Обзор. Акустические системы Børresen X3. Гиперболоид инженера Боррисена - Акустические системы - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Обзор. Акустические системы Børresen X3. Гиперболоид инженера Боррисена


antip
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

  • Moderators

IMG_7470-copy-sh-denoise-sharpen-1140x76

Прошедший 2023 год для Audio Group Denmark стал годом перемен и новых возможностей. Датчане в очередной раз реанимировали витающий в воздухе запрос, перезагрузили матрицу и решили порадовать своих почитателей новыми акустическими системами Børresen X3 с относительно привлекательной стоимостью. Появление этих колонок — предложение для России свежее и одновременно наиболее гармонирующее с реальностью. Главной целью при создании серии Х было перенести конструкторские решения и запатентованные технологии своих премиальных серий в более доступный сегмент.

История знакомства Ларса Кристенсена (Lars Kristensen) и Майкла Боррисена (Michael Borresen), у любого, кто знаком с биографиями великих конструкторов и инженеров-электронщиков, должна с первых же строчек вызывать ассоциации с «где-то я это уже читал». Оба были молоды, полны честолюбивых планов и каждый впоследствии «напишет» свою историю, связанную с High End индустрией. По образованию Майкл инженер-механик и проектировщик электротехнических устройств, поэтому вопрос о воплощении своего увлечения в жизнь практически не стоял. Внутренний дисбаланс и цепочка маленьких счастливых совпадений запустили колесо фортуны и привели Майкла в погоне за первым опытом в коллектив компании Ortofon. Новейшими инструментами в работе с новыми технологиями и материалами он обзавелся уже после участия в проектировании и разработках для транснациональной корпорации электроники Philips, откуда вынес неубиваемый интерес к ленточным твитерам.

IMG_5215-Medium.jpg

В свою очередь, у Ларса в 1992 году за океаном начался «роман» с компанией Nordost, которая в то время была больше связана с военной и медицинской промышленностью.  Участие в разработке самых известных кабелей от классических до легендарных принесло уверенность, что «стандартное решение никогда не позволит добиться результатов». Стремление не просто вывести компанию на High End рынок, но и покорить его, принесло плоды, хотя в начале пути задача казалась невыполнимой, учитывая, что любая сложносочиненная технология, суть которой заранее максимально «разжевана», обычно не вызывает доверия. Чтобы просунуть в закрытую дверь хотя бы руку, Ларсу постоянно нужно было крутиться— общаться в нужных местах и с нужными людьми, участвовать в выставках, сравнениях и интервью. Несмотря на внезапно «рухнувший» на голову головокружительный успех и бесконечные презентации, Ларс остался в своем уме и не забыл про Майкла, который присоединился к «кабельной» теме и задержался в Бостоне на несколько лет. Но для Майкла это было отклонением от генеральной линии и его талант инженера-разработчика выходил далеко за рамки изготовления кабелей, тем более судьба настойчиво подкидывала ему постоянную величину его профессиональной жизни — акустические системы.

В 2001 году Майкл уже вместе с Ларсом создают ныне всемирно известный бренд Raidho, развивают его до полной амортизации, и в 2009 году продают датскому холдингу Dantax. В 2012-2014 годах под управлением концерна были основаны две новые компании: Ansuz (коммутация) и Aavik (усилители и источники), а также выпущена новая линейка громкоговорителей Scansonic. Вскоре Майкл и Ларс окончательно распрощались с Nordost и Dantax, при участии третьего акционера выкупили Ansuz и Aavik, а в 2019 запустили новый бренд акустических систем Børresen Acoustics. У компании появилась новая вывеска UpperLevel APS, которая в конце 2020 года превратилась в Audio Group Denmark. Основные идеи времен Nordost и Raidho по-прежнему остаются актуальными и в новой компании, а патологическая серьезность всей затеи и характерная для этих скандинавов работоспособность позволяет Майклу и Ларсу уже более 20-ти лет смотреть в одном направлении, хотя, казалось, что они вспахали эту ниву уже вдоль и поперек. Тем не менее, авторской смелости, свободы и, собственно, содержания у них прибавилось, невзирая на то, что Майкл и Ларс черпают вдохновение из тех же источников, которым кланяются в пол большинство разработчиков. И выигрывают не только за счет неординарных решений. Причина успеха проста и банальна — большинство производителей акустических систем не производят то, что является в звуке краеугольным камнем — динамики. Не у всех есть капитал для инвестиций в производственные мощности, да и современные драйверы делать очень хлопотно и затратно. Audio Group Denmark владеет собственным производством в Ольборге (Cеверная Ютландия) и по интенсивности запатентованных технологий способны дать фору многим коллегам по цеху.

