Интегрированный усилитель PASS INT-150 - ULTIMA - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Jump to content

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

Hi-Fi Man

Интегрированный усилитель PASS INT-150

Topic Summary

Created

Last Reply

Replies

Views

Hi-Fi Man -
Hi-Fi Man -
1
2199

Top Posters


Recommended Posts

00.gif
7df6b0f84f1d9add60ed42f7f626ec23.jpg
 
Интегрированный усилитель PASS INT-150

 

 

 

AudioMagazin%20106-1.jpg

 

Аудиомагазин #5, 2012

 

Патент на музыкальность
Автор Максим Шмельков

 

Технические характеристики не гарантируют качественного звучания, но, как ни крути, без физики не будет и лирики. Возможно, именно этими мыслями руководствовался Нельсон Пасс, посвятивший всю свою деятельность поиску и патентованию принципиально новых технических решений в области разработки и производства усилителей. Самый известный патент Нельсона получен на технологию Super-Symmetry, которая лежит в основе проектирования усилителей Pass Labs, в том числе тестируемой модели Pass Int-150.

 

Проще — лучше

Одна из виднейших фигур аудио-индустрии последних десятилетий, Нельсон Пасс разрабатывал усилители Threshold, Adcom, Forte. На основе глубокого знания физики полупроводников он выдвинул ряд выдающихся идей, среди которых усилительный режим «Динамический класс А» (взят на вооружение многими фирмами), усилитель на каскодах, однотактный УМ с активным источником тока. Пасс разработал систему активного подавления акустических резонансов в помещении, АС с излучателем «ионное облако»... Он активный пропагандист транзисторных усилителей класса А, публикуется в научных журналах, поддерживает фестивали Burning Amp Festival и Rocky Mountain Audio Fest. Наконец, «адмирал» Нельсон Пасс многие годы уверенно правит одним из флагманов High End, который носит его имя: компанией Pass Labs. Технология Super-Symmetry — отражение убеждений и взглядов Нельсона Пасса на идеальный звук, но что привело к ее появлению? По мнению инженера, суть прогресса в области разработки и производства усилителей в том, чтобы делать их все лучше, при этом максимально упрощая конструкцию. Из множества идей по совершенствованию конструкции усилителей и повышению их эффективности, предложенных в XX веке, Пасс выделяет лишь две, не идеальные, но наиболее близкие к поставленной цели: отрицательная обратная связь (ООС) и двухтактная схема. С легкой руки большинства разработчиков усилительной аппаратуры ООС стала слишком часто применяться для компенсации множества имеющихся у создаваемых схем недостатков, таких как искажения, шумы и нестабильность работы. Наряду с очевидными достоинствами ООС обладает и существенными минусами, оказывая негативное влияние на звучание. Сложившаяся ситуация побуждала инженеров уменьшать глубину обратной связи и сосредоточивать внимание на качестве самих схем. В то же время финский профессор Матти Оттала предложил концепцию переходной внутренней модуляции, которая провозглашала основными виновниками плохого звучания чрезмерное использование ООС и ограничение скорости нарастания выходного напряжения. Исследования Питера Уокера и самого Пасса подтвердили предположения Оттала. Как выяснилось, решить эти две проблемы можно двумя путями: проектировать либо более сложные схемы, либо максимально простые.

Анализируя эволюцию топологии схем своих усилителей, Нельсон пришел к выводу, что чем проще конструкция, тем лучше звучание. С учетом этого принципа он избрал для себя основное направление разработок, которое состоит в повышении качества и эффективности схем с одновременным упрощением их топологии.
Несмотря на то, что патент на Super-Symmetry был получен лишь в 1990-х годах, соответствующая идея зародилась еще в конце 1970-х. Тогда Нельсон Пасс исследовал усилители, корректирующие ошибки, — такие приборы должны были стать достойной альтернативой традиционным усилителям с ООС. Изыскания в этой области привели к созданию модели Threshold Stasis (выпускалась по лицензии фирмой Nakamichi), однако Пасса не покидало ощущение, что должно существовать более простое и элегантное решение проблемы глобальной обратной связи. В течение 15 лет он рисовал и просчитывал различные схемы и, наконец, в один из дней 1993 года набросал схему, соединяющую два транзистора, каждый из которых был охвачен локальной ООС. Так формировалась концепция Super-Symmetry, позднее защищенная патентом США № 5376899.
В рамках Super-Symmetry две идентичные (симметричные) усилительные цепи, одна из которых подключается к плюсовой выходной клемме, а другая к минусовой, связаны в центральной точке с нулевым напряжением, где компенсируются искажения, присутствующие в половинах схемы, складываясь в противофазе, без ООС. Таким образом достигаются совершенная симметрия по напряжению и току и «антисимметрия» по шумам и искажениям.
Как правило, обе половины симметричной схемы имеют идентичные показатели шумов и искажений, основная часть которых в итоговом сигнале компенсируется — остается лишь 10% от исходного уровня. При помощи Super-Symmetry суммарное значение искажений можно довести до величины не более чем в 1% от первоначального и повысить эффективность обычной симметричной схемы в 10 раз! Суперсимметрия как таковая не уменьшает искажений и шумов, присущих каждой из частей симметричной схемы, результат получается за счет обеспечения их идентичности. Идентичность половин электронной схемы достигается в том числе благодаря ограниченному применению местной ООС. Это нисколько не противоречит взглядам Пасса, который считает, что для звука губительна глубокая ООС, тогда как осмотрительное использование местной ООС приносит больше пользы, чем вреда. Итак, принцип суперсимметрии выделяет единственное существенное требование к входному сигналу — он должен быть симметричным. 

