Коршунов о классике - Разговоры о музыке - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Коршунов о классике


 Поделиться

Рекомендованные сообщения

История российской академической музыки не такая глубокая, как европейская, она насчитывает всего два века. Но какой огромный вклад за эти два века Российская музыка внесла в мировую культуру. Сколько русская земля родила за это время великолепных композиторов и исполнителей. Традиции европейской музыкальной культуры намного глубже и богаче, Российской. Но наши композиторы быстро наверстали упущенное. Они догнали, и в дальнейшем во многом обогнали своих европейских коллег. Корни европейской музыкальной культуры идут с танцев, а русская народная музыка всегда славилась своей певучестью. Красотой и эмоциональностью русских народных песен восторгаются во всём мире. Российские композиторы взяли эти народные корни в основу своих произведений. Они облагородили свои национальные мотивы, качественно их аранжировали и придали им классические формы. После этого их композиции  заиграли уже новыми красками - величественными, грациозными, а так же мягкими, нежными и благородными.

   Одним из основоположников русской музыкальной культуры был Михаил Иванович Глинка. Долгое время он работал на государственной службе, но любовь к музыке взяла верх. Глинка стал брать уроки у разных музыкальных мастеров, и освоив технику игры на фортепиано и скрипки, начал писать романсы. Позже он много путешествовал по Европе, а вернувшись в Петербург занялся педагогической деятельностью. Его симфонические произведения и оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» являются настоящим достоянием русской музыкальной культуры.

   В 1862м году по инициативе Антона Рубинштейна в Санкт-Петербурге открывается первая российская консерватория. А немного спустя, в 1866м году консерватория открывается в Москве. Её основателем был брат Антона Рубинштейна Николай. Эти учебные заведения воспитали массу выдающихся композиторов и исполнителей. Одним из первых выпускников Петербуржской консерватории был великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Его вклад в русскую и мировую культуру трудно переоценить. Он написал ту музыку, что является вершиной не только русской культуры, но и мировой. Его произведения исполняются в лучших мировых залах лучшими мировыми исполнителями. Своей педагогической деятельностью Чайковский занимался в Москве, и теперь Московская консерватория носит его имя. Но Российская музыкальная культура не ограничивается одним Чайковским. Русская земля очень богата на таланты. Параллельно с открытием консерваторий в России организовывается музыкальный кружок «Могучая кучка». Её основателем был математик Милий Алексеевич Балакирев. Он собрал вокруг себя очень талантливых музыкантов и композиторов любителей. В этот кружок входили офицер Модест Петрович Мусоргский, химик Александр Порфирьевич Бородин, мореплаватель Николай Андреевич Римский-Корсаков. В этом кружке они обучались композиторскому мастерству и сами, совершенно бескорыстно, воспитывали молодых музыкантов. Эти композиторы написали массу нетленных произведений и достигли мирового признания.

   Одним из самых гениальных русских композиторов является Модест Петрович Мусоргский. В молодости он был военным, интересовался философией, знал несколько языков, но самым главным его пристрастием была музыка. Мусоргский уже в юности был неплохим пианистом и пробовал сочинять.  Ключевым моментом в его жизни стало знакомство с Александром Бородиным и Александром Даргомыжским. Они пригласили его в кружок Балакирева, который в дальнейшем стал называться «Могучей кучкой». Все композиторы этого кружка так же изначально не были профессиональными музыкантами. Но каждый из них внёс неоценимый вклад в русскую и мировую музыкальную культуру. Мусоргский написал много песен, романсов, оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Женитьба», «Сорочинская ярмарка», «Саламбо», а так же симфонические поэмы и фортепианные пьесы. Многие оперы ему помогал оркестровать и дописывал Римский-Корсаков. Именно благодаря его редакции мир услышал эти произведения. Но, пожалуй, самым главным его творением стал цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки»,  написанный под впечатлением картин его друга-художника Виктора Гартмана. Мусоргский очень смело и талантливо перенёс живописные полотна на нотные партитуры. Эти пьесы были настолько новаторские и необычные для того времени, что не были поняты его современниками. Впрочем, и другие произведения автора имели так же негативные отзывы  критиков и музыковедов. И только позже, когда этот фортепианный цикл оркестровал Равель, «Картинки» заиграли новыми красками и обрели мировую славу. Сейчас эти пьесы являются одними из самых популярных классических произведений во всём музыкальном мире. Это совершенно неудивительно, настолько они красивые, разнообразные, яркие и контрастные. Кто только не брался за их интерпретации. Академические музыканты делали транскрипции для ансамблей и сольных инструментов. Трио Emerson Lake & Palmer интерпретировали их в роке, группа Mekong Delta в металле, Tomita в электронном жанре. А ансамбль Voyager IV сделал даже свои вариации на тему ELP. Но  моим самым любимым произведением Мусоргского является симфоническая фантазия «Ночь на лысой горе» В этой пьесе происходит настоящее буйство эмоций и красок. Музыкальная картина строится на контрастах злых духов и добрых сил. Приходится только поражаться фантазии автора, насколько яркие и необычные образы он создаёт в этом произведении.  К сожалению, композитор не успел воплотить все свои мечты в жизнь. Сказались проблемы со здоровьем и пристрастие к алкоголю. Но даже те творения, которые он успел написать, являются настоящим достоянием русской и мировой музыкальной культуры. Они даже в наше время слушаются очень современно. Мусоргский намного обогнал своё время. Сейчас он является одним из самых почитаемых и исполняемых наших композиторов во всём мире.

