2 сабвуфера, 6 цапов, 6 усилителей, цифровой вход с DSP и активным кроссовером, все в закрытом ящике. Но у меня система и сильно круче будет, и дешевле на порядок. Сравнить их в лоб было бы любопытно, но труднореализуемо. В следующем посте опишу, как конкретно у меня аудиотракт устроен, со всякими хитрыми оптимизациями и настройками.
  2. По бас-ловушкам и акустическим панелям. Человек, который мне делал все на заказ, изначально утверждал, что его угловые бас-ловушки мембранного типа и эффективны в диапазоне 40-160 Гц. Я долго с ним согласовывал размеры и особенности конструкции (высота 150 см, длина по стенкам 38 см. + выбор обивки), 3 недели он их изготавливал. Наконец я их забрал, привез домой, сделал замеры и немного удивился. Стал выяснить подробности и только тут выяснилось, что мои ловушки по конструкции не НЧКП, а угловые щиты Бекеши. Т.е. это угловой звукопоглотитель высокой плотности, а передняя панель - это закрепленная сверху и снизу мембрана из фанеры 6 мм толщины. На слух и замеры RT60 показывают, что ловушки работают, но влияние на АЧХ слабое: Как можно видеть, ловушки влияют на АЧХ в диапазоне 80-200Гц. Добавление акустических панелей в зону первичных отражений делает АЧХ чуть поровнее, но не сильно. А вот на RT60 разница значительна. Это без ловушек и панелей: А это с ловушками и панелями: Т.е. проблемы с сильным провалом на 44 Гц ловушки+панели не решили. Я пытался вытянуть провал встроенным в сабвуферы эквалайзером, но получалось плохо - по замерам все вроде нормально, но на слух идет очень сильное давление на уши на басу + большие искажения на 44 Гц (КНИ~ 20%). Поэтому пошел другим путем: 1. Увеличил общую чувствительность сабвуферов на +5 дБ 2. Встроенным в сабвуферы эквалайзером срезал резонансные подъемы по басу на -6 дБ 3. За счет такой арифметики провалы по АЧХ стали меньше на 5 дБ и их уже можно вытягивать с помощью REW: Дополнительным плюсом от такой операции идет снижение КНИ на резонансных областях, улучшение RT60 и оптимизатору REW гораздо легче формировать целевую кривую АЧХ. Далее, я выводил в rePhase нулевую фазу для сабвуферов по всему рабочему диапазону и делал замеры уже с коррекцией. Правый и левый канал я делал строго независимо, при замерах провал на 44 Гц все равно остается (хотя и сильно меньше, чем был до этого). Но все резко меняется, когда я делаю замеры уже с коррекцией обеих каналов (уменьшая общую громкость на -3дБ): И вот это для меня самое большая загадка - почему при нулевой фазе, если независимо измерять правый/левый канал есть сильный провал на 44 Гц, а при совместной работе на этой частоте наоборот, появляется подъем. Дальше я уже вручную подбирал параметры эквалайзера в rePhase для 44 Гц, делал замеры и отслушивал варианты. Сейчас у меня получилось несколько фильтров с довольно ровной АЧХ, но звучат немного по-разному, на каких-то записях лучше, а где-то хуже. Я слушаю и понемного правлю параметры, двигая по 0.1-0.2 дБ за итерацию. Финальная версия уже близка - как с ней определюсь, так выложу результаты.
  3. Полностью собрал все оборудование для аудиотракта. С большим трудом нашел аналог сетевого фильтра типа PowerGrip. Отличные фильтры по вменяемой цене делают делают у нас в Ярославле, небольшая компания Rusich Audio. Мне собрали за 10 дней конкретно под мое оборудование, т.е. параметры дросселей и конденсаторов разбиты на 3 группы в зависимости от типа нагрузки. Разница в звуке очень заметна - с фильтром все звучит гораздо чище, прозрачнее, артикулированней и независимо от времени суток. И главное, нет потери динамики по басу (только сабвуферы обязательно надо включать в предназначенные для них розетки). Очень качественно собран, вот фотографии внутри: Бас-ловушки и акустические панели установил, снял замеры с ними и без них. Результаты неоднозначные, в следующем посте опубликую.
