Теория рупора - Страница 17 - Система Мурата - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Теория рупора


Murat
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

29 минут назад, shd911 сказал:

практики есть?)) 

 

и зачем в тн-4001 мелкие перегородочки? и в вестах тоже. вероятно потому что драйвер гонят до 20кило?

Боковые стенки прямые, под углом 90 градусов, это означает, что возле "горла", на начальном участке, где "горизонтальные плоскости" параллельны, рупор расширяется слишком быстро, как конический рупор, а не как положенная ему гипербола.

Поэтому делаются вставки, имеющие такую форму, чтобы закон расширения соответствовал норме.

А боковые стенки под 90 градусов обеспечивают соответствующую широкую диаграмму направленности.

Все эти пляски с бубном для того, чтобы обеспечить неизменную диаграмму направленности во всем диапазоне частот, и тут есть ряд методов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 1.1k
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Надо освоить HornResp...это просто.

Задаёшь там параметры динамика, кривую рупора, параметры камеры и смотришь как она влияет.

У Роми есть статья как на слух подбирать объём задней камеры, но я лично убедился на слух, что лучше никакой камеры не делать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

5 минут назад, Murat сказал:

Надо освоить HornResp...это просто.

Задаёшь там параметры динамика, кривую рупора, параметры камеры и смотришь как она влияет.

У Роми есть статья как на слух подбирать объём задней камеры, но я лично убедился на слух, что лучше никакой камеры не делать.

Это да . Уже освоил. Но хочется понять добротнтсть общая как повлияет. И есть ли какие то рекомендации по соотношению сторон рупора? Например леклеч калькулятор не учитывает вообще параметры динамика. 

Еще интересный вопрос взаимное расположение динамиков в зависимости от частоты раздела. Имеет ли смысл стараться сближать динамики как можно ближе. У меня так получалось намного точнее сцена и частоты не плыли когда встал сел). В вестах рупоры плоские вероятно по этой причине

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

52 минуты назад, shd911 сказал:

 

Еще интересный вопрос взаимное расположение динамиков в зависимости от частоты раздела. Имеет ли смысл стараться сближать динамики как можно ближе. У меня так получалось намного точнее сцена и частоты не плыли когда встал сел). В вестах рупоры плоские вероятно по этой причине

Это очень важно. Излучения динамиков складываются, если расстояник между цетрами менее половины длины волны.

Если больше - формируется уже не единый лепесток ДН, а центральный лепесток и боковые.

Рупоры плоские по другой причине.

Если вы хотите получить широкую ДН в горизонтальной плоскости, придется сужать в вертикальной. и наоборот.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

По поводу T/S параметров и задней камеры - это имеет смысл только для басовых рупоров. И по этому поводу надо читать Келле.

Во вложении.

Keele (1977-05 AES Preprint) - LF Horn Design Using TS Paras.pdf

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, shd911 сказал:

Это да . Уже освоил. Но хочется понять добротнтсть общая как повлияет. И есть ли какие то рекомендации по соотношению сторон рупора? Например леклеч калькулятор не учитывает вообще параметры динамика. 

Ни один калькулятор профиля не учитывает параметры динамика, потому что профиль зависит только от частоты. При этом важна именно формула изменения площади сечения, так что соотношение сторон можно выбирать по желанию.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

7 минут назад, Murat сказал:

Ни один калькулятор профиля не учитывает параметры динамика, потому что профиль зависит только от частоты. При этом важна именно формула изменения площади сечения, так что соотношение сторон можно выбирать по желанию.

http://volvotreter.de/downloads/Tractrix_v1.4b.zip вроде учитывает добротность электрическую и резонансную частоту

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

еще вопрос : если в мидбасовый рупор разместить твитр, с соответствующей корректировкой профиля мидбасового рупора, будет ли мидбас влиять на мембранну твитера ? или за счет длины волны это не возможно? 

идея сделать как можно более близкое расположение источников звука, для стыковки мидбаса и сч учитывать длину волны и корректировать смешением фазы , а твитр и сч поставить на одном уровне. Таким образом твитр и сч будут чуть ближе , мидбас чуть дальше . Раздел на 700 гц мида и сч так что есть 25 см для маневров .

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 минуты назад, shd911 сказал:

http://volvotreter.de/downloads/Tractrix_v1.4b.zip вроде учитывает добротность электрическую и резонансную частоту

Параметры динамика учитываются в расчете площади "горла", т.е. длины рупора.

Чем длиннее рупор и меньше площадь "горла", тем бОльшее сопротивление (акустический импеданс) он создает, и по этому параметру рупор должен быть согласован с драйвером.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

7 минут назад, shd911 сказал:

еще вопрос : если в мидбасовый рупор разместить твитр, с соответствующей корректировкой профиля мидбасового рупора, будет ли мидбас влиять на мембранну твитера ? или за счет длины волны это не возможно? 

