Jump to content

Швейцарская точность - история Thorens 124 и других классических виниловых проигрывателей


Recommended Posts

  • Replies 45
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

Top Posters In This Topic

Popular Posts

Есть у меня такая книга в закромах. https://www.stereophile.com/reference/408swiss/#j7xy4536LyCYJPK1.97 Думаю, что по мере возможности и времени выкладывать авторский перевод (читай мой) изб

Швейцарская точность. История Thorens 124 и других классических проигрывателей винила. Предисловие   О том, что слоган Торенс 124 «сделано в Швейцарии» является чем-то особенным, э

ХАЙ ФАЙ ПРОИГРЫВАТЕЛИ ВИНИЛА ТОРЕНС из САНКТ-КРУА Эпиграф «Я вспоминаю, что одним из моих первых граммофонов был Торенс. Это было 40 лет назад, и за прошедший период, это швейцарская фирма з

Posted Images

1957 год

 

Первые стерео-лонгплей записи появились в розничных магазинах в конце 1950-х годов, событие, которое было одно из самых важных по влиянию на технологию воспроизведения. Thorens описал свой новый проигрыватель как «идеальный проигрыватель специально для стереофонического воспроизведения», точный потрет (отражение) для все еще небольшого рынка hifi. «Виниловый проигрыватель, который позволяет забыть о механическом промежуточном звене между оригиналом и копией для воспроизведения» (немного коряво, надо подумать над литературным переводом. В оригинале звучит красиво), или для краткости, «Роллс-Ройс среди вертушек», было указано в рекламе Thorens.

Ряд интересных характеристик были достигнут при проектировании механики указанного проигрывателя, которые основывались на патентах, зарегистрированных в Швейцарии, США, Англии, Франции и Германии. Рекламный проспект ссылался на экстраординарные качества проигрывателя TD 124 с «11 основными элементами, которые приводят к 41 достоинствам».

Нижеперечисленный список важных деталей подразумевал под собой 10-ти килограммовый стол, который в упаковке весил все 15.

С мощными ребрами жесткости, прочный корпус из литого алюминия был изготовлен в полном соответствии с основными принципами измерительной механики, и обладал размерами длина 394mm, ширина 324 мм и высота 60 мм при установке в плинт. Шасси служило прочной основой для других прецизионных компонентов, а также простой, но мощный двигатель, который был легко доступен для технического обслуживания. Глубина (но на русском это конечно высота) аппарата под опорной плитой была, на удивление, только 74мм, что позволило TD124 инсталлировать в условиях, где другие вертушки уже не влезали. Красивые формы воплощали стиль «новейшего электронного оборудования».

Типичным элементом TD 124 – это двухсоставный поворотный диск. Он состоял из маховика, весящего 4,5 кг, имеющего диаметр 30 сантиметров и алюминиевой «шляпы», которая лежала сверху основного диска и весила всего 500 грамм. Она опиралась на шесть резиновых шайб, которых были приклеены по всей окружности основного диска.

Резиновый мат состоял из трех кольцевых окружностей, чтобы удобно было слушать 17, 25 и 30 сантиметровые диски. Для миньонов, с большим отверстием по середине, был байонетный разъем, который можно было спрятать в случае ненужности. Это была очень практичная деталь, из-за которой не надо было искать отдельный адаптер (как например в том же Гаррарде добавил я).

Оба диска: верхний и основной абсолютны однородны по своему составу, дизайн не предусматривал отверстия или ребра, поэтому картридж шел по абсолютно ровной поверхности.

Основной диск – маховик, был из стабилизированного (как правильно этот термин то будет?)) литого чугуна, которые давал замечательный характеристики по магнитному экранированию двигательной системы и имел большую инерционную силу. Разброс напряжения в 10% не оказывал никакого эффекта на стабильность скорости.

Сердцем TD 124 являлся основной подшипник с большим, 14 мм шпинделем выполненным из зеркально отполированной стали. Шпиндель вращался в двух «втулках», выполненных из мягкой бронзы длинной около 70 мм и опирался на нейлоновый подпятник с крутящимся стальным шариком. Шпиндель сам по себе был выполнен с допуском в 5 микрон, зазор в подшипнике составлял от 20 до 40 микрон. «Тщательное изготовление основного подшипника», заявлял производитель, «гарантирует уровень рокота на самом низком уровне, который когда либо был, и это играет огромную роль в воспроизведении стерео».

