Разговоры о классической музыке - Страница 46 - Topics - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Открытый клуб  ·  192 участника  ·  Бесплатный

Классическая музыка

Разговоры о классической музыке


УЭФ
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

1 час назад, Штальбург сказал:

Ему пару сотен лет. Оно и сейчас в хорошей форме находится. 90 человек исполнителей.

Вот нашёл ! :)

Можно посмотреть-послушать на это H+H общество, дирижёры, как я понимаю, приглашённые.

 

  • Нравится 1
  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 2.6k
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Опубликованные изображения

34 минуты назад, вадим с. сказал:

Как много в России Ивановок, но в памяти моей будет лишь одна, Рахманиновская

"Я полюбил этот широкий пейзаж и вдали тосковал по нему, потому что Ивановка давала тот покой, которого требует тяжелая работа". (Рахманинов)

Ни одно место не сыграло большей роли в жизни Рахманинова, чем уединенное имение Ивановка, расположенное примерно в 600 километрах к юго-востоку от Москвы. Это был сельский дом его зажиточных родственников Сатиных. По словам Рахманинова, он "с мукой" считал дни, оставшиеся ему в имении до отъезда. Здесь были написаны Симфония № 1, Первый фортепианный концерт и множество песен. Рахманинову пришлось покинуть Ивановку во время революции, охватившей Россию, и бежать с семьей за границу - имение и местная деревня были разрушены в последующие годы гражданской войны. Неудивительно, что в изгнании Рахманинов стремился воспроизвести обстановку Ивановки, купив имение в Швейцарии в качестве уединения от своей международной исполнительской карьеры, базирующейся в США. Вилла Сенар, поместье также стало убежищем, где он написал Рапсодию на на тему Паганини и свою Третью симфонию. Увы, изгнание, из Сенара, началось с началом Второй мировой войны.

  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 минуты назад, Штальбург сказал:

"Я полюбил этот широкий пейзаж и вдали тосковал по нему, потому что Ивановка давала тот покой, которого требует тяжелая работа". (Рахманинов)

 

foto.jpg.crop_430x230.jpg

  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 Лучше Рахманинова может быть только сам Рахманинов!   Конечно звучание моно и не хайрез ))  Зато аутентично и слепок звуковой того времени - лучик света сквозь времена!   Как у Блока.

                                           

Идут часы, и дни, и годы.
Хочу стряхнуть какой-то сон,
Взглянуть в лицо людей, природы,
Рассеять сумерки времен…

Там кто-то машет, дразнит светом
(Так зимней ночью, на крыльцо
Тень чья-то глянет силуэтом,
И быстро спрячется лицо)...

 

 

IMG_20230117_122427.jpg

  • Нравится 4
  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сегодня знаменательный день. Состоялась премьера первой симфонии самого великого симфониста всех времен и народов. 

 

Вена, Бургтеатр, 2 апреля 1800 г. 

image.png.96905fa2f8ad9d3897e2001675ae687d.png

Окончательно поселившись в Вене в 1792 году в возрасте 22 лет, Бетховен начал осваивать множество музыкальных жанров. 

image.png.748f77b125fe3b2b9d54992c25269eec.png

В последующие годы композитор завершил значительный объем камерной музыки (фортепианные и струнные трио, произведения для духовых инструментов), дуэтные и сольные фортепианные сонаты, а также фортепианный концерт (№ 1 до мажор). Однако в этом списке произведений отсутствовали симфонии и струнные квартеты. Очень самокритичный Людвиг не хотел браться ни за одно из этих произведений, пока не почувствует себя полностью готовым написать что-то сравнимое с Моцартом и Гайдном.

Вообще-то, Бетховен предпринял попытку написать симфонию между 1796 и 97 годами, но завершена работа была только два года спустя. Впервые она была представлена венской публике на концерте 2 апреля 1800 года и опубликована в следующем году. 

