Низкоомный Т-мостовой РГ (регулятор громкости) - Усилители - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Низкоомный Т-мостовой РГ (регулятор громкости)


ba0504
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Пассивный регулятор громкости (РГ). Низкоомный. По мостовой Т-образной схеме. 

     Апологетом этой концепции является Юрий Анатольевич Макаров. Сама идея была известна очень давно, придумана много десятилетий назад не им (все уже придумано до нас :) ). Но вряд ли она получила бы развитие в high-end, если бы не Юрий Анатольевич. Благодаря его энтузиазму она получила распространение у любителей качественного, достоверного звука и в последнее время находит все большее число поклонников. 

     Подсел на этот звук и я. На сегодняшний день изготовил несколько вариантов РГ и уже не представляю как можно слушать систему с активным предусилителем. Это, как говорят в Одессе: «две большие разницы».  Поскольку пассивный РГ ничего не привносит в звук "от себя", а лишь гасит избыточную мощность - то и его влияние на звук отсутствует. Т.е. сигнал передается "как есть" без каких-либо искажений. А в следствии того, что он Т-мостовой - РГ имеет неизменное сопротивление и на входе, и на выходе в не зависимости от его положения, т.е. уровня громкости, что гарантирует максимально ровную передачу всех частот на любом уровне громкости. Что касается низкоомности и зачем она нужна..., процитирую Ю.А. Макарова: "Любой высокоомный резистор будет увеличивать сопротивление, на которое будет работать источник. И это приведёт к уменьшению амплитуды тока, т.е. к уменьшению ПСН, иначе - энергичности и разрешающей способности системы. Все потери на входе в усилитель из-за высокоомного РГ невозможно позже ничем скомпенсировать НИКОГДА. Это и есть то, что я называю ИИС - интерфейсные искажения саундстейджа. Они невосполнимы принципиально. Поэтому их желательно избегать."

     Что отличает звучание системы, в которой вместо активного предварительного усилителя используется пассивный низкоомный (это принципиально важно), Т-мостовой (и это принципиально) РГ? 

  1. что отмечается в первую очередь - натуральность тембров, их естественность. Из звука уходят синтетические нотки, крикливость, гулкость и мутность. Вокал становится настолько естественным, что создается полное ощущение присутствия на живом выступлении.
  2. Исчезает как класс проблема, связанная с деградацией звука на малых уровнях - с Т-мостовым РГ даже на самой небольшой громкости и баса хватает, и артикуляция отличная и тональный баланс не нарушается. Слушать очень комфортно.
  3. Прозрачность звучания возрастает на несколько порядков. Это, кстати, может оказаться и минусом. Поскольку, очень явно становится заметна «кривизна» кабелей или компонентов, если она присутствует.
  4. Саундстейдж, т.е. сцена и локализация КИЗов становятся управляемыми и можно добиться впечатляющих успехов в их построении.
  5. Разрешение системы выходит на качественно новый уровень. Микродинамика, «воздух», качество высоких частот - кажется достигают предела совершенства.

Ниже прилагаю фото одного из РГ. Дал ему название "ba-stereo».  ba - это беспрецедентный аттенюатор. А еще это мои инициалы :). Все-таки я в него много «себя» вложил :). 

РГ собран на комбинации советских резисторов С2-29В (крайние положения) и японских угольных AMRG (основные рабочие положения), советские керамические галлетники военной приемки, разводка из ультра-чистой меди  UP-OCC от Neotech, разъемы Neutrik, корпус - оксидированный алюминий. Сопротивление 600 Ом.

0_1 РГ ba-stereo.jpg

0_2 РГ ba-stereo.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 490
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Опубликованные изображения

1.Низкоомный, это сколько?

2.Возможен балансный\комбинированный?

3.Цена вопроса?

4.Можно фото нутра?

5. Есть возможность приделать ПДУ к регулятору?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 минуты назад, Relax сказал:

1.Низкоомный, это сколько?

2.Возможен балансный\комбинированный?

3.Цена вопроса?

4.Можно фото нутра?

5. Есть возможность приделать ПДУ к регулятору?

