Разговоры о классической музыке - Topics - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Jump to content

Разговоры о классической музыке


УЭФ

Recommended Posts

  • УЭФ changed the title to ШТАЛЬБУРГСКИЕ ЗОНТИКИ. Разговоры о классической музыке.
  • Replies 2.6k
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

«Нет, решил написать сегодня… У дирижёра есть волшебство мгновения. Доля секунды, когда нужно начать. Оркестр готовится, набирает силу и дирижёр концентрирует всю волю перед ним. Это ключевой момент исполнения. Все прокашлялись. И тут ты просто в экстатическом состоянии - начинаешь... ХЛЕСЬ! Секунда позже - и все пропало. И уже нет ничего. Это не хореография. Это психологический расчет и сообщение импульса. Дирижёр — это скульптор, он должен своим телом показать оркестру и темп и ритм. У дирижера бесполезны техника, знание. Это все ерунда. Это первый курс дирижёрского отделения. Он должен передать оркестру импульс с помощью рук, лица, тела, пальцев, флюидов и т.д. Его палочка — это электричество. Его тело и жест должны быть наполнены смыслом музыки. Это - не хореография. Это и есть вершина дерижирования. Дирижёр должен взволновать музыкантов, он должен заставить их хотеть играть. У них просто должен выделиться адреналин. Как он это сделает? Каждый по-разному. Они должны полюбить эту музыку, как он. Великий дирижёр должен вывернуться всех наизнанку. И каждый музыкант должен откликнуться на малейший импульс дирижёра. Вы думаете это поза? Нет. Это и есть Фуртвенглер Бернстайн и др. Они, дирижёр и оркестр должны быть организмом. И если великий дирижёр занимается хореографией, то это и есть магический момент его связи с оркестром.»

Штальбург.

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

«Жаль как-то оборвался разговор о ЛСО и Чикагском оркестре. Я вот давеча переслушивал фортепианные концерты Бартока на Дойче Граммофоне (CD DGG 00289 477 5330, 2005 год). 1-й - Кристиан Циммерман и Чикаго, 2-й - Лейф Уве Андснес и Берлинский Филармоник, 3-й Элен Гримо и ЛСО. Везде рулит Булез. И что удивительно: принято считать, что в этих концертах Барток отошел от традиционного пианизма и написал их в перкуссионном ключе. Андснес и Гримо потакают этой истории и исправно молотят по клавишам, а именитые и мощные европейские оркестры потворствуют этому безобразию, и, несмотря на усилия Маэстро, создают громоподобную картину (особенно пострадал 3-й концерт, самый мой любимый). А вот Циммерман, известный своим Шопеном, не пошёл на поводу и сыграл легко и лирично. И это сработало. А Чикагский оркестр, будучи отлично сыгранным, хорошо выдрессированным коллективом с достаточно предсказуемым (неплохим, кстати) звучанием, полностью раскрыл этот посыл. А опыт этот интересен как раз тем, что качество записи практически идентично у всех трёх концертов, и этот фактор, играющий подчас решающую роль в восприятии музыкальной картины, здесь  можно во внимание не принимать.»

Пешеход

Link to comment
Share on other sites

Руководство заведения, в котором есть оркестровая яма, должно нести ответственность за обеспечение защитной крышки ямы для предотвращения случайных падений персонала в яму и для улавливания материалов, которые при случайном падении со сцены могут нанести травму.

Translated with DeepL

  • Funny 1
Link to comment
Share on other sites

Уважаемый Штальбург (простите, не знаю вашего реального имени), а как Вы относитесь к творчеству Карла Бёма ? :)

Дело в том, что ко мне сейчас едет такая симпатичная коробочка,  поэтому интересно узнать ваше мнение.  

И конечно, другие Товарищи тоже могут высказаться. :) 

https://www.jpc.de/jpcng/classic/detail/-/art/karl-boehm-complete-orchestral-recordings-on-deutsche-grammophon/hnum/10625014

 Юрий.81mdmQmXccL._SL1500_.jpg

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

14 минут назад, ishiwata san сказал:

Уважаемый Штальбург (простите, не знаю вашего реального имени), а как Вы относитесь к творчеству Карла Бёма ? 

Я к Бему отношусь очень нежно. У него же дружба была со Р.Штраусом. Он ведь вообще-то правоведом был. Милым немецким правоведом. И он открыл Венскую Штаатсопера Фиделео. И назвал ее Шикзальоперой! Он был широко почитаем и носил эксклюзивный титул: "Ehrendirigent" Венского оркестра. Он был президентом Лондонского Симфонического. Моцарт, Вагнер и Рихард Штраус - композиторы, с которыми наиболее тесно связано его имя, далее следуют Гайдн, Бетховен, Шуберт, Брукнер, Брамс и Берг. Почему он мне нравится? У него был потрясающий баланс стабильного темпа и драматического напряжения. Это редко. Ведь для дирижёра важен не темп, который он избрал. Важно ПОДДЕРЖИВАТЬ этот темп на протяжении всего произведения. Никто не умел это, на мой взгляд, как Бем и Клемперер. 

 

  • Like 3
  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

3 минуты назад, Штальбург сказал:

Я к Бему отношусь очень нежно.

