ishiwata san Опубликовано: 11 февраля 2023 Поделиться Опубликовано: 11 февраля 2023 14 минут назад, Дадд сказал: Готт, Караян и Кисин? Дадд, убили насмерть ... 4 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Moderators Staudio Опубликовано: 11 февраля 2023 Moderators Поделиться Опубликовано: 11 февраля 2023 2 часа назад, Штальбург сказал: О, Бернстайна вспомнил! Поднимает настроение Мамбо из Вестсайдской с улетным исполнением Дюдамеля. Я его недолюбливаю, но тут он - во всей красе. Очень весело, прямо в пляс, энергетика сумасшедшая. Тыкнете, не пожалеете. Сюда не копируется, правообляйдатели запрещают. https://www.youtube.com/watch?v=NYvEvP2cmdk Вот, что значит нужно смотреть подготовоенным. С утра пораньше это видео показалось каким-то шабашем и вакханалией Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
ishiwata san Опубликовано: 11 февраля 2023 Поделиться Опубликовано: 11 февраля 2023 8 часов назад, Штальбург сказал: Суббота! Все на расслабоне.... В стаканах что-то мутноватое - первачёк ? Человеческое всем не чуждо. 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Moderators Dmitry© Опубликовано: 11 февраля 2023 Moderators Поделиться Опубликовано: 11 февраля 2023 7 часов назад, Дадд сказал: Готт, Караян и Кисин? Продолжим. Малежик, Берроуз, Белафонте. 1 час назад, ishiwata san сказал: Человеческое всем не чуждо. Мстислав Ростропович рассказывал о Шостаковиче такую историю: «Второго августа 1959 года Шостакович вручил мне рукопись Первого концерта для виолончели. Шестого августа я сыграл ему концерт по памяти – трижды. После первого раза он очень разволновался, и, понятно, мы выпили немножко водки. Во второй раз я играл не совсем идеально, и потом мы опять выпили водки, уже побольше. В третий раз, мне кажется, я играл концерт Сен-Санса, но он аккомпанировал мне по партитуре своего концерта. Мы были бесконечно счастливы». 4 7 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Популярное сообщение Штальбург Опубликовано: 18 февраля 2023 Популярное сообщение Поделиться Опубликовано: 18 февраля 2023 Всем привет! Небольшие заметки по поводу Первой Симфонии Малера, да и о понимании композитора в целом... …В Ледече, проживая в доме своих бабушки и дедушки, маленький мальчик внезапно исчезает. Его находят на чердаке. Он стоит на цыпочках, а его пальцы постукивают по заброшенному пианино. Дед Герман спрашивает, не хочет ли он забрать его себе, и на телеге везет инструмент в Иглау. Густаву четыре года, когда он учится играть. В шесть лет он сочиняет польку со вступительным похоронным маршем. Мама обещает ему награду, если он не сделает ни одной помарки на странице. Отец Бернхард издевается над хромой, имученной детьми матерью Густава. Однажды, во время супружеской ссоры, мальчик в панике выбегает из дома. На его пути стоит шарманщик, исполняющий "О, мой милый Августин». Фрейд сочтет это очень интересным и скажет Малеру, что этим объясняется смешение в его музыке интенсивных эмоций с клише и банальностью. Отец требует от Густава, чтобы тот сочинил для него что-нибудь веселое. Мальчик сочняет песенку о турках, которые гоняются за девушками, но не пьют вина. Возможно, это была первая пародия. Пародия на своего похотливого отца-трезвенника (Неуемный в своих сексуальных желаниях Бернхард постоянно изменяет своей жене). Малер с детства слышит хасидские мелодии странствующих клезмерских групп, музыка которых по кивку головы переходит от болезненной к маниакально веселой и обратно. Клезмерская музыка идет в унисон военным оркестрам, ежедневно проходящим по площади Иглавы. Столкновение армейской дисциплины и улыбчивого еврейского индивидуализма отпечатывается в сознании мальчика. Первый язык, который Густав слышит дома, - идиш, состоящий из немецких, ивритских, арамейских и славянских слов и имеющий свой собственный синтаксис. Известный как маме-лошн (язык матери), идиш крайне интересен. Двойные отрицания призваны запутать чужие уши, а вежливость настолько сложна, что только прислушиваясь к интонации и наблюдая за движениями рук, можно понять, является ли слово лестью или оскорблением. Идиш громко звучит в ответе взрослого Малера. «Я что, дикий зверь?» - кричит он на зевак, используя идишский термин «вилде хайе», который передает и дикую опасность, и мальчишеское озорство, и ужас, и ласку в одном выражении, сбивая с толку адресата. "Столько пальцев, и ни один не шелохнется " - кричит он, когда сестры заставляют его ждать. Он учит свою жену слову «шлемейл» (которое она понимает как "дурак", когда он имеет в виду "неуклюжий") и использует «унсерер», обозначающий соотечественников-евреев, но для Малера означающий любую сочувствующую душу. Важно, что идиш дает его музыке возможность поддерживать два противоположных значения. Все новаторские идеи Малера проистекают из его иудейского происхождения. ….