Парадокс ламповика 4 Вт - Усилители - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Парадокс ламповика 4 Вт


PMCF
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Уважаемые форумчане

Имею достаточно большой опыт прослушиваний промышленных систем (в салонах в Москве, Сингапуре, Малайзии).

Собственную систему слушаю в комнате 36м2, 2,8м высота. Состав моей системы:

Акустические системы PMC EB1i (4Ohms, 89dB)

Акустический кабель Stereovox LSP-600c (2,5m)

Усилитель мощности Транзисторные однотактники-моноблоки, класс А, 50Вт на 4 Ом (умощненная схема FirstWatt F3), ток покоя 4,8А, максимальный пиковый ток в нагрузку 9,6А, выходное сопротивление 0,4Ом, постоянно рассеиваемая мощность 260 Вт/канал

Межблочный кабель Analysis-Plus Silver Oval-In (1m)

Предусилитель Транзисторный чистый класс А на j-fet транзисторах, ток покоя 140мА, напряжение питания 100В, стабилизатор питания параллельного типа

Межблочный кабель Analysis-Plus Silver Oval-In (1m)

CD плеер Shanling CD T-1500, лампы заменены на Philips MiniWatt SQ Gold Pin (вместо EH6922 gold pin)

Сетевой фильтр для усилителя мощности System And Magic Mini Black

Сетевой фильтр для предусилителя PS Audio Power Plant Premier

Звуком доволен, из прослушанных многих промышленных систем по сравнению с домашней мне понравилась только система на базе компонентов MBL с мощниками MBL9001 в режиме моноблоков и с акустикой Rockport Technologies.

Знакомый увлекается ламповиками, и предложил послушать один из них в моей системе (4 Вт пуш-пул по схеме Манакова, вес около 25кг). У меня были сильно скептические ожидания относительно возможности такого ламповика работать на большие и "тяжелые" PMC EB1i. Однако оказалось очень даже ничего, никакой катастрофы на низах не было. Не скажу что он переиграл мою систему, общей сцены и тембрального баланса немного не хватало, но СЧ и вокал выдавал с лучшим "эффектом присутствия", голос чуть больше "оживал".

Сейчас увлечен идеей заказать ламповый однотактник 7-8Вт на 300В, вес которого около 60кг. Если 4Вт пуш-пул справлялся с моей акустикой, то 8Вт однотакт с более габаритными выходными трансами тоже вроде должен справиться. Правильны ли такие рассуждения?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 197
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Опубликованные изображения

Схем Манакова, как таковых, нет. Это схемы из прошлых лет. Но можно сказать, в интерпретации Манакова. :) По крайней мере те несколько схем, что распространены, легко находятся в справочниках по старому радио.

Размеры трансформатора влияют только на глубину передаваемого баса, на мощность не влияют. С 300В можно снять немного поболее 8 Вт в однотактном включении, но это не принципиально, как раз сейчас выполняем схожий заказ. Очень большой трансформатор 300-ке давать не стоит. Большие трансформаторы могут "прокачать" хорошо лампы с низким внутренним, а у 300-ки оно умеренное.

Качество передачи СЧ и ВЧ в вашей системе мне оценить дистанционно трудно, но простые ламповый усилители часто заметно подкрашивают СЧ-ВЧ диапазон и, без определенного опыта, многие воспринимают это окрашивание как высокий SAV эффект.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Наверняка ламповики подкрашивают, при работе на максимальной мощности, но субъективно это воспринимается как более "богатый" вокал, например различие между вокалом Паваротти и Каррераса становится больше, их легче идентифицировать по голосу.

Считаю ламповик заслуживающим траты времени на него, если он строится без применения электролитов, в этом случае дроссельно-трансформаторные искажения гораздо приемлемее, чем затемнение звука электролитами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Может быть: saw?
:)

их легче идентифицировать по голосу.