   Но кроме Мусоргского, Чайковского и Римского-Корсакова в России в 19м веке было очень много других замечательных композиторов. Наш симфонизм впитал в себя лучшие традиции европейского романтизма того периода и обогатил его русским народным фольклором. Эффект получился очень впечатляющим. Насколько красива и разнообразна получилась такая музыка. Симфонии, оперы и балеты того периода очень масштабны и многогранны. Обратите внимание, какие красивые симфонии у Василия Калинникова и Антона Аренского. Они очень глубокие и серьёзные, и при этом все пропитаны русским духом. А какие интересные музыкальные миниатюры у Анатолия Лядова. Как он удачно переносит персонажей русских народных сказок на нотные партитуры. В его музыке они буквально оживают. Приведу в пример три музыкальные миниатюрки наших композиторов того времени. Это три “Бабы-яги” Чайковского, Лядова и Мусоргского. Эти музыкальные страшилки, основаны на русском фольклоре. Все они очень яркие, красочные и выразительные. И у всех бабок-ёжек свой характер. У Чайковского женщина-яга шустрая и озорная, у Лядова таинственная и загадочная, а у Мусоргского зловещая и коварная. Несмотря на небольшой формат этих пьес, вслушайтесь, сколько в них необычного, волнующего и таинственного.

   В 20м веке русская и советская школа принесла в мировую культуру ещё больше выдающихся композиторов и музыкантов. И здесь мы уже были не в роли догоняющих, а сами диктовали моду. Было много продолжателей старых традиций 19го века. Красоту концертов Сергея Рахманинова невозможно описать словами. А глубине и многогранности симфоний Николая Мясковского могли позавидовать даже такие асы этого жанра как Малер и Брукнер. Но музыкальные направления нового века менялись стремительно, и композиторам приходилось адаптироваться под новое время. Многим уже было тесно умещаться в рамках музыки 19го века, и они искали и открывали для себя новые горизонты. Один из моих любимых композиторов-новаторов 20го века был Игорь Стравинский. Его балеты Жар-птица, Петрушка и Весна священная, поражают слушателя необычными контрастами и непредсказуемыми поворотами. Но при всех  диссонансах, полиритмии и авангардной гармонии этих балетов, они полностью пропитаны русским духом. Одними из главных классиков музыки 20го века являются Александр Скрябин, Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович. Каждый из этих композиторов яркая  индивидуальность, и у каждого свой музыкальный язык. Особенно мне из них близок Шостакович. Его музыка удивительна и многогранна. Шостакович прекрасный мелодист. Его романсы поражают своей нежностью и красотой. Но большинство его произведений наполнены такими головоломками, от которых кружится голова. Любителей музыкальных головоломок в 20 веке у нас хватало. Многие композиторы пошли ещё дальше. Наиболее преуспели в авангардном стиле Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, Софья Губайдулина. Многие их произведения были абсолютно абстрактные. У них был произвольный темп, отсутствовали размер и тональность. Но когда у автора чувствовалась мысль, то даже такие абсурдные композиции звучали очень эффектно.

    Говоря о русской музыке нельзя не упомянуть ещё одну её неотъемлемую часть – духовную. Духовенство в Православной Руси всегда являлось значимой составляющей жизни Государства. А церковное песнопение очень важная часть Богослужений. Духовная музыка настраивала верующих на молитву и помогала выразить свои мысли, переживания и чувства. В отличие от католической церкви, где музыкальное сопровождение Богослужений велось на органе, в православной оно дополнялось хоровым пением. Произведения для церковной службы писали лучшие русские композиторы, такие как Чайковский, Рахманинов, Бортнянский, Гречанинов, Архангельский. Количество голосов в хоре могло быть разным. Были чисто мужские, чисто женские и смешанные составы. Но всегда в церковный хор набирали самые лучшие голоса. В древние времена пели на слух, а затем хоры стали профессиональные. Пели строго по нотам, песнопения были полифоническими, где каждая партия голосов разделялась по своим тонам. Композиторы писали свои произведения для 4, 8, 12, 24 и даже 48 голосов. Такие хоры звучали очень убедительно. Они могли выразить любые чувства и настроения - скорбь, умиротворение, радость, торжество и величие Бога. Верующему человеку такие песнопения помогали духовно воссоединиться с Господом. Но даже человек далёкий от религии, зайдя в храм, мог в полном объёме оценить их красоту.

    Возможно, вы в моём тексте найдёте ошибки и недочёты. Более того, я буду признателен, если вы на них укажете.  Ведь  я не критик и не музыковед, а простой любитель. Но чего вы точно не найдёте в моей статье, это плагиата. Все мысли мои собственные, и я ни у кого не содрал ни строчки. Дополняйте эту тему своими мыслями о любимых произведениях русской музыки, которая в нынешнее время как никогда должна быть на авансцене, а не на задворках, куда её пытаются загнать недальновидные политики. Без великой русской музыки просто немыслимо общее развитие мировой культуры.