Первая симфония посвящена барону Готфриду ван Свитену, одному из самых ярых фанатов Бетховена в то время и либреттисту ораторий Гайдна "Сотворение" и "Времена года".

image.png.01d09a20181ec52a636003f0e2f32ee2.png

Как и подобает произведению, написанному на рубеже 19-го века, 1-ая Бетховена отвешивает поклон великой венской классической традиции, но также предлагает дразнящие предвосхищения его новаторского симфонического творчества в следующем десятилетии. Ретроспективные элементы наиболее явно проявляются в тесной тематической связи, существующей между этой симфонией в "праздничном" ключе до мажор и предыдущими произведениями в той же тональности, в частности, Симфонией № 97 Гайдна и Симфонией "Юпитер" (№ 41) Моцарта. Первая симфония также сходна по структуре с поздними симфониями Гайдна, хотя финалу Бетховен придает большее эмоциональное значение. Возможно, наиболее примечательно то, что композитор обозначает третью часть как менуэт, но рекомендуемая им темповая разметка - Allegro molto e vivace - позволяет предположить, что, по сути, это - первое из его динамичных симфонических скерцо.

Оркестр, используемый Бетховеном в Первой симфонии (двойные деревянные духовые, два рожка, две трубы, литавры и струнные) по размеру не отличается от того, который использовал Гайдн. Однако его оркестровка радикально отличается, о чем сразу же свидетельствует короткое медленное вступление. Наиболее поразителен весьма оригинальный эффект сочетания пиццикато струнных с продолжительными аккордами деревянных духовых. На протяжении всей первой части Бетховен создает совершенно иной оркестровый баланс, чем его предшественники, предоставляя возможность духовым инструментам существовать наравне со струнными. Рецензент, присутствовавший на первом исполнении этого произведения, даже утверждал, что написанное Бетховеном в большей степени подходит для духового оркестра, нежели симфонического. Но эти упреки Бетховен полностью проигнорировал в своих последующих симфониях.

Хороших исполнений первой довольно много. Но мне в последнее время нравится исполнение из этого комплекта.

image.png.58f73ff1299c490c7b5b2ae27fdf96ca.png

Прямо-таки, вслед за Тосканини, Шайи исполняет Первую симфонию очень напряженно (это вообще для него свойственно), прекрасно передает грубоватый юмор Бетховена с такими резкими акцентами sforzando. Лейпцигские ребята умеют это делать. А еще у Шайи очень изящная вторая часть. 

Хороший повод сегодня переслушать ранний шедевр!

  • Нравится 7
  • Спасибо! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

22 минуты назад, Штальбург сказал:
1 час назад, Штальбург сказал:

Первая симфония посвящена барону Готфриду ван Свитену, одному из самых ярых фанатов Бетховена в то время и либреттисту ораторий Гайдна "Сотворение" и "Времена года".

Австрийский дипломат, библиотекарь, меценат и композитор голландского происхождения оставил значимый след в истории Венского классицизма. Более всего, мне видится, его роль в жизни В. А. Моцарта. Их общение началось, когда Моцарт был ещё юн, а закончилось похоронами ( с которыми, как ранее,так и сейчас, связано многое из того, что, видимо, останется загадками на века). Хотя и дальнейшее его участие и в исполнении ,,Реквиема" и в образовании сына Моцарта Карла, ставшего впоследствии пианистом, заслуживает уважения.

 

SwietenFromBeethovenHausBonn.jpg

  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  Послушаем и первую сегодня Бетховена!   Но ещё немного о руках " которые стоят миллионы" .   Как известно  с 20х годов Рахманинов зарабатывал себе на жизнь как пианист и -увы - не миллионы...

 Пожалуй как пианисту ему не было равных в то время.  Его звуковые интонации из русской пианистической школы . В отличии от европейской традиции того времени (с инструментальной трактовкой звука) у него вокальная трактовка фортепиано приближенная к теплоте человеческого голоса. Ну и конечно фантастическая виртуозность и техника игры. И  Рахманинов попал в книгу рекордов Гиннеса, он обладал самым большим из всех пианистов охватом клавиш. Он мог одной рукой дотянуться до 13 клавиш (целая октава плюс еще квинта).

