Разговоры о классической музыке - Страница 37 - Topics - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Открытый клуб  ·  192 участника  ·  Бесплатный

Классическая музыка

Разговоры о классической музыке


УЭФ
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

14 минут назад, Дадд сказал:

Готт, Караян и Кисин? 

Дадд, убили насмерть ... :dx::lol:

  • Смешно :) 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 2.6k
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Опубликованные изображения

  • Moderators
2 часа назад, Штальбург сказал:

О, Бернстайна вспомнил!

Поднимает настроение Мамбо из Вестсайдской с улетным исполнением Дюдамеля. 

Я его недолюбливаю, но тут он - во всей красе. Очень весело, прямо в пляс, энергетика сумасшедшая. 

Тыкнете, не пожалеете. Сюда не копируется, правообляйдатели запрещают. 

https://www.youtube.com/watch?v=NYvEvP2cmdk

Вот, что значит нужно смотреть подготовоенным. С утра пораньше это видео показалось каким-то шабашем и вакханалией :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

8 часов назад, Штальбург сказал:

Суббота! Все на расслабоне....

image.png.d36d26871e7b1b3ba0c77ebffb7740d6.png

В стаканах что-то мутноватое - первачёк ? :ok:

Человеческое  всем не чуждо. :)

 Бернштейн Ростропович.jpg

 

  • Нравится 1
  • Смешно :) 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators
7 часов назад, Дадд сказал:

Готт, Караян и Кисин? 

Продолжим.

Малежик, Берроуз, Белафонте.

1 час назад, ishiwata san сказал:

Человеческое  всем не чуждо. 

Мстислав Ростропович рассказывал о Шостаковиче такую историю: «Второго августа 1959 года Шостакович вручил мне рукопись Первого концерта для виолончели. Шестого августа я сыграл ему концерт по памяти – трижды. После первого раза он очень разволновался, и, понятно, мы выпили немножко водки. Во второй раз я играл не совсем идеально, и потом мы опять выпили водки, уже побольше. В третий раз, мне кажется, я играл концерт Сен-Санса, но он аккомпанировал мне по партитуре своего концерта. Мы были бесконечно счастливы».

 

  • Нравится 4
  • Смешно :) 7
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

7 часов назад, Штальбург сказал:

Небольшие заметки по поводу Первой Симфонии Малера, да и о понимании композитора в целом...

Спасибо, отличное эссе !

Женя, а что же произошло, почему Малер в последствии отказался от общего названия второй редакции симфонии ( было три авторские редакции)  "Титан" ? :)

 

  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, ishiwata san сказал:

Женя, а что же произошло, почему Малер в последствии отказался от общего названия второй редакции симфонии ( было три авторские редакции)  "Титан" ? 

Юра, во-первых, спасибо на спасибо! Понимаешь, это название вообще всех сбивало с толку. Малер объяснял почему его снял. Во-первых, оно возникло во многом по настоянию друзей, чтобы сделать публике симфонию более понятной. Сурдоперевод, короче. Но Малер понял, что это название не только не способствует пониманию, но и запутывает его. Во-вторых, Малер понял, что не хочет писать программную музыку, что любое музыкальное произведение должно основываться на пережитом опыте. У Малера есть такая фраза: "Я знаю, если говорить о себе, до тех пор, пока я могу выразить опыт словами, я никогда не должен выражать его в музыке. Потребность выразить себя музыкально начинается только на плоскости "неясных" чувств, у ворот, которые открываются в "другой мир", где вещи больше не распадаются во времени и пространстве". Лепить "чуждое" содержание, не отражающее глубинные биографические и психологические состояние его души, он больше, как видно, не хотел. 

 

  • Нравится 1
  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Женя, хочется узнать твоё отношение к этому китайскому Товарищу ?

 Лан Лан кто он,  феномен современного пианизма или нет ? :)

 

  • Спасибо! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

02.02.2023 в 21:48, ishiwata san сказал:

Долгожданная коробочка Великого дирижёра ! :listen:

Обещают выход в июне .

