Акустика, её звучание и сцена - Страница 3 - Акустические системы - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Акустика, её звучание и сцена


Gepardushka
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

.... Из чего слледует, что заднюю стену в таком случае нужно закрыть достаточно глубокими диффузорами.

Не верный вывод, сделать то о чем Вы говорите во всем слышимом диапазоне невозможно в обычных уловиях, а вот геометрию сломать просто.

Не бороться с отражениями нужно, а управлять ими, все расчеты акустики залов в основном к этому и сводятся, а глушится, при возможности, задняя стена, отражения от нее, практически, неуправляемы и приходят к слушателю с большой временной задержкой и нерасчитываемой фазой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

У тебя все шансы на победу в этом диалоге

У меня нет задачи победы, я ищу истину. Я, обычно, не расстраиваюсь, когда оказываюсь не прав, ведь зато я теперь знаю как должно быть. -_-

а глушится, при возможности, задняя стена

Да, серьезное отличие от оформления комнат прослушивания, где задняя стена не очень далеко и ее глушат не сильно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

У меня нет задачи победы, я ищу истину. Я, обычно, не расстраиваюсь, когда оказываюсь не прав, ведь зато я теперь знаю как должно быть. -_-

Да, серьезное отличие от оформления комнат прослушивания, где задняя стена не очень далеко и ее глушат не сильно.

Реверберация в помещении имеет целью избавление от музыкального мусора, который накопился во время записи - воспроизведении. Добавить к записи реверберация ничего не может. Об этом у А.Лихницкого много написано.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

мое мнение - КдП, расстановка АС, положение МдП - вещи абсолютно субъективные. На вкус и цвет каждый выберет себе свой собственный вариант. Есть конечно некая корреляция результатов, но в конечном счете все субъективно. И вообще, это уже все ловля блох. Если изначально звука нет, то никакие провода и передвижения колонок на миллиметры с больным радикулитом не спасут

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

восприятие музыки без пространственного расположения музыкантов друг относительно друга и присутствия каких-то "планов" уже считается "неполным". LOL! С чего бы это? - ответьте на вопрос, и прежде всего - автор ветки.

Да я, собственно, уже не раз озвучивал ответ на этот вопрос. Так или иначе, всё, заложенное в запись, - есть часть общего целого произведения! И эти все мельчайшие детали и прочее (типа сцены) - заложены туда умышленно. Они создают некую атмосферу, способствовающую восприятию.

При наличии хорошей сцены (если и остальное всё более-менее в норме) получается сильный эффект присутствия. По-моему, в этом случае вовлечения так называемого больше. А если образы смазаны, если локализация условная, если инструменты "наваливаются" друг на друга - то мозгу приходится ещё и обрабатывать эту ифнормацию на подсознательном уровне, заставляя "представлять", как же всё это было на самом деле. И эти лишние процессы могут сказываться на общем впечатлении. А когда эффект присутствия настолько реалистичен, что ты забываешь, что ты дома, то ты полностью отдаёшься музыке... и уже даже не подумаешь в таком состоянии обратить внимание на какие-либо параметры типа НЧ, ВЧ, и т.п. Если же эффекта реалистичности нет или он весьма условен, то я подсознательно всё равно понимаю, что слушаю музыку на системе, а мне хочется слушать музыку и не замечать систему.

Ещё раз оговорюсь, что я не ставлю сцену во главе всего. Просто слушать музыку я могу и на текущей системе! Да почти на любых АС. Просто собирая стереосистему серьёзно-начального уровня мне бы хотелось удовлетвориться не только возможностью слушать музыку... хочется получать больше что ли. Такое возможно почти на любой системе под соответствующее настроение. А на хорошей системе с хорошим эффектом присутствия (и с прочими мелкими радостями), как мне кажется, можно не дожидаться прихода определённой волны, чтоб улететь, чтоб вставило.

p.s.: вообще Константин Дружелюбов на хай-фае правильно подметил: "Когда услышал глубину, ширину, высоту.. прежние представления перестают устраивать. Я не говорю, что это всех касается и всем просто необходимо идти таким путём." Вот, собственно, я как-то где-то что-то -_- услышал, и отказываться от такой возможности у себя очень не хотелось бы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ой, что тут началось, пока меня не было.

