Как бороть доминатную моду на НЧ? - Страница 9 - Акустика помещений - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Как бороть доминатную моду на НЧ?


Пивз
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Для виндовс-платформы вообще туча хорошего профессионального софта написана - грех жаловаться. Можно посмотреть в интернете на буржуйских форумах и сайтах. Видел готовые решения по Room Correction, тоже весьма недешевые, но на приличных компонентах, правда не за 25 тыс. $. Тут решает всё цена цапа как правило, если фирма не продвигает свой продукт как уникальное решение не имеющее аналогов - маркетинг везде попадается. Вот инструмент, который устанавливается на уровне плагина в систему: http://www.ikmultimedia.com/products/arc/, работает по принципу: запустил, подключил микрофон, дальше всё пошагово - настройка подобная KRK Ergo. Ik.multimedia очень достойные программные продукты предлагает пользователям. Вот подобное обсуждение: http://www.hi-fi.ru/forum/forum87/topic67572/

Басовых ловушек и специальных акустических панелей тоже море выпускается, но применяемые для их изготовления материалы ставят под сомнение их использование дома: пенопласт, поролон - бывал в подобных студиях, где это всё применено, на звучание влияет очень положительно, иногда даже умудряются все эти панели украсить различными деревянными лакированными вставками, декоративными элементами, но всё равно, далеко не каждый это согласится дома установить. Домой всё надо самому делать, из более дружелюбных человеку и солидных (кто привык к солидным интерьерам) либо модерновых (у кого модерновые апартаменты) материалов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 316
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Опубликованные изображения

Программ море , это да. Все в конце концов упирается в то, насколько именно давить эти горбы, и когда это нужно, и когда - нет . Если JBL анализатор дает мне какую-то уверенность , что все делаю правильно и в конце остается чуть-чуть подшлифовать , то другие программы этой уверенности мне не дают. Вариант, когда тупо выравниваешь АЧХ - точно тупиковый :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Несколько выдержек из постов А.Смирнова по теме "ветки" (текст может несколько отличаться от оригинала).

1. Корректный уровень акустических измерений 75 - 85 дБ.

2. Звуковосприятие слухового аппарата человека зависит от уровня громкости и от частоты музыкального сигнала. На малых уровнях громкости чувствительность слуха на низких и высоких частотах существенно ниже по сравнению со средними частотами. Поэтому рекомендуемый уровень прослушивания музыки составляет 85-95 дБ. В этом диапазоне уровней громкости частотная зависимость слуха человека приближается к линейной (смотри "Кривые равной громкости" во вложении).

3. Согласно рекомендациям International Telecommunication Union Recommendation неравномерность (толерантность) АЧХ в референсной комнате прослушивания имеет допуски в пределах +/- 3 дБ. и определяется графиком (см. вложение). Для жилых комнат границы допусков находятся в пределах +/- 6 дБ.

Из другого источника: "Точность измерений +/- 2 Гц. в НЧ-диапазоне уже неприемлема".

post-73703-0-58556500-1339677480_thumb.g

post-73703-0-16721900-1339677493_thumb.j

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я раннее читал, что нужно лишь нейтрализовать влияние стояков, придавив их, а выравнивание АЧХи путём её "зазеркаливания" даёт худший результат из возможных. Поэтому изначально нужна система, звучание которой нравится (имеет вполне линейную АЧХ), а с доминантными модами борются с помощью акустической обработки, установки в помещении басовых ловушек, но тут нужен опытный инсталятор чтобы не наломать дров. Или электронной коррекцией этих самых высокодобротных резонансов. Гул в комнате у меня ушел после установки комплекта мягкой мебели, стены не отражали, т.к. заклеены толстыми виниловыми обоями, нанесены прочие декоративные элементы, но на НЧ стояк никак от этого не ушел, а стал еще наглее на фоне неплохого звучания на остальных частотах. Установка басовых ловушек не входила в мои планы, ограничился коррекцией - результат приятно удивил: музыка перестала раздражать своим бубнением, звуковая сцена раскрылась, стала богаче. Это результат коррекции всего-лишь двух пичков на АЧХ, вызванных влиянием резонанса между полом и потолком. Сейчас закончу с пайкой и займусь REW более детально, хотя звучание музыки уже абсолютно устраивает своим качеством. Но вчера включал музыку на абсолютно немыслимом уровне громкости, когда из комнаты для прослушивания буквально выдавливает, и расслышал еще кое-какие нч-резонансы в помещении, возможно ими и займусь, хотя на таких уровнях всё равно никогда не слушаю - с ума можно сойти от такой громкости.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"...нужно лишь нейтрализовать влияние стояков, придавив их..." - полностью "задавить" резонансный режим невозможно в принципе;

