Jump to content

Акустические системы пространственного поля


Recommended Posts

      Основная задача электроакустики в самом упрощённом варианте - это соответствие вторичного звукового поля (в месте прослушивания) первичному (в месте, где происходит само действие). Если вдруг мы остановимся и прислушаемся, то окажемся в окружающем нас звуковом поле. Различные звуки будут слышны со всех сторон и мы совершенно свободно сможем локализовывать источники этих звуков. Какое основное свойство этих источников? Точечность. Все источники звуков в окружающем нас мире – точечные. Из одной точки исходит весь спектр частот и излучается в круг.

      Применяемые источники звука - громкоговорители (Гр) не позволяют воспроизвести весь слышимый диапазон частот. Для решения этой задачи выпускаются специализированные Гр, оптимизированные для своего диапазона частот. Таким образом мы получаем акустическую систему, состоящую из нескольких Гр, разнесённых в пространстве. На каждый из этих Гр подаётся только часть исходного звукового сигнала в том диапазоне частот, на который рассчитан данный Гр. Возникает вопрос - где точечный источник звука? Вывод – вторичное звуковое поле принципиально не может соответствовать первичному. Неизбежный вопрос – что делать?

      1948 г. – на Лондонском «Радио–шоу» был представлен первый громкоговоритель «Dual Concentric» фирмы «Tannoy». Первый направленный двухполосный точечный излучатель.

В средине 80-х завод «ЯНТАРЬ»  (Шоров В.И.) начал выпуск двухполосных акустических систем (АС) с круговой диаграммой направленности.

В 2008г. «ВАЛАНКОН» запатентовал точечную, трёхполосную АС с круговой диаграммой направленности. АС пространственного поля (АСПП) или поля давления.

Стандартные АС в силу своей направленности – векторные, а мы слышим перепад давления. Это ещё одно негативное свойство стандартных АС. Вектор перейдёт в скаляр (давление), но через некоторое расстояние.

Если нам необходимо осветить зеркальную комнату и мы войдём туда с направленным источником света (вектор), то получим ряд траекторий, но не освещение всех углов. Войдя же с матовой лампой (скаляр) всё будет равномерно освещено.

Преимущества подобных АС:

  • Равномерное звуковое поле:
  • Не критично к акустическим свойствам помещения (давление везде одинаково):
  • Цилиндрическая звуковая волна с затуханием 1/R (медленное затухание):
  • Комфортное прослушивание на разных уровнях громкости.

Недостаток:

  • Нельзя встроит в мебель, должна стоять на некотором расстоянии от стены.
  • Like 3
Link to post
Share on other sites
  • Replies 1.5k
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

Top Posters In This Topic

Popular Posts

По просьбе одного товарища сделали в белой коже.

Да что мне MBL, "гайка" запатентована, "Контрапертура" запатентована у нас и за рубежом множеством патентов, мы имеем 5 патентов на нашу акустику в России. Ну любите Вы MBL ну на здоровье. Свой технич

Где-то с начала 60х начал ходить по залам БЗК и КЗЧ. У товарища сестра играло в БСО и билеты были без платные. Пиво в буфете БЗК было хорошее, а так как билеты без мест, сидели на галёрке. Потихоньку

Posted Images

Самая большая проблема состоит в том, что звукореjиссёр сводит всё на классических ас, 

т.е. звучание ненаправленных ас и их "сцена" является полностью выдуманным. 

Если это не смущает-вполне моjно использовать.  :)

  • Like 5
Link to post
Share on other sites

У моих двухполосок расстояние между центрами динамиков 130 мм. Размеры музыкальных инструментов, обычно, побольше.

Link to post
Share on other sites

Самая большая проблема состоит в том, что звукореjиссёр сводит всё на классических ас, 

т.е. звучание ненаправленных ас и их "сцена" является полностью выдуманным. 

Если это не смущает-вполне моjно использовать.  :)

Это не проблема-а данность..которую надо принять, и если и стремиться достигнуть звука,как "при записи"-то стоит подумать-на чём в разный периуд времени "сводили""мастерили"-и от этого отталкиваться в сетапе(если есть предпочтение в одной эре звукозаписи-тот счастливчик!))

Link to post
Share on other sites

      1948 г. – на Лондонском «Радио–шоу» был представлен первый громкоговоритель «Dual Concentric» фирмы «Tannoy». Первый направленный двухполосный точечный излучатель.

В средине 80-х завод «ЯНТАРЬ»  (Шоров В.И.) начал выпуск двухполосных акустических систем (АС) с круговой диаграммой направленности.

 

 

между Шоровым и Радиошоу 48 года выпускалось множество АС с круговой диаграммой направленности, в т. ч. жбл и дуалконцентриковый танной..))

