Классическая музыка - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Jump to content

About This Club

Клуб любителей классической и академической музыки, включающей оперу и балет
  1. What's new in this club
  2. К 120 - летию Е. А. Мравинского. Франц Шуберт. Симфония № 8 ,,Неоконченная". Документальный фильм (1978). Реж. А. Золотов.
  3. Конечно, Сергей, говорить о такой величине, как Мравинский необычайно сложно: уж столько о нём сказано. Документальный фильм 1979 года, который я вчера выложил, прекрасно его характеризует. Особенно понравилось как Олег Борисов его охарактеризовал с точки зрения зрителя и как с точки зрения коллеги дал ему высочайшую профессиональную оценку Юрий Симонов. А вообще, я не встречал в своей жизни ни одного дирижёра, который не был бы в большей или меньшей степени диктатором. И это правильно.
  4. И ещё о Мравинском немного ( 4 июня надеюсь будет много)) . Знаете ли чем похожи и чем отличались Мравинский и Караян ? Похожи тем что в их оркестрах царила железная дисциплина и полное подчинение музыкантов дирижёру! Скажем у Бернстайна было не так - он часто говорил музыкантам " а вот тут играйте просто как чувствуете" . А в чём различие ? Вот и такое : "Диктатура — туда, демократия — сюда, но оркестранты, «лабухи» (как они зовутся на музыкантском жаргоне) во всем мире одинаковы. Когда наш Заслуженный коллектив Республики Симфонический оркестр Ленинградской филармонии (сокращенно ЗКР) приехал в Западный Берлин и музыканты Мравинского встретились с коллегами из оркестра Караяна, рассказывали, что между ними состоялся примерно такой разговор: — Какие вы счастливцы — вы работаете с Караяном! — Ах, оставьте, он дутая фигура! Это вы счастливцы — вы работаете с Мравинским! Как говорится, комментарии излишни… " Это вот из этой статьи. Только появилась. Все мы стареем… | Музыкальная жизнь (muzlifemagazine.ru)
  5. К 120- летию Е. А.Мравинского. ,,Размышления о Мравинском". Документальный фильм. (1979). Режиссёр: С. Чекин. Сценарий: А. Золотов - мл. Производство: Экран.
  6. Сергей, по тому произведению для метрономов,конечно, нельзя даже в общих чертах судить о композиторе. У Дьёрдя Лигети много разнообразных и достаточно, на мой взгляд, интересных произведений. Послушайте лишь один этюд ,,Лестница дьявола". Очень интересная музыка. Да и номер у этюда соответственный - 13!
  7. Вадим! Я почитал и Вас и эту статью. И даже проснулся интерес самому послушать...
  8. Не так уж и давно я писал о его 100 метрономов. А статья хорошая и подробная.
  9. Я не особый ценитель современного авангарда. Но вот появилась интересная статья : IN MEMORIAM СТО МЕТРОНОМОВ В АТМОСФЕРАХ В ЭТОМ ГОДУ ОТМЕЧАЕТСЯ СТОЛЕТИЕ ДЬЁРДЯ ЛИГЕТИ, ОДНОГО ИЗ КРУПНЕЙШИХ КОМПОЗИТОРОВ ПОСЛЕВОЕННОГО ХХ И НАЧАЛА ХХI ВЕКА Сто метрономов в Атмосферах | Музыкальная жизнь (muzlifemagazine.ru)
  10. Да, Мравинский - это имя мирового масштаба. 4 июня обязательно, да и вообще без всяких дат слушать его исполнение никогда не лишне.
  11. Надеюсь ещё будет о нём в этой теме и 4 июня ? Очень люблю слушать его записи! Есть и на виниле и КД. Издавали его и на САКД ( но к сожалению сами записи качеством записи конечно далеки от современных стандартов) . Великий дирижёр! И особенно часто слушаю вот этот винил с обожаемым мной " Щелкунчиком" - в конце 50х увидел балет в Большом театре когда ещё и в школу не пошёл. И он мне долго снился как и музыка...