Знакомство

Int-150 — такое название получил долгожданный первенец в линейке интегральных усилителей Pass Labs. Он перебросил мостик через глубокую пропасть, разделяющую сложные и очень дорогие усилители класса High End и Hi-Fi-компоненты с демократичной ценой. Кроме того, он стал самым недорогим усилителем компании, что сделало звучание Pass Labs доступным широкому слою любителей высококачественного звуковоспроизведения. По словам Пасса, Int-150 — это, в сущности, стереоусилитель мощности Х150.5, дополненный несколькими линейными входами и первоклассными регулятором громкости и пультом дистанционного управления. Аппарат построен на двух каскадах усиления, работающих в двухтактном включении с применением местной ООС и — самое главное — запатентованной технологии Super-Symmetry.

 

AudioMagazin%20106-6.jpg


В Int-150 нет разделительных конденсаторов, общей ООС, специальных цепей, стабилизирующих режим работы транзисторов, — стабилизация осуществляется автоматически за счет температурной характеристики проводников и притом мгновенно, а не с запаздыванием, как в схемах с термодатчиком на радиаторе или даже внутри транзистора. На кратчайшем пути сигнала стоят всего два транзистора.

AudioMagazin%20106-9.jpg

 

По своей конструкции Int-150 относится к серии усилителей Х.5, которая появилась в 2003 году как модернизированный вариант линейки X. Улучшения коснулись множества аспектов. В каскодном симметричном входном каскаде транзисторы MOSFET были сменены на JFET, обладающие более низким уровнем шума, большей линейностью и более высоким входным импедансом. Увеличено количество сдвоенных дополнительных MOSFET-транзисторов, работающих как повторители, обеспечивая более высокие ток и мощность, а также лучшую линейность. Был усовершенствован источник питания — он лучше аккумулирует энергию, менее шумными стали трансформаторы. Выпрямители тока заработали намного быстрее, улучшилась фильтрация в первичной и вторичной цепях питания. Оптимизирована компоновка усилителя: больше внимания уделено взаимному расположению проводки и монтажной платы для снижения шумов и искажений, а также повышения надежности.

 

AudioMagazin106-2.jpg


Получив представление о внутреннем устройстве аппарата, давайте взглянем на него снаружи. Он весьма тяжелый — более 27 кг. По бокам разместились длинные наклонные радиаторы охлаждения. Элементы эти совсем не лишние: хотя усилитель работает в классе АВ, его рабочая температура достигает 53 °С. Дизайн Int-150 строг и лаконичен, как и подобает компоненту высокого класса. На передней панели видим минимум органов управления. Под ярким синим флуоресцентным дисплеем, занявшим центр фасада, выстроился ряд кнопок. Две из них предназначены для включения питания («Power») и отключения громкости («Mute»), остальные используются для выбора входов усилителя. Правее них расположилась солидная рукоятка регулятора громкости. Дисплей с крупными символами служит для отображения лишь основной информации: номера избранного входа и уровня сигнала отдельно правого и левого каналов; яркость его можно менять, но только при помощи прилагаемого пульта дистанционного управления. Баланс левого и правого каналов также регулируется исключительно с пульта.
На задней панели Int-150 имеются разъем для сетевого кабеля с гнездом плавкого предохранителя, две пары акустических клемм, а также шесть пар входов, поделенных необычным образом: две пары клемм RCA предназначены для несимметричного соединения, а остальные четыре разбиты на две группы, в каждой из которых — по два балансных входа XLR и небалансных RCA. Производитель указывает, что когда разъемы XLR не используются, то в них должна быть установлена специальная комплектная перемычка, необходимая для корректной работы усилителя. Помимо входных портов, Int-150 оснащен выходом предусилителя, выполненным как на симметричных разъемах XLR, так и на несимметричных RCA. 

 

AudioMagazin%20106-2.jpg

AudioMagazin%20106-7.jpg

AudioMagazin%20106-5.jpg

AudioMagazin%20106-8.jpg

 

Звуки музыки

 

С учетом суперсимметричной конструкции аппарата при тестировании использовалось его балансное соединение с источником сигнала. После недолгих размышлений программу решено было открыть диском с музыкой для арфы в исполнении Лавинии Мейер (Lavinia Meijer). Прекрасно записанный альбом «Fantasies & Impromptus» изобилует тихими местами и многочисленными паузами, позволившими оценить способность Int-150 передавать тишину между музыкальными нотами. Мелодия заполняла комнату прослушивания, изливалась из акустических систем свободно и непринужденно. В полной мере раскрывался весь немалый эмоциональный потенциал игры Мейер, обнажались не только мельчайшие детали самой музыки, но и, как казалось, глубокий философский подтекст исполняемых произведений. Мелодичность, легкая округлость и чуть заметная мягкость, с которой Int-150 воспроизводил эту великолепную запись, никак не ассоциировались с его грозной и серьезной внешностью.
В композиции «If you go» в исполнении Шили Хорн ( Shiley Horn) меня покорило проникновенное звучание голоса певицы, в котором чувствовалась неподдельная грусть и тоска. Минималистский, чуть слышный инструментальный фон, служивший обрамлением трогательного вокала Шили, не навевал ни скуки, ни меланхолии, а, напротив, увлекал многообразием нюансов и полутонов, изысканностью звуковой светотени, не проявлявшимися во время воспроизведения этой записи другой техникой. На ум невольно приходили ассоциации со звучанием некоторых ламповых приборов, пусть и не такие явные, как в случае Int-ЗОА, работающего в классе А. В частности, подобные мысли были навеяны ненавязчивыми эфемерными высокими частотами. Их приятная теплота, мягкая и воздушная подача не приносили вреда общему звуковому разрешению. В средне- и низкочастотном регистрах угадывалась легкая тенденция к сглаживанию острых углов в музыке, благодаря чему звучание воспринималось мною как необыкновенно комфортное. Лишь иногда мне немного не хватало выказанных исполнителями твердости и даже жесткости.
При прослушивании трека «Love song» из альбома Адель (Adele) «21» чувствовались полнота и телесность вокала, которые вкупе с точной локализацией формировали полноценный образ солистки. Наряду с точным рисунком музыкальной сцены улавливалась ее небольшая выпуклость в сторону слушателя, что порой вызывало небольшое — без ущерба для художественной стороны музыки — увеличение размеров инструментов и исполнителей. Вступление ритм-секции всякий раз свидетельствовало о весомом низкочастотном потенциале и отменной скорости усилителя. Помимо глубины и упругости нижний регистр Int-150 обладал сочностью и густотой — о сухости баса не могло быть и речи. Подобный характер передачи низких частот окажется востребованным при воспроизведении записей рок-музыки, нередко мощных и плотных. Именно так прозвучал трек «The stars didn’t show» с альбома «Meanwhile» легендарных рокеров 10CC. Несмотря на то, что диск записан в 1990-х, он сохранил шарм 1970—80-х, и это настроение аппарат преподнес с максимальной экспрессией. Все композиции были исполнены очень плотно и насыщенно. Легкий подъем в области нижней середины, среднего и верхнего баса сообщал дополнительную весомость и напористость, и возникло беспокойство, что это может лишить звучание воздуха и объема, однако вступление к «On the Turning Away» с диска «A Momentary Lapse of Reason» группы Pink Floyd развеяло опасения. Я не почувствовал в этой композиции привычной прохлады, но совершенно не был этим огорчен, так как с Pass Int-150 значительно усилился реализм вокала Дэвида Гилмора. Хорошая организация пространства позволила компоненту создавать трехмерные музыкальные картины, концентрируя внимание на музыке, от первой до последней ноты.