  4. Приехали стойки-подставки под сабвуферы. Выглядит с ними поначалу странновато, но быстро привыкаешь: Сами стойки сделали под мои размеры и пожелания очень быстро (1 день), 4 дня шла пересылка. Внутренний объем я засыпал песком, суммарный вес стойки получился больше 20 кг, высота 20 см. Изготовление стоек/пересылка/сухой песок обошлись мне всего в 5 тр. Виброразвязка от пола получилась идеальной, весьма сильно поменялись АЧХ сразу для всех полос. Для саба: Для мидвуферов: и для твитеров: В целом все стало ровнее, на слух улучшилась макродинамика. Уже заказаны басовые ловушки + акустические панели + сетевой фильтр. Как все приедет, буду и мебель двигать, все заново замерять/собирать фильтры.
  5. Пару недель назад собрал итоговые 6 канальные фильтры и несколько раз их переделывал. Получилось довольно круто, но есть минусы, которые надо править уже больше акустически. Поэтому больше опишу, что с сабами делал. 1. Корпуса и вся конструкция сделаны отлично (хоть и в Китае). Но была сложность их разобрать - сам динамик прилип к лаку, которым выкрашен корпус. Чтобы выдрать его оттуда, пришлось очень большие усилия затратить. Боковые стенки хорошо заглушены, а вот передняя и задняя голые. Добавил синтепона на перед/зад и дополнительно сделал виброразвязку между корпусом и корзиной динамика. Больше с сабом ничего не сделаешь - там одна плата с блоком питания, dsp и усилителем. 2. Саб - весьма компактный ЗЯ (куб 36x36x36 см) с 12" динамиком и усилителем 550 Вт RMS (1500 в пике). Вместе с ним заказывал фирменные виброизолирующие ножки https://www.svsound.com/products/soundpath-subwoofer-isolation-system - очень хорошо гасят вибрации при работе. В моей КдП саб на дистанции в 3,6м SVS SB-2000 Pro работает в диапазоне 12-250 Гц при среднем уровне 85дБ: Что для столь компактного ЗЯ результат выдающийся. Искажения при этом весьма низкие: Фаза линейна до 40 Гц, потом идет резкий подъем: 3. При настройке сабов столкнулся с двумя трудностями. Первая - это очень сильный провал АЧХ на 44 Гц (больше 10дБ). Интерференция в чистом виде - отражения от задней стены приходят в противофазе к точке прослушивания, образуют провал. Вытянуть полностью этот провал не удается - встроенный в dsp саба эквалайзер может только +6дБ давать (и резкий рост КНИ на этой частоте), делать общую глубину коррекции коррекции в rePhase больше 5 дБ нежелательно. DBA у меня нельзя использовать. При этом в задних углах комнаты все адски басит, а в зоне прослушивания бас весьма умеренный. Поэтому решение видится только одно - две басовых ловушки по углам, причем мембранного типа (НЧКП). Сейчас занимаюсь проектированием такой ловушки и ищу, кто бы мог их изготовить. Вторая - это двойное преобразование ЦАП-АЦП. В самом ресивере я задействую для двух сабов выходы предусилителя центрального канала и LFE. Внутри ресивера после его DSP стоят простенькие ЦАПы, которые используются для реализации выходов предусилителя. Громкость на выходе регулируется чисто цифровым способом в самом DSP. После того, как аналоговый сигнал попадает в саб, он оцифровывается (АЦП), попадает в DSP саба, далее идет на мощник. Т.е. в цепочке DSP ресивера-> ЦАП->АЦП->DSP саба происходит потеря полезной информации, хотя полоса весьма узкая (10-500Гц). Особенно это заметно при низкой громкости НЧ каналов, теряется детальность на НЧ, драйв пропадает (где он точно должен быть), бас слишком мягким становится. Долго ломал голову, что не так (по замерам-то все хорошо, но там уровни высокие), пока не попробовал на самом ресивере поднять уровень сабовых каналов относительно фронтов. И неожиданно все стало хорошо при +3дБ - полностью ушла непонятная валкость и излишняя мягкость, драйв появился - детальность если и теряется, то уже назаметно. 4. Оптимизации в rePhase. Большинство людей (и я в том числе) при многополосном сведении цифрокросса с помощью rePhase используют линейно-фазовый фильтр. Он не портит фазу, корректно полосы режет. Но как и всякое линейно-фазовое преобразование, добавляет предзвон. Я с некоторым удивлением выяснил, что в rePhase можно для кросса использовать минимально-фазовый фильтр (не дает предзвона), но при этом сохранять изначально линейную фазу. Для этого на закладке с фильтром выбирается Линквиц-Релей нужного порядка (пример для мидвуфера). Фаза при этом станет страшно кривой (из уже выведенной в линейку): а далее нужно перейти на закладку с Filter Linearization, ввести те же частоты раздела и той же крутизной, и компенсировать накрутку фазы, которую дал кросс: В моем случае итоговый импульс при сведении всех полос и использовании минимально-фазового кросса становится сильно лучше (почти нет предзвона). 