CARA небесная - Акустика помещений - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

CARA небесная


Jazzman

Рекомендованные сообщения

Ну, вот наконец-то отделка в квартире закончена. Почти. :) Осталось немного с мебелью разобраться, шторы не везде, в кладовке соорудить полки для хранения всякого разного и т.д. Можно вплотную заняться и КДП. Собственно под нее отведена можно сказать отдельная комната. Размеры 5,79х3,43м (почти 20 кв.м), высота потолка 2,7м. Хотелось бы наверное побольше, но нет возможности. Далее немного о том, что было сделано. Замечу, что старался учесть все полезное, что почерпнул в Интернете, в том числе и на этом весьма полезном сайте. Если что не так понял и сделал косяк - сам виноват. Посоветуйте как поправить. :)

post-2124-1178458560_thumb.jpg

Чтобы меньше досаждать соседям во всей квартире была снята старая стяжка, которая к тому же оказалась очень некачественной (трескалась, толщина не по уровню и т.д.) и положена новая по принципу плавающего пола. Сначала был уложен Изолон ППЭ 3010 10мм, затем бетонная стяжка с армирующей сеткой толщиной 5-6см. Стены практически все пришлось либо ровнять, либо обшивать листами гипсокартона, т.к. строители возводили их явно на глазок. В КДП к стенам крепился металлокаркас (через виброизолирующую ленту), поверх двойной слой ГКЛ, а внутрь минеральная вата для дополнительной звукоизоляции. Опять же без ваты хороший барабан получился бы.

post-2124-1178457324_thumb.jpg

Как видно из рисунка (делал мой знакомый в Архикаде когда я еще проектировал отделку квартиры), потолок целиком закрыт плитами подвесного потолка Ecophon Focus размером 120х60см, толщиной 20мм, относ от потолка 10см. Можно было, конечно, и фотографию сделать, но пока на ней нет книжных полок, которые обязательно будут, т.к. другого места в квартире для них просто нет, а книжек много. Мы с женой из того поколения, которое много читало, т.к. в пору нашей юности не было компьютеров, Интернета и MP3-плееров. Прошу прощения - отвлекся. :)

Пол в КДП покрыт подложкой из вспененного полиэтилена 2мм, а затем ковровым покрытием с мягким, но невысоким ворсом. Комфортно ходить босиком, можно лежать на полу с книжкой - просто класс!

Надо сказать, что примерно в середине длинной стены (там где книжные полки) сделаны 4 евророзетки куда протащен отдельный силовой кабель сечением 4 кв.мм от своего пакетного выключателя на щитке в кладовке (а туда на всю квартиру общий электрокабель 10кв.мм). То есть на этой линии ничего больше нет. Аппаратура установлена на стойку как раз посередине и не надо никаких удлиннителей/разветвителей/фильтров и прочего. От усилителя до розетки напрямую только с палец толщиной кабель питания Real Cable 3х4кв.мм (покупался отдельно).

Теперь собственно вопрос. Сейчас колонки установлены так:

post-2124-1178459641_thumb.jpg

В принципе, с точки зрения перемещения по комнате удобно. Сижу слушаю музыку, могу взять книгу или компакт-диск с полки, не мешаю жене при необходимости пройти на балкон, вся центральная часть комнаты свободна. Диван чуть отодвинут от стены так, что голова у меня примерно в 35см от стены. Очень хорошо, т.к. на старой квартире было впритык и на звук это влияло в худшую сторону. От головы до каждой из колонок 2,5м, а между ними 1,8м. От стены с книгами колонки отодвинуты на 55см (фазоинвертор сзади). Колонки чуть повернуты внутрь.