  12. 4 июня исполняется 120 лет со дня рождения дирижера, народного артиста СССР Евгения Александровича Мравинского. К этой дате телеканал "Россия-Культура" покажет знаковые концерты маэстро и документальный фильм о его судьбе "Властелин оркестра". "Должны быть священнодействие и праздник. Если это есть – успех обеспечен", – говорил о миссии своей профессии дирижер Евгений Мравинский. Маэстро бессменно руководил Оркестром Ленинградской филармонии более 50 лет. Преданность любимому делу и особая чуткость интерпретатора обессмертили имя Евгения Александровича в мировой музыкальной культуре. Каждый концерт с участием дирижера становился знаковым событием для меломанов. Оркестр Ленинградской филармонии под его управлением был признан одним из лучших в мире. Д.Д. Шостакович посвятил Мравинскому свою Восьмую симфонию. Д. Д. Шостакович. Симфония № 8.
  13. http://musike.ru/index.php?id=125 Я давно и с большим интересом читаю этот ресурс.
  14. Людвиг ван Бетховен. Квартет № 5 (A-dur), op. 18, No. 5 ,,Амадей". (1800). Как и жанр фортепианной сонаты, струнный квартет сопутствовал Бетховену в течение всей творческой деятельности. В этой сфере, которая все более притягивала к себе композитора, с особой силой проявились и его способность к философскому осмыслению жизни, и склонность к композиционно-техническим новациям. С самого начала он воспринимал квартет как жанр, предрасполагающий и обязывающий к эксперименту, и, говоря словами Р. Роллана, «знал, что квартет – дело серьезное». В квартетах op.18 налицо те или иные элементы музыкальной традиции. Осваивая новый жанр, композитор проявлял известную осторожность, довольствуясь пока рамками прежних обра­зов и форм. Тем не менее, недооценивать их не стоит, музыка этих сочинений содержит немало индивидуальных, бетховенских черт. В целом, в первой серии бетховенских квартетов господствует бодрая жизнерадостность, энергия, веселье и юмор, светлая лирика, мажорные тональности. Квартет № 5 несколько напоминает квартет Моцарта в той же тональности. Впрочем, сходство, а быть может, даже подражание, относится только к форме, а не к содержанию, так как индивидуальность Бетховена сказалась и здесь в полной мере. В этом квартете композитор передает существенные черты своего мироощущения — жизнерадостность, жизнелюбие. Несмотря на свою нумерацию, этот квартет, вероятно, был четвертым из шести, составляющих 18-й опус Бетховена, посвященный князю Лобковицу. Композитор перестроил всю группу после ее завершения в 1800 году. Музыковед Бранденбург утверждал, что хронологический порядок шести произведений был 3, 1, 2, 5, 4, и 6. Перестановка Бетховена была логичной, основанной, по - видимому, на характере квартетов. В целом, первые три (в окончательной нумерации) довольно верны классическим формам, в то время как вторые три имеют тенденцию быть несколько экспериментальными. В определенных отношениях последнее трио квартетов можно рассматривать как значительную часть перехода композитора к образности и стилям его так называемого среднего периода. 1 ЧАСТЬ. Первая часть квартета Allegro открывается темой, которая более чем отдаленно напоминает моцартовскую. Но большая часть музыки здесь также напоминает части собственной сонаты Бетховена для скрипки и фортепиано № 2 ля мажор, соч. 12/2 (1797-1798), написанной в той же тональности. Главная партия - радостная, а настроение оптимистичное, хотя побочная партия содержит материал немного более серьезный. Раздел разработки примечателен тем, чего в нем в основном не хватает — разработки. Только вторая половина содержит содержательное развитие, но в манере, которая выглядит как дань уважения музыки Моцарта 2 ЧАСТЬ. Менуэт, пронизанный интонациями Моцарта. Первая тема подкупает своей грацией и изящностью. Музыка второго раздела менуэта плавно движется вплоть до внезапной, прерывающей ее течение генеральной паузы. После этого вновь проводится первый раздел в несколько расширенном виде. В трио менуэта звучит одна из задушевнейших мелодий , подобная тем, которые позже будут написаны композитором в теме с вариациями фортепианной сонаты As-dur op. 26 и в третьей части фортепианного трио Es-dur op. 70. 