 

AudioMagazin%20106-4.jpg

AudioMagazin%20106-10.jpg

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

  • Our picks

    • Самые лучшие наушники
      И вот я снова к вам с наушниками Audeze! Казалось бы, что еще можно написать о них после того, как я за два прошлых теста, кажется, рассмотрел их все, прошел от портативной модели к крепким стационарным середнячками серий 2 и X, и поднялся выше, к облегченным топовым LCD-MX4. Или все же «почти топовым»?  Встречайте – Audeze LCD-4, самые топовые магнепланарные наушники. Флагман. Вершина эволюции? Сейчас посмотрим.

      Читать далее...
        • Thanks
        • Like
      • 81 replies
    • Мы подобрали для вас десяток лучших ЦАПов из разных ценовых категорий и записали несколько треков для сравнения.
        • Thanks
        • Like
      • 177 replies
    • Обзор. Fostex PM0.5d. Музыка для одного
      Когда я распаковывал эти активные мониторы (которые сама фирма Fostex называет “Personal Active Speaker System”), в голове была мысль, что в обзоре придется прибегать к обтекаемым фразам вроде «за свои деньги», или «учитывая ценовой диапазон» и так далее. Действительно, все ведь понимают, что в наше время чудес можно ждать лишь с известной долей условности, именно что «учитывая ценовой диапазон».  И если что-то условно недорогое хорошо играет, то все понимают, что это «хорошо» - оно не совсем то «хорошо», которое имеется в виду у классных дорогих устройств. Поэтому от колонок Fostex PM0.5d я заранее много не ждал. Посудите сами, 400 долларов в розницу за пару вполне себе прилично выглядящих полочников со встроенными усилителями – это вообще законно? Тем не менее, колонки отыграли на удивление хорошо, а вот насколько хорошо и при каких условиях – это я сейчас постараюсь рассказать.

      Fostex PM0.5d больше всего напоминает профессиональный монитор ближнего поля, и, вероятно, по сути, так оно и есть. Но не совсем. В пользу мониторности говорит идентичность колонок, то есть, они не делятся на правую и левую (в отличие от множества даже недешевых мультимедийных моделей). У них есть вход 6,3 мм и регулятор чувствительности. Но фирма избегает давать своей модели полностью профессиональный статус. Здесь есть обычный разъем RCA. Продаются они парой в одной коробке. И, наконец, называются они «персональная активная система», что, согласитесь, можно понимать шире, чем профессиональный монитор.

      Читать далее...
        • Like
      • 9 replies
    • Обзор. Mytek Brooklyn DAC+. Студийные корни
      Не так давно у меня на обзоре был флагманский ЦАП Manhattan II американской фирмы Mytek. Это известный производитель в основном студийного оборудования, не чурающийся выпускать и домашнюю аппаратуру (или, скорее, делать так, чтобы студийная аппаратура выглядела как домашняя). В этот раз у меня в системе – среднее изделие фирмы, небольшой ЦАП, а точнее, комбайн Brooklyn DAC+.

      За неприметным «плюсиком» в названии ЦАПа скрывается значительная переработка предыдущей версии аппарата, которая называлась просто Brooklyn DAC. В первую очередь изменения касаются микросхемы ЦАП, вместо Sabre ES9018K2M теперь здесь ES9028Pro, есть и менее значительные отличия, в части питания, например. ES9028Pro это ЦАП из нового семейства Sabre, в котором учтены и исправлены некоторые недостатки предыдущей модели, проявляющиеся в типовых вариантах реализации этого чипа.
        • Like
      • 8 replies
    • Обзор топовых наушников компании Dunu - DK-4001
      Распаковываю очередную посылку с портативом и думаю: «Похоже в этот раз мне прислали на тест какой-то полноразмерный компонент или большие стационарные наушники.» Именно такого размера была извлеченная из пакета коробка. «Да, пожалуй, здесь полноразмерные наушники.» В пользу того, что это наушники – логотип китайской компани Dunu, которая занимается выпуском наушников. Тем больше я был шокирован, когда понял, что в коробке скрываются обычные внутриканальные наушники, обычные в смысле размеров, разумеется.

