Серебряный век русской литературы - Страница 5 - Литература - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Серебряный век русской литературы


M.Melomanov
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Ещё по поводу «чрезмерного цитирования». Несколько лет назад, в «русской литературе...» на хайфае я написал большой пост с призывом прочитать гениального цветаевского «Крысолова», с комментарием, парой цитат для заманухи, несколькими ссылками для удобства - в общем, красота.  В итоге из активных участников,- а тема была популярной, бились на всю катушку- не прочитал НИКТО. :es:           Естественно, если бы я в теме по главам выкладывал полные тексты, поэму бы прочитали. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

16 часов назад, Владимир с х-ф.р сказал:

Не знаю, кто, как и чем вымерят глубины поэзии, т.к. никогда не занимался литературной археологией

Не надо археологии, это определяется при прочтении.   Скажем, поэзия Пушкина глубже по мысли, содержательнее, чем поэзия Жуковского.   В промежутке с 5 по 8 класс я прочитал всего академического Пушкина (малоформатного, с полным царём Никитой) и гихловский 4х томник Жуковского.  К Жуковскому с тех пор не возвращался, не интересно, в памяти остались только мини-цитаты из Светланы.  Ну и «Молитва русского народа» в версии 1814 г., которую впервые прочитал в 90е.      

А поэмы, драмы и прозу Пушкина перечитываю до сих пор, не всё, конечно. И  наизусть кое-что помню.       

 

Если помнишь, мне всегда нравилась поэзия ради поэзии, игра со словом, аллитерации и прочие выкрутасы.      

Я испытываю эстетическое удовольствие, читая -                                         

 

«Ландыши, лютики. Ласки любовные.

Ласточки лепет. Лобзанье лучей.

Лес зеленеющий. Луг расцветающий.

Светлый свободный журчащий ручей.

 

День догорает. Закат загорается.

Шёпотом, ропотом рощи полны.

Новый восторг воскресает для жителей

Сказочной светлой свободной страны.

 

Ветра вечернего вздох замирающий.

Полной Луны переменчивый лик.

Радость безумная. Грусть непонятная.

Миг невозможного. Счастия миг. »

 

Но назвать эти стихи глубокими вряд ли возможно.                                                                        

 

А вот обратный пример -

 

«Пробочка над крепким йодом!

Как ты скоро перетлела!

Так вот и душа незримо

Жжёт и разъедает тело»

 

Смысловое здесь превалирует над эстетическим.   

 

Причём Песню без слов я лет в 14 сразу наизусть запомнил, а Пробочку в том возрасте просто бы не просёк.      

А сейчас Песня вызывает приятную ностальгию, а Пробочка понятна на все сто.  

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

5 часов назад, M.Melomanov сказал:

по поводу «чрезмерного цитирования»

Не бери в голову.

Поддерживаю стремление нести в народ разумное, доброе, вечное! Благодаря этому, по-новому открыл Блока. Узнал Ходасевича. Надеюсь, это только начало.:on:

4 часа назад, M.Melomanov сказал:

Если помнишь, мне всегда нравилась поэзия ради поэзии

Помню.

Вот поэтому о вкусах стараюсь не спорить. Всяк ищет своё, а мы все разные, как отпечатки пальцев. Гениальность и глубину писателя каждый ощущает по-своему. Зато, бездарность всегда одинакова. ("Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему". Л.Толстой)

4 часа назад, M.Melomanov сказал:

а Пробочка понятна на все сто.

Да, она понятна. Но, какая-то..."истлевшая"... Не впечатляет безисходность дэкаданса.

П.с.: Всегда презирал реформы Луначарского. Это большевистское чмо позволило себе покусится на святое - русский язык!!! Язык Пушкина и Толстого. Лермонтова и Достоевского. Вдруг, какая-то дурилка картонная решила, что она святее папы римского, и начала поучить всех уму-разуму. А на деле-то, сам Луначарский - ноль без палочки. Типичный митинговый горлопан, коих во все смутные времена хватало. И, как тонко поиздевался над этим бездарем Ходасевич! Обожаю такой стиль. Браво!:em:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 22.01.2021 в 17:43, Владимир с х-ф.р сказал:

Да, она понятна. Но, какая-то..."истлевшая"... Не впечатляет безисходность дэкаданса.

