Акустический проект комнаты прослушивания "Лазурный блюз" - Акустика помещений - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Акустический проект комнаты прослушивания "Лазурный блюз"


Рекомендованные сообщения

  • Moderators

Один из самых удачных наших проектов по коррекции акустики музыкальной комнаты прослушивания. 

 

Постановка задачи заключалась в реализации относительно недорогой, но изящной коррекции акустики помещения. 
Мы корректировали и меняли форму и объем исходного помещения неправильной формы.

 

Состав проектных работ:
-компьютерное моделирование акустики помещения;
-расчет оптимального времени реверберации (RT-60);
-анализ и корректировка структуры ранних отражений;
-расчет требуемого фонда звукопоглощения;
-разработка схемы размещения и выбор ассортимента акустических материалов
-проведение натурных измерений до и после акустической подготовки помещения

В акустической отделке применялись акустические декоративные панели Topakustik (Италия) отделанные натуральным шпоном, акустическая минеральная вата Acousticwool, диффузоры Шредера и элементы интерьера, заметно влияющие на акустику помещения: открытые стеллажные конструкции.

Результат рекомендованных мероприятий удовлетворил не только клиента, но и приятно удивил самих разработчиков проекта :)

 

Задача заключалась в том, чтобы звук в относительно небольшой комнате был бы хоть как-то похож на звучание в камерном зале. 
Эта задача была выполнена полностью.
В комнате совершенно нет ощущения "комнаты". 
Даже не закрывая глаза, представляешь себя, ну скажем в каком-то клубе достаточно большого объема, где слева и справа нет никаких стен. 
Субъективно воспринимаемый объем помещения существенно больше реальных размеров комнаты.
Этого я и хотел добиться в первую очередь при условии максимально приближенной к реальности звуковой сцены.

 

post-1088-0-06859400-1433007632_thumb.pn 
post-1088-0-43856100-1433022051_thumb.jp

 

Больше фотографий по ссылке http://soundmoderator.org/viewtopic.php?f=3&t=2127

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 47
  • Создано
  • Последний ответ

Андрей, поздравляю с удачной работой!

Если удобно, пару вопросов:

Почему пере делали комнату неправильной формы в прямоугольную и какие элементы поглощали низкие частоты. Если можно, приведите график RT60. Заранее спасибо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Андрей, поздравляю с удачной работой!

Если удобно, пару вопросов:

Почему пере делали комнату неправильной формы в прямоугольную и какие элементы поглощали низкие частоты. Если можно, приведите график RT60. Заранее спасибо.

Комната прослушивания (как и студийная контрольная комната) может быть не прямоугольной, но обязательно симметричной относительно продольной оси. В комнате неправильной формы менее предсказуемо распределение комнатных мод и гораздо сложнее организовать требуемую структуру отражений. 

Неправильную форму обычно имеют студийные тон-залы, где производится запись звука и требуется высокая степень диффузности звукового поля. Но в контрольных комнатах, где нет микрофонов и производится сведение, решаются другие задачи и необходима симметрия. Иногда этой разнице не придают значения и строят комнаты прослушивания по аналогии с тон-залами студий, а это не правильно.

 

Поглощение НЧ по предварительному расчету должны были полностью обеспечить ГКЛ облицовки акустической оболочки. На всякий случай, если будет не хватать НЧ поглощения, под поглотители были зарезервированы две ниши на боковых стенах в передней части комнаты. В данный момент там установлены стеллажи для винила и CD. Прослушивание показало отсутствие явных дефектов на НЧ, что подтвердило результаты первоначальных расчетов.

 

Графики времени реверберации до и после проведения акустических мероприятий выложу немного позже.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Хорошо.Красиво...Я тоже стеллажи употребил,как акустический элемент.

Ковер очень нравится.... :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Но комната -то Большая!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Но комната -то Большая!!!

28 кв.м это не много и не мало. Из практических соображений 25-40 кв.м это оптимальный диапазон площадей для комнаты прослушивания. Акустическая подготовка комнат менее 20 кв.м и более 40 кв.м вызывает определенные затруднения. Но это не означает, что нельзя строить маленькие и большие музыкальные комнаты   :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Андрей,понимаю...

Моя ок.20м,маленькая...вот и упражнялся ...кстати- если не лень - прокомментируйте (вчера Том фотки выложил в "системах"

Ругайте - я "толерантный"... :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Результаты измерений времени реверберации. 

