Разговоры о классической музыке - Страница 63 - Topics - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Открытый клуб  ·  192 участника  ·  Бесплатный

Классическая музыка

Разговоры о классической музыке


УЭФ
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

2 часа назад, Dmitry© сказал:

И.П. Вепринцев поделился - по его мнению по-настоящему хорошей записи Реквиема Моцарта нет. Было это году в 92-93-м.

Где то читал что хоровая музыка вообще очень сложна для записи .  Мне тоже стало интересно появились ли действительно выдающиеся записи в плане именно " звукозаписи" ( как выражался Гульд который считал звукозапись не менее важной чем само исполнение и интерпретация))

Теперь и микрофонов несколько десятков используют ( можно возле каждого поставить в хоре)) и дорожек цифровых столько же и программы крутые есть всё это сводить и обрабатывать на РС. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 2.6k
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Опубликованные изображения

3 часа назад, Dmitry© сказал:

Если с тех пор пявилось что-то достойное этого звания, напишите пож.

 

56 минут назад, Serg53 сказал:

Мне тоже стало интересно появились ли действительно выдающиеся записи в плане именно " звукозаписи"

Я немного повторюсь с этим диском. :)

Очень рекомендую такую современную запись которая отвечает этим двум критериям (исполнение, аудиофилия). :listen:

https://www.discogs.com/ru/release/6865012-Wolfgang-Amadeus-Mozart-Scottish-Chamber-Orchestra-Susan-Gritton-Catherine-Wyn-Rogers-Timothy-Robins

При должном уровне аппаратуры воспроизведения, особенно на SACD, звук просто Феноменальный ! :ok:  

https://www.linnrecords.com/recording-mozart-requiem

 

 

 

DSCF5352.JPG

DSCF5354.JPG

  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

6 часов назад, Serg53 сказал:

Спасибо Вадим!  Очень интересно! Захотелось переслушать.  Моцарт у меня на виниле в великолепном на мой вкус исполнении - запись 1979 года и какие имена! Хотя и цифровой ремастеринг ))  Хотя в целом согласен насчёт " духа времени" со старого оригинального винила имеющего коллекционную ценность . Но иногда цифровой ремастеринг заметно улучшает звучание винила.  И ничего страшного! Звукоизвлечение всё равно чисто аналоговое и мастеринг другой чем у цифровых релизов... 

А остальное из Вашего поста есть у меня на КД. 

А это есть? Фрагментом этого альбома моего ,,любимца" я и закончил публикацию.projet-front-cover-700x700.jpg.6a8e95a4282f39bd76a1da20a00e305c.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 часа назад, Dmitry© сказал:

Как-то на практике муз. звукозаписи И.П. Вепринцев поделился - по его мнению по-настоящему хорошей записи Реквиема Моцарта нет. Было это году в 92-93-м. Если с тех пор пявилось что-то достойное этого звания, напишите пож.

Не могу похвастаться знанием всех записей ,,Реквиема" В. А. Моцарта, но два разных исполнения хоров Свешникова и Минина для меня идеальны. Хотя они, конечно, в нюансах и различаются, но прекрасно передают общий замысел композитора.

cc492fa4f6b33086517aaaf6e50db06d.jpg.0ec0ca7a447dcb9ea3019bd95614df7f.jpg

  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, Serg53 сказал:

Где то читал что хоровая музыка вообще очень сложна для записи .  Мне тоже стало интересно появились ли действительно выдающиеся записи в плане именно " звукозаписи" ( как выражался Гульд который считал звукозапись не менее важной чем само исполнение и интерпретация))

Теперь и микрофонов несколько десятков используют ( можно возле каждого поставить в хоре)) и дорожек цифровых столько же и программы крутые есть всё это сводить и обрабатывать на РС. 

Да, человеческий голос многое теряет в процессе записи. Конечно, техника не стоит на месте и современные записи могут выделить каждого из хора. Бывший у нас недавно Хор Валаамского Монастыря выступал только с гарнитурами. Конечно, слышимость каждого из певцов была идеальная. Но если говорить о естественности звучания человеческого голоса, то тут надо обязательно выставлять на первый план место исполнения. Оно должно обладать великолепной акустикой. Не все концертные залы могут этом похвастаться, а вот церкви и соборы практически идеальны. Недаром церковная музыка не раз записывалась в них.

