Время рассказать правду! - Наши системы - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Jump to content
Юрий Волобуев

Время рассказать правду!

Topic Summary

Created

Last Reply

Replies

Views

Юрий Волобуев -
Юрий Волобуев -
184
18852

Top Posters


Recommended Posts

Этот путь начался задолго до того, как я вообще понял, что он начался, и до того, как я вообще предполагал его начать. И зачем я пошел по этому пути – сейчас уже не объяснить. Но как бы то ни было, мои случайные движения в итоге вылились в более осознанные. Эта серия статей – не «реклама» старинных аппаратов, не призыв повторять мой квест и не попытка доказать, что раньше трава была зеленее. И даже если вам где-то что-то покажется, то знайте, это на самом деле не так. Ваши черные ящики с зелеными глазами – самые лучшие. Будьте уверены в этом. Собственно, это тема вообще не обзор. Обзоров как таковых здесь не будет. Это просто сборник отрывочных мыслей, собранный в единое целое.

 

Дисклеймер окончен.

 

Продолжение следует.

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Первой остановкой на этом пути был усилитель Naim NAIT 5, который я взял послушать у Андрея Богатова после празднования его юбилея на природе. Казалось бы, какое отношение имеет этот, в общем-то не старый, аппарат, к винтажному Naim? Он вроде бы даже в современном корпусе с зеленой светящейся долькой, и вообще далек от винтажа. А вот какое.

 

Вообще говоря, я лично для себя, никого не призывая разделить со мной эти убеждения, делю усилители Naim (ибо речь здесь пойдет только об усилителях) на три категории.

 

Первая – аппараты, спроектированные лично Джулианом Верекером. Их, кстати, не так много, ну или, скажем, я знаю лишь несколько, про авторство которых точно известно. В первую очередь это два самых знаменитых аппарата фирмы – усилитель мощности NAP 250 и интегральный усилитель NAIT. Гораздо меньше известно, как ни странно, о первом предусилителе NAC 12, об усилителе мощности NAP 200 – предшественнике 250-го, первом коммерческом аппарате компании, тогда еще состоящей, кажется,  из одного Джулиана, и не выпускающей усилители серийно. Ну и, конечно, стремительно набирающий популярность уже как предмет коллекционирования, знаменитый, можно сказать, в узких кругах, усилитель мощности NAP 160. Люди говорят, мол, что это был любимый усилитель Верекера, вне зависимости от того, что официально, для рекламного буклета, стояло в качестве системы у него в спальне, гостиной, на даче или на яхте. Поговаривают вообще о крамоле, мол, он даже его в собственный же сервис не отдавал. Ни через десять лет, как положено, ни через двадцать. Ни даже через двадцать пять. А потом Джулиан Верекер умер. Но при жизни благословил в производство еще много прекрасных образцов инженерного искусства, пусть и не самолично созданных.

 

Вторая группа аппаратов – это те, которые были созданы при жизни JV. Про которые точно известно, что он их слышал и посчитал, что великую уже к тому времени марку они могут носить по праву. Неважно, руководствовался ли он коммерческими соображениями, подстраивался ли под требования рынка, следовал ли советам экспертов или потакал желаниям капризных клиентов, они несут печать его участия. Их много, и, конечно, слушал я их далеко не все, чтобы сделать те выводы, которые я собираюсь сделать. Поэтому никаких выводов я здесь делать не буду.

 

И, наконец, третья группа усилителей – это те, которые Верекер не слышал. По крайней мере в их коммерческой, магазинной, форме. Про которые только мы можем сказать, насколько они соответствуют нашим ожиданиям фирменного почерка бренда. Но Верекер об этом нам сказать не может. Поэтому здесь я об этих усилителях писать не буду. Да и что о них писать, они у вас дома стоят, и вы все лучше меня о них знаете.

 

Возвращаясь к NAIT 5. Не смотря на то, что аппарат внешне выглядит точно так же, как и те, о которых я писать здесь не собирался, он был создан, испытан и запущен в производство при жизни Джулиана. То бишь, о том, как этот интегральник звучит, Верекер знал. Кроме него есть еще один усилитель с современным дизайном, который попадает во вторую группу – NAP 500. Но его себе могут позволить так мало людей, и он настолько выше моих скромных попыток оценки, что я тоже о нём не буду писать.

 

Ну а о NAIT 5 мой обзор уже был, и притом большой. А упоминаю я об этом усилителе только потому, что именно он дал толчок этому путешествию. В нем я заметил те качества, которые лично для меня были весьма желанными, но которых я не находил в современных сериях Naim. Ну вроде как живете вы с женой, все вроде хорошо, но чего-то не хватает. И только пожив немного с другой, становится понятным, что всегдашний борщ на самом деле был какой-то не такой. Вот так и здесь.

 

Продолжение следует.

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну а потом случился эпохальный приезд в Тулу гостей из Ижевска и Москвы. О самом приезде, собственно, уже немало написано, да и о том, что случилось после – тоже. Кому интересно, отсылаю к своему обзору 72/140. К этому моменту (а если точнее, то намного раньше, просто времени и возможности не было этим заняться вплотную) в голове сидела навязчивая мыслишка, куда бы свалить. Ну то есть все больше и больше напрягал этот борщ. Проблема в том, что свалить предлагалось с борща на лапшу или хотя бы на рассольник. А это был тоже не вариант, как вы понимаете. Да и старый способ секса тоже в принципе был неплох. Вот бы при том же сексе и борщ другой, но где ж его взять?

 

И тут - оно. Под впечатлением от 72/140 внезапно вся система была распродана, так как тут еще срослось дело с колонками.

 

И в принципе с аудио все стало прекрасно. Я получил именно то, что мне нужно, причем даже с лихвой. Ну вроде как к прекрасному борщу еще и сала нарезали, и налили рюмку водки. При том же, повторюсь, сексе. Ну в общем, вы поняли это, больше я к вопросу секса и борща возвращаться не буду, обещаю.

 

От этого эмоционально-животного изобилия в голове родилась мысль посмотреть, а что же там, дальше. Признаюсь, с этой мыслью я немного запоздал. Немало камрадов с нашего форума уже прошли этой дорогой или, пусть не «дорогой» в моем понимании этого, но имели представление о самых различных старых аппаратах, включая и Chrome Bumper, и даже Bolted Down.

 

Проблема в том, что сакральным знанием, каково там, в мире True Black - истинных оригинальных черных аппаратов, сделанных на коленке и крашеных кисточкой (шутка), – никто из них делиться что-то не спешил. Кроме того, после плотного общения с оливковым комплектом, я уже понял, что где-где, а в восприятии техники того периода после искаженного мира современных Hi-Fi ценностей (или в том искаженном с точки зрения современных Hi-Fi ценностей мире – понимайте как вам больше нравится)опыт может быть только свой. Только самому можно понять, насколько почерк того или иного аппарата отличается от другого, и насколько он подходит тебе лично.

 

Ну вот и мне захотелось туда, назад. К тому же сегодня, а точнее, в последние лет 5, цена на старинные аппараты достигла своего исторического минимума, и казалось бы, самое время покупать и слушать самому. Но я немного опоздал. Цена аппаратов достигла своего минимума и неуклонно поползла вверх. Из разряда «подержанных» эти аппараты давно перешли в разряд «старых», потом замерли в ценовом минимуме на несколько лет и неуклонно двинулись в сторону «винтажных», то есть, старинных, а дальше – «коллекционных». Со всеми вытекающими для покупателя последствиями…

 

Я расскажу всю правду о всех вехах пути – от щенячьего восторга неофита до суровых будней охотника за настоящим винтажом. О том, что это вообще такое. О том, что шансов у вас нет. О битвах, проигранных с треском, и о выдающихся победах на аукционах. Обо всем. А потом вы три раза подумаете, а надо ли оно вам. И, естественно, поймете, что оно вам никуда не упиралось. И это правильно. Такова и цель этих статей.

 

Продолжение следует.

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тут уместным будет сделать лирическое отступление, где я порассуждаю о перспективах покупки тех или иных аппаратах и расстрою тех, кто тоже хочет себя порадовать вкусненьким.

 

Мысль первая и самая главная. Друзья, вы (мы) уже опоздали. Последняя халява, я уверяю, кончилась здесь, когда я купил у одного общеизвестного камрада  два (оба оставшихся) предусилителя NAC 12 за 4 тыс. и 6 тыс. рублей соответственно. Казалось бы, ну а сколько могут стоить эти две невзрачных обшарпанных коробки, да еще и без ручек? Наверно, скептики будут правы, и это истинная их цена. Возможно, что я даже переплатил. Встречал я описание, что NAC 12 купил кто-то в местном магазине электрического старья в обмен на старую фото-мыльницу и 10 фунтов доплаты (от владельца магазина, не мыльницы).

 

В связи с этим вспоминается мне древняя статья Тарима, где он рассуждал о «тех» ценностях. Правда, статья на самом деле была рекламной клюквой и призывала спешно покупать новодел. Минули годы, а новодел из продажи никуда не делся и еще и нас переживет, но мысль мне понравилась. Он предостерегал, что скоро те ценности кончатся, и за них будут давать любые деньги.