IMG_5177-Medium.jpg

Собирательный образ руководителя компании, успешно сочетающего свои обязанности в широкой зоне ответственности — мечта любой команды. Если компанию возглавляют увлеченные люди, которые буквально «штурмуют» каждый проект со множеством нереализованных задач и наработок в области аудио, то большинство из них могут слишком медленно обеспечиваться экспертизой работающих в компании профессионалов.  В 2022 году Audio Group Denmark вынуждены продать 35% своих акций инвестиционной компании Vækst-Invest (с заменой генерального директора) для расширения бизнеса и финансированию текущих разработок. При этом основатели компании сохранили свои доли. Преимущество прямых вливаний позволило Ларсу и Майклу сосредоточиться на продажах и дизайне, поэтому в течение  нескольких месяцев появились две новые серии акустических систем, начального и премиум-класса, серия усилителей Aavik, разработанная совместно с  присоединившимся к компании в 2021 году Флеммингом Расмуссеном (Flemming Rasmussen), а также совершенно новый бренд Axxess — квинтэссенция всех предыдущих продуктов, упакованных в финансово доступный формат. Сегодня Audio Group Denmark представляет четыре направления, задействованных в различных областях аудио, считая своей сильной отличительной чертой селективность выбора. Что касается акустических систем, то в настоящее время компания располагает четырьмя сериями громкоговорителей: серией X, серией Z, серией O и новой серией премиум-класса M. Это означает, что они снова в одном строю с гигантами отрасли.

Идеальные формы

Заполняя пробел в ассортименте громкоговорителей, Audio Group Denmark впервые представили прототип акустических систем Børresen X3 на выставках 2022 года в Мюнхене и на Capital Audiofest (США).  На тот момент они являлись отправной точкой бренда и единственными в серии. Это продлилось недолго, так как Майкл и Ларс, нащупав успешные коммерческие формулы, интенсивно принялись разрабатывать золотую жилу. На выставке в Мюнхене 2023 года компания торжественно объявила о премьере флагманов Børresen X6, а недавно появилась официальная информация, что на HiEnd Asia 2023 в Сингапуре представили Børresen Acoustics X2, которые появятся в продаже в 2024 году. 

В новой серии Х Майкл Боррисен остановился буквально в шаге от того, что мы привыкли называть Ultra-High End, при этом ухитрившись соорудить самый надежный мостик между своими премиальными продуктами и качественным, но более доступным предложением. Были предприняты определенные шаги, позволяющие удешевить производство, не затрагивая качества запатентованных решений. Раньше Audio Group Denmark считали принципиальным создавать свою продукцию на 100% «made in Denmark». Теперь одной из точек равновесия было решение изготавливать корпуса Børresen X3 в Китае, оставив всю остальную сборку на производстве в Ольборге, и это не тот случай, когда виски выдерживают в бочке из-под пива. Иногда практичность может торжествовать над принципами.

IMG_5249-Medium.jpg

Плавные грани и узнаваемый внешний вид Børresen — первое, что бросается в глаза, но это далеко не все, чем эти колонки способны удивить. Влияние скандинавского начала выразилось в пристрастии к сдержанному дизайну и в цветовом решении. При весе 55 кг и почти полном отсутствии прямых углов и параллельных сторон, размеры колонок варьируются от 22 см в ширину (передняя панель) до 6 см (вогнутая задняя панель). Имея спереди и сзади изящные габариты, которые идеально впишутся в любой интерьер, сбоку акустические системы выглядят достаточно объемно — тут эта иллюзия усиливается с помощью черного (или белого) рояльного лака. Возможно, кому-то такое клиновидное сужение конструкции покажется нерациональным, но на самом деле здесь все продумано до мелочей. Непараллельные боковые стенки противодействуют возникновению стоячих волн, а методы борьбы с резонансами в компании возведены в абсолют и прослеживаются практически везде и во всем. Корпус сделан из плотного древесного композита, выбранного за антирезонансные свойства, спереди и сверху имеет карбоновые вставки, а собранная из нескольких объемов рабочая плоскость лицевой панели играет роль непроницаемой для резонансов метафизической константы. В комплекте с акустическими системами идет тяжелая платформа с регулируемыми опорами, которые обеспечивают развязку колонок. Для подключения к усилителю предусмотрены два акустических поста, которые принимают разъемы типа «лопатка», «банан», или оголенный провод.