Сцена из Гамлета.

Я тоже борюсь за истину и с радостью приму противоположное мнение если оно будет доказано.

1)

Если изначально звука нет, то никакие провода и передвижения колонок на миллиметры с больным радикулитом не спасут

Аксиома.

2)

Реверберация в помещении имеет целью избавление от музыкального мусора, который накопился во время записи - воспроизведении. Добавить к записи реверберация ничего не может. Об этом у А.Лихницкого много написано.

Абсолютно. С оговоркой. Реверберация в помещении не может не быть. Но она, условно, не должна превышать реверберацию помещения, в котором производилась запись, или добавленного туда звукорежиссером. Итак, отражения позже 0,3 сек убираем, а кто не убрал - тому позор :)

3)

А вот в этом вопросе придерживаюсь мнения Лихницкого - располагать колонки так, чтобы кратчайшие расстояния первых отражений от стен/потолка/ближайшей мебели были как минимум > на 1 м , чем прямые расстояния от динамиков до слушателя.

YES. Речь идет о диапазоне времен отражения от 5мс (=1,6м) до 20-30мс(7-10м).

Наличие более ранних отражений создает "кашу" на частотах выше 2 кГц.

Более поздние начинаю переходить в эхо.

А вот этот диапазончик прилипает к первичному звуку так, что ухо впрямую его не отделит. Только косвенно. Искажение АЧХ, паразитные призвуки, изменение локализации и тп.

дальше к сути

4)

... хорошо ли строится сцена совсем без отражений (или с минимумом). Я считаю, что строится и АС не локализуются.

Ай, заблуждаетесь. Приглашаю всех в свидетели. Итак ВСЕ:

а) садимся перед своей любимой системой и закрываем глазки.

б) вытянутой вперед рукой указываем на расположение левой АС и открываем глазки

в) вытянутой вперед рукой указываем на расположение правой АС и открываем глазки

г) пишем сообщение в форум о полученных результатах, добавляя, что помещение далеко не сильно заглушено. (Кто ошибся более, чем на 10 градусов - мои соболезнования)

5)

Вот можно почитать http://rus.625-net.ru/audioproducer/2001/08/theory_3.htm

и одно предложение:

"Наличие отраженных звуков, приходящих со всех направлений, создает случайные вариации признаков, определяющих локализацию, и неизбежно ухудшают ее точность."

Вспоминаем концертный зал, естественно, с естественной акустикой, просто полный отражений. У Вас когда нибудь возникали сомнения, где стоит фортепьяно?

А, что мы установили в п.4. Ухудшает или делает невозможной локализацию?

НО затрудняя локализацию АС, отражения делают возможной локализацию КИСов в произвольной точке пространства.

6) идем дальше по тексту ссылки:

после приведенной оппонентом цитаты, следует текст:

"Особенно страдает от этого такой признак локализации, как разница во времени между сигналами на двух ушах (ITD). В помещении, где отраженные звуки преобладают над прямыми, этот критерий локализации вообще становится ненадежным. Зато второй критерий, разница по интенсивности (IID), "страдает" меньше, так как он используется на высоких частотах, где коэффициент поглощения на поверхности помещения значительно возрастает с частотой, и уровень отраженных сигналов уменьшается."

и чего нам от отражений расстраиваться?

"Таким образом, точность локализации источников звука в помещении при наличии отражений существенно ухудшается по обычным критериям (ITD, IID). Однако слух использует два других механизма – локализацию по IID в высокочастотной части диапазона и эффект предшествования, что позволяет осуществлять локализацию,хотя и с меньшей точностью."

А зачем нам точность? Привязать саксофон в стереопанораме можно (и нужно) +/- 10 гр.

