Фортепиано в классике - Страница 26 - Гармония класски - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Фортепиано в классике


Штальбург
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

  • Ответы 927
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Опубликованные изображения

05.10.2023 в 15:35, Staudio сказал:

Монтаж рубит эмоциональную цельность исполнения.

Вы же много раз были на живых концертах, верно? Нет ничего более раздражающего, чем кашель того или иного чела. А слушать это еще и в записи - вообще дичь

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators
17 минут назад, iu-ra сказал:

Вы же много раз были на живых концертах, верно? Нет ничего более раздражающего, чем кашель того или иного чела. А слушать это еще и в записи - вообще дичь

Меня вообще не напрягает кашель. Выше даже приводил одну из любимых своих записей, где кашляют и шуршат. Это совсем не умаляет ее великолепности.

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ГИЛЕЛЬС. ЧАСТЬ 2

1. Шуман «Ночные пьесы». 1971 (DG). Интерпретация мирового уровня. Одна из вершин. В Nachtstücke соперников просто нет, лучше Гилельса именно это сочинение никто не играл. Настолько романтичное и образное исполнение, пронизанное лесной мифологией.  Кстати, тут и Шуберт прекрасный. 

image.jpeg.aee4036b739fbf93a1bd74098b8c4bce.jpeg

2. Шуман. Симфонические этюды. 1984. Локарно. Церковь св. Франчески. Исполнял не раз, но вот это - настоящий поздний, мудрейший Гилельс. И ясность мысли тут, и полнота, и поэтичность. И, как отметил Баренбойм, «удивительная драматургическая цельность». 

image.jpeg.0435d001b45e82c7caee6e2dcb1a90f7.jpeg

3. Шуман Пьесы Соч. 32 1977 (Music & Arts). Если кто-то находится еще в плену образов Гилельса как бравурного пианиста, то я бы рискнул посоветовать послушать это нежнейшее и лиричнейшее исполнение этого замечательного сочинения. Кстати, в этом же диске нельзя пропустить много раз сыгранную «Арабеску», которую здесь отличает прекрасный тембр. 

image.jpeg.11c1e26ff4b04ab6d99ffb33338480ce.jpeg

4. Ослепительно быстрый, ритмически острый Концерт для фортепиано с оркестром Грига с Лондонским симфоническим оркестром под руководством Колина Дэвиса в 1979 году. Международная книга 2023. Выходил изначально на лейбле Vibrato. 

image.jpeg.6522434a9369571910ee6115d2a8fcd3.jpeg

5. Чудесная запись 1974 года Лирических пьес Грига, сделанная Гилельсом (DG), наверное, одна из самых любимых. Никто не может устоять перед необыкновенной эмоциональной щедростью и ностальгическим настроением этого исполнения. Пианист отнесся к этому сочинению как к мемуарам в нотах, передав все тончайшие нюансы своих чувств, сожаления и глубокие вздохи о былых радостях и горестях. Запись не подвластная времени. Скажу по секрету, у меня дубль - на виниле, один экземпляр - sealed. Берегу.

image.jpeg.f003bd504e3ee52500a02ca94732b71f.jpeg

6. Сен-Санс Концерт № 2. Вторым концертом Гилельс был страстно увлечен, записав легендарную запись с Клюйтенсом в Париже в 1954 г. (Columbia).  Кстати, эту пластинку Гилельс также подарил Гордону, явно отмечая ее в своей дискографии. Но! Я считаю, что из пяти его записей одна, выпущенная в 1954 году, но сделанная в 48/49 гг. с Государственным симфоническим оркестром СССР и Кондрашиным (Vanguard), наиболее яркая.

«Гилельс: Были дирижеры, так сказать, удобные. Скажем, Орманди — удобный во всех отношениях, хотя у него не было чего-то особенно яркого...

Баренбойм: Может быть, он менее яркая индивидуальность?

Гилельс: Да. Но он удобный. Такой же Клюитенс. У них все обтекаемо и все великолепно. Остальные? С одним сыграешь одно, а другое не сыграешь. Очень трудно, например, найти дирижера, который записал бы на одну пластинку и одинаково хорошо концерты Грига и Шумана». Ох, не прост был Гилельс, ох и не прост…)

image.jpeg.9d9984189d2edc21057f9c0579fb29dc.jpeg

image.jpeg.8a86fd2d04def535a7b1875ea746f370.jpeg

7. Шопен Прелюдии. Для тех, кто любит это сочинение концертная запись 1953 года в Ленинграде является обязательным прослушиванием.  Может кто-то думает, что Шопен – «не его»? Ну-ну…) Гилельс с раннего детства занимался у Якова Ткача в Одессе, учитель которого учился у ученика Шопена. Из репертуара Шопена я бы еще отметил совершенно дьявольскую жизнерадостность и гоблинское ликование в «Этюдах», например, 1953 года, и запись Третьей Сонаты и Полонезов на DG. 

image.jpeg.5dcca908ffa3e3cccff190db8b3ad522.jpeg

imgonline-com-ua-CompressBySize-UJy8UifcPOGgPm.jpg.0539e9e6e647448548c3acaade046976.jpg

8. Шопен Первый концерт с Кондрашиным. 1962. Не могу пройти мимо этой записи, которая меня потрясла в юности. И до сих пор. Такая силища! С Кондрашиным Гилельс работал часто и вначале дружил. Потом у них произошел разрыв по причине того, что Эмиль Григорьевич считал себя вправе делать постоянные указания дирижеру, недоверчиво проверяя на каждом шагу звучание оркестра и т.д. Кому понравится? Но в начале 60-х этого не было. Баренбойм прекрасен в своей оценке этого исполнения: «Удивительная гибкость интонаций. Естественность и простота в построении целого. Оказывается, титан может быть и таким! Конечно, такие темпы, в каких играет Гилельс (в частности, очень медленный во второй части), возможны лишь благодаря искусству звукоизвлечения, тонкому рубато и идеальной артикуляции. Общее для всего концерта — совершенство игры, близкое к тому, что восхищает нас в античной скульптуре». 

image.jpeg.e612855fe94daec25892ef89c47031b3.jpeg

9. Соната Листа и сонаты Шуберта D. 784 и D. 850 (RCA). 2LP 1961-1965. Чуть было не забыл про этот восхитительный двойник. Золотой фонд моей фонотеки. И опять Баренбойм: «Слушал сонату ре мажор Шуберта. С каким мастерством выстраивает пианист это с таким трудом выстраивающееся произведение. Чем? Образными и звуковыми контрастами, высоким художественным покоем, о котором не раз говорил». 

image.jpeg.d575dc90bda67d750f14dada6919e143.jpeg

10. Вторая соната Вебера. Я очень люблю это произведение, и исполнение Гилельса на первой строчке хит-парада. 

image.jpeg.806cf8f4361932dda070ca660fdf2331.jpeg

Ну вот, с классическим и романтическим репертуаром закончено. Остался русский и современный, а также немного камерной музыки. 

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ

 

  • Нравится 1
  • Спасибо! 5
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

15.10.2023 в 09:51, Штальбург сказал:

 Первый концерт Брамса, записанный в 1972 году с Берлинским филармоническим оркестром и Йохумом (DG), отличается сдержанным темпом, но при этом Гилельс чувствует себя очень непринужденно.  Гилельс: «С Йохумом я играл много, в том числе концерты Бетховена. И многое записал. Мы с ним часто встречались — у него дома под Мюнхеном, много раз в Берлине... Он мне напоминал мою юность, когда к нам приезжали такие немецкие мастера, как Штидри, Фрид, Абендрот. И как он радовался, когда мой «нюх» совпадал с его в Первом концерте Брамса. Вы послушайте эту запись. Вам будет интресно, просто для сравнения с тем, что я вам рассказал…»

У меня есть на виниле. Очень нравится!   Но вот на " всемизвестном " есть образ САКД  на двух дисках от японцев - там и 2-ой концерт!  