Акустическое оформлению Børresen X3  2,5 полосное фазоинверторное, выполненное с использованием СЧ/НЧ и НЧ драйверов с задним расположением шести тщательно откалиброванных и настроенных портов (2 на мидвуфер/4 на низкочастотные динамики). Седьмой, более компактный порт служит для вентиляции твитера и позволяет компенсировать колебания и давление воздуха, который из-за дипольной конструкции образуется в задней части магнепланарного, или, как многие считают, ленточного динамика. Концепция 2.5-полосных акустических систем такова: один (или пара) динамиков обрабатывает только низкие частоты, а один (или пара) других обрабатывает как низкие, так и средние частоты, при этом твитер имеет свою законную полосу. 2.5 полосы вместо традиционных двух или трех полос, по словам Майка, позволяет избежать стыков между низкими и средними частотами на критически важном голосовом диапазоне, несущем потери энергии из-за фазовых сдвигов, вносимых фильтрами даже при вполне ровной АЧХ. Хотя многие сталкивались с красивыми графиками, которые совершенно не оправдывали заурядного звучания, и наоборот. В некоторых рецензиях акустические системы стали жертвой некоего штампа, которому до сих пор не удалось дать объективную оценку, но на самом деле все сводится к усиленному стремлению разработчиков адаптировать слушателя к отнюдь не простым для восприятия условиям воспроизведения. Иногда впечатление может быть испорчено отражениями в неподготовленном помещении.

IMG_5251-Medium.jpg

Главным отличием Børresen X3 от своих премиальных собратьев стали 4.5’’ НЧ и СЧ НЧ-динамики с диффузорами крупного «шахматного» плетения. Сама мембрана серии X состоит из трех слоев, спрессованных в единую диафрагму: два слоя из особого углеродного волокна “Spread tow” и 4-мм сердечник из уникального арамидного сотового материала Nomex®, ставшего определенным стандартом для легких материалов сердцевины сэндвич-композитов. Так называемый “расправленный жгут” представляет собой раскатывание отдельных волокон в более тонкие и широкие формы. Например, очень прочный жгут из углеродного волокна шириной 3 мм можно растянуть в ленту шириной 15 мм. В результате получается очень тонкая и легкая ткань, чрезвычайно жесткая, поэтому у нее феноменально низкий резонанс и потрясающие возможности в плане звука.  Диафрагма не только однородна по своей массе, но и благодаря ориентации «расправленного жгута», радиальная жесткость равномерно распределяется по всей площади поверхности и резонанс мембраны практически исключен.

В конструкции СЧ\НЧ и НЧ динамиков используются двойные медные колпачки на кольцах полюсов, что было позаимствовано из серии Z. Магнитное поле этих колец противодействует изменению магнитного поля самого магнита, что делает более пологой кривую индуктивности и снижает общий электромагнитный резонанс. Более низкая индуктивность, по мнению Майкла, генерирует меньше пиков на кривой импеданса, что благоприятно сказывается на усилителе ввиду снижения на него резистивной нагрузки.

IMG_5227-Medium.jpg

Низкочастотные динамики добавлены на переходе нижнего баса к мидбасу первым порядком на 160 Гц, далее СЧ/НЧ динамик с помощью сложносочиненного разделительного фильтра с параллельной схемотехникой стыкуется с магнитостатическим динамиком на частоте 2,5 кГц, эффективная полоса воспроизведения которого простирается до 50 кГц. Твитер, используемый в серии X, идентичен твитеру любого другого громкоговорителя Børresen, но учитывая характер рассеивания, к его конструкции добавлен волновод, определяющий диаграмму направленности, который действует как неглубокий рупор, поэтому его расположение несколько отличается от колонок более респектабельных версий. Ленточная мембрана, изготовленная из арамидно-нейлоновой плёнки с нанесенной на нее алюминиевой токопроводящей дорожкой массой всего 0.01 грамма, которая поставляется проверенным поставщиком из Великобритании, отличается чрезвычайной точностью, прочностью и термостойкостью, и в совокупности превосходит прежнюю технологию ленточного твитера Raidho. Однако в серии X его конструкция имеет незначительное уменьшение массы как неодимовых магнитов, так и железа. Эти небольшие упрощения сказались на чувствительности и на этот раз разработчики получили не 94 дБ, а 88 дБ, что, по большому счету, для пользователя может повлиять лишь на подводимую мощность усилителя. В моем случае это не вызывало никакого беспокойства, так как в тестировании принимали участие моноблоки D’Agostino Momentum M400 мощностью 800 Вт (4Ом), а в качестве источника/предусилителя — DCS Rossini Apex DAC.

