450 Вт на транзисторах - Razin & Musatoff, Sergey Pavlov's cables - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Jump to content

450 Вт на транзисторах


Recommended Posts

По результатам прослушивания моноблоков РА-15 стало понятно, что для тугой акустики не хватает только энергетики и мощности усилителя. Юра Пронин подкинул хорошую идею по реализации полностью балансного усилителя. Поскольку входная часть у РА-15 почти балансная, то получается ее полностью перевести в балансный вариант без изменения схемотехники. В результате проработки идеи с учетом подбора типов и номиналов деталей, включая конденсаторов блока питания и конструкции, удается получить очень интересное и многообещающее решение. Расчетные параметры:

Выходная мощность на нагрузке 4 Ома не менее 450 Вт, на 8 Ом 250 Вт

Уровень искажений около 0.005-0.01% на полной мощности

Входное сопротивление 600 Ом или 10 кОм

Сохранение звукового почерка усилителя РА-15

Делать заранее такие моноблоки я сейчас не в состоянии, только на заказ. Предварительная оценка стоимости каждого такого моноблока 5 тыс.$. Срок исполнения заказа 6-9 месяцев, больше всего определяется изготовлением корпусных деталей.

Модели присвоен условный код PA-18.

Link to comment
Share on other sites

  • Replies 39
  • Created
  • Last Reply

По результатам прослушивания моноблоков РА-15 стало понятно, что для тугой акустики не хватает только энергетики и мощности усилителя. Юра Пронин подкинул хорошую идею по реализации полностью балансного усилителя. Поскольку входная часть у РА-15 почти балансная, то получается ее полностью перевести в балансный вариант без изменения схемотехники. В результате проработки идеи с учетом подбора типов и номиналов деталей, включая конденсаторов блока питания и конструкции, удается получить очень интересное и многообещающее решение. Расчетные параметры:

Выходная мощность на нагрузке 4 Ома не менее 450 Вт, на 8 Ом 250 Вт

Уровень искажений около 0.005-0.01% на полной мощности

Входное сопротивление 600 Ом или 10 кОм

Сохранение звукового почерка усилителя РА-15

Делать заранее такие моноблоки я сейчас не в состоянии, только на заказ. Предварительная оценка стоимости каждого такого моноблока 5 тыс.$. Срок исполнения заказа 6-9 месяцев, больше всего определяется изготовлением корпусных деталей.

Модели присвоен условный код PA-18.

К сожалению, энергетика и мощность физическая и слышимое ощущение энергетики и мощности звучания совпадает не часто. Не факт, что при увеличении мощности и джоулей удастся сохранить нынешние достоинства Ваших нынешних моделей. Падающее небо - и прекрасная камерное звучания Ваших моноблоков на мой взгляд, не могут быть совмещены и увеличение энергетических характеристик могут добавить лишь грубости и негибкости. Для передачи ощущения энергетики и мощности нужно по видимому совершенно другое решение, с лучшей способностью к передачи полифонии. Камерное и индивидуальное исполнение при этом у простых PA-15 будет лучше.

Link to comment
Share on other sites

К сожалению, энергетика и мощность физическая и слышимое ощущение энергетики и мощности звучания совпадает не часто. Не факт, что при увеличении мощности и джоулей удастся сохранить нынешние достоинства Ваших нынешних моделей. Падающее небо - и прекрасная камерное звучания Ваших моноблоков на мой взгляд, не могут быть совмещены и увеличение энергетических характеристик могут добавить лишь грубости и негибкости. Для передачи ощущения энергетики и мощности нужно по видимому совершенно другое решение, с лучшей способностью к передачи полифонии. Камерное и индивидуальное исполнение при этом у простых PA-15 будет лучше.

Я делал полностью балансные схемы до этого. Это РА-11 и РА-12. Определенное представление, как работают конденсаторы блока питания в них у меня сложилось. Сохранить достоинства - это моя задача. Реально, в большей степени за чистоту звучания отвечает входной каскад и материалы. Вроде кажется очень разные вещи, но это так. Выходной каскад в меньшей степени влияет на чистоту звучания. При переводе входного каскада в балансное включение я только получу дополнительный бонус - минимальное изменение тока потребления входных каскадов от сигнала, поскольку все входные каскады работают в глубоком А классе.

Балансное включение нагрузки снимает необходимость получения двухполярного силового питания. В этом случае на обе полуволны сигнала будет работать один и тот же силовой конденсатор - это хорошо и улучшает слитность. Т.е., на данном этапе я вижу только плюсы от нового варианта, ну исключая цены.