Link to post
Share on other sites

Самая большая проблема состоит в том, что звукореjиссёр сводит всё на классических ас, 

т.е. звучание ненаправленных ас и их "сцена" является полностью выдуманным. 

Если это не смущает-вполне моjно использовать.  :)

 

 Я с Вами согласен и попытки были, но мир профессионального звука очень консервативен. Однако – микрофон тоже точечный приёмник звука во всём диапазоне частот.

. По вопросу «выдуманности» сцены я бы не был столь категоричен. Приходите на MHES 2014 к.218

 

Link to post
Share on other sites

«ВАЛАНКОН»

 

как у них с басом, и в какую они цену?

 

Link to post
Share on other sites

У моих двухполосок расстояние между центрами динамиков 130 мм. Размеры музыкальных инструментов, обычно, побольше.

 

Дело не в размере инструмента, дело в излучении звука из одной точки всего диапазона частот. Возьмём электрогитару, длина струны около метра, звук снимается почти на конце струн и там присутствует весь частотный диапазон звука.  

  • Like 1
Link to post
Share on other sites

это где цилиндрическая волна??

В этой АС.

 

Что касается зарубежных АС,  в данном случае я их не рассматриваю. Вы правы, что то есть. В России эту идеологию довели до промышленного (штучного, кому как удалось) производства:

  • Шоров В.И. завод «Янтарь»
  • Ю. Грибанов и А Клячин - шестигранная АС с шестью парами динамиков
  • А. В. Виноградов и А. С. Гайдаров – контраппертурная  АС
  • В. Н. Костин – АС построенная на динамиках, работающих на рассеивающие   звук конуса.

Ничего не могу сказать про Ю. Грибанова и А. Клячина, все остальные решения запатентованы у нас и за рубежом, что подтверждает их оригинальность. Приходите на MHES 2014 к.218.

Link to post
Share on other sites

Дело не в размере инструмента, дело в излучении звука из одной точки всего диапазона частот. Возьмём электрогитару, длина струны около метра, звук снимается почти на конце струн и там присутствует весь частотный диапазон звука.  

Размер имеет значение. При записи диска могут рояль развернуть и гитару растянуть на всю сцену. Это проблемы не акустики. Валанкон неоднократно встречал на выставках в виде рекламы. Может, правильный подход, рано. Не против контрапертурной акустики, интересно звучит. В общем, я не оппонент, я за. 

Link to post
Share on other sites

В этой АС.

 

Что касается зарубежных АС,  в данном случае я их не рассматриваю. Вы правы, что то есть. В России эту идеологию довели до промышленного (штучного, кому как удалось) производства:

  • Шоров В.И. завод «Янтарь»
  • Ю. Грибанов и А Клячин - шестигранная АС с шестью парами динамиков
  • А. В. Виноградов и А. С. Гайдаров – контраппертурная  АС
  • В. Н. Костин – АС построенная на динамиках, работающих на рассеивающие   звук конуса.

Ничего не могу сказать про Ю. Грибанова и А. Клячина, все остальные решения запатентованы у нас и за рубежом, что подтверждает их оригинальность. Приходите на MHES 2014 к.218.

Картинки с АС Валанкон вроде давно где-то видел. Не пойму, откуда там взяться цилиндрической волне. Можно ссылку или номер патента?

 

Из упомянутых патентов видел только контрапертурный.

 

Спасибо за приглашение и даже есть некоторая вероятность быть в Москве в ноябре, но, вероятно, после МНЕS.. :(

Link to post
Share on other sites

"жаль, что с докладом так и не выступил начальник транспортного цеха" (с)

Link to post
Share on other sites

Костин. http://www.freepm.ru/Models/133378

"Патент на полезную модель", т. е. не совсем патент. Отличительный признак: "корпус выполнен открытым со стороны нижнего торца и предназначен для установки на расстоянии от горизонтальной поверхности, между нижним торцом корпуса и обратной стороной диффузора нижнего громкоговорителя установлен блок акустического демпфирования."

Link to post
Share on other sites

Костин. http://www.freepm.ru/Models/133378

"Патент на полезную модель", т. е. не совсем патент. Отличительный признак: "корпус выполнен открытым со стороны нижнего торца и предназначен для установки на расстоянии от горизонтальной поверхности, между нижним торцом корпуса и обратной стороной диффузора нижнего громкоговорителя установлен блок акустического демпфирования."

