Jump to content

Scansonic MB6-B. Лебединая верность или песня льда и пламени


Recommended Posts

  • Members
scansonic-1.jpg

Если во все времена главным критерием при выборе акустических систем было качество звучания, то со стремительным развитием индустрии добавился еще один немаловажный фактор — их дизайн. Но как сделать выбор, чтобы не ошибиться, когда вокруг так много хорошо звучащих и современных громкоговорителей? Тем более единого индикатора популярности просто не существует, а узкий сегментированный подход чреват ошибками и разочарованием. Именно поэтому не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что многие аудиофилы используют свою систему как средство самовыражения, подбирая себе тот или иной архетип звука. Особенно показательно, что аудиообразы стали отвоевывать место в сознании аудитории у визуальных, разрушая застарелые стереотипы о том, что у маленьких динамиков не может быть большого звука. И как тут не вспомнить известную англоязычную идиому, что иногда «Большие вещи приходят в маленьких упаковках».

Датой рождения Scansonic можно считать далекий 1970 год, когда они появились как модели колонок, собранные на базе известного датского производителя динамиков ScanSpeak, и которые позже, в 1977 году приобрели Dantax Radio. Холдинг Dantax Radio A/S, ранее занимающий относительно узкую нишу как самостоятельный разработчик и производитель аудиотехники, имеет штаб-квартиру в датском городе Пандруп (Pandrup) в Северной Ютландии и производство в Дании и Китае. За полвека существования удалось объединить под своими знаменами несколько известных датских компаний: в 2009 году к ним присоединились Raidho Acoustics, чьи громкоговорители по праву считаются на сегодняшний день одними из лучших, а в 2018 – еще один аудиобренд высокого класса, GamuT Audio. Компании также принадлежит производитель креплений и фурнитуры Harmony Furniture®.

image-18.png

Первая возрожденная линейка громкоговорителей Scansonic HD, серия МВ, была создана Майклом Боррисеном (Michael Borresen), автором легендарных Raidho Acoustics, о чем свидетельствуют инициалы в наименовании серии, но после слияния с GamuT Audio в 2018 году и назначения Бенно Баун Мельдграада (Benno Baun Meldgaard) главным дизайнером всех трех компаний, в названии Scansonic МВ-B появилась начальная  буква его имени, обозначающая собственное видение и опыт в ряде ключевых элементов выпускаемой продукции. Так сложилось, что именно Дания оказалась идеальным местом для прорыва современного аудио, и именно здесь по сей день формируются многие европейские и мировые репутации брендов. Поэтому никого не удивило, что после легкого сбоя в матрице в декабре 2020 Бенно Баун Мельдгаард ушел из Dantax Radio и присоединился к команде Gryphon Audio Designs. Но не напрасно Бенно поварился в алхимических лабораториях Dantax Radio: за два последних года под его руководством удалось доработать громкоговорители Raidho и полностью обновить линейку Scansonic HD.

image-9.png

Scansonic MB6-B — флагман бренда Scansonic HD серии MB. Эти колонки явно попадают в тренд, перекочевавший в европейскую современную индустрию из скандинавской – моду на все компактное. Такой стиль можно коротко охарактеризовать шведским понятием Лагом (Lagom) или датским Хюгге (Hygge), вмещающем ощущение умеренности, уюта и современности. Более дешевые модели Scansonic собираются в Китае, однако эта серия полностью производится в Дании на собственном производстве. Внешний вид громкоговорителей подчеркнуто безупречен, поэтому они без проблем впишутся в любую обстановку. При этом отделка предполагает всего три варианта – черный и белый атлас и натуральный ореховый шпон. Узкий корпус, шириной менее 18 см, весом 36,5 кг и высотой почти 1.4 метра, сделан из цельной плиты MDF высокой плотности, а внутренние объемы разделены и демпфированы минеральной ватой. Передняя панель не скрывает крупные оригинальные крепежные элементы под специальный ключ. Фактически, разобрать эти АС могут только в сервисе. Чуть закругленные непараллельные стенки имеют сужение к тыловой части, а верхняя планка, как и фартук под динамиками, сделаны из карбона.

