Самодельные фонокорректоры - DIY и твики, ремонт и апгрейд - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Jump to content

Самодельные фонокорректоры


Recommended Posts

Предлагаю в этой теме делиться собранными фонокорректорами

Давно ещё, когда только начинал заниматься лампами, думал, что усилители никогда собирать не буду, т.к. отпугивала намотка ТВЗ, решил начать с фонокорректоров.

Первым был собран по известной многим схеме Василича. Его конечно часто подвергают критике. В целом, я скажу, корректор неплохой, звучит прекрасно, но лампы начинают деградировать достаточно быстро(толи много брака, толи просто старые) и играть он перестаёт. Отсюда собственно и критика.

Следующий корректор я решил уже делать на пальчиковых лампах, которые можно заменить в случае чего, т.к. перепаивать 6н17б - то ещё удовольствие. Решил делать по классической схеме. Входной каскад на 12ах7, за ним пассивная RIAA цепочка, второй каскад тоже на 12ах7, и катодный повторитель на 6н23п. Решил перенять идею Василича и оставил возможность регулировки RIAA. Об эту тему уже много копий поломано, но на мой взгляд, когда пластинка уже заезжена, можно немного приподнять верха.

Кроме того, решил попробовать скомбинировать печатный и навесной монтаж. Получилось вот так

phono1.jpg.335af2bd83fa822799811a1d6de5641f.jpg

Для уменьшения помех старался сделать тракт от RCA до входного каскада максимально коротким. Блок питания тоже вынес отдельным корпусом. Немного сэкономил место на плате, избежав разводки питания накала, но ремонтопригодность такой конструкции оставляет желать лучшего.

Кроме того, поскольку накал ламп включен последовательно, решил стабилизировать напряжение на каждой лампе с помощью шунт регулятора на TL431.

Вот так это выглядело в первоначальном варианте корпуса

phono2.jpg.378a95df30c21c47d28ef1ff398f2aa7.jpg

В конечном варианте, переделал, отказался от алюминиевых уголков и соединил всё пайкой. В конечном итоге получился вот такой вариант

phono3.jpg.269fe8d76b2982aecf8e93d58d794e4f.jpg

  • Funny 1
Link to comment
Share on other sites

  • Replies 95
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

При изготовлении следующего корректора, решил немного поимпровизировать. Подсмотрел на одной из схем, выданных гуглом, использование 6ж49п в качестве входного каскада и решил взять эту идею на вооружение. Купил 10 штук этих лампочек. Прежде чем приступить к сборке, собрал тестовые каскады и решил обмерить и подобрать оптимальный режим. В среднем попадались лампы, у которых при выходной амплитуде в 1 вольт, вторая гармоника была на уровне -75 дБ, но попалась пара экземпляров, у которых вторая гармошка была вообще на уровне -90 дБ, а все остальные скрывались за шумовой полкой.

phono4.png.b262bc20327bed864035c764e023ad11.png

Пентодов, у которых была возможность добиться вот таких гармоник, оказалось всего 2 из 10-ти. Как раз под два канала фонокорректора.

Экранные сетки пентодов питал через истоковый повторитель на мосфетах, т.к. именно от напряжения на экранных сетках зависел уровень искажений. На тех экземплярах, что мне удалось подобрать, изменение напряжения на экранной сетке буквально на 10 вольт, давало рост второй гармоники сразу на 20 дБ. Поэтому нужно было соблюдать точность.

Второй каскад решил сделать мю-повторителем на 6н23п. Также применил концепцию печатно-навесного монтажа

phono5.jpg.7ef7b2c4a5f47d99f18150fcb0c889f9.jpg

В этот раз не стал городить шунтирующие регуляторы накала, сделал его просто параллельно-последовательным. 2 пентода и параллельно 2 триода. На 6н23п напряжения равномерно распределились, а на пентодах подпаял потенциометр и им выровнял.

Кроме того, поскольку пентоды подвержены микрофонному эффекту чаще чем триоды(и да, если щёлкнуть по 6ж49п, то это слышно из динамиков), поэтому плату закрепил к корпусу через вибро развязку. Типа такой

1972311746_Screenshotfrom2024-02-0808-48-11.png.54cea961575bf04376cdf2c0c6e914e7.png

Схему к сожалению дать не могу, ибо не рисовал, а импровизировал по мере сборки. Но концепцию объяснил. В целом звук понравился, но звучит он более резко чем вариант на 12ах7. Да и пентоды в первом каскаде вещь довольно-таки шумная.

phono6.png.d535556f75ffda094b941983ffc5c9b9.png

Это такой уровень шумов при амплитуде 1 вольт на выходе. На комфортной громкости конечно не слышно, но если выкрутить РГ на полную, то характерное шипение присутствует.

