Jump to content

опера как высшая технология мировой культуры


Recommended Posts

пред лицом кончины европейской цивилизации, подведём итоги её достижений, проведя инвентаризацию наследия оной, где обнаружится, что из всего богатства - лишь классическое искусство и классическая философия являются подлинно уникальными европейскими обретениями, которые останутся на века для последущих укладов и новых реальностей, будучи унаследованы с древнегреческих образцов, а пик искусства увенчан музыкой, вершиной коей в свою очередь является опера.

слово "музыка" происходит от греческаго "искусство муз" где оныя музы быть ассистенты бога Аполлона, ведающего технологиями звука и текста, наряду с прочим, а посему - дающего их в дар избранным смертным, для неких неведомых целей. Эврипид был древнегреческий автор и один из таких избранных, кто ставил свои пьесы в сопровождении хора и музыкальных инструментов, что фактически послужило прототипом оперы, которая имеет литературную основу, что производит повествование, которое рождает смыслы, а они венчаются символами.

как видим, слово здесь несёт смысл что активирует звук, ведь только посредством смыслов можно создавать мелодии высшего качества, где музыкальная структура начинает в итоге рождать образы даже более впечатляющие, нежели чем те, что производит книжный текст... опера, таким образом, дала жизнь жанрам симфонии, концерта и програмной сонаты, после как обрела своё второе явление миру в конце эпохи Возрождения.

  • Like 6
  • Thanks 1
Link to post
Share on other sites
  • Replies 34
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

Top Posters In This Topic

Popular Posts

пред лицом кончины европейской цивилизации, подведём итоги её достижений, проведя инвентаризацию наследия оной, где обнаружится, что из всего богатства - лишь классическое искусство и классическая фил

Спасибо! Жду продолжения.

Спасибо! Может кто то напишет лучше, но пока не читал!

разумеется, опера не сразу набрала свою оптимальную форму. Монтеверди с его произведениями "Орфей" и "Коронация Поппеи" хоть и осуществил прорыв, но затем, в ходе эпохи барокко со всеми её "кастратами" и периода 'opera seria' в эпоху Классицизма, вокалисты получили чрезмерное внимание публики в ущерб музыке, а это - и по сей день проявляется в нехорошей традиции "звёздных" певцов и популярных арий, когда большинству завсегдатаев оперы интересны лишь голоса, но не музыка, и они срываются в овации даже не дослушав финал эпизода.

к счастью, уже в эпоху Романтизма, нашлись те, кто нанёс мощный удар по этому безобразию. Рихард Вагнер и его подручная команда - фактически упразднили арию, как явление, и отныне вагнерианские певцы стали уровнем с обычными оркестрантами, будучи вынуждены пахать как проклятые, пытаясь перекричать оркестр, да ещё став лишёнными сколь-либо презентабельных вокальных партий (ибо нефиг отвлекать внимание от музыки) которыми бы можно было блеснуть и снискать у публики обожание, вместо потаённой жалости, поскольку век вагнерианского певца недолог, ибо композитор дал им не просто сложные партии, но и вредные для голосовых связок, изнашивающие оныя как наждакъ.

не успокоившись на этом, Вагнер нагнул разок и слушателей, из тех любителей вокальной глазури, когда половину 1го акта оперы "Тристан и Изольда" публика вынуждена слушать лишь дуэт сопрано, при весьма скудных декорациях на безлюдной сцене. Чайковский в своём знаменитом произведении "Евгений Онегин" дал тоже звукового террора этим несчастным, в 1й сцене 1го акта, где аж четыре сопрано поют одновременно в режиме фуги, но тут постановщики таки сумели наконец разрулить сию жесть, иногда помещая два сопрано из квартета - либо в глубине сцены, либо за сценой.

  • Like 2
Link to post
Share on other sites

как видим, опера и её производные жанры, да и классика в целом - это черезвычайно экстремальный вид искусства, призваный не развлекать или расслаблять, а провоцировать и мотивировать, где даже такой сладкозвучный стиль как бельканто создаёт напор и напряжение. Россини с оперой "Золушка" к примеру, там постоянно нагнетает драйв, изображая тем самым лютый гротескъ -

 

  • Like 2
Link to post
Share on other sites
1 час назад, valankon сказал:

Спасибо! Жду продолжения.

и вам спасибо за поддержку, а продолжение - разумеется, ибо тема бесконечная, дай нам Господь сил и спасение, чтобы трудами славили Имя Его.

  • Like 1
Link to post
Share on other sites

итак, опера как главный вид искусства в истории мира состоялась таковой благодаря чему: не только в силу своей глубокой литературности, где слово движет смыслы что создают звуки, но и в силу глубокой своей театральности, где музыка и действо продвигают образы и символы, а ведь именно это например послужило созданию в ХХ веке знаменитой Системы Станиславскаго, которая произошла именно с оперы, а не с театра предыдущих времён, что до сей поры не имел понятия о важности создания реалистичных образов, ибо этим тогда занималась только опера. Станиславский, таким образом, привнёс в театр именно принципы оперы, когда пьеса словно партитура - фактически выпевается актёрами в ходе создания достоверных образов, глубоко музыкальных в своей сути, а знаменитая техника пауз отмеривает общую ритмическую подвижную структуру, где смыслы и символы проявляются будучи провокационно обнажены.