Итак, он называет ее «симфонической поэмой» и говорит Пестеру Ллойду, что ее можно было бы назвать «Жизнь», так как она показывает, как жизнь «осыпает чудесами путь юных», а затем, «с первым дыханием осени, безжалостно забирает все назад» . Он предлагает еще одну подсказку к значению поэмы, ссылаясь на "Похороны охотника" Морица фон Швинда 1850 года. В программном буклете произведение описывается как "Симфоническая поэма в двух частях (рукопись: первое исполнение под руководством композитора)": Часть I: 1 Интродукция и Allegro commodo, 2 Andante, 3 Scherzo, Часть II: 4 Траурный маршa -attacca- 5 Molto appassionato. В семь тридцать утра 20 ноября 1889 года Малер разогревает Сити-холл увертюрой Керубини. Как только стихают аплодисменты, он дает струнным сигнал. Мир вот-вот услышит оркестр, играющий Первую симфонию Густава Малера. Поначалу все идет хорошо. После каждой из трех частей раздаются горячие аплодисменты. Проходит полчаса, Малер чувствует себя хорошо. Затем прием меняется. Вторая половина симфонии начинается с детской песенки "Bruder Martin". Мелодия «Брудер Мартин», по признанию Малера, используется в третьей части, названной "Похоронный марш в манере Калло", чтобы создать ощущение иронии. Вдохновением для этой части послужила гравюра фон Швинда на дереве из книги сказок. На гравюре изображены лесные звери на лесных похоронах охотника. Они скорбят или празднуют? Животные, похоже, не знают, на чем сосредоточиться - на смерти охотника или праздновании окончания охоты. Малер излагает мелодию в минорном ключе, чтобы подчеркнуть эту иронию. Исполняется медленно с «могильным воем приглушенного контрабаса» и усмешкой гобоя. Внезапно все переходит в быстрый и гротескный танец. Публика начинает волноваться. «Мы не знаем, воспринимать ли этот похоронный марш всерьез или интерпретировать его как пародию", - замечает критик Корнель Абраньи. - Кларнеты и скрипки визжат, барабан гремит, тромбон воет.. Одним словом, инструменты буйствуют в безумном танце ведьм». Ничто так не расстраивает публику, как незнание того, смеяться ей или плакать. «Аттакка, ведущая к последней части, так встревожила элегантную даму, сидевшую рядом со мной, - пишет друг Малера Лёр, - что она уронила на пол все, что держала в руках». Конец концерта был встречен слабыми аплодисментами и освистыванием. Малер бросается за кулисы и покидает зал, не оставаясь на вторую половину концерта. «Мои друзья в ужасе избегали меня», - вспоминает он - Ни один из них не осмелился заговорить со мной о произведении или его исполнении, и я бродил по залу, как прокаженный или преступник». «Это... работа молодого, необузданного и неукротимого таланта, который должен сдерживать поток мелодических мотивов", - гласит один из самых добрых отзывов. «Вторая часть — это огромная аберрация гениального ума», - пишет другой, а немецкоязычная газета советует Малеру придерживаться того, что у него получается лучше всего: «Все наши великие дирижеры - Рихтер, Бюлов, Моттль, Леви и т.д. - признали, что они не композиторы. Их репутация от этого не пострадала. То же самое можно сказать и о Малере. Мы будем рады видеть его на подиуме до тех пор, пока он не будет дирижировать своей собственной музыкой». Малер как бы хочет сказать своей симфонией: "Для чего вы жили? Зачем вы страдали? Неужели все это - одна огромная и ужасающая шутка? Мы должны как-то ответить на эти вопросы, если хотим жить дальше или если даже просто хотим умереть". Людям в зале не дают покоя намеки на их собственную смертность. Это - не то развлечение, за которое они заплатили. В законченном варианте произведения Малер опускает Анданте и отказывается от своих