Год издания/переиздания диска: 2016
Жанр: Classical
Издатель (лейбл): TowerRecords  

image.jpeg.d2590d053e493ce5f0abc08687cce5c9.jpeg

Очень хорошее звучание !  

И ещё есть в хайрез ( в том числе трансферы с лент) очень интересные альбомы . Особенно Чайковский и Григ!  

image.jpeg.aae33afeec8643f106035c8a62828851.jpeg

 

image.jpeg.88d66defcfd20df8a9a7a35c4592b0a2.jpeg

image.jpeg.d89179ff69d73724ea434f444a67c499.jpeg

  • Нравится 5
  • Спасибо! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

14 часов назад, Serg53 сказал:

У меня есть на виниле. Очень нравится!   Но вот на " всемизвестном " есть образ САКД  на двух дисках от японцев - там и 2-ой концерт!  

Когда Йохума— из великолепных записей которого можно составить большую фонотеку — спросилинезадолго до конца его пути какую свою запись он считает лучшейответ последовал незамедлительно: «Фортепианные концерты Брамса с Эмилем Гилельсом». Пластинка получила международный приз как лучшая запись 1973 года.

 

  • Нравится 2
  • Спасибо! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ГИЛЕЛЬС. ЧАСТЬ 3. 

 1.Чайковский Первый концерт.  Концерт Чайковского и Эмиль Гилельс — едва ли не синонимы. Интерпретация Гилельса является «эталонной». Геннадий Рождественский назвал Концерт Чайковского в гилельсовском исполнении «величественным звуковым монументом, изваянным навечно». Концерт сопровождал Гилельса всю жизнь. Он играл его в финале Брюссельского конкурса; им он начал с Юджином Орманди и Филадельфийским оркестром первую поездку по США в 1955 году; с ним же выступал на торжествах, посвященных десятилетию ООН (с Леонардом  Бернстайном и Оркестром Нью-Йоркской филармонии). Именно его Гилельс сыграл в дни Первого Конкурса им. Чайковского, когда критика отмечала: «...Стало особенно ясным, как далеки от подлинных высот мастерства все без исключения конкурсанты». Я даже не знаю, какое исполнение выбрать. Одна из вершин - с Чикагским симфоническим оркестром и Фрицем Райнером (RCA) 1955 года. Гордон в своей книге считает самой яркой записью исполнение с Зубином Метой и Оркестром Нью-Йоркской филармонии. Но лично мне очень нравится исполнение с Чешским филармоническим оркестром под управлением Карела Анчерла (Praga). За него и проголосую. 

image.jpeg.5060a5b6aad4547770103f45732750fe.jpeg

2. Рахманинов Третий. Легендарной признается почти в один голос запись в Париже с Клюйтенсом в 1955 году (Columbia). Я ничего не имею против этого исполнения, и примкнул бы к стройным рядам мировой критики, если бы не услышал исполнение этого концерта в 1949 году с Госоркестром и Кондрашиным (Archipel). Мне кажется, что Гилельс совсем по-другому, хотя и совершенно идиоматично, исполнил РахТри. Аудиофилам можно напрячься - «Hi-End Restoration Technology». Не шутка...

image.jpeg.c4314a148f19711fc5654d286a9ddd4c.jpeg

3. Медтнер Соната-Воспоминание Соч.38. Гилельс был решительным поборником творчества Медтнера. Он первым начал его исполнять в СССР, когда композитор был запрещен как изменник, эмигрант. Пианист опубликовал о нем статью в «Советской музыке». Со стороны Гилельса в то время поступок был довольно смелый. И особенно простота и ясность, которая лежит в основе лучших достижений пианиста, здорово подошла Метнеру. Гилельс выбрал сонату для исполнения в Карнеге-Холле в 1969 году. 

Баренбойм: О Метнере... Вы говорили, что у Вас личная симпатия к нему...

Гилельс: Да. Когда я еще занимался у Рейнгбальд — большой поклонницы Метнера она давала мне отдельные пьесы этого автора, в основном миниатюры, сказки, но я их просто играл, не ощущая прелести музыки. Музыка Метнера привлекла мое внимание, когда я был уже в Московской консерватории.

Баренбойм: Особенно привлек гармонический язык Метнера?

Гилельс: Да. Гармонический язык, его полифоничность и какая-то наивность очень искренней мелодии. Она как полевые цветы...

image.jpeg.3683e66b3fbd5e17914d132843048fc2.jpeg

4. Прелюдии и фуги Шостаковича ор. 87 1955 года (EMI) Гилельса обладают повествовательной насыщенностью русских романов. В его руках эти произведения населены то юмористическими, то трагическими характерами. Я такой риторики в фугах не слышал ни у кого. Какое несчастие, что Гилельс записал только три фуги (1,5 и 24). Если бы полный цикл….

image.jpeg.b5ad467edfadf5cb5e58fedb3f559796.jpeg

5. Соната для фортепиано № 2 Шостаковича, записанная в 1965 году (RCA), настолько мимолетна, что некоторые ее части кажутся просто образцом французского импрессионизма. Через игру Гилельса я услышал у Шостаковича ярко выраженный импрессионизм в этой сонате. За что ему и благодарен. 

image.jpeg.63e13d72950a3d0eea069a513fbf481b.jpeg

6. Квинтэссенция стиля Гилельса с его непринужденностью и естественностью - Концерт № 3 Прокофьева 1955 года с Симфоническим оркестром Радио СССР и Кондрашиным. 

image.jpeg.4695e7506f889aaf6276883ec9d2958c.jpeg

7. Медитативная «военная» фортепианная Соната № 8 си-бемоль Прокофьева 1974 года подводит итог опыту ее исполнения Гилельсом за три десятилетия, прошедшие с момента ее премьеры. Долгое время даже считали, что Шостакович посвятил эту сонату Гилельсу, но он посвятил ее своей жене. Всем известно, что прокофьевским пианистом всегда называли Рихтера. Это справедливо. Но в Восьмой Гилельс ни в чем не уступает. А может быть Рихтер не уступает Гилельсу... Из воспоминания Нейгауза: «Миля играл 3-ю и 8-ю сонаты Прокофьева так, что лучше, пожалуй, и нельзя. Софроницкий слушал по радио и так был потрясен, что, говорит, всю ночь не мог спать». Mobil Fidelity издал CD вроде как с мастера (хотя теперь, после всех разоблачений, непонятно) именно с этой записью. Наверное, «мечта аудиофила». ))

image.jpeg.9f4eea11cfccbe2565ce4f5eb7a33482.jpeg

8. Блестящие "Шуменские миниатюры" ор. 29 болгарского пианиста и композитора Панчо Владигерова были записаны в 1950 году (Doremi). Гилельс – в невероятном блеске! Doremi выпустило очень хорошую серию записей. 

image.jpeg.f8d04acd5f47187ba56a3296424a781f.jpeg

9. Мечислав Вайнберг Лирическая Соната для фортепиано № 4 си минор ор. 56, записанная в 1957 году.

image.jpeg.b379d8c7702f425abc378a4be347a701.jpeg

10. Скрябин Соната 3. Это был последний концерт Гилельса, тяжелейший, на котором он сыграл Хаммерклавир, Скрябина Третью и Прокофьева. Присутствовала вся профессура Консерватории. Это была выстраданная, удивительная Третья. И после нее, тишина…

image.jpeg.c8c2b2f12ede8afbc1c99679805078be.jpeg

11. Из камерных отмечу следующие великие исполнения с Ростраповичем и Коганом:

- Трио Ля минор Чайковского. 1952.