Такое время, такие люди. Ходасевич не был оптимистом, и в общении был не подарок.   Но красотку Берберову охмурил, а вокруг неё тогда многие великие круги выписывали. :) 

 

«ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ»

 

 

        Nel mezzo del cammin di nostra vita.

 

Я, я, я. Что за дикое слово!

Неужели вон тот - это я?

Разве мама любила такого,

Жёлто-серого, полуседого

И всезнающего, как змея?

 

Разве мальчик, в Останкине летом

Танцевавший на дачных балах, -

Это я, тот, кто каждым ответом

Желторотым внушает поэтам

Отвращение, злобу и страх?

 

Разве тот, кто в полночные споры

Всю мальчишечью вкладывал прыть, -

Это я, тот же самый, который

На трагические разговоры

Научился молчать и шутить?

 

Впрочем - так и всегда на средине

Рокового земного пути:

От ничтожной причины - к причине,

А глядишь - заплутался в пустыне,

И своих же следов не найти.

 

Да, меня не пантера прыжками

На парижский чердак загнала.

И Виргилия нет за плечами -

Только есть одиночество - в раме

Говорящего правду стекла.

 

            1924

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


Николай Степанович Гумилёв
 
Из сборника «Огненный столп».

 

МОИ ЧИТАТЕЛИ

Старый бродяга в Аддис-Абебе,
Покоривший многие племена,
Прислал ко мне черного копьеносца
С приветом, составленным из моих стихов.
Лейтенант, водивший канонерки
Под огнем неприятельских батарей,
Целую ночь над южным морем
Читал мне на память мои стихи.
Человек, среди толпы народа
Застреливший императорского посла,
Подошел пожать мне руку,
Поблагодарить за мои стихи.


Много их, сильных, злых и весёлых,
Убивавших слонов и людей,
Умиравших от жажды в пустыне,
Замерзавших на кромке вечного льда,
Верных нашей планете,
Сильной, весёлой и злой,
Возят мои книги в седельной сумке,
Читают их в пальмовой роще,
Забывают на тонущем корабле.

Я не оскорбляю их неврастенией,
Не унижаю душевной теплотой,
Не надоедаю многозначительными намёками
На содержимое выеденного яйца.
Но когда вокруг свищут пули,
Когда волны ломают борта,
Я учу их, как не бояться,
Не бояться и делать, что надо.
И когда женщина с прекрасным лицом,
Единственно дорогим во вселенной,
Скажет: я не люблю вас —
Я учу их, как улыбнуться,
И уйти, и не возвращаться больше.
А когда придет их последний час,
Ровный, красный туман застелет взоры,
Я научу их сразу припомнить
Всю жестокую, милую жизнь,
Всю родную, странную землю,
И, представ перед ликом Бога
С простыми и мудрыми словами,
Ждать спокойно его суда.

1921

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 23.01.2021 в 16:30, M.Melomanov сказал:

Но красотку Берберову охмурил

Le moujik - уважаю!

9 часов назад, M.Melomanov сказал:

Мои читатели. Гумилев

Тут..., видимо,...надо удивиться?...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

10 часов назад, Владимир с х-ф.р сказал:

Тут..., видимо,...надо удивиться?...

не понял:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, M.Melomanov сказал:

не понял:)

Такая же фигня.B)

О чём то...стихотворение?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

6 часов назад, Владимир с х-ф.р сказал:

О чём то...стихотворение?