Звук нравится. Почти. :) Даже не знаю что именно не дает покоя. То ли паранойя уже, то ли все пытаюсь получить такой же звук как в КДП салона Hi-Hi на Литейном проспекте в Питере о котором упоминает в хорошем смысле А.Лихницкий в известной статье "Комната для прослушивания. Рекомендации по проектированию", где я собственно и покупал свой нынешний ламповый усилитель Unison Research Simply Two (class A, 2x10W) и напольную акустику ProAc Response 2.5. Межблочник использую Nordost Red Dawn, акустический кабель Nordost Blue Heaven. Вот CD-плеер пока подкачал - старенький Marantz CD-63SE. Не могу сказать, что сильно плох. Нет, просто не в той весовой категории. Пока я в поиске. Слушал Naim CD5i и C.E.C. TL51X. Второй понравился больше, но не про них сейчас...

Мне почему-то кажется, что сильно близко расположена акустика. Не могу объяснить, что не так. Может быть достаточно сильно заглушив средне-высокочастотный диапазон мало отражений (да и боковые стены получаются далековато) и звук становится "не такой", нет чувства большого пространства. Хотя локализация инструментов хорошая, тембры нравятся, голос просто шелковый, но чего-то не хватает. Камерный джаз или струнный классический квартет звучат отлично, а вот большому симфоническому оркестру не хватает масштаба. Пути вижу два - подвигать туда-сюда колонки или совсем переставить так:

post-2124-1178461767_thumb.jpg

Во втором случае красный диван в центре комнаты сильно огорчит жену, будет мешать ходить, а колонки со стойкой под аппаратуру тоже на пути к балконной двери. Розеток в том краю тоже не предусмотрено, а значит надо будет заморачиваться с "кондиционером электропитания". Не фонтан в общем. :(

Прошу кто может помочь прикинуть с помощью программы CARA как оптимальнее расставить колонки в нынешнем варианте? Сам я попробовал покрутить программу, но ничего хорошего не получилось. В смысле того, что я не понял как с ней работать. Если это не трудно(?), то может быть кто-то набросает в программе мою КДП? Собственно, я практически все описал - комната прямоугольная, размеры есть, из чего стены/пол/потолок указал. Понятно, что это будет не истина в последней инстанции, но некоторую пищу для размышлений думаю даст.

И второй вопрос касается басов. На некоторых дисках, которые мне сильно нравятся стал иногда чрезмерно мощный бас. Например, на двойном диске Oscar Peterson 'Oscar In Paris' (Telarc, 1997) и особенно на диске Dave Grusin 'Homage To Duke' (GRP Records, 1993). Резонансы возникают на частотах примерно 40-50Hz. Про соседей я не говорю - просто слушать невозможно. Как грамотно лечить эту проблему? В том же салоне Hi-Fi на Литейном видел и щупал щиты Бекеши, но где их размещать, какие размеры и из чего делать? Пробовать делать ловушки для баса из рулонов стекловаты - те же вопросы. -_-

Жду комментариев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 17
  • Создано
  • Последний ответ

При втором, неудобном, варианте у вас возростет глубина сцены, и улучшится передача объема и акустики помещения в котором производилась запись. Резонансы могут уменьшиться прилично, если расстояние от фазика до стены будет ~ 1м.

ЗЫ Поздравляю с окончанием работ, и началом эры аудио! -_-

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Во-первых, поздравляю!

Во-вторых, 40-50 Гц никакими ловушками не поймать, если только не рожать резонаторы Гемгольца. Басы хорошо настраиваются передвижением АС вперед-назад, влево-вправо. При этом изменяются возбуждаемые моды и можно постараться подровнять АЧХ снизу. Обычно я на диван сажаю микрофон так, что бы он находился на уровне ушей, а человека заменяю подушками. Далее в спектролабе смотрю АЧХ по розовому шуму и подбираю положение АС. Очень сльно влияет. При такой настройке хорошо понимаешь как может изменить звучание подвижка АС на несколько милиметров. Сначала по-очереди левая, правая, потом вместе. И так несколько итераций, пока не останавливаешься на неком оптимуме для помещения, а бывает, начинаешь обсуждать как все надо переиначить, передвинуть...