3 ЧАСТЬ. Andante cantabile. Тема, пять её вариаций и кода. Наброски этой темы были сделаны в 1798 - 1799 годах. Тема вариаций очень проста, незатейлива. Поразительны черты симфонизма, проявившиеся в развитии темы и проникшие в жанр вариаций уже в раннем квартете композитора. В этой части проходит вереница различных образов и настроений от проникновенно-задушевных до героических. Развитие несет в себе черты симфонического преобразования основной темы. Кода, завершая развитие темы, носит интонационные её черты. В целом кульминация всего квартета и находится в этой части. Это, несомненно, одна из новаций молодого Бетховена. 4 ЧАСТЬ. Финал написан в сонатной форме. Энергичная главная партия имеет полифонические черты, а побочная более размеренная и спокойная. В разработке Бетховен остроумно соединяет темы главной и побочной партий. В коде неожиданно появляется новый мотив в главной тональности — первая скрипка, поддержанная остальными инструментами, поет прощальную песню, затем эта фраза проходит в разных голосах. Финал завершается протяжным тихим аккордом. Несмотря на некоторое сближение этой музыки с квартетами Моцарта, индивидуальность композитора уже здесь проявилась достаточно ярко. Квартет № 5 можно считать одной из жемчужин раннего периода творчества композитора.
  15. На обзоры бетховенских квартетов меня сподвигла коробочка с записями квартета им. Бетховена. Её и рекомендую. А все сонаты есть желание собрать в исполнении Татьяны Николаевой.
  16. Спасибо большое Вадим! Как то мимо у меня проходил... Хотя сонату " Патетическая " очень люблю и в исполнении может не столь знаменитого пианиста но просто на мой слух замечательного! А этот коллектив исполняющий квартет на видео мне хорошо знаком и есть много КД - но не с эти квартетом. Буду искать эту запись...
  17. Имя, достойное всемерного уважения. КОЛЕТТ МАЗ - 108 лет! Во французском замке Кло де Вужо в Бургундии с фортепианным концертом выступила старейшая пианистка в мире Колетт Маз. Она исполнила сочинения Роберта Шумана, Клода Дебюсси и Астора Пьяццоллы. Концерт посетили 500 слушателей. Несмотря на преклонный возраст, 108-летняя исполнительница продолжает заниматься музыкой по четыре часа ежедневно. "Так же, как нам нужны кофе или обед, мне, безусловно, нужна связь между музыкой, пальцами и телом", – говорит Колетт.
  18. Людвиг ван Бетховен. Квартет № 4 (c-moll), Op. 18, No. 4 ,,Патетический" (1800). Единственный квартет из 18-го опуса Бетховена, написанный в минорной тональности, был также, несмотря на его номер, последним из шести завершенных. До минор стал тональностью, которую Бетховен приберегал для высоко драматических произведений, включая наиболее известную Пятую симфонию. Однако для этого квартета он использовал минорную тональность, которая и придает музыке особую эмоциональную патетическую глубину. Здесь более ярко, чем в других квартетах этого опуса, предвосхищаются произведения зрелой поры творчества композитора. Особенно значительны крайние части, которые можно отнести к выдающимся созданиям Бетховена первого периода творчества. Необходимо отметить также новизну строения цикла, в середине которого вместо традиционного противопоставления Adagio и скерцо (или менуэта) помещены две части однородного характера — скерцо и менуэт. Для того, чтобы нам был более понятен замысел этого произведения, нужно перенестись в то время, в то эмоциональное состояние, которое испытывал Бетховен в ту пору. Вот, что он писал Вегелеру осенью 1801 года: ,,Ты едва ли можешь себе представить, сколь одинокое и грустное существование влачил я на протяжении последних двух лет. Словно призрак, преследовал меня повсюду мой слабый слух, и я бежал от людей, должен был казаться мизантропом, хотя в действительности мне это так мало свойственно. — Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной девушкой, которая любит меня и любима мною. После двух лет снова несколько светлых мгновений, и вот — я впервые ощутил, что женитьба могла бы составить мое счастье. К сожалению, она не моего сословия, и сейчас, разумеется, жениться мне никак невозможно; я еще должен порядком поскитаться. Когда бы не слух мой, я давно уже объехал бы полсвета, а мне необходимо это сделать — ведь для меня не существует высшего наслаждения, чем заниматься своим искусством и его показывать". Этот отрывок из письма достаточно полно раскрывает душевные переживания Бетховена, в которых столкнулись трагизм, связанный с усилением глухоты, творческий подъем, радость любви и препятствия, стоящие на пути к счастью. Разнообразная гамма чувств и переживаниё и нашла отражение в музыке этого квартета. МУЗЫКА. 