600 Ом сделал, поскольку это можно считать стандартным значением и совместимо с типовыми аудиодевайсами. Оптимальным считаю делать сопротивления 8 кратные выходному сопротивлению источника. (можно от 5 до 10 крат)

Балансный - возможен. Я сделал такой  - он закрепился в системе у "Профессора". Но мороки с ним в два раза больше и деталей тоже. Там 176 резисторов нужно :)

Цена вопроса - разная в зависимости от применяемых комплектующих.

Фото нутра надо сделать - скину.

Пульт приделать - была одной из первых мыслей. Но с советскими галлетниками это нереально. А переходить на импортные - не целесообразно. Это отход от концепции Макарова :) ибо у наших контакты ножевые посеребреные, а у импортных ползунковые позолоченные. Качество контакта у наших существенно лучше, а для звука это крайне важно. Поэтому - только хардкор. :)Настоящий хай-енд.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасибо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я пробовал в своей системе РГ с сопротивлениями от 150 до 600 Ом (150, 220, 400, 500, 600). 

Самый хороший результат был при 400. Когда ниже - у меня начинали появляться легкие артефакты. Но в других системах - успешно применяются и на 300 и на 150 Ом.

Сделал в итоге на 600 для универсальности (мало ли источник изменится).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Crystalvoх уже давно делает пассивные балансные регуляторы. Советских деталей не применяется.

http://crystalvox.ru/production/electronics_and_cable/gi_regulator/

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

9 минут назад, ba0504 сказал:

Но с советскими галлетниками это нереально.

Я не большой знаток электроники, но если не ошибаюсь, то галетник, это переключатель входов, а я имел в виду ДУ только на сам РГ....

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

9 минут назад, Relax сказал:

Я не большой знаток электроники, но если не ошибаюсь, то галетник, это переключатель входов, а я имел в виду ДУ только на сам РГ....

Все правильно - галлетники применяются и для селекции входов.

Но в данном случае и для регулировки уровня громкости (коэффициента затухания). Это дискретный (ступенчатый еще можно назвать) регулятор с 11 положениями.

На практике - я пользуюсь 3-4 положениями.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

8 минут назад, Moskwa сказал:

Crystalvoх уже давно делает пассивные балансные регуляторы. Советских деталей не применяется.

http://crystalvox.ru/production/electronics_and_cable/gi_regulator/

Ну там же вроде сам РГ другой, дело не в пассивном, их много, кто делает, а в конструкции РГ, если я правильно понял.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну Вы же спрашивали именно балансном? Это балансный.

Конструкция там действительно другая. 176 резисторов там нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

12 минуты назад, Moskwa сказал:

Crystalvoх уже давно делает пассивные балансные регуляторы. Советских деталей не применяется.

http://crystalvox.ru/production/electronics_and_cable/gi_regulator/

Это на потенциометрах DACT CT2-50k-4.

Соответственно, не низкоомный (50000 Ом), и не Т-мостовой. Что означает принципиально другой звук.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я понял.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

56 минут назад, ba0504 сказал:

 :) ибо у наших контакты ножевые посеребреные, а у импортных ползунковые позолоченные. Качество контакта у наших существенно лучше, а для звука это крайне важно. Поэтому - только хардкор. :)Настоящий хай-енд.

Вообще то у разных по-разному. У некоторых (Seiden) серебро. Контактное сопротивление менее 5 мОм

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Андрей, а ты же вроде собирался к выставкам приехать. Может привезешь, заслушаем где-нибудь на Росхайенде. Если это технически возможно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Просто дискретный регулятор, и перекрытый Т-мост, это как говорится - две большие разницы. :)

Однако даже простой регулятор с хорошим галетником и резисторами - даёт много фору обычным движковым.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Если можно подробнее о Т-мостовом. Я так понимаю преимущество - постоянные входное и выходное сопротивление.

Два регулируемых и два постоянных в мосте (на канал)?

Но очень смущает перегрузка источника....  Часто в ттд указано минимальное 1 кОм.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 часа назад, antip сказал:

Андрей, а ты же вроде собирался к выставкам приехать. Может привезешь, заслушаем где-нибудь на Росхайенде. Если это технически возможно.