  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Как-то здесь совсем незаметно прошла моя статья про авангардную музыку. Похоже, здешняя публика к ней равнодушна. А вот на ФБ подобная моя тема вызвала бурный резонанс. Были и сторонники и противники современного авангарда. Но особенно народ был возмущён моим негативным отзывом по 4,33” Кейджа.  Я выразил сомнение в музыкальности данного произведения. И тут появились ценители данного творения, и вступили со мной бурную дискуссию.  В дальнейшем тему объединили с живописью, и привели в пример ещё один «шедевр» современного искусства нетленный «Чёрный квадрат» Малевича. По нему я тоже выразил сомнение в его художественной ценности. Адекватных людей и единомышленников там было, конечно, больше. Но многие обвинили меня в невежестве, неграмотности и некомпетентности. Посоветовали мне работать над собой, почитать книги и послушать лекции. Только вот какие книги и какие лекции никто конкретно не написал. На что мне нужно обратить внимание, на каких страницах написано о музыкальности 4,33 и художественной ценности квадрата? Ведь мой вопрос заключался именно в этом. Я не затрагиваю остальное творчество Кейджа и Малевича. У них было написано много других неплохих произведений, но известность и признание им принесли именно «Тишина» и «Квадрат». Я не оспариваю значимость и гениальность этих творений. Они гениальны уже только потому, что споры о них ведутся постоянно и ещё долго будут продолжаться. Я лишь ставлю под сомнение только их музыкальность и художественную ценность. А вот это мне никто до сих пор так и не объяснил. Как правило, все рассуждают, что художник не обязан угождать разным любителям и дилетантам, и если мне не дано что-то понять, то это не означает, что это не искусство. Но у меня вопрос, а что мне не дано понять? Мне не стыдно признаться, что я много чего не понимаю в музыке и живописи. Скажем, я не люблю попсу и рэп, но я не могу не признавать, что это всё равно музыка. Сочетание разных созвучий, пусть и примитивных. Я не люблю минимализм в живописи. Мне странно смотреть на детские рисунки художников минималистов. Но это всё равно живопись. Художник выражал ими своё внутреннее состояние и настроение. А что я должен понимать в тишине и пустоте? Самая оригинальная и распространённая версия была, что композитор и художник дали нам свободу выбора. То есть мы сами должны расширить своё сознание, включить фантазию и придумать свои музыкальные и художественные образы. Красиво сказано. Но тогда у меня вопрос - а зачем нам в этом нужны Кейдж и Малевич? Чтобы послушать тишину, мне совсем не обязательно идти в концертный зал или ставить пластинку. А чтобы погрузиться в темноту, мне вовсе не нужно идти в музей, а просто достаточно закрыть глаза. Так, что послушать тишину и посмотреть в темноту я вполне смогу и без них.  А вот насладиться красотой Лунной сонаты и оценить улыбку Джоконды, без Бетховена и Леонардо было бы не возможно.  Разницу чувствуете? И ещё когда мне эстеты дают подобные советы, я у них спрашиваю: На какую часть 4,33 Кейджа мне стоит обратить особое внимание? (Их в этой пьесе три) Или в какой интерпретации её лучше слушать? Или с какого носителя она лучше звучит? Так же и по Малевичу: С тонами и цветовой гаммой там всё понятно, но на какую часть композиции стоит обратить особое внимание? Эти вопросы всех эстетов и искусствоведов ставят в тупик. Но если, всё же это музыка и художественная живопись они были обязаны дать ответы на эти вопросы. Но в ответ всегда тишина Кейджа и пустота Малевича.
Так всё же искусство это или нет? Давайте попробуем разобраться. Малевич художником был средним. Он закончил Киевскую школу живописи, а вот в Московское училище живописи так и не поступил. Хотя пытался трижды. Его картины в импрессионизме были весьма неплохими, но на шедевры они явно не тянули. И если бы не его сенсационный квадрат, то вряд ли бы о них кто-то сейчас вспомнил. Но Малевич был человеком очень амбициозным, предприимчивым и изобретательным. Он постоянно пытался чем-то выделиться из толпы и экспериментировал. И результаты экспериментов принесли свои плоды. Малевич изобрёл новый стиль супрематизм. Он означал доминирование новых беспредметных форм перед старыми стилями. Его чёрный квадрат был центральной фигурой в этом стиле. Он даже на выставке повесил картину не на стену, а в угол, где православные люди вешали иконы. Хорошая реклама и оригинальность идеи сделали своё дело. Его квадрат стал символом нового времени. Но именно символом, а не произведением искусства. Такой квадрат мог написать любой ребёнок и Малевич прекрасно знал это. Поэтому он сделал несколько видов защиты, чтобы его не могли повторить. Линии квадрата не были параллельными, в самом квадрате можно было рассмотреть какие-то кракозябры. Но главное, под холстом скрывалась надпись: «Битва негров в пещере». Её обнаружили уже позже, а до этого картина висела вверх ногами. И ни один ценитель его искусства не понимал, что смотрели они ранее на этот шедевр не как положено.

  Я ещё раз хочу сказать, что уважаю эксперименты и новаторство Кейджа и Малевича. Но их «Тишина» и «Квадрат» всего лишь символы нового времени, манифесты, условность.  А к реальному искусству они, на мой взгляд, не имеют никакого отношения. Мы все стараемся показаться немного умнее. Ведь эти произведения признаны во всём мире, стало быть, это реально круто. Но постарайтесь понять, в чём их истинная ценность. Стоит ли искать чёрную кошку в тёмной комнате? Может, её там вовсе нет, а король всё же голый?
   Я к чему перенёс эту тему сюда. Здесь тоже собирается немало умных и знающих людей, хорошо разбирающихся в искусстве. Может, я всё же ошибаюсь? Может эти творения, реально имеют музыкальность и художественную ценность? У кого какие мнения будут по этому поводу?

100.jpg

  • Нравится 3
  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

8 минут назад, Коршунов С В сказал:

Я к чему перенёс эту тему сюда. Здесь тоже собирается немало умных и знающих людей, хорошо разбирающихся в искусстве. Может, я всё же ошибаюсь? Может эти творения, реально имеют музыкальность и художественную ценность? У кого какие мнения будут по этому поводу?

Для себя я давно решил примерно так.  Ни Квадрат, ни опус Кейджа никакой художественной ценности не имеют. Но имеют огромное значение, как некое событие в искусстве. Даже революционное событие. Если по простому, то типо чуваки, посмотрите, теперь и так можно.

