Рупорная акустика - Акустические системы - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Рупорная акустика


Andrew Zhand
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Во многих студийных моделях акустики используется рупор или квазирупор. JBL, Genelec и другие гранды предлагают контролные мониторы с таким решением.

В целом, понятно с какой целью - это недорогое и эффективное решение усилить звуковой давление в диапазоне СЧ/ВЧ.

Также рупоры присутсвуют в культовй аудиофильской акустике - Клипшах, различных винтажных бочонках и прочих Онкенах.

Я, к сожалению, не слушал студийную акустику с рупорами. По результатам прослушивания Home акустики, у меня сложилось впечатление, что рупор привносит определенную окраску в звучание.

Саксофон звучит чуть более хрипло, скрипка более развязанно, вокал становится более "откровенным", что ли.

То есть, окраска весьма приятна для уха.

Существуеют ли измерения, подтверждающий факт внесения окраски рупорной акустики, или это все из области психоакустики?

Если да, то на каком из графиков можно посмотреть эту рупорную "хрипотцу"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 170
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

вобще к студийный контрольным мониторам надо относится гораздо проще (не делая из них божка) по нескольким причинам

1. в любой более мене негаражной студии - этих самых контрольных мониторов не одна пара(может и десяток). так что никто не делает глобальных выводов из одной пары

2. контрольные мониторы вовсе не обязательно должны быть лишены окраски, во многих случаях как раз наоборот (это для выявления особенностей полученной записи просто необходимо)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Очень интересно послушать мнение Валеры Гилева, потому как, если правильно понял, он автор моделей рупорной акустики:

http://www.crystalvox.ru/?WFi=72

http://www.crystalvox.ru/?WFi=68

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Саша, я не столько про студийную акустику, сколько про рупорную. :D

Но в отношении жопоидола и божка, которого из студийной акустики делают некоторые аудиофилы, совершенно согласен.

Это также как с автомобилями - всегда находятся желающие купить "военную" технику.

Причем, в большинстве случаев, подводимая база с тех. характеристиками, вторична по отношению к тому, что проф. техника:

1) нраицца

2) ну очень, нраицца!

3) а я еще на этом и бабок сэкономлю!

К рупорам.

Вот например гладильная доска АЧХ от жибиэлевского LSR32 Linear Spatial Reference Studio Monitor:

http://www.jblpro.com/pages/recording/lsr32.htm

Вглядываясь lо боли не вижу, где здесь рупор.

Или, как и с IMD, его влияние проявляется в результате взаимодействия разных частот при воспроизведении музыкального сигнала, а не на тестовом моносигнале?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

его влияние проявляется в результате взаимодействия разных частот при воспроизведении музыкального сигнала, а не на тестовом моносигнале?
мое мнение близко к этому, ибо результаты измерений на синусе или импульными сигналами - дают ответы на вопросы очень мало интересующие СЛУШАТЕЛЯ. имхо
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Во многих студийных моделях акустики используется рупор или квазирупор. JBL, Genelec и другие гранды предлагают контролные мониторы с таким решением.

Поскольку в студии режиссер занимает фиксированное положение в пространстве, широкая диаграмма направленности ему не нужна. Образования, похожие на рупор у genelec, служат для сужения диаграммы направленности и улучшения стереообраза за счет меньших отражений в студии. На чувствительность это влияет, но несильно.

Также рупоры присутсвуют в культовй аудиофильской акустике - Клипшах, различных винтажных бочонках и прочих Онкенах.

Вот это уже ближе к делу:D КлипшХорн слушали?

Я, к сожалению, не слушал студийную акустику с рупорами. По результатам прослушивания Home акустики, у меня сложилось впечатление, что рупор привносит определенную окраску в звучание.

Чаще всего это так. "Длинные" рупоры с малым углом раскрытия вносят самую большую окраску, но обладают максимальным усилением. Короткие, с широким углом раскрытия вносят меньшую окраску и обладают меньшим усилением. Я сторонник "коротких" рупоров. То, что считают рупорной окраской зависит не только от самого рупора, но и от материала мембраны драйвера и во многом от кроссовера.

Саксофон звучит чуть более хрипло, скрипка более развязанно, вокал становится более "откровенным", что ли.

То есть, окраска весьма приятна для уха.

А если окраски нет или она минимальна, то уху намного приятнее :D

Существуеют ли измерения, подтверждающий факт внесения окраски рупорной акустики, или это все из области психоакустики?

Если да, то на каком из графиков можно посмотреть эту рупорную "хрипотцу"?