Зато мы избавляемся от чувствительности к фазовым искажениям и расширяем зону стеревосприятия.

Нужно сказать, что этот отраженный звук все-таки оказывает свое влияние на точность локализации первого основного звука – если место появления отраженного звука все больше отодвигается от расположения прямого звука, то он как бы "утягивает" локализацию первого звука за собой примерно на 7° (меняется протяженность первого источника); при большем смещении эффект уже не сказывается.

А это нам зачем? А вот оно. Помещение управляет стереопанорамой!

Что и требовалось доказать. Для закрепления полученных знаний предлагается лабораторная работа.

7) Эксперимент №2.

а) к стерео системе подключите источник моно.

б) найдите осевую линию на которой время прихода звука к левому уху от левой системы равен времени для правого уха от правой системы.

.....При Вашем смещении влево КИЗ (кажущийся источник звука) локализуется на левой АС, вправо на правой. Все правильно. Слух оценивает амплитуду и момент прихода сигнала (кто-то называет это фазой) и делает выбор: откуда раньше и больше, там и источник.

В самой точке возникает некая неопределенность: звук может локализовываться посередине, размазываться в плоскость или метаться слева направо или еще чего делать (если в Вашей системе велики фазочастотные искажения. Некоторые даже считают, что это и есть стерео эффект). Слуховая система дезориентирована - эволюция не предусмотрела ситуацию, когда один и тот же звук приходит из двух разных точек.

Вопрос для повторения пройденного материала: зависит ли локализация источника от шильдика на АС? А от УМ? А от проводов?

в) запоминаем точку на оси пары АС и переключаем Вашу систему на стерео источник.

Что слышим? Стереоэффект. Причем, при смещении с осевой не менее убедителеный, чем в осевой точке.

Что произошло? Слух переключился с определения направления по фазе волны на запасную систему определения по разнице интенсивности, которая вместе с первичным звуком учитывает и отражения. Нам от этого хорошо или плохо? Супер. -_-

И вообще, спасибо ув. И.П.Алдошиной, (маленькая поправка 1 гр поворота головы соответствует не 10 мс, а 10 мкс - видимо опечатка редакции) учился я по ее статьям, и достаточно более вдумчиво и аналитически ее прочитать (ибо это статья в журнале, а не курс лекций по акустике) и все должно стать ясно.

8) Итак, технология реализации стереопанорамы в КДП должен быть следующий:

Первое. Избавляемся от ранних отражений менее 5 мс

Второе: Создаем картину первичных и вторичных отражений ВЧ с фронтальной стены в углу примерно 120 гр (60 влево 60 вправо) или на сколько вы хотите расширить панораму относительно АС.

Третье: Решаем остальные проблемы помещения.

Четвертое: Получаем еще больше удовольствия.

Я закончил. Прошу аплодисменты.

После перерыва отвечу на вопросы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сцена имеет три измерения. Ширину, глубину и высоту.

По ширине звуковая сцена строится в любом акустическом треугольнике, при условии, что слушатель находится по центру.

В общем случае сцена по высоте формируется практически на одной линии, если АС выставлены верно, это уровень головы слушателя или несколько выше. Есть модели АС, которые позволяют получить КИЗы на разной высоте, что в итоге порождает эффект трехмерной картинки.

Глубина звуковой сцены зависит от модели АС и расположения их в помещении. Поставив АС вплотную к стене, вы не получите глубокую сцену.

Глубина звуковой сцены в большинстве сетапов не выражена, многие слушатели не могут позволить себе размещение АС за счет жилого пространства. В таких сетапах звуковая картинка воспринимается плоской.

Количественных показателей для саундстейджа нет, АЧХ в точке прослушивания и rt60 прямого отношения к саундстейджу не имеют, только опосредованное, т.к. с помощью этих параметров невозможно описать саундстейдж и добится повторяемости результата.