опера стяжала трансцедентые технологии - не только как наследие Эпохи Возрождения, когда наш мир посетила некая внеземная цивилизация, давшая ход явлениям настолько непостижимым, что например Братья Стругацкие в своей книге "Пикник На Обочине" показали всю беспомощность человечества перед оными, но и главным образом потому, что слушателями и зрителями оперных произведений были представители элиты, т.е. люди с подлинно стратегическим знанием, носители меча и владеющие музыкальным инструментом, согласно принципам древнегреческой системы образования, где будущие полководцы обучались игре на лире или флейте наряду с овладением боевыми навыками, которых было непросто взять голыми руками, а требовалось сперва взломать их культурный код посредством экстремальной музыки с экстремальным пением, которое по сути является художественным криком, экстремальным средством убеждения, последним предупреждением перед переходом непосредственно к средствам террора.

тут невольно вспоминается, к примеру, довольно неприятная история с композитором Томмазо Третта, сочинявшего в стиле 'opera seria' и создавшего произведение "Антигона" при дворе Екатерины Великой в Санкт Петербурге, когда императрица потребовала изменить мрачный финал и оставить героиню в живых, а тот в отместку подсунул в партитуру шляхетский повстанческий марш тогдашней униженной Польши, в следствии чего ему срочно потребовалось бежать в страхе за свою жизнь, после как либреттист "Антигоны" был отравлен. Моцарт однако тоже скончался при странных обстоятельствах вскоре после премьеры своего новаторского спектакля "Волшебная Флейта" - но в данном случае, его либреттист Эммануил Шиканедер, директор Венской Оперы по совместительству и первый иполнитель роли Папагено, таки остался жив.

  • Thanks 1
Link to post
Share on other sites
21 час назад, шарикъ сказал:

требовалось сперва взломать их культурный код посредством экстремальной музыки с экстремальным пением, которое по сути является художественным криком,

Очень важные слова! Ведь и процессы после переворота 1917 года, и в конце 80-х (и вплоть до нашего времени) в сфере Музыки прямо продолжают делать то же! Сколько раз я ловил на себе влияние той токсичной для мозга и моего культурного кода "музыки", когда едешь в такси или в межгороде и вынужден слушать такой ужас, как "черный бумер" и подобный музхлам, и который сильно и явно влияет на весь организм. Да и западный рок - это тоже ничто иное как взламыватель культурных кодов иных культур.

Но самый мощный слом культурного кода руссов произошел куда раньше, когда Церковь запретила гусли, рожок и другие исконно русские инструменты. Это оказало огромное негативное влияние на всё развитие Русской цивилизации.

Ещё по поднятой теме. Буквально вчера думал: почему я не хожу в обычный, драмтеатр, и с удовольствием хожу - в оперный театр (но, сразу, скажу на ЛЮБУЮ оперу я не пойду, у меня есть свои пристрастия в этом жанре музыки) 

 

  • Funny 1
Link to post
Share on other sites
1 час назад, iu-ra сказал:

Сколько раз я ловил на себе влияние той токсичной для мозга и моего культурного кода "музыки", когда едешь в такси или в межгороде и вынужден слушать такой ужас, как "черный бумер" и подобный музхлам, и который сильно и явно влияет на весь организм. Да и западный рок - это тоже ничто иное как взламыватель культурных кодов иных культур.

всё же, в данном случае, главная цель масскульта была - засорить информационное пространство заведомо некачественным продуктом и максимально снизить интеллектуальный уровень людей, промыв им сознание некими установками, которые заблокировали бы их способности работать с информацией, чтобы сделать население управляемым посредством чуств и эмоций, полностью в обход интеллекта, ибо - много ли простому человеку надо: два притопа, три прихлопа, и он уже стал глупъ.

а тот взлом сознания, что был осуществлён в Эпоху Просвещения, которая охватывает музыкальные стили барокко, классицизма и романтизма - имел целью как раз повышение интеллектуального уровня, поскольку был направлен на правящие элиты, т.е. на тех, чьи гербы украшены львами с орлами, которые знают себя и задачи своего рода, кого нельзя взять на чуства, но можно лишь подавить интеллектом, посредством музыкальных произведений запредельного качества; вот почему было создано такое количество шедевров тогда, потому опера и возвышается над всеми видами искусств, что задача была поставлена экстремальная.

  • Like 1
  • Thanks 1
Link to post
Share on other sites

однако, пора бы перейти непосредственно к шедеврам оперы и к спектаклям главного репертуара оперных театров.

Кристоф Виллибальд Глюк в 1762 году осуществил в музыке истинный прорыв своим произведением "Орфей и Эвридика"в котором повествование рождающее звуковые образы достигло стратегических позиций, отныне, заложив основы дальнейшего развития в этом виде искусства... оперное либретто сего душераздирающго древнегреческаго мифа имеет, в данном случае, счастливое окончание, где боги Олимпа являют особую милость несчастному певцу и вмешиваются в ход событий, дабы - не только предотвратить его смерть, но и вернуть ему из недр ада его жену, а это же неспроста... ведь олимпийские боги тогда были аллегорией земных правителей; вспомним Пушкина - "так думал молодой повеса, летя в пыли на почтовых, всевышней волею Зевеса наследник всех своих родных" где под Зевсом подразумевается царь Пётр Первый, что закрепил на Руси таковой порядок наследования.