 

В случае, если расстояние между излучателями мало относительно длины волны, они складываются По Давлению (а не по мощности, как в обратном случае), превращаясь в один точечный излучатель, отдача растет на 3дБ, и диафрагмы "чувствуют" друг друга, формально рассматриваются как ода диафрагма.

И совершенно не важно, внутри рупора его разместить или нет.

Пример согласования:

http://www.geocities.jp/arai401204/MultiSystemAdj/4WayMulti/4way.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

7 минут назад, Eugen Komissarov сказал:

Параметры динамика учитываются в расчете площади "горла", т.е. длины рупора.

Чем длиннее рупор и меньше площадь "горла", тем бОльшее сопротивление (акустический импеданс) он создает, и по этому параметру рупор должен быть согласован с драйвером.

ок это понял и согласен полностью. возвращаясь к добротности, как я понял от добротности будет зависеть детальность(от полной добротности) например если взять диапазон 200-700, то на частотах ближе к 700 на звук будет больше влиять камера чем рупор? или я ошибаюсь? например фостекс в рупоре вообще потерял всю детальност на 400-700 а в ящике все нормально было. но 200-400 в рупоре быстрее и точнее были. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 минуты назад, shd911 сказал:

ок это понял и согласен полностью. возвращаясь к добротности, как я понял от добротности будет зависеть детальность(от полной добротности) например если взять диапазон 200-700, то на частотах ближе к 700 на звук будет больше влиять камера чем рупор? или я ошибаюсь? например фостекс в рупоре вообще потерял всю детальност на 400-700 а в ящике все нормально было. но 200-400 в рупоре быстрее и точнее были. 

St=2pi*Fs*Qts*Vas/c   Это условие согласования рупора с силой "мотора" динамика. Не учитывая, конечно, жесткость диффузора, что не менее важно, иначе он просто будет гнуться.

Такого понятия, как "детальность" в физике нет :)

Какую камеру вы имеете в виду?

Их может быть (а может не быть) две - одна - задняя, закрывающая тыловую сторону динамика, вторая - предрупорная.

Если задняя почти ни на что не влияет, и в домашних системах лучше всегда оставлять тыл открытым, то предрупорная (она может оформляться и конусом диффузора, его объемом) совместно с рупором работает как фильтр, не пропуская в рупор частоты выше определенных.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот основные формулы:

В них

fs - резонансная частота динамика

fc- критическая частота рупора

с- скорость звука

Vas - эквивалентный объем

Vfc - объем воздуха между диффузором и "горлом" (объем фронтальной камеры)

 

keele.JPG

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 минуты назад, Eugen Komissarov сказал:

St=2pi*Fs*Qts*Vas/c   Это условие согласования рупора с силой "мотора" динамика. Не учитывая, конечно, жесткость диффузора, что не менее важно, иначе он просто будет гнуться.

Такого понятия, как "детальность" в физике нет :)

Какую камеру вы имеете в виду?

Их может быть (а может не быть) две - одна - задняя, закрывающая тыловую сторону динамика, вторая - предрупорная.

Если задняя почти ни на что не влияет, и в домашних системах лучше всегда оставлять тыл открытым, то предрупорная (она может оформляться и конусом диффузора, его объемом) совместно с рупором работает как фильтр, не пропуская в рупор частоты выше определенных.

 

по жесткости я так понимаю это критично при использовании в очень широком диапазоне, в моем случае думаю не принципиально. 

камера задняя да, то есть ее можно вообще не смотреть? для данного диапазона.

предрупорной камерой можно организовать спад какого порядка? то есть можно упростить фильтр? с учетом работы предрупорной камеры. это было б круто!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Только что, shd911 сказал:

предрупорной камерой можно организовать спад какого порядка? то есть можно упростить фильтр? с учетом работы предрупорной камеры. это было б круто!!!

6дб/октава и еще 6дб/октава можно получить если правильно посчитать на ту же частоту fhm=fhc

Тогда будет 12дБ/октава и да, можно без фильтров, так и было сделано, например, в старых КлипшХорнах.

Задняя камера рассчитывается так, чтобы согласовать нагрузку (реактивную) на частотах возле fc и ниже

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 минуты назад, Eugen Komissarov сказал:

6дб/октава и еще 6дб/октава можно получить если правильно посчитать на ту же частоту fhm=fhc

Тогда будет 12дБ/октава и да, можно без фильтров, так и было сделано, например, в старых КлипшХорнах.

Задняя камера рассчитывается так, чтобы согласовать нагрузку (реактивную) на частотах возле fc и ниже

соответственно если запустить динамик подальше от резонансной частоты то про камеру можно забыть?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 минуты назад, shd911 сказал:

соответственно если запустить динамик подальше от резонансной частоты то про камеру можно забыть?

Именно. Но тут разговор идет не о резонансной частоте fs, а о критической частоте рупора fc.