Брать в обязательном порядке. :)

71xrBxVcXrL._SL1500_.jpg

81c1hiEe-4L._SL1500_.jpg

В преддверии выхода этой коробочки, будет интересно познакомится с содержанием беседы с Маэстро в далёком 1970 году.

https://www.gramophone.co.uk/features/article/otto-klemperer-i-always-say-that-it-s-the-orchestra-that-makes-the-music-not-the-conductor-classic-interview?utm_medium=Social&utm_campaign=Echobox&utm_source=Facebook#Echobox=1675686756

Маэстро и Малер

https://www.gramophone.co.uk/features/article/icon-otto-klemperer

  • Нравится 1
  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 часа назад, ishiwata san сказал:

Женя, хочется узнать твоё отношение к этому китайскому Товарищу ?

Юра, привет! Я в отношении его не сноб. Лан Лан, конечно же, феноменален. Человек в 13 лет играл третий Рахманинова. У меня к нему отношение менялось. Вначале его давил восточный менталитет. Он играл как самурай. Вот вышел человек сражаться в битве. Безвкусная игра. Как вода без вкуса. Потом я понял, что так и должно быть. Это наследие китайской культуры, которая испытывает смущение и даже страх перед сильными эмоциями. Пианистам это мешает искренне сыграть то, что наполнено действительно глубокими эмоциями. Они не всегда могут быть искренними. И это особенность воспитания и культурного фона. Многие этого не понимают, оценивая восточных исполнителей. И еще. В китайской художественной культуре развит дух соперничества, соревновательности. Там куча конкурсов, где пианист хочет победить. А значит, нужно развить до немыслимых пределов технику. Там в Китае преподаватель сразу говорит: "Ты должен научиться выигрывать конкурсы, иначе ты- никто". Концентрация на музыке - это вторичное. Моцарт, Лист, Бетховен - это все тема спортивных состязаний. В голове Лан Лана было одно: ты должен быть первым. Лан Лан это и делал. В 12 лет выиграл Чайковского. А потом, он все больше жил в Америке, учился у Гари Графмана, потом Баренбойма. Он постепенно раскрепощался. Он становился индивидуальностью. Америка пробуждает в человеке этот импульс. Что мне нравится у него? Во-первых, у Лан Лана, по видимому, колоссальная музыкальная чувствительность. Это - природное качество. И он начал все больше и больше вскрывать эмоциональную глубину произведения. Во-вторых, ему свойственна необыкновенное изящество, легкость в исполнении. Мне кажется, что сейчас он нашел баланс между чувствами и эмоциями. И он мне начал нравиться. Я не скажу, что выберу его исполнения среди других. Но он мне уже напоминает где-то Рубинштейна, а где-то даже и Горовица.  

 

  • Нравится 4
  • Спасибо! 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, ishiwata san сказал:

Маэстро и Малер

Мне вот чего-то опять Малер покоя не дает. Вторую тут в который раз прослушал у Теннштедта. Захотелось прямо-таки написать о ней. И как можно ее слушать и что там  интересного. Но работы куча навалилась. Не успеваю. Но думаю, что напишу. И про Малера-Теннштедта хотелось бы. А то ведь на форуме многие его слушают и любят. 

  • Нравится 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 часа назад, Штальбург сказал:

Я в отношении его не сноб. Лан Лан, конечно же, феноменален...

Спасибо, Женя, как всегда очень интересно и содержательно ! 

Я такого же мнения.

Лан Лан в последнее время сильно на мой взгляд изменился в плане глубокого понимания сути произведения, а не только техники ...

  • Нравится 1
  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

20 минут назад, ishiwata san сказал:

Лан Лан в последнее время сильно на мой взгляд изменился в плане глубокого понимания сути произведения, а не только техники ...

:)

 

  • Нравится 2
  • Спасибо! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Привет, братцы! Слушаем Вторую...

Слушаем самое начало. Симфония начинается струнным тремоло, вступлением нижних струнных – басов и виолончелей. Их ворчание продолжается более пяти минут. Собственно первая часть – это маршевый ритм басов и виолончелей, который прерывается лирическими фрагментами. 