Кривая T60 не выходит за рамки рекомендуемых значений времени реверберации (0,45+/-0,15 с) согласно требованиям стандарта "IEC 60268-13 (2nd edition) Sound system equipment - Part 13, 1998" ни в одной из октавных полос.
Получена практически линейная частотная зависимость. Это говорит о том, что комната практически не вносит нежелательной окраски в звучание системы.

 

post-1088-0-97057100-1433163542_thumb.jp

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Андрей, если комната совсем не правильной формы, означает ли что ее практически нельзя рассчитать? Правильно ли я понял , что в неправильной комнате все-таки можно добиться хорошего звучания, но не традиционной обработкой?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Андрей, если комната совсем не правильной формы, означает ли что ее практически нельзя рассчитать? Правильно ли я понял , что в неправильной комнате все-таки можно добиться хорошего звучания, но не традиционной обработкой?

Комнату неправильной формы можно рассчитать, но с целым рядом оговорок. И точность результатов будет условной.

Конечно же мы говорим о небольших помещениях, типичных жилых комнатах, для которых просто не существует точных программных инструментов. С большими залами и спортивными аренами в этом плане гораздо проще.

Неправильные комнаты с хорошо звучащей аппаратурой это не редкость. Но ими надо заниматься и они требуют эмпирического подхода.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасибо за ответ. В вашем проекте много отражающий поверхностей и диффузоров. В качестве поглотителей первых отражений использованы итальянские панели с виду тоже имеющие большее отражение чем поглощение. Тогда как удалось убрать первичные отражения?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Спасибо за ответ. В вашем проекте много отражающий поверхностей и диффузоров. В качестве поглотителей первых отражений использованы итальянские панели с виду тоже имеющие большее отражение чем поглощение. Тогда как удалось убрать первичные отражения?

Смотрите сами на то, чем убираются первичные отражения.

Верхний график для глубины каркаса 20 мм, нижний для глубины каркаса 200 мм (справочно).

post-1088-0-66584100-1433178184_thumb.pn

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Андрей, еще один вопрос! Слежу за Вашими проектами, очень интересные. Пред последняя моя комната была разработана Португальцами Висакустик. Результат оказался очень хорошим. Имели ли Вы опыт работы с этой компанией и какая разница в итоге по сравнению с Вашими проектами?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Андрей, еще один вопрос! Слежу за Вашими проектами, очень интересные. Пред последняя моя комната была разработана Португальцами Висакустик. Результат оказался очень хорошим. Имели ли Вы опыт работы с этой компанией и какая разница в итоге по сравнению с Вашими проектами?

Моя компания является дистрибьютором Vicoustic и поэтому я  хорошо знаком с их продукцией.

Я панели Vicoustic продаю, но своих проектах не применяю. Только если клиент захочет применить именно эти панели. 

Но не спрашивайте почему... :)

И да, у португальцев есть готовые типовые решения и они их предлагают в зависимости от размера и назначения помещения. Это в первую очередь торговая компания. У каждого свой сегмент и ниша...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Результаты измерений времени реверберации. 

Кривая T60 не выходит за рамки рекомендуемых значений времени реверберации (0,45+/-0,15 с) согласно требованиям стандарта "IEC 60268-13 (2nd edition) Sound system equipment - Part 13, 1998" ни в одной из октавных полос.

Получена практически линейная частотная зависимость. Это говорит о том, что комната практически не вносит нежелательной окраски в звучание системы.

 

 

А почему для оценки времени реверберации использовались значения EDT, а не T30 (RT60)?

"Получена практически линейная частотная зависимость." - в октавных полосах. В третьоктавных кривая будет более информативна и возможно не такая линейная. Как Вы считаете? К сожалению нет возможности ознакомиться с требованиями стандарта IEC - очень дорого просят за него в интернете ;).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

А почему для оценки времени реверберации использовались значения EDT, а не T30 (RT60)?

"Получена практически линейная частотная зависимость." - в октавных полосах. В третьоктавных кривая будет более информативна и возможно не такая линейная. Как Вы считаете? К сожалению нет возможности ознакомиться с требованиями стандарта IEC - очень дорого просят за него в интернете ;).

EDT, T20, T30 это всего лишь обозначения методики измерения времени реверберации, результаты которых в любом случае эксnраполируются до уровня затухания звуковой энергии на 60 дБ, т.е. T60.

Полученные значения времени реверберации немного отличаются друг от друга из-за разного наклона кривой затухания звука вдоль оси времени. К субъективному восприятию времени реверберации человеком ближе всего значение EDT, полученное на основе начального участка кривой затухания.

