И тут спрощу :) Эксайтер - что за штука и стоит ли его есть? - Инновации и эзотерика - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

И тут спрощу :) Эксайтер - что за штука и стоит ли его есть?


Жак Майоль

Рекомендованные сообщения

Вам нужен четкий, прозрачный звук с хорошей проработкой мельчайших деталей? Все это и многое другое обеспечит психоакустический процессор эксайтер.

С момента появления в конце 70-х годов эксайтер остается самым популярным психоакустическим процессором. Можно сказать, что с него и началась эра психоакустических процессоров. Эксайтер относится к той, очень любимой профессиональными звукорежиссерами группе устройств, работа которых незаметна до тех пор, пока их не выключишь. Производимый им эффект нагляднее всего описывается так: занавесьте ваши студийные мониторы одеялом и включите звук. А теперь снимите одеяло. Лучше? При включении эксайтера из звука уходит "ватность" и мутность, звучание становится четким и прозрачным. Процесс передачи звука, даже в самых современных системах, еще далек от идеала. На каждой его ступени утрачиваются какие-то мельчайшие детали, звуковые оттенки. Вот здесь-то на помощь звукорежиссеру и приходит эксайтер.

Эксайтер обладает рядом уникальных особенностей, позволяющих достичь результатов, принципиально не достижимых никаким иным способом. Принцип его работы учитывает комплексный характер восприятия звуков человеческим ухом. В основе процесса лежит сложная амплитудно-частотно-фазово-спектральная коррекция входного сигнала, включающая в себя "растяжку" импульсов, добавление к входному сигналу синтезированных на его основных тонах высших гармоник (преимущественно второй, как самой благозвучной) и еще некоторые элементы. Этот сложный процесс невозможно охарактеризовать с помощью цифр, поэтому все попытки как-то обрисовать производимый эксайтером эффект носят преимущественно описательный характер. Эксайтер сделает ярким и легким любой звук, при его включении звук как бы "раскрывается". Значительно улучшаются проработка и восприятие мельчайших деталей звукового сигнала, звук становится живым и естественным, начинает "дышать". Вокал после обработки эксайтером приобретает повышенную четкость и полётность, ударные инструменты, особенно "железо", начинают звучать лучше, чем "живые". А акустическая гитара с эксайтером - это же просто мечта! Одним словом, не существует музыкального инструмента или звуковоспроизводящей системы, звучание которых нельзя было бы улучшить эксайтером!

ЭКСАЙТЕР

воссоздает утраченные или подавленные высшие гармоники

улучшает проработку мелких деталей

увеличивает разборчивость и четкость любого звука

обостряет переходные процессы

практически удваивает звуковой диапазон

применяется в студиях, системах звукоусиления на концертах, в театрах, дискотеках, клубах и любых аудио- и видеосистемах

везде, где вы работаете со звуком

Процесс передачи сигналов, даже в самых современных системах, далек от совершенства, будь то процесс записи-воспроизведения или простое звукоусиление. На каждой ступени прохождения сигнала утрачиваются какие-то мельчайшие детали, нюансы звуковых оттенков, и, как следствие, происходит потеря "живости", непосредственности звучания, утрата его "реализма". Попытки исправить положение с помощью обычных эквалайзеров, чаще всего, не приводят к желаемому улучшению, так как любой эквалайзер помимо полезных составляющих входного сигнала непременно увеличит шумы и искажения, всегда присутствующие в любом сигнале. Кроме того, введение больших величин коррекции амплитудно-частотной характеристики неизбежно приводит к заметному "окрашиванию" звука, что неприятно для слуха и приводит к его быстрому утомлению. Принципиально положение изменилось только с изобретением ЭКСАЙТЕРА, который с момента своего появления в конце 70-х г.г. завоевал всемирную популярность, и теперь давно уже является стандартным атрибутом оснащения любой студии и концертной площадки, да и не только их. Благодаря своим уникальным возможностям эксайтер позволяет получать результаты, принципиально не достижимые никаким иным способом, и добиваться успеха в самых трудных ситуациях. Эксайтер обеспечивает прозрачность, четкость, пространственность любому звучанию. При включении эксайтера звук как бы "раскрывается". Если провести акустико-оптическую аналогию, то впечатление создается такое, как будто динамики "протерли тряпочкой" - улучшается проработка и восприятие мельчайших деталей и нюансов звукового сигнала, звук становится живым и естественным, начинает "дышать".

