Инвариантность частота/разрядность при дискретизации - Страница 11 - Инновации и эзотерика - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Инвариантность частота/разрядность при дискретизации


 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Для особо продвинутых математиков сообщаю: ортогональная - значит безразличная. В пределах Котельникова-Шеннона любая частота дискретизации ничего не добавит к информации.

С другой ( именно- другой! ) стороны, уровни квантования определяют вносимые потери информации, воспринимаемые как искажения. И уже невосстановимые никаким изменением частоты дискретизации.

Сигма-дельта здесь не должна также вводить в заблуждение - в ней ступенька квантования определяется порогом срабатывания компаратора и может быть сколь угодно низкой.

И, кстати, опять повторюсь - видно, В.Н. чужие мысли с первого раза только как 8 и воспринимает - обычный компаратор, создающий на выходе 0 и 1 - это идеальный квантователь с бесконечно большой!!! частотой дискретизации. Во всяком случае, для реальных компараторов - выше ( и значительно!) чем 1 Мгц. Звук все представляют? А по В.Н. -он лучше (и гораздо!) чем звук КД. Патаму шта частота дискретизации выше аж в 1000 раз, а разрядность ниже тока в 16. При этом без искажений(!!!) передастся частота аж в 300 кГц. Во как! SACD отдыхает. Здравый смысл, впрочем, также.

И, кстати, как обычно, мое неудобное предложение ДОКАЗАТЬ неприменимость Теоремы было не "замечено". Или с_л_о_в_о В.Н. - есть ИСТИНА? Причем, в последней инстанции?

Хотя о чем это я? Доказательство? Что это такое для В.Н.? Звук пустой. Это для высоколобых яйцеголовых.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 месяца спустя...
  • Ответы 317
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Опубликованные изображения

  • Moderators

Некоторые мысли по поводу HiRes и CD:"Идеальный цифровой формат"

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Глубокоуважаемый и высокочтимый Василий Николаенко!

Позвольте полюбопытствовать у Вас, как связаны известная американская (калифорнийская) корпорация Lynx Studio Technology, и Интернет-страница L:ynx Audio Высококачественные аудио системы?

Нет, ничего плохого о последних я сказать не могу за отсутствием данных. Полного отсутствия. Где они? Объемы выпуска? Доля на рынке?

И насколько объективно может судить разработчик звуковых карт о требуемых параметрах канала?

И где потерялась Ваша знаменитая формула?

И почему, говоря о разных временах установления и связанных с ними ухудшениях качества между параллельными и сигма-дельта АЦП не приведено ни одной подтверждающей цифры?

А то, что в обозримом будущем никаких новых аудиоформатов не предвидится, я дкмаю, ясно всем.

И в этом плане все разговоры о новом формате проходит по шаблону "Если бы да кабы да во рту росли грибы.."

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Позвольте полюбопытствовать у Вас, как связаны известная американская (калифорнийская) корпорация Lynx Studio Technology, и Интернет-страница L:ynx Audio Высококачественные аудио системы?

А никак не связаны :( Издержки стиля работы редакций, когда выкладывают/печатают окончательный вариант, не потрудившись предварительно с ним ознакомить аффтара...К этой же серии относится ещё пара пассажей, включая последнюю цитату с дисклеймером, редакторской правкой изменнённым с точностью до "наоборот". С Компьютерой была похожая ситуация, впрочем, спасибо и на этом.

И где потерялась Ваша знаменитая формула?

Хе-хе, подумайте сами :(

И почему, говоря о разных временах установления и связанных с ними ухудшениях качества между параллельными и сигма-дельта АЦП не приведено ни одной подтверждающей цифры?

8, нет, вернее 17!
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Та-ак-с... Несмотря на "Издержки стиля работы редакций, когда выкладывают/печатают окончательный вариант, не потрудившись предварительно с ним ознакомить аффтара.." буквально через считанные минуты после моей заметки из статьи исчезли напрочь все упоминания про Lynx и профессиональные звуковые карты...

