Jump to content

Олег Каравайчук: У меня «слепые» руки, они играют помимо меня и создают формы, которые разум не может придумать.


Recommended Posts

«... Любимый ученик Рихтера, любимый композитор Курехина, получивший в подарок от Сталина рояль за виртуозную игру, Олег Каравайчук не снимает темных очков много лет. Утверждая, что солнце нужно видеть не глазами, а сердцем. Когда-то он ушел из зала Ленинградской консерватории лишь потому, что тарификационная комиссия, собравшаяся для определения его уровня, ему чем-то не понравилась.

Каравайчука считают «городским сумасшедшим», и это отчасти так. Говорят, для того, чтобы записать однажды звук шлепка для одного из фильмов, он заставил директора картины привезти ему с бойни настоящую коровью тушу. Композитор бил по ней ладонью перед микрофонами, пока не добился нужного результата.

Но ни одного кинорежиссера это не смущает. Каравайчуку постоянно заказывают музыку к картинам, и биографы уже сбились со счету, сколько фильмов он «обслужил». На этот вопрос сам маэстро говорит, что около 50. Но с 1953 года их наверняка накопилось гораздо больше. (Именно он написал музыку к таким советским фильмам, как «Два капитана», «Женитьба», «Короткие встречи», «Мама вышла замуж».) К слову, сам композитор всегда говорил, что саундтреки для него лишь способ заработать. Но качество музыки от этого никогда не страдало.

AD1C7BC6-F6F9-4B89-877B-4AFD1A813069.jpeg

  • Like 4
  • Thanks 1
Link to post
Share on other sites
  • Replies 46
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

Top Posters In This Topic

Popular Posts

«... Любимый ученик Рихтера, любимый композитор Курехина, получивший в подарок от Сталина рояль за виртуозную игру, Олег Каравайчук не снимает темных очков много лет. Утверждая, что солнце нужно видет

У кого вы учились? Каравайчук: Ни у кого, слава богу! Я ушел ото всех. Меня начали купировать, исправлять. Я понял, что это не соответствует движениям моей формы, и ушел. Ото всех ушел. Я переста

«...Самое страшное в веке двадцатом — это погоня за суровостью в симфонизме. Мусоргский был самый суровый. Его суровость — фольклорная, нормальное чувство, не осознающее, что оно сурово. Природа суров

Posted Images

...давался как-то в городе Петербурге торжественный концерт по поводу какой-то важной даты - дня города, может быть, или чего-то там ещё. На концерте присутствовала сама Валентина Ивановна и другие "замечательные люди". 
Состав выступающих на таких концертах не меняется уже много лет: мушкетёр Боярский в шляпе, добрый доктор Розенбаум, кудрявый композитор Корнелюк, пожилая, но по-прежнему сдобная Людмила Сенчина, ну, и бессмертные Эдита Пьеха (иногда с внуком) и Эдуард Хиль. В общем, чем богаты. 
И тут вдруг внезапно выходит на сцену композитор Каравайчук... 
Если вообразить себе самый скверный характер, который возможно вообразить, то у композитора Каравайчука он ещё хуже. Живёт он в крошечной комнатке, в которой едва помещается рояль. За этим роялем он обедает и на нём же спит. Когда его приглашают куда-то выступить, он снимает с подушки свою единственную ни разу не стиранную наволочку для того, чтобы надевать её на голову во время выступления. 
Тот, кто пригласил такого человека на торжественное мероприятие, наверняка понёс впоследствии самую суровую и совершенно заслуженную кару. Ибо это было актом чистейшего и неприкрытого вредительства. При Сталине за такое вообще расстреливали. 
Ну, и значит, выходит этот композитор Каравайчук к микрофону и говорит своим невыразимо противным скрипучим голосом: "Дорогие друзья! Всё то, что вы тут слышали, - это была страшная поебень. Для тех, кто думает, что он ослышался, повторяю: ПО-Е-БЕНЬ. А теперь мы будем слушать музыку". 
И в мертвецкой тишине, в которой не пискнула даже Валентина Ивановна, композитор Каравайчук сел за рояль, надел на голову наволочку и заиграл что-то волшебное... 