Основной диск раскручивался 10-ти ваттым четырех полюсным асинхронным двигателем. В отличии от других, более мощных моторов, этот давал намного меньше вибраций. Его ротор был динамически сбалансирован и по показателям приближался к цифрам, которые использовались в измерительных лабораториях. Двигатель был аккуратно присоединен к основном шасси таким образом, чтобы оставалась еще дополнительная возможность по демпфрированию вибрации. В добавок менее мощный двигатель позволял использовать менее мощный магнитный тормоз.

Благодаря раздельным дискам, можно было остановить только верхний диск для смены пластинки и не выключать полностью проигрыватель. Ко всему прочему не надо было ждать пока проигрыватель выйдет на номинальную скорость. Все это благодаря специальном механизму.

 

 Развязка (не в смысле финал, а для уменьшения вибраций):

Когда рычажок с левой стороны шасси находится в положении «лево», полукруглое металлическое лезвие приподнимается примерно на 3 миллиметра. Диск моментально останавливается, при этом нижний диск (маховик) продолжает вращаться.

 

Сцепление:

Соответственно, когда вы переключаете указанный рычажок на место, то верхний диск плавно опускается на основной диск и приходит сразу в движение. В случае, если вы оставили тонарм в опущенном положении на пластинке, то музыка начинала звучать уже через 2/3 оборота, что было важно для профессионального использования.

Кроме того, что эта система очень удобна для смены пластинок, эта функция была очень важна для радиостанций и звукозаписывающих студий. Постоянное вращение основного диска позволяло сохранять постоянную температуру и консистенцию масла в подшипнике, что гарантировало стабильность скорости. В дополнение, это означало продление срока жизни аппарата, так как постоянный разгон и остановка роликового аппарата было основной причиной износа двигателя.

Четыре ножки и встроенный круглый уровень, вмонтированный в шасси, позволяли очень точно выровнять стол в любое время.

Четыре резиновых «грибка» – демпферы гарантировали плавную развязку от родного плинта.

Все компоненты были большого размера, чтобы гарантировать стабильность и надежность проигрывателя на долгое время.

 

Рекламный проспект компании от 1961 года указывал на следующее: «В течении четырех лет с момента начала производства и международных продаж,  а также во время очень долгих лабораторных испытаний, благодаря маленьким усовершенствованиям TD 124 является одним из самых надежных проигрывателей во всем мире. Протестированный и признаваемый как первоклассный стол независимыми организациями, оценивающими продукты для потребителей; рекомендуемый к покупке исследовательскими и измерительными лабораториями некоторых национальных радиостанций (кто бы мог подумать, что раньше были такие на радио); его предпочитает все больше увеличивающееся количество экспертов – записывающие и радиостудии, заводы по производству винила, музыканты и т. д.». И в заключение, слово Thorens везде было написано такими большими, жирными буквами (болдом, говоря по русски).

 

  • Like 6
  • Thanks 1
Link to post
Share on other sites

В книге много фотографий, но сканировать я это не буду/не могу. Книгу жалко. Но в принципе очень интересно конечно как раньше была устроена индустрия

Link to post
Share on other sites

......."стабилизированного (как правильно этот термин то будет?)) литого чугуна,......." 

Очевидно ковкого. 

Link to post
Share on other sites
......."стабилизированного (как правильно этот термин то будет?)) литого чугуна,......." 
Очевидно ковкого. 
В оригинале stabilized. Я в техническом английском не очень, поэтому могу неверно переводить

Отправлено с моего SM-N960F через Tapatalk

Link to post
Share on other sites

Стабилизация - метод термообработки, при котором стабилизируются физические свойства, формы и размеры.

Link to post
Share on other sites

Ну так ковкий чугун получают из белого глубоким отжигом. Возрастает пластичность из-за распада цементита.

  • Like 2
Link to post
Share on other sites

Так как я далек от технологий, в смысле производства, то и перевод в этой части будет точно хромать.
Я по мере возможности могу (буду?) дальше выкладывать. Но забегая вперед, я не могу понять, почему некоторые технологии, совсем не утраченные, нельзя сейчас интегрировать?!


Отправлено с моего SM-N960F через Tapatalk

Link to post
Share on other sites

Кое что по теме  Thorens :

http://classicaudio.ru/static.php?type=articles_thorens_rus

http://classicaudio.ru/static.php?type=articles_gepanzert_rus

может кто еще не читал.

 

  • Like 4
  • Thanks 2
Link to post
Share on other sites
Кое что по теме  Thorens :
http://classicaudio.ru/static.php?type=articles_thorens_rus
http://classicaudio.ru/static.php?type=articles_gepanzert_rus
может кто еще не читал.
 