Вокал после обработки его эксайтером приобретает повышенную четкость и полетность, как бы "выходит вперед" из колонок. Инструменты с резкими атаками (гитара, ударные и особенно "железо") начинают звучать лучше и естественнее, как это ни странно, чем "живые". Речевые сообщения после эксайтера становятся гораздо разборчивее, даже в акустически неблагоприятном помещении. Акустические системы невысокого класса при использовании эксайтера приобретают прозрачность и естественность - звучания, свойственные гораздо более дорогой акустике высокого класса. Кассетные деки начинают звучать как катушечные магнитофоны. И так далее... И тому подобное... Этот список можно продолжать без конца.

Одним словом - не существует музыкального инструмента и звуковоспроизводящей системы, чье звучание нельзя было бы улучшить эксайтером! Необходимо упомянуть и еще об одной исключительной особенности эксайтера, весьма ценимой профессиональными звукорежиссерами: при правильном применении он совершенно не вносит в звук никакой своей специфической окраски, а только позволяет полнее проявиться мельчайшим его деталям и нюансам. Иначе говоря, работа эксайтера незаметна до тех пор, пока его не выключишь. Да и однажды услышав действие эксайтера, выключать его совсем не хочется...

Принцип работы эксайтера

Эксайтер включается в цепь прохождения сигнала последовательно, аналогично подавляющему большинству устройств обработки сигналов. Поступающий на вход эксайтера сигнал разделяется на две ветви: по одной из них он передается на выход без изменения, а в другой подвергается процессу преобразования, и после обработки в процессоре добавляется (подмешивается) к прямому сигналу. Алгоритм работы сигнал-процессора основан на сложном процессе, учитывающем комплексный характер психофизиологического восприятия звуков человеком. В основе процесса лежит принцип генерации второй гармоники, лежащей на октаву выше основного тона и составляющей с ним консонансный интервал. Кроме второй, синтезируются и некоторые высшие гармоники, а сам синтез является частотно- и амплитудно-зависимым и базируется на основных тонах, которые в процессе синтеза как бы извлекаются из одной части спектра (и при этом их амплитуда уменьшается) и на их основе строится новый спектр частот, которые в исходном сигнале отсутствовали вообще или были сильно "задавлены". Вновь сгенерированные гармоники невелики по амплитуде и существенно не изменяют уровень сигнала, однако оказывают огромное влияние на качество звука. Добавление высокочастотных составляющих как раз и позволяет оживить звук, придать ему реализм и натуральность. Введение же в исходный сигнал частотно-фазовой коррекции и частотно-зависимых задержек создает эффект, сходный по восприятию с очень коротким дабл-трэком (DOUBLE-TRACK), что и приводит к субъективно воспринимаемому увеличению громкости, хотя реально уровень звукового сигнала практически не изменяется.

Органы управления и индикации

"POWER" - кнопка включения сетевого питания. При его включении загорается расположенный над кнопкой светодиод.

"ON" - кнопка включения выбранного канала эксайтера в процесс обработки. Включенное состояние индицируется загоранием расположенного над кнопкой желтого светодиода.

"MIX" - регулятор уровня обработанного сигнала, подмешиваемого к исходному (необработанному) сигналу. Регулятор устанавливается в зависимости от амплитуды входного сигнала и степени желаемого эффекта. В крайнем левом положении эффект отсутствует.

"TUNE" - регулятор, обеспечивающий настройку эксайтера на необходимый диапазон частот. В крайнем правом положении обрабатываются высокочастотные составляющие (тарелки, хай-хэт), в крайнем левом - басовые звуки (бочка, бас-гитара). В положениях, близких к средним, обрабатывается вокал и остальные инструменты - гитара, клавиши, и др. В стандартном варианте диапазон перестройки (примерно) составляет от 450 Гц до 9 кГц. В заказных моделях диапазон может отличаться от стандартного.

"DRIVE" - один из наиболее важных регуляторов: им определяется уровень возбуждения сигнал-процессора, и, соответственно, яркость получаемого эффекта. Величина загрузки процессора индицируется двумя светодиодами, расположенными слева от регулятора. Зажиганию зеленого светодиода соответствует уровень второй гармоники в синтезированном сигнале порядка -40 дБ относительно основного сигнала, а зажигание красного светодиода - порядка -20 дБ. Уровень возбуждения сигнал-процессора зависит от обрабатываемого материала и решаемых художественных задач. Рекомендуемые величины для обработки комплексного (суммарного) сигнала - различные интенсивности горения зеленого светодиода и отсутствие зажигания красного. При обработке эксайтером отдельных инструментов допустимы гораздо более высокие уровни, вплоть до постоянного горения красного светодиода. Но, конечно, при этом надо внимательно следить за отсутствием перегрузки.