Есть таки мошенники - "наперсточники", которых практически невозможно поймать за руку. Во всяком случае, похоже, милиция предпочитает "подкармливаться"...

Как это теперь хорошо - взял, подредактировал текст - и ты теперь уже весь белый и пушистый...

Василий Николаенко, а кто он вообще такой, этот самый Д. Андронников, чтобы ему можно было верить нА слово? Чем он рискует? Добрым именем? А откуда я знаю, что оно- доброе? Сколько он ставит - копейку или миллион?

И, пожалуйста, про циферки - подробнее. Эти " 8, нет, вернее 17!" - которые? "24-бит"? "384 кГц"?

Провторяю для особо не знающих русский язык "И почему, говоря о разных временах установления и связанных с ними ухудшениях качества между параллельными и сигма-дельта АЦП не приведено ни одной подтверждающей цифры?" - где цифры конкрентых времен установления и цифры ухудшения качества?

Или опять - чистый блеф?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

И в дополнение к вышесказанному о доверии и добром имени. Цитата с другой страницы "Мастер-класса" того же сайта: "а пушки в эталонной «Увертюре 1918 года» Чайковского "...

Комментарии нужны?

Или еще: "Один из известных и начальных факторов – характер электропитания аппаратуры, которой присущ фазовый сдвиг по току и напряжению. Он отчасти конструктивен, так как та же ошибка проникает на стадии изготовления записи. Точка баланса дрейфует подобно щепке в открытом море. Ее обнаружением занимаются различные компенсационные схемы, раздельные усилители тока и напряжения, FIR-фильтры, калибровочно-измерительные цифровые устройства."

"Строго говоря, адекватная аудио-копия получается при копировании материала в его же оригинальном формате, без преобразования данных: винил целесообразно переиздавать на виниле же, магнитофонную запись переписывать на новую ленту"

"как грамотно выразился бы здесь инженер, «частотный диапазон при большой неравномерности амплитуды сигнала»"

"Единственная проблемка, с которой сталкивается (любой расщепленный) сигнал при этом – синхронизация фазы обоих сигнальных трактов XLR."

"Цель ресивера – принять или распаковать данные, проанализировать и восполнить их недостатки с точки зрения аналогового восприятия человека и (!!!!)современного менталитета и погнать на акустику (или наушники или, может, на внешний усилитель мощности, или на запись). В этом деле аппарат опирается на все подключенные к нему компоненты системы, которые формируют звук (даже если в этот момент не включены!)."

Огромное спасибо, Василий. Давно я так не оттягивался..

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...
  • Moderators
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

наглядно

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В школу! В школу! Там как раз рассматриваются оптические иллюзии.

Или вы и слушаете как смотрите, в бесконечной полосе частот?

Отфильтруйте аккуратно, с затуханием 100 дБ на 44200 и смотрите.

А лучше передискретизировать на 4. Тогда фильтр знач-но проще...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

В школу! В школу! Там как раз рассматриваются оптические иллюзии.

Или вы и слушаете как смотрите, в бесконечной полосе частот?

Отфильтруйте аккуратно, с затуханием 100 дБ на 44200 и смотрите.

А лучше передискретизировать на 4. Тогда фильтр знач-но проще...

Про "бесконечную полоcу" - это интересно, а если уж говорить о фильтрации, то энти 100 дБ затухания нужно получить уже на Fs/2=22,05 кГц. Учите матчасть...
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Какая там у осциллографа полоса пропускания? 150-200-500 МГц? Для звука - практически бесконечность. Смотреть надо на осциллографе с полосой 20 кГц.