  • Нравится 4
  • Спасибо! 2
  • Смешно :) 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 91
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Опубликованные изображения

Я эту ветку не создавал. Причина  переноса моей статьи сюда м..ми немного иная. Писать о классике мне самому здесь больше не интересно. Но пусть будет, раз уж создали. В самой статье ничего плохого нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators
28 минут назад, Коршунов С В сказал:

Я эту ветку не создавал. Причина  переноса моей статьи сюда м..ми немного иная. Писать о классике мне самому здесь больше не интересно. Но пусть будет, раз уж создали. В самой статье ничего плохого нет.

Уважаемый Коршунов.
Перенес этот комментарий в отдельную ветку по нескольким причинам.
1. Оффтоп в винильной ветке.
2. Попытка все же дать Вам пространство, где Вы сможете спокойно писать по интересующей теме.

В очередной раз пытаюсь донести. Никто из администрации на нашем форуме НИКОМУ не мешает излагать свои мысли, давать интересный контент.
Любой форум как раз в этом заинтересован. Даже сделал специально для Вас эту ветку.
Может где-то и привыкли ругаться и собачиться, но не у нас. Мы создаем условия для общения и контента. Кто-то хочет прийти сюда ругаться - этот номер не пройдет. В этом отличие именно нашего форума. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

20 минут назад, Staudio сказал:

Уважаемый Коршунов.
Перенес этот комментарий в отдельную ветку по нескольким причинам.
1. Оффтоп в винильной ветке.
2. Попытка все же дать Вам пространство, где Вы сможете спокойно писать по интересующей теме.

В очередной раз пытаюсь донести. Никто из администрации на нашем форуме НИКОМУ не мешает излагать свои мысли, давать интересный контент.
Любой форум как раз в этом заинтересован. Даже сделал специально для Вас эту ветку.
Может где-то и привыкли ругаться и собачиться, но не у нас. Мы создаем условия для общения и контента. Кто-то хочет прийти сюда ругаться - этот номер не пройдет. В этом отличие именно нашего форума. 


 

Меня здесь многие знают давно по разным ресурсам. И все знают, что я первый никогда никаких разборок не устраивал и писал строго по теме музыки. Но раз уж вы создали  мне здесь персональную ветку, перекину сюда некоторые уже готовые мои статьи из другой ветки.

Музыкальный мир велик и разнообразен, и отчёт музыка ведёт с незапамятных времён. Но, пожалуй, главным революционным моментом в ней было явление великого немецкого композитора эпохи барокко И.С. Баха. Конечно, и до него были довольно известные композиторы эпохи возрождения - итальянцы   Костанцо Феста  и Джованни  Анимучча, французы Жоскен Депре и Луазе Компер, англичане  Томас Томкинс  и Роберт Ферфакс, испанцы Луис де Милан и Томас Луис де Виктория, фламандцы Филипп де Монте и Иоанн Тинкторис, немцы Винсент Любек и Георг Бём. Последний, кстати, оказал большое влияние на творчество Баха. Но имена эти, в основном, известны лишь искусствоведам. Исполняются они крайне редко, да и произведения их достаточно однообразны.

    Бах во многом превзошёл своих современников, а в искусстве полифонии он достиг совершенства. Его музыкальный язык с богатством многоголосных созвучий, выходил далеко за рамки музыки того времени. Баху можно было ставить памятник уже только за то, что он темперировал клавир. Т.е. вся нотная грамота, с её тонами и полутонами, была изобретена им в те годы. Этой грамотой мы пользуемся до сих пор, благодаря  его циклу из двух наборов прелюдий и фуг  во всех мажорных и минорных тональностях хроматической гаммы. Но кроме этого цикла он написал огромное количество самых разных произведений во всех известных тогда жанрах, кроме оперы. Это были концерты для органа, полифонические органные токкаты и фуги, множество клавирных и оркестровых циклов, партиты для сольных инструментов, вокальные кантаты и оратории, церковные мессы, грандиозные страсти по Матфею и Иоанну. Французские, Английские и другие сюиты. Бранденбургские концерты и много, много других произведений. Всего более тысячи. Самое интересное, что при жизни Бах вовсе не являлся известным композитором. К примеру, его современники Гендель и Телеман были намного известнее и популярнее. Бах же был обычным придворным органистом и капельмейстером. Жалования ему едва хватало, чтобы прокормить большую семью. Его сыновья тоже стали музыкантами и композиторами, а четверо из них добились большей славы, чем их великий отец. А самого И.С. Баха после смерти долго почти не вспоминали.  Его произведения исполнялись в основном только в церкви. И лишь спустя годы такие  композиторы, как Лист и Шуман начали пропагандировать его произведения. Очень большой вклад в реанимацию музыки Баха сделал ещё один известный немецкий композитор Феликс Мендельсон-Бартольди. И уже после этого музыкой Иоганна Себастьяна стали интересоваться, изучать в школах, исполнять его произведения на концертах, делать переложения для других инструментов. Время всё расставило по своим местам.