      Модель Dunu DK-4001— самые дорогие наушники компании, и это подчеркивается поистине царской комплектацией. Огромная, действительно огромная коробка имеет двухэтажное строение, и на этих этажах, помимо собственных наушников, размещаются десяток пар амбушюров разной конструкции, щеточка для чистки, кожаный чехол из натуральной кожи высокого качества, и шесть (!) переходников..

      Читать далее..
      • 4 replies
    • Musical Fidelity - интегральник или пред с мощником? Видеообзор с записью звука
      Стоит ли платить больше за раздельные компоненты? Слушаем бинауральные записи AudioVector SR6 Avantgarde Arrete с интегральным усилителем Musical Fidelity M6 500i и комплектом, состоящим из предварительного усилителя Musical Fidelity M8 PRE и усилителя мощности M8 S500S.
        • Like
      • 39 replies
    • Наушники Fiio FH5 - выглядят дороже, чем стоят
      Fiio FH5 являются флагманскими наушниками этой марки, и выполнены они так, что на первый взгляд вы даже не прикинете их стоимость. Выглядят они без преувеличения «дорого». Металлические корпуса причудливой формы с «жемчужной» отделкой, внушительный кабель c MMCX-коннекторами, огромная коробка с невероятным количеством различных амбушюр – все намекает, что перед нами топ-продукт. Тем не менее, когда я «загуглил» цену этих наушников, оказалось, что стоят они чуть больше 20 тысяч рублей, что показалось мне даже странным. Как минимум могу сказать, что бывали у меня на тестах наушники, выглядящие гораздо скромнее этих Fiio и стоящие в разы дороже.
        • Like
      • 0 replies
    • Система. PMC + Chord. Обсерватория звука, или Как выглядит Англия из космоса
      Что такого на острове c воздухом, если во всем мире термин «Английский звук» -это не только признанный  знак качества, но и определенная звуковая модель со ставкой на среднечастотный диапазон. А как насчет более широкого взгляда на музыкальное поле звуковой  мысли, испещренное цифрами расчетов, и подкрепленного мощными магистральными идеями? Удалось познакомиться с такой системой, где технически опережая свое время, сработались компоненты подобного уровня.
        • Thanks
        • Like
      • 12 replies
    • Hi-Fi & High End Show, MMS Records и Living Atmos Russia приглашают принять участие в Онлайн Битве Форматов!
      Уважаемые дамы и господа, любители музыки!   На прошедшей выставке Hi-Fi & High End Show 2019 мы провели уникальный проект – Битву Форматов 2019. Мероприятие привлекло множество посетителей выставки и вызвало высокий интерес самой широкой аудитории.
      Для тех, кто по тем или иным причинам не смог посетить выставку, а также для всех любителей аудио и видеоаппаратуры высокого класса в России и за ее пределами, мы решили провести Битву Форматов в онлайн-режиме на интернет-портале Soundex.ru - аудиофоруме любителей хорошего звука. Мероприятие будет проходить в течение 14 дней в формате онлайн-голосования с объявлением победителей и вручением им ценных призов и подарков.
        • Smile
        • Thanks
        • Like
      • 458 replies
    • Всем привет! Представляем наш видео-обзор 18 интегральных усилителей.

      Для навигации используйте таймкоды ниже.

      Это наш третий мега-обзор с записью звука. В этот раз мы представляем 18 интегральных усилителей от 40 до 780 тыс руб, как зарубежных, так и отечественных производителей. Внимание! Для прослушивания используйте хорошие наушники!

      Мы благодарим салон Audiomania.ru за помощь в организации записи.