1 ЧАСТЬ. Сонатная форма. Главная партия полна затаенной скорби, она требует сдержанной мужественной передачи. Своеобразна она и по форме - это тринадцатитактовый замкнутый период, включающий в себя и элемент мотивного развития. Тему завершает дополнение с остановкой на доминанте, контрастирующее своей статичностью с драматическим стремлением основного раздела главной партии. Создается впечатление, что «задача» этой темы — дать лишь постепенный тональный переход к Es-dur. Светлая, умиротворяющая кантилена побочной партии - яркий пример контраста у Бетховена; построенная на интонациях главной и связующей партий, побочная, а также заключительная партия образно противоположны им. Примечательно, что некоторая обособленность тематического материала присуща лишь экспозиции; в разработке и репризе тематическое развитие дается более обобщенно. Светлая, умиротворяющая кантилена побочной партии — яркий пример производного контраста у Бетховена; построенная на интонациях главной и связующей партий, побочная, а также заключительная партия образно противоположны им. Примечательно, что некоторая обособленность тематического материала присуща лишь экспозиции; в разработке и репризе тематическое развитие дается более обобщенно. В этих разделах сонатной формы контраст главной и побочной партий еще более подчеркнут их непосредственным сопоставлением без связующей партии. Отражением этого контраста являются два тематических раздела разработки: проведение главной партии целиком в новой тональности и ее последующее тематическое развитие, а затем аналогичное развитие побочной партии. Истинно бетховенская сила чувствуется в более динамичной по сравнению с экспозицией репризе, насыщенной контрастами. В драматургическом плане всей первой части квартета, несмотря на большую протяженность светлых лиричных побочной и заключительной партий, побеждает трагическая образность главной партии. В коде патетическое настроение достигает своего апогея. В последних шести тактах, звучащих напряженно и гневно, слышится дыхание будущего исполинского «Кориолана». 2 ЧАСТЬ. Бетховен заменяет традиционную медленную часть на скерцо и опять же в сонатной форме. Изложение носит полифонический характер (фугато в главной партии, каноническая секвенция в побочной партии, имитационность развития в разработке). Следующая за темой главной партии группа шестнадцатых является темой побочной партии. По мнению А. Б. Маркса, музыка этой части " отличается серьезным и решительным характером, и хотя время от времени в ней слышится то одна, то другая шутка, делается это с намерением, чтобы скрыть серьезные мысли композитора". В то же время другой музыковед, Людвиг Ноль считает скерцо только ,,лёгкой юмористической шуткой". В любом случае эта музыка уводит слушателя далеко от первоначальной патетики и драматизма. 3 ЧАСТЬ. Менуэт. Но у Бетховена он имеет характер скерцо; быстрого и взволнованного. В трио менуэта своеобразно звучат в партии первой скрипки восходящие и нисходящие триоли. Оригинальны и необычны темповые указания Бетховена: менуэт в первый раз должен быть исполнен в умеренном темпе , а по окончании трио менуэт повторяется в более быстром темпе . Тем самым он ещё более разрушает его связь с танцевальностью. 4 ЧАСТЬ. Финал написан в форме рондо - сонаты. По характеру и даже некоторым интонационным оборотам он близок третьей части «Патетической сонаты» Бетховена и особенно финалу трио G-dur Гайдна. Рефрен сменяется то певучими, то скерцообразными эпизодами. В коде финала напряжение достигает предела: главная тема идет в стремительном движении и заканчивается просветленным звучанием в C-dur. Решающую роль при исполнении финала играет соотношение темпов Allegro и Prestissimo. Автор указал на наиболее возможно быстрое его исполнение. Всё произведение оставляет очень сильное эмоциональное впечатление. Здесь уже слышится тот Бетховен, который будет и далее развивать в своём творчестве драматическую тему.