попыток объяснений, крича:"Смерть всем программам!" Он настаивает на том, что музыка должна быть воспринята так, как услышана. Но композитор всегда пытается передать в своей музыке некое послание, и именно сложность этого послания оставляет его ранних слушателей недовольными. То, что он делает, не имеет музыкальных прецедентов. У слушателей вызывает беспокойство эта детская песенка/похоронный марш и внезапный поворот к грубости и непристойности. Здесь Малер наделяет музыку возможностью выразить несколько вещей одновременно. По его собственному признанию, песенка/траурный марш - это хрестоматийная ирония. Малер говорит одно, а подразумевает другое, потому что то, что он хочет сказать, — это послание, которого люди не хотят слышать. Ясельный стишок/марш смерти - это тревожный звуковой образ, указывающий на смерть ребенка. Джига, которая его нарушает, - это клезмерская мелодия. Современный слушатель может узнать в ней сходство с припевом песни "Если бы я был богат" из мюзикла "Скрипач на крыше". То, что остается в памяти у Малер с детства - это детский гроб, который выносят из дома под взрывы веселья из соседней таверны. Эта музыка - протест против безразличия мира к уровню детской смертности, достигающему в то время 60%, язве, дифтерии, оспе, краснухе, скарлатине и другим болезням, уносящих каждого второго ребенка до пятилетнего возраста. Медицинская наука того времени уделяла больше внимания диагностике, чем лечению. Смерть ребенка - нормальное явление, в каждой семье есть такой ребенок. Траур поверхностный, а похороны – на безымянных участках на окраинах городов. Малер требует уважения к умершему ребенку. Его ярость не направлена на какую-то конкретную цель, но он пишет как еврей, и его ирония - это не классический греческий, а повседневный идиш, который способен изменять смысл с помощью жестов и интонации. Любое высказывание на идише можно превратить в противоположное. «Он мудрец [Эр из талмид-хохем]», сказанное с ударением на местоимении «эр», предполагает, что человек глуп. Звук «О!», произнесенный с поднятым указательным пальцем, обозначает не удивление, а осуждение. Малер придумал свою игру противоположностей еще мальчиком в Польке со вступительным похоронным маршем. Его указания в партитуре совершенно конкретны. Он велит оркестру играть как "жалкие деревенские музыканты " и хочет, чтобы "вся грубость, легкомыслие и банальность в мире " нарушили ход похорон. У него перед глазами знакомый образ. Марк Шагал в картине "Ярмарка в деревне" (1908) изобразил двух родителей, которые несут маленький белый гроб через деревню под опускающимся небом. На задворках - арлекин, акробат и клоун. Ужасно обыденная деталь - женщина на балконе опрокидывает свой горшок на головы скорбящих. Посреди смерти - беспорядочная жизнь. Это - именно то, что описывает Малер. И симфония, и картина содержат известное еврейское признание в том, что ни одно событие никогда не бывает полностью трагичным или счастливым. Сочетание серьезности и веселья - одна из граней еврейской психологии и движущий мотив Первой симфонии Малера. Если исполнять музыку без иронии, она звучит поверхностно. При слишком еврейском акценте она доходит до самопародии. Малер оставляет за интерпретаторами право найти правильный баланс. Малер, имея в виду универсальную аудиторию, пишет музыку, которую можно играть с другими акцентами и интуицией. Тем не менее, невозможно не увидеть в ней мальчика Малера, идущего за гробом своих братьев, глубоко скорбящего, но осознающего все, что происходит вокруг него… Если Бетховен и Брамс указывали в своих партитурах скорость метронома, то Малер назвал прибор «тик-так» «неадекватным и практически бесполезным» и оставил измерение времени на усмотрение маэстро. Он был в восторге, когда друзья с секундомерами отмечали, что пассаж может длиться на пять минут длиннее. «Все дело в чувстве», - говорил он музыкантам. Малер ожидал от дирижеров гибкости и интуиции при исполнении его музыки. Он бы высмеял современные представления о том, что точность и старинный стиль предпочтительнее импульса и эмоций, и он бы зарычал на множество докторских диссертаций, спорящих о том, сколько ударов молота должно быть в финале его Шестой симфонии. Решение оставалось за