"...выравнивание АЧХи путём её "зазеркаливания"..." - а это как? Поменять местами пики и провалы что-ли... :huh:. Провалы - это даже не пики "наоборот" - эквализация здесь не поможет;

"...изначально нужна система, звучание которой нравится (имеет вполне линейную АЧХ)..." - если речь идёт об аудио-компонентах, так линейность тракта - это, априоре, изначальная цель любого серьёзного производителя :);

"...стены не отражали, т.к. заклеены толстыми виниловыми обоями..." - качество обоев оказывает влияние только на ВЧ.

P.S. На самом деле, акустические проблемы музыкальной комнаты не ограничиваются только НЧ-диапазоном. Чрезмерная реверберация и флаттер, например, могут сделать прослушивание музыки просто невыносимым, а некупированные первые отражения серьёзно искажают оригинальное звучание. Помимо этого, вышеперечисленные акустические аномалии препятствуют формированию звуковой сцены :wacko:.

Да и резонансы в басовом частотном диапазоне - это ещё не всё! SBIR-эффект - ничуть не лучше... :D.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

По первому - согласен, что это "гонки по вертикали", разве что в качестве увлекательного хобби можно посостязаться с помещением, поэтому и не проявляю особого рвения :)

Про "зазеркаливание" везде предупреждают, что не рвитесь - проблем это не решит, а звучание сделает еще хуже.

На сч у меня нормально по результатам измерений, у правой колонки - вообще сказка, левая слегка "горбатит", но тоже в очень приличных границах. Про ВЧ вы упомянули. К глубокой модернизации помещения я не готов в принципе, но время покажет.

Чрезмерной реверберации быть не должно у помещения правильной формы, её надо создавать искусственно в таком случае, а легкая, наоборот, действует как наркотик на человека :) Флаттер - это вибрация, насколько я понял, самовозбуждение. SBIR-эффект - это тоже разновидность отраженки, когда колонки взаимодействуют со стенами помещения, на записи его иногда слышно. Для устранения его влияния за колонками стены обклеивают звукопоглотителем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Debasto, ECM8000 - это мой, если не затруднит, то выложите ссылку, ознакомлюсь.

Немного с опозданием, но все же :)

http://www.hometheatershack.com/forums/spl-meters-mics-calibration-sound-cards/15951-cross-spectrum-microphone-calibration-service-usa-5.html#post166448

Вот здесь Вы сможете найти много инфо по микрофонам подключениям и калибровке

http://www.hometheatershack.com/forums/spl-meters-mics-calibration-sound-cards/

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Про уровень воспроизведения - 85дБ SPL - это стандартная громкость в кино , соответствует 0 дБ при записи дорожки. Были попытки сделать этот стандарт на 10дБ больше = 95дБ , но не из за кривых равной громкости , а чтоб реклама лучше доходила , но рекламщики тогда не победили :)

Для устранения \ снижения SBIR акустику устанавливают в стену заподлицо, или как в моей Procella - делают ее очень тонкой ( у меня 125мм) и вешают на стену. И с остаточным SBIR в этом случае очень легко бороться параметриком. Кстати, SBIR работает тоже в сравнительно низкочастотной области - приблизительно до 500Гц , а с тем , что выше лучше бороться не параметриком а акустической обработкой - там ее будет уже немного по объему- массе

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Про "зазеркаливание" везде предупреждают, что не рвитесь - проблем это не решит, а звучание сделает еще хуже.

Чрезмерной реверберации быть не должно у помещения правильной формы, её надо создавать искусственно в таком случае, а легкая, наоборот, действует как наркотик на человека :)Флаттер - это вибрация, насколько я понял, самовозбуждение. SBIR-эффект - это тоже разновидность отраженки, когда колонки взаимодействуют со стенами помещения, на записи его иногда слышно. Для устранения его влияния за колонками стены обклеивают звукопоглотителем.

Андрей, так что же это такое "зазеркаливание"? :huh:. Просветите... :).

