Сравнение живого звучания с аудиовоспроизведением - Мир аудио - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Сравнение живого звучания с аудиовоспроизведением


blocked

Рекомендованные сообщения

Сравнивая живое исполнение классической музыки и воспроизведение аудио аппаратурой, пришёл к следующим выводам.

На живом концерте все инструменты звучат очень мягко, бархатно, плавно, с очень приглушенным оттенком, уши не сверлят и не визжат, как бывает на аппаратуре, в то время как аппаратура одновременно стремится искусственно смягчить тембр и размазать воспроизведение для создания похожести на живое звучание, но этот неуклюжий и вредоносный обман легко идентифицируется ухом. И наоборот: на живом выступлении некоторые инструменты, например ударные и медные духовые (трубы), звучат очень резко и прямолинейно; нет, они не скоблят по ушам, но вступают напористо, громко и даже агрессивно. Однако это вовсе не та агрессивность, которую можно услышать на технике: резкость в СВЧ-регистре при вялой подаче и выбеленном тембре.

Живые голоса за оркестровой ямой тоже звучат приглушенно, при этом вполне разборчивы, и, что интересно, в динамических пиках, при выходе на резонанс, голос достаточно резок, вплоть до лёгкого звона, заполняя огромный зал. Но эта резкость не напрягает, более того, она красива. В случае же аудио техники, эти резонансы как бы намеренно акцентируются, и резкость, на фоне искусственного заваливания голосового диапазона в манер живому выступлению, превращается в неприятные локальные взвизгивания. И что еще обращает внимание: на технике женские голоса сильно отличаются по характеру от мужских, иногда кажется, что женские сопрано даже ярче, интереснее. На живом концерте всё не так. Совсем не так. Женские голоса не сильнее мужских.

Теперь о детальности. На живом концерте детальность (о ужас!) кажется не такой уж и высокой. Аудио вытягивает из записи гораздо больше доступных для слуха подробностей и деталюшек. В этом его заслуга. Зато гармоническое и тембральное разнообразие на концерте значительно выше. Впрочем, надо отдать должное, аппаратура иногда бывает очень близка по тембральной достоверности.

Что еще техника не способна передать, так это эмоциональность. От силы 20-30% реальной атмосферы концертного зала силится передать даже самый крутой и дорогой аудио сетап, но не более. То, что бывает непонятно, скучно и неинтересно слушать на аудиотехнике, буквально хватает за горло на живом концерте, увлекает так, что 3,5 часа в опере пролетают незаметно, отдельные сцены слышишь как будто в первый раз, открывая для себя в них что-то невероятное. Например, музыку эпохи романтизма, как мне кажется, вообще противопоказано слушать в записи. Воспроизведение ее высушивает, стерилизует, формализует, сидишь с умным видом как эстетствующий болван, пытаешься вслушаться и понять. На концерте всё понятно с полуслова (полуноты) - эмоциональный накал такой, что слезы выступают.

Давно пришел к выводу, что процесс записи неадекватен расположению слушателя в зале, хотя бы из-за расположения микрофонов и дальнейшей обработки. Звук инструментов и голосов всегда будет отличаться от того, что зритель услышит в зале, даже в партере. И вот здесь аппаратура зачем-то начинает адаптировать запись к (по мнению создателей) реальному звучанию: смягчение воспроизведения, заваливание вокального диапазона на задний план, акцентирование пиков голосов в СВЧ регистре, искусственное раздувание сцены, чтобы в комнатушке получить эффект концертного зала, подмешивание к тембрам специфического окраса и густых жирных ореолов, отдаленно напоминающих живой тембр, что идёт в ущерб другим записям. И главное - для любителей других музыкальных жанров вытягиваются и акцентируются разнообразные деталюшки, часто в обилии присутствующие в записи, например, из-за близкого расположения микрофона к инструменту и исполнителям. Получается в итоге при общей вялой и густой подаче как-то не слитно и не в тему вдруг выскакивают отдельные детали, звуки, голоса, оттенки, утомляя и не давая понять общей картины.

Вывод: Аудио аппаратура - это убожество, кошмарный компромисс и наглые попытки производителей техники нанесения украшательств поверх записей, которые уже сами по себе не аутентичны действию. Поэтому нужно посещать живые выступления, какими бы плохими и неумелыми ни были исполнители (что ж поделать, ну не Мария Каллас), но эмоциональность и естественность звучания будет в десятки раз выше, чем эти буханья, уханья и писк, какафонически исторгающиеся из жерла дорогостоящих сетапов, дерзнувших соперничать с живым звуком. http://soundex.ru/public/style_emoticons/#EMO_DIR#/mad.gif

mikhailovsky02.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 131
  • Создано
  • Последний ответ

"... Поэтому нужно посещать живые выступления, какими бы плохими и неумелыми ни были исполнители (что ж поделать, ну не Мария Каллас), но эмоциональность и естественность звучания будет в десятки раз выше, чем эти буханья, уханья и писк, какафонически исторгающиеся из жерла дорогостоящих сетапов, дерзнувших соперничать с живым звуком...."