Частотная зависимость времени реверберации определяется фондом звукопоглощения в комнате и обычно отображается в октавных полосах, т.к. в таком же формате представляются справочные звукопоглощающие характеристики всех акустических и строительных материалов.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

К субъективному восприятию времени реверберации человеком ближе всего значение EDT, полученное на основе начального участка кривой затухания.

 

Какие значения EDT, T30 или еще какие приводятся на графиках времени реверберации в Вашем онлайн калькуляторе времени реверберации RT60?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Андрей, не очень понял ответ по Vicoustic. Что Ваши комнаты звучат намного лучше или это вопрос дизайна?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Какие значения EDT, T30 или еще какие приводятся на графиках времени реверберации в Вашем онлайн калькуляторе времени реверберации RT60?

Вы немного путаетесь. EDT, T20, T30 это всего лишь обозначения методик в процессе проведения измерений с дальнейшей экстраполяцией до Т60 (6хEDT или 3хТ20 или 2хТ30).

В калькуляторах и программах применяется метод расчета и существует только один параметр Т60.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Лайкнул на фейсбуке, всё хорошо как по звуковым характеристикам (графики), так и по дизайну (сужу по фото). Но глядя на план вижу, что теоретически была возможность сделать комнату неправильной формы, но при этом симметричную по оси. Такая форма как правило позитивно отражается на архиакустических особенностях помещения. Но видимо это заметно повышало стоимость проекта. Или были ещё причины?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Лайкнул на фейсбуке, всё хорошо как по звуковым характеристикам (графики), так и по дизайну (сужу по фото). Но глядя на план вижу, что теоретически была возможность сделать комнату неправильной формы, но при этом симметричную по оси. Такая форма как правило позитивно отражается на архиакустических особенностях помещения. Но видимо это заметно повышало стоимость проекта. Или были ещё причины?

Такая возможность была только теоретически.

Можно было выполнить комнату в виде трапеции, но трапеция в КДП должна "расходиться" от фронта к тылу. В этом случае входная дверь была бы расположена за стойкой с аппаратурой и колонкой левого канала. А тыловую стену практически невозможно было бы адаптировать, т.к. в ней расположено большое окно. Кроме того, угол разворота боковых стен был бы совсем небольшой, что лишь незначительно повлияло бы только на уменьшение эффекта порхающего эха. А также возникли бы трудности с местами хранения и объемными диффузорами.

В общем в таком варианте целый ряд недостатков.

В реализованном проекте все акустические конструкции, стеллажи и шкафчики утоплены в стены, что очень удобно и смотрится более эстетично.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вы немного путаетесь. EDT, T20, T30 это всего лишь обозначения методик в процессе проведения измерений с дальнейшей экстраполяцией до Т60 (6хEDT или 3хТ20 или 2хТ30).

В калькуляторах и программах применяется метод расчета и существует только один параметр Т60.

Это понятно. Но я имел в виду в том числе границы рекомендуемых значений времени реверберации (0,45+/-0,15 с) согласно требованиям стандарта "IEC 60268-13 (2nd edition) Sound system equipment - Part 13, 1998", которые отображаются графически на общем графике в калькуляторе - это границы (рекомендации) для расчетных или измеренных значений? Если для измеренных значений, то какие значения имеются в виду EDT, T30 или другие? Если для расчетных, то почему Вы сравниваете с ними измеренные значения EDT в этом проекте?
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Такая возможность была только теоретически.

Можно было выполнить комнату в виде трапеции, но трапеция в КДП должна "расходиться" от фронта к тылу. В этом случае входная дверь была бы расположена за стойкой с аппаратурой и колонкой левого канала. А тыловую стену практически невозможно было бы адаптировать, т.к. в ней расположено большое окно. Кроме того, угол разворота боковых стен был бы совсем небольшой, что лишь незначительно повлияло бы только на уменьшение эффекта порхающего эха. А также возникли бы трудности с местами хранения и объемными диффузорами.

В общем в таком варианте целый ряд недостатков.

В реализованном проекте все акустические конструкции, стеллажи и шкафчики утоплены в стены, что очень удобно и смотрится более эстетично.

Понятно. 

А нет ли субъективного (замерить инструментально это думаю проблематично) "расхождения" баса в точке прослушивания? Правый задний (если смотреть по фронту) угол будет частично работать как "ловушка" за счёт пространства между капитальной и фальш-стеной. Этого эффекта очевидно не будет сзади слева. Также углы отражений капитальных стен заметно разные справа и слева. Теоретически это может негативно сказаться на субъективном восприятии нижнечастотного диапазона. Заметно ли это на практике?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...