Таким образом получая учетверенную мощность и удвоенный выходной импеданс. Правильно ли это?

Для того, что бы получить учетверенную мощность, нужно иметь удвоенный ток. Поэтому выходной каскад удваивается. Так же удваивается сигнальный ток, отдаваемый входными каскадами. В итоге, выходное сопротивление оказывается точно таким же. Хотя, я хотел немного его увеличить с 13 мОм сейчас до примерно 25-30 мОм, но это в целях улучшения чистоты звучания, но еще требует проверки практикой.

Link to comment
Share on other sites

...Сохранение звукового почерка усилителя РА-15

Делать заранее такие моноблоки я сейчас не в состоянии, только на заказ. Предварительная оценка стоимости каждого такого моноблока 5 тыс.$. Срок исполнения заказа 6-9 месяцев, больше всего определяется изготовлением корпусных деталей.

Модели присвоен условный код PA-18.

Константин нужно сначала послушать схему, которая у Вас в результате получится и лишь потом подписываться.

P.S.: И за 9 месяцев Я слышал получаются более сложные конструкции...

Link to comment
Share on other sites

Константин нужно сначала послушать схему, которая у Вас в результате получится и лишь потом подписываться.

Это стандартный риск, когда заказываешь вещь. Если человек к нам приходит и заказывает ламповый усилитель по своему усмотрению, результат более неопределен. Тут есть прототип, показавший очень хороший результат. Обращение с заказом - это больше обращение к специалисту и его опыту. Когда есть готовая схема, можно обратиться к ремесленнику, вон сколько предложений копий корректора Никитина.

P.S.: И за 9 месяцев Я слышал получаются более сложные конструкции...

Соей работы тут и 2 месяца не наберется. Но есть много заказных работ, таких как заказ плат, корпусных деталей и трансформаторов, электронных деталей. Сроки указаны исходя из опыта. Живой пример. Я до сих пор жду микросхемы, оплаченные в начале лета. Ровно в половине случаев, если деталей нет в России, то сроки не выдерживаются. То же и по производству корпусных деталей. Хуже, если я напишу 4 месяца, а делаться будут те же 9.

Link to comment
Share on other sites

Это стандартный риск, когда заказываешь вещь. Если человек к нам приходит и заказывает ламповый усилитель по своему усмотрению, результат более неопределен. Тут есть прототип, показавший очень хороший результат. Обращение с заказом - это больше обращение к специалисту и его опыту. Когда есть готовая схема, можно обратиться к ремесленнику, вон сколько предложений копий корректора Никитина.

Константин, с уважением отношусь к Вам! (и Вашим фотографиям!) Но рисковать десяткой глуповато как-то :wacko: . Сделайте макет навесным монтажём, привезём ко мне послушаем. Если ОК, - то ОК. Если не ОК, то извините...

Link to comment
Share on other sites

Спасибо за добрые слова.

Технический макет и готовый усилитель для аппаратуры с предельным параметрами - две большие разницы. На звучание влияет и качество разводки и все детали и провода и даже механические особенности конструкции. Поэтому, технический макет может дать только мне информацию о состоянии разработки. Однако, чистовое звучание можно получить только на окончательной конструкции. Техническим макетом для меня является имеющийся небалансный моноблок плюс результаты симуляции изменений.

Может мне удастся скопить на закладку такого проекта, но не сейчас. Сейчас надо поставить пробную партию 15-х моноблоков.

Link to comment
Share on other sites

  • 1 month later...

стало понятно, что для тугой акустики не хватает только энергетики и мощности усилителя

А что такое "тугая акустика"? Очень хотелось бы знать.

Link to comment
Share on other sites

А что такое "тугая акустика"? Очень хотелось бы знать.

Акустика с низкой чувствительностью. В некоторых случаях, акустика с большими провалами импеданса, требующая повышенной токовой отдачи в некоторых частотных диапазонах. Повышенной, по сравнению со штатными токовыми нагрузками.

Link to comment
Share on other sites

Акустика с низкой чувствительностью. В некоторых случаях, акустика с большими провалами импеданса, требующая повышенной токовой отдачи в некоторых частотных диапазонах. Повышенной, по сравнению со штатными токовыми нагрузками.

Т.е. практически вся современная акустика? Норма на сегодня - номинальный импеданс 4 Ом с минимумами до 3-х, чувсвтительность 85 дб тоже не редкость да и проблемой не является.

Что касается Санреев, которые, видимо имелись в виду в первом посту, то они не вписываются в это объяснение - 91 дб/2.83В/м, минимум импеданса 4 Ом.