дирижером. Все, что Малер говорил о своей музыке, подразумевает, что существует более одного способа прочтения произведения, и что дирижер должен следовать фантазии, а не буквальной верности партитуре. В этом отношении Бернстайн был маэстро в духе Малера. Но ведь что парадоксально: Булез тоже был в его духе. Булез говорил, что чем крупнее жест у Малера, тем больше вероятность "вульгарности" (возможно, он имел в виду Бернстайна). Две интерпретации, его и Ленни, были противоположны, но каждая из них была подлинным аспектом композитора, который однажды сказал: "Лучшую музыку не найти в нотах". Малер также сказал: "Суть любой интерпретации - это точность". Вот так. Дирижер Эрнст Лерт, который много раз слышал, как Малер дирижировал, писал, что у него был раскол личности между композитором, который требовал точности, и дирижером, который стремился к свободе выражения. Если мы примем эту теорию раскола, то понятие идеального исполнения Малера становится невозможным.. Нет идеального исполнения и первой симфонии. Стоит отметить, что не все дороги ведут к Малеру. Дирижеры, отказывающиеся от иронии, слишком далеки от Малера. Те, кто отказывается от эмоций, упускают очень важный ингредиент его музыки. Те, кто исполняет Малера на старинных инструментах без вибрато (Норрингтон, Херревеге), идут вразрез с мировоззрением композитора. Те, кто сглаживают шероховатости (как Караян и Мути) идут в противовес замыслу композитора. Те, кто вставляют, удаленное Малером, "Blumine" (Анданте) в Первую симфонию (как Рэттл и Озава) – тоже идут против замысла. Из всех произведений Малера ни одно не вызывает такого разнообразия интерпретаций. Для Бруно Вальтера это элегическое произведение, для Георга Шолти - юношеское извержение, а для Рафаэля Кубелика - продолжение фольклора девятнадцатого века. 4 7 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Олег Б Опубликовано: 18 февраля 2023 Поделиться Опубликовано: 18 февраля 2023 Спасибо 1 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
ishiwata san Опубликовано: 18 февраля 2023 Поделиться Опубликовано: 18 февраля 2023 7 часов назад, Штальбург сказал: Небольшие заметки по поводу Первой Симфонии Малера, да и о понимании композитора в целом... Спасибо, отличное эссе ! Женя, а что же произошло, почему Малер в последствии отказался от общего названия второй редакции симфонии ( было три авторские редакции) "Титан" ? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Штальбург Опубликовано: 18 февраля 2023 Поделиться Опубликовано: 18 февраля 2023 1 час назад, ishiwata san сказал: Женя, а что же произошло, почему Малер в последствии отказался от общего названия второй редакции симфонии ( было три авторские редакции) "Титан" ? Юра, во-первых, спасибо на спасибо! Понимаешь, это название вообще всех сбивало с толку. Малер объяснял почему его снял. Во-первых, оно возникло во многом по настоянию друзей, чтобы сделать публике симфонию более понятной. Сурдоперевод, короче. Но Малер понял, что это название не только не способствует пониманию, но и запутывает его. Во-вторых, Малер понял, что не хочет писать программную музыку, что любое музыкальное произведение должно основываться на пережитом опыте. У Малера есть такая фраза: "Я знаю, если говорить о себе, до тех пор, пока я могу выразить опыт словами, я никогда не должен выражать его в музыке. Потребность выразить себя музыкально начинается только на плоскости "неясных" чувств, у ворот, которые открываются в "другой мир", где вещи больше не распадаются во времени и пространстве". Лепить "чуждое" содержание, не отражающее глубинные биографические и психологические состояние его души, он больше, как видно, не хотел. 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
ishiwata san Опубликовано: 23 февраля 2023 Поделиться Опубликовано: 23 февраля 2023 Женя, хочется узнать твоё отношение к этому китайскому Товарищу ? Лан Лан кто он, феномен современного пианизма или нет ? 2 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