Конечно плохо, что до стены сзади близко. Надеюсь она хорошо задемпфирована?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Подвигайте колонки на слух для начала. И двигайте их на несколько сантиметров сразу, чтобы уловить основные изменения. Затем уже совсем маленькие перемещения помогут настроить детали. Если Костин метод вам доступен - еще проще. CARA же больше даст общее представление о расстановке АС, с поправкой на неточность свойств заведенных в нее материалов обработки помещения и показателей АС.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Попробуйте следующее, на примере этой картинки

http://soundex.ru/forums/index.php?act=Att...post&id=823

Акустику выдвинте вперед еще на 0,7-1 м, примерно чуть дальше уровня светлой декоративной панели на стене.

Диван сместите к задней стене, если есть возможность, поставте так, чтобы голова слушателя была ~ на расстояниии 0,6-0,7 от стены.

Если нет желания таскать диван, просто поставте в это место стул.

При этом расположении подвигайте акустику и точку прослушивания в течении, скажем, 3-х дней. Вам все станет, ясно.

Почитал про звукообработку. На СЧ, случаем, нет эффекта "сухости"?

PS/ Рекомендовал бы Вам послушать ваши проаки с хорошим транзисторным усилителем. Чувствительность у ваших Проаков 84 по паспорту, 83 db/m по измерениям...

http://www.stereophile.com/floorloudspeake...oac/index3.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вовтором варианте лучший звук будет,если весь комплекс всместе с диваном отодвинуть так чтоб примерно от Ас да задней стенки было

1.3-1.4 расстояния до боковых стен от Ас,но бяда всех этих комнат-балкон,туды его в качель..Вместо дивана можно более маленький,двуместный диванчик или широкое кресло

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

При втором, неудобном, варианте у вас возростет глубина сцены, и улучшится передача объема и акустики помещения в котором производилась запись. Резонансы могут уменьшиться прилично, если расстояние от фазика до стены будет ~ 1м.

ЗЫ Поздравляю с окончанием работ, и началом эры аудио! -_-

Мои худшие опасения получают подтверждения... Видимо, придется и этот вариант попробовать после того как окончательно решу, что текущий не годится. Фазик действительно хочется отодвинуть еще от стены, но уже почти некуда - и так до колонок всего 2,5 метра.

За поздравления спасибо! :)

Далее в спектролабе смотрю АЧХ по розовому шуму и подбираю положение АС. Очень сльно влияет. При такой настройке хорошо понимаешь как может изменить звучание подвижка АС на несколько милиметров.

Про влияние передвижения я понимаю. Даже когда сам двигаешься на диване вперед (к колонкам) на 30-40см можно услышать разницу. А что такое спектролаб - это прибор такой или название программы на ноутбуке?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Почитал про звукообработку. На СЧ, случаем, нет эффекта "сухости"?

PS/ Рекомендовал бы Вам послушать ваши проаки с хорошим транзисторным усилителем. Чувствительность у ваших Проаков 84 по паспорту, 83 db/m по измерениям...

Есть некое ощущение переглушки, но не сильное. Вот у одного моего старого

знакомого дома сделан настоящий домашний кинотеатр для акустики 7.1 с двумя

сабами, проектором и огромным экраном. Когда говоришь в том помещении, то

кажется, что слова даже не долетают до стен и падают на мягкий пол. -_-

Пробовал слушать на его аппаратуре стерео-записи и многоканальные SACD.

Очень не понравилось.

А усилитель менять рановато. Я его относительно недавно купил и в новой

квартире не успел получить от него максимум возможного. Тем более, что

когда выбирал аппарат, то слушал в салоне именно мою связку - конкретно

мой экземпляр усилителя и эти колонки. Их уже давно не производят и я с

трудом уговорил продать мне. Были долго отложены другому. Так вот звук

меня покорил. Я очень много прослушал до этого комплектов и неплохих.

Но вот именно этот вариант услышал и сразу решил - стоп, это то, что я искал.