-  Фортепианное трио № 1 фа мажор ор. 18 Сен-Санса 1953.

-  Фортепианное трио К. 564 Моцарта

-  Фортепианное трио № 2 Шостаковича. 1959.

-  Фортепианный квартет op 15 Г. Форе, в котором к ним присоединился альтист Рудольф Баршай. 

Не забудем его бесценные встречи с квартетом Amadeus (Фортепианный квартет op. 25 Брамса, "Форель" Шуберта).

Трио и Квинтет Алябьева в сопровождении квартета Бетховена.

Совместная работа 1950 года со скрипачом Дмитрием Цыгановым - Скрипичная соната ми минор Алябьева.

image.jpeg.de3b78ad59d6d04afe19dae415bbe6b0.jpeg

А сколько не вошло в эту ретроспективу....

 

  • Нравится 1
  • Спасибо! 6
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 часа назад, Штальбург сказал:

Аудиофилам можно напрячься - «Hi-End Restoration Technology». Не шутка...

К слову об аудиофилии .   Что интересно многие исторические стерео записи звучат интересней намного более поздних ( даже цифровых).

Так запись 1 -го концерта Брамса с Рейнером и Рубинштейном 1954 года у меня на САКД звучит просто невероятно здорово - там кроме стерео ( которое на пластинках появилось намного позже) есть и 3х канальный вариант . Запись шла с 3х микрофонов на три дорожки ленты.

Вот и рецензия из буклета HDTT ( делают прямые трансферы с ленты в хайрез) к концерту Чайковского с Гилельсом и Рейнером в записи 1955 года любопытна :  

 

image.jpeg.439d0f7a7d8b66e62b992bf7269382a4.jpeg

"  Гилельс записывал это произведение несколько раз, и разница с другой стерео записью сделанной  и опубликованной намного позже
 очевидна сразу. Просто воспроизведите первые 10 секунд записи Гилельса и Маазель, а затем вот это :
 RCA в 1955 году передала более чистый, качественный и насыщенный звук, чем инженеры EMI двадцать 
лет спустя.
Таким образом, вы мгновенно очаровываетесь одним только звуком, а затем следует выступление с потрясающим размахом и смелостью. Райнер определенно сыграл важную роль в этом -
 он был гораздо лучшим дирижером, чем Маазель мог когда-либо мечтать. Одним словом не беспокойтесь
слишком сильно о незначительных недостатках записи. Это представление на века. Оно послужит
маяком  возможностей передачи великих чувства с помощью записей, равных которым было немного..
.

Хорошо так по EMI и Маазелю прошлись. :D
 

  • Нравится 4
  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  Очень люблю эти произведения Грига ( и вообще этого композитора ) и было бы интересно мнение знатоков.

image.jpeg.8eee2ce583ec8484ce12088eba1c4207.jpeg

Вот интересные воспоминания звукоинженера этой записи 1974 года ( мне она понравилась):  

 

" Кажется замечательным, что мы провели
почти целую неделю в Берлине с Эмилем
Гилельс записывая репертуар, который
 вряд ли представлял какую-либо техническую
проблему для виртуоза его уровня,
Я должен упомянуть, что Гилельс работал так же
неустанно во время сеансов, как
и при подготовке к ним. 
В его гостиничном номере было пианино, на котором он мог практиковаться
 и когда он приходил на занятия, то был в отличной форме
 Он говорил нам
 какими произведениями из заранее составленного
списка он займется в следующий раз. Его глубокая
близость к музыке Грига была очевидна.
И  его стремлении к окончательной интерпретации  было трудно удовлетворить. В частности, он пытался найти индивидуальное
и соответственно атмосферное качество
звучания для каждого произведения. Это означало
 что мы потратили много времени
на перемещение микрофонов и опробование
различных возможностей, хотя мы
тщательно
выбирали те позиции микрофонов, которые сами считали
лучшими. 

Когда Гилельс поднимал линзы
своих очков с регулируемой оправой ( что он
делал часто) это было признаком того, что он хотел
что-то изменить и другого качества
звука. Но в целом он
записывался с меньшей суетой, чем многие
другие артисты, и с ним было легко
работать в студии.

  • Нравится 4
  • Спасибо! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, «РЫЖИЙ ДЪЯВОЛ»!

image.jpeg.338fdc335ab974db57b12e8441b32d3a.jpeg

У него не было рихтеровского лица, измученного метафизическими вопросами. Он выглядел как здоровый лев, извлекавший из клавиатуры звуки стали и «каменной кладки». Его ранний период был дионисийским: напряженная игра, темперамент, накаленный до жестокости, абсолютная ясность. Мышцы, кишки, нервы, бурлящая плоть и кровь. Советская пропаганда в полной мере использовала его ауру, снимая фильмы, в которых он исполняет Рахманинова под открытым небом перед стоящими в строю летчиками, а над головой пролетают истребители! Вот он – «новый советсткий стиль»! Он - из бедной семьи, и за это ему прощают национальность. В 1938 году случилось невероятное. На прошении о том, чтобы Гилельса и Флиера выпустили за границу для участия в международном Брюссельском конкурсе, Сталин написал: «Гилельсу и Флиеру поехать в Брюссель. Занять первые места». Гилельсу не исполнилось и 22-ух. Не выполнить приказ Сталина, в 1938-м году? Гилельс завоевал первую премию. Некто Микеланджели стал седьмым, Флиер – третий. В жюри – Рубинштейн, Гизекинг, Казадезюс, Фридман. Этот триумфальный успех положил начало большой карьере. Но стереотип пианиста - «чистого виртуоза» с «железным ритмом» - тяготили. Масла в огонь подлил Нейгауз. Возвеличивая Рихтера и назвав «гением, которого он ждал всю жизнь», Гилельса учитель считал «виртуозом», которому «одухотворенности не хватало». Он назвал его звучание «червоным золотом 96-й пробы», «полным, насыщенным, теплым и глубоким», но в подтексте было одно – «виртуоз больших аудиторий», то есть - беглость, блеск, пальцы впереди головы. Правда, Нейгауз отмечал, что в отличие от Рихтера, который «раньше постукивал», имел сухой и ударный звук и иногда «замораживал» слушателя, Гилельс никогда «не стучал». 

Уже сейчас точно известно, что именно Гилельс спас опального Нейгауза, обвиненного в шпионаже в пользу Германии, от смерти, лично попросив об этом Сталина. И никто об этом не знал (в том числе Нейгауз). О своих добрых поступках пианист никогда и никому не говорил. Позже он пояснит:«Хорошие дела должны держаться в тайне». Во время войны Эмиль ездил к Нейгаузу в Свердловск, где они вместе играли Бетховена, Шумана и Брамса. Он очень наделялся, что отношение мэтра к нему изменится, но этого не произошло. А потом вышла знаменитая книга - «Об искусстве фортепианной игры», в которой некоторые места горько ранили ученика. Особенно фраза: “Когда Гилельсу было 16 лет, и он приехал ко мне учиться, я сказал: ты уже мужчина, можешь есть бифштексы и пиво пить, а тебя до сих пор вскармливали детской соской”. Ну, «соску» Эмиль Григорьевич еще мог простить, но не простил другое: "Преподавательница учила с ним на уроке отдельно левую руку… и не развивала достаточно его музыкальное мышление, а также не знакомила его с музыкой вообще”. Обожавший свою учительницу Берту Рейнгбальд, Гилельс был взбешен. Нейгауз написал о женщине, не просто к тому времени ушедшей из жизни, но трагически погибшей. Берта покончила с собой, бросившись в лестничный пролет. В 1974 году Гилельс дал концерт ее памяти, что стоило ему громкого скандала в Одесском обкоме партии. Ни одной рецензии, ни слова. Гилельс вышел на сцену с черной повязкой на руке. Нейгауз понимал, что ранил ученика, и отправил письмо, в котором просил прощение за нанесенные обиды и призывал к примирению. Но тут настала очередь Гилельса, попросившего Нейгауза не называть его больше своим учеником: «Я Вам ничем не обязан. Я всем обязан только Рейнгбальд». Нейгауз был потрясен, и вскоре умер. Рихтер назвал этот поступок «отвратительным» и перестал здороваться. Тогда многие отвернулись от Гилельса. Нужно сказать, что, показав письмо Рихтеру, Нейгауз просил уничтожить его, сохранив в тайне содержание. Рихтер не сдержал слова; об этом инциденте узнали все. 