ishiwata san Опубликовано: 23 февраля 2023 Поделиться Опубликовано: 23 февраля 2023 02.02.2023 в 21:48, ishiwata san сказал: Долгожданная коробочка Великого дирижёра ! Обещают выход в июне . Брать в обязательном порядке. В преддверии выхода этой коробочки, будет интересно познакомится с содержанием беседы с Маэстро в далёком 1970 году. https://www.gramophone.co.uk/features/article/otto-klemperer-i-always-say-that-it-s-the-orchestra-that-makes-the-music-not-the-conductor-classic-interview?utm_medium=Social&utm_campaign=Echobox&utm_source=Facebook#Echobox=1675686756 Маэстро и Малер https://www.gramophone.co.uk/features/article/icon-otto-klemperer 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Штальбург Опубликовано: 23 февраля 2023 Поделиться Опубликовано: 23 февраля 2023 3 часа назад, ishiwata san сказал: Женя, хочется узнать твоё отношение к этому китайскому Товарищу ? Юра, привет! Я в отношении его не сноб. Лан Лан, конечно же, феноменален. Человек в 13 лет играл третий Рахманинова. У меня к нему отношение менялось. Вначале его давил восточный менталитет. Он играл как самурай. Вот вышел человек сражаться в битве. Безвкусная игра. Как вода без вкуса. Потом я понял, что так и должно быть. Это наследие китайской культуры, которая испытывает смущение и даже страх перед сильными эмоциями. Пианистам это мешает искренне сыграть то, что наполнено действительно глубокими эмоциями. Они не всегда могут быть искренними. И это особенность воспитания и культурного фона. Многие этого не понимают, оценивая восточных исполнителей. И еще. В китайской художественной культуре развит дух соперничества, соревновательности. Там куча конкурсов, где пианист хочет победить. А значит, нужно развить до немыслимых пределов технику. Там в Китае преподаватель сразу говорит: "Ты должен научиться выигрывать конкурсы, иначе ты- никто". Концентрация на музыке - это вторичное. Моцарт, Лист, Бетховен - это все тема спортивных состязаний. В голове Лан Лана было одно: ты должен быть первым. Лан Лан это и делал. В 12 лет выиграл Чайковского. А потом, он все больше жил в Америке, учился у Гари Графмана, потом Баренбойма. Он постепенно раскрепощался. Он становился индивидуальностью. Америка пробуждает в человеке этот импульс. Что мне нравится у него? Во-первых, у Лан Лана, по видимому, колоссальная музыкальная чувствительность. Это - природное качество. И он начал все больше и больше вскрывать эмоциональную глубину произведения. Во-вторых, ему свойственна необыкновенное изящество, легкость в исполнении. Мне кажется, что сейчас он нашел баланс между чувствами и эмоциями. И он мне начал нравиться. Я не скажу, что выберу его исполнения среди других. Но он мне уже напоминает где-то Рубинштейна, а где-то даже и Горовица. 4 3 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Штальбург Опубликовано: 23 февраля 2023 Поделиться Опубликовано: 23 февраля 2023 1 час назад, ishiwata san сказал: Маэстро и Малер Мне вот чего-то опять Малер покоя не дает. Вторую тут в который раз прослушал у Теннштедта. Захотелось прямо-таки написать о ней. И как можно ее слушать и что там интересного. Но работы куча навалилась. Не успеваю. Но думаю, что напишу. И про Малера-Теннштедта хотелось бы. А то ведь на форуме многие его слушают и любят. 4 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
ishiwata san Опубликовано: 23 февраля 2023 Поделиться Опубликовано: 23 февраля 2023 2 часа назад, Штальбург сказал: Я в отношении его не сноб. Лан Лан, конечно же, феноменален... Спасибо, Женя, как всегда очень интересно и содержательно ! Я такого же мнения. Лан Лан в последнее время сильно на мой взгляд изменился в плане глубокого понимания сути произведения, а не только техники ... 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Олег Б Опубликовано: 23 февраля 2023 Поделиться Опубликовано: 23 февраля 2023 20 минут назад, ishiwata san сказал: Лан Лан в последнее время сильно на мой взгляд изменился в плане глубокого понимания сути произведения, а не только техники ... 2 2 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Штальбург Опубликовано: 24 февраля 2023 Поделиться Опубликовано: 24 февраля 2023 Привет, братцы! Слушаем Вторую... Слушаем самое начало. Симфония начинается струнным тремоло, вступлением нижних струнных – басов и виолончелей. Их ворчание продолжается более пяти минут. Собственно первая часть – это маршевый ритм басов и виолончелей, который прерывается лирическими фрагментами. Пусть будет Аббадо. Оркестр, конечно, не ах какой. Но есть в этой записи что-то трогательное. 