 

Так вот, друзья, повторюсь, мы опоздали. «Те» ценности уже давно кончились, а «любые деньги» за них уже начали давать. Кстати, есть исключение. Это исключение – оливковые обувные коробки. Они еще не винтаж, не старинные, но ценности в них еще остались почти теми же, как бы ни был уже, по словам схимников-староверов, поражен Naim коммерческой бациллой продвижения на рынок High End. Почти теми же. Почти. К тому же, они имею весьма честную цену. Честную и твердую. Она не такая уж маленькая, но и не большая, а за эти деньги вы получаете очень и очень хороший комплект, способный служить вам долгие годы. Хороший, и свежий комплект. И вдобавок, меньше риска, что там кто-то успел покопаться до вас. Хотя это и не гарантия.

 

Но если вам хочется «более другого», тут, увы, все очень сложно. Во-первых, падение цены на старые аппараты – это палка о двух концах. Это не только дешево для счастливого покупателя, а дешево и для продавца. Он хочет продать аппарат с целью получить денег. Но если цена находится на историческом минимуме, для продавца это не очень высокий стимул. Ну продаст он NAC 42 за 100 фунтов… и что? Что это за деньги вообще? Сходить разок в магазин и посетить паб? Да пусть пока лежит, кушать ведь не просит, не портится. Дети растут, опять же. И только когда припрет, он может и продать. Припирает людей по жизни частенько, поэтому старые аппараты не редкость. И тогда мониторьте ибэй. Может, вам повезет. Но знайте, таких скитальцев становится все больше и больше. И тогда вы с ними побьетесь за цену. И вам она не понравится.

 

Тут я встречал рассуждения, что красная цена на NAIT – это 15 тыщ рублей и ни рублем больше, и что больше это старье не стоит, и т. д. Возможно. Желаю всем найти свой NAIT за 15 тыщ. Проблема в том, что этот минимум цены пройден 5 лет назад. Сегодня NAIT – коллекционный образец, цена на хороший экземпляр которого начинается, если вам сильно повезет, от 500 фунтов. 700 – тоже не редкость. Так что имейте в виду, что скромный интегральник, игрушка, подходящая далеко не для всяких АС, тем более современных, может вам встать подороже иного оливкового комплекта 72/140. Хотя вы, разумеется, встречали городские легенды, что, мол, кто-то когда-то купил его за 200 фунтов. Безусловно. Только это было давно. В момент перехода аппарата от статуса «подержанного» к статусу «старья».

 

Сегодня имеем ситуацию, что все больше владельцев говорят: вот дурак, зачем я продал свой 160-й?.. свои 42/110?.. свой NAIT 2? Эти стоны подогревает других владельцев не продавать, а для покупателя значит, что за более редкие предложения грядет более жестокая битва. С большими денежными потерями. Например, недавно комплект 22/120, некогда считавшийся странной малопонятной зверушкой, экспериментальной переходной моделькой перед хром-бамперами 42/110, ушел за 700 фунтов после 30-40 ставок за каждый по отдельности. А ведь когда-то не стоил ничего. Ни внимания, ни денег.

 

Продолжение следует.

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Теперь я готов дать рекомендации тем, кто ищет себе старинные игрушки, дабы познать настоящие «те» ценности, пока действительно еще есть возможность. Крошечные остатки возможности.

 

С оливками более понятно – цена комплекта 72/140 сегодня – это 45 – 50 тысяч рублей. Наличие сервиса повышает цену (о сервисе будет ниже). Дорогие комплекты вроде 52/82/250 я в этой статье не рассматриваю по простой причине – вряд ли вы будете покупать такое из любопытства, слишком дорого при неявном результате, либо вы очень богаты, тогда мои советы тем более не нужны – просто покупайте все подряд и выбирайте лучшее, много на перепродаже не потеряете.

 

Но, конечно, для путешествия к истокам нам необходим CB, а лучше BD. Оливки, конечно, это вообще не путешествие к истокам. Просто недорогие комплекты для тех, кого душит ипотека.

 

Основным источником счастья является британский ebay. Но не брезгуйте и германским, там тоже Naim в почете, и проскакивает частенько. Чаще всего винтаж продается с аукционов по торгам, поэтому к удовольствию от обладания игрушкой прибавляется азарт охотника. Впрочем, Buy Now – тоже не редкость, и я могу посоветовать: если увидели пригодный аппарат – берите, не тормозите. Завтра цена будет больше, даже на аукционе, и возможно, что именно такой усилитель вы уже не найдете. Сидеть же всю жизнь дрюкать поиск тоже не будешь, не сошелся свет клином на этом.

 

Большинство частных продавцов не заморачиваются международной доставкой и отправляют только по Британии, поэтому тут нам надо вооружиться правильно. Открываю секреты Полишинеля.

 

Заведите себе настоящий британский адрес. Сделать это можно через посредника. Посредника предлагаю найти самостоятельно, как задание на дом.

 

Включите этот адрес в число своих адресов в аккаунте Ebay и перед покупкой или торгами сделайте текущим адресом доставки. Всё, теперь вы англичанин. В случае вашей победы в торгах, продавцу ebay даст ваш британский адрес доставки. Некоторое удивление у продавца может вызвать прибытие денег из Заснеженной Нигерии ™, но деньги нынче достаются нелегко даже в Европах, поэтому продавцы редко капризничают. Редко, но бывает, ну если так случилось, то не расстраивайтесь, ловите следующую рыбу.

 

Внимательно читайте описание лота, если написано отдельно, что продавец не отсылает «overseas» и, плюс, не хочет видеть заграничных биддеров – лучше сразу проходите мимо. Хотя, конечно, все зависит от того, насколько вам нужна именно эта вещь.

 

Пишите продавцу. Лично пишите. Иногда может быть указано, что шиппит он только по Британии, а напишешь письмо, и вот уже готов "лично Вам", из чувства личного расположения.  Бывает и такое. Особенно Германия этим известна. Деньги всем нужны.

 

При покупке в Германии пусть вас не смущает ситуация, что продавец знать не знает о каком-то там Пэйпале. Он только банковским переводом деньги берет. Утром деньги – вечером стулья. Риск? Ну как хотите. Возможно, это последний «болтованный»  NAP 160 в продаже на этой планете.  

 

А как перевести деньги за рубеж? Ищите посредника, будет дешевле, быстрее и надежнее.

 

Если вам хочется сервиса, аппарат дорогостоящий, и вы не хотите рисковать, то тут начинается высший пилотаж. Продавца можно уговорить послать аппарат не вам, а сразу на сервис. Так мы экономим на логистических операциях, и немало. Это уже серьезная авантюра. А для продавца так вообще. На такое согласится только либо полный лох, либо очень добрый человек, еще не потерявший веру в других людей. Лохов немного, а добрых людей еще меньше. Ну представьте себе, вы продаете аппарат с пересылом только по Британии, а какой-то шальной русский выигрывает аукцион, и мало того, что он по адресу чистокровный британец, так еще и предлагает послать аппарат не на его британский адрес, а в неведомые края каким-то другим людям, к вашей сделке не имеющим никакого отношения. При этом деньги вы пока не получаете, так как они сидят в Пэйпале до окончания сроков претензий покупателя. Того самого «британца» с оплатой из России, попросившего вас послать усилитель какому-то Марку, Лесу или Даррану (люди в теме знают, что имена не случайны), спасибо, век не забуду вашей доброты. Типичный нигерийский развод, как по мне.  

 

Поэтому, если вам хочется настолько странного, обзаведитесь атрибутами приличного человека. Атрибутом приличного человека в мире ebay-чистогана является фидбэк. 100% положительный фидбэк, и ни процентом меньше. Желательно, чтобы фидбэк был не 5 и не 7, а так десятков несколько, ну или сразу сотня. 100 очков 100% положительного фидбэка – и вы образец респектабельности. Как его добыть быстро? Накупите, что ли, колготок и трусов жене на китайском ибэе, по одной колготке у одного продавца, их там море. Ну или прочей дребедени. Да не привередничайте особо, ставьте сами продавану положительный отзыв, и он поставит вам. С хорошим фидбэком и сделки проходят проще, и продавцы мягче. Но вам нужен не просто хороший, а 100% положительный фидбэк.

 

Ну вот теперь я вас вооружил. Осталось понять, что именно покупать.

 

Продолжение следует.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Классическим представителем CB и одновременно одним из самых доступных сегодня  предложений является комбинация 42/110. 42-й пред сегодня вполне реально купить за пресловутые 200 фунтов и даже дешевле. 110-й мощник еще реально найти за 300. Я говорю об аппаратах без сервиса. Итого 500 фунтов за комбо, которое, правда, еще предстоит притащить сюда.Печально то, что они бывают не так часто, как хотелось бы. Даже, я бы сказал, редко. Как ни странно, более дешевые аппараты на вторичке бывают реже, чем дорогие.

 

Очень хорошим вариантом является 32-й пред. Это классический аппарат с заслуженной репутацией носителя «тех» ценностей. Чем старше версия, тем сложнее найти. Версия 32.5 бывает чаще, версия 32 реже. А болтованный 32 найти очень тяжело, и часто он уходит дороже, чем даже 32.5

 

Хорошая тема – хром-бамперный 62-й пред. Они еще относительно новые, часто в прекрасном состоянии. У них отличный дизайн, как у 42-го. Но при этом они как правило дешевле NAC 32.5. Один из вариантов bargain-сделки. Не проходите мимо.  Бывают почему-то нечасто.

