Проект акустической подготовки помещения ДК "Сосновый Бор" - Страница 4 - Акустика помещений - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Проект акустической подготовки помещения ДК "Сосновый Бор"


Andrey Smirnov

Рекомендованные сообщения

  • Moderators

Так на фотографиях же есть изображения перекрытия потолка в исходном состоянии.

 

Это мансардный этаж и потолком служит конструкция кровли.

Мы использовали конструкцию кессонированного подвесного потолка на основе двухслойной облицовки ГКЛ. Это максимум, что можно было выполнить в данном случае.

Никаких проблем с количеством баса не возникло.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 85
  • Создано
  • Последний ответ

Так на фотографиях же есть изображения перекрытия потолка в исходном состоянии.

 

Это мансардный этаж и потолком служит конструкция кровли.

Мы использовали конструкцию кессонированного подвесного потолка на основе двухслойной облицовки ГКЛ. Это максимум, что можно было выполнить в данном случае.

Никаких проблем с количеством баса не возникло.

 

Спасибо. Это я и хотел узнать. Меня ждет похожая проблема обустройства акустического потолка в новом одноэтажном доме.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 недели спустя...

Задам тут вопрос к Andrey Smirnov.

Если излагать очень примитивно, то устройство КДП сводится к оптимизации поглощения и рассеивания. Специально опускаю вопрос методов такой оптимизации и перехожу к вопросу контроля. Степень ПОГЛОЩЕНИЯ в зависимости от частоты отражает график RT60 и его "побратимов" (RT20, 30, Top-t итд). Известно как эти параметры измерить и к какому виду зависимости следует стремиться в том или ином типе/размере КДП. С поглощением всё более-менее ясно.

Теперь вопрос: есть ли подобные прямые методики измерения / графики / рекомендации по РАССЕИВАНИЮ? Какой параметр надо измерить чтобы определить степень диффузности поля в КДП и к какому виду этот параметр надо в итоге привести?

Простите мою дремучесть, но я искал ответ на этот вопрос и пока в явном виде не нашел.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Задам тут вопрос к Andrey Smirnov.

Если излагать очень примитивно, то устройство КДП сводится к оптимизации поглощения и рассеивания. Специально опускаю вопрос методов такой оптимизации и перехожу к вопросу контроля. Степень ПОГЛОЩЕНИЯ в зависимости от частоты отражает график RT60 и его "побратимов" (RT20, 30, Top-t итд). Известно как эти параметры измерить и к какому виду зависимости следует стремиться в том или ином типе/размере КДП. С поглощением всё более-менее ясно.

Теперь вопрос: есть ли подобные прямые методики измерения / графики / рекомендации по РАССЕИВАНИЮ? Какой параметр надо измерить чтобы определить степень диффузности поля в КДП и к какому виду этот параметр надо в итоге привести?

Простите мою дремучесть, но я искал ответ на этот вопрос и пока в явном виде не нашел.

Никаких методик типа "графики / рекомендации по РАССЕИВАНИЮ" не существует.

Есть цель: звуковое поле в КДП должно быть диффузным, т.е изотропным и однородным.

Диффузное звуковое поле характеризуется равномерным распределением уровня звукового давления по всему объему и равновероятностью направлений прихода звуковых волн в любую точку помещения.

Добиться это в реальном жилом помещении невозможно, поэтому цель модифицируется в "максимально возможное приближение" к диффузному звуковому полю. Это связано с тем, что в обычном жилом помещении не выполняется правило "размеры помещения >> средней длины волны".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасибо.

"Равномерное распределение звукового давления по помещению" - контролируется на слух? Как Вы определяете, войдя в помещение, диффузное там поле или нет? А после завершения проекта как убеждаетесь что есть улучшение? Ведь должны существовать пусть не инструментальные, но эмпирические методы контроля? Что надо услышать?

Если не секрет конечно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

В малых помещениях (с точки зрения акустики) к которым относятся практически все жилые комнаты, диффузного звукового поля во всем диапазоне частот просто не существует.

Это связано с влиянием комнатных мод, которые существенно увеличивают неравномерность АЧХ по площади помещения.

Из этого следует, что о какой-то диффузности звукового поля можно говорить начиная с некоторой частоты, после которой влиянием мод можно пренебречь.

Обычно, диапазон влияния комнатных мод ограничен частотой Шредера.

Начиная со значения "4 х частота Шредера", звуковое поле в комнате подчиняется законам геометрической акустики и его можно сделать диффузным.