Или взять например Dynaudio Consequence 84 дб, 4 Ом. В помещении 80 кв. м играли с однотактным (трудно обвинить его в запасе тока) усилителем мощностью 100 Вт. Это тугие АС?

А может проблемы не в АС?

Link to comment
Share on other sites

В некоторых случаях, акустика с большими провалами импеданса, требующая повышенной токовой отдачи в некоторых частотных диапазонах. Повышенной, по сравнению со штатными токовыми нагрузками.

Так преодоление этих "нештатных" проблем связано с мощностью очень мало. Оно более зависит от комплексного влияния изменения нагрузки на работу усилителя.

Link to comment
Share on other sites

Вот-вот. Агеевский усилок имел и по току запас и мощность имел достаточную, а загнулся очень легко.

Link to comment
Share on other sites

Никакая это не норма. Это дибилизм современных аудиопридурков!

Неумение сделать акустику с нормальной чувствительностью - это расписаться в неумении думать и проектировать. Особенно, когда речь касается большой акустики. Понимаю, что если площадь излучения мала, а НЧ хочется, то с физикой не поспоришь. А вот игнорировать физику делая большие АС - это, это ничего хорошего.

В Санреях нету 91 дб/м/2,83. Не надо передергивать. Когда прослушивание на качество звука превратилось в прослушивание на SPL, то ничего хорошего в этом нет.

Link to comment
Share on other sites

Никакая это не норма. Это дибилизм современных аудиопридурков!

Неумение сделать акустику с нормальной чувствительностью - это расписаться в неумении думать и проектировать. Особенно, когда речь касается большой акустики. Понимаю, что если площадь излучения мала, а НЧ хочется, то с физикой не поспоришь. А вот игнорировать физику делая большие АС - это, это ничего хорошего.

А вы не думали, что эра АС с басом от 40..70 Гц прошли и людям хочется нормальный глубокий бас в относительно компактных размерах? Либо если уж делаются большие АС, то производитель должен позаботиться о полнодиапазонности.

В Санреях нету 91 дб/м/2,83. Не надо передергивать. Когда прослушивание на качество звука превратилось в прослушивание на SPL, то ничего хорошего в этом нет.

Я не передёргиваю - это результат измерений (сравнения шумомером с эталоном при подаче идентичной мощности).

Link to comment
Share on other sites

Люди хотят бас, и это нормально. Но хотеть бас от маленьких АС - противоестественно, как хотеть массы коровы от курицы, только потому, что у курицы диетическое мясо. При размерах Санреев можно было обеспечить гораздо лучшие параметры по чувствительности, чем те, что там достигнуты. Как я понял, там чувствительность ограничивает не НЧ секция даже, а СЧ. Если посмотреть динамики, что сейчас производятся для многополосных систем, то самый провальный по чувствительности - это СЧ диапазон. От чего совсем грустно. На басах все не так страшно, как кажется. Хочется дополнительной глубины баса - надо брать активный саб с хорошей коррекцией. При стыковке от 50 Гц никаких артефактов не наблюдается, хотя потрахаться с настройкой надо. Но результат может быть заметно лучше, поскольку позволяет поставить саб не в точках живого звука, где лучшее звучание на середине, но далеко не лучшие комнатные моды на НЧ.

По Санреям, я склонен больше доверять заводским данным. Отдача, измеренная в помещении может сильно гулять от конструкции АС, комнаты и расположения.

Link to comment
Share on other sites

По Санреям, я склонен больше доверять заводским данным. Отдача, измеренная в помещении может сильно гулять от конструкции АС, комнаты и расположения.

А нету заводских данных. Только слова о чувствительности НЧ динамиков (это не чувствительность АС). Что касается СЧ, то подобная пара обеспечивает от 92 дб легко.

Link to comment
Share on other sites

Про эту пару динамиков я однозначно сказать не могу, поскольку это заказные динамики и заводских данных на них нет. А вот на АС в целом заводские данные есть.

Frq-Sunray.pdf

Link to comment
Share on other sites

Про эту пару динамиков я однозначно сказать не могу, поскольку это заказные динамики и заводских данных на них нет. А вот на АС в целом заводские данные есть.

На этой картинке нет чувствительности - не указано ни напряжение подаваемое на вход, ни расстояние на котором измерялось. А так же не известно, откалибрована ли вообще Clio по давлению.

Зато указано, что сглаживание 1/3 октавы, а значит график абсолютно бесполезный.