 

На этой пластинке Мелодии его игра.  Несмотря на все недостатки записи всё это можно услышать и на ней .  А что же было в живую? Наверно просто фортепьянный парадиз...  

 

 

IMG_20230117_122438.jpg

  • Нравится 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вчера не написал ничего о Рахманинове. Ну что тут поделать...Все как сбесились рождаться 31 марта и 1 апреля)

Несколько слов об одном из самых любимых - Рапсодии на тему Паганини

Искрометная фортепианная виртуозность и пышный оркестровый романтизм - это то, что свойственно Рапсодии. Это, возможно, самое игривое произведение. Вариации были написаны в 1934 году на вилле Рахманинова под Люцерном. Тема взята из последнего из 24 каприсов Паганини, соч. 1 для сольной скрипки. Этот сборник уже вдохновлял Листа, Шумана и Брамса. Вариации Рахманинова можно сгруппировать в три части (1-10; 11-18; 19-24), хотя часто они исполняются без пауз. Пышная Вариация 18 могла бы стать самостоятельным произведением. Эта пьеса постоянно звучит в саундтреках к фильмам и сборниках, включая бесчисленные романтические сборники. Однако произведение представляет собой нечто большее, чем сумма его частей, и лучше всего наслаждаться им целиком.

Из старых исполнений на виниле..) мне по душе (в коллекции!) -

image.png.d31da065971d574d4ea9daba699c93f6.png

Филадельфийский оркестр Рахманинов называл любимым, а Орманди - специалист по Рахманинову. Очень интенсивная запись, виртуозная. Ансамблевая игра на высшем уровне. Вообще оркестр с этим произведением был связан тесными узами. Премьера Рапсодии случилась в 1934 году, дирижировал Стоковский, а у рояля был Рахманинов. Правда микрофон довольно близко расположен к фортепиано.

Вторая (это одна из первых записей, которые послушал) - 

image.png.8452497cc9ae78c673297f7725da184f.png

К Клиберну скептично относиться не надо. Не забудем, что Рихтер назвал его "гением" и дал на конкурсе 100 баллов из 100. А Рихтер кого попало таким эпитетом не награждал. Здесь опять дирижер Орманди, вновь филадельфийцы. Запись 1971 г. Продолжительность - 25 минут, а у Энтреамона - 22 мин. Харизматичное Andante cantabile (вариация 18) американца - одно из лучших, что вообще можно услышать. Ван Клиберн прекрасно передает романтические элементы произведения. Легкомыслия не хватает... А Рахманинов его задумывал именно таким. 

Из новых исполнений очень понравился Стефен Хав на Гиперионе. Купил когда-то и счастлив.

image.png.15f3a0b189eb1eaa8eb93c34da716110.png

 

Исполнение Хафом Рапсодии является исключительным, он балансирует между бравурностью и страстью, поэтичностью и причудливостью. Куча шуток. Ну просто идеальное исполнение, свежее, сбалансированное. Очень рекомендую. 

 

  • Нравится 6
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Что точно НЕ рекомендую. Одно из самых дурных исполнений, что я слышал 

image.png.c2493d39fd658630eed21b219105d14e.png

На бумаге все вроде ничего, но в реале - ни деликатности, ни глубины. Рубато у Лан Лана чрезмерное, за ним вообще теряется фокус. Вот игривости здесь хоть отбавляй. Они делают на это основной упор. Но эта игривость перерастает в импровизационный стиль, который опасно близок к шоуменству. Это пример того, как НЕ НАДО играть Рахманинова.

Кто любит Рапсодии, как люблю их я, советую послушать Вариации на тему Поганини Лютославского. Написано в 1941 году и исполнено в том же году композитором и его соотечественником поляком Анджеем Пануфником в оккупированной Варшаве, короткий, демонический набор вариаций Лютославского. Отсылки к "Рапсодии" Рахманинова прослеживаются во всех фортепианных фигурациях и гармониях.