Уровень реверберации определяется не столько формой помещения, сколько отражающей способностью поверхностей его ограждающих конструкций и размером. Например, твёрдая гладкая глянцевая поверхность будет поддерживать реверберацию более длительно по сравнению с рыхлой рельефной. Именно поэтому в пустых помещениях с "голыми" стенами и без штор на окнах наблюдается сильная реверберация, а в комнатах с обилием мягкой мебели, ковров и портьер - наоборот ;).

Субъективное восприятие SBIR-эффекта (как правило, назойливое мид-басовое бубнение), в отличие от резонансных режимов, мало зависит от позиции слушателя, а основной способ его купирования - это правильное позиционирование АС. Именно это явление, главным образом, определяет наличие глубоких провалов на АЧХ.

А, вообще, абсолютно все акустические проблемы музыкальных комнат являются результатом отражений звука от поверхностей стен, пола и потолка. Только для возникновения некоторых из них, например, резонансных режимов и флаттера, необходимо наличие двух параллельных (или условно-параллельных) поверхностей, а для других - достаточно и одной, например, граничные эффекты или первые отражения :D.

Для устранения \ снижения SBIR акустику устанавливают в стену заподлицо, или как в моей Procella - делают ее очень тонкой ( у меня 125мм) и вешают на стену. И с остаточным SBIR в этом случае очень легко бороться параметриком. Кстати, SBIR работает тоже в сравнительно низкочастотной области - приблизительно до 500Гц , а с тем , что выше лучше бороться не параметриком а акустической обработкой - там ее будет уже немного по объему- массе

Описываемый Вами способ размещения АС, обычно, применяется при инсталляции мониторов в контрольных комнатах звукозаписывающих студий. В условиях же КдП можно использовать методики Скучика (Лихницкого) или Кардаса. А вообще, по этому поводу в одном из своих постов Андрей Смирнов приводил очень интересную схему (смотри вложение), позволяющую расставить мониторы, минимизируя SBIR эффект, т.е. нежелательное акустическое взаимодействие со стенами.

Комментарии автора к рисунку: В случае домашней звукозаписывающей студии более правильно встроить мониторы во фронтальную фальш-стену. Если такой возможности нет, то рекомендуется устанавливать мониторы на расстоянии менее 1 м. или более 2,2 м. от фронтальной стены. Это связано с явлением SBIR-эффекта, то есть, взаимодействием прямого звука монитора с отраженным от фронтальной стены звуком. При этом в АЧХ появляются достаточно большие нежелательные провалы. Интервалу расстояний 1 - 2,2 м. примерно соответствует диапазон частот 38 - 85 Гц. А высокая неравномерность АЧХ в интервале частот ниже 100 Гц. существенно искажает звучание, придавая ему "коробчатый" характер и трудно «лечится» даже серьёзной акустической отделкой с применением различного рода НЧ-поглотителей.

Мониторы следует устанавливать так, чтобы пики и провалы были или ниже 40 Гц. или выше 300-400 Гц.

В крайнем случае, можно применить дополнительный сабвуфер для выравнивания нежелательных провалов АЧХ.

post-73703-0-22267800-1339753856_thumb.j

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Дебасто спасибо за ссылки, сейчас посмотрю.

Сергей, мне нравится ваш подход и у нас много общего в акустических системах, подробности можно обсудить через личку- мои тоже у стен играют, потому и были отобраны для сравнительно компактного помещения. С такой акустикой, кстати, намного меньше проблем, но многим нравятся "столбики" с низкой чувствительностью, которые торчат посреди комнаты ... потом начинаются танцы с бубном вокруг этих "столбиков". Лучше сразу довериться мнению профессионала и не совершать нерациональных действий под влиянием красивых рекламных буклетов. У меня далеко не первая пара акустики, поэтому всё хорошо на этот раз, спасибо одному доброму человеку.

Виктор, "зазеркаливание" АЧХи - это первое, что приходит на ум дилетанту вооруженному эквалайзером, что тут непонятного, или забыли свои первые шаги в акустике ;)? Делаем зеркальное отражение неровностей АС и помещения эквалайзером и получаем ... "нирвану", а на практике после этого начинаем читать умные книжки и прислушиваться к мнению более опытных людей.