 

По мощнику вариантов не много. Это либо 110 либо 140. 140-й бывает чаще. 110-й – редкость нынче. 110-й сегодня ценим чуть выше, хотя и продается как правило дешевле.

 

Hi-Cap хромовый бывает довольно часто. Ну если не всегда, то почти всегда. Цена высока, ибо актуальности этот БП не теряет в любом виде, а с его сервисом справится даже школьник.

 

SNAPS бывает редко. Давно не видел, а хочу купить, но вот никак не удается.

 

NAIT, NAIT 2 – забудьте. Если это не принципиальный вопрос, конечно. Бывают, кстати, очень часто. Но цена сразу от 600 фунтов и выше. Нет, ну если это не останавливает, то найти их проще простого.

 

И вот мы переходим к изюминке всех винтаж-трипов, аппаратуре в корпусах Bolted Down, BD, а проще «болтованных».

 

Все аппараты из этой категории – большая редкость, за исключением 250-го мощника. Тех почему-то просто валом там, бывает по нескольку штук сразу, но цена кусается – от 800 фунтов без сервиса. Дороговато для игрушки. Вдобавок, к нему нужен блок питания для преда, то бишь SNAPS, а его днем с огнем, «болтованного», не найдешь. Последний образец на Земле, о котором я знаю, достался тому, кто сумел быстрее настрочить письмо в Израиль. Так что только на Марсе ищите. Ну или мне свисните, если будете пролетать мимо.

 

Таким образом, у нас остается единственный вариант мощника – NAP 160. Этот аппарат сегодня стремительно продвигается в разряд коллекционных раритетов, ближе к NAIT по статусу, только дороже. Он еще не перешел «порог безумия», но где-то совсем рядом с ним. Вдобавок, он встречается редко, но все еще встречается. Но все реже и реже. Если поймаете – это «оно»! Ваша золотая удача. Любимый усилитель JV. Его самое родное детище. Все пацаны на pfm одобрят ваш выбор. Это гораздо круче, чем NAIT. Конец пути. Квинтэссенция идеи. Истинные ценности. А дальше там ничего нет.

 

Но, конечно, к нему необходим пред. Само собой, любой пред из CB легко и приятно сочетается с таким аппаратом как NAP 160. NAC 32.5, 42.5, 62 – отлично подойдут. Но если хочется 100% аутентичности, и ощущения «тех» ценностей, за которые уже начали «давать любые деньги» - то это NAC 12 или, на худой конец, болтованный 32. Проблема в том, что сегодня NAC 12 и болтованный 32 встречаются еще реже, чем NAP 160.

 

Если вы все еще хотите что-то себе купить - удачи! Но рекомендую почитать дальше.

 

Продолжение следует.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну а теперь, когда вы столько всего узнали (а может вы это и так уже знали), я хотел рассказать о своем собственном опыте. Собственно, о том, с чего начался этот разговор. Я несколько увлекся своим лирическим отступлением, но без него не понять всех «прелестей» покупки винтажа.

 

Но это только одна сторона медали. На другой стороне находятся знания, риск и удача. Чтобы понять, что такое настоящий нэймовский винтаж, надо многое узнать и по многим вопросам иметь свое, подкрепленное личным опытом, мнение.

 

Если вам не интересно, что такое Bulgin mini, или вы не хотите знать, когда выпускался Short Chassis, или вам безразличны ярко-голубые «банки»  ITT, то вам бессмысленно гоняться за этим винтажом. Купите себе 72/140 во вторую систему, считайте, что у вас настоящий старинный Naim и будьте счастливы. К тому же, через каких-нибудь 15 - 20 лет и 72/140 станут настоящим коллекционным винтажом. Я гарантирую это!

 

Мне же пришлось многое изучить. Вы даже не представляете, как много мне пришлось изучить и попробовать самому. Знания собирались по крупицам. В какие годы какого цвета были танталовые конденсаторы, когда ставили Bulgin mini, что такое Short Chassis, почему 12-й пред был трех версий, и почему первой версии почти никто не видел? Что такое NAC 42XO и почему их было выпущено лишь пара десятков? Что должно быть внутри каждого аппарата, а чего быть не должно? Как отличить аппарат, в котором копались, от того, в котором не копались? Почему платы бывают разных цветов?

 

А нужен ли сервис? А когда он нужен? А кому он нужен? А почему он не нужен? Это лишь малая часть вопросов по сервису. И тут же они тянут за собой другие. А что ломается на старых аппаратах? А на что это заменить? А где достать? А где достать то, что нельзя достать?

 

И так далее.

 

Проблема была в том, что мне предстояло в кратчайший срок осилить базу знаний, которые копились в британских интернетах годами и даже десятилетиями, и к тому же, были разбросаны по разным людям и форумам. Конечно, многого я так и не узнал и, наверно, не узнаю. Но сегодня мой уровень компетентности в старинных аппаратах достаточно высок, чтобы раздавать советы. Добывать знания было интересно. Чуть бы больше времени и денег, и было бы совсем хорошо. Но нельзя объять необъятное. В какой-то момент приходится остановиться. И в этом нет ничего страшного.

 

Отдельный вопрос – риск покупки некондиционного аппарата. Ваше представление о “full working order” может не совпасть с представлением продавца. Аппарат может быть и в целом рабочий, но модифицирован, а модифицированные аппараты как правило резко теряют даже не в цене, а в ценности. Причем ценности лично в ваших глазах. Он может быть и просто нерабочим. И починить вы его не сможете. А может и пострадать при транспортировке. Да мало ли что.

 

Ну и после этого, даже когда вы вооружены знаниями и готовы к рискам, вам не обойтись без удачи. Может, повезет, и аппарат достанется не копанный. А может и не повезет. И тогда смысла в нем будет не больше, чем в ящике из-под картошки.

 

Хорошо, конечно, когда шлют Worldwide, аппарат после сервиса, снят со всех сторон на зеркалку, есть фото его безупречных внутренностей, а аукцион без резерва, и никто, кроме вас, туда почему-то не явился. Надеюсь, вы понимаете, что так не бывает. Но нет, мне один раз действительно так повезло.

 

Но тут уже надо переходить к конкретике, и я скоро к ней перейду. Уже скоро.

 

Продолжение следует.

Share this post


Link to post
Share on other sites

И вот, наконец, первое осознанное действие на пути в винтаж. Я взял на пробу NAC 12, две штуки. Наверно, если бы не эта возможность, я бы продолжал неспешно думать думку, что, наверно, как-нибудь все же попробую достать какой-нибудь Chrome Bumper. Для интереса. Мысль, которая посещала меня не раз все эти годы. Но до реального воплощения дело не доходило. Может, оно и к лучшему, кошелек не пострадал бы.

 

Эти аппараты помогли мне во многих вещах.

 

Во-первых, стало понятно, что старинный Naim в принципе очень простой и легко поддается модификации и ремонту. Паяли его не боги, а обычные люди. Он может быть восстановлен, если что, достаточно просто (ошибка, которую я осознал позднее).

 

Во-вторых, на примере этих предов я понял, что такое сервис, зачем он нужен, нужен ли он вообще, и как его сделать самому.

 

В-третьих, стало понятно, что ценность старых аппаратов двойная. Помимо того, что какой-нибудь аппарат можно восстановить как музейный экспонат в коллекцию, он может так же служить очень и очень неплохо в основной системе, благо звук, не смотря на внешний вид, на самом деле очень и очень неплох.

 

Об этих аппаратах я уже писал, и в общем, все это не новость. Один из них я захотел восстановить до заводского состояния. Это в целом удалось, за исключением оригинальных ручек. Да, те, которые на нем сейчас стоят, лучше оригинальных дешевых пластмассок во всем – лучше тактильно, лучше внешне, более надежны, более долговечны. Они лучше во всем настолько, что почти можно забыть об одном их недостатке – они не оригинальные. Собственно, сами ручки в этом не виноваты, и для того преда, который я решил использовать по прямому назначению, неоригинальные ручки пришлись как нельзя лучше и не оставляют желания поменять их на настоящие. Но вот тот «заводской» пред…

 

В общем, приобретя винтажный усилитель, сначала, конечно, надо определиться, что вам требуется – исторический экспонат, или относительно дешевый и хороший аппарат, который надо привести немного к современным нормы.

 

Если интересует второй вариант – ищите аппарат более позднего выпуска, желательно после сервиса, желательно официального, с подтверждающими документами. В этом случае все ваши проблемы более-менее решены заранее, и вы получаете вполне рабочую машину, которая прослужит вам долгие годы. Ее последующая ценность при продаже будет только расти.

 

Однако, если дальнейшая продажа аппарата не очень вам интересна, то можно взять более дешевый, несервисованный усилитель, а потом сделать сервис самому. Тут важно понимать, что над аппаратом можно произвести действия, которые вызовут необратимые изменения, так что его уже точно будет совсем не продать, а результат этих действий сомнителен, и, вполне вероятно, не устроит вас по звуку. Например, самопальная переделка под dual rail старинных предов. Обратно большинство таких аппаратов вернуть уже будет невозможно. Но можно просто освежить усилитель и сделать пользование легким и приятным. К освежающим «процедурам» относятся:

 

- замена разъемов на современные Preh;

- замена регуляторов громкости на современные;

- обход регуляторов баланса.

