Graham Phantom 3 vs SME V - Винил - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Graham Phantom 3 vs SME V


Vitaly Indenbaum

Рекомендованные сообщения

В одной из старых веток обещал сравнить, по прибытии, Graham Phantom 3 с SME V. Тонарм пришел несколько дней назад, изрядно задержавшись (4 месяца вместо обещанных 6 -8 недель). Поделю свои первые впечатления на 2 части: техническую (установка, настройка) и "звуковую".

Оба тонарма слушались в следующем тракте:

стол: Michell Orbe на подставке SRA Ohio-Class XL+

картридж: Clearaudio Stradivari v2

корректор: Einstein the turntable's choice, подключенный к фильтру Isotek EVO3 Sigmas и регенератору Isotek Genesis One

фонокабель: Nordost Tyr

сетевой кабель корректора: Analysis Plus Ultimate Power Oval

Orbe имеет пружинную подвеску, и Phantom слишком тяжел для нее - поэтому в Michell была заказана специальная облегченная армбаза для правильного распределения масс.

Установка и настройка

Подзаголовок: "примитивизм":).

После очень комфортного в установке SME V, Phantom вызвал, мягко  говоря, недоумение. Если в первом все регулировки осуществляются винтами с микрорезьбой и калиброванными барабанами, то во втором - все руками и "на глазок". А именно: 

1. В большом основании тонарма  - длинные пазы, установка p2s  производится сдвиганием тонарма вдоль 4-х болтов. Сама по себе установка удобна: на ось платтера надевается штырь, который вставляется в отверстие в шелле - и основание затягивается. Можно отрегулировать только без картриджа - большой недостаток, с моей точки зрения: чтобы переставить тонарм на другой проигрыватель, его надо полностью разобрать. Нет элегантности SME. Кроме того, большое основание Фантома закрыло у меня болты крепления армбазы к плинту. Not good - силу затягивания армбазы надо подбирать по звуку, а тут - затянул "на глазок", и что вышло - то вышло...

2. Установка VTF - просто маразм: вращение некалиброванного винта и измерение VTF весами. Это в тонарме такого уровня? Даже в Проджекте есть калибрация...

3. Антискейтинг - и того "лучше": грузик на рычажке, как в "Вега 120". Какая уж тут точная регулировка! Как мне не хватает SME-шной регулировки на лету...

4. Лифтер - вообще анекдот: ослабляется винт сбоку, и двигается руками.

По всем этим пунктам Фантом вчистую проигрывает "пятерке".

Но есть и положительные моменты :):

1. В шелле есть пазы (как и у всех нормальных тонармов - кроме "пятерки"). У SME V можно выставить картридж только за счет изменения p2s. У Stradivari кантиливер вынесен далеко вперед, поэтому геометрия тонарма была у меня нарушена.

2. Установка картриджа очень удобна - арм вэнг съемный, и все делаетсяна столе с помощью специального приспособления. Нет танцев вокруг проигрывателя с разглядыванием кантиливера в зеркале.

3. VTA - нет слов!

4. Регулировка азимута (и довольно простая)- как мне ее не хватало! У Orbe есть механизм вакуумного присасывания пластинки к платтеру: в центре платтера небольшое возвышение ("грибок"), вокруг него - широкая канавка. Пластинка прижимается винтовым клемпом, в канавке создается разрежение, и пластинка присасывается к платтеру. При этом, однако, плоскость пластинки приобретает небольшой наклон, который приводит к нарушению азимута и, как следствие, к небольшому просачиванию правого канала в левый и к повышенным искажениям на последней дорожке. У SME, как известно, азимут не регулируется.

5. Съемный арм вэнг поначалу казался достоинством - конечно, дороже, чем съемный шелл, но зато и гораздо лучше его в силу жесткости конструкции. Думал, что наконец- то обзаведусь несколькими головками. Однако посношавшись поигравшись с выставлением VTF и антискейтинга, понял, что это вряд ли произойдет.