А как в живую послушать тех , которые перешли в лучший мир? Посещать живые выступления , без сомнения, нужно. Но изначально аудио техника, мне кажется, создавалась не для того, чтобы заменить живой звук. Это уже позднее, обычный прибор, призванный делать жизнь комфортнее, превратился в предмет поклонения и бесконечных кровопролитных сражений. Кому-то это выгодно. :blink:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

D-w, Благодарю за интересную тему. со многим можно согласиться. но на всю аппаратуру пока рано переносить недостатки. всё ж, разные сетапы очень отличаются по степени приближения к эталону!

по поводу записи: по-другому никак, к сожалению. микрофон не наш мозг, способный отсеять лишнее :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Звучание сетапа может нравиться, полностью отвечать запросам владельца, отвечать самым суровым техническим нормам и стандартам, но сравниться с живым звучанием не может ни при каких условиях. Это отчетливо слышно даже при сравнении записи с ютуба живого исполнения и записи самых качественных систем. Идея создания сетапа с неотличимым от живого звучанием, сродни идее создания вечного двигателя. Это мечта, некий идеал, который умело используют менеджеры и маркетологи в деле извлечения конкретной прибыли.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Но вы же слышите, что с ютуба запись живого выступления звучит интереснее, чем студийные консервы? Значит сетап может? Значит дело именно в записи, не?

Заметил один интересный нюанс: самые молодые отдают предпочтение мощности, линейности, детальности; старшие более мягкому и комфортному звуку, "аналоговости". То, что через звучание сетапа можно отличить различные оттенки звучания оригинала говорит лишь о том, что современные стандарты звуковоспроизведения гарантируют достаточное количество передачи аудиоданных для оценки этих параметров, но никак не говорит о том, что все эти нюансы и оттенки передаются полностью, без потерь, как при непосредственном прослушивании.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Заметил один интересный нюанс: самые молодые отдают предпочтение мощности, линейности, детальности; старшие более мягкому и комфортному звуку, "аналоговости". То, что через звучание сетапа можно отличить различные оттенки звучания оригинала говорит лишь о том, что современные стандарты звуковоспроизведения гарантируют достаточное количество передачи аудиоданных для оценки этих параметров, но никак не говорит о том, что все эти нюансы и оттенки передаются полностью, без потерь, как при непосредственном прослушивании.

где ты такой нюанс заметил? приведи пример :) я и 3м ваттам рад на драйвере буду. другие молодые 5ю довольствуются однотактными ваттами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

И такое бывает

А уж стадионные концерты вообще порой лучше и не слушал бы...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Прежде всего хочу согласиться с двумя мыслями, прозвучавшими выше:

- первопричина - это качество фонограмм, а уже потом - качество аудиосистемы;

- при всем уважении к живым выступлениям, как быть с теми, кого вживую уже не послушаешь?

Еще вот что хочу сказать - а может быть не нужно рассматривать аудиосистему как степень приближения к живому звуку? Это в некотром роде то же самое, что сравнивать настоящий бульон и бульонные кубики. А производители "высокого конца" на этом и играют - чем больше заплатите, тем "живее" у вас будет . Только "конца" почему-то не видно - ни в ценах, ни в качестве звука. Ну и напоследок скажу то, что может у многих вызвать неодобрение, но: очень часто, слушая "многокилобаксовые" системы, я НЕ ПОНИМАЮ, за что эти деньги? Как может кабель стоить 5000$? Аудиосистема должна просто доставлять положительные эмоции от прослушивания музыки (если кому-то для этого нужно выложить стоимость средней квартиры - ради Бога), а живой звук - это совсем другое. Его можно послушать за совсем небольшие деньги, можно вообще бесплатно, и эмоции это, на мой взгляд, совсем другие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

где ты такой нюанс заметил? приведи пример :) я и 3м ваттам рад на драйвере буду. другие молодые 5ю довольствуются однотактными ваттами.

Костя, это отражается хотя бы в том, что ты, например, предпочитаешь про. динамики, у которых мощнее мотор, выше отдача. А для другого эти параметры абсолютно не первостепенны, и человек ищет гармонии в звучании сетапа в своей среде обитания, жизненном пространстве, соответствия со своим внутренним эталоном качественного звука. Не каждый ищет возможности установить дома АС, которые на 110дБ в точке прослушивания обеспечивают предельно-линейные характеристики во всём слышимом диапазоне, минимальные искажения в пиках сигнала под 130-140дБ звукового давления. Некоторым достаточно и 70-80дБ, но на которых слушать АС максимально комфортно и приятно, расслабляюще. На одной паре АС достичь всех, таких противоречивых требований предьявляемых к звуковоспроизводящей аппаратуре не получиться по целому ряду причин. Человеческий слух поистине уникальный природный инструмент и создать аппаратуру в полной мере соответствующую его возможностям просто невозможно технически.

http://www.youtube.com/watch?v=5cBOoyHEuNA

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Еще вот что хочу сказать - а может быть не нужно рассматривать аудиосистему как степень приближения к живому звуку?