      1 Emotiva TA-100 обзор 1:47

      Tracks: 1) 3:59 2) 5:11 3) 6:16 4) 7:17 5) 8:21 6) 9:08

      2 NAD C368 обзор 10:13

      Tracks: 1) 11:57 2) 13:06 3) 14:11 4) 15:14 5) 16:21 6) 17:09

      3 Audiolab 6000A обзор 18:29

      Tracks: 1) 20:40 2) 21:51 3) 22:55 4) 23:59 5) 25:07 6) 26:23

      4 Creek Evolution 50A обзор 27:45 

      Tracks: 1) 29:46 2) 30:44 3) 31:47 4) 32:49 5) 33:49 6) 34:41

      5 Minimal Audio Amplifier 2.0 обзор 36:00

      Tracks: 1) 37:35 2) 38:48 3) 39:52 4) 40:55 5) 42:00 6) 43:11

      6 Teac AI-503 обзор 44:18

      Tracks: 1) 46:56 2) 48:20 3) 49:25 4) 50:27 5) 51:34 6) 53:06

      7 QUAD VA One обзор 54:13

      Tracks: 1) 55:50 2) 57:01 3) 58:05 4) 59:08 5) 1:00:08 6) 1:01:24

      8 Musatoff PA-20 обзор 1:02:48

      Tracks: 1) 1:05:08 2) 1:06:22 3) 1:07:26 4) 1:08:30 5) 1:09:37 6) 1:10:39

      9 Rotel RA-1592 обзор 1:11:53

      Tracks: 1) 1:14:04 2) 1:15:16 3) 1:16:20 4) 1:17:23 5) 1:18:27 6) 1:20:02

      10 Naim Nait XS2 обзор 1:21:29

      Tracks: 1) 1:23:24 2) 1:24:30 3) 1:25:35 4) 1:26:41 5) 1:27:42 6) 1:28:51

      11 Atoll IN300 обзор 1:30:12

      Tracks: 1) 1:31:46 2) 1:32:59 3) 1:34:03 4) 1:35:07 5) 1:36:11 6) 1:37:24

      12 Plinius Inspire 880 обзор 1:39:00

      Tracks: 1) 1:40:55 2) 1:42:16 3) 1:43:20 4) 1:44:21 5) 1:45:21 6) 1:46:25

      13 T+A PA1000E обзор 1:47:49

      Tracks: 1) 1:49:54 2) 1:51:06 3) 1:52:00 4) 1:53:03 5) 1:54:07 6) 1:55:20

      14 Sugden Masterclass ANV-50 обзор 1:56:41

      Tracks: 1) 1:59:09 2) 1:59:17 3) 2:00:21 4) 2:01:28 5) 2:02:30 6) 2:03:43

      15 Phant Audio Model 28 обзор 2:05:02

      Tracks: 1) 2:06:47 2) 2:07:52 3) 2:08:57 4) 2:10:04 5) 2:11:02 6) 2:12:06

      16 Luxman L590AXII обзор 2:13:20

      Tracks: 1) 2:15:28 2) 2:16:34 3) 2:17:38 4) 2:18:41 5) 2:19:31 6) 2:20:48

      17 Coda CSib обзор 2:22:08

      Tracks: 1) 2:24:32 2) 2:25:40 3) 2:26:46 4) 2:27:51 5) 2:28:52 6) 2:30:13

      18 Audio Research VSI75 обзор 2:31:21

      Tracks: 1) 2:32:51 2) 2:33:59 3) 2:35:04 4) 2:36:06 5) 2:37:07 6) 2:38:22

      Полный обзор по ссылке..


       
        • Smile
        • Thanks
        • Like
      • 134 replies
  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

  • Similar Content

    • By Hi-Fi Man
      Полный текст статьи "Pass brothers"


       
      Интегральные усилители Pass Labs

          Нельсон Пасс — по меньшей мере, одиозная личность в аудиофильских кругах. Будущий усилительный гений родился 27 июня 1951 года и с двадцати лет работал, что называется, «по профилю»: сначала в PMA, потом в ESS (не путать с производителем ЦАПов, эта компания занимается производством АС с излучателями Хейла), а в 1974 году, после получения степени бакалавра по физике в калифорнийском университете в Дэвисе, он с Рене Бесне основывает культовую теперь уже компанию Threshold. Позднее к ним присоединился Джо Сэммут, с которым Нельсон сотрудничает до сих пор. Наиболее известная у Threshold серия усилителей Stasis оказалась настолько удачной, что лицензию на их производство приобрела компания Nakamichi. В середине 80-х Пасс работал с еще одной известной компанией Adcom — и наконец в 1991 году учреждается Pass Labs. Кстати, Threshold был продан Пассом лишь 6 лет спустя.
       

       

          Первым усилителем компании стал выпущенный 20 лет назад Aleph 0 — 70-ваттный моноблок в оригинальном кубическом корпусе с идущим по всему периметру радиатором. Впоследствии были разработаны его стереоверсия, предварительный усилитель и более мощный моноблок.

           В 1994 году схемотехника этой серии была существенно переработана — в частности, лишилась одного из трех каскадов. Тогда же Нельсон получил патент США за номером 5376899 на технологию SuperSymmetry. Спустя 4 года выпущен первый усилитель с использованием этой технологии — моноблок X-1000, а в 2006 году промышленный гигант Texas Instruments приобрел права на ее использование. Десять лет назад начался выпуск серии XA, фактически объединившей «под одной крышей» технологии серий Aleph и X. Любопытно, что после снятия с производства серии Aleph права на нее выкупила компания Volksamp — и до 2003 года выпускала модели с индексами 30 и 60 под собственной торговой маркой. В 2004 году Нельсон основал еще одну компанию, First Watt, в рамках которой продолжил изыскания и мелкосерийный выпуск моделей Aleph.


      Интегральный усилитель Pass Labs (330 000 руб. )

      Технические характеристики (по данным производителя)
      Коэффициент усиления 26 дБ Выходная мощность, 8/4 Ом:   30A 30/60 Вт 150 150/300 Вт Частотный диапазон, –3 дБ 1,5 Гц – 60 кГц Входной импеданс, RCA/XLR 18/36 кОм Искажения:   1 кГц, максимальная мощность 1% Фактор демпфирования, 8 Ом 150 Скорость нарастания выходного сигнала ±50 В/мкс Габариты 483 х 178 х 483 мм Масса 27 кг
       

          А мы тем временем подходим все ближе к героям нашего сегодняшнего повествования. В январе 2007 года на выставке в Лас-Вегасе был показан прототип первого в истории компании интегрального усилителя, и тогда же было объявлено о планах по выпуску второго аналогичного аппарата. Они и стали реальностью спустя два с лишним года. Итак, речь пойдет и моделях INT-150 и INT-30A.

      Конструкция

          Инженеры компании, не мудрствуя лукаво, взяли за основу этих аппаратов младшие модели усилителей мощности серий X.5 и XA.5 (X150.5 и XA30.5), «пятерки» в индексах которых, вкупе с существенными доработками конструкции, появились соответственно в 2003 и 2007 годах.

          В силу очевидно большей функциональности пришлось отказаться от фирменного стрелочного индикатора на передней панели в пользу матричного дисплея, клавиш выбора входа, приглушения звука, дежурного режима и рукоятки безупорного регулятора громкости.

          На задней панели установлены: основной сетевой тумблер, 2 пары балансных и 4 пары небалансных входов, по паре балансных и небалансных выходов с предусилителя, винтовая клемма заземления, а также терминалы для подключения АС. В своем «фабричном» варианте они не способны принимать клеммы типа «банан», но после несложной операции эта особенность устраняется. Прилагаемый пульт ДУ в алюминиевом корпусе дублирует все операции, доступные с передней панели, а также позволяет выполнять ряд других действий — например, регулировку баланса.

          Естественно, в данных моделях применяется фирменная технология SuperSymmetry. Ее основные принципы таковы: полностью балансная схемотехника, минимальное число усилительных каскадов (то есть два), тщательный подбор комплектующих и точная настройка, минимально возможная обратная связь и отсутствие проходных конденсаторов. В итоге — низкий уровень искажений, обычно присущий многокаскадным схемам с глубокой ООС, но без их губительного влияния на звук.