Гилельсу никогда не нравилось позерство своего постоянного визави. Это четко ясно из его слов Воскобойникову: «Вы знаете, ведь мы когда-то дружили. И бывали друг у друга. Когда Рихтер учил Второй концерт Бартока, я зашел к нему, увидел ноты и – о ужас! Знаете, что было написано его рукой в нотах? “Улыбнуться!” Представляете, Валерий: “Улыбнуться!”». У Гилельса никогда не было ни аффектации, ни жеманства, ни позы. Он был прост и естественен, без саморекламы и показухи. Именно Эмиль Григорьевич вначале «проталкивал» Рихтера зарубеж, повсюду ходатайствовал по поводу его гастролей в США, но тот быстро забыл об этом. Однако, в интервью Монсенжону не забыл сказать, что Гилельс «обладал ужасным характером, был мнителен и вечно обижался. К тому же он был болезненно ревнив к успехам других». Скорее всего, он действительно был обидчив, но не безосновательно. Он спасал от смерти, помогал с гастролями, ходил просить вместе с Шостаковичем за Марию Гринберг, чтобы она получила квартиру в высотке на Котельнической. (Хотя сам всю жизнь ютился в крохотной квартирке на Горького, с женой, дочерью и ее ребенком). И что? Гринберг угораздило прилюдно сказать какую-то едкую ироническую фразу в его адрес. Ему донесли, и Гилельс прекратил с ней всякое общение и не хотел даже слышать ее имя. Действительно, он был ранимым, хрупким, нервным человеком и очень категоричным. Но, как говорил Гордон, чтобы любить Гилельса, надо было его хорошо знать. В узком кругу друзей, он был милейшим, сердеченым, приветливым и обворажительным. Он признавался как-то: «…Я немного сентиментален. Но жизнь сложилась так, что меня таким не знают. Я казался сухим и черствым, потому что стеснялся своих ощущений». Он убеждал, что "лирическая музыка заставляла меня дрожать и доводила до слез», но он сдерживал себя, потому что "никто не должен был знать. Я был застенчив".

Наверное, Гилельс был страшно опустошен постоянным соперничеством. В 30-ые годы - Яков Флиер (ближайший друг), которого в то время многие предпочитали Гилельсу, а потом был Рихтер… Культ Рихтера вполне законен, но он отодвинул Гилельса в несправедливую тень. 

image.png.ba4d11f626d7640cdba1ab6f5adc8ddb.png

Гилельс со своим другом, пианистом Яковом Флиером, играют на балалайках в 1952 году

Однажды, вернувшись из Америки, где побывал в гостях у Горовица (они дружили) и слушал его игру, Эмиль Григорьевич сказал друзьям: «Я понял, что выбрал не ту профессию». А Горовиц в письме к Гилельсу писал: «Я очень страдаю, что не могу быть с Вами сегодня вечером (на концерте) и в особенности лишаю себя радости наслаждаться игрою настоящего, огромного артиста!» 

Как это принято у музыкантов большого калибра, в знак уважения, руку Гилельса целовали Орманди (после концерта Шопена), Рикардо Мути, Конвичный, Заваллиш, а также Владимир Набоков. Он дружил с Чаплиным, его другом был Исаак Стерн. Гилельс встречался с Керенским, Шагалом и Дали (который его очень почитал), Сибелиусом и Тосканини. 

Америка его обожала, прозвав «Рыжим Дъяволом». В 1969 году журнал «Стереоревью» провел конкурс граммофонных записей. Из четырех тысяч пластинок лучшим был признан альбом Гилельса—пять концертов Бетховена с Джорджем Сэллом. В Детройте четыре месяца бастовали печатники—не выходила ни одна газета. Но рецензии на концерт Гилельса были выпущены на отдельных листках.

Только после смерти Гилельса, в начале 2000-х, все узнали, что Рахманинов, услышав по радио молодого пианиста, передал для него в Москву медаль с профилем Рубинштейна и диплом, выданный ему как его приемнику. И Рахманинов своей рукой в этот диплом вписал имя Гилельса. Гилельс об этом никому не рассказал.

Боялся? Эмигранты, изгнанники…Уверен, что нет. Он не побоялся просить Сталина за Нейгауза, не побоялся дать премию Чайковского Григорию Соколову (а не американцу Мише Дихтеру) после чего его оскорбляли и чуть не первернули машину, не побоялся в сороковых годах жениться на Флоризет Хуцистовой, которая была дочерью репрессированного «врага народа» - видного работника руководства Осетии. 

Был ли он обласкан властью? И да, и нет. Волна государственного антисемитизма 50-х годов, коснувшаяся практически всех музыкантов-евреев, не коснулась Гилельса никак. Его любил Сталин, как и Софроницкого (который часто отказывал Сталину (только представьте!), произнося «Я не холуй и не поеду, чтобы играть одну прэлюдию»). Известны слова Сталина: «У Гитлера есть Гебельсы, а у меня – Гилельсы». По настоянию вождя, Гилельс вместе с Софроницким играли в 1945 году на Потсдамской конференции. Позже Эмиль Григорьевич рассказал об одно забавном эпизоде Арнольду Каплану, а тот - Гордону. Перед конференцией, пианиста доставили к Сталину, а тот и говорит: «Понимаешь, у Шопена... есть такой...с переливом...» и показывает в сторону рояля. Гилельс сел и начал судорожно наигрывать то одно, то другое. И везде Сталин говорил: «Нэт, не то». Причем раздражение вождя росло, а Миля уже начал «прощаться с миром». И в отчаянии, в последний момент, набрел на тему ля мажорного Полонеза, где после первого мотива есть короткий отыгрыш. «Вот!» - сказал Сталин. Отлегло. И еще один эпизод. Шла война, недавно был принят новый гимн, в 44-м, александровский. Сталин подходит к Гилельсу: «Тэбе нравится гимн?» — «Нравится, Иосиф Виссарионович». Сталин выждал небольшую паузу: «А мне — нэт!»

И, несмотря на близость к власти, Гилельсу не дали сыграть с Яшей Хейфецом, чуть не сорвали концерт с Орманди, платили крохи на гастролях, заставляя записывать в блокнотик все свои скромные расходы. Пианист за свой концерт получал 15000 долларов: 300 – на руки, остальное – родине. Ему так и не дали достойной квартиры, а он не просил.  Эмиль Григорьевич был необыкновенно скромным человеком, немногословным. Он был верующим и, бывая в Риме, не пропускал ни одного воскресенья, чтобы не пойти на площадь Святого Петра и не принять благословения Папы Римского. По поводу его смерти Рихтер писал: «Перед очередным турне он пошел в поликлинику – обычная поверка состояния здоровья. Ему сделали укол, и через три минуты он умер. Это случилось в Кремлевской больнице. Из-за некомпетентности ему сделали не тот укол и убили его». 