Теперь мне душу греет лампа (правда плеер был какой-то Accuphase).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Jazzman. Уверен, что второй вариант более удачен. расстановка вдоль широкой стены рекомендуется, если не ошибаюсь, при БОЛЬШИХ размерах комнаты, так что в Вашем случае второй вариант более адекватен. У меня сейчас ЗЯ по Рис. 1 и проблема в отсутствии глубины сцены. Только лишь частично это компенсируется бОльшим расстоянием между АС чем до слушателя (до 1.5 раз), но это лично для меня. При варианте 1 Вы никогда не будете использовать возможностей комнаты по максимуму и никакие щиты Вам не помогут. А переизбыток баса, я думаю, из-за усилителя. Это же ерунда какая-то - переизбыток. Он может быть плохо структурирован и рыхлый, необранный, тогда да. Странно, что Вам посоветовали этот Юнисон. Слабый по всем параметрам ламповый усил. Я считаю, что нет ничего хуже дешевого лампового усилителя. Вы жэе за такие деньги могли нормальный хороший транзисторник купить? Если уж брать ламповую технику-то дорогую и классную, и никакие ламповые выходы на CD не понадобятся. А с ПроАками Вы вообще можете поступить достаточно традиционно-взять мощный транзисторный оконечник и поиграться с ламповым предом. Как совет-Octave 500, например.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Странно, что Вам посоветовали этот Юнисон. Слабый по всем параметрам ламповый усил. Я считаю, что нет ничего хуже дешевого лампового усилителя. Вы жэе за такие деньги могли нормальный хороший транзисторник купить? Если уж брать ламповую технику-то дорогую и классную, и никакие ламповые выходы на CD не понадобятся. А с ПроАками Вы вообще можете поступить достаточно традиционно-взять мощный транзисторный оконечник и поиграться с ламповым предом. Как совет-Octave 500, например.

Про комнату приму к сведению и обязательно найду время попробовать. А вот про железки...

Не буду спорить, допускаю, что мой нынешний усилитель не последний в моей системе. Но до этого у меня был NAD 314 и то как звучит система сегодня - совсем другой уровень. Я недавно даже попробовал включить старый комплект (колонки и кабели тоже другие) и ужаснулся - как я это мог слушать! :) Поэтому сначала поменяю CD-плеер и добьюсь хорошей расстановки акустики, потом буду получать удовольствие и... потихоньку снова задумываться, что мне снова не хватает. :)

Однако, замечу все-таки, что ту музыку, которую я больше всего слушаю - джаз в исполнении небольших составов, с живыми инструментами и женский вокал - звучат очень классно! -_- Как-будто у меня в комнате. Опять же раньше классику тоже в основном предпочитал малых форм, а вот после покупки этого комплекта стал как-то чаще слушать большие симфонические произведения и даже оперу! Это для меня вообще что-то из ряда вон... Чего никогда не любил - оперу и балет. :)

Так что я рад, что у меня есть еще к чему стремиться. Hi-Fi - это очень интересное дело. Хотя и дорогое.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Мои худшие опасения получают подтверждения... Видимо, придется и этот вариант попробовать после того как окончательно решу, что текущий не годится. Фазик действительно хочется отодвинуть еще от стены, но уже почти некуда - и так до колонок всего 2,5 метра.

- У меня до АС по 2.1 м - и ничего, никого пока не смутило -_-

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Jazzman. Уверяю Вас, Вы также будете с ужасом про Unison вспоминать. Источник здесь дело десятое. У Вас максимум что прозрачности добавится и все. Это ламповик Вам задушит все источники. Попробуйте пригласить кого-нибудь в гости с транзом. У меня просто нет вообще никакого. Но таких ламп я наслушался "по самое не хочу", и понял, что нормальные лампы начинаются с Jadis, например. А еще лучше делать их под заказ у нас, внимательно отслеживая качество работ и деталей. Но они и получаются все равно под 5000-6000$. Это уж если к ПроАКам цеплять лампу.

Белка, у тебя прекрасная расстановка и контрль над АС, так что думаю, что и 3.8 заиграли. Вообще говоря. Комната твоя - предмет моей зависти. Я бы только окна поменял. У тебя сверлить там перестали?-_-)))

Кстати, на меня как-то накинулись на ветке за мои слова, но повторюсь. Я убежден, что любые приличные АС ОБЯЗАНЫ на ура отыгрывать малые джазовые составы и женский вокал. И как раз такие вещи не показатель уровня звука. Это условие обязательное, но не достаточное.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я убежден, что любые приличные АС ОБЯЗАНЫ на ура отыгрывать малые джазовые составы и женский вокал. И как раз такие вещи не показатель уровня звука. Это условие обязательное, но не достаточное.