   Сам я запал на музыку Баха с детства. В то время частенько транслировали концерты с академической музыкой по радио и телевидению. А пластинки с классикой в магазинах «Мелодия» были вполне доступны. И ассортимент их был довольно богатым. Музыка барокко привлекала меня особо. И, помню после очередного похода в магазин «Мелодия», я частенько обогащал свою коллекцию пластинками с музыкой этого композитора. Позже я решил найти его диски в более достойных изданиях. И со временем собрал все 11 боксов изданных на «Архиве». В каждой такой коробке находится от 8и до 12и пластинок. Это собрание пусть и не охватывает всё творчество композитора, но большая его часть записана в лучших исполнениях и звук на них очень хорош. Музыка Баха всегда меня вдохновляла. В ней было много самых разных настроений, торжественность, драматизм, скорбь, страсть, покой и умиротворение, юмор и жизнерадостность. Его полифонические переливы, в которых несколько разных тем переплетаются в общий музыкальный поток, завораживали. Помню, как в молодости я разучивал на гитаре его знаменитую чакону ре минор из партиты № 2. Но это произведение оказалось мне не по зубам. Играть полифонические произведения на гитаре не так просто. Это вам не Шизгара. Гитару я тогда забросил. А вот с музыкой Баха не расстаюсь до сих пор. И порой, когда приедается рок, джаз, психоделия, я ставлю на вертушку пластинку с его волшебной музыкой. Такая музыка не надоедает никогда.

01.jpg

02.jpg

03.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

8 минут назад, Коршунов С В сказал:

перекину сюда некоторые уже готовые мои статьи из другой ветки.

Сергей, все супер, только форматирование текста странное) Хотя может так даже лучше.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Баха очень люблю слушать - мысли приходят в порядок, и вообще это же фундамент современной музыки!

У меня на полке гораздо скромнее, но Бранденбургские концерты имеются.

WhatsApp Image 2023-06-27 at 11.00.42 (1).jpeg

WhatsApp Image 2023-06-27 at 11.00.42.jpeg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Напишу ещё про одного гениального композитора Людвига Ван Бетховена. Людвиг жил в период расцвета классицизма, когда композиторы очень строго подходили к музыкальным канонам. Его музыка, на первый взгляд, тоже не отходила от этих форм и правил. Но, насколько же он в своих произведениях расширил границы этого жанра. Его музыкальные образы были настолько яркими, страстными, разнообразными и красивыми, что они вполне могли бы дать фору его последователям из периода романтизма. Бетховен родился в Бонне, но позже перебрался в Вену, где прожил до конца своих дней. Музыку он начал писать с ранней юности, но не все приняли с восторгом его смелые настроения. Гайдну его музыка показалась слишком мрачной, но Моцарт, послушав исполнение молодого композитора, сразу понял, что у юноши большое будущее. Хотя все эти данные довольно противоречивы. Характер  произведений Бетховена в основном драматический. В его музыке много тревоги, борьбы и страсти. А таким эмоциям и энергетике могли позавидовать даже лучшие представители тяжёлого рока и металла. Они, кстати, очень много позаимствовали из творчества композитора и применяли его манеру и стиль в своих работах. Бетховен ввёл много новизны в симфонизм и сонатную форму. Его произведения, по сравнению с предшественниками  выглядели более масштабно.  Принцип композитора был основан на контрастах и противоречивых элементах внутри отдельных тем. В 27 лет у композитора начались проблемы со слухом, а в дальнейшем он полностью его лишился. Но это не мешало ему сочинять и дирижировать, что говорит о его несгибаемой воле и кипучем, бунтарском характере. К концу жизни Бетховен испытывал материальную нужду и одиночество. Вся его жизнь, это титанический труд и борьба с самим собой. У Бетховена большая часть произведений написана в мажорных тональностях. Но мои любимые все минорные. Это 5я и 9я симфонии, увертюра «Эгмонт», 3й фортепианный концерт, и, конечно же, три его жемчужины, фортепианные сонаты Патетическая, Лунная и Аппассионата. В них, на мой взгляд, его безудержная страсть и бунтарский характер проявились всех ярче. Патетическую, Лунную и Аппассионату я ещё в юности приобрёл в интерпретации Павла Серебрякова, и это исполнение до сих пор является одним из моих самых любимых. А вот 5ю симфонию я себе выбирал очень долго. Поначалу она была у меня в исполнении наших дирижёров. Не скажу, что они исполняли её плохо, но я слышал, что главным специалистом по Бетховену был Вильгельм Фуртвенглер и начал поиск этой симфонии в его интерпретации. Сначала я нашёл диск с концертом 1924года. Но он мне не очень понравился. Мне посоветовали послушать её запись 40х годов. И только когда я купил себе пластинку с концертом Берлинского филармонического симфонического оркестра 1947го года, окончательно успокоился. Это исполнение я считаю эталонным. В дальнейшем все его симфонии я приобрёл в интерпретации Фурта. Бетховен дал сильный толчок романтикам. Многие великие композиторы периода романтизма опирались на его творчество. А некоторые даже заимствовали  целые музыкальные фразы. Например, сравните третью часть 12й сонаты Бетховена, и третью часть 2й сонаты Шопена, насколько они похожи. Так, что плагиат был не только в рок-музыке, но и в классической. Главное, нужно очень тонко походить к этому заимствованию. Одно дело взять мотив у другого композитора, обработать его и преподнести  со своей окраской. И совсем другое, когда  музыканты берут полную тему и тупо переносят её в своё произведение. Так любили делать многие рок-музыканты. Но даже такое воровство имеет право на существование, если оно касается самого Бетховена.  Он никого не оставляет равнодушным.

