Бережно открывая классику. - Страница 280 - Разговоры о музыке - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Бережно открывая классику.


Andrew Zhand
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

  • Ответы 7.1k
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

  • 2 недели спустя...

Уважаемые любители классической музыки!
Бывают у вас ситуации, когда хочется "поправить" партитуру произведения? Когда возникают вопросы к автору и непонимание на уровне пары тактов, или пары нот?

Осмелюсь задать вопрос Брамсу, к партитуре второго концерта для фортепиано с оркестром.

Первые такты. Божественно красивая и простая основная партия, исполняемая валторной.

Вот ее фрагмент:

1318086945_.png.e11c10e388732503c66575f494cdbadb.png

Далее идет каденция и к ней вопросов нет :).

И вот, сразу после каденции, оркестр, по задумке Брамса, должен исполнить основную партию. И вот тут влезает выделенный такт, нарушающий гармонию. Мне это режет слух. Зачем нужен этот фрагмент?

1711924211_.png.e895de2872bb4466e5d0c707ea26cc3b.png

Это только один из примеров, когда у меня хватает наглости осуждать гения. А как у вас? Есть что-то подобное в вашей практике прослушивания музыки?

ps: В данном случае знание музыкальной грамоты не обязательно. Просто послушайте фрагмент за каденцией (начало 1:48 при обычном темпе исполнения).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

13 минут назад, _Дмитрий_ сказал:

И вот, сразу после каденции, оркестр, по задумке Брамса, должен исполнить основную партию. И вот тут влезает выделенный такт, нарушающий гармонию. Мне это режет слух. Зачем нужен этот фрагмент?

здесь Брамс намеренно снижает уровень "пафоса" триумфального гимна, сводя всё на нет в некий "обыденный" лиризм приземлённого толка, собственными руками нарочито руша начавшееся было возведение победного и величественного здания, низводя его на уровень скромной и уютной каморки... это политика; ведь недаром есть поговорка "хуже поражения может быть только победа" - тут мы видим тонкую дипломатию в действии; плоды великой победы надо собирать вдалеке от внимания мира, предварительно надев маску смирения и, даже, самоуничижения, дабы "не дразнить гусей" и т.п.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

однако, в 1й части 2го фортепианного концерта Брамса, несмотря на очевидное противостояние партий солиста и оркестра, где именно солист прописан самым неуравновешенным и пребывающим на грани истерики образом в своей реакции "разброда и шатания" на предложенные оркестром варианты решений "ситуации" - там в общем итоге финал звучит в высшей степени утверждающим и обретшим согласование, где солист и оркестр подчёркнуто заканчивают на мажорном аккорде в образцовом единогласном сочетании "различий взглядов" символизируя приход к окончательному положительному мнению, хоть и после нелёгкой интриги ожидания развязки, но теперь уже всецело и бесповоротно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, шарикъ сказал:

здесь Брамс намеренно снижает уровень "пафоса"

Оркестровое тутти основной темы может только повысить пафос, особенно на второй минуте произведения. Еще нет развития основной темы, слушатель только получил ее посыл в первых тактах, проникся каденцией и вполне оправданно ожидает эту тему в оркестровом исполнении. Иногда мне казалось, что в этом месте дефект фонограммы или оркестр сбился с проторенной дороги :). Это не тянет на "тонкую дипломатию".

Но это лишь мои "тараканы". Допускаю, что нет другого человека, которому этот фрагмент кажется чужеродным.

Ps: Не подумайте плохого. Брамс один из моих любимых композиторов. Подобных (неудобных моему слуху) фрагментов полно и у других великих композиторов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, _Дмитрий_ сказал:

Оркестровое тутти основной темы может только повысить пафос, особенно на второй минуте произведения. Еще нет развития основной темы, слушатель только получил ее посыл в первых тактах, проникся каденцией и вполне оправданно ожидает эту тему в оркестровом исполнении.

а дело в том, что главная тема на пике пафоса идёт лишь в самом начале, ведь он - так и не восстановился вплоть до самого финала, поскольку был сбит фактически на взлёте, далее не набрав той изначальной силы, что имел на первичном вводе... слушатель здесь намеренно подвергнут разочарованию, будучи лишён всяких надежд в отношении "гладкого" проведения консенсуса среди противостоящих сил, но таки щедро вознаграждён по итогам более чем уверенного финала первой части.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот такие иногда мысли приходят в голову (не без доли иронии):

... в какие-то моменты вдумчивого прослушивания классического произведения я получаю особое удовольствие, когда мелодия и ее "окружение" входит в резонанс с моим внутренним миром, и тут я удивляюсь композитору: Ну нашло на него озарение, получилась дивной красоты мелодия, ну продли ты эту красоту..., хотя бы повтори... но нет, как вспышка проносится она и досада скоротечности остается, как послевкусие...