  • Нравится 5
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

6 минут назад, nikotin сказал:

Для себя я давно решил примерно так.  Ни Квадрат, ни опус Кейджа никакой художественной ценности не имеют. Но имеют огромное значение, как некое событие в искусстве. Даже революционное событие. Если по простому, то типо чуваки, посмотрите, теперь и так можно.

Полностью согласен. Именно это я и хотел сказать. Но на ФБ было много эстетов, которые были со мной в корне не согласны. Но обосновывали своё мнение лишь тем, что мне не дано понять такое высокое искусство.:)

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Считаю эту тему немного провокационной. 

Для начала: каждый (в меру глубины образования) попробуйте вспомнить и проанализировать, какая музыка и живопись котировались лучше всего 500, 400..100 лет назад. А какие подвергались обструкции". Что и почему менялось за это время? 

Теперь можно переходить к вопросу о художественной ценности тех или иных произведений. 

PS. Малевича я тоже не понимаю... И квадрат и много остальное из его творчества. Но и давно уже признал тот факт, что тот же и импрессионизм, и постимпрессионизм и тп... Я (под воздействием в основном очень "ретроградных)) родителей, в молодости и юности тоже не воспринимал и отвергал с почти негодованием. Да, сейчас я эти направления в искусстве тоже не воспринимаю столь же восторженно, как произведения "старых мастеров", попав в тот же Лувр, Уффицы...Эрмитаж... Но и отдельные произведения мастеров конца 19-го - начала 20-го века в современных стилях (например, Ренуар, Клод Моне, Уистлер, Чейз...), воспринимаю также с огромным удовольствием и радостью. 

В музыке - примерно та же картина. Получив классическое музыкальное образование, очень долго даже рок-музыку (даже в молодости) воспринимал немного с... внтуренним диссонансом. Потом, годам к 30-ти, что-то из  классического английского рока стало даже нравится (хотя до сих пор не могу себя назвать поклонником рок-музыки). Джаз не воспринимал лет до 40-45-ти... Да и сейчас... того же Брубека, Питера Грина, Пи Ви Рассела... воспринимаю куда с большим удовольствием, чем даже Эллу Фицджеральд или Джона Колтрейна... 

Про классическую музыку, как и про классическую живопись специально ничего не говорю. Но тоже всё очень разнообразно в предпочтениях и ничего нельзя подгонять под одину гребёнку. 

Всё очень индивидуально в таких вещах, как искусство и культура. 

  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

11 минут назад, Kir сказал:

Считаю эту тему немного провокационной. 

Для начала: каждый (в меру глубины образования) попробуйте вспомнить и проанализировать, какая музыка и живопись котировались лучше всего 500, 400..100 лет назад. А какие подвергались обструкции". Что и почему менялось за это время? 

Теперь можно переходить к вопросу о художественной ценности тех или иных произведений. 

PS. Малевича я тоже не понимаю... И квадрат и много остальное из его творчества. Но и давно уже признал тот факт, что тот же и импрессионизм, и постимпрессионизм и тп... Я (под воздействием в основном очень "ретроградных)) родителей, в молодости и юности тоже не воспринимал и отвергал с почти негодованием. Да, сейчас я эти направления в искусстве тоже не воспринимаю столь же восторженно, как произведения "старых мастеров", попав в тот же Лувр, Уффицы...Эрмитаж... Но и отдельные произведения мастеров конца 19-го - начала 20-го века в современных стилях (например, Ренуар, Клод Моне, Уистлер, Чейз...), воспринимаю также с огромным удовольствием и радостью. 

В музыке - примерно та же картина. Получив классическое музыкальное образование, очень долго даже рок-музыку (даже в молодости) воспринимал немного с... внтуренним диссонансом. Потом, годам к 30-ти, что-то из  классического английского рока стало даже нравится (хотя до сих пор не могу себя назвать поклонником рок-музыки). Джаз не воспринимал лет до 40-45-ти... Да и сейчас... того же Брубека, Питера Грина, Пи Ви Рассела... воспринимаю куда с большим удовольствием, чем даже Эллу Фицджеральд или Джона Колтрейна... 

Про классическую музыку, как и про классическую живопись специально ничего не говорю. Но тоже всё очень разнообразно в предпочтениях и ничего нельзя подгонять под одину гребёнку. 

Всё очень индивидуально в таких вещах, как искусство и культура. 

Тема действительно провокационная, как и сами эти произведения. Мне просто захотелось немного оживить эту ветку. А музыку, как и живопись каждый воспринимает по мере свой подготовленности и вкуса. Живопись  оставлю в покое. О ней можно много говорить, но это музыкальная ветка. А музыку я слушаю самую разную. Академическую, от барокко до модерна и современную от джаза до металла. И в каждом жанре есть проходняк и есть шедевры.

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, вадим с. сказал:

Недаром церковная музыка не раз записывалась в них.

Да, далеко не только церковная музыка, достаточно вспомнить Караяна превратившего "Церковь Иисуса Христа" в Берлине в настоящую рекорд-студию.

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, Коршунов С В сказал:

Но на ФБ было много эстетов, которые были со мной в корне не согласны.

Теперь я понимаю, почему ФБ у нас заблокировали. :lol:

В топку все эти "квадраты" и "четыре. три три"...

Как гласит старинная грузинская пословица 

 "Сумасшедший не тот кто живёт на дереве, а тот - кто ходит к нему в гости". :)

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

14 часов назад, ishiwata san сказал:

Да, далеко не только церковная музыка, достаточно вспомнить Караяна превратившего "Церковь Иисуса Христа" в Берлине в настоящую рекорд-студию.

