Тембральный баланс - Мир аудио - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Тембральный баланс


Gepardushka

Рекомендованные сообщения

Тембральный баланс, термин относящийся непосредственно к звучанию инструментов. Каждый инструмент имеет свой голос с характерным звучанием - тембром. При правильном тембральном балансе, инструмент будет звучать натурально.
И всё же я не понимаю. Ведь инструментов много. А если одни звучат натурально, а другие - нет? Какие характеристики есть у неправильного тембрального баланса?

И ещё вот новое слово "натурально". Слишком неоднозначное оно, по-моему. Натуральный тембр может быть насыщенным, может быть обеднённым - однако тембральный баланс не скажет об этом, т.к. отражает лишь натуральность.

И что есть баланс? Баланс - это соотношение. На примере тонального баланса - это баланс тонов (различных высот звука) по амплитуде. (Как частность можно добавить и по искажениям, ибо чрезмерные искажения опять-таки акцентируют диапазон.) Нет доминирующих тонов (диапазонов), всё ровно - это баланс.

Расписать подобным образом тембральный баланс - не получается =\ По крайней мере если в целом описывать звучание этим термином. Пока могу понять употребление термина лишь в отношении отдельных инструментов. Например, скрипка стала альтом - тембральный баланс смещён вниз. Но ведь не обязательно, что то же станет с альтом и он превратится в виолончель? Система может вообще не отрабатывать разницу между скрипкой и альтом. В этом случае можно говорить о низком тембральном разрешении, о плохой разборчивости тембров.

p.s.: мне всё же кажется более правильным говорить о тембре, нежели о тембральном балансе. Хотелось бы разобраться.

И ещё: тембр - очень серьёзная характеристика воспроизведения, и очень широкая (многогранная), чтоб о ней говорить столь же кратко, как и о тональном балансе, который ограничивается лишь соотношением тонов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 51
  • Создано
  • Последний ответ

Продолжу свои поиски употребления этого термина:

1. Неприемлемым или малоприемлемым с точки зрения тембрального баланса считается, если какой-либо из инструментов звучит ненатурально и/или если тембр вокала имеет резкий или неприятный характер звучания.

Это из описания методики FSQ. Там это оценивается по треку с 5ю акустическими инструментами и вокалом. Это система скоростного тестирования системы. Думаю, в подобном частном случае определение баланса - оправдано. 5 инструментов и вокал - если всё в целом звучит натурально, то баланс соблюдён, максимальная оценка. Если какие-то инструменты (из 5и и вокала) звучат неестественно, ненатурально - то тембральный баланс искажён, оценка ниже.

Так как оценивается по одному конкретному треку, а в качестве оценки выставляются баллы, то тут всё нормально смотрится: в зависимости от количества естественного звучания инструментов принимается решение о балансе (6 позиций нормально звучат) или силе его нарушения (5-0 позиций нормально звучат).

Мне кажется, использование этого термина безотносительно конкретного теста (FSQ с баллами), конкретной записи (трека) - некорректно. Лучше просто использовать понятие тембра. Вот. Ну или я пока не понял сути термина "тембральный баланс".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

или просто, когда к тембру нет претензий - "ровный тембральный баланс", а когда претензии есть, то "тембральный баланс искажён" - и далее претензии описываются более подробно?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

или просто, когда к тембру нет претензий - "ровный тембральный баланс", а когда претензии есть, то "тембральный баланс искажён" - и далее претензии описываются более подробно?

Сергей, несмотря на то, что я пользуюсь этим методом, скажу, что с термином "тембральный баланс" не согласен. правильнее будет сказать "тембральная достоверность звучания". при такой замене термина все оценки этого трека остаются без изменений. Там же, еще есть "музыкальный баланс" - это, по сути, относится к параметрам сцены. все инструменты и вокал находятся на одной линии, если кто-то вылезает вперед или проваливается назад, то так же штрафуется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасибо. То есть правильно ли я понимаю, что в целом термин "тембральный баланс" - не корректен?