Стефано Пацини больше по ЕМТ. Я ему когда то (в 2009 или 2010) написал, мол, хочу купить твою книгу, но нигде нет в продаже. Он сказал, что и не будет)))
Сейчас не помню уже точно, вроде предложил купить из своих личных запасов, но по цене, которую я при всей своей любви к чтению, посчитал мягко говоря завышенной.

Отправлено с моего SM-N960F через Tapatalk

Link to post
Share on other sites
1 минуту назад, Djubei сказал:

Стефано Пацини больше по ЕМТ.

Если кликнуть на его подпись в конце статьи, попадаешь на его сайт.

http://www.stefanopasini.it/

Вот уж там раздолье. А какие автомобили...

Link to post
Share on other sites

Прецизионное изготовление и строгая приемка

Именно так можно было описать впечатления Эрнста Пфау от своего визита в Санкт-Круа и экскурсии по производственным цехам, в которых производили Thorens TD124: прецизионность в изготовлении и ежеминутное тестирование всего и везде. «Визит показал, как ручное изготовление и серийное производство должно взаимодействовать для того, чтобы качественно и количественно удовлетворить мировой рынок». Для того, чтобы отвечать требованиям значений шумов, все быстро вращающиеся (наверно правильно сказать крутящиеся) приводные элементы были точно сбалансированы с мотором, чему уделяется особое внимание. «Ротор двигателя проверяется с помощью электронного устройства. Благодаря своей высокой чувствительности он диагностирует любые ошибки баланса всего в несколько миллиграммов/миллиметров. Ротор свободно вращается с открытым статором (я не знаю, как точно это перевести) под неким фотоэлементом (на английском photoelectric cell, судя по фото – это по нашему монитор). Ошибку балансировки для каждого окончания ротора в количественном выражении и по углу отображается на двух круглых шкалах в виде блестящей точки (она появляется на мониторе в нужном месте). Балансировка осуществляется путем удаления лишнего материала.

После соединения вместе основного шпинделя и основного диска, сотрудник проверял как отцентрирована поверхность диска по отношению к ролику с помощью микрометра. Допускался эксцентриситет не больше 0,025 мм. Шесть резиновых шайбочек/прокладок на которых располагался алюминиевый верхний диск, выравнивались на специальной машине, поэтому их высота была абсолютно идентичной. И таким образом верхний диск был абсолютно выровнен по отношению к шпинделю (с новоделом чего только не бывает сейчас, к сожалению).

Отдел контроля, полностью независимый от производственного департамента, имел очень строгий подход. Проводили не меньше 22 тестов. Перед тем как покинуть фабрику, стол тестировали в лабораторных условиях. Уровень гула измерялся в административном здании, в изолированных подвалах, чтобы никакие вибрации не могли повлиять на измерения. Использовалась специальная тестовая запись, которая была изготовлена на самом современном на тот момент оборудовании. Уровень шумов и гула измерялся в соответствии с NARTB методом. Этот инструмент нельзя было найти не в одном промышленном каталоге или купить. Его производили на заводе Торенс и только для собственных нужд своей исследовательской лаборатории (сейчас такое просто невозможно). 

 

  • Like 8
Link to post
Share on other sites

Интересно почитать, аж Торенс захотелось купить :D 

Link to post
Share on other sites

Думаю, будет в тему. Нынешний владелец компании Гюнтер Кертен расказывает о Thorens на винил-джеме в салоне Нота+

 

  • Like 1
Link to post
Share on other sites

Преимущества интегрированного армборда

 

С самого начала Торенс 124 соперничал с Garrard 301, который был представлен публике в 1953 г. Торенс с его литым и жестким шасси был тяжелее и кое в чем крупнее своего английского соперника. Гаррард (о нем и других конкурентах будет далее в книге. Все таки вокруг одного стола много не напишешь) описывал свой стол как транскрипционный стол (transcription motor), что означало, что тонарм никак не связан с шасси проигрывателя (именно так расшифрован в книге термин transсription). Швейцарский производитель, однако, устанавливал армборд с правой части на специальную площадку из литого алюминия с помощью трех винтов. Могли быть установлены модные девятидюймовый тонармы, а потом с легкостью мог быть снят с армборда, который был выполнен из необработанной древесины или ореха. Соответствующий широкий армборд был доступен для 12-ти дюймовых тонармов (иногда называемыми 16-ти дюймовыми). Таким образом, проигрыватель и тонарм образовывали  стабильную, свободную ото всех вибраций, конструкцию. Интегрированный армборд на TD 124, запатентованый в Швейцарии, имел неоспоримое преимущество над Гаррардом, в особенности с учетом того, что в то время, никто не считал необходимым иметь прочную крепкую базу (по смыслу текста подразумевается и плинт, и армборд) для тяжелых проигрывателей. Многие 301-е были помещены в легкие ящики, подверженные резонансам, и что еще хуже, установлены в пружинные кабинеты, на которые устанавливали тонармы. Оба варианта оказывали отрицательный эффект на звук. Торенс на самом деле не имел какую отличную от того же Гаррарда точку зрения на эту проблему, говорит итальянский поклонник Торенсов Стафано Пацини. Руководство пользователя Торенса 124 также рекомендовало устанавливать стол на специальные пружины (детали CB 1172 или CB 962). «Сейчас мы только можем посмеяться на этим», - говорит Стефано, «но в то время это было основной теорией в конца 50 - х».