думаю, в 1921 он предчувствовал или предполагал возможность быть как минимум арестованным.      так что это завещание, жизненная позиция, творческое кредо и благодарность поклонникам и единомышленникам                                        литературоведы усматривают взаимосвязь и некую полемику со стихотворением Михаила Кузмина 1907 г. из его первой книги  «Сети»       -     

МОИ ПРЕДКИ


Моряки старинных фамилий,
влюблённые в далёкие горизонты,
пьющие вино в тёмных портах,
обнимая весёлых иностранок;
франты тридцатых годов,
подражающие д’Орсэ и Брюммелю,
внося в позу дэнди
всю наивность молодой расы;
важные, со звёздами, генералы,
бывшие милыми повесами когда-то,
сохраняющие весёлые рассказы за ромом,
всегда одни и те же;
милые актёры без большого таланта,
принёсшие школу чужой земли,
играющие в России «Магомета»
и умирающие с невинным вольтерьянством;
вы — барышни в бандо,
с чувством играющие вальсы Маркалью,
вышивающие бисером кошельки
для женихов в далёких походах,
говеющие в домовых церквах
и гадающие на картах;
экономные, умные помещицы,
хвастающиеся своими запасами,
умеющие простить и оборвать
и близко подойти к человеку,
насмешливые и набожные,
встающие раньше зари зимою;
и прелестно-глупые цветы театральных училищ,
преданные с детства искусству танцев,
нежно развратные,
чисто порочные,
разоряющие мужа на платья
и видающие своих детей полчаса в сутки;
и дальше, вдали — дворяне глухих уездов,
какие-нибудь строгие бояре,
бежавшие от революции французы,
не сумевшие взойти на гильотину —
все вы, все вы —
вы молчали ваш долгий век,
и вот вы кричите сотнями голосов,
погибшие, но живые,
во мне: последнем, бедном,
но имеющем язык за вас,
и каждая капля крови
близка вам,
слышит вас,
любит вас;
и вот все вы:
милые, глупые, трогательные, близкие,
благословляетесь мною
за ваше молчаливое благословенье.

Май 1907

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

37 минут назад, M.Melomanov сказал:

литературоведы усматривают

Неплохо устроились дяди (и тёти) - литеры ведают. Есть ли польза людям от их непосильного труда? Правителям - несомненно, есть. Можно внушать толпе, что какой-нибудь негодяй, вроде Солженицына или Бродского, достоин конной статуи в бронзе. А великого Некрасова можно вышвырнуть из школьной программы....

42 минуты назад, M.Melomanov сказал:

стихотворением Михаила Кузмина

Что-то маловато он перечислил.;) "Рука бойца колоть устала"?

43 минуты назад, M.Melomanov сказал:

благословляетесь мною
за ваше молчаливое благословенье.

Бред!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 часа назад, M.Melomanov сказал:

литературоведы усматривают взаимосвязь и некую полемику со стихотворением Михаила Кузмина 1907 г. из его первой книги  «Сети»  

Эти стихотворения прекрасны! "Мои предки" М. Кузмина прочитал впервые, здесь. Спасибо.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

18 часов назад, Владимир с х-ф.р сказал:

Есть ли польза людям от их непосильного труда?

конечно, есть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

19 часов назад, Владимир с х-ф.р сказал:

Бред!

насколько я представляю твои литературные воззрения, Кузмин тебе вряд ли понравится.         он не боец, он эстет, декадент, иногда манерно-жеманный.                  я его оценил поздно, в середине 90х, т.к. в СССР его уже в 30е перестали печатать, в брежневские времена в БВЛ  была маленькая подборка из александрийских песен.     к его закидонам отношусь снисходительно,не моё это дело.       а поэт он великолепный.          кстати, он и музыку сочинял, но слышать не приходилось.     в 30х, когда его не печатали, зарабатывал переводами - его перевод «Золотого осла» до сих пор лучший.     тогда же он сделал перевод всех сонетов Шекспира, от которых все его друзья литераторы были в восторге, говорили, что лучше перевести невозможно.  напечатать не удалось, а когда умер, рукописи отправили в архивы НКВД , где и пропали.  хочу верить, что «не горят».     

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

31 минуту назад, M.Melomanov сказал:

насколько я представляю твои литературные воззрения, Кузмин тебе вряд ли понравится.         он не боец

Ошибаешься. Есенина никак не могу рекрутировать в бойцы (не говоря уже о "нашем всё"). Гиппиус (в комиссарах-брюнетах) не воин. Ходасевича не представляю в окопах.

Мне важна ясность выражения духовного порыва. Лёгкость пера. Естественность восприятия (как в "Обезьянке").

Кружева рифм ради кружевов - мимо. Розовые сопли дэкоданса - противны. Созерцания "пустоты" - непонятны.