2003 год. Аббадо исполняет Вторую и это исполнение посвящено его выздоровлению от рака желудка и предполагает подтекст «воскрешения». Ютюб не дает ничего сюда скопировать, поэтому по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=9Yr720ftjaA Очень интересное начало. Оно интересно, потому что дает пример встречи двух, казалось бы, несовместимых исторических традиций: немецкой и итальянской оркестровых традиций. В длинном пассаже нижних струнных новизны нет, но зато здесь видно, как Малер объединяет традиции, синтезирует. Так же как в свое время это делал Бах. Прежде всего, слушаем начало финала Девятой Бетховена, где басы и виолончели разговаривают в той же тональности что и в начале Второй у Малера. Первые несколько минут https://www.youtube.com/watch?v=kV7BwJJLzlo Далее - начало Валькирии Вагнера. Опера также открывается скрипичным тремоло, которое продолжается в басах и виолончели. Ну, здесь прямо цитирование Малером. Слушаем первые 4 мин. Любители хард рока были бы в восторге, если бы слушали Вагнера)) https://www.youtube.com/watch?v=UM4TWd5_cI4 Далее еще более интересная цитата. Речь идет об Отелло Верди, когда мавр входит в спальню жены в 4-м акте после знаменитой арии «Аве Марии». Здесь также начинается длинный пассаж басовой мелодической декламации. Конечно же, Малер все это держал в голове. Слушаем с 19 мин.20 сек. https://www.youtube.com/watch?v=QpxDIZwh3GU Ну и, наконец, Бернстайн слышит в струнном вступлении трубный звук шафара в еврейский Судный день Рош-ХА-Шана. Протяжный дрожащий звук шофара слышен в виолончелях и котрабасах. https://www.youtube.com/watch?v=o8-AFAcNl0E Звук шофара Только в этом самом начале Второй сходятся Бетховен, Вагнер, Верди, иудейский инструмент. Ведь Малера почему еще тяжело воспринимали современники? Да потому что он был первым глобалистом, а в то время узкий национализм и этническая чистота – это был важный тренд. 2 5 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Штальбург Опубликовано: 24 февраля 2023 Поделиться Опубликовано: 24 февраля 2023 Струнные во Второй и не только… Малер никогда о них не говорит. Например, Вагнер или Штраус всегда давали точное количество скрипок, альтов, басов, виолончелей. Малер никогда этого не делает. Он всегда дает такие пометки: «струнных должно быть как можно больше». И все. А почему так? Потому что Малер, прежде всего, был практик. Он понимал, что никаких стандартов размера струнной секции быть не может. Главное – не размер, а баланс и прозрачность. И еще, что важно: у Малера у скрипок нет главной роли в оркестре, как у Вагнера, Штрауса и других композиторов. Правда, в более поздних работах их роль увеличивается. У Малера только Шестая симфония открывается мелодией, сыгранной первыми скрипками. Но еще очень важно. Малер пытался добиться от струнников перкуссивного эффекта (про перкуссию мы еще поговорим!). Он просил струнников постукивать по струнам тыльной стороной смычка, что создавало сухой кликающий звук. Еще Малер изобрел особую технику кол-леньо, когда струнник сильно ударял палочкой смычка поперек струн. Во второй Симфонии в первой части есть место, где струнники работают в этой манере. Про технику кол-леньо тут: https://www.youtube.com/watch?v=XThtp5a69ik Это все, конечно, хорошо. Однако самое важное, что Малер заставлял работать струнников в рамках исполнительной техники портаменто или глиссандо. Портаменто – это замедленное скольжение от одной ноты к другой, медленное соскальзвание с одной ноты на последующую. А глиссандо – это скольжение от одной ноты к другой, включая все, находящиес между ними. Тетка толково объясняет тут: https://www.youtube.com/watch?v=xLO3cWfDjA4 Чрезмерное увлечение этим эффектом делает музыку вычурно сентиментальной, немного дешевой, китчевой и это то, что очень часто Малер и хотел достичь. Но кроме всего использование глиссандо вызывает чувство нежной ностальгии. Во Второй мы можем это отчетливо слышать у скрипок. Слушаем Гилена (не все же Аббадо) с 17 мин. 28 сек. https://www.youtube.com/watch?v=qwogC3OUjXY И в этом смысле главный тест для исполнения Малера – это готовность и умение оркестра производить грубый, неотесанный, сырой звук. Но струнные сопротивляются такому звуку. Там, где нет в исполнении этого конфликта – там нет Малера. Еще нужно сказазать об арфе. Малер – первый композитор, который открыл арфу как поэтический и мелодический инструмент. Особенно используя арфу как будто глухой низкий звон колокольчика. Слушаем Гилена с 5 мин. 40 сек. В больших симфониях как Вторая, Третья, Шестая, Восьмая Малер хотел иметь арф как можно больше. Четыре минимум. Сейчас вы в оркестре столько арф не увидете. Денег на столько арф нету. Максимум две. 5 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