А я вот до сих пор вспоминаю концерт органной музыки в Домском соборе. Было это летом 1983 года, но впечатление настолько сильно, что до сих пор как вчера. Кстати, далее можно начинать говорить о всевозможных попытках записи органа, которые не идут ни в какое сравнение с естественным звучанием.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

14 часов назад, Коршунов С В сказал:

Тема действительно провокационная, как и сами эти произведения. Мне просто захотелось немного оживить эту ветку. А музыку, как и живопись каждый воспринимает по мере свой подготовленности и вкуса. Живопись  оставлю в покое. О ней можно много говорить, но это музыкальная ветка. А музыку я слушаю самую разную. Академическую, от барокко до модерна и современную от джаза до металла. И в каждом жанре есть проходняк и есть шедевры.

Согласен, Сергей, с тобой. Впрочем, мы не раз уже на эту тему говорили, потому и повторяться не стоит.
Предложу тебе лучше познакомиться ещё с одним именем, о котором мы в наших разговорах не упоминали.
БЕРНД АЛОИС ЦИММЕРМАН (1918-1970).
   
Не буду даже пытаться рассказать о всём его творчестве, которое сейчас считается классикой авангардной музыки послевоенной Германии. Лишь кратко о его знаменитой опере ,,Солдаты" (1965).
   Циммерман не вписывался в свое время — он был пацифистом, ненавидел войну, но как немец был вынужден участвовать во Второй мировой. Время, проведенное в казармах (он пробыл там всего около 2-х лет и в боевых действиях не участвовал), залегло в памяти как самое отвратительное в его жизни. Он писал очень сложную музыку, в которой сериальная техника смешивалась с джазом, легким танцевальным жанром, народными мелодиями, песнями и проч. Его интерес к текстам Ленца (психически нездорового человека, который последние 10 лет жизни провел в России, а в 42 года его нашли мёртвым на одной из московских улиц, и обстоятельства смерти так и не были прояснены) и поэтам-самоубийцам века XX, носил слишком автобиографический характер: Циммерман не смог смириться с общим равнодушием послевоенного общества и «незамечанием» его громких антимилитаристских посланий о грядущих мировых катастрофах и призывов опомниться. В 1970 он покончил с собой, даже не успев насладиться успехом своих «Солдат».
   Знаю твоё отношение к вокальной музыке, а потому предложу тебе лишь Прелюдию. Этот инструментальный фрагмент оперы очень показателен. Здесь дисгармония возведена в ранг восприятия того, что далее увидят зрители. Музыка настраивает на это внутреннее отторжение и без слов даёт ясный ответ на главный вопрос всей оперы. Мне будет интересно твоё мнение. Но заранее предупреждаю, что прекрасных лирических мелодий и классических гармоний в этой музыке ты не услышишь.

 

  • Нравится 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

17 часов назад, ishiwata san сказал:

Очень рекомендую такую современную запись которая отвечает этим двум критериям (исполнение, аудиофилия). 

Linn здорово записывает ( есть несколько САКД) - хотя пишет и не в DSD а обычно  в 24-88.2.  А что касается записи хора и вокала то для меня идеальна запись Теларк  знаменитого произведения Орфа о котором тут тоже шла речь.  Запись делалась в DSD и звучит очень здорово! 

Но вот само исполнение мне нравится меньше чем на виниле с Саймоном Рэттл. Хотя на виниле хор и не так убедителен...

IMG_20230210_125729_1.jpg

IMG_20230506_100223.jpg

IMG_20230506_100230.jpg

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

05.05.2023 в 21:17, Коршунов С В сказал:

Его чёрный квадрат был центральной фигурой в этом стиле.

Всё зависит от восприятия. Если рассматривать наш окружающий мир, то он нам привычен и, как нам кажется, вполне понятен, но есть мир неизведанного и этот квадрат не что иное, как окно в тот мир, где ничего не видно и ничего непонятно. Чем больше мы изучаем этот мир, тем больше понимаем, как бесконечен и мир за этим окном.

05.05.2023 в 21:17, Коршунов С В сказал:

На какую часть 4,33 Кейджа мне стоит обратить особое внимание?

На какую часть себя скорее всего.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 часа назад, RELERO сказал:

Всё зависит от восприятия. Если рассматривать наш окружающий мир, то он нам привычен и, как нам кажется, вполне понятен, но есть мир неизведанного и этот квадрат не что иное, как окно в тот мир, где ничего не видно и ничего непонятно. Чем больше мы изучаем этот мир, тем больше понимаем, как бесконечен и мир за этим окном.

На какую часть себя скорее всего.

Интересная версия. Вполне вероятно, что кому-то, для того, чтобы разобраться в себе, необходимы проводники в виде Квадрата Малевича и Тишины Кейджа. Но, опять же, это всё очень индивидуально. Мне лично для этого никаких проводников и стимуляторов не требуется. И эти творения я воспринимаю чисто как условность. Малевич и Кейдж просто оказались в нужное время и в нужном  месте. Малевич, кстати, в этом вовсе не был  оригинален. До него в 1617м году Роберт Флатт написал подобное полотно «Великая тьма». В 1855м году гравёр Гюстав Доре изобразил чёрный квадрат с комментарием – «Истоки русской истории теряются в глубине древности». В 1882м году Поль Бийо написал чёрный квадрат под названием «Ночная драка негров в подвале». А в 1893м году Альфонс Алле написал подобное творение под названием «Битва ночью негров в пещере». Но помнят и ценят всё почему-то только квадрат Малевича. Не понимаю, что же в нём такого ценного? У него, кстати, написано четыре подобных квадрата. Две картины хранятся в Третьяковке, одна в Русском музее и одна в Эрмитаже. Интересно, какой из них квадрат главный проводник в неизведанный мир?