21.jpg

22.jpg

23.jpg

24.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Честно говоря, при всей моей любви к классической музыке, опера никогда не являлась моим любимым стилем искусства. Я всегда предпочитал инструментальные композиции. Оперы ранее казались мне чисто развлекательным видом музыки. Но после знакомства с творчеством Вагнера я в корне поменял своё отношение к этому жанру. А познакомился я с ним относительно недавно, уже в зрелом возрасте, когда музыкальный вкус у меня был уже сформирован. И его оперы произвели на меня очень сильное впечатление. В музыкальном мире 19го века Вагнер сделал целую революцию. Он не только значительно расширил состав симфонического оркестра, но и по новому трактовал его возможности  и роль каждых групп инструментов.  А его оперы из развлекательного жанра превратились в серьёзные и масштабные произведения. Оркестр в них поражал богатством тембров, красок и изобилием разных оттенков. А вокальные партии были настолько проникновенные, что никого не оставляли равнодушными. Некоторые его оперы длились более пяти часов. А его полный цикл «Кольцо нибелунгов» длился в общей сложности 16 часов. Это самое значительное и масштабное произведение Вагнера. В этот цикл входили четыре оперы – «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель Богов».  В этих и других операх Вагнера привлекает глубина и серьёзность идейно эстетических требований композитора к данному виду жанра. А его реформа оказала значительное воздействие на современное оперное искусство.

01.jpg

02.jpg

03.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Напишу пару строк об одном из своих любимых дирижёров Вильгельме Фуртвенглере. Академической музыкой я увлекался с детства. У меня в семье музыкантов не было, и никто меня насильно к ней не привлекал. Западный рок и классическая музыка всегда были моей слабостью. В то время, в отличие от рок-музыки, классика у нас была вполне доступна. Музыкальные произведения с академической музыкой часто транслировались по радио и телевидению, а пластинки свободно продавались в магазинах «Мелодия» и стоили всего 1 рубль 45 копеек. Их выбор в классических отделах всегда был достаточно большой. Я часто покупал пластинки с классикой, и при внимательном прослушивании начал замечать, что знакомые произведения в интерпретации разных исполнителей звучат по-разному. Сначала я замечал разницу у сольных исполнителей, а позже стал замечать и в исполнениях симфонических оркестров. У каждого оркестра была своя звуковая гамма, а дирижёры акцентировали интонации на разных инструментах. Одна из моих любимых симфоний была тогда 5я Бетховена. Я её покупал в разных исполнениях, а позже где-то вычитал, что главным специалистом по Бетховену был Вильгельм Фуртвенглер. Я стал искать пластинки с его концертами, но это сделать оказалось не так просто. В магазинах «Мелодия» они были большой редкостью. Помню, в 90х вышел МР3шный диск с его концертами. Это сейчас мы смотрим с пренебрежением на этот формат, а тогда такие диски были хорошим подспорьем для меломанов. Но всё же, симфоническую музыку в МР3 не слушают, и я занялся поиском фирменных пластинок. 5ю я нашёл в его исполнении 24го года. Но пластинка была записана плохо, и она меня не очень впечатлила. Позже мне порекомендовали найти её в его исполнении 40х годов. И только когда я нашёл пластинку с концертом Берлинского филармонического оркестра 1947го года, успокоился и остановился. Звучала она в этом исполнении эталонно. Да и другие симфонические произведения в интерпретации Фурта звучали очень убедительно. Наиболее удачными в его исполнении считаются произведения Бетховена, Вагнера, Брамса и Брукнера. Интерпретировать Брукнера сложно вдвойне. Все свои симфонии автор неоднократно переписывал, и они существуют в нескольких редакциях. Не могу сказать, что я большой ценитель симфонической музыки и с лёгкостью могу отличить трактовки разных дирижёров, но большинство исполнений оркестров под руководством Фуртвенглера мне очень нравятся. Основной период его творчества пришёлся на фашистский режим Германии. Есть художественный фильм на эту тему «Мнения сторон». В финале этого фильма, в фрагменте с документальной съёмкой, хорошо подчёркнуто его отношение к фашистам. После концерта 5й симфонии Бетховена Гебельс жмёт ему руку, и сразу же Фуртвенглер красноречивым жестом вытирает её носовым платком. Многие виниловые издания с его выступлениями являются раритетами. Например, пластинка с 9й симфонией Бетховена, изданная на Всесоюзной студии грамзаписи с трофейных лент, стоит более 5000$. Я в своё время приобрёл немало дисков с его исполнением разных композиторов. Не могу сказать, что слушаю их часто. Но всегда под определённое настроение получаю от них массу положительных эмоций.