Дополнительные органы управления, отсутствующие в обычном ("классическом") эксайтере, обеспечивающие "Эксайтеру два" гораздо большие возможности для работы со звуком:

"PEAKING" - регулятор добротности фильтра, обеспечивающий дополнительный "акцент" на выбранной частоте настройки при вращении его вправо, или делая более мягким, незаметным переход из рабочей области в нерабочую (при вращении его влево). В среднем положении соответствует обычному эксайтеру.

"TUNE" - VOX/WIDE - переключатель режимов работы. В верхнем - "VOX" -положении характер работы эксайтера принципиально меняется, обеспечивая лучшие условия для обработки сигналов среднечастотного диапазона - голоса, электрогитары. В нижнем положении - "WIDE" - широкополосный режим работы "классического эксайтера".

"BRIGHTNESS" - регулятор, при вращении его вправо дополнительно увеличивающий содержание гармоник в сигнале эффектов, подмешиваемом к исходному сигналу. Позволяет получить более высокую степень "осветления" звука при меньшем уровне "MX". В крайнем левом положении - "классический" эксайтер.

(НЕ "ноль" гармоник!)

Работа этого регулятора становится заметной, только начиная с момента зажигания зеленого светодиода и особенно - красного. Не рекомендуется установка этого регулятора на "9" при одновременном горении красного светодиода для обработки суммарного музыкального сигнала, такой режим может быть использован только для обработки сольных ударных инструментов.

Работа с эксайтером

Присоедините эксайтер к источнику и приемнику сигналов, соблюдая при этом общее правило - соединительный кабель всегда соединяется с выходом источника сигнала, а только затем - с входом устройства потребителя сигнала. Электрогитары и другие адаптированные инструменты, не имеющие "активной" электроники, необходимо подавать на эксайтер через преобразователь импеданса (DI-BOX), который обеспечит согласование выходного сопротивления инструмента и входного сопротивления эксайтера.

Исходное положение ручек:

"MIX" - "1", "TUNE" - "9", "DRIVE" - "1", "PEAKING" - "5", "BRIGHTNESS" - "1", переключатель "VOX/WIDE" - "WIDE".

Вращением регулятора "DRIVE" добейтесь средней интенсивности зажигания зеленого светодиода, и регулятором "IVIIA установите желаемый тембр звука. Плавно вращая регулятор "TUNE", настройтесь на необходимые участки диапазона, при этом следите за индикаторами во избежание перегрузки, так как при повороте ручки "TUNE" налево уровень возбуждения, как правило, увеличивается. Окончательно отрегулируйте регулятором "DRIVE" "яркость" получаемого эффекта, а регулятором "MIX" - желаемую величину эффекта. При этом следует иметь в виду, что действие этих регуляторов дает несколько схожий (но не идентичный!) эффект в результирующем выходном сигнале эксайтера.

Применение эксайтера

СТУДИИ ЗВУКОЗАПИСИ. Эксайтер может быть использован для обработки отдельных инструментов и вокала как при записи отдельных дорожек, так и при сведении. Электронные музыкальные инструменты, не имеющие встроенного эксайтера, приобретают насыщенность спектра и естественность звучания, гитара - воздушность и прозрачность, тарелки - четкость и конкретность удара, барабаны и бас-гитара - четкий "щелчок". Практически любые инструменты звучат более совершенно, и даже недорогие могут звучать как высокопрофессиональные. Широкие возможности дает эксайтер для обработки вокала: подчеркиваются тембральные особенности голоса, улучшается его четкость и разборчивость.

Для студийного применения прибор включается в разрывные ("INSERT") гнезда ячеек пульта, или же, при сведении, между выходами многоканального магнитофона и входами пульта. Хорошие результаты дает применение эксайтера для обработки полного сигнала при мастеринге и последующих перезаписях. В этом случае оптимальным является включение эксайтера после всех других устройств обработки, но перед финальным лимитером.

ОЗВУЧИВАНИЕ КОНЦЕРТОВ. Все, что относится к студийной работе, применимо и в этом случае. Применение же эксайтера на выходе микшерного пульта для обработки суммарного сигнала позволяет получать хороший звук даже при портальной системе невысокого класса. Хорошие результаты дает включение эксайтера в канал сценических мониторов, так как при этом удается создать комфортный звук для исполнителей даже при снижении громкости звучания мониторов, что уменьшает опасность возникновения акустических "завязок" (свистов) во время концертов.