ishiwata san Опубликовано: 24 февраля 2023 Поделиться Опубликовано: 24 февраля 2023 3 часа назад, Штальбург сказал: Слушаем Вторую... Женя, спасибо, так вкусно и с примерами всё описал ... Так что, сегодняшний вечер будет отдан Малеру. После недолгих размышлений, решил послушать целых два исполнения Второй. 4 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Штальбург Опубликовано: 24 февраля 2023 Поделиться Опубликовано: 24 февраля 2023 10 минут назад, ishiwata san сказал: После недолгих размышлений, решил послушать целых два исполнения Второй. Юра, знаю это исполнение Фишера. Очень такое энергичное, детализация классная. Очень хорошее. С него можно и начать )) 3 1 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
ishiwata san Опубликовано: 24 февраля 2023 Поделиться Опубликовано: 24 февраля 2023 1 минуту назад, Штальбург сказал: С него можно и начать )) Я с Фишера уже и начал. Так что В ближайшие несколько часов меня тут не будет. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
ishiwata san Опубликовано: 24 февраля 2023 Поделиться Опубликовано: 24 февраля 2023 Кстати, исполнение Леонарда Слаткина во всех смыслах совершенно замечательное ! Показательный пример первой части. Но к сожалению, воспроизведение ролика только через подключенный VPN Надеюсь, у наших Уважаемых участников данной ветки VPN подключен. 2 1 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Штальбург Опубликовано: 25 февраля 2023 Поделиться Опубликовано: 25 февраля 2023 Перкуссия у Малера Обещал про перкуссию - выполняю. Малер был пионером использования перкуссии. В его времена – это был совсем не комплимент. Треуголник, помимо литавр, занимал опредленное место в немецком симфоническом оркестре, но редко использовался. Басс-барабан, цымбалы были известны как «турецкие» интсрументы и нужны были для какой-нибудь экзотической музыки или для боевого марша (как у Гайдна в «Военной» Симфонии или у Бетховена в Девятой). Во времена Маллера чрезмерное использование перкуссии было признаком дурного вкуса не совместимого с немецким симфоническим стилем. В России Чайковский, Римский-Крсаков использовали большие перкуссионные группы (правда, не в симфониях). Но даже Вагнер (суперреволюционер в романтической немецкой музыке) оставался очень консервативен в использовании перкуссии, несмотря на важные инновации в других областях оркестровой практики. А Малеру был «по барабану» музыкальный пуризм. Ему было важно использовать все средства выразительности и обогатить ими оркестровую музыку: ритм, треск, визг, стук. Эти простые звуки могла произвести только перкуссия. Вспомним бубенцы, открывающие Четвертую, или тихие удары тамтама, которые всегда у Малера сопрвождают похоронные марши. У Малера перскуссия – это не декорация, а важный симфонический аргумент. Послушаем тихие удары гонга, подпирающие дрожащие виолончели и басы. Очень характерно для Малера. Слушаем Гилена с 4 мин 40 сек. https://www.youtube.com/watch?v=qwogC3OUjXY И вот, представьте, такое внимание к перкуссии у Малера и ужасный уровень перкуссионных групп в немецких оркестрах. Малер ездил из одного оркестра вдругой со своей перкуссионой группой. Он даже в расписании ставил особые репетиции только для одних перкуссионистов. Все тогда считали его эксцентриком. Малер был первым композитором, который для тимпана писал мелодически. Он участвовал в разработки тем и мотивов. Каждая симфония включает соло тимпанов. Очень советую послушать тестовый отрывок из Второй: Слушаем Гилена с 11 минуты (ссылка выше) Или Аббадо с 12.05 (там видео, режиссер выхватывает инструменты) https://www.youtube.com/watch?v=9Yr720ftjaA Что происходит? В течении 30 секунд вы слышите: - дерево, которым аккомпанирует треугольник (не пропустите), - зловещий звук бас-барабана - начинают виолончели и басы, которые разделяет сначало тамтам с тимпаном, а затем тамтам с басс-барабаном - потом соло тимпана громко, потом тихо уходит в мягкое эхо в то время, как струнные играют тремоло поверх тамтама и басс-барабана. Всего за несколько секунд вы слышите все, что делает оркестровку Малера такой феноменальной. Это пример чисто симфонического развития. Здесь нет каких-то беспричинных движений, просто самих по себе. Каждая деталь усиливает или разработывает что-то, что мы услышали уже до этого и открывает ее в новом свете. Чем уникален Малер? Никто не достигал такого осмысленного развертывания тембра перкуссии в обслуживании музыкальной логики. Малер нашел способ внести словарь простых музыкальных жестов и шумов в поток симфонической разработки. И это и есть то, что отличает оркестровое письмо Малера от всех остальных: каждая нота работает на музыкальную выразительность и помогает прояснить ее формальный прогресс. Поэтому там, где мы не слышим перкуссии (по вине ли записи, дирижера или слабости перкуссионистов) – там мы не слышим Малера. Чтобы решить для себя, слушать ли то или иное исполнение симфонии Малера, я прослушиваю ряд таких тестовых кусочков (приблизительно зная их хронометраж). Если они убеждают, прослушиваю симфонию целиком. Нет – откладываю исполнение, а чаще всего просто забываю о нем. На виниле это сделать, к сожалению, невозможно. Слушать сейчас Малера, после первых эмоциональных потрясений (конечно, винил!), пытаюсь на записях с высоким разрешением или на видео (особенно, если режиссер хороший и во время трансляции переключает кнопки на пульте согласно партитуре, которую способен читать). Все это дает возможность слышать и видеть детали. А почему их так важно слышать?…Об этом в следующем посте). 2 3 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
ishiwata san Опубликовано: 25 февраля 2023 Поделиться Опубликовано: 25 февраля 2023 1 час назад, Штальбург сказал: Поэтому там, где мы не слышим перкуссии (по вине ли записи, дирижера или слабости перкуссионистов) – там мы не слышим Малера. Это чрезвычайно важный аспект в музыке Малера ! Поэтому я всегда обращаю внимание как достоверно и полно звукорежиссёр записал тот же большой "Турецкий" барабан. Музыка Малера без должного удара этого инструмента очень сильно проигрывает. Отсюда, мне очень импонируют записи симфоний Малера на TELARC. Такого высочайшего качества записи низкочастотной перкуссии и динамики нет не на одном лейбле. Например на диске с "Трагической" есть даже специальная пометка-предуприждение о динамическом ударе молота. И конечно сам колоритный молотобоец во всей красе. 4 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
ishiwata san Опубликовано: 25 февраля 2023 Поделиться Опубликовано: 25 февраля 2023 2 минуты назад, ishiwata san сказал: Отсюда, мне очень импонируют записи симфоний Малера на TELARC. Собственно 6 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Штальбург Опубликовано: 25 февраля 2023 Поделиться Опубликовано: 25 февраля 2023 1 час назад, ishiwata san сказал: Например на диске с "Трагической" есть даже специальная пометка-предуприждение о динамическом ударе молота. И конечно сам колоритный молотобоец во всей красе. Юра, а почему три удара молотом, знаешь? Первый удар - смерть дочери, второй - смертельный сердечный диагноз и третий - увольнение из Венской Королевской оперы. Ерунда конечно, но критики извращаются... 2 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Штальбург Опубликовано: 25 февраля 2023 Поделиться Опубликовано: 25 февраля 2023 1 час назад, ishiwata san сказал: Отсюда, мне очень импонируют записи симфоний Малера на TELARC. Ты знаешь, я записи, которые ты выставил не знаю. Но слышал запись Бенджамин Зандера с Филармонией на Теларке (начало 2000-х). И вот что думаю. Звучание действительно потрясающее, но ребята, которые на Теларке записываются, настолько увлечены острыми контрастами, которые дает возможность поднять и высветить студийная техника, что жертвуют повествовательной линией музыки Малера. И это тоже - против Малера. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Рекомендованные сообщения