Удивительно, но факт. Всё у нас с вами наоборот, антиподы какие-то. )))

  • Like 1
  • Funny 1
Link to comment
Share on other sites

3 минуты назад, Штальбург сказал:

 

 Это редко. Ведь для дирижёра важен не темп, который он избрал. Важно ПОДДЕРЖИВАТЬ этот темп на протяжении всего произведения. Никто не умел это, на мой взгляд, как Бем и Клемперер. 

 

Что скажете в этом смысле о Караяне? 

Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, Luke Skywalker сказал:

Что скажете в этом смысле о Караяне? 

Мог когда-то, но с возрастом эта способность утратилась.

Link to comment
Share on other sites

6 минут назад, Luke Skywalker сказал:

Что скажете в этом смысле о Караяне? 

А Вы знаете, что Караян был приверженец дзен-буддизма? Караян обладал поразительным магнетизмом, чувством ритма, остротой слуха, памятью на мельчайшие детали партитуры. В его лучших исполнениях сочетались, как он однажды заявил, "точность Тосканини с фантазией Фуртвенглера". Да, он предпочитал плавные, округлые линии легато, эластичность аккомпанемента, прозрачность, при этом стремясь к точности и любви к эффекту. Многие певцы говорят о его тонкости и внимательности как оперного дирижера, хотя иногда он убеждал сопрано брать на себя слишком тяжелые для них партии. В последние три десятилетия своей жизни ни один дирижер не оказывал большего влияния на концепцию звука, чем Караян.

  • Like 2
  • Thanks 2
Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, УЭФ сказал:

Удивительно, но факт. Всё у нас с вами наоборот, антиподы какие-то. )))

Это же прекрасно, что Мы все разные ! :) 

Например, в отношении себя  давно заметил одну вещь.

Некогда не принимаемые душой музыкальные стили, произведения и исполнители,

через определённый промежуток времени (со слушательским опытом)  становились не просто приемлемыми, а даже любимыми :excl:

Такое было например с духовной хоровой музыкой, оперой и вокалом. :) 

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, ishiwata san сказал:

Такое было например с духовной хоровой музыкой, оперой и вокалом. :)

Понимаю, сталкивался. У многих поначалу с этим проблемы, но с опытом приходит понимание. В голосах разобраться, оч много нужно переслушать.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

57 минут назад, Штальбург сказал:

Руководство заведения, в котором есть оркестровая яма, должно нести ответственность за обеспечение защитной крышки ямы для предотвращения случайных падений персонала в яму и для улавливания материалов, которые при случайном падении со сцены могут нанести травму.

В самарском театральном мире есть одна легендарная личность, это некто Женя, еще шестнадцатилетней девчонкой пришедшая в старый Театр Юного Зрителя (ныне СамАрт) в качестве осветителя. Она и сейчас еще, хоть и на пенсии, но работает там же художником по свету. Знаменита тем что падала во все оркестровые ямы Самары, куда ТЮЗ возил свои выездные спектакли. Говорят что даже на гастролях в Сызрани, Петрозаводске и Одессе она также сумела найти свою яму. Я давно знаю ее лично. Она легкая, худенькая....  Может поэтому отделалась только сломанным один раз запястьем. :)  

  • Funny 4
Link to comment
Share on other sites

45 минут назад, ishiwata san сказал:

Уважаемый Штальбург (простите, не знаю вашего реального имени),

Меня просто Женя. Я так это люблю! Миша Эльман, Яша Хейфец, Буся Гольдштейн - обожаю...Хотя мне и не мало лет...

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Штальбург сказал:

 

А Вы знаете, что Караян был приверженец дзен-буддизма? Караян обладал поразительным магнетизмом, чувством ритма, остротой слуха, памятью на мельчайшие детали партитуры. В его лучших исполнениях сочетались, как он однажды заявил, "точность Тосканини с фантазией Фуртвенглера". Да, он предпочитал плавные, округлые линии легато, эластичность аккомпанемента, прозрачность, при этом стремясь к точности и любви к эффекту. Многие певцы говорят о его тонкости и внимательности как оперного дирижера, хотя иногда он убеждал сопрано брать на себя слишком тяжелые для них партии. В последние три десятилетия своей жизни ни один дирижер не оказывал большего влияния на концепцию звука, чем Караян.

Да, а еще вроде бы - йоги. Слышал, но без подробностей. Насчет точности Тосканини - да, согласен, поэтому, собственно и спросил это. Насчет фантазии Фуртвенглера - если только в молодости, к закату карьеры, мне кажется, все по нисходящей двигалось. Насчет сопрано - была на Погружении тема о том, что Г. Яновиц якобы посадила себе голос после того, как спела валькирию в Кольце Караяна. Здесь мне сложно судить. Знаю, что Криста Людвиг очень хорошо отзывалась о нем.

Link to comment
Share on other sites

10 минут назад, Luke Skywalker сказал:

Здесь мне сложно судить.

Ну и не судите, если не разбираетесь. )

Link to comment
Share on other sites

  • Staudio changed the title to Разговоры о классической музыке
  • Dmitry© featured and unfeatured this topic
×
×
  • Create New...