01.jpg

02.jpg

03.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Отличная ветка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Этот пост о моём любимом инструменте – гитаре, не о электрогитаре (которую я тоже очень люблю), а гитаре классической. Я с детства очень люблю этот инструмент, и даже пробовал в юности играть сам. Я никогда не учился ни в каких музыкальных учреждениях, но в молодости самостоятельно освоил ноты и пробовал играть классические произведения. Правда, мне в этом помогал друг, который отлично владел этим инструментом. Помню, как в молодости мы вместе с ним с удовольствием музицировали. Но, надолго меня не хватило. Я быстро понял, что великого исполнителя из меня не получится и в дальнейшем гитару забросил.  Но любовь к этому инструменту я сохранил на всю жизнь.

    Гитара универсальный инструмент. На ней можно играть джаз, рок, металл, можно просто аккомпанировать. Но, всё же больше всех я люблю гитару классическую. На первый взгляд гитара инструмент достаточно простой, но возможности у неё огромны. Диапазон гитары - неполных 4 октавы. У фортепиано в 2 раза больше.  И, тем не менее, мастера гитарного искусства играют практически любые классические произведения. Многие для удобства  меняют тональность, используют флажолеты и перестройку струн. А некоторые гитаристы, чтобы играть произведения классических композиторов в оригинальной тональности, используют десятиструнную гитару с дополнительными басовыми струнами. У классической гитары неповторимый тембр. Многие композиторы признавали, что их произведения, написанные для других инструментов, в гитарном переложении звучат даже лучше оригинала. В отличие, от рок и джаз-гитары, на которых в основном исполняются сольные партии или аккомпанемент, в классической гитаре голосоведение ведётся во всём диапазоне. Гитарист одновременно исполняет и основную тему и басовую и аккомпанирующую. Многие исполнители перекладывают для гитары фортепианные произведения и даже симфонические. А сыграть полифоническое произведение, выделяя на одном инструменте одновременно сразу несколько тем, большое искусство.  Чтобы добиться идеальной чистоты исполнения одного таланта бывает мало. Требуется огромный труд. Музыканты с малых лет оттачивают своё ремесло, репетируя по 8-10 часов в сутки. И я порой поражаюсь, как им удаётся на одном инструменте сыграть такие масштабные классические произведения.

  Не все академисты сразу оценили этот инструмент по достоинству. Многие относились к гитаре скептически. Народные инструменты они всегда ставили на второё план, и не относились к ним серьёзно. И только в 19 веке такие выдающиеся испанские мастера как Ф. Таррега,  Ф. Сор,  М. Льобет, Э Пухоль, а чуть позже А. Сеговия, П. Ромэро, Н. Йепес заставили уважать гитару и говорить об этом инструменте всерьёз. Они сами писали произведения для гитары, а также делали переложения известных произведений классических композиторов. Но самое главное, для гитары уже стали писать композиторы-классики, и посвящать свои произведения этим мастерам. В России с классической гитарой дела обстояли ещё хуже. Хотя ещё в 19м веке у нас были великолепные исполнители-виртуозы на семиструнной гитаре, такие как А. Сихра и М. Высотский. Но Советская Россия не приняла гитару, посчитав этот инструмент символом буржуазии. Никакой школы игры по её классу в наших консерваториях не было. А пробиться на сцену классическим гитаристам, у нас было, практически невозможно. Огромный вклад в продвижении этого инструмента на нашу сцену внёс выдающийся гитарист и педагог Александр Михайлович Иванов-Крамской. Ему первому в Советском Союзе удалось поднять музыкальную планку этого инструмента до классического уровня. Он много концертировал, записал два диска и издал школу игры на шестиструнной гитаре. Но самое главное, Иванов-Крамской привил людям любовь к этому инструменту и воспитал много отличных учеников. Одними из лучших продолжателей его дела стали Н. Комолятов и А. Фраучи. Они так же воспитали массу замечательных отечественных музыкантов, которые теперь блистают на мировой сцене. Сейчас у нас много отличных гитаристов мирового уровня. Мои любимые А. Дервоед и Р. Мамедкулиев. У них очень богатый репертуар, а гитара звучит просто завораживающе.

   Но самым моим любимым классическим гитаристом является Андрес Сеговия. Это уникальная личность в мире гитары. Он прожил немалую жизнь, и всю её посвятил этому инструменту. Для него писали лучшие композиторы современности, а сам он переложил для гитары бесчисленное количество самых разных произведений. С гастролями Сеговия объездил весь мир и записал очень много дисков. Его чувство инструмента и техника исполнения уникальны. Он с идеальной точностью мог передать любое произведение. И многие авторы признавали, что их сочинения, написанные для других инструментов, в интерпретации Сеговия звучали интересней. У него было такое выразительное звукоизвлечение, что его гитара звучала как живая. Даже будучи в преклонном возрасте, когда его пальцы стали уже толстые и отёкшие, я всегда поражался, как можно играть с таким блеском.

01.jpg

02.jpg

03.jpg

04.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сам я сейчас на гитаре, к сожалению, уже не играю. Но инструмент хранится у меня как память ещё с начала 80х годов. Это теперь можно выбрать себе любую гитару по цене и качеству, а в то время они были огромным дефицитом. Отечественные гитары для классики были совершенно непригодны. А единственным инструментом подходившем для классической игры, была германская Musima. Достать её было не так просто. Мне повезло, я купил её в Москве, в магазине на Неглинке. Цена у неё вместе с комплектом нейлоновых струн была 90 рублей. Для тех времён не малые деньги. Но приобрести её по гос-цене было большой удачей. У барыг она стоила в три-четыре раза дороже. Вот она моя старушка. Сколько с ней связано самых тёплых воспоминаний!