На графике осевой АЧХ среднечастотного рупорного излучателя без фильтра. С фильтром твиттер маскирует на АЧХ "гребенку" среднечастотного рупора. Но эта гребенка узкополосна, в смысле дисперсии, и ее может быть слышно. Фильтры высоких порядков производители рупорной акустики стараются не применять - и правильно делают. Звук от них становится мутным. Пример неочень удачных рупорных АС - JBL K2 S9800 http://www.jbl.com/home/products/product_d...erId=K2&sCatId=

Рупора длинные, рупорных призвуков мало, но судя по всему, за счет фильтров высоких порядков, звук недостойный внимания.

Рупорные излучатели могут обладать потенциально большим разрешением, но реализовать потенциал можно только "глубоким тюнингом"

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот это уже ближе к делу КлипшХорн слушали?

Да, слушал, звук нельзя назвать достоверным, но с как "реалакс-саунд" - Клипши одна из лучших АС которые доводилось послушать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators
Пример неочень удачных рупорных АС - JBL K2 S9800 http://www.jbl.com/home/products/product_d...erId=K2&sCatId=

Рупора длинные, рупорных призвуков мало, но судя по всему, за счет фильтров высоких порядков, звук недостойный внимания.

Рупорные излучатели могут обладать потенциально большим разрешением, но реализовать потенциал можно только "глубоким тюнингом"

Просто плакалъ :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да, слушал, звук нельзя назвать достоверным, но с как "реалакс-саунд" - Клипши одна из лучших АС которые доводилось послушать.

А что есть достоверность? Первое, что приходит на ум, это сравнение живого и записанного исполнения. Если впечатление схожее, значит и аппаратура более или менее достоверная.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Во многих студийных моделях акустики используется рупор или квазирупор. JBL, Genelec и другие гранды предлагают контролные мониторы с таким решением.

В контрольных трактах рупор никогда не использовался и использоваться не будет, именно по причине неизбежной окраски звучания, используемый Genelec "Directivity Control Waveguide", по сути волновод, минимизирует интерференция от граней корпуса, решение правильное и полезное.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Максим! Еще как используются. Возьмите хотя бы TAD

http://www.pioneerelectronics.com/pna/prod...76_4219,00.html

И читайте правильно:"Directivity Control Waveguide" - волновод, контролирующий направленность.

И профессионалам, кстати, окраска не так важна, от нее легко абстрагироваться. Главное - максимум музыкальной информации.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

БСЭ: Рупор (голл. roeper, от roepen - кричать) в акустике, отрезок трубы переменного сечения, применяемый для увеличения мощности излучения источников звука и для концентрации излучаемой звуковой энергии в определённом направлении (при этом источник звука присоединяется к узкому концу Р.) или для усиления принимаемого звука (при этом какой-либо приёмник звука помещается у узкого конца).

К примеру:

http://www.jblpro.com/pages/recording/lsr32.htm

Смотри Elliptical Oblate Spheroidal (EOS) Waveguide - можно, конечно, рупор называть волноводом, квазирупорум, хоть углублением, даже ямкой можно назвать, но тем не менее от этого он не перестанет быть рупором. :)

Также можно подискутировать, является ли конусовидная ямка с дырочкой в корпусе АС рупором или или квазирупором, но это филосовский вопрос.

Вообще, наткнулся в сети на инфу, что в 2003 г. великий и ужасный борец с интермодуляцией А. Войшвилло, на форуме AES прочитал доклад, посвященный проблемам нелинейных искажений в предрупорных камерах рупорных громкоговорителей.

Может сдесь собака порылась?

Так как никто на публикует результаты измерений спектра на тестовом муз. материале, нет внятной информации о поведении рупорной акустики?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators
И профессионалам, кстати, окраска не так важна, от нее легко абстрагироваться. Главное - максимум музыкальной информации.

О, наконец-то. Слова не мальчика, но мужа!

Добавлю, что, окраска не имеет значения вообще для всех, ну за исключением профессиональных угадывателей, от какой тряпки была пылинка на виниле, которая так громко щёлкнула.

Слух адаптируется к окраске примерно за 30-40 минут, если слушатель заинтересован именно в музыке...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

[Слух адаптируется к окраске примерно за 30-40 минут, если слушатель заинтересован именно в музыке...
и если слушатель сам не против такой адаптации :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators
и если слушатель сам не против такой адаптации :)

А кто его спрашивать будет ? :oops:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

если он активно не воспринимает окрас как нечто приемлемое - то 30-40 мин его не переделают. имхо конечно

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Слух адаптируется к окраске примерно за 30-40 минут, если слушатель заинтересован именно в музыке...