на музцентры перейдём? с другой стороны ощущение, что производители нас отталкивают от него, а не приближают. Это частая тенденция последних лет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В ноября 3 раза был в опере: "Пиковая дама", "Князь Игорь" и "Фауст".

Так вот, хороший набор голосов был только в первой опере.

Фауста я даже не дослушал, после того, как слили вот эту арию (одну из самый известных):

http://www.youtube.com/watch?v=zsghVFAC9t4

Я лучше Шаляпина дома послушаю, чем какого-то недоучку, который считает,

что вывозит Мефистофеля.

А если нужна музыкальность, а не аханья-буханья-велком ту радиола:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тут ещё один момент есть: ходим мы на средних (относительно ВСЕХ исполнителей, которые были) а записи у нас есть ЛУЧШИХ.

И что предпочесть: живость музыки или класс исполнителя вопрос индивидуальный.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Так о чём спор? Живое исполнение и записи дополняют друг друга. Не надо полностью заменять одно другим!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 года спустя...

А я вчера с семьей был на Cirque Du Soleil. Сидели рядом со сценой, звук был потрясающий. Дома включил запись саундтрека - слушать невозможно. Делаю выводы, купил билеты на Ник Кейва. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Administrators

А я вчера с семьей был на Cirque Du Soleil. Сидели рядом со сценой, звук был потрясающий. Дома включил запись саундтрека - слушать невозможно. Делаю выводы, купил билеты на Ник Кейва.

Был на концерте Жана Мишеля Жара. Первый ряд, вип места за дорого (благо не платил, подарили пару билетов). Ужас какой-то, еле до конца досидели. Дома послушал, наааммннооогооо лучше. Раз посмотрел на живого маэстро и хватит :)

И так большинство концертов. Студийная запись интереснее.

Правда непонятно зачем это обсуждать в данной ветке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Был на концерте Жана Мишеля Жара. Первый ряд, вип места за дорого (благо не платил, подарили пару билетов). Ужас какой-то, еле до конца досидели. Дома послушал, наааммннооогооо лучше. Раз посмотрел на живого маэстро и хватит :)

И так большинство концертов. Студийная запись интереснее.

Правда непонятно зачем это обсуждать в данной ветке.

Ну это Вам не повезло... А ветка называется 

 

Винил vs CD vs Цифра ...

Соответственно с живым исполнением можно сравнивать. Это же первоисточник, вроде бы. Или убирайте многоточие ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

У Жарра интересные , зрелищные шоу :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 

Соответственно с живым исполнением можно сравнивать. Это же первоисточник, вроде бы. Или убирайте многоточие ;)

У него электронная музыка, не акустика, поэтому сравнивать как - то не очень , лучше использовать для сравнения джаз, бсо, вокал

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

У него электронная музыка, не акустика, поэтому сравнивать как - то не очень , лучше использовать для сравнения джаз, бсо, вокал

Я сравнивал Cirque Du Soleil, а там красивая полуакустическая музыка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 

Соответственно с живым исполнением можно сравнивать. Это же первоисточник, вроде бы. Или убирайте многоточие ;)

 

.....можно все "сравнивать" , а еще лучше - коллекцию выкинуть и "купить" штук 300 -500 реально -живьем  джазовых ,роковых групп, штук 10 симфонических оркестров, десяток квартетов ( кого нет уже -вынуть из могилы) , пару тройку залов -и после работы вечерами слушать, сравнивая :D

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

.....можно все "сравнивать" , а еще лучше - коллекцию выкинуть и "купить" штук 300 -500 реально -живьем  джазовых ,роковых групп, штук 10 симфонических оркестров, десяток квартетов ( кого нет уже -вынуть из могилы) , пару тройку залов -и после работы вечерами слушать, сравнивая :D

 

А просто билеты уже не устраивают?!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Взял бы с удовольствием на  Айка Квебека, Майлза, Нино Ротту, Генри Манчини, Джона Филипса и еще на пару десятков исполнителей -но нет билетов))) Сравнивать живое исполнение и звучание записи - не имеет смысла )))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сравнивать живое исполнение и звучание записи - не имеет смысла )))

Имеет, но смотря для чего сравнивать  :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Имеет, но смотря для чего сравнивать  :)

....для чего? А как сравнить студийное живое исполнение с альбомом - сие невозможно? Концертное исполнение -вообще другой расклад, да и при прослушивании вживую ,назовем рецепторов восприятия- на порядок больше))) Если только сравнить собственные эмоции - реакции ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Взял бы с удовольствием на  Айка Квебека, Майлза, Нино Ротту, Генри Манчини, Джона Филипса и еще на пару десятков исполнителей -но нет билетов))) Сравнивать живое исполнение и звучание записи - не имеет смысла )))

Заходите сюда, лучший джазовый концерт в своей жизни я слушал здесь. Но мы уходим в оффтоп. А то, что сравнивать нет смысла, я и имел в виду. А даже в Москве бывает много интересного...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...