Пусть будет Аббадо. Оркестр, конечно, не ах какой. Но есть в этой записи что-то трогательное. 2003 год. Аббадо исполняет Вторую и это исполнение посвящено его выздоровлению от рака желудка и предполагает подтекст «воскрешения». Ютюб не дает ничего сюда скопировать, поэтому по ссылке

https://www.youtube.com/watch?v=9Yr720ftjaA

Очень интересное начало. Оно интересно, потому что дает пример встречи двух, казалось бы, несовместимых исторических традиций: немецкой и итальянской оркестровых традиций. В длинном пассаже нижних струнных новизны нет, но зато здесь видно, как Малер объединяет традиции, синтезирует. Так же как в свое время это делал Бах. 

Прежде всего, слушаем начало финала Девятой Бетховена, где басы и виолончели разговаривают в той же тональности что и в начале Второй у Малера. 

Первые несколько минут 

https://www.youtube.com/watch?v=kV7BwJJLzlo

Далее - начало Валькирии Вагнера. Опера также открывается скрипичным тремоло, которое продолжается в басах и виолончели. Ну, здесь прямо цитирование Малером. Слушаем первые 4 мин. Любители хард рока были бы в восторге, если бы слушали Вагнера))

https://www.youtube.com/watch?v=UM4TWd5_cI4

Далее еще более интересная цитата. Речь идет об Отелло Верди, когда мавр входит в спальню жены в 4-м акте после знаменитой арии «Аве Марии». Здесь также начинается длинный пассаж басовой мелодической декламации. Конечно же, Малер все это держал в голове. 

Слушаем с 19 мин.20 сек.

https://www.youtube.com/watch?v=QpxDIZwh3GU

Ну и, наконец, Бернстайн слышит в струнном вступлении трубный звук шафара в еврейский Судный день Рош-ХА-Шана. Протяжный дрожащий звук шофара слышен в виолончелях и котрабасах. 

https://www.youtube.com/watch?v=o8-AFAcNl0E   Звук шофара

Только в этом самом начале Второй сходятся Бетховен, Вагнер, Верди, иудейский инструмент. Ведь Малера почему еще тяжело воспринимали современники? Да потому что он был первым глобалистом, а в то время узкий национализм и этническая чистота – это был важный тренд. 

 

  • Нравится 2
  • Спасибо! 5
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 

Струнные во Второй и не только…

Малер никогда о них не говорит. Например, Вагнер или Штраус всегда давали точное количество скрипок, альтов, басов, виолончелей. Малер никогда этого не делает. Он всегда дает такие пометки: «струнных должно быть как можно больше». И все. А почему так? Потому что Малер, прежде всего, был практик. Он понимал, что никаких стандартов размера струнной секции быть не может. Главное – не размер, а баланс и прозрачность. И еще, что важно: у Малера у скрипок нет главной роли в оркестре, как у Вагнера, Штрауса и других композиторов. Правда, в более поздних работах их роль увеличивается. У Малера только Шестая симфония открывается мелодией, сыгранной первыми скрипками. Но еще очень важно. Малер пытался добиться от струнников перкуссивного эффекта (про перкуссию мы еще поговорим!). Он просил струнников постукивать по струнам тыльной стороной смычка, что создавало сухой кликающий звук. Еще Малер изобрел особую технику кол-леньо, когда струнник сильно ударял палочкой смычка поперек струн. Во второй Симфонии в первой части есть место, где струнники работают в этой манере.

Про технику кол-леньо тут:

https://www.youtube.com/watch?v=XThtp5a69ik

Это все, конечно, хорошо. Однако самое важное, что Малер заставлял работать струнников в рамках исполнительной техники портаменто или глиссандо.  Портаменто – это замедленное скольжение от одной ноты к другой, медленное соскальзвание с одной ноты на последующую. А глиссандо – это скольжение от одной ноты к другой, включая все, находящиес между ними. Тетка толково объясняет тут:

https://www.youtube.com/watch?v=xLO3cWfDjA4

Чрезмерное увлечение этим эффектом делает музыку вычурно сентиментальной, немного дешевой, китчевой и это то, что очень часто Малер и хотел достичь. Но кроме всего использование глиссандо вызывает чувство нежной ностальгии. Во Второй мы можем это отчетливо слышать у скрипок.