 

Уже только эти действия заметно подтягивают аппараты по звуку, а главное, в случае чего, если вы не выбросили старые детали, они легко могут быть восстановлены до прежнего «исторического» уровня. Эти изменения не затрагивают платы и детали на них, они гораздо проще выполнимы и обратимы.

 

Все это имеет смысл, если ваш аппарат – достаточно массовый, и его не столь жалко. А вот если аппарат достаточно редкий, то мой совет: приведите его максимально близко к заводскому состоянию. Это уже кандидат в музей. Не стоит делать ему сервис самостоятельно ни в коем случае.

 

Уроки, какие я извлек из владения этими предами, и которыми я руководствовался потом в покупке винтажных аппаратов.

 

1. Не покупайте аппараты с косметическими дефектами, которые потом нельзя будет исправить.

 

На самом деле многие дефекты исправить можно. Есть крошечный шанс достать оригинальные ручки. Есть даже целые передние панели в продаже. Но все же этим вопросом следует озаботиться заранее. Сумеете ли вы восстановить внешний вид? Как это будете делать? Где возьмете необходимые детали и элементы? Это надо обдумать до нажатия кнопки. А лучше обходить проблемные лоты стороной.

 

2. Не покупайте аппараты с модификациями, пусть даже они были самые сладкие – dual rail, стабилизаторы напряжения в питании, сторонние модификации блоков питания мощников.

 

Я не сомневаюсь, что эти аппараты звучат лучше оригинала. Проблема в том, что мы охотимся за оригиналами. А ценность подобных переделок сегодня нулевая.

 

3. Если аппарат очень редкий, но что-то не нравится… все равно покупайте! Если, конечно, от него там только не одно название на корпусе.

 

Второго такого, вполне возможно, больше не будет, потом все локти искусаете. А этот можно продать будет. Все равно аппараты с дефектами дорого не уходят. Все по деньгам.

 

Итак, я закончил говорить о том, о чем вы и так знаете, теперь я расскажу вам о том, чего вы не знаете.

 

Продолжение следует.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Итак, вскоре посетила мысль, что не зря же я купил эти два 12-х преда. А что к этим предам должно идти в комплекте? Конечно, NAP 160. И я стал ловить его на британском ибэе. И тут же совершил первую и серьезную ошибку. Ну то есть, пока я кумекал тему с виртуальными адресами, в этот же момент я наблюдал комбо 12/160, которое ушло на британский адрес на моих глазах. Мешало присутствие в этой связке 12-го преда, которых у меня было 2 штуки. Ну то есть, конкретно так лоханулся, нарушив свое же правило: видишь раритет - хватай, потом разберемся, есть ли на него деньги, нужен он вообще или нет.
 
Хотя в то самое время я не очень и расстроился. Ну не этот аппарат, так другой. Тогда я думал, что запросто всплывет этот "другой". И он действительно всплыл. Тот аппарат был неидеален, с неродными разъемами. Переписка с продавцом была полезной. Я выяснил, что аппарат не был на полном сервисе, но прошел на фирме т. н. check - процедуру проверки, в ходе которой разъемы были заменены, и был произведен рекап только блока питания преда. В целом это был вполне удовлетворительный ответ, показавший продавца человеком в теме. К тому же продавец, увидев, что и я не мимо проходил, согласился отправить аппарат в Россию.
 
Очень удовлетворенный, я навел справки о том, сколько усилитель дожен стоить, накинул мысленно стошку сверху и стал ждать окончания торгов. Я не пользуюсь снайперами. Во-первых, это неспортивно. Во-вторых, отдает равнодушием. Ну, мол, поставил сколько-то там и пошел спать. Неправильно это. Мы же почти одушевленные вещи покупаем. В-третьих, автоматические ставки мешают принять верное решение в зависимости от развивающейся ситуации в борьбе за лот. Иной раз ты неверно оцениваешь обстаноку и делаешь неправильную ставку. Поэтому приходится корректировать на ходу. Снайпер и здоровый сон лишают этой  возможности.
 
И вот сижу я и считаю секунды до конца. Вижу, что страсти накаляются. Самые нервные уже выстрелили своими ставками и были перебиты автоматами. Понимаю, что для надежности надо накинуть еще. Набрасываю мысленно еще полтинник и ввожу сумму ставки в окно. Остается несколько секунд. Жмем кнопку... ваша карта бита. Да не просто, а на сотню с лишним фунтов. Побито и еще несколько ставок снайперами, выше моей. Так я столкнулся с ситуацией, что цена на раритеты вещь весьма плавающая. Кому-то нужен аппарат любой ценой. Помните, ценности за любые деньги? Это они.
 
Я был расстроен не сказать как. С одной стороны я понимал, что усилитель не последний. С другой, не понятно было, как же за него бороться, если люди просто приходят и ставят на него, допустим, цену 250-го мощника. Видимо, помимо технических знаний нужно еще и везение. Не все же такие безбашенные, в самом-то деле.
 
Через пару дней я зашел на германский ибэй и случано набрел на NAC 42. Это был лот Buy Now, цена была немного высоковата, но на грани приемлемости. Где-то евро на 50 повыше средней за этот пред. Продавец за весьма умеренную сумму согласился отправить его в Россию. И я решил брать. Эта сделка познакомила меня с особенностями германского ибэя - банковский перевод, личное общение с целью уговорить продавца отправить в Россию. Видимо, залежался пред у него. Этому способствовали невзрачные фотографии товара.
 
Кстати, добавьте в число правил покупки: никогда не бойтесь невзрачных фотографий. Со временем опыт научит вас отличать обычную грязь, отсветы, неудачный ракурс от косметических дефектов. Пусть аппарат будет сколь угодно грязный, мне отмыть нетрудно, а шансы, что кто-то пройдет мимо, велики.
 
И вот я отправил деньги через посредника, попросил продавца упаковать понадежнее и стал ждать. Сразу скажу, никаких сюрпризов не было. Через положенное время затянувшейся посылочной беременности наша Почта России родила мне картонную коробку, вывалив с грохотом ее на пол из мешка. Продавец не подвел. Упаковал надежно, и в посылке было все, что нужно. Даже старинный SNAIC 4 с разъемами Deltron типа latch.
 
Аппарат был грязненький, но без дефектов. Самые хрупкие детали - большие пластмассовые ручки - были в полном порядке. Я тщательно отмыл его, провел фотосессию и подключил в систему. Он оказался полностью рабочим, некопанным, без левых модификаций, без сервиса. Регуляторы громкости и баланса без шорохов, селектор входов годный. Кроме того, как я узнал чуть позже, это был раритетный образец - в корпусе, который называется Short Chassis. Это корпуса были короче стандартных на 14 мм и выпускались только в 1979 году для самых первых хром-бамперов. Передняя панель алюминиевая с шелкографией, как на NAC 12.
 
В реальности аппарат оказался еще симпатичнее, чем на картинках. Это был мой любимый дизайн. Ручки оказались неожиданно огромными. Гораздо больше, чем у 72-го преда. Из-за этого аппарат смотрится визуально больше и массивнее, самая солидная обувная коробка из всей серии.
 
В цели этой статьи не входит обзор аппарата, я напишу о нем в теме про обувные коробки.
 
Эта маленькая победа (хотя это и не был аукцион) придала уверенности и показала, что, в общем не надо бояться нестандартных ситуаций на ибэе, а за невзрачной фотографией с дешевого телефона может скрываться вполне годный образец.  
 
Продолжение следует.
 

Share this post


Link to post
Share on other sites
Редким аппарат может быть не только из-за своей особенной разновидности. Есть усилители, неведомо какими судьбами
попадающие на ибэй в таком состоянии, что их не стыдно поставить в магазине как новые. Я не знаю, как это достигается. Не может быть ситуации, что за 20-25 лет аппарат не пострадал хоть немного от какой-то случайности. Тем не менее, исключения, подтверждающие правила, все-таки случаются. И даже, о чем я скажу ниже, не один раз.
 
Такова была моя следующая добыча - хром-бампер NAC 62. Эти аппараты из-за малого тиража (в связи с тем, что выпущены под занавес дизайна Chrome Bumper) встречаются реже 42-х. И вообще довольно редкие гости на ebay. Но тем не менее, достать их можно. Они как раз представляют интерес для случая "в систему", а не "в музей", особенно если прошли официальный или авторитетный частный сервис. Они сегодня, пожалуй, недооценены. Что на руку покупателю. Из-за бытующего в сети заблуждения, что это "младшие" преды, основными в систему их не стремятся брать, а зря. Аппараты очень хорошие.
 
А этот был особенно хорош. Было понятно из фото, что он в близком к безупречному состоянии. О чем недвусмысленно сообщал в описании лота продавец. Он слал только по Британии, но я был к этому готов. По странному стечению обстоятельств, этот аппарат (с прекрасными фото в описании, после официального сервиса!) не привлек покупателя. Я сделал ставку почти машинально, в общем-то не веря в успех, так как после случая со 160-м мощником мне везде мерещились опытные снайперы в засаде с огромными ставками. Но... никто не пришел. Продавец немного поворчал, когда узнал, что я из России, а отправлять мне домой будет посредник, и все говороил, мол, что он не может гарантировать настолько прочную упаковку, чтобы она выжила в стране медведей и балалаек и пр. Но я задобрил его мгновенной оплатой, заранее положительным фидбэком с добавкой на словах. В принципе из общения было понятно, что это человек строгий и пунктуальный.
 