 

Следующий, 4й фонокорректор я собрал на транзисторах по схеме Никитина. И если честно, он мне понравился больше всего. Не знаю почему, но ламповые(все 3) немного подсушивают звук, а у Никитина звук сочный, даже немного с жирком.

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

А мне нравится как он звучит .

IMG_20240208_085809.jpg

  • Thanks 1
  • Sad 1
Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, Alexey_04 сказал:

Предлагаю в этой теме делиться собранными фонокорректорами

Давно ещё, когда только начинал заниматься лампами, думал, что усилители никогда собирать не буду, т.к. отпугивала намотка ТВЗ, решил начать с фонокорректоров.

Первым был собран по известной многим схеме Василича. Его конечно часто подвергают критике. В целом, я скажу, корректор неплохой, звучит прекрасно...

 

Мои знакомые -любители винила тоже когда то так считали(про "хлам Василича"):Sad:. В итоге слушают совсем другие сделанные на заказ.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

3 minutes ago, Случайный гость said:

"хлам Василича"

Ну почему сразу хлам ? Схема достаточно стандартная. Можно сделать грамотный монтаж без соплей. Можно поставить нормальные конденсаторы между каскадами и в RIAA(я ставил wima fkp, однако никто не запрещает ставить более навороченные). Сама по себе лампа 6н17б может работать при нулевом смещении без сеточных токов. И в этом режиме она наиболее линейна. В этом собственно и фишка схемы.

7 minutes ago, Случайный гость said:

В итоге слушают совсем другие сделанные на заказ.

А чем они отличаются от "хлама Василича" ? Только более дорогими комплектующими ? Вариантов схем не так уж и много. Ну да, можно сделать раздельную RIAA коррекцию. Я в своё время пробовал, но особого профита не услышал. Можно как в EAR сделать коррекцию через обратную связь. Но я про подобные извращения только негативные отзывы слышал

Link to comment
Share on other sites

2 минуты назад, Alexey_04 сказал:

Ну почему сразу хлам ? Схема достаточно стандартная. Можно сделать грамотный монтаж без соплей. Можно поставить нормальные конденсаторы между каскадами и в RIAA(я ставил wima fkp, однако никто не запрещает ставить более навороченные). Сама по себе лампа 6н17б может работать при нулевом смещении без сеточных токов. И в этом режиме она наиболее линейна. В этом собственно и фишка схемы.

А чем они отличаются от "хлама Василича" ? Только более дорогими комплектующими ? Вариантов схем не так уж и много. Ну да, можно сделать раздельную RIAA коррекцию. Я в своё время пробовал, но особого профита не услышал. Можно как в EAR сделать коррекцию через обратную связь. Но я про подобные извращения только негативные отзывы слышал

Так вроде же в первую очередь Звуком.:Music: Если Вы это!

Link to comment
Share on other sites

2 minutes ago, Случайный гость said:

Так вроде же в первую очередь Звуком.:Music: Если Вы это!

Ну так и корректор Василича нормально звучит, если собран нормально. Просто лампы очень быстро садятся и корректор перестаёт звучать. А поначалу звук - огонь

  • Funny 1
Link to comment
Share on other sites

9 минут назад, Alexey_04 сказал:

Ну так и корректор Василича нормально звучит, если собран нормально. Просто лампы очень быстро садятся и корректор перестаёт звучать. А поначалу звук - огонь

Тот же Василич считает главное схема! и ему совершенно как мне кажется по х..р как он собран.Да и звучит по мне он очень похабно.:Sad:

Link to comment
Share on other sites

38 минут назад, Случайный гость сказал:

Да и звучит по мне он очень похабно.

Вы его слушали ? С чем другим сравнивали ?

Я его не только у себя слышал , но и у приятеля (голубенькая коробочка на Тике) .
Алексей прав , пока лампы свежие , звучание очень даже неплохое .

 

IMG_20190709_135401.jpg

  • Funny 1
  • Sad 1
Link to comment
Share on other sites

23 минуты назад, promtxt сказал:

Вы его слушали ? С чем другим сравнивали ?

Я его не только у себя слышал , но и у приятеля (голубенькая коробочка на Тике) .
Алексей прав , пока лампы свежие , звучание очень даже неплохое .

 

IMG_20190709_135401.jpg

Нет Ваня делать мне просто нечего.:(Ты у одного только слушал???  Я его не только у себя слушал,а еще у трех приятелей:Waks:.Какая разница,лучше от этого хлам не становится!