  • Нравится 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сегодня весь мир отмечает день рождения композитора Петра Ильича Чайковского (1840-1893), музыка которого является одной из самых узнаваемых по всему миру.

   Композитор совершенно точно носит титул одного из символов России. В его музыкальное наследие входят балеты, оперы, симфонии, фортепианные миниатюры, романсы, оркестровые сюиты… Балет «Щелкунчик» же стал визитной карточкой новогодних празднеств по всему миру. Несмотря на широкое прижизненное признание за рубежом — именно Чайковскому было доверено открывать Карнеги-холл — особыми чувствами композитор всегда был связан именно с родиной. 
91BoQQaIFsc.jpg.5ac2acadcdaef59c46073e053539f7bb.jpg
   Сочинения Чайковского во всем мире являются самыми исполняемыми произведениями. По мнению самого композитора, «красота в музыке состоит не в нагромождении эффектов и гармонических курьезов, а в простоте и естественности». Его симфонии, концерты и камерные сочинения звучат во всех концертных залах, а репертуар почти всех оперных театров включает в себя «Евгения Онегина», «Пиковую даму» или «Иоланту». Для любого балета — огромная радость и ответственность исполнять «Лебединое озеро», «Спящую красавицу» или «Щелкунчика».

 

 

P.S. Пожалуй, каждый любитель классической музыки,имеющий хоть небольшую фонотеку, обязательно найдет музыку П.И.Чайковского. Столь много прекрасного им написано! Столь огромно его наследие! Это скромное напоминание лишь как повод ещё раз погрузиться в его необычайную музыку.

  • Нравится 3
  • Спасибо! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

    Интересная статья.  Об укротители 4:33 :D 

 

Укротитель тишиныМНЕНИЕ

УКРОТИТЕЛЬ ТИШИНЫ

К 110-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ДЖОНА КЕЙДЖА

Композитор, пионер авангардного искусства и повар-гурман, философ и специалист по грибам, писатель, художник и дзен-буддист. Все эти ипостаси соединились в личности Джона Кейджа. Автор знаменитого опуса «4’33”» и «Лекции о ничто», гуру хеппенингов и препарированных роялей.  :) 

 

Укротитель тишины | Музыкальная жизнь (muzlifemagazine.ru)

 

        

  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, вадим с. сказал:

Пожалуй, каждый любитель классической музыки,имеющий хоть небольшую фонотеку, обязательно найдет музыку П.И.Чайковского. Столь много прекрасного им написано! Столь огромно его наследие! Это скромное напоминание лишь как повод ещё раз погрузиться в его необычайную музыку.

Абсолютно согласен! Но и Брамса не забываем..  Что интересно тут Чайковского вспомнили - а там  Брамса :) Люблю музыку обоих... В один день мая родились.

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

15 минут назад, Serg53 сказал:

УКРОТИТЕЛЬ ТИШИНЫ

Да, уж...:)

 

  • Смешно :) 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, вадим с. сказал:

Да, уж...:)

 

Я не отрицаю Кейджа как композитора-новатора. У него есть очень интересные музыкальные произведения. Но к таким экспериментам я всегда относился со скептицизмом. Как по мне, это просто набор звуков, сочетание которых могли показаться интересными автору. Но музыкой я это назвать не могу. Хотя я знаю любителей именно таких шумов и созвучий, которые именно их считают настоящей музыкой. А из традиционных форм они уже выросли. Я лично считаю это понтами и демагогией. Хотя, может быть, я действительно не дорос до такого высокого искусства.:)

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

САМЫЙ ЗНАМЕНИТЫЙ РУССКИЙ МАРШ.
НИКОЛАЙ АГАПКИН ,,ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ".

bp.jpeg.e0f441afcd2db86b5b950cb9a647e5d5.jpeg

   Есть мелодии, узнаваемые с первых тактов, есть мелодии, любимые всенародно, а есть мелодии, ставшие символом не только своего времени, но и истории целой страны. Одна из таких- бессмертный марш «Прощание славянки», ставший поистине всенародно любимым и, пожалуй, самым исполняемым и популярным в нашей стране. Вряд ли найдется человек, не слышавший его. Вряд ли найдется в нашей стране семья, история которой не переплетена с этой музыкой. Потому, прежде чем вспомнить историю его создания, давайте еще раз услышим эту музыку, написанную более века назад и ставшую уже настоящим символом истории России.

Этот марш написал осенью 1912 года штаб-трубач 7-го запасного кавалерийского полка, расквартированного в Тамбове, ВАСИЛИЙ АГАПКИН.
Родом он был из бедной крестьянской семьи села Шанчерово Рязанской губернии. Спустя год после его рождения умерла мать, и отец Василия, Иван Иустинович, переехал с сыном в Астрахань, где стал работать грузчиком на пристани. Вскоре он женился на женщине по имени Анна Матвеевна, которая была прачкой в астраханском порту. В десятилетнем возрасте мальчик потерял и отца: он скончался, надорвавшись на тяжелой работе.
Анна Матвеевна, дабы прокормиться, отправляла двух своих дочерей и пасынка побираться. Только на подаяния они и выживали. но однажды мальчик услышал игру военного оркестра и прибился к оркестрантам. Оказалось, что у него отличный слух и хорошая музыкальная память. Так он в девятилетнем возрасте и был зачислен учеником в оркестр 308 резервного Царева батальона. К 14 годам Василий Агапкин стал лучшим солистом-корнетистом в полку и вся его жизнь стала неразрывна с военной музыкой.