+1

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Однозначно необходим разворот акустики излучением по длинной стене. Столько хороших идей вложили в комнату.....остался один шаг.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вообще говоря. Комната твоя - предмет моей зависти. Я бы только окна поменял. У тебя сверлить там перестали?:))))

- Комната ничего, а сверлить перестали! Я как увидел плоды сверлежа - просто выпал в осадок... -_-

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А переизбыток баса, я думаю, из-за усилителя. Это же ерунда какая-то - переизбыток.

переизбыток баса - вот из-за этого:

http://www.stereophile.com/floorloudspeake...oac/index3.html

характерный вид АЧХ проаков респонзов, неоднократно обсуждался, и тут, и на другом ресурсе. Абсолютно такое же поведение свойственно и старшим проакам 3.8. Хотя в реале задир по НЧ и не такой сильный (что опять-таки сто раз обсуждалось), из-за специфики получения этой АЧХ мелиссой, и проблем "переоценки" баса при сшивке измерений СЧ-ВЧ, проводимых с помощью микрофона, установленного на удалении от АС (1.3 м, вроде как), и измерений НЧ, проводимых в ближнем поле, в непосредственной близости от НЧ-динамиков. Т.е. этот метод дает систематическую погрешность в виде "горба" на НЧ. Однако же, несмотря на этот "измерительный глюк", НЧ у проаков все-таки задраны, откуда и переизбыток. Вообще на западных форумах проаки респонзы обычно обсуждаются именно в контексте их капризности и неуправляемости НЧ. Что и неизменно наблюдается в реале. Слабый усилитель только усугубляет эту проблему, но даже с матерым 250 плинием проаки 3.8 в небольшом помещениии гудят дай боже. Хотя констуктивная проблема связана с диапазоном верхнего баса, 40-50 - это все-таки комнатная мода. Можно попробовать эквалайзер, например. Почему бы и нет? Белка, насколько я помню, у себя в комнате подрезает пару частот по нижнему и среднему басу.

Эта проблема проаков, вообще-то, хорошо известна. Просто многое можно простить проакам за их чудесные СЧ, и прозрачно-деликатные ВЧ.

По поводу расстановки - у меня, кстати, расстояние от проаков 3.8 до слушателя всего лишь 2 м, и столько же - между ними. От задних стен порядка метра, от боковых - тоже. Площадь комнаты чуть меньше 17 квадратов, комната почти квадратная по форме. Не скажу, что это - бесподобно хорошо, но то, что вполне слушабельно - однозначно -_-

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Просто многое можно простить проакам за их чудесные СЧ, и прозрачно-деликатные ВЧ.

По поводу расстановки - у меня, кстати, расстояние от проаков 3.8 до слушателя всего лишь 2 м, и столько же - между ними. От задних стен порядка метра, от боковых - тоже. Площадь комнаты чуть меньше 17 квадратов, комната почти квадратная по форме. Не скажу, что это - бесподобно хорошо, но то, что вполне слушабельно - однозначно :)

Вот середина и верха меня и покорили, хотя бас в салоне звучал безукоризненно. Так там и помещение эталонное. Вчера вечером перечитал статью Лихницкого, посчитал на калькуляторе рекомендованные расстояния, основанные на "золотом сечении" (в том числе вариант для установки акустики вдоль длинной стены). Завтра высплюсь и в обед попробую подвигать. Я почему-то был уверен, что колонки от слушателя не могут стоять ближе 2,5м. Надо проверить на практике. -_-

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Белка, насколько я помню, у себя в комнате подрезает пару частот по нижнему и среднему басу.

- После того как вы у меня были, я отключил срез 40Гц на 4Дб. :) Единственный фильтр который сейчас включен - обрез частот ниже 15Гц. -_-

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...