… «Подождите, вы еще Рихтера не слышали». Так скромно отвечал Эмиль Гилельс в 1950-е годы западным людям, восхвалявшим интенсивность его яркой игры. А сегодня мы можем сказать обратное: "Подождите, вы пока еще плохо слушали Гилельса". Давайте послушаем этого великого пианиста, чтобы понять, до какой степени он воплотил в своем глубоком, мучительном и многоликом существе все парадоксы музыки и жизни.

image.jpeg.0e9d84d0cc4b2c3616177a97e8c45ad4.jpeg

 

  • Нравится 1
  • Спасибо! 7
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 часа назад, Штальбург сказал:

Давайте послушаем этого великого пианиста, чтобы понять, до какой степени он воплотил в своем глубоком, мучительном и многоликом существе все парадоксы музыки и жизни.

Спасибо за очень интересный рассказ и факты которые малоизвестны. Великий пианист раскрылся и как замечательный человек - хотя и не с простым характером! 

Люблю Брамса в его исполнении ( и не только концерты в знаменитой записи) и поставил слушать этот винил :  

image.thumb.jpeg.2da0f0f83d78178cb06dcd56b9a1b9ca.jpeg

 

  • Нравится 4
  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

   К слову очень талантливой была и его дочь Елена.  Много гастролировала и за рубежом. Ещё студенткой играла в знаменитом Карнеги -холле. 

Это вот из вики :  

"  Часто выступала в дуэте с отцом — Э. Гилельсом, записала с ним и Венским филармоническим оркестром (дирижёр Карл Бём) Концерт № 10 для двух фортепиано с оркестром В. А. Моцарта: запись входит в число лучших моцартовских по версии журнала Gramophone, критик Стивен Плейстоу отмечал, что «физическое родство» музыкантов отражается в уровне взаимопонимания исполнителей (англ. their physical relationship is mirrored in the quality, and the mutual understanding of the playing)[10]." 

Мне очень нравится их дуэт на этом виниле Мелодии :  

 

4 часа назад, Штальбург сказал:

Волна государственного антисемитизма 50-х годов, коснувшаяся практически всех музыкантов-евреев, не коснулась Гилельса никак

Только тогда это назывли борьбой с космополитизмом и космополитами . И вообще то за то что слово еврей стало у нас общепринятым - вместо принятого и в великой русской литературе - надо благодорить коммунистов.  Одно время даже строго наказывали за употребление не его.  И в 20- 30 х годах евреям было много даже привилегий - чего не было в большинстве других стран. 

Но была конечно и печальная страница начала 50х...

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот этот виниил :  

image.thumb.jpeg.d74274d6649857771fb48316818a4bcb.jpeg

 

  • Нравится 5
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

На " всемизвестном" есть живая раздача образов 4х ДВД дисков ( =1368793 )

Emil Gilels Live in Moscow Vol. 1-4. Эмиль Гилельс, Концерты в Москве Тт. 1-4. Брамс, Шуман, Моцарт, Бетховен, Прокофьев, Рахманинов, Шопен
Год выпуска: 2008 

Видео: PAL 3:2 (720X480)
Аудио: PCM, 48000 Hz, 16 Bits, 2 Ch  (! )      

Ну и с дочерью великолепная игра и запись!  ( =4923565) 

image.jpeg.c9e660e92ffd898e91b6400ab9b0c806.jpeg

  • Нравится 3
  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 часа назад, Serg53 сказал:

К слову очень талантливой была и его дочь Елена

Она очень рано умерла от рака в 48 лет. Через пару лет от рака умерла и Фризет. Но самой феноменально талантливой была первая жена Гилельса, на которой он был женат в 40-х годах – Роза Тамаркина. Она тоже умерла от рака в 30 лет. Роза Тамаркина по уровню игры ничем не уступала Гилельсу. Это была удивительная пианистка, к сожалению, очень мало успевшая сыграть. Лейбл Vista Vera издал три ее диска. Их легко найти. Если вы еще не слышали Тамаркину, то очень советую восполнить пробел.  

image.png.e425ef8fcbfa28e7cc1e5e4a74343858.png

image.png.67d00c96b9731df2ccf2f8ce60a0aa01.png

image.png.19f3fee1b7f2eb5d898a98a7de5860a0.png

Второй концерт у нее - волшебный!

  • Нравится 3
  • Спасибо! 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кстати завтра к 125-ой годовщине Deutsche Grammophon перевыпускает вот эту пластинку "Emil Gilels - Beethoven: Piano Sonata Nos. 25-27".
Как часть новой серии "The Original Source Series". Клянутся что всё только аналоговое и с оригинальной мастер ленты.
https://store.acousticsounds.com/d/181399/Emil_Gilels-Beethoven_Piano_Sonata_Nos_25-27-180_Gram_Vinyl_Record

Emil Gilels - Beethoven: Piano Sonata Nos. 25-27

  • Нравится 5
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 недели спустя...

В эти дни удачный повод вспомнить Дьёрдя Цифра, поговорить о его жизни и записях. Завтра – 5 ноября – его день рождения. Сегодня – о жизни, а завтра – о записях. 

Несмотря на концлагеря, преследования полиции и физические увечья, Цифра - избитый и выживший в разрушенной войной Европе - стал одним из величайших пианистов XX века.

image.jpeg.054214721cf87f19e575515c730d34e4.jpeg

Его владение фортепиано было настолько инстинктивным, что казалось, он и инструмент – одно целое. Словно это был не человек, а - кентавр, представлявший сплав запредельных технических возможностей и поэтического красноречия. Цифра был настолько оригинален, что отвергает любую попытку сравнения и классификации. Это был тигр, бьющийся о прутья вальера. Противник обезличенного пианизма и фетишизма текста. Для Цифра, как и для Горовица, текст был отправной точкой, пропуском к озарениям композиторского воображения. Музыка не препарировалась на лабораторном столе, а была живым организмом, развивающимся в процессе спонтанного и интуитивного исполнения. За что он и подвергался нападкам критиков с жестокостью, пропорциональной его необычности. На Дъёрдя навесили ярлык циркового пианиста-виртуоза, а цыганское происхождение ставилось в вину. Ведущие пианисты были очарованы его талантом, среди которых: Корто, Франсуа, Магалов, Аргерих, Поллини, Фрейре. Говорят, что при одном упоминании его имени, на лице Горовица появлялось выражение ошеломленного изумления.

Как и Горовиц, Цифра был чудом природы. Разница заключалась в том, что венгр был выходцем из бедноты, родившийся в трущобах на окраине Будапешта. Его отец жил в Париже, зарабатывая на жизнь игрой на фортепиано в кафе, но когда началась война 14-18 годов, все венгерские граждане, ставшие врагами, были высланы из страны, а их имущество конфисковано. Впятером семья жила в одной комнате без отопления, спали на тюках соломы и питались сухим хлебом. Отец, страдавший нервным заболеванием, больше не мог найти работу в будапештских кабаре. Младший ребенок умер, и, чтобы не постигла та же участь младшую девочку, ее передали на попечение Красного Креста. Маленький Дьердь не вставал с постели, его постоянно мучили лихорадки и тошнота. Мать не отходила от постели и пела ему арии из оперетты. Ее старшая сестра работала посудомойкой в столовой, но однажды принесла в дом старое пианино, и каждый вечер посвящала музыке. Лежа на своем соломенном матрасе, Дьердь под одеялом имитировал движения пальцев девушки. Позже, когда он, встанет с постели, он тут же сыграет сестре все произведения, а та разразится слезами. В пять лет мальчик уже импровизировал на все мелодии Иоганна Штрауса, Бизе и Гуно, которые ему напевала мама. Вскоре маленький вундеркинд стал звездой трущобного городка и его окрестностей. Первыми, кто почувствовали выгодную сделку, была банда проезжавших мимо клоунов. Они сказали матери: «Ваш ребенок - искусный цирковой артист. Он - новый Оффенбах!». И мальчик дал свой первый концерт между дрессировщиком блох и карликом, который выпрямлял железные прутья. Через пару месяцев Дъёрдь оказался в кабинете маститого композитора Эрнста фон Донаньи - директора престижной Академии имени Листа. С первых же нот старик был поражен потрясающей игрой мальчика, его музыкальным чутьем и природной техникой. Убедившись, что на его глазах рождается новый Лист, он немедленно взял его под свою защиту. Его успехи были столь стремительны, что к двенадцати годам он уже выступал с концертами по всей Венгрии. В восемнадцать, Дьердь женился, а узнав, что скоро станет отцом, в тот же день получил приказ о мобилизации для участия в боевых действиях на русском фронте вместе с немецкой армией. С этого момента начался его поистине «крестный путь». 