Тестирование началось с тягучего балладного материала с использованием вокальных мелодических «крючков», который годился как нельзя кстати для первого впечатления. Во-первых, удивило неожиданно свободное и полнокровное звучание. Во-вторых, невероятная глубина, пластика, отличная передача низкого, даже немного «шершавого» вокала, благодаря акустическому комфорту и виртуозному владению перспективой, создавали максимально натуральные образы. Что-то родственное удалось сотворить и голосу Аллы Пугачёвой под музыку Микаэла Таривердиева. Звук содержал ровно столько прозрачных ностальгических аллюзий, сколько требуется, чтобы в полной мере соответствовать глубинному шаблону, сформированному непреходящим национальным интересом к пению под гитару, при этом не спекулируя эмоциональной составляющей. Иными словами, современно и одновременно практически без потерь в аутентичности. В хорошо и грамотно обработанной комнате шоурума звучание Børresen сразу выделяется высокой степенью прозрачности с абсолютным разрешением на СЧ/ВЧ диапазоне и на слух воспринимается как ровное, «сшитое» без каких-либо акцентов на отдельных частотных отрезках. Это позволяет расслышать малейшие интонационные оттенки на вокале и характерные тембры музыкальных инструментов, которые не просто локализуются, а еще как бы просачиваются в реальность. Чем выше энергетика фонограммы, тем больше чувствуется, что образ материален. Правда, иногда возникало ощущение, что прослушивание некоторых вокальных упражнений имеет смысл только на умеренной громкости, так как при сильном прибавлении уровня рисунок голоса становится более «напряженным». Это проявляется в большей степени на грудном вокале в зоне «турбулентности» высокой певческой форманты и на некоторых инструментальных композициях. Впрочем, на общий тональный баланс это совершенно не влияет, и если не крутить зверским образом ручку громкости, то вы получите просто потрясающий звук. Перед основным тестированием мы подключали эти колонки к другим моноблочным усилителям, которые немного «приземлили» звучание и пропала та удивительная прозрачность и легкость, которая придавала музыке своеобразную утонченность. Поэтому могу сделать скоропалительный вывод, что многое зависит от характера усилителя, Børresen X3 совершенно беспристрастны. Из других особенностей хотелось бы отметить направленность — она у колонок достаточно серьезная. Стоит отойти в сторону, и незаметно из восьмого ряда вы переместитесь на галерку.

Басовый регистр, отчетливый по структуре, умеренный по глубине, быстр и подвижен, поэтому внутренний драйв композиции благодаря экспрессивной динамике передается молниеносно. Лишенная беспочвенного оптимизма, я пыталась, но мне не удалось придраться к нижнему диапазону по части «простреливания» на 60-70 Гц, с которым мне пришлось столкнуться при прослушивании более старших колонок в необработанном помещении. Акустические системы без труда справлялись с треками, которые в оригинале отличаются весьма кривобоким устройством, и на которых дилеры на выставках избегают демонстрировать свои системы. Особенно это слышно на специально записанных фонограммах с подъемом на низких частотах. Возможно, тайные технологии Майкла и Ларса все же сыграли изрядную роль в затемнении понимания результата происходящего и размыли границы непонятного почти до полной прозрачности.

IMG_2627-Medium-1024x730.jpg

Поющие в темноте

Есть еще один конек у Børresen X3 – это комфортное, совершенно ненапрягающее звучание.  Скурпулезная точность и детальность не «нагружали» даже после долгого прослушивания. Если попробовать разобраться откуда возникает ощущение комфорта, то первое, что приходит в голову — слитность, сыгранность во всем диапазоне, от самого низкого баса до точеных и прозрачных верхов. Темные паузы при воспроизведении отличались от обычной тишины в шоуруме и были представлены на чрезвычайно широкой и достаточно глубокой сцене. Из-за этого усиливалось ощущение особой среды, под влияние которой вы попадали сразу после включения системы.