Рассчитать частоту Шредера и другие указанные диапазоны можно легко с помощью акустического калькулятора "Упрощенный анализ аксиальных комнатных мод" http://www.acoustic.ua/recommendations/567#9

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Виноват, надо было сразу сказать что я имею в виду именно СЧ/ВЧ-диапазон. То есть можно считать что я спрашиваю именно о полосе частот выше Шредера и 4х Шредера.

Начиная со значения "4 х частота Шредера", звуковое поле в комнате подчиняется законам геометрической акустики и его можно считать диффузным.

Я правильно понял что выше этой частоты поле в КДП автоматически становится диффузным? И не надо применять никаких специальных мер для его выравнивания/перемешивания? А зачем тогда используют диффузоры?

И если используют, то как судят о том что именно этот диффузор именно в этом месте сделал свою работу и улучшил диффузность поля? Как оценить результат?

Прошу прощения за настойчивость ))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Добиться это в реальном жилом помещении невозможно, поэтому цель модифицируется в "максимально возможное приближение" к диффузному звуковому полю. Это связано с тем, что в обычном жилом помещении не выполняется правило "размеры помещения >> средней длины волны".

 

В значительной степени возможно. Используем Акустические Системы Пространственного Поля, излучающие давление (скаляр), а не вектор и значительно облегчаем себе и слушателям жизнь. Правда, не заработаем много на акустической обработке. Относительно измерений и методик – есть один прекрасный пример «Дом музыки», делали, извините меня авторы, лучшие профессионалы мирового уровня, вопрос о додекаэдрах и программах не стоял.

 Ну и что? Кто был, меня понимает.  И БЗК – слов таких, на которых вы говорите, не было. А когда сделали ремонт и применили все – стало хуже. Для информации, мы выпускаем эти додекаэдры и не только, для акустических измерений. Мерить надо, но пока не знаем что и как эти пользоваться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

... я имею в виду именно СЧ/ВЧ-диапазон. То есть можно считать что я спрашиваю именно о полосе частот выше Шредера и 4х Шредера.

Я правильно понял что выше этой частоты поле в КДП автоматически становится диффузным? И не надо применять никаких специальных мер для его выравнивания/перемешивания? А зачем тогда используют диффузоры?...

 

Позволю себе "вклиниться" в тему :).

"Автоматически" даже на СЧ/ВЧ звуковое поле диффузным само по себе не будет, во всяком случае, в небольших помещениях.

Диффузное звуковое поле потому так и называется, поскольку рассматривается в виде статической реверберационной области, в которой отражения, как бы "сливаются" в единую акустическую среду,а вычленить отдельные отражения или группы отражений не представляется возможным. Происходит это в силу того, что диффузное звуковое поле представляет собой хаотическую совокупность многократных переотражений, различных по амплитуде, направлению прибытия, временной задержке и фазе. И именно благодаря этому, такая среда уже обладает некой однородностью акустических параметров на значительном протяжении, а не концентрируется в точке или очень узкой области. 

Понятно, чтобы достичь такого результата - нужно обеспечить условия для формирования диффузного звукового поля на уровне реверберации, то есть, во временном интервале, выходящем за пределы эффекта Хааса (более 50 мс.). Но в типовой жилой комнате из-за её небольших размеров это достаточно проблематично, поскольку отражения в малом объёме многократно достигают ушей слушателя задолго до этого значения... Кроме этого, неоптимальное соотношение линейных размеров комнаты также не способствует формированию диффузного поля, например, при низком потолке...

В данном случае выход только один - это использование диффузоров Шрёдера, поскольку данные девайсы формируют диффузное звуковое поле сразу "на выходе". Простые рассеиватели такими свойствами не обладают - они просто "разбивают" интенсивный поток акустической энергии на несколько разнонаправленных менее интенсивных...

Как известно, прямой звук от АС, попадая в точку прослушивания подвергается акустическому влиянию комнаты. Это влияние слушатель реально ощущает, например, просто отклоняя голову от оптимальной точки даже на небольшое расстояние в стороны или вперёд/назад и отмечая явные изменения в характере звуковосприятия по причине неравномерности характеристик звуковой среды в различных точках пространства помещения. 

В случае же наличия диффузного звукового поля эти изменения гораздо менее заметны, зона приемлемого восприятия стерео значительно шире, характер звучания становится более "певучим", динамичным, "воздушным" и эмоциональным. Неожиданно реалистично и натурально воспринимаются пространственные звуковые эффекты. Перестают ощущаться "границы" комнаты.