Я же писал

Качество передачи СЧ и ВЧ в вашей системе мне оценить дистанционно трудно
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В моей системе качество высокое во всех диапазонах, все кто слушал едины во мнении - это система высокого разрешения. То же и по моим выводам в результате прослушиваний в салонах. Однако в выходной цепи все равно имеются электролиты, хоть и низкоимпедансные и по максимуму скомпенсированные. Наличие электролитов влияет на звук неким неустранимым образом (это не гармоники). Возможно, что главная особенность ламповиков - в их безэлектролитном исполнении, а не в добавлении гармоник. Если в ламповик на анодное напряжение влепить электролит, звук приблизится к рядовому транзисторнику (если это не чистый класс А с потреблением тока не зависящим от сигнала).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

соберите лучше любой алеф-Х. Они все без конденсаторов в цепи сигнала. И будет вам счастье. Только раздельное питание каскадам сделайте и питание вх. каскада стабилизируйте хорошим мощным параллельным дискретным стабом на полевиках.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я не настолько критично отношусь к электролитам, больше вопрос в их правильном применении. Однако анодную опору 300-ке вполне можно сделать пленочной.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Можно плёночную. Будет заметно лучше. А транс? Если б ещё выходной транс 300ке не нужен был, я б и себе лампадник замутил...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

алеф-Х. Они все без конденсаторов в цепи сигнала

Берем для пример Алеф 1.2. Да, сначала кажется, что нет. Однако посмотрим как устроена ветка земли в блоке питания. Она стандартная средняя точка конденсаторов, соединенная со средней точкой трансформатора. И сигнальный ток так же проходит сквозь электролитические конденсаторы.

Далее рассматриваем у него цепь ООС. Она образована резистивным делителем с электролитическим конденсатором на землю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

соберите лучше любой алеф-Х. Они все без конденсаторов в цепи сигнала. И будет вам счастье. Только раздельное питание каскадам сделайте и питание вх. каскада стабилизируйте хорошим мощным параллельным дискретным стабом на полевиках.

Эффект электролитов что в цепи сигнала, что в плечах питания (при отсутствии постоянства потребляемого тока) практически одинаков. Алефы я хорошо знаю и слушал также промышленные ПассЛабс, никакого счастья они не дают, принятую мной топологию считаю более высокого уровня (смотрите в том числе обзоры по FirstWatt F3, хотя в нем тоже полно ляпов). Просто когда человек знает, что электролит в цепи сигнала, он подходит к его выбору с великим тщанием и старается максимально облагородить, а если в питании, думает что он вне схемы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Балансный (полностью симметричный) алеф-X. 1.2 - не то.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Балансный (полностью симметричный) алеф-X. 1.2 - не то.

Пределом качественного развития по указываемому Вами направлению являются ПассЛабс ХА-100.5 и ХА-160.5, хорошие усилители, но не фантастика. Есть много к чему придраться. Впрочем как к подавляющему большинству топовых транзисторников.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Э... обычный МКР в анод 300-ки не катит. Туда надо что-то фольговое. Иначе все так бы и делали - МКР стоит дешевле блекгейта 500В. А фольговый бумажник 500в 50мкФ - это уже чемоданчик, да еще и поди купи.

Спасибо за этот пост, в нем присутствует логика большинства изготовителей ламповиков. Вы сразу рассуждаете про Black Gate в аноде, почему то не подумали про Rifa PEH 169, Nichikon и т.д. Почему? Потому что в ламповиках считается как нечто само собой разумеещееся Black Gate, пленка-фольга и т.д., это как бы по определению. Также кенотрон, дроссельный вход, межкаскадный транс и т.д. Но ведь это все необходимый фундамент классного звука. И еще удивительно, что 4-ваттный задохлик обеспечивает вполне комфортный звук с крупными напольниками с отдачей 89дБ.

В транзисторниках логика построения другая, моща и драйв, и это важнее всего для 99% покупателей. Поэтому разработчикам большинства транзисторников в голову не придет вычищать высокочастотные помехи в питании за счет кенотронов и дроссельного входа.

Идея необычного транзисторника FirstWatt F3 дает возможность приблизиться к ламповому звуку, оставляя дорогу открытой к мощностям 50-100 ватт в SE.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А при чем здесь кенотроны? Вычищать питание LC фильтром еще понятно. В ламповых усилителях очень много мифов и очень много психологии. Если ламповому слушателю сказать, что в выпрямителе стоит кенотрон, то слушатель это услышит. Если не сказать, то не услышит.