image-10.png

Технологически непростая конструкция имеет свои плюсы: усиливая таким образом жесткость стенок, акустика менее подвержена образованию резонансов, а внутренние перегородки служат элементами, повышающими его инертность. Громкоговорители имеют три полосы и работают по схеме D’Appolito, низкочастотное звено — при поддержке фазоинвертора — сзади, немного выше акустических терминалов WBT, принимающих любое подключение, будь то голый провод, лопатки или коннекторы banana, располагаются отверстия трех фазоинверторных портов с улучшенной аэродинамикой. Благодаря тщательному расчету акустического оформления, производителю удалось справиться с некоторыми недочетами предыдущей серии. Тяжелое основание из авиационного алюминия имеет накладываемые при сборке литые алюминиевые опорные планки с регулируемыми конусами. Частоты раздела полос выбраны 250Гц и 2,6кГц, при этом нижняя часть диапазона озвучивается четырьмя 4,5″ вуферами, расположенным сверху и снизу массива динамиков, а между ними размещены два 4,5″среднечастотника и твитер. Он немного утоплен в переднюю панель, образуя прямоугольный, с закругленными углами волновод, формируя диаграмму направленности. Мембрана представляет из себя тонкую плёнку из каптона с нанесённым алюминиевым токопроводящим слоем, образуя так называемый сэндвич толщиной всего 20 микрон и весом менее 1 грамма, находится между мощными неодимовыми магнитами и по сравнению со стандартными купольными высокочастотниками имеет бОльшую площадь излучение при очень малой массе.

Разница между твитером серии MB-B и знаменитым твитером Raidho TD заключается в использовании чуть более дешевых материалов при полном сохранении фирменных технологий и характеристик. Поэтому довольно непростая задача сделать колонки визуально и по звучанию похожими на более дорогие модели Raidho, не создавая им конкурентов и соблюдая цеховую солидарность, была успешно выполнена. И как весомый бонус, появилась более демократичная цена. По поводу принадлежности твитера к семейству ленточных мнения разделились: некоторых смущало, что наличие каптона и подобия звуковой катушки, а также отсутствие согласующего трансформатора, лишает высокочастотный драйвер этого статуса, считая его скорей псевдоленточным или планарным магнитостатическим, но большинство соглашались с общепринятой версией

image-11.png

Все остальные драйверы создавались и очень тщательно дорабатывались специально для этой линейки, хотя и здесь прослеживалась наследственность. В отличие от динамиков моделей Raidho, в Scansonic они сделаны из карбона и не имеют пылезащитного колпачка, что позволяет более ровно распределять движущую силу, передаваемую от звуковой катушки. Очень легкий и жесткий углеродный материал излучателей сам обладает демпирующими свойствами, и в сочетании с мощной магнитной системой, корзиной, созданной из литого алюминия и намотанной по краю звуковой катушки с каркасом из каптона, обеспечивает более быстрое и детальное звучание, которое просто необходимо для согласования с твитером, при этом синхронный отклик одинаковых по размеру драйверов благоприятно сказывается на тональном балансе. Грили в комплектацию не входят, но в скором времени будут доступны как опция. Кроссовер громкоговорителей системы полностью переработан и оснащен тщательно выбранными компонентами. Что касается усиления, несмотря на чувствительность 90 дБ, колонкам лучше подбирать равноправного, но достаточно мощного и чувственного партнера.

image-12.png

Буквально с первых минут прослушивания стало понятно, что Scansonic MB6-B наделены ярко выраженным лирическим дарованием. И это не какие-то безродные необъяснимые эмоции, стоит только послушать Чечилию Бартоли (Cecilia Bartoli), которая со своим голосом делала просто непостижимые вещи: леденеющий за секунды, трепетно прозрачный, со множеством холодных оттенков, и позволяющий прочувствовать постепенное тягучее возвращение к жизни вместе с меняющейся голосовой палитрой и детально проработанным оркестровым многозвучием. Звуковые образы со сложной тембральной нюансировкой очень хорошо сочетались с атмосферой, создаваемой колонками, буквально подчеркивая — эти громкоговорители умеют работать с пространством.