И, Виктор, вы, как знающий человек, упомянули лишь о негативных проявлениях реверберации, забыв об очень интересных и впечатляющих, когда человек, попав в комнату со слегка подпорченной геометрией - где стены совсем немного непараллельны, забывает обо всех нюансах акустики и начинает самозабвенно слушать музыку, предаваясь этому занятию с завидным наслаждением и упорством.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

...многим нравятся "столбики" с низкой чувствительностью, которые торчат посреди комнаты ... потом начинаются танцы с бубном вокруг этих "столбиков".

Есть такая информация: АС с широкой фронтальной панелью достаточно узконаправлены, поэтому в "+" - возможность размещения ближе к боковым стенам, что, несомненно, очень рационально в маленьких комнатах, а в "-" - достаточно ограниченная зона для слушателя.

"Столбики" же, благодаря узкой фронтальной панели, обладают широкой диаграммой направленности, что способствует формированию относительно более широкой области прослушивания, но они более критичны к расстоянию до боковых стен (имеется в виду проблема первых отражений).

То, что проявления SBIR-эффекта минимальны при размещении АС в максимальной близости от отражающей поверхности - это факт. Но не стоит забывать о том, что данная позиция АС является самой неблагоприятной в аспекте формирования резонансных режимов, поскольку непосредственно у отражающей поверхности имеют место максимальные значения SPL, то есть, в отсутствие граничных эффектов, бас будет "гудеть" из-за модальных проблем :wacko:. Значит, необходим компромисс :D.

Но и это ещё не всё. Получение объёмной и образной стерео-сцены, в принципе, невозможно при размещении АС вблизи отражающих поверхностей. Обоснование достаточно понятно - просто рассчитайте разность хода между прямым звуком и первыми отражениями... :blink:. Кстати, это же касается и качества самого звука или, точнее, искажающего влияния на оригинальную музыкальную информацию интенсивных первых отражений, в соответствии с эффектом Хааса ;).

Так, что ""столбики" с низкой чувствительностью, которые торчат посреди комнаты" - может это не так уж и плохо? :D. У меня, например, именно так... :blush:.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В студиях мэйны монтируют вообще заподлицо со стеной, а выносными оставляют лишь сравнительно маленькие мониторчики ближнего поля, которые часто ставят на консоли сверху. Большая акустика - у стены или в стене, а маленькая поближе к ушам слушателя - это рационально также с точки зрения свободного пространства в помещении и способности акустики к озвучиванию этого свободного объёма. При достаточно высоком КПД акустики и неискаженных воспроизводимых уровнях звука со сценой и качеством звучания не возникает проблем даже в смежных с комнатой прослушивания помещениях, хоть на балкон выходи - качество не страдает. Поэтому, ваш случай, лишь частный, хотя и достаточно подробно и детально вами описанный

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Андрей, в общем-то, это не совсем "мой частный случай" - это всего лишь законы акустики для замкнутого пространства. И , если, конечно, мы говорим о музыкальной, а не контрольной комнате ;).

Ну, а после фразы "со сценой и качеством звучания не возникает проблем дажев смежных с комнатой прослушивания помещениях, хоть на балкон выходи - качество не страдает" я реально ощутил свою полную несостоятельность в рассматриваемых вопросах... :lol:.

Удачи!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Андрей Смирнов, наверное, читает и смеется :)

Сергей Жеклов, Андрей, Вы все-таки считаете, что можно не заниматься акустической обработкой КдП, регулируя АЧХ электронными приборами? И перепады до 25 Дб на НЧ можно снивелировать без ухудшения звучания?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Виктор, у вас всё достаточно состоятельно как раз. Но это не единственно правильная концепция построения высококачественного аудиотракта. Травило золотого сечения - это лишь весьма условная эмпирическая закономерность, которая при других условиях не работает либо абсолютно бесполезна. В моей ситуации проблема возникла лишь со стоячей волной пол-потолок. Флаттер присутствует только у двери, которую приходится приоткрывать. Менять дверь на тяжеленную акустически-инертную я не планирую, проще снять её с петель, но домашние против. А стояк раздражал не только меня.