  • Like 3
  • Confused 1
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Случайный гость сказал:

Тот же Василич считает главное схема! и ему совершенно как мне кажется по х..р как он собран.Да и звучит по мне он очень похабно.:Sad:

Упоминание гната василича на приличных сайтах моветон)))) везде забаненый давно. Использование цепей коррекции в качестве регулятора тембра, тех. безобразие! Да, похабно, во всех тестах проигрывал, даже двухкаскадным на транзисторах, когда Севастополь российским городом ещё не был. Безобразие опять тут поминать его.

  • Like 4
Link to comment
Share on other sites

6 минут назад, Сергей Л. сказал:

Упоминание гната василича на приличных сайтах моветон)))) везде забаненый давно. Использование цепей коррекции в качестве регулятора тембра, тех. безобразие! Да, похабно, во всех тестах проигрывал, даже двухкаскадным на транзисторах, когда Севастополь российским городом ещё не был. Безобразие опять тут поминать его.

Так эти "крутилки":(-по мне издевательство над винилом и звуком! (если он-Винил действительно качественный).

IMG_20220826_164147.jpg

  • Like 2
  • Confused 1
Link to comment
Share on other sites

7 minutes ago, Случайный гость said:

Так эти "крутилки":(-по мне издевательство над винилом и звуком! (если он-Винил действительно качественный).

Не вижу никакого издевательства. Во-первых, в крайнем положении они работают как перемычки и по сути дела, преобразование идёт по классическому RIAA стандарту. Кроме того, пластинки имеют свойство замыливаться. И первыми страдают верха. Почему бы не добавить верхов и не дать возможности старой пластинке поиграть ещё чуть-чуть ? В конце концов, того звука, какой есть на старых записях, мы уже никогда не услышим, потому что практически все новоделы это ни что иное как копия с компакт диска. Ещё неизвестно, каким ЦАПом сделанная.

Крутилки тоже разные бывают. Я ставил альпсы. Тот дешман, что ставил Василич, естественно будут портить звук

  • Like 4
  • Confused 1
  • Sad 1
Link to comment
Share on other sites

И вообще, корректор Василича я упомянул вскользь, как первый корректор, собранный мной, когда только начал заниматься лампами. Какой смысл было начинать ругань по поводу него... Лучше б по поводу индуктивной коррекции кто-нибудь высказался...

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

18 минут назад, Alexey_04 сказал:

Кроме того, пластинки имеют свойство замыливаться. И первыми страдают верха.

Вот об этом , пожалуйста, поподробней.:(

  • Like 3
  • Sad 1
Link to comment
Share on other sites

2 minutes ago, irharry said:

Вот об этом , пожалуйста, поподробней.:(

Я не умею объяснять подробно очевидные вещи. Не знаю, как можно подробно рассказать про то, как игла картриджа затирает канавки на пластинке

  • Confused 1
  • Sad 1
Link to comment
Share on other sites

32 минуты назад, Alexey_04 сказал:

Не вижу никакого издевательства. Во-первых, в крайнем положении они работают как перемычки и по сути дела, преобразование идёт по классическому RIAA стандарту. Кроме того, пластинки имеют свойство замыливаться. И первыми страдают верха. Почему бы не добавить верхов и не дать возможности старой пластинке поиграть ещё чуть-чуть ? В конце концов, того звука, какой есть на старых записях, мы уже никогда не услышим, потому что практически все новоделы это ни что иное как копия с компакт диска. Ещё неизвестно, каким ЦАПом сделанная.

Крутилки тоже разные бывают. Я ставил альпсы. Тот дешман, что ставил Василич, естественно будут портить звук

Когда "замыливаются", попросту трещат, их, пластинки, выбрасывают, в настоящих же, студийных корректорах фильтры ФНЧ стоят в всегда, шип и треск убирать. Коррекция RIAA она незыблема, конструктора её выводят в 0,2 дБ и точнее, иначе фазовые искажения))) Новоделы, это не копии с компакт диска, конечно!

17 минут назад, Alexey_04 сказал:

И вообще, корректор Василича я упомянул вскользь, как первый корректор, собранный мной, когда только начал заниматься лампами. Какой смысл было начинать ругань по поводу него... Лучше б по поводу индуктивной коррекции кто-нибудь высказался...

Смысл есть, после покупки такого "корректора" люди никогда уже не узнают, что такое настоящий звук!

Коррекции на индуктивностях 80-ть лет уже, она не для начинающих совсем. В схеме А-нота этого ошибка.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

4 minutes ago, Сергей Л. said:

Когда "замыливатся", попросту трещат

Трещат они от механических повреждений. Как правило, в результате небрежного обращения. А замыливание - это такой же эффект, как по шестерёнкам повозить напильником

8 minutes ago, Сергей Л. said:

люди никогда уже не узнают, что такое настоящий звук!