Просто не раз замечал, что люди при описании используют этот термин (даже безотносительно метода FSQ)... но что за ним скрывается - так и не понимал до конца =\

Музыкальный баланс - тоже термин, применимый лишь к конкретному треку и методу, да? Потому как только мы отходим от FSQ, то приходится уточнять, что же имеется в виду. Вряд ли на других треках (обычных записях) все музыканты находятся на одной линии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сергей, несмотря на то, что я пользуюсь этим методом, скажу, что с термином "тембральный баланс" не согласен. правильнее будет сказать "тембральная достоверность звучания".

Но кстати. Достоверность - тут тоже много копий сломано. Не явный термин. Достоверность характера звучания инструмента - это одно, ибо все скрипки в звуке имеют общий характер. Но тем не менее Гварнери отличается от Страдивари, хотя скрипичный характер инструмента и остаётся. Поэтому если не знать как звучат те конкретные экземпляры инструментов, использованные в записи, говорить о достоверности сложновато. Можно лишь об общем характере звучания инструментов говорить. Или о тембральной достоверности звучания классов инструментов.

Хотя лучше, мне кажется, будет сказать о естественности звучания инструментов. С вокалом - аналогично: о достоверности тяжело судить по незнакомой записи, но о естественности - можно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

мне кажется, стоит различать тембральный баланс и тембральную достоверность. понятие тембрального баланса относится не к системе, а к музыкальному событию, к системе же можно отнести понятие тембральная достверность - т.е. достоверность передачи системой тембров инструментов, участвующих в событии. нарушения / искажения тембр.баланса могут происходить при исполнении (треснула дека одной из скрипок, порвалась струна, пол сцены "подыгрывает", вокалист охрип и т.д.) и тогда муз.событие не имеет именно той самой палитры тембров, которая задумывалась автором. если же событие прозвучало и было записано ровно так, как автором задумывалось, а система его передаёт, искажая тембры, то нарушена достоверность передачи в системе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

MVG, спасибо! Т.е. под тембральным балансом музыкального действия Вы подразумеваете оптимальное (задуманное) соотношение тембров (их разновидностей и количества) для музыкального произведения?

Относительно системы воспроизведения понятие "тембрального баланса" не корректно? Спасибо за мнение :) Однако с достоверностью - тоже не всё просто. Описывал выше: если мы не знаем звучания конкретных экземпляров инструментов, то говорить о достоверности проблематично. Либо о достоверности классов инструментов (достоверность подачи общего характера разных классов инструментов: скрипки, рояли), либо, как мне кажется, лучше говорить о естественности воспроизведения инструментов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Расписать подобным образом тембральный баланс - не получается =\ По крайней мере если в целом описывать звучание этим термином. Пока могу понять употребление термина лишь в отношении отдельных инструментов. Например, скрипка стала альтом - тембральный баланс смещён вниз. Но ведь не обязательно, что то же станет с альтом и он превратится в виолончель? Система может вообще не отрабатывать разницу между скрипкой и альтом. В этом случае можно говорить о низком тембральном разрешении, о плохой разборчивости тембров.

Серёж, небольшая поправка. По частотному спектру, Альт звучит повыше скрипки. Например, на альте играет Юрий Башмет, ты, наверняка, бывал на его концертах.

Что касается тембров, можно поговорить и о тембральном окрасе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Серёж, небольшая поправка. По частотному спектру, Альт звучит повыше скрипки. Например, на альте играет Юрий Башмет, ты, наверняка, бывал на его концертах.

Очередной сюрприз.....

Серёга, может ты будешь осторожнее в высказываниях?

"Струны альта настроены на квинту ниже скрипичных и на октаву выше виолончельных"

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Очередной сюрприз.....

Серёга, может ты будешь осторожнее в высказываниях?

"Струны альта настроены на квинту ниже скрипичных и на октаву выше виолончельных"

А вот тут, похоже, ты прав, альт и по размеру побольше скрипки.