и здесь мы видим - как сильным мира сего предлагается снизойти до всякого рода орфеев, кои может и наворотоили делов по наущению своих технологов, пытаясь взломать культурные коды элит, но сами по себе они отнюдь не злобны, отнюдь не подобны диаволу, а вполне себе обычные смертные, пытающиеся свести концы с концами по жизни:

 

Link to post
Share on other sites

следущая веха - 1791 год. Моцарт создаёт оперу "Волшебная Флейта" где текст уже поётся на немецком, что указывает на тенденцию создания национального самосознания народа и вызов италийской школе; абсолютно триумфальная заявка на будущее лидерство немецкой школы, поскольку музыка и пение тут обрели принципиально новый уровень, который особенно ярко слышен (и виден) на примере 2й арии персонажа с именем Царица Ночи, когда речь повествования, в данном случае изрядно таки брутальная, на этот раз полностью реализована партитурой, в отличии от италийских традиций воздержания от чрезмернаго привлечения ужаса, здесь дан выход наружу всей мстительной ярости:

и неспроста данная ария задумана композитором такой сложной для исполнения, ведь она символизирует все те препятствия и то напряжение, кои приходится преодолевать Царице Ночи в борьбе за свои интересы, ибо этот персонаж олицетворяет английскую монархию, которая в лице Елизаветы Первой столь много вредила Европе в своё время, будучи для оной - той самой "англичанкой" что вечно "гадит" и до сих пор никак всё не оставит коварныя свои козни. Зарастро же, чей персонаж является здесь аллегорией немецкаго масонства, совсем наоборот имеет как противоположность свою предшествующую "истерике царицы" арию заданой в степенном, размеренном, уверенном, спокойном ключе торжественной поступи гимна, излучая мудрость и надёжность перспектив грядущей победы; так немцы тогда, в этой опере, взяли на себя обязательство - противостоять отныне англичанам в геополитическом соперничестве на европейской территории:

 

  • Like 1
Link to post
Share on other sites

сразу - в 1821 год когда Карл Мария фон Вебер создал оперу "Вольный Стрелок" где чорная магия легла в основу всей музыкальной темы, и это вошло исторически в последущие изыскания многих композиторов; то самое зловещее настроение в колдовском звучании мелодий, наряду с их глубокой печалью словно в предчуствии некой ужасной беды. Каспар, стрелок-лесничий продавший душу диаволу за "шальные пули" что летят в цель вне зависимости от точности прицела, ищет способ избежать приближающейся скорой расплаты с ним и пытается вместо себя подставить ему лесничего Макса, который только что провалился на показательных стрельбах и теперь подвергается насмешкам собравшихся, будучи в отчаяньи по причине с недавнего времени преследующей его полосы неудач:

ключевая сцена здесь происходит в дремучей чаще леса, куда Каспар привёл Макса чтобы там произвести отливку пресловутых "шальных пуль", предварительно договорившись с демоном по имени Самиель об внесении изменения в их прежнем контракте и занесении туда залога души Макса в обмен на продление Каспару договора ещё на три года... данный эпизод музыки партитуры содержит весь потусторонний колорит близости адских сил, всю ту жуть ритуалов чорной магии, особенно когда начинается отливка диавольских пуль, каждая из которых появляется на свет при всё большем сотрясении окружающей природы, что всецело передано новаторскими средствами гениальной музыки, в которой постоянно нарастает ощущение ужаса и катастрофы:

необходимо упомянуть ещё и дуэт Агаты с Анхен из начала 2го акта, как один из отличительных моментов спектакля, где мирская суетность проложена между нечестивым явлением диавола и святым покровительством Бога, словно нечто весьма неустойчивое по своей природе, и эта неустойчивость чётко прослеживается именно в слегка кокетливой музыке этого дуэта:

 

Link to post
Share on other sites

Здесь позвольте вопрос. Как оно, наслаждаться оперой с Супернайтом? Нет ли излишней "бодрости" в звучании?

Link to post
Share on other sites
В 07.07.2021 в 16:31, 24RUS сказал:

Как оно, наслаждаться оперой с Супернайтом? Нет ли излишней "бодрости" в звучании?

ну, за бодрость решает источникъ, а усилитель только усиливает всё это, и супернайтъ здесь больше о придании некой жизненной силы звуку, т.е. он просто делает всю тему более очевидной, а также раскачивает колонки чтобы ударить звуком по квартире и близлежащим помещениям, однако - не более того, ибо чудес не бывает.

ритмичную живость подачи я буквально вымучил методом лютаго тыка, выведя хард моего миника из Spotlight, поместив его там в раздел Privacy, и не просто отключил Time Machine, а поместил там хард в исключённые из резервнаго копирования, поскольку Аудирвана не справляется с отключением этих двух функций миника, и посему в ней галочки с них надо снять.