Понятие настоящего звука весьма субъективное. Тем более, что схемотехника корректоров сильно не отличается. Взять хотя бы "Фанатика", схему которого выкладывал Юрий Анатольевич. Тоже три каскада. Коррекция только раздельная. Ну и лампы взяты другие. Может быть когда-то и его повторю. Хотя, меня больше заинтересовала схема(тоже от Юрия Анатольевича) с двухполярным питанием и без конденсатора на выходе. Но она сложнее и требует хорошего питания.

Да и вообще, из всех корректоров, что я собирал, мне именно транзисторный больше по звучанию понравился.

11 minutes ago, Сергей Л. said:

Коррекции на индуктивности 80-ть лет уже, она не для начинающих совсем. В схеме А-нота этого ошибка.

Ну я не настолько и начинающий. Да, намотать дроссели с довольно-таки точной индуктивностью будет трудно, но нет ничего невозможного.

  • Like 1
  • Funny 1
Link to comment
Share on other sites

16 минут назад, Alexey_04 сказал:

Трещат они от механических повреждений. Как правило, в результате небрежного обращения. А замыливание - это такой же эффект, как по шестерёнкам повозить напильником

Понятие настоящего звука весьма субъективное. Тем более, что схемотехника корректоров сильно не отличается. Взять хотя бы "Фанатика", схему которого выкладывал Юрий Анатольевич. Тоже три каскада. Коррекция только раздельная. Ну и лампы взяты другие. Может быть когда-то и его повторю. Хотя, меня больше заинтересовала схема(тоже от Юрия Анатольевича) с двухполярным питанием и без конденсатора на выходе. Но она сложнее и требует хорошего питания.

Да и вообще, из всех корректоров, что я собирал, мне именно транзисторный больше по звучанию понравился.

Ну я не настолько и начинающий. Да, намотать дроссели с довольно-таки точной индуктивностью будет трудно, но нет ничего невозможного.

Они от разного трещат и от механического повреждения тоже, радиальные царапины и т.д. в книжках всё написано, Апполонова - Шумова, Л.Дегрелл, там фирмачи из Шур всё подробно расписывают. У вас "замыливание" такое только. Нет смысла пока разъяснять. Все корректоры понаделаны ещё в 70-е, Макарова делали в 90 где-то, работает плохо. Не намотать и не рассчитать толком. Позднее сслылку дам про индуктивные корры, там на готовых.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

5 часов назад, Alexey_04 сказал:

Да, намотать дроссели с довольно-таки точной индуктивностью будет трудно, но нет ничего невозможного.

И экран для них уже есть или решение проблем по мере поступления?

Link to comment
Share on other sites

8 часов назад, Alexey_04 сказал:

Ну так и корректор Василича нормально звучит, если собран нормально. Просто лампы очень быстро садятся и корректор перестаёт звучать. А поначалу звук - огонь

У них срок службы не менее 3000 часов. Скорее всего, она "звучит", не прогретая, новая, а как прогреется, "придет в себя" и показывает свое истинное лицо. Как иная жена, до и после свадьбы... Это часто бывает, включил новый элемент, ВАУ!, а прогрелся, ФУ! 

Link to comment
Share on other sites

24 minutes ago, александр шумилов said:

И экран для них уже есть или решение проблем по мере поступления?

Спаять коробчонку из стали двушки - не такая большая проблема. А двушка - это всем экранам экран.

3 minutes ago, Yroxi said:

У них срок службы не менее 3000 часов. Скорее всего, она "звучит", не прогретая, новая, а как прогреется, "придет в себя" и показывает свое истинное лицо.

Сомневаюсь. Он не просто становится ФУ. Он в принципе перестаёт звучать. Звук становится глухим, АЧХ уплывает чёрти куда. Возможно, когда они новые, там действительно нет тока сетки при нулевом смещении. А потом, когда поработает, то этот ток появляется.

  • Like 1
  • Funny 1
Link to comment
Share on other sites

10 минут назад, Alexey_04 сказал:

 

Сомневаюсь. Он не просто становится ФУ. Он в принципе перестаёт звучать. Звук становится глухим, АЧХ уплывает чёрти куда. Возможно, когда они новые, там действительно нет тока сетки при нулевом смещении. А потом, когда поработает, то этот ток появляется.

Как то разговорился с толковыми ребятами из салона(как его, забыл, на углу был Покровки и Садового) так говорят усилки бывают двух видов, которые звучат хорошо не прогретые, просто заслушаешься, как из коробки вынешь, а прогреется, полная гадость и наоборот, новые, слушать не захочешь, а с прогревом раскрывается во всем цвете... 

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

×
×
  • Create New...