В принципе - могу свой привезти. Единственно, он серебром разведен, оно долго греется. И мне самому пока больше нравился тот экземпляр, который к Ивану поехал в Одессу. Он с медью. А серебро - классное конечно, эффектное, но на любителя.

Подумаю насчет привезти с собой. Если реальный интерес будет - возьму. Там же люди свои системы подбирали наверняка и уместно ли будет незнакомый девайс внедрять?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

26 минуты назад, Игорь-клг сказал:

Вообще то у разных по-разному. У некоторых (Seiden) серебро. Контактное сопротивление менее 5 мОм

Насколько помню, у них материал контактов - серебро, а покрытие - золото. Нельзя сказать, что это плохо. Даже хорошо. Но "наши" - более правильные с т.з. качества контакта.

21 минуты назад, Игорь-клг сказал:

Если можно подробнее о Т-мостовом.

1. Я так понимаю преимущество - постоянные входное и выходное сопротивление.

Два регулируемых и два постоянных в мосте (на канал)?

2. Но очень смущает перегрузка источника....  Часто в ттд указано минимальное 1 кОм.

1. да, верно.

2. оцениваем самым тонким прибором - ушами. На мой слух - искажения могут проявляться, когда ниже, чем пятикратное сопротивление у РГ относительно выходного сопротивления источника. Конечно, чем низкоомнее выход источника и чему у него мощнее буфер - тем лучше. Макаров дорабатывает в этом направлении свои девайсы. Но он и РГ дополняет гридликом уже на 5 Ом!!! И еще дальше планирует снижать... :)

Для сочетания же с "обычными" девайсами на мой взгляд достаточны (и безопасны) РГ с сопротивлением 300-600 Ом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

чем более мощный буфер источника, тем более можно уходить вниз. в Левинсоне 30.6 буфер на 6ом

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 минуты назад, ba0504 сказал:

Насколько помню, у них материал контактов - серебро, а покрытие - золото. Нельзя сказать, что это плохо. Даже хорошо. Но "наши" - более правильные с т.з. качества контакта.

 

Нет, чистое серебро. Без покрытия. Не плакированные, а именно цельное.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

6 минут назад, ba0504 сказал:

 На мой слух - искажения могут проявляться, когда ниже, чем пятикратное сопротивление у РГ относительно выходного сопротивления источника. Конечно, чем низкоомнее выход источника и чему у него мощнее буфер - тем лучше. Макаров дорабатывает в этом направлении свои девайсы. Но он и РГ дополняет гридликом уже на 5 Ом!!! И еще дальше планирует снижать... :)

Для сочетания же с "обычными" девайсами на мой взгляд достаточны (и безопасны) РГ с сопротивлением 300-600 Ом.

Ну а какая разница где будет буфер - в источнике или в преде перед регулятором? С моей точки зрения - никакой. Только вот сделать его можно гораздо качественнее чем в различных источниках и это будет универсальный вариант, без ковыряния источников.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 минуту назад, Игорь-клг сказал:

Ну а какая разница где будет буфер - в источнике или в преде перед регулятором?

Типа совсем унизить влияние кабеля)))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

8 минут назад, Игорь-клг сказал:

Нет, чистое серебро. Без покрытия. Не плакированные, а именно цельное.

У меня все Сайден  "трещётки" с золотом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

14 минуты назад, александр шумилов сказал:

У меня все Сайден  "трещётки" с золотом.

SG серия имею в виду. У Вас по всей видимости NEG

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, kostya kostin сказал:

чем более мощный буфер источника, тем более можно уходить вниз. в Левинсоне 30.6 буфер на 6ом

Верно! Именно поэтому у Макарова Levinson 30.6 и он ни на что его не меняет :)

Сейчас дорабатывает буфер. Будет что-то особенное.

1 час назад, Игорь-клг сказал:

Ну а какая разница где будет буфер - в источнике или в преде перед регулятором? С моей точки зрения - никакой. Только вот сделать его можно гораздо качественнее чем в различных источниках и это будет универсальный вариант, без ковыряния источников.

В активных предах, насколько я знаю, буфер не перед регулятором, а после. И вообще там такие преобразования сигнала происходят "сложные", что не может не наложить свой "отпечаток". 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...