Link to post
Share on other sites

а бодрости, конечно, не помешало бы современным исполнителям, которые, начиная со второй половины ХХ века - норовят всё уснуть за нотами, усыпив заодно и слушателя, а столь широкое распространение домашнего аудио, подозреваю, было вызвано именно этим фактом, что живое исполнение перестало нести в себе ту гальванизирующую силу, которая имела место в нём раньше, когда исполнитель и слушатель были действительно "на одной волне" поскольку зал буквально наэлектризовывался с эмоционального возбуждения публики от услышанного настолько, что начинал вырабатывать некое общее коллективное электромагнитное поле.

тут, разумеется, следует перейти к бельканто - самому бодрому стилю оперы, где энергия льётся через край, заряжая всех присутствующих. Гаэтано Доницетти в 1831 году пишет "Эликсир Любви" - одно из самых знаменитых сценических произведений, которое хоть и создано в стиле комической оперы, но затрагивает намного более серьёзные темы, а именно: манипулирование сознанием людей... согласно либретто, на деревню в некой глухой провинции прибывает жулик и шарлатан Дулькамара, липовый профессор со своим эликсиром, который лечит якобы от всех болезней с напастями, мыслимых и немыслимых, в итоге вызвав ажиотаж и ликование у весьма простоватых местных жителей:

вот эпизод полностью для ознакомления -

ну и конечно нельзя не упомянуть и самый знаменитый номер из этой оперы - арию Una Furtiva Lagrima, что в силу неведомых причин была сочинена композитором как принципиально разная по звучанию и подтексту от всей музыки спектакля, который по воле обстоятельств был создан под изрядно специфический набор голосов, следует напомнить, имевшихся в то время в штате театра где осуществлялась премьера постановки:

 

Link to post
Share on other sites

как известно, русские долго запрягают, но быстро едут, и технологии что пришли к нам изрядно позднее - мы наверстали в короткое время, посредством живости ума, и преуспели в них, превзойдя европейских добытчиков оных. Михаил Глинка вдохновился произведениями Беллини с Доницетти, а затем создал краеугольный камень русской музыкальной культуры - оперу "Руслан и Людмила" в основе имевшую одноимённое произведение Пушкина, который и должен был сочинить либретто также, но (если верить истории) погиб на страннейшей, со времён поединка Чернова и Новосильцева, дуэли, при мутнейших обстоятельствах.

подобно тому, как всякий истинно русский нынче боится англичан, так в те времена было принято бояться турок, а сюжет оперы Глинки с пиететом содержит персонажа по имени "черномор" который наведывается в языческую Русь и похищает дщерь одного киевскаго князя, на спасение коей выдвигается ея жених богатырь Руслан с примкнувшим к нему бывшим претендентом на сей престижный бракъ хазарским принцем Ратмиром, а также начавшим учинять козни данной паре германским рыцарем Фарлафом; обе стороны пользуются покровительством сил двух магов. Финн и Наина, заклятые соперники, олицетворяют белую и чорную магию, а также добавляют к данному геополитическому замесу актуальную времени постановки спектакля коннотацию.

несмотря на всю зловещую тему, однако музыка этой оперы выдержана в комическом и непринуждённом стиле, являя русские мелодии в их подлинно исконном задоре, изяществе, благородстве простоты, не лишённой впрочем и определённого лукавства... знаменитая, словно несущаяся вдаль, увертюра звучит быстрой яростью молодецкой удали, хоть в её главной теме и явно слышно как всадник осаживает вдруг коня вскоре после старта и вновь начинает попытку заново, с отступлением в лирический настрой мечтаний о любви, а затем возобновляет лихую атаку, в бешеном темпе наскока и торжества победы:

а теперь пройдёмся по дальнейшим главным эпизодам произведения; тенор Баян и его песнь, преисполненная благодатной атмосферы древности времён, мудрости раззказчика, и его служения на поприще летописи наряду с предсказанием будущего:

арию баритона главного героя, что в данном случае наполнена философским подтекстом, по случаю присутствия на покинутом поле брани, нельзя обойти стороной, ввиду неожиданной смены настроя всего спектакля, вызвавшей невольные мысли о смерти:

знаменитый выход Фалафа, и подлинное испытание для баса, когда такому неповоротливому типу голоса досталась скороговорка. Глинка тут однако нагнул исполнителя, заставив его изрядно попотеть с номером "О Радость!" в этой сцене:

ария сопрано Ратмира, звучит словно погрузившись в дурман восточных мелодий, завораживая в небытие:

ну и наконец языческий финал с лозунгом "Слава Великим Богам!" завершает сие националистическое произведение:

 

Link to post
Share on other sites
  • 2 weeks later...

а тем временем, немцы, что так бесстрашно встали на пути коварных и жестоких англичан, однако и свой источник страха имели тоже, коим являлись Рыцари Святаго Грааля, по некой причине. Рихард Вагнер посвятил этим рыцарям два произведения, где персонажами там Лоенгрин и Парсифаль, соответственно, а начнём с оперы "Лоенгрин" 1848 года (озаглавленной "романтическая" и выдержанной в традициях Большой Оперы следует заметить) поскольку именно в ней показан разрыв Германии с рыцарским орденом Грааля; но виной произошедшему автор ставит не рыцарей, а как раз немцев, всячески при этом приседая в реверансах перед Граальцами, как бы давая понять: "это не вы такие плохие, а как раз мы - отнюдь не хороши, недостойны мы вас".