4. В ближайших время планирую для окончательной доводки тракта: - Установить сабвуферы на свои подставки (уже заказаны) с целью поднять их от пола на 20 см. Это уменьшит отражения от пола и фазовый разбег между излучателями. - Изготовить басовые ловушки 1,5м высотой и поставить их в углы. При правильной конструкции должны уйти сильные провалы в АЧХ и (и фаза на этих частотах кривовата). - Изготовить и повесить на боковые стены (зона первичных отражений) 2 акустических панели для уменьшения RT60 на средних частотах. Нужны крупноватые панели 180x90x10, только на заказ делать. - Исследовать вопрос о приобретении сетевого фильтра типа PowerGrip (дорогой, зараза). Ресивер весьма чувствителен к сетевым помехам, а импульсные БП сабвуферов весьма мощные (висят на одной линии). - Заново все замерить/собрать фильтры.
  6. Тяжко заказывать аудиотехнику из Европы под Новый год. 2 саба (SVS SB-2000 Pro) были заказаны и отправлены из Германии 29 ноября. Один я получил 20 декабря, а второй застрял на таможне и забрать его смог только 11 января. Полный комплект акустики собрал наконец-то: Сабы требуют весьма длительного прогрева, прежде чем выходят на рабочий режим. Гонял на средней громкости несколько дней с перерывами специальный трек для сабвуферов, взятый отсюда: https://audioengineers.eu/burn-in-and-fine-tuning/. Процедура настройки и сведения в 6 канальном режиме весьма трудоемка, пока могу рассказать про перевод полочников в активный режим. К сожалению, вытащить отдельные провода для подключения вуферов/твитеров через фазоинвертор не получилось. Акустические терминалы, которые я приобрел, никак нельзя зафиксировать в щелевом фазоинверторе, пришлось сзади сверлить корпус и там монтировать доп. пару акустических терминалов. По самой полочной акустике Monitor Audio Studio после ее разборки и переделки вот как могу оценить: 1. Корпуса - отличные. Жесткие, с распорками, с фирменным безвинтовым крепежом панели с излучателями. Твердая 5. 2. Вуферы - отличные, очень линейные по АЧХ и фазе в диапазоне 80-3000 Гц с низкими КНИ. На 5. Чувствительность пары 91 дБ. 3. Твитеры (Хейлы)- немного разочаровали. Линейны в диапазоне 3000-10000 Гц, но весьма неравномерны по АЧХ после 10 Кгц. Плюс их чувствительность меньше, чем у пары вуферов (90дБ). Снятие защитной решетки особо ничего не меняет. На 4. 4. Кроссоверы - ужасны. 3-4 порядок, 4 сопротивления на плате и как следствие общая потеря чувствительности акустики аж на 5(!)дБ в пассивном режиме. 5. Звукоизоляция корпуса - ужасно. Две поролонки, воткнутые по бокам корпуса. 6. Разводка внутренним проводом - отлично. Используется фирменные серебряные провода из серии Monitor Audio Platinum - не стал менять, их и оставил. Делал нормальную звукоизоляцию корпуса (бутерброд из 5 мм войлок+20 мм синтепон, выложены все внутренние стенки). После затыкания щелевых фазоинверторов войлоком сильно упала отдача по басу (ожидаемо), но заметно лучше стала фаза и импульс. Для 6 канального варианта с сабами уже полноценно заполнял войлоком щелевые фазоинверторы, корпуса получились в итоге акустически инертными. В закрытом ящике вуферы уже стали мидвуферами и линейны в диапазоне 160-3000 Гц. У сабов низкий уровень КНИ держится до 200 Гц, так что они спокойно сшиваются с мидвуферами. Пока возился с переделками, выявил и почему у меня на старой акустике пришлось очень кривую фазу руками рисовать в rePhase. Все оказалось тупо - ресивер переворачивает абсолютную фазу на 180 градусов (не знаю причину) из-за этого t Ref импульса определялся неправильно. При корректной синхронизации импульсов для разных полос они начинают замечательно сшиваться в линейку по фазе без всякого рукоблудства. В rePhase нашел еще одну хитрую и неочевидную оптимизацию, напишу про нее уже как сведу все 6 полос.