Тут без колебаний - Марта Аргерих

image.png.067f038ef1aa077043697c09a50f7456.png

 

 

 

  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Еще одна любовь - Прелюдия до-диез минор

Хорошие, долговечные произведения композиторов в подростковом возрасте найти несложно, но, пожалуй, только три из них должны быть известны всем: Песня Шуберта "Эрлкёниг", Увертюра к "Сну в летнюю ночь" Мендельсона и Прелюдия до-диез минор Рахманинова. Одобренная Чайковским вместе с его одноактной дипломной оперой "Алеко", Прелюдия сразу же утвердила 19-летнего Рахманинова в качестве наследника наиболее меланхоличной стороны творчества Чайковского. Да, и колокольных аккордов хвататет. 

 

  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

51 минуту назад, Штальбург сказал:

Что точно НЕ рекомендую. Одно из самых дурных исполнений, что я слышал 

А это на мой слух одно из лучших!  И почему то у нас совсем забыли этого пианиста. А ведь когда то весь СССР сходил с ума от его игры! 

Тут на САКД самый интересный вариант не стерео а 3.0 .  Это прямой трансфер с студийной ленты - где запись шла на три дорожки с трёх микрофонов. И магнитофон тот же при трансфере в DSD был.

IMG_20230402_105718.jpg

IMG_20230402_105727_1.jpg

  • Нравится 5
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

И ещё один замечательный САКД - звуковой слепок времени!  Тут и наш Кондрашин ( ещё не эмигрант  ) 

IMG_20230402_105655.jpg

IMG_20230402_105707.jpg

  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не пропустите - в журнале несколько интересных статей !  Утес русской музыки | Музыкальная жизнь (muzlifemagazine.ru)

Утес русской музыкиГОД РАХМАНИНОВА

УТЕС РУССКОЙ МУЗЫКИ

 

 

  • Нравится 1
  • Спасибо! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, Штальбург сказал:

Что точно НЕ рекомендую. Одно из самых дурных исполнений, что я слышал 

Женя, прозвучало  очень интригующе ... аж захотелось послушать. :mosking: :mosking:

  • Смешно :) 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 часа назад, ishiwata san сказал:

прозвучало  очень интригующе

А вот это я горячо рекомендую! Запись 1960 года и писали на 35мм плёнку.    Заглянул сегодня к ценителю " пальто " ( я там давно не пишу и даже не заглядываю)) и сколько там зарегистрировавшихся недавно новичков появилось. И все прямо кипятком " как же хорош хайрез и другое после него слушать невозможно)).

Вообще не перестаю удивляться. Как можно любить классическую музыку и слушать только хайрез записи ? Никто и не спорит что звучат они замечательно!  Но где то  80% этой музыки -в том числе с знаменитыми записями великих музыкантов и дирижёров и оркестров - записывалось и издавалось отнюдь не в хайрез  .  Значит всё это в топку ?  Звук во главе угла!  Но такое здание с таким углом не прочно )) По аналогией с известной притчей...

IMG_20230402_164155.jpg

  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Увы, печально...
Сегодня пришла новость о кончине всемирно известного композитора РЮИТИ САКАМОТО.
Много лет композитор боролся с онкологией. Его не стало 28 марта. Ему был 71 год...
Его музыка к фильмам Бернардо Бертолуччи ,,Последний император", ,,Под покровом небес" и ,,Маленький Будда" необычайно талантлива и прекрасна...
Увы, но закон жизни неумолим.