12.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

6 минут назад, Коршунов С В сказал:

Мне повезло, я купил её в Москве, в магазине на Неглинке.

Неглинка форева. )

IMG_4048.jpeg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тема хорошая, лучше расширить, а не только о классике, учитывая разносторонность вкусов хозяина, хотелось бы услышать рецензию на творчество ВИА Металлика. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

5 минут назад, Коршунов С В сказал:

была германская Musima

Сергей, Musima - также и моя почти первая гитара, доставшаяся мне по наследству) И хоть поначалу я не хранил ее бережно, сейчас исправился, много с этой гитарой связано добрых событий!

 

WhatsApp Image 2023-06-27 at 11.46.44.jpeg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

24 минуты назад, Коршунов С В сказал:

 Но самым моим любимым классическим гитаристом является Андрес Сеговия.

Андре Сеговии я обязан аппликатурами гамм для классической гитары, приведенными в самоучителе П. Вещицкого (может, кто-нибудь тоже занимался по этому самоучителю?). Благодаря аппликатурам, я смог в дальнейшем играть вещи из Пепл, Мэйден итд, так как все неоклассические соло построены на стандартных гаммах (в отличие от блюзовых пентатоник). Низкий поклон Мастеру!

WhatsApp Image 2023-06-27 at 12.02.28.jpeg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 

18 минут назад, Paradox сказал:

Тема хорошая, лучше расширить, а не только о классике, учитывая разносторонность вкусов хозяина, хотелось бы услышать рецензию на творчество ВИА Металлика. 

Качественный хеви-метал я тоже очень люблю. Я всегда говорил, что метал бывает ржавым, бывает нержавеющим, а бывает драгоценным. Метла - моя одна из самых любимых металлических команд. Вот мой  рейтинг её альбомов.

На последнее 13е место поставлю St. Anger  (2003) После долгих метаний и мытарств, а так же долгой паузы музыканты выдали довольно странный альбом. На мой взгляд, он получился совершенно безликим. И хоть материал на нём весьма  объёмный, в нём совершенно нет ярких треков. Довольно унылая атмосфера и очень слабая инструментальная часть. Гитарные вариации практически отсутствуют.

12е место Lulu (2011) Это не совсем полноценный альбом Металлики, а скорее сольник Лу Рида. Для его поклонников он представляет интерес. А для поклонников Метлы скорее разочарование.

11е место Garage Inc. (1998) Это тоже не полноценный номерной альбом группы, а сборник каверов. Он имеет право на существование, но их личные вещи мне нравятся больше.

10е место S&M (1999) Я не очень люблю, когда на рок-концерты привлекают симфонический оркестр. Предпочитаю мухи отдельно, а котлеты отдельно. Но здесь как раз тот случай, когда этот союз получился удачным.

9е место Hardwired...To Self-Destruct (2016) Последняя студийная работа группы. Альбом получился в целом неплохой, но в нём не чувствуется никаких новых идей, и он значительно уступает предыдущему.

8е место Load (2006) Выпуском этого альбома музыканты очень удивили своих слушателей. Альбом получился очень вязким и тягучим. В нём был определённый шарм, но это была уже не Металлика.

7е место Reload (2007) Одной Загрузки музыкантом оказалось недостаточно, и в следующем году они перезагрузились. Reload является прямым продолжателем предыдущего альбома, с точно таким же материалом.

6е место Kill 'em All (1983) Дебютный альбом группы. Хоть материал на нём был ещё сырым, и недотягивал до их классических работ, тем не менее, новаторских идей там было через край. Недаром у него огромная гвардия  поклонников, и в дальнейшем по этому пути пошло очень много металлических команд.

5е место And Justice for All (1988) Материал на этом альбоме очень хороший, сложный и разнообразный. Но на фоне двух предыдущих, он, всё же выглядит немного сухо. Многих удивляет отсутствие партий бас гитары.

4е место Metallica (The Black Album) (1991) Очень интересная работа. И хоть музыканты слегка сменили саунд, это не очень повредило имиджу группы. И хоть альбом получился не таким жёстким, как предыдущие, и в нём стало больше лирических отступлений, всё равно он очень классный!

3е место Death Magnetic (2008) Один из моих самых любимых альбомов группы. После долгих метаний, когда от них уже никто ничего не ждал, музыканты вдруг одумались, пришли в себя, и выдали мощнейший альбом в старом классическом ключе. Они вновь вернулись к старым идеям, усовершенствовали их и показали всем, кто есть хозяин на металлическом троне. Альбом получился очень драйвовый, энергичный и контрастный. В отличие от трёх предыдущих альбомов, инструментальная часть на нём очень сильная. Вновь стало очень много виртуозных гитарных вариаций.

2е место Ride the Lightning (1984) Один из самых классических альбомов группы и всего хеви-метала. В отличие от дебютника, материал стал более зрелым и осмысленным. А инструментальная часть намного сильнее.