 

Цилиндрическая волна. Справочник «Акустика», Москва «Радио и связь» 1989г.с.13. «Интенсивность звука в цилиндрической волне с расстоянием от источника звука убывает по гиперболическому закону  1/R, а звуковое давление 1/корень из R». Подавлена вертикальная составляющая излучения. Многократные измерения в «Институте Акустики». Последней  сомневающейся  оказалась Э.Л. Виноградова, зав. лаб. акустики, ЗАО НИКФИ. Можете приехать и померить. Есть ещё одно свойство этой акустики, как писалось выше, она излучает давление. Является скалярным, а не векторным излучателем. Если контраппертура – это хлопок двух ладоней, скорости никакой, а звук есть. У нас это одна ладонь по столу. Мы слышим давление. По поводу патентной защиты: разница только в сроках защиты у ПМ он меньше на 3 года, да и дешевле. После выставки сразу уеду, вернусь после 15.11.14. Позвоните или напишите на почту, приезжайте.

По поводу стоимости – начинается с 15.000руб. за пару 5 литров и далее….  По басу, как везде: закрытый ящик, фазоинвертор и открытый  как в патенте. Всё надо слушать. Лучше живого оркестра ничего быть не может.

Link to post
Share on other sites

Относительно точечности  источников звука. Это довольно вольная трактовка

реальности, справедливая лишь для открытого пространства. В закрытых

объемах звук от муз. инструментов приходит в уши (и микрофоны) как напрямую,

так и отраженный от стен, потолка, пола и т.д. Причем доля прямого звука

существенно меньше чем отраженного.  Никакие домашние аудиосистемы

не могут отразить (воспроизвести) обстановку зала (студии), за исключением,

может-быть, сильно продвинутых кинотеатральных. Оркестр не точка излучения

звука, да и рояль слишком большая точка.

 

Link to post
Share on other sites

 

Прекрасный пример правильности выбранного нами пути и радует то, что мы начали раньше. Если в этих текстах поменять название фирмы я полностью согласен с тем, что там написано. Sony тоже работает в этом направлении. Я встречал и другие варианты. У нас только цены в разы ниже.  

Link to post
Share on other sites

Учитывая, что MBLам тридцатник я сильно сомневаюсь, что ВЫ начали раньше.

Link to post
Share on other sites

Относительно точечности  источников звука. Это довольно вольная трактовка

реальности, справедливая лишь для открытого пространства. В закрытых

объемах звук от муз. инструментов приходит в уши (и микрофоны) как напрямую,

так и отраженный от стен, потолка, пола и т.д. Причем доля прямого звука

существенно меньше чем отраженного.  Никакие домашние аудиосистемы

не могут отразить (воспроизвести) обстановку зала (студии), за исключением,

может-быть, сильно продвинутых кинотеатральных. Оркестр не точка излучения

звука, да и рояль слишком большая точка.

 

Абсолютно правильно только то, что создано Богом, все наши потуги приблизиться содержат ущербность. Но микрофон точечный приёмник звука во всём диапазоне частот.

Водопад не точечный источник звука, но каждая его точка излучает весь спектр частот. Каждая струна рояля излучает весь спектр свойственных ей частот, а мы воспроизведём её несколькими динамиками разнесёнными в пространстве. Наша работа это попытка приблизиться к первоисточнику. Приходите послушайте. Опыт критерий истины.

Это из классиков.

Link to post
Share on other sites

Но никто сейчас не пишет моно на один микрофон.

Link to post
Share on other sites

Учитывая, что MBLам тридцатник я сильно сомневаюсь, что ВЫ начали раньше.

Мы начали с1992г. юридически. Шоров В.И. начал в семидесятых, А В. Виноградов с А.С. Гайдаровым в конце 80-х. Ну почему мы так нелюбим себя? Нам надо учиться у евреев самоуважению и взаимовыручке. Почему мы так защищаем всех кроме себя. Потому так и живём.

  • Like 3
Link to post
Share on other sites

Мы начали с1992г. юридически. Шоров В.И. начал в семидесятых, А В. Виноградов с А.С. Гайдаровым в конце 80-х. Ну почему мы так нелюбим себя? Нам надо учиться у евреев самоуважению и взаимовыручке. Почему мы так защищаем всех кроме себя. Потому так и живём.

 

Про аудио судить не буду, скаjу про науку. Зачастую ситуация "мы что-то сделали первые" означает, что автор не владеет языками и не следит за меjдународными исследованиями по теме. И Евреи тут не при чём абсолютно.

Вы МОJЕТЕ делать хорошие ас и усилители, но заявлять о ПЕРВОСТИ моjно только после тщательнейшего изучения вопроса в рамках аудиоразработок всего мира.

 

Давайте прежде послушаем.

 

Вряд ли. Я от Москвы на расстоянии около 3,5 тысяч километров.

Link to post
Share on other sites

Никакие домашние аудиосистемы

не могут отразить (воспроизвести) обстановку зала (студии), за исключением,

может-быть, сильно продвинутых кинотеатральных.

 

Вы не слышали качественных домашних стерео систем.

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...