- По своему опыту могу сказать - мне и двух недель при условии 10-12 часов в день не удастся привыкнуть к окраске или косяку. Это подтвердила моя 12 дневная командировка. Привыкнуть к комплекту АРТ СЛА 1 с АС (... Профешнл МК2) название которой не помню, но об этом писал на хихи.ру, так и не случилось...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

- По своему опыту могу сказать - мне и двух недель при условии 10-12 часов в день не удастся привыкнуть к окраске или косяку. Это подтвердила моя 12 дневная командировка. Привыкнуть к комплекту АРТ СЛА 1 с АС (... Профешнл МК2) название которой не помню, но об этом писал на хихи.ру, так и не случилось...

Дык, я это и имею в виду, при проф. использовании, Вы ж не музыку слушаете (кайф ловите), а немного другим занимаетесь :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

офф/

Василий, от проблемы рупоров мы так плавно сползаем в тему аудиофилии и ее порочности.

Аудифилы непорочны, аки анхелы, ибо не чинят зла.

Кто музыку слушает, кто транзисторы на слух подбирает - в чем проблема-то?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А какая разница, если просто слушаешь - это одно. Ни к чему не обязывает, а вот если работать на таком - беда... Ели, не дай бог, слух адаптируется, то можно легко накосячить, а если нет, то не происходит морального удовлетворения от работы... Пишешь не трогая коррекцию, и гадаешь: на постпродакшене вырулишь или нет... А если нет??? Вот такая дрянь... Это хуже, чем просто слушать - нервотрепка еще та...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вообще, наткнулся в сети на инфу, что в 2003 г. великий и ужасный борец с интермодуляцией А. Войшвилло, на форуме AES прочитал доклад, посвященный проблемам нелинейных искажений в предрупорных камерах рупорных громкоговорителей.

Может сдесь собака порылась?

Нет, тут она не рылась :) При грамотной конструкции предрупорной камеры никаких характерных нелинейных искажений не возникает. Измеряли.

Разве на музыкальном материале проводят измерения? Все х-ки, снимаемые с обычных АС, можно снять и с рупорных. Может речь идет о каком-то другом поведении?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Окраска мешает, напрягает, делает звучание менее естественным и комфортным. Но для звукорежиссеров - это работа и намного хуже, если часть музыкальной информации не будет услышанной (зато потом "косяки" услышат на HI End аппаратуре:)) На бытовой аппаратуре недостаток музыкальной информации предпочтительнее, комфортности уделяется большее внимание. Но идеал в профессиональном и бытовом случае схож.

Дык, кто мешает?

Ставим активный перестраиваемый ФВЧ который выделяет из сигнала только низкочастотную составляющую), подчёркиваю, не деликатный эквалайзер, а матёрый фильтр с крутым спадом, зверски давящий высокие, перестраиваемый в области 10кГц-20кГц, и выбираем себе компромисс между комфортностью и точностью (не совсем точностью, но об этом я уже говорил :)), рекомендую выбор делать "вслепую", то-то удивитесь :) Вот он искомый "вовлекатор"! Придумываем маркетинговое погоняло типа "нормализатор скалярного поля CD" (внимание: шутка!) и вперёд, на рынок... Разумеется всё это относится к формату 16бит/44,1 кГц, т.е. CD!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Andrew,на какие-то несерьезные рупорники обращаете внимание:)

Поищите чудо аглицкого мебелестроения фирма Living Voice,

модель вот середины 90 AirPartner-Вот там раструбы,с крышку рояля,

никаких узких длинных сопел,и цена не более 25к(тогда)

сейчас-http://dom.hi-fi.ru/catalog/acoustic/41687/

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Максим! Еще как используются. Возьмите хотя бы TAD

http://www.pioneerelectronics.com/pna/prod...76_4219,00.html

Это скорее исключение подтверждающее правило.

И читайте правильно:"Directivity Control Waveguide" - волновод, контролирующий направленность.

Валерий, если честно нет желания поднимать теорию и наглядно демонстрироваь эффективность этого волновода как рупора, но в целом вы и сами понимаете что это именно волновод. :)

И профессионалам, кстати, окраска не так важна, от нее легко абстрагироваться. Главное - максимум музыкальной информации.

Кроме рупорной окраски, подобный звук имеет зажатый характер, и мне как непрофессионалу кажется при мастеринге это будет черевато.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кроме рупорной окраски, подобный звук имеет зажатый характер, и мне как непрофессионалу кажется при мастеринге это будет черевато.

А мне, собственно, тоже не професионалу, кажется, что Вы ошибаетесь, Максим. На мой взгляд грамотно-сконструированный рупорный излучатель будет звучать гораздо динамичнее традиционного и, как Вы выражаетесь, "зажатости" не будет и в помине.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...