1е место Master of Puppets (1986) Моя самая любимая работа этой группы, да и, пожалуй, всего металла. Здесь сошлись все звёзды. Композиции, аранжировки, исполнение. Хотя альбом получился очень жёстким, но  разнообразным, контрастным. При всей его тяжести, в нём много непредсказуемых поворотов и красивейших лирических отступлений. Настоящий драгоценный металл!

 

03.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В этом рейтинге я не упомянул их последний альбом. Он только недавно ко мне пришёл. Откровенно говоря, ожидал худшего. Это, конечно, шедевр, конечно, но и полным отстоем я бы её не назвал. Конечно, им не хватает гибкости и разнообразия, как на альбомах 80х. Альбом получился жёсткий и прямолинейный как рельса, но слушать его можно. А если учитывать, что дяденькам уже по 60 годков, то для этого возраста, уровень очень неплохой. 

07.jpg

08.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Жуть.

Мне бы все эти пластинки с крестами и черепами в дом было бы страшно внести!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

8 минут назад, Коршунов С В сказал:

 

Качественный хеви-метал я тоже очень люблю. Я всегда говорил, что метал бывает ржавым, бывает нержавеющим, а бывает драгоценным. Метла - моя одна из самых любимых металлических команд. Вот мой  рейтинг её альбомов.

На последнее 13е место поставлю St. Anger  (2003) После долгих метаний и мытарств, а так же долгой паузы музыканты выдали довольно странный альбом. На мой взгляд, он получился совершенно безликим. И хоть материал на нём весьма  объёмный, в нём совершенно нет ярких треков. Довольно унылая атмосфера и очень слабая инструментальная часть. Гитарные вариации практически отсутствуют.

12е место Lulu (2011) Это не совсем полноценный альбом Металлики, а скорее сольник Лу Рида. Для его поклонников он представляет интерес. А для поклонников Метлы скорее разочарование.

11е место Garage Inc. (1998) Это тоже не полноценный номерной альбом группы, а сборник каверов. Он имеет право на существование, но их личные вещи мне нравятся больше.

10е место S&M (1999) Я не очень люблю, когда на рок-концерты привлекают симфонический оркестр. Предпочитаю мухи отдельно, а котлеты отдельно. Но здесь как раз тот случай, когда этот союз получился удачным.

9е место Hardwired...To Self-Destruct (2016) Последняя студийная работа группы. Альбом получился в целом неплохой, но в нём не чувствуется никаких новых идей, и он значительно уступает предыдущему.

8е место Load (2006) Выпуском этого альбома музыканты очень удивили своих слушателей. Альбом получился очень вязким и тягучим. В нём был определённый шарм, но это была уже не Металлика.

7е место Reload (2007) Одной Загрузки музыкантом оказалось недостаточно, и в следующем году они перезагрузились. Reload является прямым продолжателем предыдущего альбома, с точно таким же материалом.

6е место Kill 'em All (1983) Дебютный альбом группы. Хоть материал на нём был ещё сырым, и недотягивал до их классических работ, тем не менее, новаторских идей там было через край. Недаром у него огромная гвардия  поклонников, и в дальнейшем по этому пути пошло очень много металлических команд.

5е место And Justice for All (1988) Материал на этом альбоме очень хороший, сложный и разнообразный. Но на фоне двух предыдущих, он, всё же выглядит немного сухо. Многих удивляет отсутствие партий бас гитары.

4е место Metallica (The Black Album) (1991) Очень интересная работа. И хоть музыканты слегка сменили саунд, это не очень повредило имиджу группы. И хоть альбом получился не таким жёстким, как предыдущие, и в нём стало больше лирических отступлений, всё равно он очень классный!

3е место Death Magnetic (2008) Один из моих самых любимых альбомов группы. После долгих метаний, когда от них уже никто ничего не ждал, музыканты вдруг одумались, пришли в себя, и выдали мощнейший альбом в старом классическом ключе. Они вновь вернулись к старым идеям, усовершенствовали их и показали всем, кто есть хозяин на металлическом троне. Альбом получился очень драйвовый, энергичный и контрастный. В отличие от трёх предыдущих альбомов, инструментальная часть на нём очень сильная. Вновь стало очень много виртуозных гитарных вариаций.

2е место Ride the Lightning (1984) Один из самых классических альбомов группы и всего хеви-метала. В отличие от дебютника, материал стал более зрелым и осмысленным. А инструментальная часть намного сильнее.

1е место Master of Puppets (1986) Моя самая любимая работа этой группы, да и, пожалуй, всего металла. Здесь сошлись все звёзды. Композиции, аранжировки, исполнение. Хотя альбом получился очень жёстким, но  разнообразным, контрастным. При всей его тяжести, в нём много непредсказуемых поворотов и красивейших лирических отступлений. Настоящий драгоценный металл!

 

03.jpg

Со многим можно согласиться, хотя у меня расстановка другая, особенно по Дэт Магнетику конечно, ну и Лоад с Релодом сильно недооценен-хотя это тенденция, но вот молодёжь кому 30+ и 20+, что неудивительно, сумело их оценить. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

×
×
  • Создать...