Таким образом, саундстейдж возникает как результат взаимодействия АС разных моделей с разными помещениями и может быть оценен только субъективно. По моим наблюдениям, нередко, даже закоренелые аудиофилы не слышали сетапы с трехмерноей ЗС глубиной в несколько метров с правильной локализацией ЗО по вертикали. Многим это не нужно, нередко аудиофилы увлечены игрищами с тембральной окраской, в лучшем случае с динамикой.

Усилители оказывают влияние на звуковую сцену. По моим наблюдениям, в прямом сравнении ламповые однотактные усилители "заужают" звуковую сцену по ширине, по сравнению с хорошими транзисторниками. Вместе с потерей динамики на современной плотной атмосферной музыке это особой радости не взывает. С другой стороны, ламповые однотактники - дело вкуса, обычно любители однотакта не слушают демонов Gorgoroth несколько часов на дню.

PS/ Игорь из Сибири. Не услышал пока не одного однотактника, который бы превосходил транзисторники по динамике и саундстейджу. Возможно ты имел в виду усилители Макарова. Я с ним долго общался на последней выставке, договорились о встрече. Как только выскочу в Москву, поеду слушать его усилители с Montana WAS.

Кстати однотактный Ламм, который хвалил Макаров, в паре с Вилсонами ничего выдающегося не продемонстрировал ни в плане сцены, ни в плане динамики, ни в плане тембральной верности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ай, заблуждаетесь. Приглашаю всех в свидетели. Итак ВСЕ:

а) садимся перед своей люмой системой и закрываем глазки.

б) вытянутой вперед рукой указываем на расположение левой АС и открываем глазки

в) вытянутой вперед рукой указываем на расположение правой АС и открываем глазки

г) пишем сообщение в форум о полученных результатах, добавляя, что помещение далеко не сильно заглушено. (Кто ошибся более, чем на 10 градусов - мои соболезнования)

Только этот опыт ни как не корелирует с сутью вопроса. Для решения этого вопроса надо провести опыт прослушивания в безэховой камере с хорошей аппаратурой. Тогда будет корректно, да еще испытуемого туда надо завести с повязкой на глазах и берушами, а беруши снять надо оновременно, когда музыка уже играет. В противном случае я всегда укажу на расположение АС по артефактам, а это никак не связано с построением звуковой сцены.

Один из самых хороших случайных опытов по локализации АС был в комнате прослушивания Ноты+, стоит три пары хороших АС и я не могу уазать которые из них играют. Правда уговой раскрыв между ними был не более 7-10 градусов.

Итого. Возражение не принимаю.

Вспоминаем концертный зал, естественно, с естественной акустикой, просто полный отражений. У Вас когда нибудь возникали сомнения, где стоит фортепьяно?

Опять же некорректный опыт, мы видим фортепиано или знаем где он находится и это значительно помогает настроить слуховую систему. А задача стереосистемы обратная, построить в мозгу видеокартину на основе слухового образа.

НО затрудняя локализацию АС, отражения делают возможной локализацию КИСов в произвольной точке пространства.

Поскольку п4 не сработал, то и обобщение не приниматся. Современные звуковые процессоры строят звуковую сцену (искусственную) не только по амплитудному принципу, как на стрых пультах, но и о фазовому (точнее временному) и по спектральному. Таким образом, одни АС без помощи стен способны передать всю звуковую сцену.

А вот другой аспект от акустики помещения обошли. Понятие зоны стереоэффекта. При прослушивании в условиях переглушенной комнаты стереопанорама получается хорошей, даже отличной, но только по оси системы. Это вполне объяснимо, поскольку звуковой поток строго детерминирован и выбора у мозга нет. При наличии отражений, мозг может привязываться к ним, когда временные соотношения между одним из сигналов и отражением получаются подходящими и стереопанорама вновь строится, пусть хуже, но строится. По этой причине всенаправленные АС строят некую сцену практически во всей комнате.