      Блок питания основан на тороидальном трансформаторе производства канадской компании Plitron. Во вторичном каскаде установлены два мостовых выпрямителя и 18 фильтрующих конденсаторов по 10 000 мкФ.
       
       
       

       

       
        Схема предварительного усилителя собрана на отдельной плате, регулировка громкости реализована посредством пары резистивных матриц DS1882 производства Dallas Semiconductor. Это аналоговые потенциометры с цифровым управлением и диапазоном 63 дБ (шаг — 1 дБ).
       


          В выходных каскадах INT-150 установлено в общей сложности 40 полевых транзисторов производства американской компании International Rectifier, а именно — 20 N-канальных IRFP240 и 20 P-канальных IRFP9240. Что же касается INT-30A, то там обнаружились 40 полевых транзисторов производства компании Fairchild, 20 N-канальных FQA19N20C и 20 P-канальных FQA12P20.

          Осталось добавить, что модель INT-150 первые 10 Вт своей выходной мощности работает в режиме класса А, переходя затем в АВ; среднее энергопотребление обоих моделей составляет порядка 200 Вт, а рабочая температура радиаторов оконечных каскадов лежит чуть выше 50-градусной отметки. Собраны оба усилителя в США.

      Прослушивание

          Сталкиваясь по роду работы с самыми различными изделиями творцов от Hi-Fi и high end, поневоле с течением времени начинаешь погружаться в анализ разных факторов, пытаясь свести многообразие схемотехнических приемов, обилие разработок и патентов, а также всевозможные реверансы в сторону музыкальных гениев прошлого и настоящего в некую упорядоченную матрицу. Отыскать закономерности. Научиться предвосхищать результат. Обрести в итоге умение вычислять выдающиеся в музыкальном плане образцы по цвету картонной упаковки, шрифту логотипа и степени омеднения крепежных скоб. Опыт анализа упорно пытается эволюционировать в синтез экспертной оценки. И понимание утопичности этой идеи ни в коей степени не влияет на подспудное выявление примет и ожидание долгожданной поклевки. Впрочем, если она не случается, это не самое большое разочарование. Разочарование алхимика от high end ожидает, например, при распаковке коробок с маркировкой Pass Labs. Потому что, с одной стороны, постоянство результатов продукции от Нельсона Пасса претендует на закрытие теории вероятности как лженауки, а с другой — делает бессмысленными опыт, предчувствия и приметы. Просто нужно принять как должное, что есть в этом мире вещи настолько близкие к идеалу, что осознай мы это в полной мере чуть раньше — и, возможно, вся история сложилась бы иначе.
       


          Внешне похожие, как близнецы-братья, тестируемые усилители при внимательном, вдумчивом прослушивании являют каждый свои черты характера. С некоторой долей условности и впадая в легкую степень анимизма, я был склонен воспринимать «стопятидесятый» как умеренного экстраверта. Бодрого, со сгустком клубящейся энергии, готового рвануть не на себя, так от себя по первому зову. Способного свернуть горы, и уж точно — совладать с большинством существующих на рынке акустических систем вне зависимости от их конструкции и сложности, с точки зрения нагрузки для выходных каскадов.

          «Тридцатка» предугадываемо отчетливо просилась на роль интроверта, поглощенного созерцанием нюансов изменения ткани бытия. Несколько меньше задора и удали, чуть тоньше штрихи и вернее интонации. Где-то на самом краю различимого. Там, где не столько слышишь, сколько чувствуешь. При этом, что характерно, несмотря на заявленную мощность, соответствующую режиму класса А, он вполне уверенно управлял напольниками с «десятками» в басу. И если «Hair Of The Dog» и «Railroad Boy» от Nazareth более выигрышно слушались на INT-150, то «Whiskey Drinkin’ Woman» и «Please Don’t Judas Me», на мой взгляд, остались за INT-30A — по совокупности параметров и, в первую очередь, по способности показать, что рок образца 1975 года — это несколько больше, чем ритм-секция и барабан. Впрочем, вынужден повториться: различия между усилителями не антагонистичны. Они на пару порядков меньше, чем отличие каждого из них от других усилителей контрольного тракта. Представляется, что большинство производителей вообще отказались бы от выпуска столь схожих по звучанию аппаратов, но для Pass Labs это вопрос принципа. Своего рода глубина уровня квантования. Приближение к абсолюту.
       


          Совместный концерт «извечных заклятых друзей» Гилмора и Уотерса на стадионе «О2» в 2011 году оставляет смешанное впечатление. И все же перевес на стороне «стопятидесятого». Не по мощности. Скорее, по масштабности, по ощущению грандиозности действа. Хотя для меня само появление вышеупомянутых персонажей в одном кадре сродни... созерцанию размахивания факелом в метановой штольне. Впрочем, не искри эти персонажи, стали бы они притчей во языцех и прижизненным тестовым материалом на территории бывшей «одной шестой»? И как можно после этого не поставить «High Hopes»? А вот тут аккурат место для неклассического раздвоения личности. Одна половина голосует за «150-й», упирая на атаку бас-гитары, другая же 0,5 «электората» — за «30-й», акцентируя внимание на аутентичности звучания колокола, а соло Гилмора на стил-гитаре озадачило и поставило в тупик, напомнив притчу про буриданова осла. По крайней мере, я сформулировал для себя сложность выбора как обратную сторону удовольствия от того, что не мне предстоит его сделать.