Идея необычного транзисторника FirstWatt F3 дает возможность приблизиться к ламповому звуку

Почему? На входе стоит мощный JFET, у которого есть зависимость ВАХ от температуры кристалла, т.е. такой усилитель с нескомпенсированными тепловыми искажениями, как и большинство Алефов.

Также кенотрон, дроссельный вход, межкаскадный транс и т.д. Но ведь это все необходимый фундамент классного звука.

Чего чего? Как-то я не связываю эти понятия между собой. По крайней мере, однозначных связей между ними нет. Только статистические. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А при чем здесь кенотроны? Вычищать питание LC фильтром еще понятно. В ламповых усилителях очень много мифов и очень много психологии. Если ламповому слушателю сказать, что в выпрямителе стоит кенотрон, то слушатель это услышит. Если не сказать, то не услышит.

Почему? На входе стоит мощный JFET, у которого есть зависимость ВАХ от температуры кристалла, т.е. такой усилитель с нескомпенсированными тепловыми искажениями, как и большинство Алефов.

Чего чего? Как-то я не связываю эти понятия между собой. По крайней мере, однозначных связей между ними нет. Только статистические. :)

Не хочется уводить тему в сторону особенностей определенных транзисторников, интерес больше к возможностям работы ламповиков на "тяжелую" акустику и почему они не "сливают" в такой достаточно трудной для них ситуации.

Если отвечать тезисно: кенотрон почти не создает переключательного "звона", дроссельный вход в LC фильтре обеспечивает снижение бросков тока в БП, доп. фильтрацию "звона" и положительно влияет на воспроизведение НЧ, межкаскадные трансы позволяют оптимизировать режимы каскадов и сократить количество каскадов.

В FirstWatt F3 входной j-fet в каскодном включении, девиация напряжения сток-исток и тока стока пренебрежимо мала. Если бы ему влепить SE выходной транс (вместо выходных электролитов) рассчитанный на ток первички 2А, будет вообще фантастика.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ламповиков на "тяжелую" акустику и почему они не "сливают" в такой достаточно трудной для них ситуации.

Всегда надо рассматривать комплексно: АЧХ акустики, зависимость импеданса акустики от частоты, выходной импеданс усилителя, акустика помещения. Только совместно можно понять каков окажется результат. Тот же усилитель на другую акустику, так же тугую, может и совсем не "потянуть". Но чем выше выходной импеданс усилителя, тем больше нюансов будет в его взаимодействии с АС. Может и повезти, провал импеданса акустики с ламповым усилителем исправит горб АЧХ комнаты. Получается, что не надо обобщать, надо брать конкретно.

Если отвечать тезисно: кенотрон почти не создает переключательного "звона",

Любой "звон" имеет источники. И его можно убрать не только прибегая к кенотронам.

межкаскадные трансы позволяют оптимизировать режимы каскадов

Зато вносят своих тараканов. Не всегда можно сказать, какой из тараканов лучше.

сократить количество каскадов.

Такой задачи нет. Два более линейных каскада лучше играют одного нелинейного.

В FirstWatt F3 входной j-fet в каскодном включении, девиация напряжения сток-исток и тока стока пренебрежимо мала

Напряжения - да, а тока - нет. Девиация мощности рассеяния все равно большая.

Если бы ему влепить SE выходной транс (вместо выходных электролитов) рассчитанный на ток первички 2А, будет вообще фантастика.

Никаких трудностей. Но результат не сильно изменится. Сигнальный ток в однотактном усилителе проходит через конденсатор БП. Вы просто перенесете его из одного места сигнальной цепи в другое.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тут есть еще аспект. Надо поменять не один, несколько усилителей, и не 4 Вт, а на порядок-два поболее, чтобы понять, что есть комфортный вечерний звук, а есть звук, который передает мощь и динамику оркестра, всплеск эмоций, ритмический рисунок... Для этого всего не нужны дроссели, лампы, полевики и проч. дребедень, а нужны настоящие мускулы... Они могут быть ламповыми, но это не 4 или 8 Вт на вашу акустику, извините.