А зачем нам точность? Привязать саксофон в стереопанораме можно (и нужно) +/- 10 гр.
Как сказать. При прослушивании в комнате у Чернова, поставили запись Кокера, там несколько гитаристов сидели в ряд играли и пели. При хорошей локализации, а не 10 градусов, эффект от прослушивания был совсем другой, создалась реальная иллюзия сидящих перед тобой людей, а не звучания хоршей записи. К сожалнию, КдП у Чернова не дведена до конца, и на всех частотах столь точной работы не выходит, но вот простой мужской вокал с акустической гитарой получились великолепно.

б) найдите осевую линию на которой время прихода звука к левому уху от левой системы равен времени для правого уха от правой системы.

У меня дома сильны отражения от боковых стен, они не задемпфированы, но имеют не гладкую форму, что рандомизирует отражение. При прослушивании моно (это мне часто приходится) и движении поперек оси систмы не происходит локализации на одной из АС, КИЗ плавно передвигается вместе со мной.

Первое. Избавляемся от ранних отражений менее 5 мс

Абсолютно точно. Жаль не везде реализуемо :)

Второе: Создаем картину первичных и вторичных отражений ВЧ с фронтальной стены в углу примерно 120 гр (60 влево 60 вправо) или на сколько вы хотите расширить панораму относительно АС.

По желанию, мне не нравится. Другим может быть и в кайф, особенно "новым русским" -_-

Третье: Решаем остальные проблемы помещения.

А может с этого начнем? :)

Четвертое: Получаем еще больше удовольствия.

А нафиг мы здесь собрались? Только для этого!

Сцена имеет три измерения. Ширину, глубину и высоту.

Оценка положения источника по высоте еще производится на основании изменения АЧХ его восприятия. Это нередко используют в кинотеатральных эффектах. В стерео это обычно получается из-за недостатков АС, из-за смещения центров излучения по полосам, фазовых нестыковок по полосам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не верный вывод, сделать то о чем Вы говорите во всем слышимом диапазоне невозможно в обычных уловиях, а вот геометрию сломать просто.

Не бороться с отражениями нужно, а управлять ими, все расчеты акустики залов в основном к этому и сводятся, а глушится, при возможности, задняя стена, отражения от нее, практически, неуправляемы и приходят к слушателю с большой временной задержкой и нерасчитываемой фазой.

принимается. Я написал "достаточно глубокими диффузорами", имея в виду работающии во всем диапазоне, критическом для локализации. Но очевидно глубина слишком велика для обычной комнаты. Да и по-поводу геометрии Вы правы. Согласен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Только этот опыт ни как не корелирует с сутью вопроса. Для решения этого вопроса надо провести опыт прослушивания в безэховой камере с хорошей аппаратурой. Тогда будет корректно, да еще испытуемого туда надо завести с повязкой на глазах и берушами, а беруши снять надо оновременно, когда музыка уже играет. В противном случае я всегда укажу на расположение АС по артефактам, а это никак не связано с построением звуковой сцены.

Один из самых хороших случайных опытов по локализации АС был в комнате прослушивания Ноты+, стоит три пары хороших АС и я не могу уазать которые из них играют. Правда уговой раскрыв между ними был не более 7-10 градусов.

Итого. Возражение не принимаю.

Коррелирует. Вы только не ответили да или нет. Я так понял что Вы слышали направление и чем глуше помещение, тем лучше слышно. И не надо повязок, берушей и тд.

Второй пример из той же области. Помещение не заглушено и локализация ухудшается за счет отражений от задней стены.

Итого. Всегда ли Вы укажете расположение АС?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сцена имеет три измерения. Ширину, глубину и высоту.

Ширину да. И именно так, как я ее описал.

Глубина тоже понятно может быть создана за счет:

- амплитуды

- ачх

- количества реверберации

Высота - теоретически есть алгоритмы, которые в теоретических условиях могут работать. Практически, я думаю сегодня это не управляемо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Коррелирует. Вы только не ответили да или нет. Я так понял что Вы слышали направление и чем глуше помещение, тем лучше слышно. И не надо повязок, берушей и тд.

Второй пример из той же области. Помещение не заглушено и локализация ухудшается за счет отражений от задней стены.