Слушаем Гилена (не все же Аббадо) с 17 мин. 28 сек. 

https://www.youtube.com/watch?v=qwogC3OUjXY

И в этом смысле главный тест для исполнения Малера – это готовность и умение оркестра производить грубый, неотесанный, сырой звук. Но струнные сопротивляются такому звуку. Там, где нет в исполнении этого конфликта – там нет Малера.   

Еще нужно сказазать об арфе. Малер – первый композитор, который открыл арфу как поэтический и мелодический инструмент. Особенно используя арфу как будто глухой низкий звон колокольчика. 

Слушаем Гилена с 5 мин. 40 сек. 

В больших симфониях как Вторая, Третья, Шестая, Восьмая Малер хотел иметь арф как можно больше. Четыре минимум. Сейчас вы в оркестре столько арф не увидете. Денег на столько арф нету. Максимум две.   

 

  • Спасибо! 5
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 часа назад, Штальбург сказал:

Слушаем Вторую...

Женя, спасибо, так вкусно и с примерами всё описал ... :)

Так что, сегодняшний вечер будет отдан Малеру. :listen:

После недолгих размышлений, решил послушать целых два исполнения Второй.

 

DSCF5710.JPG

  • Нравится 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

10 минут назад, ishiwata san сказал:

После недолгих размышлений, решил послушать целых два исполнения Второй.

Юра, знаю это исполнение Фишера. Очень такое энергичное, детализация классная. Очень хорошее. С него можно и начать ))

  • Нравится 3
  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 минуту назад, Штальбург сказал:

С него можно и начать ))

Я с Фишера уже и начал.:)

Так что

В ближайшие несколько часов меня тут не будет. :listen:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кстати, исполнение Леонарда Слаткина во всех смыслах совершенно замечательное ! :listen:

Показательный пример первой части.

Но к сожалению, воспроизведение ролика только через подключенный VPN

Надеюсь, у наших Уважаемых участников данной ветки VPN подключен. :) 

 

  • Нравится 2
  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Перкуссия у Малера 

Обещал про перкуссию - выполняю.

Малер был пионером использования перкуссии. В его времена – это был совсем не комплимент. Треуголник, помимо литавр, занимал опредленное место в немецком симфоническом оркестре, но редко использовался. Басс-барабан, цымбалы были известны как «турецкие» интсрументы и нужны были для какой-нибудь экзотической музыки или для боевого марша (как у Гайдна в «Военной» Симфонии или у Бетховена в Девятой). Во времена Маллера чрезмерное использование перкуссии было признаком дурного вкуса не совместимого с немецким симфоническим стилем. В России Чайковский, Римский-Крсаков использовали большие перкуссионные группы (правда, не в симфониях). Но даже Вагнер (суперреволюционер в романтической немецкой музыке) оставался очень консервативен в использовании перкуссии, несмотря на важные инновации в других областях оркестровой практики. 

А Малеру был «по барабану» музыкальный пуризм. Ему было важно использовать все средства выразительности и обогатить ими оркестровую музыку: ритм, треск, визг, стук. Эти простые звуки могла произвести только перкуссия. Вспомним бубенцы, открывающие Четвертую, или тихие удары тамтама, которые всегда у Малера сопрвождают похоронные марши. 

У Малера перскуссия – это не декорация, а важный симфонический аргумент. Послушаем тихие удары гонга, подпирающие дрожащие виолончели и басы. Очень характерно для Малера. 

Слушаем Гилена  с 4 мин 40 сек.

https://www.youtube.com/watch?v=qwogC3OUjXY

И вот, представьте, такое внимание к перкуссии у Малера и ужасный уровень перкуссионных групп в немецких оркестрах. Малер ездил из одного оркестра вдругой со своей перкуссионой группой. Он даже в расписании ставил особые репетиции только для одних перкуссионистов. Все тогда считали его эксцентриком.

Малер был первым композитором, который для тимпана писал мелодически. Он участвовал в разработки тем и мотивов. Каждая симфония включает соло тимпанов.  