начнём со знаменитой прелюдии из 1го акта спектакля, которая вначале рисует некий отдалённый край земли, а музыкальная тема Святаго Грааля затем начинает обретать в ней форму торжественного гимна, выходя на уровень религиознаго экстаза, стяжав небесную благодать и жизненную силу на пике оркестровой мощи, а далее - постепенно затихает, словно удаляясь в некое подобие монастырской обители, где в полумраке тишины отныне суждено нести служение высшему завету, которое дано "рыцарям чаши" по жизни:

дело происходит в Брабанте, и в первой сцене выходит германский король - исторический персонаж Генрих Птицелов и, басом, сурово излагает насущную проблему, что вот мол подлые Гунны напали с востока и опустошают немецкую землю, до этого нарушив договор по регулярной выплате ими дани, а посему теперь следует набрать войско дабы пресечь и покарать сие бесчинство, чтоб неповадно было впредь врагу:

не тут-то было, ибо на брабантской земле уже назрела другая проблема - граф Тельрамунд, по наущению своей языческой жены Ортруд, бросает обвинение доброй христианке Эльзе Брабантской в убийстве собственнаго ея малого брата, и сей кровавый навет может быть снят лишь посредством боя между оным графом и тем, кто возьмёт на себя тут стать заступником Эльзы и коего затем выкликают сигналом рогов и, который, лишь после третьего сигнала является на поединок, будучи плывущим в ладье влекомой лебедем и одетым в сияющие доспехи... его диалог с Эльзой (тенор и сопрано) по прибытию, излучает невинность и чистоту, хоть и в романтическом их понимании, весьма чуственном, надо заметить, где само понятие героизма помещено в рамки гуманизма. Лоенгрин, рыцарь Святаго Грааля (пока ещё инкогнито для всех собравшихся) прямо с порога - уверен в невиновности сей девы и берёт оную под свою защиту, в обмен на обещание выйти за него замуж и никогда не пытаться узнать его имя, а затем он быстренько повергает в бою незадачливого Тельрамунда, ко всеобщему ликованию народа, который уже итак был восхищён самим видом незнакомца и его лихим прибытием на сцену. Ортруд, жена посрамлённого графа, однако не готова смириться, и далее во 2м акте мы видим ея исступлённый короткий монолог, в коем она призывает языческих богов себе на помощь, дабы сокрушить христианских отступников, а потом принимается за свой коварный планъ:

в итоге, Ортруд таки сумела заронить в душу Эльзы сомнение и довести её до того, что та стала допытываться у Лоенгрина (теперь уже своего мужа) в отношении его личности, кто такой мол и откуда, что в свою очередь привело того к необходимости отныне покинуть немецкие берега (ибо таков закон Рыцарей Грааля для разоблачённых членов ордена) напоследок раскрыв своё инкогнито в проникновенном монологе, содержащем музыкальную тему Святой Чаши, которую мы ранее слышали в прелюдии к данной опере:

в краю святом, в далёком горном царстве,
стоит там замок - твердыня Монсальват.
в нём храм сияет в украшеньях чудных,
что ярче звёзд, как солнце дня блестят.
а в храме том сосуд есть чудотворный -
как высший дар небес он там храним;
с покон веков, для душ блаженных, чистых,
его принёс крылатый серафим.
из года в год слетает с неба голубь,
чтоб силу дивной чаши обновить.
Грааль священный рыцарей питает,
чистейшей веры им даёт вкусить.
кто быть слугой Грааля удостоен,
тому дарит он неземную власть,
тому не страшны вражеские козни:
открылось зло – враг чорный должен пасть!

и если в край далёкий рыцарь послан -
за правду, честь и верность в бой вступить,
он даже там Грааля силы не теряет,
лишь имя в тайне должен он хранить...
так чист и свят источник благодати,
что верить должен смертный человек,
а если в вас сомненья зародились -
посол небес тотчас уйдёт навек.
итак, вы тайну знать мою хотели -
Грааля рыцарь к вам сюда пришёл:
отец мой - Парсифаль, на царство Богом венчан,
я - Лоэнгрин, святыни той посол!

Link to post
Share on other sites

и тут, дорогой читатель, ознакомившись с моими сообщениями, ты можешь резонно вопросить: почему я никоим образом не касаюсь биографии композиторов, не вдаюсь в историю создания их произведений, а также смещаю фокус на те оперные эпизоды, кои не всегда удостоены внимания официальных искусствоведов, не упоминая при этом некоторые знаменитые номера, как например Марш Черномора из "Руслана и Людмилы" или прелюдию к третьему акту "Лоенгрина" и Свадебный Марш оттуда, или куплеты Папагено из "Волшебной Флейты" и т.д.

могу тебя заверить, друг мой, что делаю я это не по оплошности совсем, хоть упущения наверняка могу и совершать по недосмотру, а действую сим образом весьма намеренно, ибо мною достоверно проверено и установлено: никакой корелляции между биографиями с историями работы композиторов и произведениями оных, как правило - не существует, разве что сама эпоха может диктовать свою волю, а это уже принадлежит обстоятельствам непреодолимой силы и должно быть приписано исключительно данному фактору, который впрочем сам принадлежит вечности, на чей счёт и следует занести всю череду эпох, укладов и цивилизаций с их достижениями, осознав что сам феномен создания шедевра превышает все сопутствующие сему процессу обстоятельства.