По его характеру был и аппарат. Здесь не было никаких сюрпризов. Предусилитель был в фантастическом состоянии. В нереальном состоянии. Со свежими резиновыми ножками, с заменой танталовых конденсаторов. И вообще, как на рекламном буклете. Его надо любить уже только за его внешность. Большой респект людям, которые его так сохранили за 20 лет.
 
Я думаю, после всех статей я размещу фотографии своих приобретений. Это будут как фото с ebay, с оригинальных аукционов, так и мои фотосессии этих образцов, что они представляют из себя в действительности.
 
Забегая вперед, скажу, что после этого я видел аппарат в похожем состоянии только однажды. Это был (впрочем, почему был - вот он в стойке стоит) пред NAC 32.5, принадлежащий Ивану (Art Zoyd). Столь же идеальный внешне, как и мой 62-й, после такого же фирменного сервиса (замена танталов), и даже с родной упаковкой. Кстати, Иван его продает. Если вы сомневаетесь, брать или нет, то напрасно. Рекомендую. Аппарат стоит своих денег и будет украшением вашей системы. А у вас не будет проблем с отстрелом лотов и волнениями из-за всяких неизвестностей.
 
Эти два преда как близнецы братья, и что характерно, прошли сервис в одном и том же году. И сервис был одинаковый. О, сервис - это интересная штука. Вот о нем в следующий раз.
 
Продолжение следует.
 

Share this post


Link to post
Share on other sites

В прошлом посте мы начали разговор о сервисе. Я уже писал о том, что такое сервис, но здесь повторюсь. Naim отличается от всех других Hi-Fi компаний тем, что ведет историю каждого аппарата, и каждый аппарат, вне зависимости от года выпуска, при обращении на фирму может быть восстановлен до первозданного состояния… только деньги плати. Это, понятно, официальная версия. В реальности все чуть более прозаично, но в общем и целом тоже хорошо. С поправкой на то, что на некоторые аппараты уже не достать запчастей ни при каких условиях  (это в большей степени относится к ПКД и тюнерам), и, увы, даже фирме не под силу вернуть их в том виде, как они были выпущены. Но в остальном Naim является недосягаемым идеалом для всей индустрии в части того, как должен быть организован после продажный сервис.

 

Но мы говорим здесь о предусилителях и усилителях мощности. Известен список компонентов, которые с течением времени требуют замены. Это список стандартный, и, если аппарат в остальном исправен, то есть, не поврежден по каким-то другим причинам (к примеру, коротким замыканием), то замена компонентов по этому списку приводит к тому, что вы получаете практически новый аппарат, ну или почти как новый. Почти. На самом деле нужно понимать одну вещь. Большинство компонентов, требующих замены по сервис-листу, сегодня уже не выпускается. Это касается и танталовых конденсаторов, и электролитических, и больших банок в блоке питания усилителей мощности. Все эти компоненты самым непосредственным образом влияют на звук усилителей. Современные их аналоги могут быть сколь угодно «быстрее, выше, сильнее», но они другие. Другой получится и звук у аппарата после сервиса.

 

Совершенно понятно, что уникальный саунд Naim складывается не только из схемотехники и инженерных идей, но и из примененных компонентов. Большинство ключевых деталей таково, что теоретически может служить долгие годы и даже десятилетия. Например, трансформаторы, выходные транзисторы усилителей, выходные резисторы. Остальные детали (кроме конденсаторов) выпускаются в большинстве своем точно таким же, как и 40 лет назад, и не представляют из себя проблемы при замене. Кстати, мощные выходные резисторы тоже.

Но если вышел из строя трансформатор или выходные транзисторы усилителя мощности – знайте, старинный аппарат уже потерян безвозвратно. Трансформаторы Holden & Fisher не выпускаются вот уже более 25 лет. Если трансформатор  умер, то усилитель можно подарить в радиокружок. Хотя все же выходные транзисторы имею свои современные аналоги, которые с рядом оговорок могут быть использованы при ремонте. Но про то, что у вас якобы «оригинал» - забудьте.

 

С остальным в принципе проще. Долгие годы экспериментов, проведенных десятками компетентных фанатов бренда позволили сегодня найти детали, которые могут быть использованы без ущерба для фирменного звука. Большие конденсаторы усилителей мощности Kemet , Kendeil (понятно, что определенных серий) считаются как нельзя лучше соответствующими своей задаче.

Для более мелких электролитов тоже есть свои аналоги, которые сегодня использует и Naim и частные сервисные конторы и отдельные энтузиасты. К тому же для частников эти конденсаторы (Roederstain Bipolar) доступны на ebay как NOS.

 

Отдельная история с танталовыми конденсаторами. На сегодня выпускается большое количество высококачественных конденсаторов многими фирмами, например, Kemet или AVX. Они более совершенные, более технологичные и более надежные. Проблема опять же в том, что в предусилителях они оказывают влияние на звук. Звук меняется, пусть и немного. Но в любом случае это уже отступление от канонов. С другой стороны, «уставшие» компоненты старинных аппаратов тоже влияют на звук, и, в отличие от новых, не в лучшую сторону. Получается засада. В любом случае 100% оригинальный звук, как в 1976 году, уже не вернуть. Это печально, но нужно это понимать. Ничего не поделаешь. Так что сегодняшние тенденции обращения со старинными компонентами велят нам не спешить с сервисом предусилителей. Возможно, лучше слегка «угасший» огонек звука, чем весело пляшущее пламя другого оттенка.  

 

Однако есть еще момент, который скрашивает ситуацию, причем существенно. Есть такое понятие, как sample variations – различия в звучании одинаковых аппаратов (одной модели). Более подробно об этом я еще напишу с точки зрения практической ситуации.

 

Так вот, если допускается заметное отличие по звуку  одного аппарата от другого, и это считается нормальным, в пределах основных признаков данной модели, то и сервис, в принципе, эти характеристики не меняет в допустимых пределах.

 

И, да, если вы купили аппарат «для звука», для использования сегодня той концепции в своей системе, а не «для музея», однозначный плюс дает замена разъемов и элементов управления, особенно последних. И долой регуляторы баланса! Сильно освежает аппарат, я сейчас как практик говорю.

 

Усилители мощности более благодарны к сервису. Они более «грубые», на них такие мелкие изменения влияют мало, гораздо меньше, чем на преды. Помним только о трансформаторе и выходных транзисторах – это наше всё. Если они в порядке, сервисованный мощник предпочтительнее несервисованного.

 

Сервис, помимо собственно фирмы Naim, может быть произведен любым ее официальным представителем, например, Class A в Великобритании или Music Line в Германии. В данном случае он считается официальным и приравнивается с родному.

 

Есть и т. н. «неофициальный сервис». Это известные и авторитетные фирмы, основанные высококлассными специалистами. Например, Марк Слэйд из Witch Hat Audio – бывший аудиоинженер Naim, работавший на фирме в 70-е и 80-е годы. Другой вариант, Avondale Audio, фирма, прославившаяся своими модификациями аппаратов Naim (что-то вроде тюнингового ателье), на почве чего в свое время разгорелся скандал, и упоминание этого названия запрещено на официальном форуме Naim под страхом вечного бана. Но тем не менее, работу эта фирма знает как мало кто другой, и сервис, проведенный их специалистами в реальности ценится на уровне официального, а кое в чем и выше. То же самое распространяется, разумеется, на Witch Hat Audio.

 

Почему часто неофициальный сервис оценивается выше? Каковы вообще преимущества этого сервиса?

 

Во-первых, и это немаловажно, этот сервис дешевле. Ну в самом деле, а как еще конкурировать с официалами? Чем дороже ваш аппарат, тем больше разница в стоимости сервиса.

 

Во-вторых, вы получаете ровно то же самое качество работ, как на фирме. В Witch Hat и Avondale работают специалисты классом не ниже, чем в Naim.

 

В-третьих, фирма и ее официальные представители ограничены определенным набором компонентов, не всегда выбранных за максимальное качество. Например, Naim ставит в усилители мощности и блоки питания конденсаторы Kemet серии ALC, сторонние конторы – Kemet ALS и Kendeil K01. Более того, за многие годы экспериментов выработаны конкретные рекомендованные модели и номиналы конденсаторов к каждому усилителю отдельно. Например, в NAP 160 предпочтительнее использовать Kemet ALS 10000uF/63V, а в NAP 110 очень неплохо идет Kendeil K01 10000uF/50V. В то время как на Naim вам и в то и в другом случае поставят Kemet ALC.

 

В-четвертых, неофициалы не побрезгуют любой работой, в том числе восстановлением безнадежных образцов и подбором компонентов-аналогов, когда возможен случай, что в Naim вам могут отказать, впрочем, это бывает редко.

 

Эти фирмы выдают по окончании работ официальный документ своего образца, о том, кто проводил работу и что было сделано. Так же, как и официалы.

 

Какие минусы?