Ваша позиция практически бесспорна, последние 8 лет я придерживался абсолютно такой же. Сейчас понял, что реальные мускулы УМ нужны в 5-10% случаев, для БСО под настроение. Также стало очевидно, что мускулы всегда идут за счет некой потери деликатности звука. В аудио, улучшение одного идет за счет другого, иначе давно круг производимых моделей сузился бы до минимума. Поэтому кажется приемлемым, 90% прослушиваний на ламповике 8Вт, а 10% - на качественном транзисторнике 50-100Вт (ламповик на эти мощности считаю нонсенсом, он по железу должен весить сотни килограмм, и все равно уступит по чистоте звука ламповому двухкаскаднику на 8Вт).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Схем Манакова, как таковых, нет. Это схемы из прошлых лет. Но можно сказать, в интерпретации Манакова. :) По крайней мере те несколько схем, что распространены, легко находятся в справочниках по старому радио.

Зачем повторять чужие глупости,ВЫ же пользуютесь трансами Воробьёва и про них так же можно сказать что все мотано перемотано до него и принципы описаны и не раз публиковались.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

К названию схемы и к самой схеме конечно надо относиться как к начальной идее, гарантировать звук схема не может. Во многом звук будет определяться исполнением моточных изделий и качеством остальных компонентов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

У исполнения моточных изделий есть предел, лучше которого их не сделать. Хоть серебряным литцендратом толщиной в ..й мотать на соответствующем сердечнике - этот предел слышен

Связка однотакт на 300B+Лоутеры(в рупорах или шитах) хорошо (не скажу, что отлично) играет простые записи (вокал-шептунчик + гитара и т.т.)

БСО, рок - на них слушать невозможно

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Взаимодействие с акустикой усилка на 300В будет зависеть от его конкретной реализации, от оптимизации выходных трансов.

Также возможно отклонение реальной чуйки АС от заявленной. Возможно, в моих АС чувствительность указана с консервативных позиций.

Слушали даже с БСО 1812год Чайковского на упомянутом 4Вт, отторжения звука не было.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

На ГМ70, 6с19п тоже чудес не слышно после хорошего каменного аппарата

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

На ГМ70, 6с19п тоже чудес не слышно после хорошего каменного аппарата

Просто тип ламп или транзисторов звук не гарантируют. Во многих дискуссиях пришли к выводу, что определение "чемпиона мира" среди усилителей, каменных или ламповых, не является решаемой задачей. Поэтому появились мысли про двухвариантную домашнюю систему - для чего-то лампа, а для другого транзисторник.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это очень тернистый путь... Тогда уж лучше 2 АС.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Зачем повторять чужие глупости,ВЫ же пользуютесь трансами Воробьёва и про них так же можно сказать что все мотано перемотано до него и принципы описаны и не раз публиковались

Вы не обратили внимание. Написано СХЕМ, а не УСИЛИТЕЛЕЙ. Т.е. усилитель собранный Манаковым - это авторское исполнение и там могут быть использованы определенный ноу-хау. А схемы у него стандартные, там нет новых необычных решений. Воробьев не придумал нового трансформатора, но у него есть ноу хау на изготовление трансформатора.

Если говорить о схемах, то, например, схема транзисторного Квода - вполне определенное представление, там есть оригинальные схемные решения и это уже много что говорит. Надеюсь теперь моя позиция понятна.

По опыту, в большинстве случаев, когда обсуждаются принципиальные пределы качества работы трансформаторов, то получаются ограничения от окружения, от ламп, пассивных компонентов. Даже простая замена одного выходного трансформатора на другой, со слышным изменением звуковоспроизведения, на самом деле больше меняется звучание не от самих трансов, а от изменения системы, всей схемы. Меняется согласование, емкости , КПД, зависимости параметров от уровня сигнала и говорить о чистом голосе транса очень непросто.

Увеличение сердечника для РР трансформаторов так же бывает полезно. Весьма сильно изменяется подача НЧ. Причем больше изменяется не поведение АЧХ или ФЧХ в НЧ области, а характер и размер искажений НЧ составляющих.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...