 

5acea550c5e0cb89ee62246aad9f5338.jpg

  • Нравится 1
  • Спасибо! 1
  • Грустно 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

17 минут назад, вадим с. сказал:

Сегодня пришла новость о кончине всемирно известного композитора РЮИТИ САКАМОТО

Печально, интересный композитор...Надо бы в память о нем что-то сочинить...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А я тут нашел редкую фотографию.

image.png.7fe9cf0da0b2e7942922f5d3ab6b673f.png

Смотрите кто тут: В центре - Зверев. По краям слево направо - Самуэльсом, Скрябин, Максимов, Рахманинов,Черняев, Кенеман и Прессман

А Зверев, кстати, интересная фигура. Он человека из Сережи сделал. Дело в том, что, когда отец Рахманинова спустил все свои пять имений (последнее онежское), то семья переехала в Петербург. Старший брат Рахманинова Владимир сразу же поступил в военное училище, а десятилетний Сергей получил музыкальную стипендию для обучения на младшем отделении Петербургской консерватории в 1883 году. Однако же, Сережа был полным раздолбаем, ходил на каток, а на занятие не ходил. Кроме того, еще и табель все время подделывал. Он провалился по всем общеобразовательным предметам, и Любови – матери Рахманинова - было предложено официально отчислить его из консерватории. Не зная, что делать с Сергеем, она обратилась к своему 21-летнему племяннику Александру Зилоти. Зилоти, один из звездных учеников Листа по классу фортепиано, хорошо знал об исключительных музыкальных способностях Рахманинова и предложил отправить его в Московскую консерваторию. Кроме того, он обещал обеспечить Рахманинову такой дисциплинированный режим, которого до сих пор не хватало ни дома, ни в процессе обучения. Зилоти знал именно того человека, который нужен для этой работы: своего бывшего профессора консерватории, грозного Николая Зверева. Осенью 1885 года двенадцатилетний подросток с пустыми руками отправился в Москву, чтобы поселиться в доме Зверева, где его обучение проходило вместе с двумя другими одаренными учениками: Матвеем Прессманом и Леонидом Максимовым. Трое мальчиков должны были заниматься не менее трех часов в день, по очереди выходя на утреннюю смену под бдительным присмотром сестры Зверева, Анны. Кроме того, были обычные формальные уроки в консерватории, за которыми Зверев следил лично. Выдающиеся музыканты, включая Зилоти и Чайковского, часто заходили в квартиру Зверева. Они немного играли, оставались на ужин, а затем устраивали импровизированный вечер, который давали три одаренных ученика, или "детеныши", как называл их Зверев. К этому времени Рахманинов уже сочинял в постлистовском стиле, который явно указывал на будущее. Хотя мы не можем точно сказать, как звучала его игра в это время, тот факт, что он и Прессман смогли сесть и поразить Чайковского виртуозной транскрипцией для двух фортепиано (сделанной Рахманиновым) симфонии "Манфред", дает некоторое представление о том, на что уже был способен 13-летний подросток. Ну а Зверев…Кроме формальных уроков, он водил своих учеников в оперу, балет и театр, обучал этикету. Когда мальчики становились подростками, он знакомил их с элегантными ресторанами, ночными клубами и, по слухам, борделями…)

Рахманинов вспоминал: "[Зверев] никогда не брал с нас ни одной монеты в качестве платы: ни за уроки, ни за питание (ведь мы жили в его доме). Он одевал нас у лучших портных, мы не пропускали ни одной премьеры в московских театрах - ни музыкальной, ни драматической. Конечно, ни один по-настоящему хороший концерт не проходил незамеченным. А это было время, когда предлагалось так много всего: взять хотя бы знаменитые исторические концерты Антона Рубинштейна, где мы имели возможность услышать все самое великое! . . . Зверев никогда не ограничивался воспитанием нас как пианистов. Он делал все возможное, чтобы дать нам хорошее всестороннее воспитание".
Режим Зверева был суровым и требовательным ("Не дай Бог мне уйти от рояля за пять минут до истечения трехчасового времени!"), но, как утверждал Рахманинов, "это был человек редкого ума, щедрости и доброты. Он пользовался большим уважением среди лучших людей своего времени". 

  • Нравится 4
  • Спасибо! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

6 часов назад, ishiwata san сказал:

Женя, прозвучало  очень интригующе ... аж захотелось послушать.