Олег Б, я посмеюсь с ваших высказываний, хорошо? Или вы уверены, что акустика всех помещений имеет абсолютно одинаковые проблемы и способы их решения? Если проблема в одиночном нч-стояке, то обычная его препарация - самый простой и эффективный метод. Или будем и дальше разводить масло-маслянное?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Или вы уверены, что акустика всех помещений имеет абсолютно одинаковые проблемы и способы их решения? Если проблема в одиночном нч-стояке, то обычная его препарация - самый простой и эффективный метод. Или будем и дальше разводить масло-маслянное?

Масло-масляное это не ко мне :)

Погасили стояк между полом и потолком "не обычной препарацией". Ок.

А дальше?

Все другие участки АЧХ тоже эквалайзером меняете?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну, вот видите Олег, что бывает, когда человек по последнему посту пытается судить об обсуждаемой проблеме в целом. Разговор был как раз о низкочастотном стояке помещения, по ВЧ и СЧ Виктор предложил возможные решения, но это были с его стороны лишь общие рекомендации, для тех, кому может это понадобиться.

Ничего кроме компенсации нч-резонансов эквалайзером не применяю - всё отлично и так. Единственное, что мой брат любит "хрустальные" по его мнению ВЧ, поэтому просит задрать их повыше когда в гостях. Но это на малых уровнях звука катит, а когда я добавил громкости и появился сначала свист, а затем и резь в ушах, то он был весьма озадачен. На настройках, которые я ему предлагал всё было отлично на любом уровне... Это я к тому, что восприятие звука - весьма субъективная и меняющаяся со временем переменная, поэтому спору предпочитаю конструктивную дискуссию с дополняющими друг-друга, а не взаимоисключающими точками зрения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Андрей, с моей стороны "взаимоисключения" нет. Да и хорошую систему с эквалайзером я не слышал :)

Я бы с большим удовольствием и услышал и попытался понять что дает такая корректировка. Хотя предубеждение к выравниванию низкочастотных горбов АЧХ приборами у меня есть :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А к басовым ловушкам нету предубеждения?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А к басовым ловушкам нету предубеждения?

В моей комнате их 11 штук. И я их ОЧЕНЬ не люблю. Но без них музыку слушать нельзя :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Андрей, с моей стороны "взаимоисключения" нет. Да и хорошую систему с эквалайзером я не слышал :)

Я бы с большим удовольствием и услышал и попытался понять что дает такая корректировка. Хотя предубеждение к выравниванию низкочастотных горбов АЧХ приборами у меня есть :)

И правильное предубеждение. Уменьшение размаха сигнала эквализацией уменьшает динамический диапазон, не говоря уже о сдвиге фазы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Олег, это ваш опыт, а теперь вынесите их из комнаты и сделайте в соответствии с рекомендациями Сергея и опираясь на мой скромный опыт описанный в теме, и сравните результаты. Затем можно поработать с различными комбинациями обоих методов, чтобы достичь наилучшего результата.

И правильное предубеждение. Уменьшение размаха сигнала эквализацией уменьшает динамический диапазон, не говоря уже о сдвиге фазы.

Какой динамический диапазон у высокодобротного провала на эквалайзере, вы хоть понимаете суть эксперимента? С фазой тоже можно вполне корректно работать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Андрей, перед тем как демонтировать НЧКП, можно напроситься послушать хорошую систему с эквалайзером?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В моей комнате их 11 штук. И я их ОЧЕНЬ не люблю. Но без них музыку слушать нельзя :)

С эквалазером тем более нельзя.

Ко мне привозили цифровой профиэквик(11К$), между транспортом и даком устанавливали. Эффективно превращает систему в МРЗ бумбокс больших размеров!:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Андрей, перед тем как демонтировать НЧКП, можно напроситься послушать хорошую систему с эквалайзером?

Вот видите - "демонтировать". А с электронной коррекцией ничего такого делать не нужно - "включил" либо "выключил". Ловушки у меня не было возможности установить, а микрофон и измерительный софт обошелся совсем недорого, помещение осталось в первозданном виде. Но это лишь два полярных мнения. Акустическая обработка всё равно нужна в большинстве случаев, чтобы достичь высоких качественных показателей акустики помещения: времени затухания сигнала, паразитных резонансов и прочее. Но басовая ловушка на потолок, высота которого около 2,5м - это для самых отчаянных и низкорослых японских самураев :)

Алексу: про мр-3 порадовало, но это смотря куда и как втыкать, а цена на изделие сегодня чаще всего ни о чем не говорит, кроме как об аппетитах личностей её продвигающих на рынке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...