Подробнее на Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/kino/composer/sov/18637/forum/f5/
 

650246DB-07EE-491D-A7EB-E0C3DA4D9B12.jpeg

  • Like 3
Link to post
Share on other sites

LP 2016 года

В 2016 году при содействии Фонда Каравайчука и Адвокатского бюро «Вертикаль» звукорежиссером нашей компании Борисом Алексеевым был подготовлен первый альбом Олега Каравайчука на виниле, материал для которого Маэстро отбирал лично. В издание вошли произведения «MAMA ROMA», «MAMA ROMA – Реквием» и «Музыка», записанные в разное время в Государственном Эрмитаже и в Русском географическом обществе.

Интересно отметить, что хронометраж пластинки превышает оптимальный на несколько минут, однако в Германии, где она печаталась, смогли решить эту проблему без потери качества записи.

Тираж издания лимитирован, в печать вышли всего 500 экземпляров. В свободной продаже пластинка появится чуть позже ограниченным тиражом в специальном оформлении. Более подробная информация будет опубликована на сайте Олега Каравайчука karavaichuk.com

 

FC71E2A5-C2D4-49CE-9D6C-10C4A7CAB3E6.jpeg

  • Like 2
Link to post
Share on other sites

По обычному совпадению сегодня ночью смотрели памятный кф "Чужие письма" с музыкой Каравайчука. А уж фильмы Муратовой с его музыкой...

Замечательный советский фрик  с большой буквы. Отечественный Сальвадор Дали, визионер и мистификатор.

Когда-то хотел приобрести носители с его музыкой и творчеством Курёхина. - которого полагаю продолжателем Каравайчука - был огорчён аукционными ценами.

  • Like 1
Link to post
Share on other sites

Каравайчук про белок и купцов:

»...Человек не понимает, что всякий легкий путь приводит к позору и в результате придется менять свою шкуру, свои тезисы, иначе просто грохнут. Мы сейчас находимся на таком легком пути. Как сейчас говорят, мы – сырьевая держава, но дело не в полезных ископаемых, а в халтуре. «Портрет» Гоголя как раз об этом написан. Народ имеет такое чудо – руки, которым не было равных ни в одной части земного шара. В России существовали такие чудо-умельцы, которые блоху могли подковать. И вдруг страна пошла по легкому пути. Может, мы уже умираем, а не живем на легком пути?

Конфуций тоже говорил, что основной труд – рукотворный, тот, который сейчас подменяется бизнесом. Купцы – великое дело, когда они сознают свою миссию. Морозов, Мамонтов, Соломон Юрок, который вывез из России Анну Павлову, осознавали миссию. Купец продает, чтобы совершить на земле великое дело. А бизнес – это совсем другое. Нувориши строят дома на песке, для чего вырубают лес и выгоняют белок. Говорят, что белки дикие, но они не дикие, они совершенные. С ними бы я говорил о своей музыке, а не с дрессированными людьми – мне ничего не хочется им говорить, мне только хочется в них плюнуть.

 

  • Thanks 1
Link to post
Share on other sites

«Дрессированные люди» - круто сказано. 
Слушаю сейчас диск “Мусагет». Аполлон - водитель Муз. 
 

3B733383-171A-4B6F-BEF5-2A512E050378.jpeg

  • Like 2
Link to post
Share on other sites

Олег Каравайчук:

»...Меня никогда не посещала мысль уехать из России, хотя мне не раз предлагали. Я этого никогда не сделаю, потому что денег мне нужно очень мало, к тому же я обрусел, хотя на восемьдесят процентов поляк. Обрусение дает особый ритм, которого нет нигде на земле. Поэтому русская нация считается великой. Немцы приезжали сюда потому, что здесь у них рождались гениальные идеи. Русский ритм дал лучшего после Вагнера композитора – Мусоргского».