1614087125_3113960.jpg.1756f2decf823c5f3096bd6852b96275.jpg
   В 1906 году он был призван на срочную службу и проходил ее под Тифлисом в составе 16-го драгунского Тверского полка.
1150097900_______.jpg.f0f480a56008b28e7cfebcf3b337d1fc.jpg
   По окончании в конце 1909 года он уезжает в Тамбов, где и поступает на сверхсрочную службу в 7-й запасной кавалерийский полк штаб-трубачом. В Тамбове молодой музыкант женился и проживали они в центре города на Гимназической улице, на которой и находилась Городская Управа. Сейчас эта улица называется Коммунальная, их дом, конечно же, не сохранился. но есть архивные фотографии этой улицы дореволюционного времени. 

   Чтобы совершенствоваться в музыкальном мастерстве, в 1911 году Николай Агапкин начинает заниматься в Тамбовском музыкальном училище по классу трубы у педагога Федора Михайловича Кадичева. Конечно же занятия проходили только в свободное от службы время. 
   

Осенью 1912 года началась Балканская война. Пресса была полна сообщениями о зверствах, которые учиняли турецкие войска, занимая мирные населения. Оркестр, конечно, провожал добровольцев на фронт. Василий Агапкин был также охвачен патриотическими чувствами, а картины прощания родных на железнодорожном вокзале были столь яркими и запоминающимися, что невольно вылились в написанный им той же осенью марш. В своей автобиографии музыкант позже писал: «Этот марш был мною написан накануне Первой мировой войны под влиянием предшествующих событий на Балканах, когда Турция агрессивно напала на мирные Балканские государства».

Музыканту на то время было 28 лет. Он показал ноты капельмейстеру полкового оркестра Милову. Тот, указав на некоторые шероховатости и несовершенства формы, посоветовал автору отвезти написанное в Симферополь к проживающему там известному капельмейстеру и нотному издателю Якову Иосифовичу Богораду. Так и было сделано. Маститый капельмейстер помог молодому автору исправить недостатки, написать трио, которого не было, и оркестровать должным образом для классического состава духового оркестра. Он также и порекомендовал дать название «Прощание славянки», имея ввиду не только славянских женщин, провожающих своих мужей на фронт, но и небольшую реку Славянка, что протекает в окрестностях Симферополя. На ее берегах и были построены казармы 51-го Литовского полка, капельмейстером которого он и являлся.

В типографии Симферополя и была напечатана первая партия партитуры в количестве 100 экземпляров. На титульном листе этого первого издания изображено: молодая женщина прощается с воином, вдали видны Балканские горы и отряд солдат. И надпись: „Прощание славянки“ – новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам. Сочинение Агапкина».
3140841.jpg.b0c6153c7eee68837b8febe0ac911c31.jpg

   По свидетельству автора марш впервые и был разучен и исполнен его же военным оркестром осенью того же года на строевом смотре в Тамбове. К 1914 году этот марш уже исполняли по всей России. Он стал поистине народным во время Первой мировой войны.

https://youtu.be/GN_ieeb7ZQc
 

 

Интонационно марш был во многом схож с запрещенной в то время песней времен русско- японской войны «Ах, зачем нас забрили в солдаты». Ее распевали подпольно с такими словами:
Ах, зачем нас забрили в солдаты,
Угоняют на Дальний Восток?
Неужели я в том виноватый,
Что я вырос на лишний вершок?
Оторвет мне иль ноги, иль руки,
На носилках меня унесут.
И за все эти страшные муки
Крест Георгия мне поднесут…

Так же быстро и стал этот инструментальный военный марш обрастать различными текстами.
Первый из них был анонимным и стал распеваться уже в 1914- 1915 годах.

По неровным дорогам Галиции,
Поднимая июльскую пыль,
Эскадроны идут вереницею,
Приминая дорожный ковыль.

Прощай, Россия-мать!
Уходим завтра в бой.
Идем мы защищать
Твои границы и покой!

Раскаленные жерла, фонтаны огня,
В наступленье идет эскадрон.
По траншеям, позициям, вражьим тылам
Раздается наш сабельный звон.

Также стал популярен и другой текст в те же годы под названием «Песня студентов-добровольцев». Она же позже стала гимном белого движения России.

Был известен и Сибирский марш 1915 года на музыку В. Агапкина, ставшие во времена Гражданской войны Гимном Сибирской Народной армии.

Вспоили вы нас и вскормили,
Сибири родные поля,
И мы беззаветно любили
Тебя, страна снега и льда.

Теперь же грозный час борьбы настал, настал,
Коварный враг на нас напал, напал.
И каждому, кто Руси — сын, кто Руси — сын,
На бой с врагом лишь путь один, один, один...

Мы жили мечтою счастливой,
Глубоко Тебя полюбив,
Благие у нас все порывы,
Но кровью Тебя обагрим.

Вперед, вперед, смелее...
Сибири поля опустели,
Добровольцы готовы в поход.
За край родимый, к заветной цели,
Пусть каждый с верою идет, идет, идет...