image.jpeg.23d53a17ceb10f687eeb6a78c95c2a94.jpeg

Всего за несколько дней он познакомился с адом: холод, грязь, клопы, запах пороха, крови и горелой плоти, оглушительный грохот снарядов. Накануне смертоносного боя, он услышал, как в казарме раздался крик: «Кто умеет играть на инструменте?» Нужно было отвлечь немецких офицеров перед почти верной перспективой умереть на следующий день. Рядовой по памяти сыграл большие отрывки из «Тетралогии» Вагнера и добился триумфа. К нему подошел комендант: «Вы играете даже лучше, чем мой учитель в Берлине. Возможно, вы знаете его имя: Ферруччо Бузони!» Несмотря на похвалы и обещания покровительства, Цифра решил в ту же ночь бежать из военного лагеря. Он угнал паровоз и, как сумасшедший, погнал его в сторону вражеской линии. Он происходил из племени цыган, а это значит – из племени свободных людей. Через несколько часов он был арестован советскими войсками, взят в плен и заключен в ГУЛАГ на два года. В конце концов, он бежал и оттуда, но был вновь схвачен НКВД. Затем его отправили на Западный фронт воевать уже на стороне нового коммунистического венгерского режима. Его просили играть в мадьярском духовом оркестре, но мозолистые руки, ржавые суставы и пальцы, покрытые ранами, причиняли ему мучительную боль. Демобилизовавшись в 1946 г., он наконец-то обрел свободу, и впервые встретился со своим четырехлетним сыном Дьёрдем, названным в его честь.

Вернувшись к нормальной жизни, Цифра возобновил учебу в Академии Ференца Листа и зарабатывал на жизнь, выступая в кабаре. Однажды он познакомился с американскими джазовыми музыкантами, которые искали пианиста. Его руки легли на клавиатуру, и он стал импровизировать на темы Гершвина. Саксофонист поздравил его: «В Америке есть только один пианист, который может сравниться с тобой, и это - Арт Тейтум». Концерт прошел с большим успехом, американцы уехали, а пианист вернулся в бар. Вскоре, по иронии судьбы, Цифра был принят на работу в брассерию, находившуюся неподалеку от зала Академии Листа, где проходили концерты классической музыки. Его репутация росла среди любителей музыки, которые, как говорят, спешили в перерыве между концертами, чтобы прийти, выпить пива и послушать пианиста. Некоторые даже предпочитали остаться, а не дослушивать вторую половину концерта.

Друзья настояли на том, чтобы он покинул страну, но его арестовали на границе и отправили в дисциплинарный лагерь, где в течение трех лет Цифра по десять часов в день переносил 60-килограммовые каменные глыбы по шести лестничным пролетам, в результате чего он навсегда повредил левую руку. (Позднее он восстановил свою технику работы на клавиатуре, но проблемы со связками заставили его до конца жизни носить кожаный браслет на запястье, чтобы облегчить ужасную боль в суставах). Когда в 1953 г. Цифра был освобожден, он был сломлен, но прошел четырехмесячный курс лечения для восстановления своей техники. И добился этого. Дъёрдь сделал записи для лейбла Hungaroton, и в 1955 г. получил премию Листа. Наконец, в 1956-м, во время известных венгерских событий, он с женой и сыном перебрался в Вену, и дал концерт в Брамсовском зале Музикферайн, сыграв произведения Скарлатти, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Вебера и Листа. Его выступление было настолько сенсационным, что в одной из рецензий появился заголовок: «Ференц Лист восстал из мертвых». После концерта, Жак Лейзер из EMI предложил записаться в Париже, где пианист сразу же дал концерт в Театре Шатле. Огромный успех! Цифра решил переехать во Францию, где уже существовала большая община венгерских беженцев. Карьера музыканта пошла в гору, и новый суперпианист получил международное признание.

В 1966 году, на пике своей славы, Дьердь за свой счет отреставрировал органы в аббатстве Ла Шез-Дье и организовал фестиваль, который и сегодня остается одним из самых престижных во Франции. В конце 1960-х годов он рассказал Андре Мальро о своем желании найти место, где могли бы выступать десятки пианистов со всего мира. Министр культуры указал на королевскую капеллу Сен-Фрамбур в Сенлисе. «Было бы забавно, - добавил Мальро, - если бы старейшая церковь Франции - оплот первых королей Капетингов - была восстановлена потомком Аттилы». Цифра попросил своего друга, каталонского художника Жоана Миро, создать и подарить новые витражи. Он лично финансировал ремонт из своих доходов от концертов и выступлений. Сейчас — это популярное место для камерного музицирования. Фортепианный конкурс, ежегодно проводимый в этом месяце, собирает молодых талантов со всей Европы и Азии.

image.jpeg.9aad423cb8c99653d2d40e5e9b546ce1.jpeg

С сенлисских лет карьера пошла на спад. Смерть сына, которому было всего тридцать девять лет, покончившего собой в 1981 году, нанесла ему смертельный удар, от которого он так и не смог оправиться. Молодой Дъёрдь активно начал свою дирижерскую карьеру, и отец ему в этом страстно помогал. Цифра строил двойную карьеру, выходя вместе с Дьёрдем на подиум на концертах и участвуя в записях EMI. Свои дни пианист окончил в окружении своего рода цыганского табора, населенного художниками, поэтами и гадалками, отвлекавшими его, вместе с алкоголем, от безутешного горя. 

У Цифра не было художественного наследника, поскольку столь необычная карьера — это скорее вопрос природы, чем школы. Но остались его записи, свидетельствующие о необыкновенном таланте и огромной любви к музыке. А на лицах всех, кто с ним соприкасался, остался отпечаток его улыбки, наполненной добротой, и незабываемое движение его рук, широко раскрытых для искренней дружбы.

P.S. Пламя памяти Цифры питает драматическая музыкальная биография, написанная и исполненная Паскалем Амойелем, ведущим французским пианистом, писателем и актером. Он учился у Цифры в течение восьми лет, назвав свою постановку «Человек с 50 пальцами». Здесь небольшой трейлер. 

https://youtu.be/OvLuUG0_v68?si=p0dT5aXFnKeeiiKU

  • Нравится 1
  • Спасибо! 7
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

Узнав о памятной дате, я решил прослушать как можно больше записей. Много слушал 40-дисковый бокс-сет EMI Georges Cziffra: The Complete Studio Recordings 1956-1986. Должен сказать, что я был поражен. Я раньше равнодушно относился к этому артисту. Его не особенно обсуждали. Да - виртуоз, да – техника одурманивает. Мне нравились «Венгерские рапсодии» и «Полет шмеля», но там, где Цифра пытался себя контролировать или исполнять репертуар, несвойственный его цыганскому темпераменту, он казался приземленным и скучным. Его Полонезы Шопена показались мне безвкусными (не распознал в юности благородного металла, каюсь), а этюды никогда еще не исполнялись с такой виртуозностью, граничащей с вульгарностью. Я сделал для себя вывод, что Цифра – это не «про глубину», а про фортепианные трапеции. И вот решил углубиться в его творчество и радикально пересмотрел свои взгляды. Я, кстати, всех призываю к тому, чтобы не зацикливаться на своих устоявшихся оценках. Итак, начнем, пожалуй.