А бывает наоборот, не мудрствуя лукаво, например, Петр Ильич начинает в "остинатном ритме" бесконечно повторять и повторять довольно примитивную музыкальную фразу. Понятно, что нельзя писать только гениальную музыку, но есть же предел упрощения, ниже которого не стоит уходить мастерам подобного уровня B).

Всем хорошей музыки!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

42 минуты назад, _Дмитрий_ сказал:

в какие-то моменты вдумчивого прослушивания классического произведения я получаю особое удовольствие, когда мелодия и ее "окружение" входит в резонанс с моим внутренним миром, и тут я удивляюсь композитору: Ну нашло на него озарение, получилась дивной красоты мелодия, ну продли ты эту красоту..., хотя бы повтори... но нет, как вспышка проносится она и досада скоротечности остается, как послевкусие...

я где-то уже говорил, либо здесь или ещё где, что суть музыки не в красоте и, соответственно, не в ублажении слушателя, а в том вдохновении, которое несут её образы; ведь сам термин "музыка" быть древнегреческий, а там у них к примеру те статуи богов и героев "в огне заката" были предназначены не для просто любования, а для того что некий грек воззрит на оные и вдохновится с тем, чтобы эдак воодушевившись, затем остановить армию богатых и процветающих персов единственным отрядом, например, ибо греки же были в целом нищие, и кроме ножа у них за душой не особо чего было, вот и выезжали за счёт духа, основанного на мощнейшей идеологической накачке... посему, искусство представляет главным образом идею, а точнее идеал, с коего и обретается идеология, которая мотивирует на чрезвычайные поступки; музыка, таким образом, предоставляет не развлечение или удовольствие, а вдохновение и мобилизацию к действию, поскольку это есть экстремальный вид искусства, что очевидно из самого её звука.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 минуту назад, шарикъ сказал:

я где-то уже говорил, либо здесь или где ещё, что суть музыки не в красоте и, соответственно, не в ублажении слушателя, а в том вдохновении, которое несут её образы; ведь сам термин "музыка" быть древнегреческий, а там у них к примеру те статуи богов и героев "в огне заката" были предназначены не для просто любования, а для того что некий грек воззрит на оные и вдохновится с тем, чтобы эдак воодушевившись, затем остановить армию богатых и процветающих персов единственным отрядом, например, ибо греки же были в целом нищие, и кроме ножа у них за душой не особо чего было, вот и выезжали за счёт духа, основанного на мощнейшей идеологической накачке... посему, искусство представляет главным образом идею, а точнее идеал, с коего и обретается идеология, которая мотивирует на чрезвычайные поступки; музыка, таким образом, предоставляет не развлечение или удовольствие, а вдохновение и мобилизацию к действию, поскольку это есть экстремальный вид искусства, что очевидно из самого её звука.

Ещё слышал, что музыка в Греции сопровождала некие мистические действа /сейчас это называют драма/, которые должны были вызывать у зрителей  катарсис-  очищение души .

Думаю, что хорошая музыка, вызывая резонанс души человека, очищает. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 минуты назад, шарикъ сказал:

музыка, таким образом, предоставляет не развлечение или удовольствие, а вдохновение и мобилизацию к действию

Честно говоря, я получаю огромное удовольствие от прослушивания музыки. Вдохновение - несомненно тоже, скорее, как результат этой деятельности. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

7 минут назад, anvar сказал:

музыка в Греции сопровождала некие мистические действа /сейчас это называют драма/, которые должны были вызывать у зрителей катарсис - очищение души .

да, совершенно верно, то были пьесы Эврипида например, кои шли в сопровождении хора и музыкальных инструментов, что послужило прототипом оперы, и там в основе лежала трагедия, которая потрясала людей настолько, что выводила их сознание за пределы материальной реальности, вызывая таким образом внутреннее очищение - вышеупомянутый катарсис.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, anvar сказал:

Ещё слышал, что музыка в Греции сопровождала некие мистические действа /сейчас это называют драма/, которые должны были вызывать у зрителей  катарсис-  очищение души .

Думаю, что хорошая музыка, вызывая резонанс души человека, очищает. 