Вот так, как-то.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, Владимир с х-ф.р сказал:

Есенина никак не могу рекрутировать в бойцы (не говоря уже о "нашем всё"). Гиппиус (в комиссарах-брюнетах) не воин.

Есенин регулярно участвовал в мордобоях, с детства, и вполне себе успешно.  Да и на поэтических диспутах имажинисты не только словом оперировали, особенно увлекавшийся боксом Шершеневич.   Пушкин не слабо в дуэлях пострелял, да и воевал бы наверняка неплохо. Гиппиус женщина, ей не обязательно.      

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, Владимир с х-ф.р сказал:

Мне важна ясность выражения духовного порыва. Лёгкость пера. Естественность восприятия (как в "Обезьянке").

Обезьяна и Встреча - да, это вообще пушкинский уровень. Он здесь и Блока с порой излишне многословными Вольными мыслями переплюнул, и Сологубовские верлибры превзошёл.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

9 часов назад, M.Melomanov сказал:

участвовал в мордобоях

Или я неясно выразил свою мысль (что скорее), или ты меня не понял.

"Боец" - имелся в виду на бумаге. Перо - карающий меч...(чуть не написал, революции:hv:). Что-то вроде "глаголом жечь сердца людей". А, когда:

"Ночь, улица, фонарь, аптека, Безсмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века -

Всё будет так. Исхода нет."

Или:

"Лучше шейку свою затяните потуже горжеточкой"

- увы, это не про меня. Точнее, я не для этого.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

16 часов назад, Владимир с х-ф.р сказал:

Боец" - имелся в виду на бумаге

ундерстанд;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Данке шён!:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса."  (Георг Вильгельм Фридрих Гегель.)

 

На злобу дня. История сродни о вирусе №19 и чинушах.

"Глупая история"  (В.Маяковский, 1927г.)

 

В любом учрежденье,
         куда ни препожалуйте,
слышен
    ладоней скрип:
это
  при помощи
         рукопожатий
люди
     разносят грипп.
Но бацилла
     ни одна
        не имеет права
лезть
     на тебя
      без визы Наркомздрава.
И над канцелярией
           в простеночной теми
висит
      объявление
        следующей сути:
«Ввиду
   эпидемии
руку
  друг другу
      зря не суйте».
А под плакатом —
        помглавбуха,
робкий, как рябчик,
           и вежливей пуха.
Прочел
   чиновник
        слова плакатца,
решил —
     не жать:
        на плакат полагаться.
Не умирать же!
      И, как мышонок,
заерзал,
   шурша
      в этажах бумажонок.
И вдруг
   начканц
         учреждения оного
пришел
   какой-то бумаги касательно.
Сует,
  сообразно чинам подчиненного,
кому безымянный,
        кому
           указательный.
Ушла
  в исходящий
        душа помбуха.
И вдруг
   над помбухом
         в самое ухо:
— Товарищ…
      как вас?
         Неважно!
              Здрасьте. —
И ручка —
     властней,
         чем любимая в страсти.
«Рассказывайте
         вашей тете,
что вы
   и тут
     руки́ не пожмете.
Какой там принцип!
Мы служащие…
         мы не принцы».
И палец
    затем —
        в ладони в обе,
забыв обо всем
      и о микробе.
Знаком ли
     товарищеский этот
            жест вам?
Блаженство!
Назавтра помылся,
        но было
            поздно.
Помглавбуха —
         уже гриппозный.
Сует
  термометр
      во все подмышки.
Тридцать восемь,
        и даже лишки.
Бедняге
   и врач
      не помог ничем,
бедняга
   в кроватку лег.
Бедняга
   сгорел,
      как горит
           на свече
порхающий мотылек.
Я
 в жизни
     суровую школу прошел.
Я —
  разным условностям
           враг.
И жил он,
    по-моему,
         нехорошо,
и умер —
     как дурак.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 23.01.2021 в 23:30, M.Melomanov сказал:

Такое время, такие люди. Ходасевич не был оптимистом, и в общении был не подарок.  