По технике, пожалуй, все.

"Музыкальный момент" :).

Тут все неоднозначно, революции не произошло. С одной стороны, если попасть в правильный VTA, то звук, конечно, лучше:

1. Глубокий и артикулированный бас, который на виниле мне еще не довелось слышать даже на гораздо более дорогих столах.

2. Хорошо проработанная сцена, больше деталей, все инструменты и голоса более обьемные, рельефные, чем с SME V. Сцена немного больше - но не существенно. Несмотря на более высокую резолюцию, звук стал мягче (с SME  звук был немного жестким, особенно на струнных), возможно, за счет лучшей внутренней проводки. При всем при этом звук кажется несколько аналитичным. SME V, несмотря на менее идеальный звук, был музыкальнее, возможно, из за более насыщенного среднего mid или из за идеальной синергии с Orbe (этот стол создавался под SME V). 

C другой стороны, Фантом крайне чувствителен к точной установке VTA. Прослушав пластинок 15, я с изумлением обнаружил, что SRA может существенно отличаться даже у пластинок одного периода и примерно одинаковой толщины. Только у двух из прослушанных пластинок был одинаковый SRA !  SME эти различия усреднял, большинство моих пластинок слушались с ним одинакого хорошо, с большой сценой. С Фантом ситуация изменилась кардинально: ошибка в одно деление нониуса уже портит звук (на некоторых пластинках даже половина деления). Ошибка в два деления  полностью разрушает сцену. На первых пластинках это забавляло, потом стало раздражать, и чем дальше - тем больше. Теперь прослушивание пластинки начинается с игр с барабаном VTA, первые два трека уходят на поиски заветного числа. Все удовольствие от прослушивания пропадает. В основании тонарма есть пузырьковый уровень, но толку от него никакого. Graham, видимо, предположил, что параллельность тонарма пластинке обеспечивает оптимальный звук - но это не так.

Но при этом - несколько пластинок, которые звучали ужасно и были у меня в категории "мусор" (сильные сибилянты, искажения) - вдруг заиграли хорошо с Фантомом при точном подборе VTA.

Доволен ли я покупкой? Не знаю... Танцы с VTA на каждой пластинке пока сильно напрягают.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 28
  • Создано
  • Последний ответ

Я тоже первую неделю привыкал  , зато потом просто пестня :) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

И тут я понял- какое счастье быть меломаном, иметь простенькую Регу и просто слушать музыку

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А почему не с фиксированным хедшеллом модель..
http://www.elusivedisc.com/Graham-Engineering-Phantom-III-12-Tonearm-Graham-Fixed-Mount/productinfo/GRAHP3G12/

зачем лишнее соединение в критическом месте, ставится один раз голова соотв. уровня и на несколько лет не трогается..

И еще интересный момент - почему антискейтинг грузиком? Там же как раз знаменитый MagneGlide должен быть.. по идее.

А каким шаблоном настраивали? и проверяли ли все точно после полного монтажа хедшелла?

Честно говоря, первый раз читаю про такую "чувствительность" VTA. У меня все как обычно, с горизонтального положения трубки VTA-on-the-fly тем же чуть поднимаю на слух на 180гр пласте. Все остальное играется отлично. Но и голова, и тонарм другие. Шаблон стеклянный заказной под связку, MintLP.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 

23 minutes ago, Crossfire said:

А почему не с фиксированным хедшеллом модель..
http://www.elusivedisc.com/Graham-Engineering-Phantom-III-12-Tonearm-Graham-Fixed-Mount/productinfo/GRAHP3G12/

зачем лишнее соединение в критическом месте

Шелл фиксированный, снимается арм вэнд (трубка тонарма) - целиком, от самой "башни" тонарма.

23 minutes ago, Crossfire said:

И еще интересный момент - почему антискейтинг грузиком? Там же как раз знаменитый MagneGlide должен быть.. по идее.