А 44200 - каюсь, оплошал. Но и 22,05/ 100дБ - тоже неверно. Ибо для правильной дискретизации надобно перед ней сигнал фильтрануть. А на выходе как бы и не очень обязательно.. В этом же и была одна из фишек - фильтрация на выходе получалась "даром" - за счет ограничений дин.головок и ушей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяю файлик, первый раз и не знаю как это получится :)

Это результат симуляции AD-DA преобразования, с различными частотами Fs, в МикроКапе. Конверторы идеальные 16 бит. Входной сигнал достаточно сложный (6+1.0*SIN(2*PI*T*10E6)+2.0*COS(2*PI*T*20E6)+3.0*SIN(2*PI*T*8E6)(частоты в МГц пусть не пугают, это для ускорения анализа). Частота преобразования Fs=2Fв и Fs=4*(2Fв) ( Fв=20E6), на выходе в обеих случаях фильтр Батерворта 3 порядка срез Fв. Результат на лицо :) . Учетверение частоты преобразования практически ,точность не повысила :D .post-25-1158222812_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Присоединяю файлик, первый раз и не знаю как это получится :)

Вполне нормально, спасибо, очень интересно.

Это результат симуляции AD-DA преобразования, с различными частотами Fs, в МикроКапе. Конверторы идеальные 16 бит. Входной сигнал достаточно сложный (6+1.0*SIN(2*PI*T*10E6)+2.0*COS(2*PI*T*20E6)+3.0*SIN(2*PI*T*8E6)(частоты в МГц пусть не пугают, это для ускорения анализа). Частота преобразования Fs=2Fв и Fs=4*(2Fв) ( Fв=20E6), на выходе в обеих случаях фильтр Батерворта 3 порядка срез Fв. Результат на лицо :) . Учетверение частоты преобразования практически ,точность не повысила :D
Гы, среднеквадратичное отклонение посмотрите, хотя бы по 20 отсчётам...
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гы, среднеквадратичное отклонение посмотрите, хотя бы по 20 отсчётам...

Ну Гы, так, Гы :) . Синяя входной сигнал, остальное отклонение.

Сорри, изменил картинку, добавил Fs и 4*Fs, чтоб небыло смущений :)

post-25-1158236307_thumb.jpg

Изменено пользователем Александр Грабарь
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Ну Гы, так, Гы :) . Синяя входной сигнал, остальное отклонение.

Сорри, изменил картинку, добавил Fs и 4*Fs, чтоб небыло смущений :)

{Гремит костяшкми счётов} Ну и получаем искажения в первом случае в ~11%, во втором ~4,8% (при доверительной вероятности в 95% и измерениях по 25 точкам , при средних искажениях в 8,8 % и 3,8% соответственно) - вполне законный результат, а вы говорите - лампы :D
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

У меня немного другие данные, но формула ваша вам и карты в руки.

Опс, прошу простить, но последний график не корректен, посыпаю пеплом :) , забыл учесть ФЧХ фильтров, отсюда такие дикие отклонения :D . Выложу если всё получится.

Первый график для предельной входной частоты ( входной сигнал и выходной с 4*Fs совпали), второй для Fв/4 (все графики совпали) .Картинки присоединились в обратной последовательности. Выводы теперь на лицо :) Больше графиками мучить не буду :D

post-25-1158295035_thumb.jpg

post-25-1158295058_thumb.jpg

Изменено пользователем Александр Грабарь
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

У меня немного другие данные, но формула ваша вам и карты в руки.

Какие (данные), и причём тут формула? Как то Вы загадочны...

Прикидочное построение доверительного интервала по приведённому Вами графику -post-25-1158222812_thumb.jpg (он "правильный" ?) достаточно элементарно и результат полностью соответствует сути проведённого моделирования, а именно - изучению влияния аналогового фильтра невысокого порядка на цифро-аналоговое преобразование при невыполнении условий т. Котельникова. Подобные искажения можно наблюдать и в ЦАПах AudioNote где не применяется передискретизация и используется аналоговый фильтр.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Как то Вы загадочны...
Сорри за словоблудие :)
(он "правильный" ?
Все [правильные графики последние два, ну так получилось :) . Вывод очевиден, все списать на шум квантования не получится.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Сорри за словоблудие :) Все [правильные графики последние два, ну так получилось :) . Вывод очевиден, все списать на шум квантования не получится.