ТЕАТРЫ. Эксайтер позволяет увеличить прозрачность, полетность как речи, так и музыки, что делает звук в театре более приятным для зрителей.

ДИСКОТЕКИ, КЛУБЫ. Здесь эксайтер также актуален, так как позволяет значительно улучшить качество звучания при воспроизведении фонограмм с бытовых магнитофонов относительно невысокого класса. Прибор также хорошо работает и при воспроизведении фоновой музыки низким уровнем громкости.

КОНФЕРЕНЦИИ, СОБРАНИЯ. Эксайтер полезен и для такого, совсем не музыкального применения. Повышение "четкости" и "степени проникания" обеспечивает хорошую разборчивость речи даже в весьма шумном помещении.

БЫТОВЫЕ АУДИО- И ВИДЕОСИСТЕМЫ. Применение прибора в бытовой стереосистеме даже невысокого класса позволяет сделать звучание значительно более полным и качественным, расширить зону стереоэффекта, сделать менее критичным взаимное расположение слушателя и громкоговорителей. Если вы обладаете видеомагнитофоном, то вас наверняка не удовлетворяет то, что отличные музыкальные программы приходится смотреть с тем низким качеством звука, которое могут обеспечить обычные "VHS". Эксайтер и здесь позволит значительно улучшить качество звука, даже при воспроизведении через громкоговоритель телевизора, а при включении режима "VOX", можно получить гораздо лучшее звучание текста переводчика при одновременном снижении уровня шумов.

Вот,- аннотация со страниц одного из норамльных журналов.Схем мне найти пока что никаких не удалось и поэтому выкладываю то что есть...да и сдалось оно нам,по большому-то счёту! :)

Собственно стало интересно что это - спасение и свет в оконцах аудиофилов всех времён и народов или чисто студийная огрехозамазывательная примочка которая в нормальном хи-фи тракте только всё испортит?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 20
  • Создано
  • Последний ответ

Такое впечатление, что если эту хрень воткнуть между плеером и усилом, то она будет трудиться как пред. Вопросов много возникает по ходу...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Такое впечатление, что если эту хрень воткнуть между плеером и усилом, то она будет трудиться как пред. Вопросов много возникает по ходу...

Угу,- я тоже в недоумении - с одной стороны это лишний элемент в тракте,чего-то там подмешивает и творит с сигналом,а с другой стороны не факт что положительные стороны того что эта штуковина делает не перекрывают её отрицательное влияние...

ps:Именно туда он и втыкается,но по поводу предусиления не уверен - скорее всего просто каким то образом изменяет сигнал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну, по логике, если он в записи инструментов участвует, то вроде должен не всегда отсебятину (алгоритмы типа Долби) добавлять, а только если требуется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Похоже на то что наш разговор зашел в стадию когда нужно браться за руки и дружно кричать - "Белка, - появись!" :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В смысле опыта использования ревербератора?

Ну да - мне кажеться что только он имел возможность оценить на слух привносимые в тракт изменения приборами по типу этого.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Если звук утрачен, то восстановить его на 100% нельзя. А что привнесет в восстановленный звук эксайтер - это его личное дело. :roll: Но в любом случае, говорить о достоверном звуке, в этом случае не приходится...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Но в любом случае, говорить о достоверном звуке, в этом случае не приходится...
о достоверном звуке дома вообще не приходится говорить, даже в мега коротком тракте :)

вопрос, как мне кажется, несколько в иной плоскости лежит: насколько подобный прибор может навредить/помочь восприятию?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

насколько подобный прибор может навредить/помочь восприятию?

- Ни насколько не поможет. Это вариант "украшательства" ВЧ и СЧ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В ближайшее время выложу здесь, на сайте, мультимедийный плеер со встроенным алгоритмом. Судя по описанию эффектов от эксайтера, мой алгоритм в итоге делает нечто подобное. Вот и попробуете. :)

Загнать алгоритм в процессорную "железяку" можно вполне.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

Готовый эксайтер в виде плагина для WinAmpa можно абсолютно бесплатно взять здесь:

http://www.geocities.com/i_adryan/

(перейти по ссылке "Enhancer")

К сожалению работает только для МР3-файлов, но для наблюдения за его действием этого достаточно. Эффект при правильной настройке поначалу интересный, но утомление от звучания наступает гораздо быстрее, чем без его участия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 месяца спустя...

Пацаны.

Слушайте внимательно. Щас крамолу вещать буду, пока пьяный.

Начну с того, что я сам, как недоученный звукофил - ненавижу все эти МP3, эксайтеры, эквалайзеры и так далее. Просто ненавижу, как дополнительные искажатели звука. Это всем понятно, да?