Link to comment
Share on other sites

На этой картинке нет чувствительности - не указано ни напряжение подаваемое на вход, ни расстояние на котором измерялось. А так же не известно, откалибрована ли вообще Clio по давлению.

Зато указано, что сглаживание 1/3 октавы, а значит график абсолютно бесполезный.

Сомневаться можно во всем. Если они не использовали стандартные методики, то это было бы уж совсем страшно. Остается предположить, что снимали на 2В, что даст +3дБ на 2.83.

1/3 октавы - это конечно слишком большое сглаживание. Однако, определенная информация в графике сохраняется - подтверждение общего нейтрального тонального баланса.

Link to comment
Share on other sites

Сомневаться можно во всем. Если они не использовали стандартные методики, то это было бы уж совсем страшно. Остается предположить, что снимали на 2В, что даст +3дБ на 2.83.

Я понимаю, что у вас нет опыта измерения подобными устройствами. Потому объясняю.

1. На 1 м АС такой конфигурации и размера измерять неправильно. Нормальное расстояние измерения от 1.5 м до 2-х.

2. Я не помню есть ли вообще в клио двух проводной режим измерения (когда на один канал идёт напряжение с клемм АС, а на второй сигнал с микрофона). Так вот, без этого режима подобным комплексом вообще невозможно измерять чувствительность АС.

3. Уровень давления на котором проводятся измерения не имеет существенного значения (для громкостей которые выдерживают уши) и при калибровке выбирается исходя из максимально возможного (-3 дб от максимума) сигнала с микрофона для лучшей оцифровки (а в клио применена дешевейшая звуковая карта и ей это очень надо).

Итого: мы имеем то что имеем, а именно график АЧХ и он не содержит информации о чувствительности.

Реальная же чувствительность этих АС, как я сразу говорил (исходя из субъективных наблюдений), как я затем прикидывал исходя из конструкции, размеров и нижней граничной частоты , а затем и подтвердил сравнение шумомером на белом шуме с эталонными АС (стоявшими ровно в тех же точках) - 91 дб.

И нефиг с этим спорить.

Link to comment
Share on other sites

Антон. Опыт измерений у меня имеется и MLS методами и в безэховой камере свип тоном. Для того, что бы подвергать сомнению чужие измерения надо иметь основания. Например, мне присылали данные китайских измерений с чувствительностью 99 дБ на 50 Гц с одного 12" диффузора. Вот это повод усомниться.

Измерения на графике сделаны без басовой секции. А СЧ-ВЧ секция у Санреев компактная и измерения с 1 м вполне коррекктны.

Наличие двухпроводного режима необязательно для измерений, необходимо только провести калибровку. Причем калибровка по усилительной стороне проще некуда, просто измерить напряжение и выставить усиление. А вот калибровка микрофонной части это более сложная задача, если нет калиброванного шумомера. Двухканальный режим хорош только тем, что позволяет исключить из измерений качество усилительного тракта, АЧХ и внутреннее сопротивление усилителя.

Уровень звукового давления, а точнее напряжения - очень существенный фактор. У всех динамиков есть эффект амплитудной компрессии, в профессиональных мониторах даже приводят АЧХ при разных уровнях громкости или кривые уровня компрессии. На номинальных уровнях мощности компрессия может достигать 3дБ и она частотно зависимая. Базово, измерения должны проводиться на 1 Вт и нормальные производители этого придерживаются.

Спорить с выводами о чувствительности Санреев в 91дБ я буду до тех пор, пока не будут данные от нормальных измерений, а не прикидок на шатком основании.

Link to comment
Share on other sites

Спорить с выводами о чувствительности Санреев в 91дБ я буду до тех пор, пока не будут данные от нормальных измерений, а не прикидок на шатком основании.

Я понимаю, почему не хочется верить в их чувствительность. Но она - факт. А раз так, то нужно признать, что проблемой является вовсе не недостаток мощности усилителя.

Link to comment
Share on other sites

Антон, я не понимаю такого упорства в оценочных прикидках. И при этом полное недоверие к данным производителя. Слово "хочется" - бессмыслица. Я верю измерениям. Вашим измерениям в живом помещении я пока не склонен доверять.

Link to comment
Share on other sites

Антон, я не понимаю такого упорства в оценочных прикидках. И при этом полное недоверие к данным производителя. Слово "хочется" - бессмыслица. Я верю измерениям. Вашим измерениям в живом помещении я пока не склонен доверять.

Какое ещё недоверие? Производитель вообще официально никаких данных по чувствительности не сообщает.

Link to comment
Share on other sites

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...