А вообщем-то, Юра, из 100 вариантов исполнения этого шедевра я бы выбрал только одно. Но я его в рекомендации не внес. Звук там архивный, а тут ведь требовательные аудиофилы) Но это что-то за гранью понимания. Вот

image.png.1bed778546909214d3d94c8da6c94b8e.png

Беня был первым пианистом, исполнившим Рапсодию в честь композитора, сначала в 1936 году с Лондонским филармоническим оркестром под управлением Генри Вуда, а затем 5 декабря 1938 года, когда он записал это произведение с Ливерпульским филармоническим оркестром под управлением Бэзила Камерона. Вот на этом диске как раз-таки оно. Это - полное отождествление со стилем Рахманинова. Это - внутренняя свобода, спонтанность, динамика, драйв. Просто завораживающее прослушивание. Найди, купи! Я бы так сказал. В 30- Рахманинов и Моисеевич. Вершина списка. В 40-ые - Рубинштейн, в 50-ые - Энтремон, в 60-70 - Ашкенази, в 80-ые - Плетнев и Кочиш, в 2000- Хаф и Луганский, в 2010-х - Трифонов. В 2020 - Абдураимова. Ее просто легко можно поставить в этот ряд. Лан Лана слушать не надо..)

  • Нравится 3
  • Спасибо! 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, Штальбург сказал:

А вообщем-то, Юра, из 100 вариантов исполнения этого шедевра я бы выбрал только одно. Но я его в рекомендации не внес. Звук там архивный, а тут ведь требовательные аудиофилы) Но это что-то за гранью понимания.

Спасибо, Женя, интересно, буду искать для ознакомления на глобальных просторах.  :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, Штальбург сказал:

Смотрите кто тут: В центре - Зверев. По краям слево направо - Самуэльсом, Скрябин, Максимов, Рахманинов,Черняев, Кенеман и Прессман

О Звереве достаточно много воспоминаний, фото достаточно тиражируемое. Но я бы хотел очень кратко о другом.
Два его ученика Скрябин и Рахманинов хоть и учились вместе, но были столь полярны, что на всю жизнь пронесли в себе внутреннее отторжение друг к другу. Они были различны во всём ( и дело тут не в старшинстве Скрябина на 2 года), видимо и характеры и общие взгляды на саму жизнь были совершенно противоположны.
И закончу своё небольшое дополнение двумя высказываниями этих композиторов друг о друге.
   Скрябин никогда не интересовался музыкой Рахманинова, а услышав случайно сказал: ,,Всё одно и то же нытьё, унылая лирика ,,чайковщина". Нет ни порыва, ни мощи, ни света- музыка для самоубийц".
   Рахманинов же, услышав 1-ю симфонию Скрябина, был более объективен, но также резок; ,, Вот я думал, что Скрябин- просто свинья, а оказалось- композитор".

 

  • Нравится 4
  • Смешно :) 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

26.03.2023 в 00:16, вадим с. сказал:

3. Образованный и воспитанный музыкант не будет явно высказывать своему коллеге личное неприятие его трактовки, а сделает это в очень корректной форме, либо просто промолчит.

А как же на фоне высказываний Рахманинова и Скрябина третий незыблемый пункт? Или они были недостаточно образованы и воспитаны?...)))

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 минуту назад, Штальбург сказал:

А как же на фоне высказываний Рахманинова и Скрябина третий незыблемый пункт? Или они были недостаточно образованы и воспитаны?...)))

Всегда существуют исключения из правил. Достаточно ещё вспомнить взаимную неприязнь Толстого и Достоевского.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Только что, вадим с. сказал:

Всегда существуют исключения из правил

Много исключений... Например, Кюи сказал по поводу Первой Симфонии Рахманинова, что ее можно слушать только в Аду...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Staudio изменил заголовок на Разговоры о классической музыке
  • Dmitry© сделал важной и сделал обычной теме
 Поделиться

×
×
  • Создать...