          «Kill us» от Arstidir — буйство красок изначально почти монохромной исландской фолк-палитры. И тем не менее, бережное отношение участников коллектива к собственному звучанию, явственное присутствие не просто воздуха, но атмосферы сбегающих к океану склонов позволяет получать от прослушивания группы то удовольствие, которое порой кажется недостижимым на выхолощенных стерильных записях мэтров мейнстрима. И пара испытуемых как нельзя лучше подходит для этого. Отсутствие тембральной окраски, впечатляющие детальность и микродинамика делают «братьев Пасс» практически незаметной частью тракта, тем самым повышая требования к тщательному подбору остальных компонентов.

      ВЫВОД

      Несмотря на достаточно скромные по меркам записных «хай-эндщиков» габариты, равно как и на интегральную конструкцию «30-й» и «150-й» моделей, они остаются тем, чем всегда была продукция компании Pass Labs. Да простят мне мою пристрастность, не могу их ни с чем сравнить — по той простой причине, что это с ними нужно что-то сравнивать. Впрочем, будучи до конца откровенным, я бы посоветовал будущим владельцам этих усилителей как можно тщательнее отбирать музыкальный материал.

      Контрольная система

      CD-транспорт C.E.C. TL3N;
      ЦАП C.E.C. DA3N;
      акустические системы Vienna Acoustics Mahler;
      сетевые кабели Studio Connections Carbon Screen;
      цифровой кабель Harmonic Technology Cyber-Link Silver;
      межблочные кабели van den Hul MC Silver IT Mk III;
      кабели для подключения АС Musical Wire Cadence Signature.
    • By Hi-Fi Man
      PASS Labs XP-10/X-350.5 What Hi-Fi, ноябрь 2012
       
      PASS Labs XP-10/X-350.5: эта пара предусилитель-усилитель мощности опровергает расхожее мнение, что сила не может сочетаться с деликатностью. 
       
      Чудо дизайнерской мысли: Симметрично-мостовая схема Super Symmetrical снижает искажения в 100 раз по сравнению с обычной двухтактной, обходясь при этом куда меньшей обратной связью.
       
      Соблазнительно: Этому комплекту по плечу любые АС, ему под силу озвучить небольшой зал с такой динамикой и утонченностью, будто вы присутствуете на живом концерте.
       
      Наше знакомство с усилительной техникой легендарного Нельсона Пасса началось с младшего интегрированного аппарата INT-30A (30 Вт в классе А), прослушав который, мы пришли к выводу что это, пожалуй, самый замечательный одноблочный усилитель, который когда-либо попадал в нашу тестовую лабораторию. Сегодня ставки поднимаются - перед нами предусилитель ХР-10 и 350-ваттный усилитель мощности Х-350.5 в классе АВ. Считается, и не без оснований, что в гонке за ваттами вы неизбежно жертвуете чистотой звука, ведь мощность достигается увеличением числа транзисторов и усложнением схемы. Но Х-350.5 - особенный аппарат: он собран по фирменной мостовой технологии Super Symmetrical, а Нельсон Пасс предусмотрел целый ряд хитростей (см. врезку), чтобы прозрачностью и деликатностью он не уступал менее мощным собратьям из серии ХА, работающим в режиме класс А. В конструкции предусилителя ХР-10 сделан упор на простоту и изящество. Управляющий реле оптический энкодер обеспечивает плавную и точную регулировку громкости и баланса во всем диапазоне. Схема обоих компонентов полностью симметричная, и наилучших результатов вы достигнете, используя XLR-соединение не только между ними, но и с внешними устройствами, для чего у ХР-10 предусмотрены две пары XLR-входов. Но если ваш источник не оснащен XLR-разъемами, не переживайте: создатели предприняли все меры, чтобы выжать максимум из трех пар гнезд RCA. Для интеграции в систему ДК один из них можно переключить в режим с фиксированным усилением.
       
      Есть у тестируемой техники и некоторые особенности, которые показались нам непривычными. У ХР-10, как и у всех предусилителей Pass Labs, нет выключателя питания (кнопка Power на пульте ДУ, универсальном для всех моделей, предназначена для интегрированных усилителей). Разработчик считает оптимальным оставлять аппарат под напряжением все время и приводит убедительные аргументы. Но согласитесь, просто выдергивать вилку работающего прибора из розетки, когда вы, например, уезжаете надолго или пригласили электрика для ремонта проводки, как-то жестоко. У Х-350.5 выключатель питания есть, но он не означает полного отсоединения от сети, так что для подстраховки тоже лучше выдернуть шнур. А вот винтовые выходные клеммы, принимающие только «лопатки», вряд ли станут серьезным огорчением - ведь усилителю с большой мощностью надежная фиксация кабелей просто необходима. В целом качество изготовления компонентов такое, что вы вряд ли будете жалеть о хотя бы одном потраченном рубле, так что осталось выяснить, можно ли сказать то же самое о звучании? Безусловно.

      Более того, Х-350.5 можно назвать одним из самых прозрачных и детальных усилителей, по крайней мере с подобной мощностью. И хотя предусилитель ХР-10 не вполне сочетается с ним визуально (его дизайн больше подходит новой топовой серии XS), однако в звуковом плане это совершенно гармоничная пара. Динамичная «Апассионата» Бетховена выявляет главные таланты этого комплекта - удивительную однородность тембра во всех регистрах, потрясающую ритмичность, молниеносную атаку и плавное окончание нот. Разрешение кажется совершенно независящим от громкости, что бывает редко даже у таких дорогих аппаратов - как самые спокойные, так и самые бурные фрагменты «Весны священной» Стравинского одинаково прозрачны и многоплановы. Кантаты Баха в исполнении Pass Labs отличаются абсолютной выверенно-стью тона и тембра каждого исполнителя, при этом звучание не назовешь излишне строгим или академичным - наоборот, пространство вокруг АС заполнено физически ощущаемыми вибрациями, создаваемыми голосами, струнными и органом. Переходя к современной музыке Raconteurs, невозможно не заметить, что усилители мастерски передают экспериментаторский, нарочито неряшливый саунд альбома Consolers of the Lonely.
       