 

Первый и самый главный минус – это все же неофициальный сервис.  Как ни крути, а найдется человек, который скажет: раз на халате спеца, который впаял сюда танталы, не было бэджика Naim – значит, аппарат не расово верный. И неважно, что детали те же самые, а работу делал профессионал, который этим зарабатывает на жизнь. Такой человек всегда найдется.

 

И второй минус – могут потребоваться запчасти, которые будут в наличии только на родной фирме. Это касается, в основном, косметики – передние панели, ручки и т. д. Если ваш усилитель поврежден внешне, то только Naim или Class A.

 

Кроме неофициального сервиса есть еще сервис частный. Распространен на главном форуме фанатов и ненавистников Naim – pinkfishmedia (pfm). Качество работ – не хуже, цена еще ниже, вплоть до бесплатно, в зависимости от того, кто вы такой на форуме, а репутация аппарата в рамках pfm не страдает.

 

Минус очевиден. Репутация аппарата не страдает только в рамках pfm и в кругу людей в теме. 

 

Пожалуй, вкратце о сервисе всё.

 

Продолжение следует.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

После полосы таких успехов, как ему и положено, начался период неудач.  Были интересные лоты, я пытался, но народ как с катушек съехал. Вакханалия расшвыривания денег направо и налево. Упомяну пару особо примечательных.

 

NAC 22 + NAP 120. Сегодня этот вариант – вероятно, самый раритетный, за исключением, пожалуй, преда NAC 42XO и новозеландского Naim. Почему-то я наивно решил, что столь невзрачные аппараты мало кого заинтересуют. Но заядлые коллекционеры с толстыми кошельками были тут как тут. Я, конечно, поучаствовал в торгах. Только для того, чтобы увидеть, как на последних трех секундах цена лота взлетела стремительным домкратом на уровень хорошего такого, твёрдого NAP 250. Ну да ладно, вероятно, не мой вариант.

 

NAC 32 BD. Страшненькие фото на примитивный телефон, отсутствие претендентов и, в общем, спокойная ситуация на аукционе усыпили мою бдительность. Нет, я поставил хорошую ставку, как обычно, с превышением. А чем я рисковал? Никого ведь не было. Но… побили. Видимо, человеку нужнее. Ну и пускай. Я все равно бы дороже не отдал. Немного утешает, что минимум сотку фунтов он переплатил по моей милости.

 

Но все это неудачи виртуальные, и кроме, разве что, некоторого расстройства, легко заглушаемого хорошим драмом виски, ничем не чреваты. И деньги остаются при тебе, что немаловажно. Однако, как я уже говорил, это реалити-шоу, и здесь будут все варианты стремительных взлетов и фатальных падений.

 

Проблема была в том, что в моем путешествии к истокам правды, мне требовались все классические комбинации – оливки, хром-бампер, болты. С предами ситуация обстояло более чем хорошо. А с учетом того, что я взял послушать у Ивана его 32.5, так и вовсе прекрасно. К счастью, мощник NAP 140 отлично справился с задачей. Он великолепно показывает, о чем поет каждый предусилитель. Так что благодаря ему, я расширил свою базу знаний по предусилителям просто необъятно. Фактически, я имею полное представление о развитии обувных коробок из первых рук – своих.

 

Но, понятное дело, для полной победы мне катастрофически не хватало усилителей мощности. NAP 160 даваться в руки не спешил. Оставался NAP 110. Мне нужен был NAP 110.

 

И вот, удача! Не просто удача, а какая-то супер-удача. Так мне казалось тогда. Невероятный лот из двух аппаратов – NAC 42XO и NAP 110. Нужный мне NAP 110. Не просто NAP 110. А NAP 110 выпуска 1979 года. С серийником, начинающимся с цифры 0. Корпус Short Chassis. Разъем Bulgin mini. И к нему в пару NAC 42XO. Аппарат, который не каждый работник фирмы видел в то время, когда он выпускался.  По сети ходит лишь парочка мутных фото этого раритета, выпущенного в количестве нескольких десятков экземпляров в 1980 году.

 

Была одна проблема. Я, безусловно, заметил, что лот заявлен как «непроверенный и, возможно, неисправный». Это меня не смутило. Во-первых, на аукционы часто выставляют вполне рабочие аппараты, долго валявшиеся в подвале вперемешку со старыми тряпками и мотыгами, которые хозяева даже не удосуживаются протереть перед фотографированием на телефон, не говоря уже о пробном включении. Во-вторых, связка 42XO с одним усилителем мощности в штатном исполнении работать не будет. И в-третьих, я рассуждал так: в любом случае, что-то их них работает, ну не пепел же там внутри у обоих, в самом деле, а следовательно, при умеренной цене лота я в проигрыше не останусь как минимум по деньгам.

 

Забегая вперед скажу, что так оно, в целом, и вышло, но разочарование было сильным. Я выиграл лот, заплатив, кстати, самую малость побольше, чем за свой первый выигранный лот - 42-й пред. Продавец (из Германии же), привычно согласился послать аппараты в Россию, далее переговоры об упаковке и т. д., и вот торги, где я одержал уверенную победу. Через положенное время аппараты были у меня.

 

Внешний вид был на четверочку, немного обшарпанные корпуса, чистенькие передние панели, ручки у преда в порядке, у мощника – ручка с повреждением внутри, но ничего страшного, поправимо. Внутри аппараты представляли из себя полностью оригинальные конструкции, за исключением легкой модификации преда, чрезвычайно аккуратно выполненной у профессионала, позволяющей использовать пред с одним усилителем мощности. Лучшего и нельзя было желать. Пред оказался полностью рабочим и никаких проблем с ним не было.

 

А вот с NAP 110 меня ждала неудача. Внутри он был абсолютно идеальным. Его минуло вмешательство рукосуев. Он был полностью оригинальным. Но он оказался неисправным. При включении его (я использовал свои запасные древние Кефы Коды, разумеется) из колонок раздалось громкое низкое гудение. Была надежда, что проблема произошла из-за убитых больших банок ITT. Они вздулись и потекли. Их все равно ждала замена, то есть, сервис.

 

Пришлось копаться самому. Как это ни печально, в усилитель пришлось «лезть» и рукосуйничать. Впрочем, я не собирался его продавать, а если бы и собирался, то в любом случае не скрыл бы его историю от покупателя. На работе с коллегой мы попробовали локализовать неисправность. Лучшие умы pfm бились параллельно с нами над этой проблемой в онлайне. Путем различных экспериментов было установлено, что трансформатор, слава богу, жив. С большой долей вероятности живы выходные транзисторы. Шансы на восстановление аппарата есть. Я привел в порядок блок питания, он выдает строго все положенные напряжения. Но усилитель не работает. Очевидно, дело в его платах. После консультаций со знатоками Naim с pfm было решено, что проблема лежит не на поверхности, и она мне, как дилетанту, не по зубам.  Так как рядом со мной нет ни одного реального спеца по усилителям, в настоящее время я решаю проблему по отправке его плат в Англию в ремонт. Но пока никто не взялся. А жаль.

 

В общем, мощники в руки решительно не давались.

 

Продолжение следует.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Читать книжки мелким шрифтом и без картинок как-то скучновато, поэтому, пока в голове рождается новая часть, возьму паузу и покажу, какие фотографии на ebay являются типичными для подобных лотов. Это фото именно моих аппаратов.

 

NAC 42

 
2e1540c03702t.jpg
 
NAC 62
 
0dffc6e8ecfat.jpg
 
b861277d03cdt.jpg
 
NAC 42XO + NAP 110
 
953b0abee9f9t.jpg
 
7e23dfe1df22t.jpg
 
Ну а вот что они из себя представляют в действительности, когда их отмоешь и отчистишь.
 
NAC 42XO и NAC 32.5
 
717b8c430dcet.jpg
 
de8ea9f31b79t.jpg
 
NAC 42 и NAP 110
 
bd7d782af05et.jpg
 
ebf830684b9dt.jpg
 

NAC 42XO

 

78ffec451a82t.jpg
 
e4388dffc1e8t.jpg
 
NAC 62
 
572845b0fa6ct.jpg
 
e5745f859812t.jpg
 

NAC 42 и NAC 62

 

520902819685t.jpg
 
Меня всегда удивляло, почему народ не хочет подать товар лицом? Ведь вроде не цветные мелки продают, а достаточно дорогие вещи. Как по заказу у всех фотографии на телефон 10-летней давности, без фокуса, а аппараты почему-то имеют такой вид, как будто валялись на полу в подвале. Может, конечно, так и валялись, кто знает.
 
Доходит и до такого:
 
8e387184918bt.jpg
 
5536346e253at.jpg
 
 
При этом объявляется, что "Both units have some dust on them but overall are in very clean condition". Интересно, а как выглядят "не очень чистые" аппараты тогда?
 
Поэтому все купленные усилители проходят у меня процедуру чистки и мытья. Снимаются кожухи и ручки. Кожухи прекрасно отмываются щеткой с пластиковым ворсом и хозяйственным мылом, ручки, соответственно, специально припасенной для таких целей зубной щеткой и средством для мытья посуды. Остальные поверхности протираются ватными дисками, пропитанными изопропанолом. Пыль изнутри, где не достать, выдувается грушей или кисточкой. И многие аппараты становятся гораздо лучше. Не понятно только, почему предыдущие хозяева не уделяют им хотя бы толику внимания (того самого владельца NAC 62 это не касается, аппарат просто блестел изначально).
 