в отношении тех оперных моментов, на кои я проставляю акценты - это тщательно и выверенно подобранные эпизоды, что выражают подлинную суть произведений, в отличии от многих излюбленных публикой с критиками номеров, которые являются конечно подлинным украшением и неотъемлемой составляющей славы спектаклей, наряду с гарантией наличия оных в основном театральном репертуаре на века, но в данном случае упоминание коих - отнюдь не всегда соответствует задаче, поставленной мною в самом начале, а именно: без отвлечения внимания, на что бы то ни было, донести актуальную конкретику того или другого шедевра до понимания слушателя и, сорвав лукавую завесу всякого рода искусствоведщины, указать на очевидные и лежащие на поверхности факты, устранив ложные представления о продукции данной технологии как о мистической, недоступной или эзотерической (хоть сама технология и внеземного происхождения) дабы не стало той пелены, что подобно непреодолимой стене отделяет восприятие современного любителя музыки от понимания великих произведений.

  • Like 1
Link to post
Share on other sites

конечно, с другой стороны, мог бы я и показать влияние одного композитора на другого, сказав например и о том, как тот же Моцарт своей немецкоязычной "Волшебной Флейтой" в огромной степени повлиял на немецкую музыку, что в последствии восхвалил сам Вагнер, или как тот же "Лоенгрин" повлиял на создание балета "Лебединое Озеро" Чайковскаго, где лейтмотив инкогнито Лоенгрина стал главой темой белых лебедей, по сути предсказав гибель баварского короля Людвига Второго (покровителя и соавтора Вагнера) который погиб с одним из своих родственников при попытке бегства после своего низложения - именно утонув в озере, как и главные герои оригинальной версии "Лебединого Озера", при том что его неофициальное прозвище по жизни было "король-лебедь".

однако, ведь недаром вначале упомянул я классическую философию, ибо вот где подлинно всё запутано и сложно как, например, можно судить из лекций выдающегося лектора и видеоблогера нынешних времён А.Баумейстера, который старается объяснить сложный предмет для студенческой аудитории:

но, классическая музыка, в отличии от классической философии, сложна вовсе не в силу своей структуры повествования и требуемого мышления для восприятия оного, а в следствии как раз своей очевидности и непосредственности, когда человеку родом из мутного и невежественного ХХ века - просто невозможно поверить в то, насколько правдивым может быть звук, и насколько откровенно он может являть образы и смыслы, во всей их экстремальной прямоте, где всё фактически сводится к привычной формуле "что вижу - о том и пою", и посему здесь важно показать именно знаменательные вехи развития оперы, показать её природу, направленную на взлом сознания, а не на его ублажение или успокоение, и уж тем более не на попытки запутать слушателя в хитросплетении разного рода обстоятельств, будь то взаимовлияние композиторов или же наоброт, демонстративная неприязнь меж ними, а направить внимание на необходимость раскрепощения сознания и обретение подлинного восприятия музыки, без лишних наворотов, которые создали неуместный флёр "духовности" или академичности, с подачи определённых конспиративных сил и в отвлечение внимания от нелицеприятности тематики многих шедевров, каждый из которых таки на самом деле имеет зашифрованные послания, которые действительно проявляют себя когда музыка начинает звучать нелогично или условно, и кои послужили причиной того, что великие произведения пали жертвой попыток ограничить к ним доступ, но не посредством запретов на этот раз, а коварным отвлечением внимания аудитории в сторону от лежащей на поверхности сути музыки, в том числе.

Link to post
Share on other sites

Джузеппе Верди - о нём сложилось мнение, что был он соперником Вагнера; но это не так, ибо произошло сие потому, что поклонники великаго немца пытались травить его италийскаго собрата, исключительно по националистическим причинам... вспомнить, к примеру, как была освистана в Санкт Петербурге местными немецкими клакерами премьера вердиевской оперы "Сила Судьбы" которая произвела огромное впечатление на русскую публику и оказала значительное влияние на русский театр и многие элементы работы легендарной Могучей Кучки.

реализм. Верди был в нём огромный мастер. Вагнер подходил к реальности опосредовано, через мифологию. Верди предъявлял её в лицо. Вагнер пришёл из Большой Оперы, а Верди пришёл из бельканто; и оба положили конец - тому и другому, а музыка после этого уже не была прежней, изменившись навеки... если было меж ними соперничество, то лишь в достижении наивысшего качества продукции, что предположительно может и объясняет их высочайшие достижения на поприще оперных технологий. Вагнер был глубина и масштаб. Верди был сила и мощь.

"Риголетто" (1851) является поворотной вехой, когда был вбит гвоздь в гроб всеми любимого бельканто, как и Вагнер сколотил гроб Большой Опере своим "Золотом Рейна" позднее. Верди здесь вторгается туда, куда смотреть не следует; сословное общество и его пороки, самое начало сноса классовых перегородок, а происходило это тогда, когда всё держалось на сословиях и другого расклада мира не было известно. Риголетто - персонаж шута при дворе некого развратнаго герцога, и сей шутъ потакает услужливо всякой пакости своего хозяина, но Кара Господня настигнет именно слугу, а не хозяина... и здесь мы видим чоткую мораль, что - несмотря на все заявленные сносы каких перегородок: знатный и сильный всегда избежит напасти, а подставленным окажется безродный и слабый.