С тех пор понятие "музыка" радикально изменилось, и нынче это явление воспринимается не столь однозначно, в прикладном смысле в том числе. Конечно, ритуальная музыка (именно так), о которой, вдруг завели здесь разговор, осталась и вполне эффективно выполняет свои задачи - Вы о них сказали.Но "эмбиент", к примеру, тоже теперь музыка, и ее прикладная задача совершенно иная - никакого катарсиса там не будет и в помине. "4,33" Кейджа тоже нынче музыка, там просто иллюстрация к целой музыкальной идеологии, весьма далекой от греческой классики. Про джаз не буду - шарик сейчас возбудится.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

22 часа назад, Пешеход сказал:

С тех пор понятие "музыка" радикально изменилось, и нынче это явление воспринимается не столь однозначно, в прикладном смысле в том числе. Конечно, ритуальная музыка (именно так), о которой, вдруг завели здесь разговор, осталась и вполне эффективно выполняет свои задачи - Вы о них сказали.Но "эмбиент", к примеру, тоже теперь музыка, и ее прикладная задача совершенно иная - никакого катарсиса там не будет и в помине. "4,33" Кейджа тоже нынче музыка, там просто иллюстрация к целой музыкальной идеологии, весьма далекой от греческой классики. Про джаз не буду - шарик сейчас возбудится.

Более подробно о функции и типах музыки можно почитать в исследованиях композитора Дашкевича.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 минуты назад, anvar сказал:

Более подробно о функции и типах музыки можно почитать в исследованиях композитора Дашкевича.

Незашоренному человеку эти вещи понятны на интуитивном уровне. А потом уже начинается засирание мозгов теориями заговора мировой закулисы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

14 часов назад, anvar сказал:

Более подробно о функции и типах музыки можно почитать в исследованиях композитора Дашкевича.

большинство людей, на момент возникновения масскульта, когда все эти роки и джазы с битлами появились, сказали сразу: это вырождение, пляски обезьян, чуча-мачуча и прочий моргенштейн с рамштайном; предназначено для оглупления масс; и ясно это было всем без всяких исследований, а определено невооружённым глазом и слухом... намного позднее, выяснилось, что все эти обезьяньи шумы с плясками были продуктом вовсе не "молодёжи" - а как раз для неё, который создали убелённые сединами дяди в рамках т.н. "франкфуртской школы" для борьбы с интеллектуализацией масс и, таки да, активации в них процесса оглупления и вырождения для последующего превращения оных фактически в биомассу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

35 минут назад, шарикъ сказал:

большинство людей, на момент возникновения масскульта, когда все эти роки и джазы с битлами появились, сказали сразу: это вырождение, пляски обезьян, чуча-мачуча и прочий моргенштейн с рамштайном; предназначено для оглупления масс; и ясно это было всем без всяких исследований, а определено невооружённым глазом и слухом... намного позднее, выяснилось, что все эти обезьяньи шумы с плясками были продуктом вовсе не "молодёжи" - а как раз для неё, который создали убелённые сединами дяди в рамках т.н. "франкфуртской школы" для борьбы с интеллектуализацией масс и, таки да, активации в них процесса оглупления и вырождения для последующего превращения оных фактически в биомассу.

Ага..а ещё потом они совершили компьютерную революцию............или  таки это сделали  уже оглуплённые массы?

Зы. Извиняюсь офтоп. Не мог пройти мимо и не подДержать шарика.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

19 минут назад, novichok2021 сказал:

Не мог пройти мимо и не подержать шарика.

Подержать за что?:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 минуту назад, Пешеход сказал:

Подержать за что?:D

Блин...достала эта автозамена . :) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 минуту назад, novichok2021 сказал:

Блин...достала эта автозамена . :) 

Классно! В тему! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

40 минут назад, novichok2021 сказал:

Ага..а ещё потом они совершили компьютерную революцию............или  таки это сделали  уже оглуплённые массы?

нет, разумеется не массы, поскольку это было сделано для них транснациональными корпорациями в борьбе против национальных государств; и тут уже возник намного более подходящий термин, в итоге - вместо слова "масскульт" появилось слово "экосистема" которая представляет из себя условное "болото" что у берега украшено милыми ягодками клюквы на зелёненьком мхе, уводящими вглубь своим нарастающим количеством, заманивая простотой сбора, и незадачливый пользователь идёт собирать их в аж самую топь, которая его засасывает... масскульт же, собственно, уже отжил своё, исполнив служебную функцию подготовки базы прихода экосистемы. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 минуты назад, шарикъ сказал:

незадачливый пользователь идёт собирать их в аж самую топь, которая его засасывает уже.

Надо быть задачливым пользователем и не ходить, или ходить другими дорогами. И детей учить тому же. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

8 минут назад, Пешеход сказал:

ходить другими дорогами

это верно. но для этого требуется собственный взгляд на мир.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 минуты назад, Invertor сказал:

это верно. но для этого требуется собственный взгляд на мир.

экосистема, впрочем, не ставит цель - уничтожить всех и каждого; достаточно лишь несколько миллиардов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...