Первые записи Цифры были сделаны для компании Hungaroton в 1954-1956 годах. Он записал для этой фирмы большую часть своего репертуара, который был выпущен на CD лейблом Hungaroton и британской фирмой APR. Помимо концертов Грига и Листа здесь содержаться произведения, которые стали ассоциироваться с Цифрой: "Исламей" Балакирева, его собственные транскрипции и переложения Иоганна Штрауса, Брамса и Верди, а также Листа, включая Grand galop chromatique, Valse impromptu, некоторые Венгерские рапсодии и Трансцендентные этюды. Для настоящих музыкальных археологов must have.

image.jpeg.b7f0bfadde78d7743b989707407b7e2a.jpeg

Из Листа следует отметить ранние записи EMI, которые являются самыми важными у Цифра. Его первые пластинки для EMI – сольный концерт Листа с Пьром Дерво и его лучшие версии Мефисто-вальса № 1, Кампанеллы, Фонтанов виллы дЭсте и Большого галопа. 

Liszt: Rhapsodie Espagnole; Mephisto-Waltz No. 1; Grand galop chromatique (EMI)

Liszt: Piano Concerto No.1— Orchestre de la Société des Concerts du Conservatoire / Pierre Dervaux (EMI)

image.jpeg.92290169f07813de105999e0bcfc4f55.jpeg

Еще одна потрясающая пластинка конца 1950-х годов состоит из собственных импровизаций и транскрипций произведений Иоганна Штрауса, Россини, Брамса и Римского-Корсакова, записанных Циффрой.

image.jpeg.3ecb41cce4ad729386977ee29000275d.jpeg

Нельзя пропустить и две восхитительные пластинки начала 1960-х годов под названием Pages Immortelles, которые доказывают, что Цифра способен чутко прочесть такие миниатюры, как К Элизе Бетховена и Девушку с волосами цвета льна Дебюсси. Жаль, что мало играл Дебюсси. На одном CD - две пластинки. Вообще, этот диск можно смело советовать тем, кто хочет начать свое знакомство с этим пианистом. 

image.jpeg.b72ccc2554f8eef78c631d717ea0d4c5.jpeg

Все записи EMI конца 1950-х - начала 1960-х годов впечатляют. Среди них – Трансцендентные этюды и Венгерские рапсодии № 1-15 (многие до сих пор считают их лучшей версией, нежели записанные в 70-х годах). Зная, насколько эти записи ценятся среди любителей классики, EMI выпустила их в аудиофильском варианте. DSD!

image.jpeg.308969630a9e0cd93315f12762165371.jpeg

Для фирмы Philips пианист записал очень хороший диск. "Лёгкость" и "Тарантелла" Листа просто поражают. А также - редко исполняемое, но прекрасное сочинение Листа Фантазия и фуга на тему B-A-C-H.

image.jpeg.951d580dfe20538548489d2c61a6ea38.jpeg

Барток Второй концерт. Это легендарная запись Второго концерта Бартока с Марио Росси в Будапеште 22 октября 1956 года, перед тем как Цифра вместе с семьей отправился на свободу. Я не слышал ее, а потому не внес в путеводитель по концертам Бартока. Это удивительно идеоматическое исполнение поистине героического масштаба, сочетающее гранитную силу и дикий испульс, который, по-видимому, был присущ только Цифре. 

image.jpeg.189f43e21b9910c9ea451a4d15e3fb4a.jpeg

Чайковский Первый концерт. С Джулини Цифра довольно много работал в конце 1950-х годов. Этот Концерт Чайковского поражает своей молниеносной виртуозностью даже по меркам Цифры. В этом замечательном боксе его впервые опубликовали, а записан он был в 1957 году. Многие ждали с нетерпением именно это исполнение (об этом я и раньше читал), и дождались. 

image.jpeg.8d6f07c034e9e45e08aa9b28488513b7.jpeg

Концерт Грига. С этого концерта я начал свое возвращение к Цифра, и он производит одновременно и завораживающее впечатление, и озадачивает. Его интрпретация – уникальна. Она интроспективна и рафинирована, он тонко улавливает тоскливую лирику чудной медленной части. Концерт Грига Цифра впервые записал перед отъездом из Венгрии и с ним же дебютировал в США в 1957 году. Какое место занимает исполнение, можно судить по недавно выпущенному диску. 

image.jpeg.e3e8b48d72f0aaa73ee87d3e61bbf172.jpeg

4. Шопен Этюды. Вот тут я потрясен, нашел своего героя. Это кто там говорил, что Шопена он играл «как Листа». Цыганка не достойна шнуровать сандалию поляка? Щааас! Как-то Шопен, обращаясь к своему другу и коллеге Фердинанду Хиллеру, сказал: "Я пишу Вам, не ведая, что пишет перо, потому что в этот момент Лист играет мои этюды и благопристойные мысли меня покидают. Хотел бы я перенять у него способ играть мои собственные этюды?" А Цифра – реинкарнация Листа. Я склонен считать, что он воссоздает Этюды так, как Лист открывал их Шопену. Ровность линий, магнетическая сила, продвигающая каждую ноту к следующей, настоящее пение – это сокровище, которым стоит дорожить. Поэтому нужно с головой окунуться во все, что Цифра записал из Шопена. Баллады, вальсы, этюды, сонаты… А Жан-Марк Луисада говорит, что предмет его особой страсти является еще и Концерт ми минор Шопена, исполненный Цифрой и Розенталем. Вот этот:

image.jpeg.51100e9c065e528ae4f3a6c2c803074d.jpeg

Как же я был не прав... 

Итак, запись 24х этюдов, сделанная в начале 1960-х годов, заслуживает полной переоценки, ибо это неслыханное, потрясающее по своей упругости и страстности исполнение. Кроме этого, в этом исполнении можно услышать удивительную поэтичность и идеально выверенный баланс линий. Особенно это ощутимо в 7-м этюде op. 25

https://youtu.be/zvxzN6xy7y8?si=fr0-tOnmqvlyx0wJ

image.jpeg.068de2ae9f956d92a71dc7984b35556b.jpeg

Бетховен 32 вариации. Вот, скажу честно, не ожидал я от Цифры такого нежного и волшебного Бетховена. Все выстроено и прочувствовано до совершенства. Вообще, у него ощущается привязанность к «среднему» Бетховену, Апассионате, Вальдштейн-сонате. Но, послушав, выделил именно 32 вариации. Здорово, необычно, импровизационно, свободно.  

image.jpeg.b8143a5f5ff15240206d1457b8fdf777.jpeg

Французы: Куперен, Дакен, Рамо, Маре. Еще одно открытие! Цифра играет барокко в церкви, которую сам и восстановил. Очень интересно само по себе обращение к клавесинистам барокко. Дело в том, что Цифра был очень нервный, сентиментальный и чувствительный человек. Говорят, он мог расплакться, увидев букет цветов. Возможно, красота борочных музыкальных линий действовала на него как красивые цветы. Но, как он играет! Такое ощущение, что это – мазки кисти, достойные Ватто или Фрагонара. Железная рука в бархатной перчатке. 

image.jpeg.752ed7f71a8dffe09fd546152e22d14d.jpeg

Шуман Токката. Мне вообще кажется, что психолгически Дъёрдь был близок шумановской раздвоенности. В нем тоже жили Флористан и Эвсейбий. Цифра и свои мемуары назвал «Пушки и цветы», намекая на эту двойственность. Пианист играл Шумана довольно много. И Симфонические этюды, и Фантазии, и Карнавал. Но Токкату любил больше других, и это чувствуется. 

image.jpeg.99a35a465a2b734c60fb28fc5f94a9e1.jpeg

Наконец, траснкрипции, парафразы Листа, собственные пьесы, которые до бесконечности расширяют границы виртуозности. Здесь царит хрусталь, несущийся на крыльях воображения. Я вообще не понимаю, как после того, что происходило в его жизни, после этих жутких травм, он мог так играть. 