Итого. Всегда ли Вы укажете расположение АС?

Как раз все наоборот. Нифига не слышно. Только опыт надо проводить корректно. Когда ты знаешь заранее где они находятся, то и выслушать их несложно. А вот попробуйте в хорошей системе послушать живую запись шума города, леса, водопада. Неважно, в заглушенной это будет комнате или в хорошо подготовленной, но определить положение АС очень сложно. А если брать для теста запись с искусственной реверберацией и сценой, то никакая система не скроет положение АС, поскольку запись такая.

И вообще, постановка вопроса противоестественная. Мне надо не локализовывать АС, а локализовывать КИЗ-ы и максимально незамечать АС. Уверяю, что в переглушенной комнате АС лучше всего незамечаются (проверено).

И как могут корелировать результаты, если вывод о локализации АС в условиях заглушенной комнаты делать при опытах в обычно! -_-

Высота - теоретически есть алгоритмы, которые в теоретических условиях могут работать. Практически, я думаю сегодня это не управляемо.

Я согласен. Это больше прерогатива кинотеатра. А в стерео это последствия проблем тракта.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Высота - теоретически есть алгоритмы, которые в теоретических условиях могут работать. Практически, я думаю сегодня это не управляемо.

>> Я согласен. Это больше прерогатива кинотеатра. А в стерео это последствия проблем тракта.

Не понял. Как это высота не управляема?? Даже если не брать в расчёт электронную музыку (да того же Вангелиса), то есть и акустические записи, где различима высота инструментов. Их не так много, но они есть. Или мне показалось... но вряд ли))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Их не так много, но они есть. Или мне показалось... но вряд ли))

Этот эффект наблюдается часто. Но, обычно, он недостоверен. На одной системе так, на другой иначе. Для передачи высоты достоверно нужна очень качественная система. Есть электронные приемы, которые позволяют почти на любой системе реализовать эффекты вертикального движения КИЗ, даже можно постараться загнать КИЗ за затылок, но это искусственные приемы обмана слуха. Реальная запись, сделанная с помощью искусственной головы позволяет частично передать высоту, но система должна быть очень хороша, что бы повторить реальность.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Этот эффект наблюдается часто. Но, обычно, он недостоверен. На одной системе так, на другой иначе. Для передачи высоты достоверно нужна очень качественная система.

Но ведь то же относится и к обычному эшелонированию в глубину (особенно если три и более планов): на одной так, на другой иначе может быть. Я не знаю, использовались какие-либо искусственные приёмы при сведении концертного альбома Яна Тирсена C'etait Ici, но в композиции Le Banquet обычно всегда прослеживается чёткое расположение малых барабанов сверху... по крайней мере значительно выше других ударных и аккордеона. Замечал на всех системах. Других композиций с живыми инструментами не смогу вспомнить с подобной прорисовкой по вертикали.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Как раз все наоборот. Нифига не слышно. Только опыт надо проводить корректно. Когда ты знаешь заранее где они находятся, то и выслушать их несложно. А вот попробуйте в хорошей системе послушать живую запись шума города, леса, водопада. Неважно, в заглушенной это будет комнате или в хорошо подготовленной, но определить положение АС очень сложно. А если брать для теста запись с искусственной реверберацией и сценой, то никакая система не скроет положение АС, поскольку запись такая.

Есть известное теоретическое понятие как радиус реверберации (есть и другие названия этой величины) - это расстояние на котором УЗД прямого звука от АС равно УЗД отраженного звука (это совершенно реально и зависит от свойств помещения).

Внутри - положение АС слышно, снаружи - теоретически нет.

И вообще, постановка вопроса противоестественная. Мне надо не локализовывать АС, а локализовывать КИЗ-ы и максимально незамечать АС.

Так я же за это и махаюсь тут.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

но в композиции Le Banquet обычно всегда прослеживается чёткое расположение малых барабанов сверху...