Всё вышесказанное, справедливо при традиционном размещении диффузоров Шрёдера на тыловой стене КДП. Само собой, прямого влияния на характер звуковой сцены такое акустическое решение не оказывает.

Несмотря на рекомендации концепции LEDE, я также экспериментировал с размещением диффузора Шрёдера в центральной области фронтальной стены, то есть, формировал диффузное поле и со стороны фронта. Результат неоднозначен - что-то "в плюсах", что-то "в минусах"... Очевидно, этот вопрос каждый должен решать для себя сам.

Конкретно в моём случае, считаю это несомненно, очень хорошим решением :).

Само собой, это лично моя точка зрения и мои личные впечатления, но, думаю, многим этот опыт окажется полезным.

С уважением. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасибо за столь развёрнутый ответ. Всё что Вы сказали мне известно. Думаем головой, слушаем ушами )) Я сейчас тоже использую логические рассуждения чтобы понять где размещать диффузоры и свои уши чтобы понять насколько удачны сделанные мной изменения. 

Я пришёл на поклон к гуру с меркнущей надеждой всё-же узнать что есть такая технология, которая позволят измерить степень диффузности ИНСТРУМЕНТАЛЬНО. Но, похоже, такой технологии нет. Увы.

 

Кстати, как Вы относитесь к Скайлайнам в сравнении со Шредерами?

И ещё: есть мнение что размещать диффузоры на тыловой стене можно только если точка прослушивания отдалена от нее на 1-3 метра. Если же диффузоры находятся сразу же за ушами слушателя, то будет только хуже. 

Хотя у того же Смирнова есть на сайте есть фотографии его работ где Шредер размещён непосредственно за головами слушателей... Много есть еще непонятностей на этом пути...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

... похоже, такой технологии нет. Увы.

 

Кстати, как Вы относитесь к Скайлайнам в сравнении со Шредерами?

И ещё: есть мнение что размещать диффузоры на тыловой стене можно только если точка прослушивания отдалена от нее на 1-3 метра. Если же диффузоры находятся сразу же за ушами слушателя, то будет только хуже. 

Хотя у того же Смирнова есть на сайте есть фотографии его работ где Шредер размещён непосредственно за головами слушателей... Много есть еще непонятностей на этом пути...

Думаю, методики объективной оценки характеристик диффузного звукового поля, таки, действительно, нет.

Андрей в профильных темах  уже многократно говорил, что альтернативы диффузору Шрёдера нет и Skyline, в том числе, также по эффективности проигрывает. Я со Skyline не работал, только со Шрёдерами, ну, и рельефными поверхностями...

По поводу расстояния от точки прослушивания до плоскости диффузора специалисты RPG P. D'Antonio, T. Cox and A. Malboro в статье "Применение диффузоров в комнатах прослушивания. Технический бюллетень" говорят о том, что расстояние от поверхности диффузора до ушей слушателя должно быть больше длинны волны на самой нижней частоте "рабочего" диапазона девайса. То есть, слушатель должен располагаться как можно дальше от рассеивающих поверхностей, насколько это возможно. Если говорить ещё точнее, то это расстояние не должно быть менее, чем три длины волны от рассеивающих поверхностей. Поскольку значение самой нижней частоты "рабочего" диапазона рассеивания диффузоров, обычно используемых в комнатах прослушивания, соответствует примерно 300 - 500 Гц., то рекомендуемое расстояние должно составлять не менее 3 метров dofiga.gif.

Обоснование - в ближнем поле диффузора слушатель слышит эффект «гребенчатой фильтрации» и lobing- эффект (эффект превалирования какого либо лепестка диаграммы рассеивания). Помимо этого, при слишком близком расположении слушателя к диффузору интенсивные «зеркальные» отражения от элементов корпуса диффузора доминируют над задержанными во времени диффузными отражениями, создаваемыми диффузором. Прямой и «зеркально» отраженный звуки в этом случае довольно схожи (по амплитуде, спектру и временным характеристикам), что обусловливает искажение воспринимаемого слушателем звукового сигнала shok.gif

Но это - теория, а в условиях относительно небольшой комнаты эти требования, выполнить, естественно, не получится... У меня в КДП это расстояние примерно 1,3 м. Никакого дискомфорта не ощущаю, несмотря на то, что ширина ячеек "в чистоте" более 10 см., а дивайдеры выполнены из ДСП толщиной 16 мм. :).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...