La Danza Россини. Потрясающе.

https://www.youtube.com/watch?v=t3YvX-HdpNI

Цифра «Румынская цыганская фантазия». Великолепная пьеса. 

https://www.youtube.com/watch?v=7mbxaHkRLSw

Листовский парафраз на «Риголетто» Верди. Удивительно. 

https://www.youtube.com/watch?v=y2POkwDVQG0

Листовский парафраз на Полонез из «Евгения Онегина». Мой любимый парафраз в исполнении Цифра. 

https://www.youtube.com/watch?v=E2-7jX-88wU

Транскрипции 15 «Венгерских танцев» Брамса. Брамс, как известно, пренебрегал более ярким стилем Листа. Цифра создает синтез формального владения Брамса и импровизационной свободы Листа. Захватывающие транскрипции. 

https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=_kJ0e3h4uNQ

Услышать Цифра - это здорово, но наблюдать его за клавиатурой - необыкновенное зрелище, и, к счастью, несколько телевизионных концертов, сделанных им для BBC в 1962 и 1963 годах можно увидеть на ютюбе. Одна из трансляций сопровождается необычной демонстрацией "разминки" Цифры за клавиатурой. Это надо видеть, чтобы поверить. Короче, найдете, если пожелаете.

Не забываем этого удивительного мастера не только в день его рождения !

  • Нравится 2
  • Спасибо! 5
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасибо за замечательные рассказы о великих пианистах прошлого! 

А вот наш молодой современник и невероятно популярный . Кто его слушает ( на " всемизвестном " в хайрез его альбомы регулярно появляются) и как оценивает?  Заслуженна ли им такая  популярность ?  Несколько миллионов прослушиваний его исполнения Баха за несколько дней !  :huh:

 

Концерт как плейлистСОБЫТИЯ

КОНЦЕРТ КАК ПЛЕЙЛИСТ

ПИАНИСТ ВИКИНГУР ОЛАФССОН ИСПОЛНИЛ СВОЮ ПРОГРАММУ В РАМКАХ МИРОВОГО ТУРНЕ 

...Летом 2023 года Олафссон начал гастрольную серию с программой только из Гольдберг-вариаций Баха, а в середине октября вышел соответствующий альбом, набравший за несколько дней более миллиона прослушиваний на стриминговом сервисе Spotify...

 

Полностью тут :    Концерт как плейлист | Музыкальная жизнь (muzlifemagazine.ru)

  • Спасибо! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

На " всемизвестном"  нашёл ещё  ( 4 диска) и это =3604240.  А вообще его много и есть даже образ САКД.

image.jpeg.4768632e162161cf924b43d9184c6de6.jpeg

Год издания диска: 2003
Издатель (лейбл): EMI Classics France
Номер по каталогу: EMI 5 85340 2
Дата записи: 1980-1986
Аудиокодек: FLAC
Тип рипа: tracks+.cue 

Треклист:
Oeuvres de Chopin; Liszt; Schubert; Brahms; Saint-Saëns; Bach/Busoni; F. Couperin; Rameau; Lully et Daquin

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

И ещё ( это =151876 ) :  

image.jpeg.d6d0c0ab8ae4f4f7cbd5915be0a81653.jpeg

Cziffra Edition - 6CD Set - EMI CLASSICS, 1994 

 

  • Нравится 4
  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

5 часов назад, Штальбург сказал:

Короче, найдете, если пожелаете.

Спасибо, Женя !

Как всегда очень содержательно и невероятно интересно.

Для тех, кто всё же предпочитает физические носители. :)

Рекомендую купить  коробочку  очень самобытного, талантливого пианиста с невероятной судьбой.

https://meshok.net/item/292319156_Gyorgy_Cziffra_10CD

292319156.0.jpg

  • Нравится 2
  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Или на заказ - самую полную коробочку записей.

Если что, продавец проверен, доверять можно. :)

https://meshok.net/item/290744559_CD_Various_Georges_Cziffra_The_Complete_Studio_Recordings_1956_1986

290744559.0.jpg?1

  • Нравится 1
  • Спасибо! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, Serg53 сказал:

Кто его слушает ( на " всемизвестном " в хайрез его альбомы регулярно появляются) и как оценивает?  Заслуженна ли им такая  популярность ?  Несколько миллионов прослушиваний его исполнения Баха за несколько дней !  

Я его слушаю, и очень высоко оцениваю. Считаю одаренным, необычным и очень эрудированным пианистом. Его сейчас называют "исландским Гульдом". Действительно, каждый альбом ждут с нетерпением. А ведь у парня интересно все складывалось. Он окончил Джульярд, потом поехал в Оксфорд, ютился там с подружкой в каморке. В Исландии – почти звезда, а в Штатах и Англии – никто. Рассылал свои диски оркестрам и менеджерам – тишина. И тут произошел прорыв. Он отправил свой альбом «Брамс и Бетховен» Ашкенази. А у Ашкенази то жена-исландка, и у него с этой страной связи. И парень пишет ему: "Пожалуйста, просто послушайте!" А тот вдруг звонит: «Мне очень понравилось. Вы должны сыграть со мной концерт Грига». А Викингур, обалдев: «А можно еще и Третий Рахманинова?» А Ашкенази: «Ну давайте, осенью». И вот с тех пор Олафссон стал одним из самых значимых артистов Deutsche Grammophon. Правда, в начале все пошло не так, как он хотел. Немцы решили сделать из него этакого мощного крутого исланского парня, который играет американский минимализм. И сунули ему на первую запись Гласса, а Олафссон Гульда обожает, и хотел «Гольдбергов» играть. И когда пластинка заимела успех, DG хотела, чтобы он записал еще что-нибудь подобное, но пианист поставил точку. ''Или Бах, или ничего''. Они ответили: ''Отлично, делайте Баха''. Короче, поняли что раскрутка-то идет как надо. И они сделали Баха, и альбом стал в десять раз успешнее Гласса. А в DG сразу: «А ну-ка, давайте еще один альбом Баха!» Ну, посмеялись. Он очень много презентует исландских композиторов - шесть фортепианных концертов. Он все время хочет меняться, как Гульд его любимый, как Стравинский, как Пикассо. Но он не так уж и молод. Ему около 40-ка. Вот этот альбом я слушал, и он произвел сильное впечатление. Там Моцарт, Бах, Галуппи, Чимароза, Гайдн, а также транскрипции Листа и самого Олафссона. Поставил 16-ую сонату Моцарта. Ну очень своеобразно, свежо, здорово. Такие орнаменты закручивает в первую часть... Вот послушайте. Этот диск очень советую.

 

 

 

 

  • Нравится 3
  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

53 минуты назад, ishiwata san сказал:

Если что, продавец проверен, доверять можно.

Юра, спасибо! Но вот чего-то уж больно много у него отрицательных отзывов. Или ты с ним много раз имел дело?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 Поделиться

×
×
  • Создать...