Александр, боюсь наш диалог напоминает известный анекдот:

"-Приборы?

-40?

-Что 40?

-А что приборы?"

Без точного указания всех параметров моделирования, критериев оценки результатов и их численного выражения, и сравнения с погрешностью самого моделирования - разговор достаточно беспредметен и позволяет влёгкую делать выводы типа: "результат очевиден", причём каждый волен под очевидностью понимать своё...

Ещё раз, если речь идёт об аналоговом фильтре на выходе ЦАП'а без передискретизаци, 16 разрядном АЦП/ЦАП преобразовании, выбор формата (и параметров моделили) IMHO, должен быть следующим:

1. Задаём необходимую полосу с нормировенной верхней частотой (-3дБ) ну, допустм, ~20 (условных единиц, кГц, например).

2. Выбираем аналоговый фильтр n-го порядка и его рассчитываем на эту нормированную частоту.

3. Расчитываем частоту, на которой этот фильтр даст ослабление в 16*6=96 дБ, получим, допустим, ~36 (условных единиц, кГц, например).

4. Умножаем получившуюся частоту на 2 и получаем частоту дискретизации (Fs) cоответствующую т. Котельникова, в нашем примере Fs получается равной 72 (условным единицам, кГц, например).

4a. То что предлагается мной (исходя из "формулы"), - это увеличить получившуюся Fs ещё в 4 раза, оставив параметры фильтра теми же, т. е. Fs = 288 (условне единицы, кГц, например).

Естественно, оговорив, что динамический диапазон сигнала не превосходит тех-же 96 дБ.

Вот моделирование этой ситуации было бы интересно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

От же ж народ!

Во-первЫх, ФЧХ Баттерворта такая "хорошая", что черта с два выходной сигнал будет похож на входной, даже если его просто пропустить через этот фильтр.

Во-вторых, искажения выходного цигнала ЦАПа носят принципиально иной характер, чем обычные нелинейные. Они просто все находятся выше Fs - в неслышимой области и потому напрямую на слух не влияют.

В-третьих, я точно не помню, но, ИМО, в формулах Котельникова- Шеннона стоят строгие "<". То есть, использование сигнала Fв == Fs, вообще говоря, некорректно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

От же ж народ!

Во-первЫх, ФЧХ Баттерворта такая "хорошая", что черта с два выходной сигнал будет похож на входной, даже если его просто пропустить через этот фильтр.

Именно, и мы больше искажения фильтра изучаем (при моделировании)

Во-вторых, искажения выходного цигнала ЦАПа носят принципиально иной характер, чем обычные нелинейные. Они просто все находятся выше Fs - в неслышимой области и потому напрямую на слух не влияют.
Влияют, через интермоды и попадания продуктов в зв. диапазон.

В-третьих, я точно не помню, но, ИМО, в формулах Котельникова- Шеннона стоят строгие "<". То есть, использование сигнала Fв == Fs, вообще говоря, некорректно.
Я б даже сказал Fs>2Fb
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я уже и не рад , что обнаружил этот AD-DA файлик в МС :) Я вам попытаюсь обьяснить, что изображено на последних двух картинках, а уж выводы вы сами :)

Во первых, и наверное самое главное, входной сигнал, изображенный на графиках, пропущен через такой же фильт , как и на выходе т.е. его влияние (фильтра) на сравнение , значительно исключено.

Далее, использовано два формата 16/44 и 16/176 в битах и кГц (в переводе на аудио, что для симулятора по-фигу).