      Удивительная нейтральность и достоверность звукового почерка комплекта Pass Labs позволяет слушать записи совершенно разного качества, и хотя все технические и исполнительские помарки ясно различимы, восприятию музыки они не мешают. Единственное, чего следует избегать, - колонок с суховатым или излишне ярким звуком, поскольку точный и острый характер Pass Labs может усилить негативное впечатление от недостаточно гладко звучащей акустики. Кроме того, мощность Х-350.5 для многих АС и помещений просто избыточна, советуем перед покупкой тщательно обсудить силовые параметры со специалистом и внимательно изучить модельный ряд фирмы, в котором есть аппараты на все случаи жизни.
       
      ЗА
      Подвижный, быстрый бас; поразительные скорость и динамика; первоклассные  детальность и сцена; впечатляющий контроль над АС
      ПРОТИВ
      Ничего существенного, если вас не смущает разнородный дизайн аппаратов
      ВЕРДИКТ
      Трудно найти комплект со столь высокой мощностью и убедительным звучанием; рекомендуем владельцам больших комнат и крупных колонок
       
                 

       
      Что внутри?  X, который не равен нулю
       
      Индикатор на передней панели усилителя Х350.5 показывает не выходную мощность, как вы могли бы подумать вначале, а потребляемую, ил и, точнее, ток, потребляемый выходным каскадом усилителя. Даже в режиме простоя его стрелка значительно отклонена вправо, демонстрируя, что через выходные транзисторы течет сравнительно большой ток (1 А против типичных 0,1 А у аппаратов сравнимой мощности), при этом усилитель берет из сети около 600 Вт и рассеивает их с помощью своих гигантских радиаторов. Благодаря этому Х350.5 приближается по параметрам к усилителю в классе А, что значительно снижает искажения, характерные для всех двухтактных усилителей. Более того, дополнительный источник тока, установленный параллельно плечам выходного каскада, позволяет ему работать в режиме, похожем на однотактный, - за счет этого достигается более благозвучное для слуха соотношение второй и третьей гармоник.
       
      Какова практическая ценность этого индикатора? Пару минут, пока усилитель выходит на рабочий режим, стрелка постепенно движется вправо и затем останавливается. Теперь усилитель уже можно слушать,хотя пройдет еще минут сорок, пока аппарат полностью прогреется и температура всех транзисторов достигнет оптимальных расчетных величин. Если вы слушаете музыку не слишком громко, стрелка покоится на месте - потребляемый ток не зависит от выходной мощности, и усилитель работает в чистом классе А. Когда стрелка отклоняется правее, усилитель покидает зону класса А (около 40 Вт) и выдает более высокую мощность. Если у вас уже болят уши, а стрелка так и не сдвинулась заметно от своего начального положения, мощность ХА350.5 для ваших АС и помещения просто избыточна.
       
    • By Hi-Fi Man
      Представляем Вам новую модель предварительного усилителя - Pass Labs XP-30, который разрабатывался в течении многих лет. Теперь он уже доступен к заказу и поступит на наш склад в ближайшее время.

      Вот краткое описание этого неординарного аппарата:

      «Компания Pass Labs поставила перед собой задачу создать предварительный усилитель ещё лучше, чем их «топовый» XP-20. В результате длительной работы был создан такой усилитель - трёхблочный XP-30.

      Его блок питания, размещён в отдельном корпусе, имеет конфигурацию «двойное моно» и обладает повышенной, для предварительного усилителя, мощностью. В нем используются малошумящие трансформаторы фирмы Plitron, очень большая ёмкость конденсаторов в фильтре (по схеме CRC) и схема электронного умножения ёмкости.

      Каждый канал усилителя размещается в своём корпусе. В конфигурации «стерео» каждый из двух усилительных блоков может управлять сразу двумя усилителями мощности с двумя различными настройками коэффициента усиления. Таким образом, легко реализуется схема «Bi-amping», совместная работа с сабвуфером и другие схемы конфигурации.

      Конструкция позволяет последовательно подключить до шести усилительных блоков, которые будут управляться от одного XP-30. В максимальной конфигурации получается усилитель из семи блоков с возможностью индивидуальной подстройки коэффициента усиления двенадцати выходных каналов.

      Усилительный блок оснащён пятью входами (XLR+RCA), специальным входом для интеграции в систему домашнего театра (Home Theater Bypass), двумя независимыми регулируемыми выходами (Master+Slave) и двумя нерегулируемыми выходами. Каждый выход подключён к индивидуальной усилительной цепи и полностью независим от других выходов.

      Выходное сопротивление всех выходов ниже, чем это обычно принято, следовательно, усилитель лучше управляет нагрузкой даже с длинным кабелем. Мы не предлагаем использовать тридцатиметровый межблочный кабель, но если у вас есть такая необходимость, то XP-30 вполне подходит для этого.

      В XP-30 используются те же модули, что и в XP-20, но в улучшенной конфигурации. Лаборатория Пасса специально разыскивала компоненты индивидуального изготовления для того что бы их применить в новой разработке, так как идеальные компоненты отсутствуют в промышленном или хотя бы в гарантированном количестве.

      Для слушателя эти схемотехнические усовершенствования воплотятся в басовые партии с гораздо большей силой воздействия, артикуляционной и тембровой точностью. На хорошо записанном музыкальном материале XP-30 представит слушателю более точно очерченную звуковую сцену, в которой соблюдено правильное соотношение глубины, ширины и высоты, с безупречно изображенными инструментами и их надлежащим расположением в пространстве. Одним словом, новый предусилитель позволяют вновь пережить уже прошедшее музыкальное событие в наиболее правдоподобной звуковой панораме, чем любое из устройств, уже появившихся на рынке.»




×
×
  • Create New...