  • Like 1
Link to post
Share on other sites

Для того, что бы быть гением, недостаточно надевать на голову мешок и играть, сидя под пианино.

 

Link to post
Share on other sites

Каравайчук: «У меня «слепые» руки, они играют помимо меня и создают формы, которые разум не может придумать. Гете определял гений человека не по тому, как тот говорит или пишет стихи, а по тому, как двигаются его руки. Он говорил, что сочиняет не разумом, а руками, которые бегают по бедрам возлюбленных, – у Гете было много возлюбленных. Его руки вызывали такую сладость потому, что были руками гения, поэта, – он и в старости был любим. Потерять руки – это потерять гений навсегда. Быть недостойным заката. Голова думает чересчур примитивно, а руки находятся в лабиринтах.

 

6082D7BB-DD41-44EC-B88E-3B82374E16FC.jpeg

Link to post
Share on other sites

 

Сергей, если тебе нравится современная авангардная  музыка, послушай Губайдуллину "Семь слов Христа".

Если это слушать в темноте, в наушниках, можно отъехать в другой мир.Очень мощно воздействует.Но это, наверное,  уже не эстетика.Скорее психеделика.

 

  • Thanks 2
Link to post
Share on other sites
9 часов назад, zenon63 сказал:

Сергей, если тебе нравится современная авангардная  музыка, послушай Губайдуллину "Семь слов Христа".

Если это слушать в темноте, в наушниках, можно отъехать в другой мир.Очень мощно воздействует.Но это, наверное,  уже не эстетика.Скорее психеделика.

Глеб, я на этом «отъезжаю», если система может. Один из любимых дисков

 

2B43BCA3-415F-4D91-9F61-B4737CE409D5.jpeg

Link to post
Share on other sites

Если бы мне не сказали что это дедушка, то я бы подумал что это бабушка.

 

  • Funny 1
Link to post
Share on other sites
10 часов назад, zenon63 сказал:

 

Для того, что бы быть гением, недостаточно надевать на голову мешок и играть, сидя под пианино.

 

Раз уж следом ты заговорил про Губайдулину, то она «пошла» дальше.

"Мне надо слышать тишину", - говорит София Губайдулина, уехав в деревню под Гамбургом в 1991 году.

"Здесь не приходится приспосабливаться к повышенно активному современному ритму, - говорит композитор. - Я стремилась к тишине, хотела уйти от этой повышенной активности. И я это получила. Для меня как для художника очень важно наличие спокойствия, тишины, из которой я могу почерпнуть свое собственное, истинное слышание музыки". Аппен кажется Губайдуллиной настоящим раем: "В обстановке большого индустриального города просто невозможно достигнуть такого внутреннего слышания музыки, как там, где нет этой современной накаленности". 


 А Каравайчук искал свою «тишину», одев наволочку на голову.

Link to post
Share on other sites
11 минут назад, Сергей Ефимов сказал:

 А Каравайчук искал свою «тишину», одев наволочку на голову

Он просто сошел с ума.Полностью.Это так называется.:)

В молодости, возможно, иногда что то и получалось у него с музыкой, судя по тому, что крупные режиссеры приглашали его на озвучку своих фильмов. (Но я там ничего интересного не услышал) 

 

  • Thanks 1
Link to post
Share on other sites
22 минуты назад, zenon63 сказал:

Он просто сошел с ума.Полностью.Это так называется

Он и сам этого не отрицает, так и говорит: все мои вальсы сумасшедшие. Но как работают его руки! 
 

 

 

Link to post
Share on other sites
23 минуты назад, Сергей Ефимов сказал:

Но как работают его руки!

Отвратительно, по моему :rolleyes:

Вот руки пианиста: 

 

  • Like 2
Link to post
Share on other sites
1 час назад, Сергей Ефимов сказал:

Глеб, я на этом «отъезжаю», если система может. Один из любимых дисков

 

2B43BCA3-415F-4D91-9F61-B4737CE409D5.jpeg

Это я тоже слушаю Тоже не слабо.Согласен.