Очень советую послушать тестовый отрывок из Второй: 

Слушаем Гилена с 11 минуты (ссылка выше)

Или Аббадо с 12.05 (там видео, режиссер выхватывает инструменты)

https://www.youtube.com/watch?v=9Yr720ftjaA

Что происходит? В течении 30 секунд вы слышите: 

- дерево, которым аккомпанирует треугольник (не пропустите),

- зловещий звук бас-барабана

- начинают виолончели и басы, которые разделяет сначало тамтам с тимпаном, а затем тамтам с басс-барабаном 

- потом соло тимпана громко, потом тихо уходит в мягкое эхо в то время, как струнные играют тремоло поверх тамтама и басс-барабана. 

Всего за несколько секунд вы слышите все, что делает оркестровку Малера такой феноменальной. Это пример чисто симфонического развития. Здесь нет каких-то беспричинных движений, просто самих по себе. Каждая деталь усиливает или разработывает что-то, что мы услышали уже до этого и открывает ее в новом свете. Чем уникален Малер? Никто не достигал такого осмысленного развертывания тембра перкуссии в обслуживании музыкальной логики. Малер нашел способ внести словарь простых музыкальных жестов и шумов в поток симфонической разработки. И это и есть то, что отличает оркестровое письмо Малера от всех остальных: каждая нота работает на музыкальную выразительность и помогает прояснить ее формальный прогресс. 

Поэтому там, где мы не слышим перкуссии (по вине ли записи, дирижера или слабости перкуссионистов) – там мы не слышим Малера. Чтобы решить для себя, слушать ли то или иное исполнение симфонии Малера, я прослушиваю ряд таких тестовых кусочков (приблизительно зная их хронометраж). Если они убеждают, прослушиваю симфонию целиком. Нет – откладываю исполнение, а чаще всего просто забываю о нем. На виниле это сделать, к сожалению, невозможно. Слушать сейчас Малера, после первых эмоциональных потрясений (конечно, винил!), пытаюсь на записях с высоким разрешением или на видео (особенно, если режиссер хороший и во время трансляции переключает кнопки на пульте согласно партитуре, которую способен читать). Все это дает возможность слышать и видеть детали. А почему их так важно слышать?…Об этом в следующем посте). 

  • Нравится 2
  • Спасибо! 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, Штальбург сказал:

Поэтому там, где мы не слышим перкуссии (по вине ли записи, дирижера или слабости перкуссионистов) – там мы не слышим Малера.

Это чрезвычайно важный аспект в музыке Малера !

Поэтому я всегда обращаю внимание как достоверно и полно звукорежиссёр записал тот же большой "Турецкий" барабан.

Музыка Малера без должного удара этого инструмента очень сильно проигрывает.

Отсюда, мне очень импонируют записи симфоний Малера на TELARC.

Такого высочайшего качества записи низкочастотной перкуссии и динамики нет  не на одном лейбле.

Например на диске с "Трагической" есть даже специальная пометка-предуприждение о динамическом ударе молота.

И конечно сам колоритный молотобоец во всей красе. :)

 

 

 

DSCF5719.JPG

DSCF5716.JPG

DSCF5727.JPG

  • Нравится 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 минуты назад, ishiwata san сказал:

Отсюда, мне очень импонируют записи симфоний Малера на TELARC.

Собственно :) 

 

 

DSCF5722.JPG

  • Нравится 6
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, ishiwata san сказал:

Например на диске с "Трагической" есть даже специальная пометка-предуприждение о динамическом ударе молота.

И конечно сам колоритный молотобоец во всей красе.

Юра, а почему три удара молотом, знаешь? Первый удар - смерть дочери, второй - смертельный сердечный диагноз и третий - увольнение из Венской Королевской оперы. Ерунда конечно, но критики извращаются...

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, ishiwata san сказал:

Отсюда, мне очень импонируют записи симфоний Малера на TELARC.

Ты знаешь, я записи, которые ты выставил не знаю. Но слышал запись Бенджамин Зандера с Филармонией на Теларке (начало 2000-х). И вот что думаю. Звучание действительно потрясающее, но ребята, которые на Теларке записываются, настолько увлечены острыми контрастами, которые дает возможность поднять и высветить студийная техника, что жертвуют повествовательной линией музыки Малера. И это тоже - против Малера. 

 

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Staudio изменил заголовок на Разговоры о классической музыке
  • Dmitry© сделал важной и сделал обычной теме
 Поделиться

×
×
  • Создать...