 

Свободный выбор тонармов

 

Сначала Thorens 124 предлагался чисто как корпус в эру моно, при этом выбор тонармов, голов и плинта был оставлен на усмотрение покупателя. Идея состояла в том, что серьезные аудиофилы, покупая стол за 400 швейцарских франков (это очень и оченб много в то время. По поводу цен и сравнение их со средним зарабтком будет дальше. Спойлер, хай энд был всегда дорог), будут недовольны, если за них будут выбирать что ставить. «В течение 50-х годов, работа по раскручиванию пластинки (коряво, подумаю потом как красиво перевести) до ее номинальной скорости не было связно с концепцией создания (построения) чего-то , что будет правильно позиционировать алмаз головки в канавке пластинки», говорит Пацини, описывая функционал проигрывателей в своей книге Deutsche Perfecktion (German Perfection – это та книга, которую он мне предложил купить задорого, но с автографом))). Согласно Пацини, Торенс и Гаррард производили отличные проигрыватели, но их первые тонармы (BL 104 and TPA/12) выглядели скорее, как полуфабрикаты.

Быстро взаимозаменяемые (сменные) армборды на Торенс 124 предоставляли владельцу возможность выбора большего количества существующих продуктов, в том числе и предустановленных тонармов на сменных армбордах, и использовать их по своему усмотрению. «Использование тонармов, даже тех, которые предназначены для 16-ти дюймовых дисков, было очень простым», - было написано в вышеуказанной брошюре. Из-за того, что на Торенс можно было легко ставить любые тонармы, в Thorens не видели необходимости по разработке своего собственного тонарма, который бы соответствовал уровню их проигрывателя.

  • Like 5
Link to post
Share on other sites

Разные (отдельные) тонармы из (в) США

 

В своей статье об индустрии high fidelity в США, Эрнст Пфау указывал на огромное количество разнообразных аппаратов, существующих на тамошнем рынке. «Там так много тонармов, что любой производитель мог запросто составить свой каталог только из описаний, производимых ими тонармов». Тоже самое касалось и картриджей. «Это была как некое табу  для местных аудиофилов иметь только один картридж». В итоге Пфау приходил к выводу «Как далеки мы (несчастные европейцы) до сих пор от их уровня технологий».

 В Швейцарии, цюрихская фирма «Eglo, Fischer and co.» дистрибьютировала тонармы из США. «Качество воспроизведения hi-fi системы, в том числе, зависит и от качества тонарма и картиджа», - писали он в своем рекламном буклете (а сейчас так пишут?). «Попытка максимально близко приблизиться к оригинальному (живому) звуку единственно возможно только при соответствующем техническом оснащении, в особенности, когда мы ведем речь о преобразовании сигнала из аналога в электрический» (ткскть, открыли глаза свободолюбивым европейцам). Egli, Fischer and Co. рекомендовали широко известный американский бренд Fairchild. «Дизайн этих тонармов бескомпромиссен, предоставляет высочайший уровень звука и ничего не украдет (в оригинале спрячет) от того, что было в студии» (вот видите, все уже было украдено до нас, а мы тут мучаемся).

Тонарм Fairchild 280А был доступен как обычной длины, так и как экстра длинный вариант 281А для использования в радиорубках (как там комната для воспроизведения на радио называется?). Для новых стерео лонгплеев, предлагался вариант 500 А с соответствующей проводкой (чтобы это проводка не значила). Благодаря своей минимальной угловой ошибке уровень искажений был так мал, что был практически не слышим. А противовес и прецизионный шариковый подшипник на высокопрочных тонармах гарантировали высочайшую подвижность. Сила прижима регулировалась на моделях 280 А и 281 А с помощью винта, в то время как на модели 500 А существовал противовес для этих целей.