MagneGlide - это "привод", который создает антискатывающую силу на тонарме. А регулировка - грузиком на стержне, присоединенном к MagneGlide. Сейчас занят, если интересно - позже могу сфотографировать.

23 minutes ago, Crossfire said:

А каким шаблоном настраивали? и проверяли ли все точно после полного монтажа хедшелла?

Фантом поставляется с собственным шаблоном, который надевается на шелл и фиксируется на нем.  Регулировка производится на снятом перевернутом arm wand. На кантиливер опускается окошко со "снайперским прицелом" и ямкой для алмаза, надо добиться, чтобы кантиливер был строго параллелен линиям "прицела". Удобно.

23 minutes ago, Crossfire said:

Честно говоря, первый раз читаю про такую "чувствительность" VTA. У меня все как обычно, с горизонтального положения трубки VTA-on-the-fly тем же чуть поднимаю на слух на 180гр пласте. Все остальное играется отлично. Но и голова, и тонарм другие.

Я тоже с такой суперчувствительностью столкнулся впервые. SME V "ел" все с одинакого хорошим результатом, никакой деградации звука не чувствовал при переходе с пластинки на пластинку. Даже старый толстый винил слушался отлично без всякой подстройки VTA. Единсвенное - периодически приходилось подстраивать VTA вследствие износа иглы.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Еще вопрос.. вспомнил фото пошаговые монтажа в интернете..

А заливали ли демпфирующую жидкость (вроде синюю) в опорную чашку?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Видимо я правильно поступил, когда отказался от покупки B44 и купил новый 312-й тонарм :)

Если не считать того, что лопнул :Waks: один из двух фиксирующих болтов при затяжке, никаких проблем с настройкой не было. Ну а звук - просто праздник какой-то :D 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Остальные отзывы, в десять или больше раз, не смущают :) СМЕ - очень "английский" звук, под хорошим покрывалом королевы :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

40 минут назад, Crossfire сказал:

Еще вопрос.. вспомнил фото пошаговые монтажа в интернете..

А заливали ли демпфирующую жидкость (вроде синюю) в опорную чашку?

обязательно надо заливать там в мануале указано

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я бы на самом деле не торопился с выводами по VTA, все аккуратно проверил еще раз. Опять же, Боб вроде иногда в личке на WBF доступен. Да и вообще много очень грамотных и дико опытных дилеров, я с Jeff Catalano консультировался, потрясяющий энтузиаст и знаток с опытом.. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А колонки то какие, усь?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 hours ago, Crossfire said:

Еще вопрос.. вспомнил фото пошаговые монтажа в интернете..

А заливали ли демпфирующую жидкость (вроде синюю) в опорную чашку?

Конечно, 0.5 куб.см - как сказано. Это, кстати, еще один момент, который мне не понравился. По опыту с SME, степень демпфирования критична для звука - и там она регулируется микровинтом. В Graham сколько залил - столько залил, не убавишь. Конструкция тонарма, конечно, другая - но я уверен, что степень демпфирования и здесь влияет на звук.

2 hours ago, Crossfire said:

Остальные отзывы, в десять или больше раз, не смущают :) СМЕ - очень "английский" звук, под хорошим покрывалом королевы :D

Это Вы зря... По поводу 312-го ничего сказать не могу, не слышал - а "пятерка" очень хороший тонарм. Не свободен от недостатков - а у кого (чего) их нет ;)?

1 hour ago, Crossfire said:

Я бы на самом деле не торопился с выводами по VTA, все аккуратно проверил еще раз. Опять же, Боб вроде иногда в личке на WBF доступен. Да и вообще много очень грамотных и дико опытных дилеров, я с Jeff Catalano консультировался, потрясяющий энтузиаст и знаток с опытом.. 