Но вот что интересно, аппараты могут быть грязноватыми снаружи, но почти всегда идеально чистые внутри! И это при том, что сама конструкция корпуса предполагает заметные щели. Как они там, в Европах своих, без пыли живут? Ведь некоторым девайсам более 30 лет!
 
Продолжение следует.
 

Share this post


Link to post
Share on other sites

И вот однажды я его нашел. Как обычно – скупая информация и единственное фото с телефона.

 

edd34f1f18fet.jpg

 

На вид очень заметных косяков я не обнаружил. После чего вступил в переписку с продавцом, поговорить об аппарате. Продавец оказался человеком весьма общительным и доброжелательным, и можно сказать, что к окончанию аукциона мы почти подружились. Правда, оказался он и приличным разгвоздяем. Но с другой стороны, отвечал честно, все как есть. Сетевой кабель он потерял, пока аппарат валялся там и сям – это возможно. Сказал, что последний раз включал усилитель два года или три назад, и тогда он точно работал. Тоже не вызывает подозрений. По моей просьбе Кристофер сделал еще несколько фото.

 

e15f673af5f0t.jpg

 

bf52cf180f01t.jpg

 

Серийный номер усилителя совпадал с годом моего рождения – не иначе, судьба, решил я.  К тому же, это был один из самых желанных усилителей данной  модели – поздний «болтованный» аппарат, предположительно 1978 года выпуска, незадолго до рестайлинга и модернизации, еще с двумя большими конденсаторами в блоке питания и транзисторами BDY56 (позднее эти транзисторы маркировались производителем Semelab для Naim как NA002). Но уже не только со встроенным блоком питания для преда, но и с трансформатором Holden & Fisher с тканью черного цвета.

 

По  словам Криса, усилитель не подвергался никаким модификациям. Аппарат был в семье много лет и ранее принадлежал его отцу. Про верхнюю крышку он сказал, что снять ее не удалось. Это тоже возможно. Она крепится 12-ю винтами с головкой под шестигранник, и человек не обязан иметь дома такие экзотические ключи. К тому же с годами крышка слегка «прикипает», а поддеть ее невозможно, так как она утоплена в бортики, которые образуют боковые стенки. Не каждый знает секрет – легкий удар кулаком в середину крышки, и она сама отвалится. Конечно, риск был, но по общению складывалось впечатление, что все, что говорит Кристофер – правда. Забегая вперед скажу, что так оно, в общем, и оказалось.

 

Теперь настало время провести задуманную ранее авантюру. Из всех британских фирм, занимающихся сервисом Naim, я выбрал Witch Hat Audio. Ценник на сервис был умеренный, а репутация самая что ни на есть высокая, к тому же было известно, что Марк Слейд ставит лучшие конденсаторы, определенные консенсусом фанатов как наиболее соответствующие оригинальному звуку – Kemet ALS30. Я написал Марку и объяснил ситуацию, что усилитель пока еще не выигран, а я далеко от Великобритании, но что сервис делать надо. Марк ответил мне, что никаких проблем он не видит и ждет мой усилитель на сервис в любое время. Оставалось самое сложное – уговорить продавца послать усилитель не мне, и не на мой липовый британский адрес, а вообще другому человеку. Как бы то ни было, но Кристофер согласился. Оставалась малость – выиграть аукцион. И я его выиграл.

 

Ну а дальше все прошло как и было задумано. Усилитель поехал к Марку, Марк провел сервис и восстановление аппарата до заводской спецификации. Заодно изготовил сетевой кабель к нему. Заодно восстановил блок питания преда, так как ранее взорвавшийся конденсатор этого блока питания преда унес с собой и диодный мост опять же блока питания преда. Собственно, проблемы-то никакой не было – конденсатор надо было все равно менять, а точно такие же диодные мосты до сих пор продаются в Англии на каждом углу по цене 1 фунт. В остальном усилитель был в полностью оригинальном состоянии.

 

Замечу, что даже не смотря на путешествия усилителя только по Великобритании, логистические операции в сумме все равно влетают в довольно круглую копеечку, соизмеримую со стоимостью самого сервиса.  Но что делать? А ничего. Как говорится, воспоминания о деньгах стираются, а качество остается.

 

3a45d4382844t.jpg

 

Данная операция заняла времени около двух  месяцев. Конечно, сказались рождественские праздники. Но в целом результат можно признать вполне удовлетворительным.

 

Продолжение следует.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Эпилог.

 

Итак, задача дойти до истоков и припасть к корням в целом была выполнена. Дошел и припал. Каков результат? Конечно, кто-то может сказать, что я слышал не все аппараты. Даже не все знаковые аппараты. Прошли мимо меня оба великих первых интегральника. Не знаком я и с BD и CB 250-м мощником – еще одним великим аппаратом фирмы. Но как бы то ни было, на мой взгляд, дело того стоило. Наблюдать за развитием звукового архетипа фирмы Naim - это очень интересно. Иметь такой опыт из первых рук хотя бы по одной фирме – это тоже очень интересно. Это гораздо более полезное приключение, чем унылый перебор очередного пучка кабелей, или замена одной бездарной коробки на другую в поисках мифического улучшения саунда. Кстати, как эволюционировал саунд? Это тема не для данной статьи. Каждое из устройств достойно обзора, о каждом мне есть, что сказать. И я планирую серию обзоров об этих аппаратах. О многих я уже рассказал, смотрите тему про «обувные коробки». Наверно, чуть позже будет уместно подвести итог и по звуку.

 

Почему именно Naim? Тому есть несколько причин.

 

Очень высокое качество изготовления и сборки. Это дает нам возможность покупать сегодня изделия, выпущенные даже 40 лет назад и в принципе не требующие не то что ремонта, а находящиеся в прекрасной кондиции.

 

Возможность сервиса на фирме-изготовителе и у сторонних частников. Даже если ваше устройство подустало, его всегда, ну или почти всегда, за редким исключением, можно вернуть к полноценной жизни. При этом заплатив разумные деньги.

 

Высокая репутация бренда. Это позволяет удержать resale value. Это позволяет покупать старинные устройства просто из любопытства, имея хороший шанс продать его за те же самые деньги, если любопытство угасло или аппарат не оправдал ожиданий.

 

Ясная, четкая и понятная иерархия устройств, как по ценовой лестнице, так и в историческом контексте. Это позволяет покупать не вслепую, а осознанно, позволяет потратить деньги с умом, понимая, что ты купил, и что и почем ты будешь потом продавать, если вдруг будет надо.

 

Огромная база знаний, накопленная сотнями высококвалифицированных энтузиастов, по устройству, ремонту и модификациям самого популярного Hi-Fi бренда в Великобритании. Это дает уверенность, что ты не одинок, что есть с кем поделиться своими открытиями и что-то взять у других.

 

Ну и, наконец, но не в последнюю очередь, звук! Если вас цепляет этот уникальный звуковой почерк, то соскочить с этого бренда очень и очень непросто.

 

Подобный сплав признаков в сумме не встречается более нигде, ни у одного производителя, а следовательно, выделяет Naim совершенно особенным образом даже среди самых выдающихся представителей этого вида инженерного искусства за всю мировую историю высококлассного аудио.

 

Ну и чтобы вам было нескучно, по моей просьбе Flickr сделал возможность встраивания в сообщение на форуме слайд-шоу по URL фотосета. :)

 

http://www.flickr.com/photos/yurivv69/sets/72157637687121885/

 

 

  • Thanks 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Our picks

    • Самые лучшие наушники
      И вот я снова к вам с наушниками Audeze! Казалось бы, что еще можно написать о них после того, как я за два прошлых теста, кажется, рассмотрел их все, прошел от портативной модели к крепким стационарным середнячками серий 2 и X, и поднялся выше, к облегченным топовым LCD-MX4. Или все же «почти топовым»?  Встречайте – Audeze LCD-4, самые топовые магнепланарные наушники. Флагман. Вершина эволюции? Сейчас посмотрим.

      Читать далее...
        • Thanks
        • Like
      • 81 replies
    • Мы подобрали для вас десяток лучших ЦАПов из разных ценовых категорий и записали несколько треков для сравнения.
        • Thanks
        • Like
      • 177 replies
    • Обзор. Fostex PM0.5d. Музыка для одного
      Когда я распаковывал эти активные мониторы (которые сама фирма Fostex называет “Personal Active Speaker System”), в голове была мысль, что в обзоре придется прибегать к обтекаемым фразам вроде «за свои деньги», или «учитывая ценовой диапазон» и так далее. Действительно, все ведь понимают, что в наше время чудес можно ждать лишь с известной долей условности, именно что «учитывая ценовой диапазон».  И если что-то условно недорогое хорошо играет, то все понимают, что это «хорошо» - оно не совсем то «хорошо», которое имеется в виду у классных дорогих устройств. Поэтому от колонок Fostex PM0.5d я заранее много не ждал. Посудите сами, 400 долларов в розницу за пару вполне себе прилично выглядящих полочников со встроенными усилителями – это вообще законно? Тем не менее, колонки отыграли на удивление хорошо, а вот насколько хорошо и при каких условиях – это я сейчас постараюсь рассказать.