И, как ни странно, оказался эпохам нынешним вполне себе созвучен :) 

Ни жить, ни петь почти не стоит: 
В непрочной- грубости живем. 
Портной тачает, плотник строит: 
Швы расползутся, рухнет дом. 

И лишь порой сквозь это тленье 
Вдруг умиленно слышу я 
В нем заключенное биенье 
Совсем иного бытия. 

трактовать можно по разному, но подтекст почти прозрачный - и про нас тоже. Другое дело что бытие это не всем нам нравится…

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 31.01.2021 в 11:06, Владимир с х-ф.р сказал:

"Глупая история"  (В.Маяковский, 1927г.)

ты цитируешь Маяковского ! невероятно:fz:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

21 час назад, SharapoFF сказал:

подтекст почти прозрачный - и про нас тоже.

Куда ж ещё прозрачней - "В непрочной- грубости живем." Какгрицца не в бровь, а в глаз.

7 часов назад, M.Melomanov сказал:

ты цитируешь Маяковского ! невероятно:fz:

Щя я тя ваще доконаю, процитирую турнепса...топинамбура...как бишь яво?- а, Пастернака! Раз уж начали про злобу...дня:

 

"Весенний дождь". 1917г.

Усмехнулся черемухе, всхлипнул, смочил
Лак экипажей, деревьев трепет.
Под луною на выкате гуськом скрипачи
Пробираются к театру. Граждане, в цепи!

Лужи на камне. Как полное слез
Горло - глубокие розы, в жгучих,
Влажных алмазах. Мокрый нахлест
Счастья - на них, на ресницах, на тучах.


Впервые луна эти цепи и трепет
Платьев и власть восхищенных уст
Гипсовою эпопеею лепит,
Лепит никем не лепленный бюст.

В чьем это сердце вся кровь его быстро
Хлынула к славе, схлынув со щек?
Вон она бьется: руки министра
Рты и аорты сжали в пучок.

Это не ночь, не дождь и не хором
Рвущееся: "Керенский, ура!",
Это слепящий выход на форум
Из катакомб, безысходных вчера.

Это не розы, не рты, не ропот
Толп, это здесь, пред театром - прибой
Заколебавшейся ночи Европы,
Гордой на наших асфальтах собой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вроде, как ответка Пастернаку:

Донат Кватц, 1917г:

Могучий, певучий, как песнь океана.

Бесстрашней, разящий, как гнев

урагана,

Любимый и нежный, как утро

свободы,

Ты — светлый, бессмертный

избранник народа!

Пусть черные силы враждуют

с Тобою,

Пусть Ленины подло над Русью

родною —

Свершают насилье, её предавая,

Пусть гады шипят, и кричит орда

злая.

Пусть черная сотня беснуется

дико, —

Исчезнет зло в славе победы

великой.

И в славе нетленной Твоей,

о Строитель,

Строитель отчизны, её

вдохновитель!..

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

17 часов назад, Владимир с х-ф.р сказал:

Вроде, как ответка Пастернаку:

оба стихотворения посвящены Керенскому.   

 

 есть ещё стихотворение    Леонида Каннегиссера «Смотр».

 

 

На солнце, сверкая штыками —

 

Пехота. За ней, в глубине, —

 

Донцы-казаки. Пред полками —

 

Керенский на белом коне.

 

Он поднял усталые веки,

 

Он речь говорит. Тишина.

 

О, голос! Запомнить навеки:

 

Россия. Свобода. Война.

 

Сердца из огня и железа,

 

А дух — зеленеющий дуб,

 

И песня-орёл, Марсельеза,

 

Летит из серебряных труб.

 

На битву! — и бесы отпрянут,

 

И сквозь потемневшую твердь

 

Архангелы с завистью глянут

 

На нашу весёлую смерть.

 

И если, шатаясь от боли,

 

К тебе припаду я, о мать,

 

И буду в покинутом поле

 

С простреленной грудью лежать —

 

Тогда у блаженного входа

 

В предсмертном и радостном сне,

 

Я вспомню — Россия, Свобода,

 

Керенский на белом коне.

 

27.06.1917

 

Надо заметить, что Каннегиссер потом прозрел и в 1918 завалил упыря Урицкого.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

×
×
  • Создать...