На звук она все равно всегда влияет отрицательно :)

Обычно достаточно зад динамика просто тканью затянуть и подобрать ее плотность на слух.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Только что, Eugen Komissarov сказал:

Именно.

На звук она все равно всегда влияет отрицательно :)

Обычно достаточно зад динамика просто тканью затянуть и подобрать ее плотность на слух.

А предрупорная камера на звук не влияет отрицательно ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Только что, Murat сказал:

А предрупорная камера на звук не влияет отрицательно ?

А от нее можно избавиться физически?

По опыту - акустическая фильтрация предпочтительнее электрической.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

47 минут назад, Eugen Komissarov сказал:

Параметры динамика учитываются в расчете площади "горла", т.е. длины рупора.

Чем длиннее рупор и меньше площадь "горла", тем бОльшее сопротивление (акустический импеданс) он создает, и по этому параметру рупор должен быть согласован с драйвером.

А можно поподробнее про это согласование ?

Какую выбрать компрессию - отношение площади диафрагмы к площади горла.

В моих экспериментах я пришёл к 1:1 как наиболее благозвучному варианту.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, shd911 сказал:

http://volvotreter.de/downloads/Tractrix_v1.4b.zip вроде учитывает добротность электрическую и резонансную частоту

Самого профиля это не касается. Как Евгений написал, это касается выбора площади горла...если помнишь, то как раз два параметра и используются для расчета профиля: частота и площадь горла.

Но я не знал, что эту площадь (горла) рассчитывают исходя из параметров динамика.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

17 минут назад, Murat сказал:

А можно поподробнее про это согласование ?

Какую выбрать компрессию - отношение площади диафрагмы к площади горла.

В моих экспериментах я пришёл к 1:1 как наиболее благозвучному варианту.

Как правило, St всегда меньше Sd, чаще всего примерно в два - три раза.

См. формулу St в таблице, "электромеханическое" представление дает связку площади диафрамы, и мощности "мотора" Bl

Физически эта формула получается уравниванием сопротивления рупора "выходному акустическому импедансу" драйвера.

Простейший аналог - нагрузка усилителя с определенным выходным сопротивлением на АС с определенным сопротивлением для получения максимальной мощности в нагрузке.

Поэтому у однодюймового драйвера двухдюймовая диафрагма...

Если драйвер недогружаем - получаем повышенный ход диафрагмы , падение эффективности и рост искажений, если перегружаем - энергия не передается в рупор, а рассеивается в основном на сопротивлении звуковой катушки.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

20 минут назад, Murat сказал:

Самого профиля это не касается. Как Евгений написал, это касается выбора площади горла...если помнишь, то как раз два параметра и используются для расчета профиля: частота и площадь горла.

Но я не знал, что эту площадь (горла) рассчитывают исходя из параметров динамика.

ну я подразумевал размеры все расчетного рупора. а так да, базовые знания помогают много поставить на свои места))) спасибо Евгению

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

По поводу соотношения сторон рупора.

Тут есть два случая - когда в рупор попадают ВЧ, и когда нет.

На рабочих частотах рупора его размер меньше длины волны, это означает, что отражений внутри рупора нет, и он работает как точечный излучатель (где излучателем является выход рупора).

Когда же размер рупора больше длины волны, он, по сути, превращается в акустическое зеркало, форма и геометрия которого определяет формируемую диаграмму направленности.

Очень важно (для натуральности звучания), чтобы ДН была как можно более одинаковой во всем диапазоне частот. Поэтому и изобретаютя "мультисел" рупоры, CD horns, радиальные рупоры, рупор Смита, бирадиальные рупоры, Манта-Рэй, и тд.

У всех свои особенности геометрии, и, конечно, характеристик и звучания.

Все ради того, чтобы ДН не сужалась на СЧ и (или) ВЧ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, Eugen Komissarov сказал:

Именно. Но тут разговор идет не о резонансной частоте fs, а о критической частоте рупора fc.

На звук она все равно всегда влияет отрицательно :)

Обычно достаточно зад динамика просто тканью затянуть и подобрать ее плотность на слух.

я в расчетах катофф взял 80 то есть в два раза дальше от начала работы полосы. этого достаточно что б пренебречь задней камерой. ?

 

22 минуты назад, Eugen Komissarov сказал:

По поводу соотношения сторон рупора.

Тут есть два случая - когда в рупор попадают ВЧ, и когда нет.

На рабочих частотах рупора его размер меньше длины волны, это означает, что отражений внутри рупора нет, и он работает как точечный излучатель (где излучателем является выход рупора).

Когда же размер рупора больше длины волны, он, по сути, превращается в акустическое зеркало, форма и геометрия которого определяет формируемую диаграмму направленности.

.

то есть размещение твитера внутри мидбасового рупора затея не очень? но ведь там уже такие размеры что они в разы превышают длину волны твитера, и если материал рупора будет не стекло то отражения вч будут гаситься очень (или не очень?) я говорю про раздел твитера на 8500

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...