Меня, видимо, ввел в заблуждение учитель в муз школе, назвавший альтом небольшую скрипку ученика, может быть там тоже есть разделение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

На концертах Башмета не бывал, но Прохор верно поправил. От самого басовитого смычкового инструмента к самому тонкоголосому: контрабас - виолончель - альт - скрипка :)

Скрипки бывают разных размеров: самых маленьких детей учат на скрипке размера 1\16, например. Я когда увидел в магазине, сначала подумал, что брелок или сувенир. Взрослые играют на скрипках размера 4\4.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Если не будет OffTop-ом, можно и про частотный диапазон обсудить, ты приводил расклад из книги, мне ближе вот такой вариант http://soundworkshop.ru/2010/01/granicy-chastotnyx-diapazonov/

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Если не будет OffTop-ом, можно и про частотный диапазон обсудить, ты приводил расклад из книги, мне ближе вот такой вариант http://soundworkshop...nyx-diapazonov/

Шикарная ссылка, огромное спасибо. По теме- мне ближе выражение тональный баланс.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

MVG, спасибо! Т.е. под тембральным балансом музыкального действия Вы подразумеваете оптимальное (задуманное) соотношение тембров (их разновидностей и количества) для музыкального произведения?

Относительно системы воспроизведения понятие "тембрального баланса" не корректно? Спасибо за мнение :)

да, это именно моё мнение. на истину в последней инстанции не претендую, но то, что я изложил представляется мне логичным.

и, действительно, понятие "достоверность" полноценно применимо лишь тогда, когда есть возможность сравнить реальное муз.событие и его записанную копию. если же такой возможности нет, то приходится расчитывать на способность мозга достроить слышимое до целого. а точнее способности мозга сравнить звучание записи с некими уже имеющимися в мозгу стереотипами и архетипами тембров, которые выстроились в нём (в мозге) на основе предыдущего опыта восприятия муз.событий живьём. именно тут (опять же, это только моё мнение) кроется связь с общей культурой слушания, со способностью слушателя к развитию и утончению своего восприятия, с опытом восприятия музыки, с разнообразием и богатством тембров, которые мозг слушателя способен хранить и восстанавливать в памяти. на каком-то этапе развития восприятия слушатель сможет более или менее уверенно сказать, что вот эта система передаёт тембры достоверно, а вот эта - нет. дело в звуковой памяти, в опыте и в творческом подходе к собственному опыту слушания музыки. я так думаю :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Шикарная ссылка, огромное спасибо. По теме- мне ближе выражение тональный баланс.

Все, что касается тона, это ближе к частотному спектру. Говоря о тональном балансе, его можно применить к музыкальному ряду, но не к отдельному инструменту, обладающему своим тоном (и обертонами).

Тональный баланс (tonal balance) — относительные уровни баса, средних и высоких частот в звучании аудиокомпонента.

Тембральный баланс, учитывая наличие тембрального окраса, применительно к конкретному инструменту понятие более емкое.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тембральный баланс, учитывая наличие тембрального окраса, применительно к конкретному инструменту понятие более емкое.
Серёга, а можно подробнее? То есть в твоём определении тембральный баланс относится к конкретным инструментам по-отдельности, а не к звучанию в целом?

И если тембральный баланс нарушен - то... какие характеристики у неправильного тембрального баланса?

Просто если инструменты имеют синтетический налёт, то так и говорят, что звучание имеет соответствующий окрас. Просто возможностей для неестественной передачи тембра - немало. Как можно тембральным балансом описать всё это?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Серёга, а можно подробнее? То есть в твоём определении тембральный баланс относится к конкретным инструментам по-отдельности, а не к звучанию в целом?

И если тембральный баланс нарушен - то... какие характеристики у неправильного тембрального баланса?

Просто если инструменты имеют синтетический налёт, то так и говорят, что звучание имеет соответствующий окрас. Просто возможностей для неестественной передачи тембра - немало. Как можно тембральным балансом описать всё это?