При выборе тонарма, владельцам Торенса 124 необязательно было ехать в США. В то время тонармы SME из Англии (о них будет речь впереди в книге, если дойдут руки) еще не были доступны, но Ортофон  (о нем тоже идет речь в отдельной главе, тоже будущее, что и по поводу Гаррарда и СМЕ. Будет возможность/желание мое и дорогих телезрителей, - переведу) из Копенгагена уже предлагал подходящие модели для нашего проигрывателя (хотя Ортофон уже и для ЕМТ поставлял тонармы и вообще был крутик).

  • Like 2
Link to post
Share on other sites

Средства для опускания тонарма на пластинку.

 

Отдельные (имеется в виду, которые продавались бы отдельно от системы) тонармы в то время еще не имели интегрированные подъемники (lift). И те, кто не хотел опускать тонарм на пластинку руками, вынуждены были покупать отдельные девайсы как аксессуар. «Вполне возможно, что основной износ пластинок с microgroove только частично связан с самим процессом проигрывания пластинок», допускал журнал Funkschau. «Основной ущерб пластинке в виде серьезных царапин наносится пластинке при опускании тонарма руками. Только немногие (аудиофилы) обладают настолько твердой рукой (наверно там было много алкоголиков), чтобы нежно и точно установить иглу на пластинке при опускании тонарма вертикально и при снятии тонарма с пластинки». «Так как аудиофил часто собирал свою систему из массивного стола и студийного тонарма, ему, или ей, приходилось обходится без механизма опускания тонарма на пластинку. А следовательно он, или она, долго искали приблуду, которую можно было бы легко установить и позволяла бы опускать тонарм с помощью кнопки или рычажка - как мгновенно, так и, если бы он был с демпфером. И такой небольшой механизм был совсем недавно изобретен, и который может быть очень легко инсталлирован. Dextrafix microlift работает надежно, легко управляется и даже привлекательно выглядит».

 Dextrafix, который распространялся в Германии компанией Telefunken, крепился рядом с поворотной точкой тонарма двумя винтами. Высота армборда регулировалась по высоте, чтобы ее можно было бы использовать на любой деке. С помощью это девайса тонарм можно было легко позиционировать по всему радиусу пластинки. На механизме был маленький резиновый диск, который позволял двигать тонарм. В соответствии с шириной пластинки, эта резиновая шайбочка позволяла очень точно ограничивать движение тонарма. Шайбочка была сделана из мягкой резины и легко двигалась. поэтому ей легко было управлять в зависимости от пластинки.

Также был редко попадающейся сегодня армборд для Торенс 124 от шведской фирмы SELA, который включал в себя интегрированный подъемник и armrest для тонармов Ортофон. SELA была производителем профессионального оборудования, и в рамках своей деятельности были импортером Thorens 124 в Скандинавии. Армборд от SELA был очень прочным, сделан из литого алюминия, как и корпус Торенса 124. Благодаря ему тонарм и картридж более надежно соединялись с проигрывателям, обеспечивая особенно динамичный звук. Colton audio products (об этих еще дальше будет в книге) в Англии производили отдельные «следящие» элементы управления, делая Precise Lift (без демпферов) и Varilift (демпфрированные модели). 

Декка (Decca) например изобрела ключевую фишку, когда презентовала механизированный тонармодержатель, которым можно было управлять с дивана с помощью пульта дистанционного управления. «Deccalift» поставляется с переключателем с позолоченными контактами», писала компания в своем буклете. «Все что Вам надо, - это трехжильный кабель с длиной по вашему выбору и шестивольтовый источник питания. Многие ламповые усилители имели 6,3 вольтовый выход, который подходит для этого». С 1963 года Ортофон также продавал раздельный lift, который назывался Hi-Jack. Его можно было использовать как с родными тонармами, так и с любыми тонармами других фирм.

 Dextrafix-Microlift-Perfect-Condition-W-Original-Fixing-Screws.jpg.1eafc414be171f3bdc90c625d38f1e02.jpg

 

  • Like 4
Link to post
Share on other sites

Это Dextrafix на фото

Link to post
Share on other sites
Link to post
Share on other sites
On 9/8/2019 at 9:03 AM, P.W. said:

Ну так ковкий чугун получают из белого глубоким отжигом. Возрастает пластичность из-за распада цементита.

Я спросил старого инженера механика. Он сказал, что для термообработки используют термины anneal, harden, quench, temper, normalize, в зависимости от процесса и желаемого результата. Про stabilized cast iron он никогда до этого не слышал. Stabilized - это скорее легированный, он знает про спец стали, которые titan stabilized. 

ковкий чугун - malleable cast iron is made from white cast iron through annealing.

  • Like 2
Link to post
Share on other sites

Сфоткал

 

Отправлено с моего SM-N960F через Tapatalk

 

 

 

d4506250c887f0b1fdc2d69c128cf1be.jpg

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...