Мы знаем, то время настанет,
Блеснут из-за тучи лучи,
И радостный день засияет,
И вложим мы в ножны мечи.

Теперь же грозный час борьбы настал, настал,
Борьбы за честь, борьбы за светлый идеал,
И каждому, кто Руси — сын, кто Руси — сын,
На бой кровавый путь один, лишь путь один…

В 1915 году была сделана и первая грамзапись этого марша оркестром оперного театра г. Киева.

   После октябрьской революции история марша и его автора была непростой, а подчас и роковой.
Василий Иванович Агапкин после установления советской власти в Тамбове перешел на сторону красноармейцев и возглавил полковой оркестр. В это время им были написаны еще ряд произведений для духового оркестра. Например: при сочинении вальса « Сиротка» он выразил свои воспоминания о тяжелом голодном детстве в Астрахани, когда лишь подаяние помогли их семье не умереть с голоду.

 

   

О всенародной популярности его марша красноречиво говорит факт из его Тамбовского послереволюционного периода жизни. В 1920 году он был схвачен антоновцами во время мятежа, но те, узнав в нем автора знаменитого марша, отменили расстрел и предоставили Василию Ивановичу полную свободу. Удивительно еще и то, что подавившие этот мятеж войска ВЧК, также не тронули музыканта.

Дальнейшая судьба В. И. Агапкина уже была связана с Москвой. В 1922 г. переведен в Москву и до самой своей отставки в 1955 г. возглавлял различные оркестры по линии войск ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ. В 1924 году участвовал в похоронах Ленина. В 1928 году организовал духовой оркестр из беспризорников. В 1941–42 гг. был начальником оркестров дивизии ОМСДОН НКВД и в этой должности был главным дирижером сводного оркестра на историческом параде на Красной площади 7 ноября 1941 г.

На том знаменитом параде был казус с дирижером, который должен был вовремя отойти с оркестром для прохода военной техники. Но из-за мороза ноги капельмейстера так пристыли к брусчатке, что пришлось его буквально отрывать. Многие задаются сейчас вопросом:»Звучал ли знаменитый марш на том параде?». В отсутствии документальных подтверждений затруднительно дать правильный ответ. Но вероятно, всё-таки звучал. В своей книге «Войны несчитанные вёрсты», представленной на сайте «Военная литература», Константин Фёдорович Телегин пишет:

«В репродукторе послышались приглушенные расстоянием слова команды, несколько искаженный высокий, взволнованный голос командующего парадом, громыхнули аккорды марша „Прощание славянки“, исполненного, как в бесконечно далекое мирное время, сводным оркестром Московского гарнизона. Когда же послышались шаги проходивших мимо трибуны Мавзолея колонн защитников Родины, признаюсь, что в эти минуты почувствовал, как волнение невольно сдавило горло».

В своих воспоминаниях о Василии Агапкине главный военный дирижёр Советской Армии Народный артист РСФСР генерал-майор Николай Михайлович Назаров в частности говорил:

«Этот марш прозвучал в 1941 году на историческом параде на Красной площади. Василий Иванович в этом параде дирижировал сводным оркестром. С этим маршем бойцы прямо с парада шли на передовую бить врага. И отсюда он зазвучал почти во всех армейских оркестрах — это второе рождение замечательного марша».

В книге «Прощание славянки» (Москва, «Советский композитор», 1987), написанной по воспоминаниям дочери Василия Ивановича, Владимир Соколов приводит цитату:

«…Одна мысль занимала его целиком. Надо донести звуки музыки до глубины солдатской души, чтобы поддержать силу бойцов, приблизить час справедливого возмездия. Сводный оркестр играл „Прощание славянки“. Патриотическая мелодия марша была созвучна мыслям и чувствам воинов, и каждый уносил с Красной площади в памяти её высокий душевный строй, вдохновляющий порыв… Ровными рядами шли солдаты».

В. И. Агапкин также был был участником знаменитого Парада Победы 24 июня 1945 года. Он был в должности одного из помощников главного дирижера сводного оркестра, включающего в себя 38 военных коллективов и состоящий из 1400 музыкантов.
dukh_orkestr-3.jpg.d27dabbc297114b10bbc314eae0ba49b.jpg
   В 1944 году была выпущена еще одна запись этого марша оркестром под управлением И. В. Петрова на пластинке Апрелевского завода.
   В послевоенные годы марш, конечно же исполнялся, но уже не имел такой популярности. Популярность ему вернул кинематограф. Он ярко прозвучал в знаменитом фильме 1957 года «Летят журавли». Есть там, как вы помните, замечательная сцена: проводы добровольцев. Помните? Многолюдье провожающих у двора школы, где происходит сбор добровольцев. Вдоль решётки мечется Вероника. Ведь где-то здесь её Борис. Напряжение последних секунд. Отчаяние. И вдруг оркестр грянул марш «Прощание славянки»… Наверное, режиссеру Михаилу Калатозову выбор дался нелегко, но эта сцена, где и звучит марш, стала одной из центральных в фильме. Сам же марш после этого приобрел всенародную любовь уже другого поколения людей, строящих мирное будущее. Успех фильма на кинофестивале в Каннах позволил и музыке В. И. Агапкина стать музыкальным символом того времени.