  7. В текущем конфиге я могу только 6 каналов использовать. Добавлением мидбасов - все надо переделать (для них корпус нужен, усилители, 8 каналов и проч.). Да и смысла особого не вижу - наверно станет чуть лучше, но несопоставимо с затратами.
  8. Полная развертка фазы составляет 720 градусов, при этом импульс перевернутый: Пока не разбирал, но похоже фильтры там стоят 3 или 4 порядка. После коррекции АЧХ и фазы получается вот такая АЧХ: Т.е. акустика честно отыгрывает снизу свои паспортные 48 Гц, несмотря на мелкие вуферы. Чтобы получить положительный импульс, полярность подключения на акустике мне пришлось перевернуть, импульс и степ после коррекции: Ну и до кучи КНИ: Начиная со 160Гц уровень КНИ падает ниже уровня шумов почти на всем диапазоне (кроме 1 кГц), что довольно круто. Предполагаю, что когда переведу акустику в актив, ситуация с и неравномерностью АЧХ, и с КНИ станет заметно лучше (с фазой и так понятно), заодно и чувствительность вырастет. Ну а с сабами лучше пилить раздел как раз на 160 Гц, но при этом учитывать, начиная с какой частоты у саба начнется рост КНИ. Сабы приедут примерно через 2 недели, пока неспешно буду переделывать акустику в актив.
  9. Погонял Monitor Audio Studio около 30 часов, потом снял замеры. Без сабов на стойках смотрятся сиротливо: Вуферы маленькие, по 100 мм, но зато по хитрой технологии сделанные (трехслойная сетчатая структура). Но мне бас от них и не нужен, а вот скорость и низкие КНИ - нужны. На ВЧ Хейл стоит (за решеткой). Первое впечатление при включении - что уровень искажений у них существенно ниже, чем у Canton Vento. По мере прогрева мне пришлось громкость постепенно уменьшать, суммарно после первого прогрева стали играть примерно на 4 дБ громче. Замеры: 1 метр, 90дБ (зеленый) 3,6 м, 85дБ (красный) В целом более-менее ровная АЧХ, не считая странного подъема на 16 кГц, но на рабочей дистанции этот подъем уходит. Вроде как это специфика Хейла - у них падение давления с расстоянием происходит быстрее, чем у классических излучателей, вот его и попытались так разработчики компенсировать.
  10. Сделал замеры, свел заново АС. Общая АЧХ сильно поменялась, при замерах я выбирал уровень громкости на ресивере и подъем по басу так, чтобы REW выдавал средний SPL=85 Дб. красный- было, зеленый - стало. При этом уровень громкости понижен на 2 Дб, уровень баса также снижен на 3 Дб. Ушли сильные провалы, значительно снизились КНИ: RT60 предсказуемо стало хуже: АЧХ, фаза - все без проблем выводится в линейку. Импульс и степ: Привезли новую акустику - это Monitor Audio Studio. Пока буду прирабатывать ее в пассивном режиме, сниму замеры. Как приедут 2 сабвуфера к ней, уже буду переводить АС в актив и настраивать 6 канальную систему.
  11. Несколько дней назад основной ремонт закончился (мелочи остались): Жду новую акустику, буду настраивать и согласовывать её с комнатой.
  12. Процесс ремонта почти завершен: Акустика будет другая (уже заказана), возможно стойку поменяю (такая большая не нужна), на окна нужно что-то (шторы, блэкауты). Сегодня сделал новые замеры (но пока не обработал). По сравнению с не зашитой панелями комнатой бас поднялся где-то на +5 Дб. Есть небольшие отражения от потолка на СЧ, комната среде-заглушенная получилась. Как прибудет новая акустика, сниму замеры - возможно что-то дополнительно на стены повешу.
×
×
  • Create New...