"Проблема" не с VTA, а  с чувствительностью к нему. Когда настройка точная, звук очень хорош - так что это не дефект. Просто тонарм очень прозрачен - как и весь тракт, и уши излишне чувствительные :). Кстати, как-то в одном из обзоров тонармов прочитал, что точная регулировка VTA абсолютно критична. Подумал тогда - выпендривается автор. Видимо, у него был Грахам или ему подобный тонарм :).

1 hour ago, bejewe said:

А колонки то какие, усь?

Колонки - B&W 803S, у которых заменены джамперы (на Siltech 770l) и ножки (на Alto-Extremo Lyd I). Очень хорошие колонки, если к ним правильно построить тракт, сильно недооценены из за их "капризности". Акустический кабель - тоже  Siltech 770l. Усилитель: пред - Townshend allegri + (последняя версия), мощник - в поиске (пока - оконечник Luxman 507).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Все-таки не представляю, как так пользователи Грехама постоянно VTA крутят.. возможно, разница и есть, но нужно на какое-то усредненное значение ставить и жить так )) 

Насчет СМЕ - все, что слушал по сравнению с теми же Бринкманн или TW (оба наследие Breuer знаменитого) - менее resolving details при сравнимой, а то и лучше артикуляции и глубине нижнего диапазона у Brinkmann/TW. В моей "градации" SME - это тонарм некоего среднего уровня, популярный мейнстрим, легко настраивается, все для удобства. Верхние модели overprice.

Свой TW поменял бы на Graham не глядя, но дорого выходит пока.. не могу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Как и Tri - Planar. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 minutes ago, Crossfire said:

Все-таки не представляю, как так пользователи Грехама постоянно VTA крутят.. возможно, разница и есть, но нужно на какое-то усредненное значение ставить и жить так )) 

Не все крутят, лично знаю одного, который не крутит :).... Но у меня завышенные требования и перфекционисткий характер :) - из за этого и поменял SME V. По поводу последнего - Вам просто не довелось слышать прецизионно настроенный тонарм (особенно антискейтинг, который уходит даже при касании колесика, и демпфирование, настройка которого занимает дни вследствие большой вязкозти жидкости). Это очень хороший тонарм, но без точных настроек - действительно "середнячок".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Возможно... просто я все это воспринимаю на фоне наследия Breuer Dynamic, который свою надпись на трубке полностью оправдывает даже в потомках :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

32 минуты назад, Crossfire сказал:

нужно на какое-то усредненное значение ставить и жить так

У меня тот же SME. Как году в 13-м покрутил в последний раз, так больше не прикасался. И доволен. :) 

Единственное "но": слушать за последние годы стал гораздо реже, а так, возможно, не удержался бы...

По поводу пластинок, кстати, хотелось бы отметить, что считать их все "ровными" было бы некоторым заблуждением. Профили бывают разные, и не только "плоские". У огромного количество пластов толщина в известной степени неравномерна. B)

uhqrpic.jpg\

В своё время MFSL (со своим UHQR) и - гораздо позже - Classic Records очень хвастались переходом на т.н. "плоский" профиль для своих релизов, правда полностью перейти так и не удалось, и проблем в связи с этим делом стало не меньше, а абсолютно наоборот. B)

Возможно, Виталий поправит, но разве должна поверхность пластинки (условимся на всякий случай, что пластинка плоская) прогибаться при использовании Michell'a с его clamp'ом?..

13 часов назад, Vitaly Indenbaum сказал:

У Orbe есть механизм вакуумного присасывания пластинки к платтеру: в центре платтера небольшое возвышение ("грибок"), вокруг него - широкая канавка. Пластинка прижимается винтовым клемпом, в канавке создается разрежение, и пластинка присасывается к платтеру. При этом, однако, плоскость пластинки приобретает небольшой наклон

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 часа назад, Crossfire сказал:

Остальные отзывы, в десять или больше раз, не смущают :) СМЕ - очень "английский" звук, под хорошим покрывалом королевы :D

Не знаю, что плохого в "английском звуке".

SME V мне действительно "не зашёл" в своё время и был безжалостно продан :) Думаю тогда не хватило опыта разобраться, или головы были неподходящие..