Нарушение тембрального баланса приводит к искажениям звучания инструмента, например, когда скрипки начинают "визжать".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Заменяет ли понятие тембрального баланса понятие тембра при описании звучания системы?

Просто как можно через тембральный баланс поведать о том, что не слышна разница между роялями разных производителей? Что плохо различимы скрипки-альты или гобои-кларнеты? Что тембры обеднены, хотя и естественны, т.е. в них нет чего-то нехарактерного для живого инструмента, но живыми тяжело назвать из-за слишком легковесной их подачи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Заменяет ли понятие тембрального баланса понятие тембра при описании звучания системы?

Просто как можно через тембральный баланс поведать о том, что не слышна разница между роялями разных производителей? Что плохо различимы скрипки-альты или гобои-кларнеты? Что тембры обеднены, хотя и естественны, т.е. в них нет чего-то нехарактерного для живого инструмента, но живыми тяжело назвать из-за слишком легковесной их подачи.

Не хлебом единым жив человек.

Так же и в музыке, нельзя одним термином раскрыть все богатство звучания инструментов. Каждый термин, это инструмент и только их сочетание может что то прояснить.

Таких инструментов может быть множество, часто они связаны между собой взаимным влиянием.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Хм... ну тогда получается, что если расписывать подробно о тембре, то смысла в "тембральном балансе" нет. Если кратко, то "тембральный баланс", за исключением случая, когда всё хорошо, - не информативный термин.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Хм... ну тогда получается, что если расписывать подробно о тембре, то смысла в "тембральном балансе" нет. Если кратко, то "тембральный баланс", за исключением случая, когда всё хорошо, - не информативный термин.

опять я со своим мнением вставлю две копейки :)

термин тембральный баланс может быть неинформативен по отношению к звуку системы. а вот когда вы идете в зал и слушаете оркестр, у вас может осстаться впечатление, что произведение, как оно было этим оркестром исполнено, тембрально сбалансировано или же тембрально несбалансировано. например, заболели два скрипача и не пришли :) в палитре тембров появилась брешь... или виолончели неправильно расположили на сцене и они скрипки не поддерживают в нужной мере, а оттого кажется, что скрипки "визжат". или зал с медными плохо дружит, медные духовые доминируют. ну и т.д. баланс тембров очевидно нарушен. а вы до этого слушали то же произведение в другом зале с другим оркестром, и там всё было сбалансировано. разница сразу заметна.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

MVG, вот с таким балансом согласен, вопросов не возникает :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Но кстати. Достоверность - тут тоже много копий сломано. Не явный термин. Достоверность характера звучания инструмента - это одно, ибо все скрипки в звуке имеют общий характер. Но тем не менее Гварнери отличается от Страдивари, хотя скрипичный характер инструмента и остаётся. Поэтому если не знать как звучат те конкретные экземпляры инструментов, использованные в записи, говорить о достоверности сложновато. Можно лишь об общем характере звучания инструментов говорить. Или о тембральной достоверности звучания классов инструментов.

Хотя лучше, мне кажется, будет сказать о естественности звучания инструментов. С вокалом - аналогично: о достоверности тяжело судить по незнакомой записи, но о естественности - можно.

сам по себе баланс - это сравнение каких то величин между собой. с тональным балансом всё понятно, это сравнение между собой уровней разных тонов (частотных диапазонов). а вот к тембру это малоприминимо. мне кажется что "тембральный баланс" просто часто называют по аналогии с "тональным балансом".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

сам по себе баланс - это сравнение каких то величин между собой. с тональным балансом всё понятно, это сравнение между собой уровней разных тонов (частотных диапазонов). а вот к тембру это малоприминимо. мне кажется что "тембральный баланс" просто часто называют по аналогии с "тональным балансом".
Мне тоже так кажется. Правда помимо того, что применяют, не всегда понятно, что же всё же имеется в виду автором.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...