На первом рисунке входной сигнал это комбинация 2кГц,2.5кГц и 5кГц в результате видно, что три графика входного и выходных напряжений (IN,Fs и 4*Fs ) слились воедино. Ну нет видимых искажений.

На втором рисунке входной сигнал это комбинация 8кГц,10кГц и 20кГц ( значек < соблюдается). Результат, сигнал IN и 4*Fs также слились, а вот Fs имеет явные, назовем отклонения, но они есть.

Да, повторюсь, фльтр 3 порядок Баттерворта Fo=20кГц.

Ну вроде как всё, с какой частоты начинаются отклонения не проверял :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Я уже и не рад , что обнаружил этот AD-DA файлик в МС :) Я вам попытаюсь обьяснить, что изображено на последних двух картинках, а уж выводы вы сами :)

Напрасно, Александр, печалитесь - на мой взгляд, очень интересная лабораторная, только надо строже с постановкой задачи, а то смазанное впечатление остаётся. Впрочем, я сам этим иногда грешу :D

Во первых, и наверное самое главное, входной сигнал, изображенный на графиках, пропущен через такой же фильт , как и на выходе т.е. его влияние (фильтра) на сравнение , значительно исключено.

Методологически это не совсем правильно, но в данном случае пойдём на это, хотя надо понимать, что в реале картина "размоется" и искажения (именно от фильтра) будут как при дискретизации Fs так и 4Fs.

Далее, использовано два формата 16/44 и 16/176 в битах и кГц (в переводе на аудио, что для симулятора по-фигу).

На первом рисунке входной сигнал это комбинация 2кГц,2.5кГц и 5кГц в результате видно, что три графика входного и выходных напряжений (IN,Fs и 4*Fs ) слились воедино. Ну нет видимых искажений.

На втором рисунке входной сигнал это комбинация 8кГц,10кГц и 20кГц ( значек < соблюдается). Результат, сигнал IN и 4*Fs также слились, а вот Fs имеет явные, назовем отклонения, но они есть.

Да, повторюсь, фльтр 3 порядок Баттерворта Fo=20кГц.

Ну вроде как всё, с какой частоты начинаются отклонения не проверял :D

Да вот с ~5,1 кГц и начнутся ("Мои труды читать надо" © проф. Выбегалло). ОК, спасибо за объяснения, теперь всё понятно :D
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Методологически это не совсем правильно, но в данном случае пойдём на это, хотя надо понимать, что в реале картина "размоется" и искажения (именно от фильтра) будут как при дискретизации Fs так и 4Fs
Чем и хорош симулятор, можно делать то , что в реале ну ни как :)

А искажения, указанные выше, в данной "лаб. работе" можно увидеть элементарно, не стал я их показывать, запутал бы всех, на фоне полученного ( собственно это и была цель ) они (эти искажения ) малы и основной вклад это просачивание Fs и 4*Fs.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Александр, ну все совершенно правильно. Рассмотрим второй случай - 5,10,20 кГц.

Для 176 кГц кроме основных, будут еще частоты 156, 166, 171, 181, 186 и 196 кГц. Баттерворт их подавит полностью - более, чем на 100 дБ - и вклада никакого не будет, что и видно

Для 44,1 - будут частоты 24.1, 34.1, 39.1, 49.1, 54.1 и 64.1 кГц. Естественно, фильтр эти близкие частоты - не гармоники! - ослабит, но вклад в сигнал - будет. Что и видим. Но слышим ли?

Даже если уважить Николаенко и допустить вклад этих составляющих через интермодуляцию, то все равно, - здесь уровни сигналов порядка процента, при коэффициэнте интермодуляции системы в десятые процента - на выходе получаются интермодуляции уровня тыся чных процента - те же -90..-100 дБ.

Вот попробуйте сделать еще одну лабораторную - чтобы не этот раз у фильтра затухание в 60 дб - для картинки хватит- было на той самой 24 кГц. И посмотрите, чем будут отличаться сигналы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...