центральная тема оперы Верди "Риголетто" - наведённое проклятие, которое настигает одного и оставляет невредимым другого, в силу вышеизложеных причин... звучит увертюра, и траурный марш выкликает апокалипсическими трубами на Суд Божий, а зловещие аккорды темы наложения проклятия звучат не столь угрожающе, как можно было предполагать, но затем - в музыке раздаётся страшный вопль ужаса и, затем, ещё более ужасный крик горя, а потом всё тонет в реках слёз и жестокой боли, поскольку сбылось то с виду невпечатляющее проклятие, да ещё и с лихвой, сполна и больше:

хитросплетения либретто данного шедевра - вовсе не условность или подтасовка; они предназначены для целей намного более важных, нежели чем формальная стройность повествования, ибо тут мы имеем дело с сюжетом библейскаго масштаба... "мне, отмщение, и аз воздам" было сказано Всевышним в Святом Писании, а наш герой, баритон Риголетто, после как его настигла первая часть проклятья графа Чепрано (бас) за поруганую честь, которое презренный шут разделил с герцогом (тенор) поскольку вместе с ним насмехался над графом, не унялся когда похабный герцог обесчестил и его дочь (сопрано), а - совсем наоборот, решил заказать того наёмному убийце... сия опера имеет аж три знаменитых арии, но я их предоставлю дорогим читателям искать в гуглъ, а сам заострю внимание на угрожающем, словно вращающемся с гнева, поступательном движении музыки дуэта "Si Vendetta!" Риголетто и его дщери Жильды, что была только что лишена девичьей чести, где отец призывает отмщение, а дочь - прощение, и её сегмент партитуры звучит выше по регистру, следует заметить, что немаловажно, а затем отец в ответ возвращает диалог вниз по регистру, вновь настаивая на своём, на кровной мести:

и вот финал, среди гениально изображённой музыкой Верди грозы с молниями, разворачивается сцена убийства, где нанятый горбуном убийца, в силу стечения роковых обстоятельств, убивает не герцога, а именно дочь шута, столь горячо любимую своим отцом... самый жуткий момент, когда главный герой, ликующий было над мешком с предполагаемым телом обидчика, вдруг слышит раздающуюся вне сцены знаменитую арию 'La Donna e Mobile' что незадолго до этого спел блудливый герцог, и которую теперь сей распутник напевает беззаботно, ни о чём не подозревая, удаляясь прочь. Риголетто, с ужасом, обращается вновь к мешку и обнаруживает в нём свою дочь. Жильда и её предсмертный монолог - это вовсе не условность или красивость, а быть есть аллегория истинно христианской кончины, нечто вроде импровизированнаго соборования, где всепрощение торжествует над совершённым преступлением:

обратим внимание, как финальные аккорды - словно вбивают приговор неумолимого рока в поникшую личность раздавленного бедою героя, добивая его напрочь и окончательно так, чтоб от него фактически ничего не осталось, растаптывая его в ничтожный прах, безжалостно не оставляя ему ни малейшей надежды за то, что дерзнул он возвыситься до мести высшему сословью.

Link to post
Share on other sites

Интересные рассуждения. Обсуждения или споры подразумеваются?

  • Funny 1
Link to post
Share on other sites
18 часов назад, Археолог сказал:

Интересные рассуждения.

какие именно, и что в них особо такого интересного ?

18 часов назад, Археолог сказал:

Обсуждения или споры подразумеваются?

споры не подразумеваются, а допускаются лишь вопросы и дополнения, при наличии детального знания предмета.

  • Like 1
Link to post
Share on other sites
33 минуты назад, Археолог сказал:

Страх? Неуверенность?

уважаемый, общение в таком тоне тут не пройдёт, и вы плохо разбираетесь в теме.

изучите предмет сперва, и не по статьям публицистов, а непосредственно произведениям.

  • Funny 1
Link to post
Share on other sites

вернёмся на мнговенье, дорогой читатель, к нашему Риголетто, и сделаем важное замечанье: это как раз та из опер, что напрочь лишена "прекрасного" как аспекта, и в ней отсутствуют любые красивости; например черезвычайно популярная ария герцога 'La Donna e Mobile' на самом деле по сути безобразна, поскольку Верди задумал её как вульгарно площадную серенаду, пошлую выходку подвыпившего лавочника, но поёт-то оную представитель высшего сословия, как и остальные эпизоды с придворными, распевающими там на мужицкий манер; а ведь это не может не ужасать как наглядный образ падения нравов правящей элиты... безродный горбун и шут здесь, по сравнению, выглядит даже более величественно, когда мы слышим истинно древнегреческий трагизм сегментов музыки его сцен, а в этом и есть весь смысл данного шедевра: показать, как простолюдин возвышается, хоть и в душераздирающем горе, над знатными господами, что хоть и пользуются защитой Небес, однако - ничуть не достойны сего, бледно смотрясь на фоне заведомо поверженного и униженного простака.