  19. Людвиг ван Бетховен. Квартет № 3 (D - dur), op. 18, № 3. (1800). Как известно, жанр квартета появился в сочинениях Бетховена не сразу. До того, как композитор решился на их написание, им было написано большое количество произведений в других жанрах. Явный трепет Бетховена при приближении к среде струнного квартета был результатом огромной тени, отбрасываемой Гайдном, чьи сочинения № 71 и 73 были написаны в 1793 году, когда Бетховен начал учиться у старшего мастера. Гайдн опубликовал свои шесть квартетов "Эрдеди", соч. № 76, в 1797 году и два квартета из опуса 77 в 1799 году. Чтобы подготовиться к своему возможному погружению в жанр, Бетховен изучал произведения других авторов. В частности, он скопировал Опус 20/1 Гайдна в 1793-1794 годах и К. 387 и 464 Моцарта, когда он начинал работу над Соч. 18 Квартеты были опубликованы в 1801 году в Вене в двух сериях по три издательством Mollo & Co. Количество квартетов, составляющих его Опус 18, - всего лишь дань Бетховена традиции, поскольку опусы обычно включали шесть произведений. Кроме того, в № 2 и 5 Бетховен напрямую противостоит своим предшественникам, но в результате переходит на другой уровень композиции. В своих квартетах Opus 18 Бетховен осваивает стили своих предшественников и продолжает ими начатое в своём понимании этого жанра. Например, независимость четырех частей намного больше, чем в произведениях его предшественников, что может быть связано с тем фактом, что Бетховен развивал свое мастерство в то время, когда был свободен от вездесущего basso continuo. Несмотря на многочисленные отсылки к камерному творчеству его знаменитых предшественников, Струнные квартеты, соч. 18, явно являются продуктом своего времени, они не могли быть написаны никаким композитором, кроме Бетховена. Шесть квартетов Соч. 18, посвященных принцу Францу Йозефу фон Лобковицу, представляют собой самый амбициозный проект Бетховена раннего венского периода творчества. По свидетельству самого композитора квартет № 3 был написан первым. Сочинение поразительно ровное по изложению и развитию тематического материала. Гладкость и безупречность изложения музыки, быть может, объясняется тем, что в своем первом опыте квартетной музыки Бетховен еще не решается быть более самостоятельным, а следует блистательным образцам, созданным его великими предшественниками — Гайдном и Моцартом. Но уже в нем видно, что композитор в совершенстве владеет квартетной фактурой и умеет создавать красивые, ясные звучности. На первый опыт указывает не то, что ведущая роль поручена в основном первой скрипке, а именно композиционные признаки, как проба пера. В слове ,,проба" заложен смысл некоторой осторожности. Здесь эта осторожность выражается в том, что Бетховен мало отступается от классических образцов, однако он становится рядом с ними. МУЗЫКА. 1 ЧАСТЬ. Сонатная форма. Первая часть allegro напоминает allegro из квартета Моцарта D - dur № 1: точно также в нем главенствует первая скрипка, главная партия начинается piano широким интервалом от «ля» первой октавы до «соль» второй октавы, то есть ровно септима. Если во втором квартете был как раз спуск на септиму «до» малой октавы до «ре» большой октавы, то здесь, наоборот, подъем. Этот подъем представляет собой широкое движение вверх, которое задает ключ бодрому и жизнерадостному движению. В побочной партии этой части две темы: первая начинается в доминантовой тональности A-dur; вторая, песенно-танцевального характера в отдаленной тональности C-dur. Вторая тема интонационно несколько близка к русским народным мелодиям. Разработка совсем небольшая, здесь нет никакой интенсивности развития, по которой мы сразу узнаем более позднего Бетховена. По