Но.

Естьтакие понятия в Интернете, как рендеринг Эксплорером web-странички, дистанционное воссоздание софтом изображения - и так далее.

Куда клоню - вы уже поняли.

Клоню именно к такой паршивой вещи, как ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ЗВЕНЬЯ ПЕРЕДАЧИ.

В письме от бабушки из другого города - мы все прекрасно ВИДИМ, ОЩУЩАЕМ состояние бабушки, которая с душевным теплом поздравляет нас с новым годом. Мы - ПРЕДСТАВЛЯЕМ, как она это пи сьмо пишет, с ошибками грамматическими, с ей присущим очарованием, вложенным в строки листка бумаги.

Эти долбаные "улучшайзеры", как я пять минут назад понял - как раз и есть те самые попытки ДАТЬ ЭФФЕКТ БАБУШКИНОГО ПИСЬМА.

Да-да. ХРЕНОВЕНЬКИЕ попытки ВОССТАНОВИТЬ уёбищный /прошу прощения у дам/ эмпитрёшный /или другой/ звук. ДОМЫСЛИТЬ этот звук с помощью каких-никаких алгоритмов.

И опять правильно вы хором вздыбились: "А нахрена мне ДОМЫСЛЕННАЯ, СКОРРЕКТИРОВАННАЯ бабушка, ёпта???"

А, простите, если другой бабушки - нет?

А если голос вашего ребенка в годовалом возрасте вы можете слушать только на магнитной плёнке семидесятых годов?

А если ВДРУГ получится с MP3 воссоздать с помощью улучшайзера звук, ОЧЕНЬ БЛИЗКИЙ к, простите, живому оригиналу?

Да-да, вы правы: это "ВДРУГ" - в хрен не уперлось, пока есть ОРИГИНАЛ. То есть пока нас не накрыло ядерной пургой, пока мы слышим ушами ОРИГИНАЛ - всё хорошо, можно биться с пеной у рта за правду-матку.

А теперь представьте, что нас всех конкретно бомбанУло, и Письма Мёртвого Человека - изящная сказка по сравнению с тем, что нам пришлось испытать на своей шкуре. Источников живого звука, кроме воя ветров - ноль. Только запасы MP3, сохранившиеся в сейфах под уровнем грунта.

Первое же поколение после нас скажет, что эти пластинки - верх качественного звука. Максимум. Писк из писков. Хай-фай из хай-фаев.

А мы, партия не сгнивших отцов и дедов - будем лишь ностальгически шамкать беззубыми ртами: "З-э, дети… а знали бы вы, как звучала эта музыка с чистых CD…"

И тут вдруг кто-то из нас - достаёт софт-улучшайзер, втыкает на последний компьютер, обрабатывает MP3-шку - и бункер заливает ОЧЕНЬ ПОХОЖИЙ НА ЖИВОЙ ОРИГИНАЛ звук. Крайне отличный от сухого MP3.

Внятно ли я пояснил ситуацию?

Правильно. Невнятно.

Конкретизирую:

разве плохо сделать такое устройство, которое С ВЫСОКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПОПАДАНИЯ могло бы из битрейта-64 ВОССОЗДАТЬ очень близкий к битрейту-256 звук?..

Алгоритм воссоздания - тот же самый, с помощью которого воссоздаётся из смешения яйцеклетки и сперматозоида /прошу прощения, если ошибаюсь в терминах/ человек, аккуумулирующий в себе качества отца и матери.

Согласен - это будет НОВЫЙ человек.

Но кто запрещает создавать людей, точь в точь похожих либо на отца, либо на мать?

Вот то-то.

А вы, слегка уважаемые форумчане, любящие покрасоваться всуе и наехать на Пронина - заранее как бы ХАИТЕ ГИПОТЕТИЧЕСКИЕ АЛГОРИТМЫ, которые ПОЗВОЛИЛИ БЫ по минимальным данным сделать "максимально-адекватную" модель.

Вы уж хотя бы не орали так ортодоксально, дети мои.

Хотя бы вдумчиво потерпели, прежде чем орать.

А то ведь сплошное огорчение мне вас читать.

И это при том, повторяю, что я сам жутко ненавижу слова "MP3" и "эквалайзер".

Эхх.

Горе моё.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Nag, если вы отрежете от 2-х метровой веревки 50см., и попытаетесь их приставить обратно, то Вы никогда не получите аналогичную веревку, той, которая была до обрезания.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 года спустя...
  • 3 месяца спустя...

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...