   

Сам же композитор за довоенные и послевоенные годы написал много других пьес для духового оркестра, но ни одно из них не могло сравниться по популярности с его знаменитым маршем. Руководя различными оркестрами в системе ОГПУ, он вел скромную жизнь и, видя как многие из его знакомых музыкантов арестовывались по различным, подчас абсурдным, обвинениям, старался держаться как можно дальше от всевозможных политических высказываний. Всю свою жизнь он отдавал лишь музыке.

С довоенных лет он полюбил парк «Сокольники», где по выходным выступал там со своим гражданским духовым оркестром. Специально для его оркестра руководство парка построило там деревянную эстраду в виде раковины. Это место и стало любимым у многих москвичей. Много танцев было написано В. И. Агапкиным специально для этих выступлений.

В. И. Агапкин. Вальс «Голубая ночь».

 

   Прослужил композитор долго и вышел на пенсию в возрасте 72 лет. Обосновался в скромном подмосковном домике в Абрамцево, где и скромно жил со своей второй женой Людмилой, воспитывая двух внуков.
29 октября 1964 года он скончался, прожив 80 лет. Похоронен композитор на Ваганьковском кладбище.

i.jpg.1e4cf7bf00939cd19fc6e91cb0851046.jpg
   Его же детище становится всенародно любимым. Выпускаются ноты, записываются многочисленные оркестры и хоры, пишутся новые тексты на музыку « Прощание славянки». Конечно, невозможно даже пытаться охватить все, что было написано. Лишь некоторые, самые популярные.
   Александр Галич «Прощание славянки».

Самым, пожалуй, популярным и исполняемым в последнее время является марш со словами Владимира Лазарева.
Среди множества прекрасных его исполнений хочется выделить хор Сретенского монастыря.

 

Конечно, марш стал образом для создания живописных полотен.

IFTJ7sFzi6E.jpg.52a48946fe6e5fc5325ace3d2755bf90.jpg
К. Васильев ,,Прощание славянки".
В 2014 году по инициативе Российского военно-исторического общества на территории Белорусского вокзала г. Москвы был установлен памятник «Прощание славянки». Скульптура выполнена из бронзы и является отображением сцены проводов добровольцев на фронт их фильма М. Калатозова «Летят журавли». Монумент посвящён всем славянским женщинам, провожавшим своих родных на войну.

   В Тамбове был поставлен памятник двум композиторам, прославившим этот край: В. И. Агапкину и И. А. Шатрову.

 

Каждое утро областное радио начинает свои передачи с начальных нот марша «Прощание славянки». Гимн Тамбовской области также написан на музыку В.И. Агапкина.
На просторах бескрайних и синих,
Где березы любуются Цной,
В самом сердце великой России
Ты раскинулся край наш родной.
Полыхали зловеще зарницы,
Но в историю грозных веков
Ты вписал своей славы страницы,
Честь, свободу, храня от оков.

Припев:
Тамбовский наш край,
В веках процветай!
Ты славен людьми,
Храни, Господь, тебя, храни!

На надгробном памятнике композитору, который за жизнь создал десятки произведений, выбиты такты его самого знаменитого марша, под который уходили на фронт солдаты двух великих войн; который одинаково любили и красные, и белые; который и сегодня остается одним из символов патриотизма и национальной гордостью — как пушкинский ямб, улыбка Гагарина или голос Шаляпина. Его узнают с первых нот, даже не зная, кто такой Василий Агапкин, — скромный человек, который жил музыкой и ради музыки.

Под звуки этого марша отправляются поезда и корабли по всей нашей стране. Марш стал настоящим музыкальным символом не только истории, но и самого образа расставания. Вряд ли лучшую музыку можно создать. Потому и маршу этому- жить всегда! Маршу этому быть актуальным всегда! Маршу этому быть музыкальным памятником России навсегда!

  • Нравится 4
  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

15 часов назад, вадим с. сказал:

САМЫЙ ЗНАМЕНИТЫЙ РУССКИЙ МАРШ.
НИКОЛАЙ АГАПКИН ,,ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ".

Спасибо! Актуально перед 9 мая и вообще время сейчас такое.  У меня отец был участник ВОВ и когда слышал его то лицо даже менялось...

Собираюсь сегодня повесить его портрет на стекло авто. И что то не вижу пока тут активности у автолюбителей. У всех ведь наверняка были деды и другие родственники перед которым мы все в неоплатном долгу. Надо чтить их память...

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

22 часа назад, Коршунов С В сказал:

Я не отрицаю Кейджа как композитора-новатора. У него есть очень интересные музыкальные произведения. Но к таким экспериментам я всегда относился со скептицизмом. Как по мне, это просто набор звуков, сочетание которых могли показаться интересными автору. Но музыкой я это назвать не могу. Хотя я знаю любителей именно таких шумов и созвучий

Арнольд Шенберг в первой половине 20 века преподавал в Америке и как то его спросили "... ну как вам американские ученики? " Он ответил примерно следующее "... да ничего выдающегося, хотя не совсем, есть один экспериментатор..." Он имел в виду Кейджа. Кейдж скорее был конструктором музыки, чем композитором и эпатаж являлся частью его самовыражения, поэтому заострять внимание на его "тишине" бессмысленно. Вообще считаю американскую современную академическую музыку достаточно бестолковой, другое дело европейская. Шумы и тишина не есть искусство вообще, шарлатанов и бездарей везде хватает, просто здесь им проще, чем в классической академической музыке.

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Staudio изменил заголовок на Разговоры о классической музыке
 Поделиться

×
×
  • Создать...