Олафур Арнальдс (Ólafur Arnalds) — мастер нагнетания страстей неоклассического толка на грани эмбиента, и его «So Close» с практически невесомой аранжировкой, исповедальная мощь которой зависит от соотношения диапазонов и правильного контраста. Это достаточно сумрачное сочинение, также очень зависимое от пространственных характеристик громкоговорителей и тонального баланса, поэтому слишком темный окрас пресыщает и утяжеляет воспроизведение, а недостаток – опресняет и обедняет пространственные связи. Композиция очень наглядно передает атмосферу с помощью той интуитивной совокупности сигналов, которые мы всегда получаем при прослушивании, но не всегда можем до конца понять или обработать, но именно они дают ощущение глубины: это могут быть отзвуки, отражения или фокусировка образа, его размер, расположение, или иные субстанции, не подвластные измерительным приборам, но доступные человеческому восприятию.

image-13.png

А вот скрипка Mariko Senju так яростно боролась с меланхолий, исполняя пронзительную мелодию шопеновского ноктюрна, что оставляла за собой не тихую и светлую грусть, а почти дзэнское любование этой грустью. Это было ярко, четко, быстро, без эфемерного кружева и эмоциональных провалов, но при этом не оставалось послевкусия утонченности и невесомой шопеновской хрупкости.  У громкоговорителей, созданных для больших помещений, часто возникает проблема с микродинамикой, но разработчики с этой проблемой постарались справиться, благодаря хорошей фокусировке и отменной детальности, но иногда мне не хватало именно этих намеков, шороха или даже беззаботно порхающего легкого дуновения, поглощенного, как мне думается, вовсе не коварной датской акустикой.

На примере прошлого прослушивания с другими громкоговорителями, была замечена некоторая жанровость усилителя Absolare, которая очень хорошо обозначилась в процессе сравнения. Прямолинейный, мощный, откровенный, этот усилитель иногда пытается доминировать в системе, при этом большинству жанров это только на пользу, поэтому вокальные упражнения в связке Scansonic — Absolare передавались безупречно. На музыке тех времен, когда любители хорошего звука перебивались прихрамывающими поставками винила, свое отношение к классическому наследию Высоцкого блестяще продемонстрировала Марыля Родович, идеально подогнав его под свои возможности и наши потребности. Популярные в 80-е годы, ее «Кони Привередливые» тревожили, волновали, проникали в душу, а собственный стиль — текучий и одновременно нервический, безупречный по силе воздействия, передавал все бездны и всплески нежности и отчаяния.

Безликий пересказ музыкального первоисточника у аудиофилов по-прежнему считается моветоном, причем красота исполнения лишь подчеркивает схематичность и банальность воспроизведения, но как дело доходит до Стравинского, то обычно разные колонки преподносят разные версии, от удушливой, как нынешнее лето, до холодной и отстраненной, как затянутая зима. Рискованное соседство скрипичного ноктюрна с «Весной Священной» 1966 года (Государственный Академический Симфонический Оркестр СССР, Е. Светланов) получилось довольно бесконфликтным, и этнографические раскопки, утопленные в современном саунде, выглядели вполне реалистично: получился цельный макабр со своеобразной преисподней, создаваемой ритмической пульсацией и жестким тембром духовых. С самого начала музыкальные события выстроены таким способом, чтобы вы не смогли увернуться от эмоций, которыми переполнено это произведение, возведенное на сплошных контрастах и колоссальному нагнетанию экспрессии, и колонки успешно справляются: быстрые темпы экстремально быстры, более медленные — дискретны и резки, и все это придают классике своеобразный налет — мощно и одновременно свободно. Оркестр играет с величайшей страстью, так что все исходные тембральные и пространственные нюансы хорошо прощупываются сквозь оркестровые ландшафты и сложные фактуры отчаянных динамических перепадов. Это произведение стоит слушать целиком, как единое высказывание, потому что именно так остается верное послевкусие.