Но вот 312 это совсем другое дело.. хотя по сути это тол же V - 12, у которого "отжали" половину настроек :D и добавили шелл непонятно зачем. Видимо чтобы азимут можно было покрутить :) 

Особенно неудобно настраивать VTA. Для этого по сути ничего нет. Даже в M2-12R было колёсико, которое позволяло изменять VTA на ходу.

Зато один раз настроил всё и забил :) Даже в мыслях нет что-то менять ..

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 hour ago, Jus said:

У меня тот же SME. Как году в 13-м покрутил в последний раз, так больше не прикасался. И доволен. :) 

Возможно, Виталий поправит, но разве должна поверхность пластинки (условимся на всякий случай, что пластинка плоская) прогибаться при использовании Michell'a с его clamp'ом?..

53 minutes ago, lexal2002 said:

Зато один раз настроил всё и забил :) Даже в мыслях нет что-то менять ..

У SME V действительно ничего не надо менять - как я и написAл, он одинаково  хорошо справляется с большинством пластинок, не меняя характер звука. Но периодически подстраивать VTA по мере износа иглы все же надо. Звук деградирует постепенно, так что изменения не заметны (ухо привыкает), но если, скажем, после 300 часов подстроите VTA  -сильно удивитесь.

1 hour ago, Jus said:

Возможно, Виталий поправит, но разве должна поверхность пластинки (условимся на всякий случай, что пластинка плоская) прогибаться при использовании Michell'a с его clamp'ом?..

У Orbe прогибается - это его механизм присасывания. Когда просто кладешь пластинку на платтер, она висит в воздухе. "Грибок" откручивается - в этом случае пластинка прилегает к платтеру, но звук заметно хуже.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Самое интересное забыл спросить...

а как ощущения по динамике баса и его четкости на Фантоме с какого-нибудь AnalogueProductions 45rpm  по сравнению с SME ?

и это практичкески в лоб сравнение или по памяти, так как СМЕ демонтирован и на его месте Фантом ? (этот момент не уловил что-что)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

С новоделами у меня роман не сложился, купил чуть больше 10 пластинок новодельного джаза 50-х (AP, SC, Impulse) и The Beatles in Mono - все звучало плохо: мелкая сцена и холодный звук, так что на новоделы я давно "забил".
Но записи с хорошим басом есть  не только на новоделах. Перед демонтажом SME V переслушал пластинки, по которым я проверяю систему (женский вокал, БСО, малосоставный джаз, Big Band и рок с "богатым" басом) - а потом послушал их после установки Фантома. Бас удивил больше всего  - глубокий, хорошо артикулированный и быстрый (нет "послезвучий"). В данном аспекте Фантом гораздо лучше SME V.


Кстати, о новоделах: сегодня послушал 3 (джаз от SC, Impulse и одну из Beatles). Точная регулировка VTA значительно улучшает ситуацию - появилась сцена, потеплел звук - но SC, Impulse все равно очень далеки от звука пластинок 50-х (походу понял, почему было все так плохо с SME). А вот пластинка Please, please me очень удивила - оказалось, замечательный звук (а раньше думал - барахло :blink:). 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Здорово, поскольку это основная ахиллесова пята одноопорника. Отзывов именно на эту тему очень мало по Graham.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 недели спустя...

Интересно конечно, как-то этот момент ушел из виду.. а на моем тонарме очень простая и понятная магнитная настройка антискейтинга..

Конструкция, конечно, странноватая здесь

Antiskating.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Странноватая - это мягко сказано. Простые решения для точной регулировки лежат на поверхности (например, совмещение сдвига грузика и его вращения на микрорезьбе), и стоят копейки. Думаю, что Graham просто недопонимает важность прецезионной регулировки антискейтинга.
Кстати, это старая версия тонарма - виден контрящий винт на грузике. В последней версии грузик удерживается трением.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...