      Fostex PM0.5d больше всего напоминает профессиональный монитор ближнего поля, и, вероятно, по сути, так оно и есть. Но не совсем. В пользу мониторности говорит идентичность колонок, то есть, они не делятся на правую и левую (в отличие от множества даже недешевых мультимедийных моделей). У них есть вход 6,3 мм и регулятор чувствительности. Но фирма избегает давать своей модели полностью профессиональный статус. Здесь есть обычный разъем RCA. Продаются они парой в одной коробке. И, наконец, называются они «персональная активная система», что, согласитесь, можно понимать шире, чем профессиональный монитор.

      Читать далее...
        • Like
      • 9 replies
    • Обзор. Mytek Brooklyn DAC+. Студийные корни
      Не так давно у меня на обзоре был флагманский ЦАП Manhattan II американской фирмы Mytek. Это известный производитель в основном студийного оборудования, не чурающийся выпускать и домашнюю аппаратуру (или, скорее, делать так, чтобы студийная аппаратура выглядела как домашняя). В этот раз у меня в системе – среднее изделие фирмы, небольшой ЦАП, а точнее, комбайн Brooklyn DAC+.

      За неприметным «плюсиком» в названии ЦАПа скрывается значительная переработка предыдущей версии аппарата, которая называлась просто Brooklyn DAC. В первую очередь изменения касаются микросхемы ЦАП, вместо Sabre ES9018K2M теперь здесь ES9028Pro, есть и менее значительные отличия, в части питания, например. ES9028Pro это ЦАП из нового семейства Sabre, в котором учтены и исправлены некоторые недостатки предыдущей модели, проявляющиеся в типовых вариантах реализации этого чипа.
        • Like
      • 8 replies
    • Обзор топовых наушников компании Dunu - DK-4001
      Распаковываю очередную посылку с портативом и думаю: «Похоже в этот раз мне прислали на тест какой-то полноразмерный компонент или большие стационарные наушники.» Именно такого размера была извлеченная из пакета коробка. «Да, пожалуй, здесь полноразмерные наушники.» В пользу того, что это наушники – логотип китайской компани Dunu, которая занимается выпуском наушников. Тем больше я был шокирован, когда понял, что в коробке скрываются обычные внутриканальные наушники, обычные в смысле размеров, разумеется.

      Модель Dunu DK-4001— самые дорогие наушники компании, и это подчеркивается поистине царской комплектацией. Огромная, действительно огромная коробка имеет двухэтажное строение, и на этих этажах, помимо собственных наушников, размещаются десяток пар амбушюров разной конструкции, щеточка для чистки, кожаный чехол из натуральной кожи высокого качества, и шесть (!) переходников..

      Читать далее..
      • 4 replies
    • Musical Fidelity - интегральник или пред с мощником? Видеообзор с записью звука
      Стоит ли платить больше за раздельные компоненты? Слушаем бинауральные записи AudioVector SR6 Avantgarde Arrete с интегральным усилителем Musical Fidelity M6 500i и комплектом, состоящим из предварительного усилителя Musical Fidelity M8 PRE и усилителя мощности M8 S500S.
        • Like
      • 39 replies
    • Наушники Fiio FH5 - выглядят дороже, чем стоят
      Fiio FH5 являются флагманскими наушниками этой марки, и выполнены они так, что на первый взгляд вы даже не прикинете их стоимость. Выглядят они без преувеличения «дорого». Металлические корпуса причудливой формы с «жемчужной» отделкой, внушительный кабель c MMCX-коннекторами, огромная коробка с невероятным количеством различных амбушюр – все намекает, что перед нами топ-продукт. Тем не менее, когда я «загуглил» цену этих наушников, оказалось, что стоят они чуть больше 20 тысяч рублей, что показалось мне даже странным. Как минимум могу сказать, что бывали у меня на тестах наушники, выглядящие гораздо скромнее этих Fiio и стоящие в разы дороже.
        • Like
      • 0 replies
    • Система. PMC + Chord. Обсерватория звука, или Как выглядит Англия из космоса
      Что такого на острове c воздухом, если во всем мире термин «Английский звук» -это не только признанный  знак качества, но и определенная звуковая модель со ставкой на среднечастотный диапазон. А как насчет более широкого взгляда на музыкальное поле звуковой  мысли, испещренное цифрами расчетов, и подкрепленного мощными магистральными идеями? Удалось познакомиться с такой системой, где технически опережая свое время, сработались компоненты подобного уровня.
        • Thanks
        • Like
      • 12 replies
    • Hi-Fi & High End Show, MMS Records и Living Atmos Russia приглашают принять участие в Онлайн Битве Форматов!
      Уважаемые дамы и господа, любители музыки!   На прошедшей выставке Hi-Fi & High End Show 2019 мы провели уникальный проект – Битву Форматов 2019. Мероприятие привлекло множество посетителей выставки и вызвало высокий интерес самой широкой аудитории.
      Для тех, кто по тем или иным причинам не смог посетить выставку, а также для всех любителей аудио и видеоаппаратуры высокого класса в России и за ее пределами, мы решили провести Битву Форматов в онлайн-режиме на интернет-портале Soundex.ru - аудиофоруме любителей хорошего звука. Мероприятие будет проходить в течение 14 дней в формате онлайн-голосования с объявлением победителей и вручением им ценных призов и подарков.
        • Smile
        • Thanks
        • Like
      • 458 replies
    • Всем привет! Представляем наш видео-обзор 18 интегральных усилителей.

      Для навигации используйте таймкоды ниже.

      Это наш третий мега-обзор с записью звука. В этот раз мы представляем 18 интегральных усилителей от 40 до 780 тыс руб, как зарубежных, так и отечественных производителей. Внимание! Для прослушивания используйте хорошие наушники!

      Мы благодарим салон Audiomania.ru за помощь в организации записи.

      1 Emotiva TA-100 обзор 1:47

      Tracks: 1) 3:59 2) 5:11 3) 6:16 4) 7:17 5) 8:21 6) 9:08

      2 NAD C368 обзор 10:13

      Tracks: 1) 11:57 2) 13:06 3) 14:11 4) 15:14 5) 16:21 6) 17:09

      3 Audiolab 6000A обзор 18:29

      Tracks: 1) 20:40 2) 21:51 3) 22:55 4) 23:59 5) 25:07 6) 26:23

      4 Creek Evolution 50A обзор 27:45 

      Tracks: 1) 29:46 2) 30:44 3) 31:47 4) 32:49 5) 33:49 6) 34:41

      5 Minimal Audio Amplifier 2.0 обзор 36:00

      Tracks: 1) 37:35 2) 38:48 3) 39:52 4) 40:55 5) 42:00 6) 43:11

      6 Teac AI-503 обзор 44:18

      Tracks: 1) 46:56 2) 48:20 3) 49:25 4) 50:27 5) 51:34 6) 53:06

      7 QUAD VA One обзор 54:13

      Tracks: 1) 55:50 2) 57:01 3) 58:05 4) 59:08 5) 1:00:08 6) 1:01:24

      8 Musatoff PA-20 обзор 1:02:48

      Tracks: 1) 1:05:08 2) 1:06:22 3) 1:07:26 4) 1:08:30 5) 1:09:37 6) 1:10:39

      9 Rotel RA-1592 обзор 1:11:53

      Tracks: 1) 1:14:04 2) 1:15:16 3) 1:16:20 4) 1:17:23 5) 1:18:27 6) 1:20:02

      10 Naim Nait XS2 обзор 1:21:29

      Tracks: 1) 1:23:24 2) 1:24:30 3) 1:25:35 4) 1:26:41 5) 1:27:42 6) 1:28:51

      11 Atoll IN300 обзор 1:30:12

      Tracks: 1) 1:31:46 2) 1:32:59 3) 1:34:03 4) 1:35:07 5) 1:36:11 6) 1:37:24

      12 Plinius Inspire 880 обзор 1:39:00

      Tracks: 1) 1:40:55 2) 1:42:16 3) 1:43:20 4) 1:44:21 5) 1:45:21 6) 1:46:25

      13 T+A PA1000E обзор 1:47:49

      Tracks: 1) 1:49:54 2) 1:51:06 3) 1:52:00 4) 1:53:03 5) 1:54:07 6) 1:55:20

      14 Sugden Masterclass ANV-50 обзор 1:56:41

      Tracks: 1) 1:59:09 2) 1:59:17 3) 2:00:21 4) 2:01:28 5) 2:02:30 6) 2:03:43

      15 Phant Audio Model 28 обзор 2:05:02

      Tracks: 1) 2:06:47 2) 2:07:52 3) 2:08:57 4) 2:10:04 5) 2:11:02 6) 2:12:06

      16 Luxman L590AXII обзор 2:13:20

      Tracks: 1) 2:15:28 2) 2:16:34 3) 2:17:38 4) 2:18:41 5) 2:19:31 6) 2:20:48

      17 Coda CSib обзор 2:22:08

      Tracks: 1) 2:24:32 2) 2:25:40 3) 2:26:46 4) 2:27:51 5) 2:28:52 6) 2:30:13

      18 Audio Research VSI75 обзор 2:31:21

      Tracks: 1) 2:32:51 2) 2:33:59 3) 2:35:04 4) 2:36:06 5) 2:37:07 6) 2:38:22

      Полный обзор по ссылке..


       
        • Smile
        • Thanks
        • Like
      • 134 replies
  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...