image-14.png

Если вам нужен скептик, то я им всегда становлюсь, когда включаю что-то отличное от предсказуемых хард-роковых баллад или чего-то традиционно распознаваемого по броским звуковым приметам, но, как всегда, композиции Igorrr удивляют своей разнузданностью, полностью ломая едва наметившееся мелодическое согласие между словами и музыкой, отличаются запутанностью фантасмагорических событий и невозможностью их однозначной интерпретации, хотя  гораздо проще было их вообще не включать в тест, чем потом выковывать логические цепочки: ведь для того, чтобы при заложенной в музыку агрессии действие не прокручивалось вхолостую, колонкам просто необходим адекватный бас. Интуитивно вроде было понятно, какой маршрут они должны задавать, учитывая размер динамиков, поэтому пришлось прогуляться по минному полю, опасаясь в любой момент подорваться. Но, как ни странно, MB6-B уверенно воспроизводят неожиданно серьезные басы, с хорошим наполнением: резкие переходы быстры за счет малой инерции подвижной системы, в меру контрастны и не отстают от середины.  Оформление баса достаточно глубокое, без лишних послезвучий почти по всему диапазону, но с некоторым утяжелением, ведь таким маленьким вуферам просто необходимо было дать фору, так как колонки предназначены для средних и больших помещений.  Убедительного звукового давления удалось достичь, рассчитывая на суммарную площадь диффузоров, а не на какие-то эмпирические чудеса, и даже если при первом включении низы не будут отличаться четкостью, дело можно поправить, ознакомившись с советами производителя, пользуясь инструкцией для инсталляции или обычным здравым смыслом. Задняя стенка с фазоинвертерными портами должна располагаться не менее метра от стены и в результате правильного разворота, регулируемого наклона и достаточного расстояния между колонками, бас получается более собранным, и это честный звук: громкоговорители Scansonic создают впечатляющий саундстейдж и очень комфортны при прослушивании в дальнем поле. Сцена простирается довольно глубоко и где-то за «горизонтом» этот простор смыкается, подчеркивая трехмерность реального музыкального образа.

image-15.png

Продолжая приобщаться к изуверской эстетике, погрязнув в контркультурной среде вместе с бразильскими представителями death/thrash metal, музыкантами группы Torture Squad, выбор пал на композицию, для меня интересную необычными экспериментами с ритмом, низкий и рваный темп которого очень зависит от качества и собранности баса на определенном отрезке, и это было впечатляюще хорошо, без «хвостов», гудежа и прочих нежелательных фазоинверторных атрибутов. В остальном их саунд затягивает в самые мрачные глубины, четко ассоциируясь с подпольем, поэтому используется в точно выверенной дозировке. Впрочем, любители такой музыки имеют свои допуски, отточенные временем и опытом, да и просто предрасположенностью к жанру.

image-16.png

Если звучание басового регистра колонок напрямую зависит от расположения в помещении и его акустической подготовки, то остальной диапазон никаких хлопот не доставляет, конструкция твитера обладает широкой дисперсией, четко, и в тоже время воздушно обозначая в пространстве россыпи тарелок, колокольчиков, треугольников, и хорошо согласуется с СЧ. Быстрое, детальное, динамичное звучание средних частот с разнообразием тембральных оттенков позволяет прочувствовать настоящую химию между колонками и музыкой. Scansonic MB6-B работали сложно и интересно, не скажу, что с колоссальным диапазоном возможностей, но уверенно забредали не на свою территорию, поэтому идея раскачать большие помещения изящными акустическими системами обрела зримое подтверждение.

Все мои опасения, что придется «подсматривать» в замочную скважину в поисках большого звука, рассеялись как дым.  Разработчикам удалось нащупать свою нишу и заполнить зияющую пустоту в сфере компактных и относительно доступных многожанровых громкоговорителей, способных прекрасно звучать в дальнем поле. Используя весь доступный арсенал — рояль, БСО, гитару, перкуссию, электронику, многочисленные вокальные композиции и музыку тяжелого дивизиона, я вновь и вновь возвращалась к мысли, что визуальная сторона никак не вяжется с реальными возможностями колонок.    

image-17.png

По сути, громкоговорители Scansonic MB6-B — это диалог двух разных конструкторских школ, поверх которого наверняка можно еще что-нибудь со временем сказать, но надеюсь, что это будет в более сдержанной форме и без манифестации диаметрально противоположных творческих приоритетов. Приятного прослушивания

Автор текста и фото: Анна @antip

 

Читать статью полностью на Soundex.ru

Link to comment
Share on other sites

И опять шипы((... Элементарные войлочные подушечки для мебельных ножек - и дешево и эффективно. В свое время отмучился с шипами так и не получив удовлетворительного эффекта 

  • Like 1
  • Confused 1
  • Sad 1
Link to comment
Share on other sites

4 часа назад, perunK сказал:

И опять шипы((... Элементарные войлочные подушечки для мебельных ножек - и дешево и эффективно. В свое время отмучился с шипами так и не получив удовлетворительного эффекта 

Подушечки эти могут сильно испортить звук. Если уж надо совсем хорошо, то это ISO Acoustics

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

×
×
  • Create New...