внутреннему гармоническому движению все остается в классических рамках, кроме момента перехода к репризе. Там альт с виолончелью удерживают звук в одной тональности. Это Cis - dur , который соседствует с D - dur, а скрипка, пока они удерживают эту ноту и не играют в октаву, вводит в тему главной партии в D - dur. Это вписывается в общую концепцию произведения как ориентирующегося на образцы прежней эпохи. Однако здесь, в отличии от второго квартета, не стоит задача стилизовать. Это скорее обращение к форме, к правилам, нежели к эстетике выразительности. 2 ЧАСТЬ. Сонатная форма без разработки с расширенной репризой. Эта часть пронизана созерцательно-спокойным настроением. Здесь дается как бы смысловая кульминация всего цикла. Интересно, что уже в своем первом квартете Бетховен пишет медленную часть в сонатной форме. Тема главной партии Andante носит задумчивый характер. Побочная партия, беззаботная и шутливая, не совсем гармонирует с основным настроением части. Энергично звучит последнее проведение темы главной партии в репризе. Неожиданное вступление трепещущих секстолей, подчеркиваемых sforzando в начале каждого полутакта, и затихающее, истаивающее окончание этой части предвосхищают некоторые поздние произведения Бетховена, например Adagio квартета № 10. 3 ЧАСТЬ. Она написана в характере менуэта, ориентируется на старинные образцы: менуэт в мажоре, трио в миноре. Из нового и необычного здесь появляется ощущение скрытого напряжения, которое не было принято в творчестве предшественников композитора. Даже в этом прослеживается свой новый подход к изложению классической формы менуэта. Характер его уже не позволяет назвать эту музыку танцевальной. 4 ЧАСТЬ. Энергичный финал. Написан в сонатной форме и по стилю близок к праздничным, народным по характеру финалам квартетов Гайдна. Примечательны резкие гармонические, тональные смены, например сдвиг из A- dur в F- dur. В развитии музыки, особенно в тональном плане этого сравнительно раннего сочинения Бетховена довольно неожиданно ощущаются черты, делающие эту часть предвестницей романтических финалов. В разработке с начала ее и почти на протяжении полусотни тактов происходит преимущественно развитие мотива темы главной партии в разных вариантах. Затем появляется новый эпизод, который следует отметить: в партии второй скрипки в контрапункте с первой возникает новая тема, а виолончель в это время исполняет тему побочной партии. Динамика звучания уменьшается до едва слышимого piano. За два такта до репризы неожиданно врывается fortissimo, которое при ее наступлении сменяется внезапным piano. Кода завершается короткими унисонными фразами pianissimo. В конце Бетховен даёт на полутора тактах у всех инструментов паузы с ферматой. Импульс предыдущего движения был настолько мощным, что необходимо время для его затухания. Таким образом, музыка финала кончается не с последним звуком, а лишь после того, как будет «дослушана» последняя пауза, продленная ферматой.
  20. А я вот поставил Стравинского на виниле. Вроде ничего не прыгает и не трещит ( хотя винил старый)). Насчёт исполнение чехами - вроде ничего. Но вот что интересно : Симфония псалмов, «посвященная Бостонскому симфоническому ор­кестру по случаю 50-летия его основания», впервые прозвучала почти одновременно — в Брюсселе под управлением Э. Ансерме 13 декабря 1939 года и в Бостоне 19 декабря — под управлением С. Кусевицкого.
  21. Каждый по - своему с ума сходит. Сергея знаю давно, потому и не стоит даже пытаться его переделать.
  22. Душевно, не спорю. Но меня иногда больше берут за душу опусы Шнитке, Губайдулиной, Шёнберга и Пендерецкого. Наверное, у меня очень извращённый вкус.
  23.  

×
×
  • Create New...