- На тестовом диске с записями ударных Шеффилд лаб - прослушивается каждый барабан и каждая тарелка на своём месте, на своем расстоянии от слушателя, и все четко стоят по высотам относительно пола.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Во! Это ли не чудо вертикального позиционирования КИЗ? Так что же тут такого неуправляемого по сравнению с тем же эшелонированием в глубину?!

p.s.: а вообще с интересом жду развязки спора. Уже немало полезного подчерпнул для себя в плане расстановки АС и минимальной обработки частей помещения. Единственное - не понял, что подразумевается под задней стеной. Это место за слушателем или место за АС?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот образец правильной расстановки акустики:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Общепринято, - задняя стена позади слушателя. А что важнее, её глушить или отражения с фронта тут мнения расходятся. Видимо обе -_-

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Если задняя стена находится менее чем в метре от головы слушателя, то ее надо хорошо глушить, иначе реверберационный откик будет очень рано и создаст кашу, которая испортит локализацию. Чем дальше стена тем менее серьезно ее надо глушить, достаточно только на ВЧ, например мягкими обоями.

Если позади АС стена ближе 0.7м от центра динамика, то так же ее надо хорошо глушить.

Если стены по бокам имеют отражение с разностью хода до слушателя менее 1.5м и их надо глушить.

Большие плоскости хорошо бы рвать, книжной полкой, тумбой и т.п.

А далее уже по месту.

А сам я это дома все не соблюдаю -_-

Комната маленькая и глушить мне ее не дают.

Сапожник без сапог.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Комната маленькая и глушить мне ее не дают.

Вот-вот. У меня такая же история -_-

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Костя,

Такая же ситуация. И не столько комната маленькая (22 м), сколько то, что пришлось АС ставить поперек и не по центру, а сдвигать к окну. Диван стоит вплотную к задней стене. Таким образом, левая АС на мощном басе заводится сильнее. Решается выставлением баланса на усилителе. Проверял на тестовом диске с широкополосным сигналом и замерами звукового давления. Один децибелл.

А то, что диван у стены - там у меня пробка, т.е. какая-никакая заглушка, плюс спинка дивана отодвигает голову на 30 см и я еще подушку под спину подсовываю, получая расстояние в 50 см. Однако, по моим ощущениям, это не самое оптимальное для локализации КИЗ.

А Анджей Бабинич, при подобном же расположении дивана и расстоянии АС от стены, развернул колонки таким образом, что их оси сходятся перед слушателем где-то на расстоянии метра и добился отличной сцены. Похоже, он в результате избавился от отражений от фронтальной и тыловой стен.

Надо бы тоже такой эксперимент сделать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

У меня комната 11 метров. АС стоят по длинной стороне, но не в углах, а с отступом 1,3-1,4 м, если считать до центра динамика. Диван у противоположной стороны вплотную. Так же подставляю лишнюю подушку под спину. Сзади заглушено ворсовым ковром, а в районе головы, под него подложен 10мм войлок, который выпуклый, потому ковер с войлоком получаются милиметров так 40-50. Слева встроенный шкаф. Если обе дверцы на месте, то сцена немного сдвигается влево из-за хорошего отражения от дверец. Если ближнюю дверцу наполовину завести за дальнюю, то получается заглушенная ниша, сцена встает на место и даже чуть улучшается мидбас. Колонки двигал, крутил, наклонял... Лучшее, что удалось - это имеющееся расположение и АС около стены, благо фазика нет. Если АС отодвигать от стены, то возбуждается основная мода помещения, у которого ширина практически равна высоте и вылазит пик на 63Гц с уровнем выше 20дБ, а на 125Гц получается подавление. В общем НЧ гул без мидбаса. Придвигание к стене позволило частично решить проблему. Только глубина сцены из-за этого метра 2-3. А когда стояли в другой комнате посередине, то получалась глубина метров 30.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Только глубина сцены из-за этого метра 2-3. А когда стояли в другой комнате посередине, то получалась глубина метров 30.

Кость, а это каким образом ты расчитал? -_-

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...