Link to post
Share on other sites
3 часа назад, Сергей Ефимов сказал:

"Мне надо слышать тишину", - говорит София Губайдулина

И Гия Канчели :

«...Композитора больше всего трогает тишина – та, что бывает, когда оркестр завершил свою игру, дирижер опустил палочку, а публика еще не аплодирует. И чем дольше эта тишина – тем полнее счастье Канчели. Иногда он даже просит дирижеров не опускать руки в паузах между частями, чтобы не дать возможность слушателям нарушить тишину. "Для меня имеет значение только одно – какая тишина в зале. С годами я научился различать тишину. Она бывает разная. Когда бывает та тишина, которую я называю звенящей, тогда остальное меня мало интересует. Такая тишина связана с редким явлением, когда нити, которые тянутся через дирижера со сцены в концертный зал и обратно, возникают и становятся ощутимы, хотя их не существует на самом деле. В тишине рождается звук"...

 

Link to post
Share on other sites
1 час назад, Сергей Ефимов сказал:

И Гия Канчели :

«...Композитора больше всего трогает тишина – та, что бывает, когда оркестр завершил свою игру, дирижер опустил палочку, а публика еще не аплодирует. И чем дольше эта тишина – тем полнее счастье Канчели. Иногда он даже просит дирижеров не опускать руки в паузах между частями, чтобы не дать возможность слушателям нарушить тишину. "Для меня имеет значение только одно – какая тишина в зале. С годами я научился различать тишину. Она бывает разная. Когда бывает та тишина, которую я называю звенящей, тогда остальное меня мало интересует. Такая тишина связана с редким явлением, когда нити, которые тянутся через дирижера со сцены в концертный зал и обратно, возникают и становятся ощутимы, хотя их не существует на самом деле. В тишине рождается звук"...

 

По моему, это надуманные и выковыренные из носа размышления. :rolleyes:

Не нарушал бы тогда Канчелия в залах и на дисках эту тишину своими произведениями.Да еще, сцукко, и платно. :D

Размышлять, это дело ученых.А композиторы должны создавать волнующие образы, -трогать нашу душу.А не счикотать наш разум этой ересью. :)

  • Thanks 1
Link to post
Share on other sites
4 часа назад, zenon63 сказал:

Отвратительно, по моему :rolleyes:

Вот руки пианиста: 

 

Лисица ласкает клавиши лишь кистями рук. 

Каравайчук играет от плеча. Его руки как бы отделяются от тела. И что-то в этом первозданное, даже немного жуткое, есть

Link to post
Share on other sites

Del

Link to post
Share on other sites
1 час назад, Сергей Ефимов сказал:

Лисица ласкает клавиши лишь кистями рук. 

Каравайчук играет от плеча. Его руки как бы отделяются от тела. И что-то в этом первозданное, даже немного жуткое, есть

Наверное.Я не разбираюсь.По моему, это дело их личное, как они извлекают звук.

Вопрос, что именно  выходит из под этих рук!

У Лисицы, видимо, уникально пластичные руки и виртуозная техника.Об этом и проф.музыканты говорят. Но музыка у нее не получается. Этот ноктюрн Шопена в плане выразительности сыгран посредственно

А Паганини, вообще коряво стоял и страшновато выглядел на сцене, но играл , видимо, божественно.

Link to post
Share on other sites

Вот не знаком мне был раньше этот композитор-исполнитель. Сейчас послушал. Очень «энергетическая» музыка, проникает. Буду искать.

а фрик - да, конечно. Но это у них «семейное».

Link to post
Share on other sites

«...- Олега Каравайчука многие считали сумасшедшим. Я хотел разрушить этот образ. Он был абсолютно уникальным и талантливым человеком. Мне хотелось рассказать о его биографии, которой практически нигде нет, и через кино, его музыку, которая присутствует в фильме, дать прочувствовать судьбу этого выдающегося человека, - рассказывает режиссер Сергей Ландо.

«Небесный Тапёр», фильм Сергея Ландо

 

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...