 Не исключено, что какую-то роль в этом случае сыграла технология дизеринга, рожденная после того, как в Nordost была разработана линейка продуктов под брендом QRT™. Quantum Resonance Technology™ позже будет использована практически во всех новых кабелях и устройствах, даже в кроссоверах акустических систем Børresen, но уже под другим названием. На самом деле эти идеи не новы. Существуют промышленные фильтры, которые используют добавление частот в сеть переменного тока для достижения ее стабильности и других желаемых результатов. Принцип добавления шума или внешнего сигнала к аудиосигналу или на какой-то компонент аудиосистемы не является чем-то необычным. Как и не является необычным, что разработчики вознамерились не просто поразить воображение слушателя, но и по возможности пробраться прямо внутрь его черепной коробки.

IMG_5253-1024x847.jpg

Жесткий «монтаж» конструкций многосоставных композиций буквально «приколачивал» отдельные инструменты к своему месту в оркестре, что ставило эту музыкальную форму в выгодную позицию, а оркестровому орнаменту от пролога до стремительной кульминации дышалось более вольготно, компенсируя немного подсушенное звучание. Сам звук можно охарактеризовать как прохладный и быстрый, с корректной передачей тембральных нюансов, но без теплых оттенков, то есть абсолютно без окраски.  Обертона ненавязчивы, и в то же время прекрасно различимы.

 Отношения Børresen X3 с электроникой — отдельная тема. Проще всего было это понять на нуарных атмосферных «медляках», которые звучали по всем «старорежимным» правилам, но с добавлением третьего измерения. Несоответствие масштаба эпичного космического саунда со скромными размерами колонок выглядело таким безмятежным и уверенным, что этот факт делал происходящее в большой архитектуре шоурума еще более пространственным и рельефным.

Рок-баллада — тоже неожиданно хорошо. Здесь голос Дэвида Ковердейла — это музыка, инструмент, действующий наравне с гитарой. Можно расслышать, что живая запись еще не содержит неизбежные для любого певца в возрасте потери в вокальном диапазоне, но голос уже отличается от фирменного пружинистого саунда времен Deep Purple. Квадратура романтической баллады, записанной на живом концерте, особое фокусирование образов и тембральная насыщенность словно замедляют течение времени и завораживают не хуже канонической версии.

IMG_5239-Medium.jpg

С точки зрения универсальности, осязаемой нити, которая соединила бы в этой системе олдовый рок-н-ролл и, например, современный синти-поп, не существует, при этом старый рок для Børresen X3 — такая же самовоспламеняющаяся субстанция, как и любой другой жанр. Непременные условия горения: качество записи, подготовленная комната и дружелюбные компоненты.

Ревьюверам предстоит еще не раз препарировать эти колонки, чтобы попробовать уложить все впечатления в алфавитном порядке. А негласный посыл Майла и Ларса для своих будущих клиентов звучит так: любой каприз — за ваши деньги, а все ваши капризы нам известны заранее.

Состав системы:

 Акустические системы - Borresen X3 
2.5-полосные напольные АС (динамики: ленточно-магнепланарный твитер BØRRESEN, СЧ/НЧ 1x4.5", НЧ 2x4.5", частотный диапазон: 35-50000Гц, чувствительность: 88дБ, импеданс: 4Ом, рекомендованный усилитель: выше 50Вт, исполнение: черный лак или белый лак, размер: В1290хШ345хГ607мм, включая основание, вес: 55 кг).
 Усилитель - DanD’Agostinomomentumm400 MonoblockAmplifier
 Источник/предусилитель - DCSRossiniApexDAC
 Межблочный кабель - AnsuzD2 XLR
 Силовые кабели - CamminoM 15.3 ReferencePowerCable
 Акустический кабель - Cammino SPK 14.4 Reference
 Ethernet кабель - Ansuz D2 Ethernet
 

Автор текста и фото: Анна Гурьянова

Тестирование проводилось в шоуруме салона Huge Sound

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

Запись звука АС

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

×
×
  • Создать...