я уже сказал выше, что классическая музыка и, разумеется, опера являются не так называемым "высоким искусством" или вроде того благоглупостью, как бы проплаченные искусствоведы ни пытались навести тень на плетень, а самым что ни на и есть подлинно актуальным, и вечным в своей актуальности, экстремальным искусством, которое применяет высшую технологию слова и звука для сотворения новых реальностей, посредством осуществления провокации/мобилизации, где смыслы и образы имеют самые неожиданные грани, но всегда работают на предвосхищение будущего.

ибо, ведь - что такое шедевр: это конфликт, рассмотренный посредством высших технологий, а возможен сей уникальный даръ лишь потому, что происходит он в нашей грубой материальной реальности, которая не только несовершенна, но и умирает в муках, будучи некогда безвозвратно повреждена, в силу неких роковых обстоятельств... в идеальном же мире - шедевр невозможен, и не потому что не нужен, а просто за неимением объекта рассмотрения; откуда там взять конфликтъ?

 

Link to post
Share on other sites

жанр Большой Оперы тогда всё же продолжал существовать и проявлять себя в дальнейшем, создавая шедевры, вошедшие в мировой репертуар музыкального театра, и влияя на остальные жанры оного. Шарль Гуно и его произведение "Фауст" (1859) на момент своей премьеры ещё не могло тягяться с весьма популярной тогда оперой Жакомо Мейербейера "Роберт Диавол" на схожую тематику, которая удостоилась даже упоминания Гоголем в "Ревизоре" устами Хлестакова, но затем потускнела в своей славе, как и всё мейербейеровское наследие, затравленное вагнерианскими публицистами, в силу неясных причин, хотя Мейербейер был учителем самого Вагнера, но оказался подвергнут в прессе неожиданным нападкам со стороны и своего ученика, ставшего вдруг столь неблагодарным.

тема продажи души диаволу и попустительство Бога этому действию - является европейской центральной темой, проливающей свет на европейскую т.н. "промышленную революцию" и весь европейский уклад жизни впоследствии, где расплатой будет ввержение в ад и томление там в тоске, а образ "нечистого" обрёл окончательные черты "лукавого" как циничного в своей безжалостности сатаны... итак, начнём таки сразу со 2го акту, в данном случае - со знаменитой арии баритона персонажа Валентина, брата Маргариты, который уходит на войну и молит Всевышнего о покровительстве и защите для его остающейся в одиночестве сестры, а музыка эпизода подобна гимну, который мелодически трансформируется, хоть и с перерывом на бодрую кабалетту, что раскрывает отчасти буйный характер, но в итоге и в целом изображает смиренное возвышение голоса молящего к небесам в ходе излагаемой проникновенной просьбы:

однако, происходит очередное невероятное попустительство Божие замыслу диавола, ибо Маргарита была соблазнена Фаустом, коварно наущаемом Мефистофелем, и теперь она родила вне брака, что несёт ей статус отверженной обществом и неизбежную нищету... сцена в храме, куда Маргарита пришла молить об избавлении и спасении, выдержана на грани богохульства, поскольку дева, полагая что обращается к Всевышнему, обращалась на самом деле к Мефистофелю, что подменил собою глас Божий, который чудился Маргарите, всё более впадая в отчаянье, слыша приговор себе, отвергающий все её пламенные молитвы и предрекающий ей только беду с проклятием... здесь музыка рисует весь мрак ситуации, всю ту атмосферу погибели, достигая апокалипсических масштабов, где церковный орган в партитуре является намёком на органные произведения, например - Баха, и тут мы видим всю неоднозначность подтекста такого рода произведений, ибо только можем догадываться - что же реально происходило и происходит во всех этих готических соборах, и кому же на самом деле там ведётся служба:

за убийство своего незаконнорожденного ребёнка, Маргарита брошена в тюрьму и приговорена к смерти. Фауст, терзаемый совестью, выдвинулся спасать бывшую свою возлюбленную, при неподдельной заинтересованности Мефистофеля, который хочет прибрать к рукам ещё и душу Маргариты, если та примет его помощь... финальное трио сопрано, тенора и баса венчает спектакль и проникновенно расставляет всё по местам, где Маргарита обретает спасение, оставшись твёрдой в своей вере, отвергнув помощь возлюбленного, не поддавшись диаволу и его соблазнам даже пред лицом неминуемой казни, оставшись с Господом; её вокальная партия идёт всё выше по регистру, перекрывая вокальные линии партнёров, а ей в ответ дарует искупленье словами "Христос Воскрес!" чудесный ангельский хор, она торжествует в обретении спасения души, тогда как Фауст с Мефистофелем отправляется в ад, и на этом заканчивается опера, в отличии от своего литературного источника, посколько ею здесь наверно изложен более реалистический вариант событий:

в который раз, я опустил самые популярные номера, и этой оперы в том числе, такие как арии Фауста и Мефистофеля, наряду со знаменитыми куплетами последнего, что известны каждому и не нуждаются в рекламе, ибо мне важно было предъявить на поверхность саму истинную суть произведения, как всегда, обратив всеобщее внимание на подлинно ключевые моменты, которые необходимо дополнительно выделить из общей канвы и подчеркнуть ещё раз.

  • Thanks 1
Link to post
Share on other sites
  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...